Главная страница
Навигация по странице:

  • Перикла

  • Александра Македонского

  • Яковец Учебник. Цццциииивв


    Скачать 6.48 Mb.
    НазваниеЦццциииивв
    АнкорЯковец Учебник.pdf
    Дата03.12.2017
    Размер6.48 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯковец Учебник.pdf
    ТипДокументы
    #10643
    страница32 из 66
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   66
    9.2. Государственно-правовые циклы, кризисы и трансформации
    Политическая власть и присущие ей институты — государство,
    которое обеспечивает упорядоченное функционирование общества, система правовых норм, вырабатываемая и поддерживаемая государством, и государственный аппарат, принуждающий к выполнению этих норм, — возникли примерно пять тысячелетий назад,
    на начальной стадии формирования раннеклассовой мировой цивилизации, вместе см поколением локальных цивилизаций.
    Формирование политической власти и ее институтов — одна из важнейших черт цивилизационного прогресса, нового этапа становления глобальной цивилизации.
    Созданию государственно-политического строя предшествовал многократно более длительный период социального устройства,
    когда основные вопросы жизни общины, рода, племени на прими- тивно-демократических (вечевых) началах решали избранные
    Глава 9. Цикличная динамика социально-политического строя, революций и войн

    380
    аваров устремились с Востока в Западную Европу, ас середины до начала IX в. арабы активно продвигались на Запад и Восток, подчинив молодой исламской цивилизации страны Ближнего и Среднего Востока, Северную Африку и Пиренейский полуостров. В XIII—XIV вв. мир стал свидетелем покорения монгольской цивилизацией востока и юга евразийского континента. В периоды
    Великих географических открытий и колониальных войн потоки европейцев освоили Северную, Центральную и Южную Америку,
    уничтожив местные цивилизации, устремились в Африку, Австралию и Азию.
    В XIX—XX вв. цивилизационная мобильность сократилась,
    увеличиваясь лишь вовремя и сразу после двух мировых война также в годы, когда страны Азии и Африки получили независимость. С конца ХХ в. мобильность снова начала нарастать, приняв форму международной миграции. Центрами притока мигрантов становятся Западная Европа и США, источниками — страны
    Азии, Африки, Латинской Америки. На время усилились миграционные потоки и вовремя распада Советского Союза и Югославии. Чем сильнее экономическая стратификация цивилизаций, тем мощнее потоки легальных и нелегальных мигрантов, тем сильнее межцивилизационное взаимопроникновение и связанные с ним противоречия. Многие страны Западной Европы, США, Австралия постепенно превращаются в смешанные цивилизационные,
    многоконфессиональные образования.
    3. Стратификация и мобильность в масштабах глобальной цивилизации. Стратификация глобальной цивилизации, выражающей единство человеческого рода на разных стадиях его развития,
    началась с возникновением системы локальных цивилизаций го поколения и модифицировалась в основном в индустриальную эпоху, особенно к ее концу, когда начались процессы глобализации. Эпоха за эпохой формировалось глобальное экологическое,
    технологическое, экономическое, социокультурное пространство,
    нарастала тенденция синхронизации в динамике авангардных и следующих за ними цивилизаций.
    Вместе стем, как было показано выше, возрастала экономическая стратификация локальных цивилизаций, а глобальная становилась все более многомерной в ее рамках сосуществовали и взаимодействовали (согласно закономерностям цикличной динамики и социогенетики) технологические, экономические, экологические способы производства, политические и социокультурные системы,
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций

    383
    лировали взаимоотношения между членами общества, устанавливали систему наказаний за совершенные преступления. Историкам известны законы Шульги, царя Ура (2093—2046 гг. дон. э.),
    вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. дон. э. Эти законы определяли основные принципы правосудия здесь мы видим нормы, охраняющие собственность царя, храмов и царских людей;
    устанавливающие порядок проведения операций с движимыми недвижимым имуществом определяющие наказания за телесные повреждения, неуплату долгов и т. п. Экономическая. Государство заменило архаичное право общинной собственности правом частной собственности, прежде всего государственной и храмовой, и жестоко карало за его нарушение, а также регулировало отношения товарного обмена, которых не было в первобытном обществе. Государство как форма социальной организации было необходимо человечеству, чтобы закрепить переворот в системе экономических отношений. Военная. Власть брала на себя ответственность за жизнь и безопасность своих граждан, защищая их от посягательств со стороны других государств и организуя нападения на последние с целью расширить свои территории, захватить богатства. Для этого создавалась профессиональная армия, а в критические моменты в войска призывалось почти все взрослое мужское население страны. Воспроизводственная. В период жизни цивилизаций го поколения эта функция государства имела особое значение, так как только общими усилиями можно было построить и поддерживать работу оросительных систем в бассейнах великих рек. Кроме того, нужно было предвидеть периоды их разлива, прорывать и регулярно прочищать оросительные каналы, защищать города и засеянные поля от возможного затопления. Все это требовало от власти поддержания суровой дисциплины и порядка. Фискальная. Государство собирало налоги и другие доходы и использовало их для выполнения всех остальных своих функций. Кроме того, оно в лице верховного правителя и представителей госаппарата устанавливало величину налоговых сборов, достаточных для удовлетворения потребностей государства ив тоже время дающих налогоплательщикам возможность не только выживать, но и приумножать свое благосостояние. Если же аппетиты государства оказывались чрезмерными, население поднимало бунта иногда и свергало слишком жадного правителя. Государство определяло и размеры таможенных платежей для внешней тор- говли.
    Глава 9. Цикличная динамика социально-политического строя, революций и войн

