Главная страница
Навигация по странице:

  • П. Сорокиным

  • Карлу Ясперсу

  • Яковец Учебник. Цццциииивв


    Скачать 6.48 Mb.
    НазваниеЦццциииивв
    АнкорЯковец Учебник.pdf
    Дата03.12.2017
    Размер6.48 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯковец Учебник.pdf
    ТипДокументы
    #10643
    страница31 из 66
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   66
    ЦИКЛИЧНАЯ
    ДИНАМИКА
    СОЦИАЛЬНО-
    ПОЛИТИЧЕСКОГО
    СТРОЯ, РЕВОЛЮЦИЙ
    И ВОЙН Глава Взбираясь от основания цивилизационной пирамиды к ее вершине, остановимся на предпоследнем этаже, характеризующем циклы и кризисы в динамике социально-политических и государ- ственно-правовых отношений, революций и войн. Как ив предыдущих главах, исследование ведется в цивилизационном разрезе в ритме пульсации и взаимодействия локальных, мировых и глобальной цивилизаций, в историческом прошлом и напер- спективу XXI столетия.
    В цикличной динамике социально-полити- ческого строя, в периодически потрясающих общество революциях и войнах находят отражение глубинные перемены в окружающей среде и народонаселении, технологиях и экономике. Но палитра перемен на этом этаже богаче и разнообразнее, в ней находят выражение и разрешение назревшие устремления социальных масс, субъективные подходы, а порой и заблуждения их лидеров

    372
    373
    9.1. Цивилизационная динамика
    социальной стратификации и мобильности
    С
    момента своего возникновения общество подразделяется на определенные, четко различаемые слои — страты, определяющиеся как биологическими особенностями конкретного человека и его жизненного цикла (деление по полу, возрасту, расе, таки приобретенными в процессе социального развития (классовая, экономическая, политическая, социокультурная, цивилизационная стратификация. Естественная стратификация сравнительно стабильна, возможность перехода из одной страты в другую ограниченна, если не считать перехода в другую возрастную группу по фазам жизненного цикла.
    Социальное деление более подвижно, налицо процессы социальной мобильности — движения вверх или вниз по лестнице экономической, политической, социокультурной цивилизационной стратификации, а также перемещение в другие группы по горизонтали.
    Теория социальной стратификации и мобильности разработана
    П. Сорокиным [184]. Он ввел в научный оборот ряд новых макро-со- циологических категорий:
    °
    социальное пространство
    как структура народонаселения планеты Социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли»
    [там же. — С. социальные координаты того или иного человека или социального слоя (группы) в этом пространстве — отношения человека к определенной группе, отношение этих групп друг к другу и отношение данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество там же. — С. социальная стратификация как распределение людей и социальных групп (страт) по определенному классификационному признаку (имущественному, политическому, профессиональному,
    религиозному), по горизонтальному и вертикальному параметрам социальной вселенной там же. — С. социальная мобильность — перемещение человека поверти- кали (вверх или вниз по иерархической лестнице) или по горизонтали из одной страты в другую на одном уровне там же. — С. Питирим Сорокин детально исследовал различные формы социальной стратификации (экономической, политической, профессиональной, цикличные колебания (флуктуации) их высоты и профиля, а также формы и флуктуации социальной мобильности вертикальной и горизонтальной, и вывел закономерности вертикальной мобильности там же. — С. 379—382, интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяются от общества к обществу, то есть в пространстве и всеобщность вертикальной мобильности экономической, политической и профессиональной — колеблются в рамках одного итого же общества в разные периоды его истории,
    усиливаясь в периоды социальных потрясений и революций;
    °
    в вертикальной мобильности нет постоянного направления нив сторону усиления, нив сторону ослабления ее интенсивности и всеобщности. Применительно к нашей теме эти закономерности можно толковать как разнообразие циклов социальной мобильности в различных цивилизациях и как цикличные колебания самой мобильности, смену периодов ее интенсификации и ослабления.
    Рассмотрим социальную стратификацию и мобильность в цивилизационном аспекте впервые эта проблема применительно к локальным цивилизациям исследована водной из наших работ. — С. 260—276].
    1. Стратификация и мобильность в динамике мировых цивилизаций. В отличие от естественной (половозрастной, расовой),
    социальная стратификация и связанная с ней социальная мобильность возникли вместе со становлением общественного разделе-
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций

    Глава 9. Цикличная динамика социально-политического строя, революций и войн
    В античную эпоху сохранялись основы социальной стратификации и мобильности, заложенные в период раннеклассовой цивилизации, с небольшими модификациями. К концу этой эпохи, в период цивилизационного кризиса, осевое время по Карлу
    Ясперсу, когда возникли мировые религии, сформировался еще один вид стратификации — конфессиональный
    — по принадлежности к той или иной религии и месту среди сторонников этой религии. Развивалась и конфессиональная (религиозная) мобильность по горизонтали (смена религиозных верований при распространении буддизма, христианства, иудаизма, ас в. н. э. — ислама) и по вертикали (от простых верующих до верховных священнослужителей. По мере развития общества поздней древности уже повсюду традиционных идеологий не хватало для обслуживания усложнившихся социумов… Повсюду возникали эти- ко-догматические учения… Этические учения иной раз принимали нерелигиозную форму, но постепенно не только складывались в догматические религии, но и переходили к письменной фиксации общеобязательного для верующих канона (зороастризм,
    различные формы брахманизма-индуизма; учения, растущие из иудаизма, ив первую очередь христианство, значительно позже ислам конфуцианство даосизм, манихейство и т. д. и т. п
    [73. — Vol 1. — С. Своеобразные формы социальной стратификации, закрепленные кастовой системой, сложились в индийской цивилизации.
    При этом переход из касты в касту был практически невозможен.
    Становление средневековой цивилизации с середины I тыс. н. э.
    привело к разрушению сложившейся в античном обществе социальной стратификации, ускорило процесс мобильности. Место двух прежних полярных классов — рабовладельцев и рабов — заняли феодалы (крупные землевладельцы, цари и короли, иерархи церкви) и зависимые крестьяне, уплачивавшие феодальную ренту в той или иной форме. Однако было множество других социальных групп, особенно в вольных городах ремесленников и купцов,
    организованных в цеха и гильдии, художников и артистов, архитекторов и строителей, ростовщиков и мытарей, государственных служащих разных профессий и рангов, солдат и офицеров и т. п.
    Сохранились сословные ограничения на социальную мобильность, на переход из одной группы в другую. Усилилась цивилизационная, и особенно конфессиональная, стратификация, поскольку религия господствовала в сфере духовной жизни и претендовала на лидерство в экономической и политической сферах.
    Глава 9. Цикличная динамика социально-политического строя, революций и войн

    374
    ния труда в период неолитической мировой цивилизации. Именно тогда люди начали заниматься (наряду с охотой, рыболовством,
    собирательством) земледелием, скотоводством, а также ремеслом и строительством, то есть возникла профессиональная стратификация. К концу неолита на базе моногамных семей и формирования частной собственности создались условия для имущественной стратификации и мобильности, экономического неравенства социальных групп внутри племени, рода, общины
    Решающий шаг в формировании социальной стратификации и мобильности, основы которой сохраняются поныне, был сделан в период раннеклассовой мировой цивилизации, в III тыс. дон. э.;
    это было подлинное осевое время сточки зрения формирования социально-политического строя, государства и права. В этот период окончательно оформилась имущественная стратификация, сформировались классы и крупные социальные группы рабовладельцев и рабов, мелких независимых или полузависимых крестьян, ремесленников, торговцев, государственных служащих, жрецов. Многократно усилилась профессиональная стратификация. Известно, что в Древнем Египте существовало множество профессий — земледельцы и пастухи, рыболовы и гребцы, огородники и садовники, гончары и каменотесы, ткачи и сандальщики, плотники и столяры, строители зданий и судов,
    художники и скульпторы, музыканты и певцы, танцовщики и парикмахеры, писцы и учетчики, надсмотрщики и управляющие. С возникновением государства появилась правящая верхушка
    (фараоны, цари, их приближенные, разнообразные государственные институты (армия, суды, тюрьмы, фискальные службы и т. д. Люди закреплялись в определенной структуре и профессии, передвигаясь по вертикали, а иногда и по горизонтали. Эта мобильность резко усиливалась в периоды войн и социальных потрясений, когда свободные становились рабами (а иногда и наоборот, люди быстро продвигались по служебной лестнице,
    меняли профессии.
    В эту эпоху возник еще один вид социальной стратификации цивилизационный. Большие группы людей различались по принадлежности к той или иной локальной цивилизации, приверженности к определенной системе социокультурных ценностей. Здесь также наблюдалась мобильность — передвижения из одной цивилизации в другую, особенно в периоды межцивилизационных войн, распространения мировых религий, а также в связи с развитием международной торговли.
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций

    377
    альное общество войдет в фазу зрелости, социальная мобильность уменьшится, утвердится социальная структура, адекватная условиями сущности постиндустриальной гуманистически-ноо- сферной цивилизации. Стратификация и мобильность локальных цивилизаций.
    Локальные цивилизации всех поколений существенно различались между собой по социально-политическому строю, экономическому положению, системе ценностей и характеру внутрициви- лизационной стратификации и мобильности. С приходом каждого нового поколения локальных цивилизаций (и, одновременно, со сменой мировых цивилизаций) трансформировались и их социальная структура, а также уровень и механизмы мобильности.
    Цивилизации го поколения египетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эламская, минойская, древнегреческая, месопотамские, индийская, китайская) имели много общего в своей социальной структуре, а их социальная мобильность была ограниченна. Все они были, по оценке ЛИ. Мечникова, цивилизациями великих рек, располагались всхожих природных условиях, а основой благосостояния для них служило высокоэффективное земледелие. Имущественная и политическая стратификация внутри цивилизаций го поколения достигала значительных масштабов,
    но между цивилизациями она не была столь заметной. При этом доля рабского труда в густонаселенных Индии и Китае была существенно меньше, чем в Древнем Египте и Месопотамии. Цивилизации го поколения по своей внутренней структуре и социальной стратификации отличались от цивилизаций го поколения. Хотя цивилизационное пространство в этот период расширилось, но разрыв между цивилизациями по уровню их экономического развития (экономическая стратификация) оставался незначительным. Об этом можно судить поданным о сред- недушевом ВВП (табл. 9.1
    ): в 1 г. н. э. разрыв между Западной
    Европой и Африкой составлял всего 12%. В таблице одной чертой подчеркнуты цивилизации с низшим, а двумя — с высшим уровнем ВВП.
    В течение I тыс. н. э. разница увеличилась всего лишь с 12% до 18%, причем Западная Европа, где переход от античной к средневековой мировой цивилизации стал наиболее тяжелыми разрушительным процессом, непросто утратила первенство, а оказалась в числе отстающих (92% к среднемировому уровню. А лидером была Латинская Америка, где в это время процветали цивилизации инков, майя и ацтеков.
    Глава 9. Цикличная динамика социально-политического строя, революций и войн
    376
    Сословные перегородки в социальной стратификации были ослаблены в период раннеиндустриальной мировой цивилизации
    и сломаны в буржуазном обществе, в период индустриальной мировой цивилизации.
    Рыночно-капиталистическая система хозяйства, буржуазная демократия, секуляризация общества создавали формально равные условия для свободной конкуренции и передвижения человека в социальных стратах по горизонтали и вертикали. Однако деление на классы (со своими антиподами — капиталисты и наемные рабочие, а также землевладельцы, крестьяне, ремесленники, люди свободных профессий, на профессиональные и политические группы не исчезло, хотя по-прежнему обеспечивалась социальная мобильность по вертикали и горизонтали.
    Усилилась значимость цивилизационной и конфессиональной стратификации и мобильности.
    В тоталитарных государствах (как социалистического, таки фашистского типа) в позднеиндустриальном обществе чрезвычайно возросла роль партийно-государственной верхушки как особой страты, стоявшей на вершине пирамиды политической и экономической (имущественной) стратификации. Были возведены новые, основанные на принадлежности к той или иной политической партии преграды на пути социальной мобильности. Однако к концу ХХ в. тоталитарный строй в основном сошел с исторической сцены.
    Цивилизационный кризис конца ХХ — начала XXI в, итогом которого будет становление постиндустриальной мировой цивилизации, стал причиной очередного взрыва социальной мобильности, глубоких преобразований в системе социальной и цивилизационной стратификации. Ее контуры еще не вполне определены, но некоторые тенденции можно отметить. Это прежде всего усиление цивилизационной и конфессиональной стратификации в результате становления го поколения локальных цивилизаций и ожесточения борьбы между ними возрождение влияния религии (хотя и не в той степени, которая наблюдалась в средневековом обществе. Гражданское общество пытается смягчить имущественное и политическое расслоение общества,
    но это не всегда удается. В переходный период активизируется социальная мобильность — формируются новые элиты (как это произошло в России и других постсоветских странах, увеличивается число мигрантов, происходит энергичное перемещение по вертикали и горизонтали в имущественных и политических стратах. Вероятно, лишь к середине XXI в, когда постиндустри-
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    В последующие столетия она вновь приблизилась к мировым показателям, а в XIX в. немного превысила их (103% в 1820 г. ив г. Вначале ХХ вона оказалась несколько ниже этого уровняв г, но затем, несмотря на тяжелые потери вовремя Первой и Второй мировых войн, снова превзошла мировой уровень (в 1950 г. на 35% ив г. на 48%). Однако стагнация экономики в е годы и особенно неолиберальные рыночные реформы х годов и распад СССР отбросили ее до уровня от мировых показателей в 2001 г. В столь бедственном положении евразийская цивилизация оказывалась разве что вовремя предыдущих национальных катастроф — монгольского нашествия
    XIII в, Смуты начала XVII в. и Гражданской войны началах годов ХХ в.
    Периодически менялась и геополитическая стратификация