    382
    (либо доказавшие силой свое превосходство) главы семей и старейшины, опираясь на сложившуюся систему обычаев и табу
    (запретов).
    Такое социальное устройство было весьма эффективным в эпохи палеолита и мезолита. Однако уже в период неолита оно перестало обеспечивать выживание и развитие многократно увеличившихся по численности и усложнившихся по социальной структуре общин, вступило в противоречие с интересами наиболее трудоспособной части населения, а также родовой и племенной верхушки,
    вело к господству права силы и не давало возможности организовать большие массы работников при строительстве и эксплуатации оросительных систем. Кроме того, участились межплеменные конфликты, в результате которых разорялись и уничтожались многие общины.
    В конце неолита человечество попыталось решить эти противоречия путем создания так называемых вождистских, полугосударственных племенных и межплеменных объединений (чифдо- мов). Их социальная структура состояла из правящей верхушки,
    обслуживающей ее части населения и группы профессиональных воинов, которые защищали общину от набегов соседних племени сами осуществляли такие набеги. Однако эта переходная форма была неустойчивой и на рубеже III тыс. н. э. завершилась формированием государств как политической формы локальных цивилизаций го поколения.
    Тогда же определились основные функции государства в системе цивилизационных отношений. Законодательная, то есть создание системы норм права, регулирующих отношения между отдельными людьми и целыми социальными слоями. Возникновение права как системы означало непросто упорядочение и закрепление сложившихся при перво- бытно-общинном строе отношений, а настоящий переворот в этих отношениях. Ведь место вечевой демократии, предполагавшей равенство всех членов общины, заняла система властных отношений, которая закрепляла господство верховного правителя, опиравшегося насилу закона и считавшегося олицетворением бога на земле. Верховный правитель имел право издавать законы, судить,
    казнить, собирать налоги, объявлять и вести войну и т. п. Закреплялось классовое деление прежде имевших одинаковое социальное положение членов общества. При этом рабы объявлялись вне закона они не имели никаких прав, любой член общины имел право продать или даже убить раба. Одновременно нормы права регу-
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    В середине I тыс. н. э. античная система государственности оказалась в состоянии длительного кризиса, итогом которого стало формирование третьего большого государственно-политического цикла периода средневековой мировой цивилизации. Политически господствующим классом этой эпохи был многослойный класс феодалов, на вершине которого находился верховный правитель король, царь, император. Значительную роль во властной иерархии
    феодальной монархии играла церковь, которая иногда соперничала с верховным правителем. Лично зависимые крестьяне вот- личие от рабов предшествовавших эпох имели некоторые права и были объединены в общины, где сочетались частное и общинное права собственности. Особые правовые системы были у вольных
    городов, где имелись определенные демократические институты самоуправления ремесленных цехов и купеческих гильдий. Именно в вольных городах начались перемены, которые привели ранне-
    индустриальную цивилизацию к нидерландской и английской буржуазным революциям, рождению парламентских буржуазных