    локальных цивилизаций. В м поколении лидировали цивилизации Древнего Египта, Междуречья, Индии, Китая. Во м поколении первое место заняла греко-римская цивилизация, а китайская и индийская остались на ведущих позициях. В период становления цивилизаций го поколения в авангарде оказалась Западная
    Европа. В раннеиндустриальную ив начале индустриальной эпохи она распространила свое влияние на большую часть ойкумены,
    создав огромные колониальные империи. Евразийская цивилизация располагала гораздо меньшими ресурсами и влиянием. После
    Второй мировой войны утвердился биполярный мир, СССР достиг военно-технического паритета с Западом.
    С конца XIX в. политическое лидерство постепенно захватывают США. В е, после распада СССР и советского блока, они превратились в единственную сверхдержаву, которая диктует свои условия остальному миру. Установилось неустойчивое равновесие, которое вряд ли сохранится надолго — слишком быстро возрастает экономическое могущество и политическое влияние китайской, индийской и мусульманской цивилизаций.
    Что касается мобильности локальных цивилизаций, то она также менялась от эпохи к эпохе, то нарастая, то ослабевая. Например, в период Великой греческой колонизации VII—VI вв.
    до н. э, в результате столкновения персидской и греческой цивилизаций, мощный поток мигрантов устремился из городов-поли- сов материковой Греции в поселения на побережье Средиземного,
    Черного и Азовского морей. На I тыс. н. э. приходится два пика мобильности цивилизаций. В IV—VII вв., вовремя так называемого Великого переселения народов, армады готов, гуннов, венгров,
    Глава 9. Цикличная динамика социально-политического строя, революций и войн
    378
    Однако в период жизни го поколения локальных цивилизаций,
    средневековой мировой цивилизации Западная Европа вновь оказалась в авангарде, а диспропорция в уровне экономического развития увеличилась до 192% (в 1500 г. Затем, в индустриальную эпоху, когда достигли стадии зрелости цивилизации го поколения, ведущие позиции заняла молодая североамериканская цивилизация с центром в США, а уровень экономической стратификации стал стремительно повышаться, достигнув кг, а кг. Китай и Индия, которые в средневековую и раннеиндустриальную эпохи находились примерно на среднемировом уровне, утратили былое преимущество Китай был замыкающим в 1870 г. (61%), 1913 г. (36%), 1950 г. ига Индия — в 1973 г. (Лишь с конца ХХ в, с началом формирования го поколения
    локальных цивилизаций, их экономическая стратификация несколько сократилась — св г. до 1848% в 2001 г. на 14%), в основном за счет стремительного развития китайской и индийской цивилизаций. На нижней ступени экономической
    «лестницы» оказалась Африка, положение которой продолжает ухудшаться (с 42% к мировому уровню в 1950 г. до 25% в 2001 г. Евразийская цивилизация, которая в 1000 г. была в числе лидеров к мировому уровню ВВП), кг, в результате феодальных войн и монгольского нашествия, опустилась до 88%. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    Таблица Динамика соотношения среднедушевого ВВП по
    цивилизациям, в % к мировому уровню Цивилизации 1500 1600
    1700 1820 1870
    1913 1950 1973 Мир 100 100 100 100 100 100 100 100 100 Западная Европа 92 136 150 162 181 224 227 217 279 Восточная Европа 109 88 92 99 102 107 129 100 122 Бывший СССР 109 88 93 99 103 108 98 135 148 США 67 86 188 279 348 453 408 Латинская Америка 90 109 73 74 86 104 78 97 119 110 Япония 97 88 87 93 100 84 91 91 279 Китай 103 106 101 98 90 61 36 21 21 Индия 103 97 92 89 80 61 44 29 21 Африка 97 73 71 68 63 57 42 42 34 Отношение верхнего уровня
    112 118 192 224 238 298 457 967 2157 1942 к нижнему, %
    [264. — Р. 262].
    присущие разным эпохам. Социальная стратификация и мобильность возрастали в кризисных фазах цивилизационных исторических циклов, когда происходило обновление и обогащение социального генотипа глобальной цивилизации, определялись пути ее дальнейшего развития. Перемены происходили в трехмерном цивилизационном пространстве со сменой мировых цивилизаций,
    поколений локальных цивилизаций и исторических суперциклов,
    отражающих смену фаз жизненного цикла глобальной цивилиза- ции.
    В первой половине XXI в, в период становления постиндустриального гуманистически-ноосферного, интегрального общества,
    следует ожидать интенсификации перемен, радикальных сдвигов в социальных стратах, усиления межцивилизационной социальной мобильности, перестройки глобального цивилизационного пространства во всех его измерениях. Однако к концу столетия,
    когда человечество минует сложный переходный период (если он окончится благополучно, без столкновения цивилизаций и глобальных катастроф, интенсивность перемен ослабнет, наступит время сравнительной стабильности, а следующее столетие ознаменуется расцветом постиндустриальной мировой цивилизации и третьего исторического суперцикла.
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   66


    написать администратору сайта