    республик, прикрытых завесой конституционной монархии. Эталонами утверждения буржуазного политического строя, адекватного политическому строю индустриальной цивилизации, стали Великая французская революция, война за независимость Соединенных Штатов Америки и создание США как государства с самой устойчивой конституцией, в полной мере воплотившей принципы политической системы индустриальной цивилизации. В XIX—XX вв.
    эта система получила широкое распространение во всем мире.
    Политико-правовое устройство локальных цивилизаций в ран- неиндустриальную и индустриальную эпохи отличалось значительной пестротой. Можно было наблюдать несколько его типов.
    В западных цивилизациях в ХХ в. постепенно утвердился буржу- азно-демократический строй в виде президентской или парламентской республики, иной раз прикрытой легким флером монархии. В восточных цивилизациях преобладали более или менее открытые формы монархии или диктатуры. Инновацией ХХ встали тоталитарные государства
    — в виде фашистских диктатур в Германии и Италии либо социалистических диктатур пролетариата при всевластии партийно-государственной бюрократической верхушки в СССР и других социалистических странах.
    В XX в. произошли радикальные перемены в геополитическом пространстве, в распределении территории и населения планеты между локальными цивилизациями. Об этом можно судить поданным, проведенным С. Хантингтоном табл. Глава 9. Цикличная динамика социально-политического строя, революций и войн. Социокультурная. Вовсе времена власть так или иначе поддерживала ученых, поэтов, художников, финансировала строительство дворцов и общественных зданий, способствовала укреплению морали и господства определенной религиозной и политической системы — идеологической основы своего господства.
    Все сказанное заставляет сделать вывод, что приверженцы марксизма неоправданно сводили функции государства только лишь к подавлению одного класса другим. Такой подход обедняет реальное разнообразие функций государства. На самом деле оно является важнейшим институтом цивилизационного устройства общества, а потому не может исчезнуть, как утверждают марксисты. Однако роль государства и его функции постоянно трансформируются, именно поэтому они отличаются в разных мировых и локальных ци- вилизациях.
    Каковы же были формы политико-правового устройства
    в различных цивилизациях?
    В раннеклассовой цивилизации государство было предельно централизированным, оформлялось в виде монолитных деспотических царств Египет, Вавилон. За отступление от установленных правовых норм верховная власть карала весьма жестоко, чаще всего виновного ждала смертная казнь.
    В цивилизациях античного общества жесткость государственного регулирования ослабевает, особенно в Средиземноморье. В Афинах времен Перикла (VI в. дон. э) возникают понятия демократии, выборности и сменяемости должностных лиц. Образцами демократической власти стали греческие полисы
    — города- государства, управляемые выборными правителями однако гражданских прав были лишены женщины и рабы. Существовали различные формы политической власти — демократии, охлократии, тирании, олигархии, аристократии. Платон и Аристотель,
    исследуя эти формы, отмечали цикличность в их смене.
    В античную эпоху возникла и такая форма политической власти, как мировые империи, носившие, как правило, межцивили- зационный характер. В качестве примеров можно назвать персидскую империю Ахеменидов (VI—IV вв. дон. э, империю
    Александра Македонского (IV в. дон. э) и служившую эталоном в течение столетий Римскую империю, которая с конца IV в. н. э.
    разделилась на Западную и Восточную (Византийскую) империи;
    последняя просуществовала дог. Римская империя создала наиболее совершенную систему права, которая лежит в основе современных правовых систем.
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    уровнями разнообразия, перегруженная, устаревшая политическая технология индустриальной эпохи разваливается на наших глазах [194. — С. 647—648]. Одним из проявлений такого кризиса на рубеже тысячелетий стало радикальное переустройство геополитического пространства, разбалансировка глобальной политической системы. С распадом СССР и мировой системы социализма ушла в прошлое эпоха биполярного мироустройства. Его возрождение в том же составе,
    по крайней мере в перспективе XXI в, невозможно настолько глубока катастрофа, постигшая евразийскую цивилизацию.
    Более реальна геополитическая биполярная модель в виде противостояния двух других гигантов — США и Китая. Последний постепенно набирает все большую силу и политический вес,
    опираясь к тому жена поддержку мощной диаспоры во многих странах мира. По прогнозам китайских экономистов, к 2030 г.
    КНР обгонит США по общему объему ВВП ив дальнейшем его преимущество будет только нарастать. Если прибавить к китайским показателям достижения Гонконга и Тайваня, то мы увидим, что китайская цивилизация действительно имеет все шансы со второй четверти XXI в. выйти на лидирующие позиции в мире и бросить открытый вызов североамериканской цивилизации,
    единственной сверхдержаве — США. Противостояние этих двух локальных цивилизаций во второй половине XXI в. будет нарастать, и многим цивилизациям придется выбирать, к какому из центров биполярного мира примкнуть. На сторону США наверняка встанут западноевропейская и постепенно сливающаяся с ней восточноевропейская, латиноамериканская и океаническая (Австралия, Новая Зеландия) цивилизации, так что эта группа стран будет преобладать в технологическом, экономическом и геополитическом отношениях скорее всего до конца XXI столетия. Однако по численности населения, потенциалу роста, социокультурной и политической активности первенство будет за Китаем, особенно если его сторонниками окажутся индийская, мусульманская и буддийская цивилизации. Влияние евразийской (если она сумеет возродиться) или российской (если такое возрождение не состоится) цивилизации на геополитической арене сохранится и даже возрастет в том случае,
    если она не примкнет ник одному полюсу, а по-прежнему будет самостоятельной и изберет для себя роль своеобразного моста между противоборствующими сторонами. Что касается африканской цивилизации (южнее Сахары, то ныне она политически Глава 9. Цикличная динамика социально-политического строя, революций и войн
    386
    Доля населения мира, находившегося под политическим контролем западной цивилизации, достигла максимума в 1920 г. Однако после Второй мировой войны этот показатель резко сократился и продолжает падать. Также уменьшается и доля евразийской цивилизации. Во второй половине ХХ в. значительно укрепили свое положение на геополитической арене мусульманская, индийская,
    латиноамериканская цивилизации (за счет ускоренного роста населения. Процесс демографической стратификации в цивилизационном разрезе усилится в XXI в.
    К концу ХХ в. большинство тоталитарных государств и мировых империй прекратило свое существование, буржуазно-демо- кратическое устройство распространилось почти во всех цивилизациях. Это дало основание американскому политологу Ф. Фуку-
    яме заявить о том, что мы являемся свидетелями конца истории, наступившего в результате окончательной и глобальной победы буржуазной демократии.
    Однако наделе столь унылое однообразие было лишь предвестником глубокого кризиса политической системы индустриального общества, предсказанного Э. Тоффлером: Построенная в неправильном масштабе, неспособная адекватно заниматься транснациональными проблемами, неспособная идти вровень с тенденцией ускорения, неспособная справиться с высокими
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций

    Таблица Доля населения мира под политическим
    контролем цивилизаций, %*
    Цивилизации
    1900
    1920
    1971
    1990
    1995
    Прогноз
    2010
    2025
    Западная (в т. ч. США 48,1 14,4 14,7 13,1 11,5 Евразийская 13,9 10,0 6,5 6,1 5,4 Мусульманская 2,4 13,0 13,4 15,9 17,9 Китайская 17,3 22,5 24,3 24,0 22,3 Индийская 0,3 15,2 16,3 16,0 17,1 Японская 4,1 2,8 2,3 2,2 1,8 Латиноамериканская 4,6 8,4 9,2 9,3 10,8 Африканская 0,7 5,6 8,2 9,5 11,7 Прочие 8,6 5,5 5,1 3,5 2,0 2,8
    *[259. — Р. 41].
    и следствия, вне правовых рамок. Известны три основные формы
    терроризма:
    °
    государственный, когда органы государственной власти уничтожают своих политических противников вне рамок закона;
    так было ив древних государствах, и во времена Ивана Грозного,
    и в годы гражданских войн и революций, и при гитлеровском фашизме, и вовремя сталинских репрессий;
    °
    политический, провозглашаемый политическими партиями и движениями и осуществляемый террористами-одиночками или их группами против государства и его органов, мирных граждан. В качестве примера приведем убийства народовольцами и эсерами императора Александра II и ряда министров царского правительства в России в конце XIX — начале ХХ в, а также террористические акции красных бригад во Франции и Италии, секты «Аум
    Сенрикё» в Японии;
    °
    международный, носящий межнациональный характер и развязанный экстремистами одной цивилизации против государственных органов и мирного населения другой цивилизации. Самые свежие примеры — теракты в США 11 сентября 2001 г, в Мадриде в мае 2004 г, в Беслане в сентябре 2004 г, в Лондоне в июле
    2005 г, серия терактов в других странах, деятельность своеобразного террористического интернационала — «Аль-Каиды».
    Динамика террористической деятельности, как и любого другого процесса, имеет цикличный характер. Частота терактов увеличивается в периоды политических кризисов, когда одна из противоборствующих сторон прибегает к крайнему средству для реализации своих целей, находя исполнителей среди экстремистски настроенной молодежи, беднейших слоев населения. Далеко не всегда с террором можно справиться методами антитеррора, основанными на насилии. Об этом свидетельствует многолетний опыт борьбы с терроризмом в Израиле, Испании, Северной Ирландии, Чечне, Дагестане. Необходимы меры политического и социального характера,
    направленные на уничтожение социальных корней терроризма, объединение усилий государства и общества. Опыт Италии, Германии,
    Японии показал, что подобное партнерство весьма результативно.
    Все возрастающий разрыв в экономическом и социальном развитии ведущих и отстающих стран мира становится одной из причин точечного столкновения цивилизаций. Нужно активно выявлять его социальные, экономические, демографические причины,
    а совместные усилия по их преодолению должны предпринимать не только отдельные страны и межгосударственные организации,
    Глава 9. Цикличная динамика социально-политического строя, революций и войн
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   66


    написать администратору сайта