Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Противоречиво влияние революции на духовную жизнь общества

  • 3. Помысли Питирима Сорокина, революция (если за ней

  • Рассмотрим теорию и историю революций в интересующем нас разрезе революции в динамике глобальной, мировых и локальных цивилизаций

  • Эхна- тон

  • Яковец Учебник. Цццциииивв


    Скачать 6.48 Mb.
    НазваниеЦццциииивв
    АнкорЯковец Учебник.pdf
    Дата03.12.2017
    Размер6.48 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯковец Учебник.pdf
    ТипДокументы
    #10643
    страница34 из 66
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   66
    изменения поведения людей вовремя революций. Революция Глава 9. Цикличная динамика социально-политического строя, революций и войн
    396
    и Ф. Энгельс
    , для которых революционное насилие выступало в качестве непременной составной части исторического прогресса.
    В начале ХХ в. крупнейшим теоретиком и практиком социаль- но-политических революций стал В. И. Ленин, который не только раскрыл предпосылки, сущность, социальные силы и механизм осуществления социалистической революции, но и руководил грандиозным экспериментом по ее осуществлению в России — в расчете на ее перерастание в мировую революцию. И хотя на первой стадии революции масштаб преобразований оказался значительно больше задуманного, а конечный результат, как обычно, оказался весьма далек от идеала, — тем не менее недооценивать значимость революции не следует. Она стала крупной вехой на завершающем этапе жизненного цикла индустриальной мировой цивилизации и круто изменила траекторию развития локальной российской цивилизации, хотя той и пришлось заплатить чрезмерную цену.
    Пожалуй, наиболее глубокое социологическое обоснование теории революций предложено П. Сорокиным в книге, написанной в 1922—1923 гг., почти сразу после того, как в России произошла революция (в которой автор сыграл далеко не последнюю роль, и опубликованной в США (на английском языке) в 1925 гав России (на основе первоначального русского оригинала) лишь в 2005 г. [182]. Поле его исследования — социально-полити- ческие революции в разных цивилизациях, начиная с древнеегипетской и заканчивая революциями в России в м, феврале и октябре го. Особое внимание уделено русской революции:
    «Она заслуживает этого внимания и потому, что по своей глубине и размаху является одной из самых великих революций, и потому,
    что я имел возможность изучать ее непосредственно, и потому, что она проливает свет на многие стороны прошлых революций»
    [там же. — С. 25. Далее — сноски на страницы этой книги. Остановимся на основных положениях теории революций Питирима
    Сорокина, она поможет уяснить суть и перспективы происходящих в конце ХХ — первой половине XXI в. в мире ив России глубоких преобразований (незабываем, что речь идет преимущественно о социально-политических революциях и их влиянии на динамику цивилизаций. Исследуя основные причины революций, Питирим Сорокин видит их в невозможности основной части общества удовлетворить важнейшие и минимально-необходимые инстинкты. К числу таких ущемленных инстинктов, согласно П. Сорокину, относятся потребности:
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    людей. Теорию П. Сорокина подтверждают статистические данные такс по 1922 г. убыль населения в советских республиках составила 15—16 млн человек С. 125]. Аналогичные процессы наблюдались и вовремя других революций — английской, французской, китайской. В периоды революций ухудшается социальный агрегат,
    радикальные перемены происходят в структуре общества, многократно возрастает социальная мобильность. Во второй стадии революционных преобразований происходит некоторый откат, наблюдаются обратная циркуляция и уменьшение амплитуды колебаний объемов групп, восстановление прежнего механизма отбора и размещения индивидов С. 146]. Некоторые классы и социальные группы исчезают с исторической сцены, другие, напротив, появляются на ней. Происходят радикальные перемены в самих социальных
    процессах. На первой стадии революции организация общества деформируется в сторону нерегулируемого анархического автоно- мизма; однако он быстро сменяется деспотическим этатизмом, который с окончанием революции начинает хиреть С. На второй стадии автономность ликвидируется, притесняются права и свободы граждан, растет вмешательство в их жизнь со стороны власти свобода слова, печати, собраний сводится на нет, свобода воспитания, обучения, передвижения ограничивается С. 179,
    182]. Падают объемы производства, усиливается экономическое неравенство, стремительно растет число бедных, дезорганизуется экономическая жизнь общества С. 186]. Огосударствление последнего приводит к тому, что место инициативного предпринимателя, подгоняемого стимулами выгоды ириска, занимает чиновник, со всеми вытекающими последствиями С. 194]. Недостатки этатизма усиливаются многократно из-за неудачного подбора и абсолютной непрофессиональности новоиспеченных руководителей;
    огромная армия чиновников тормозит развитие страны С. 195].
    6. Противоречиво влияние революции на духовную жизнь
    общества. С одной стороны, революция играет роль реактива, помогающего отличать «псевдознания» и «псевдоопыт» от подлинного знания и опыта представляя собой колоссальную и прямую,
    а не косвенно-книжную школу жизни, революция учит многому, в ряде отношений ведет к обогащению знаний и опыта С. 196]. Революция содействует новаторству и дает обществу необходимый ему новый опыт, пробуждает интерес, расширяет умственный прогноз С. Глава 9. Цикличная динамика социально-политического строя, революций и войн
    398
    это прежде всего изменение поведения членов общества, их психики и идеологии, убеждений и верований, морали и оценок С. Отличительными чертами таких изменений являются их массовость, быстрота и резкость, специфический характер, интенсивная циркуляция, социальные перегруппировки, неустойчивость и постоянные колебания строения общества С. 38—39]. Государствен- но-политическая революция характеризуется впервой своей стадии угасанием реакции повиновения у значительной части граждан С. 55]. Общество или начинает гибнуть, или же ему прививаются новые рефлексы повиновения С. 56]. На первой стадии угасают также трудовые рефлексы, на второй они вновь прививаются обществу С. 65]. Происходит деформация рефлексов собственности, все усилия направляются на захват чужого достояния,
    что приходится тормозить на второй стадии С. 73—74]; гипертрофируются такие черты, как алчность, жадность, хищничество С. 83]; деформируются половые рефлексы, распространяется половая распущенность, увеличивается число половых извращений
    [С. 83—84]. Первая стадия революции ведет к деморализации, ослаблению религиозных, морально-правовых, этических ограничений, возрастает количество преступлений против личности С. 94—96]. Общество захлестывают волны грабежей, разбоев,
    краж, мошенничества, взяточничества и других имущественных преступлений С. 106]. Второй период революции кладет начало возрождению правовых, моральных и религиозных рефлексов С. 111]. Вовремя революционной ломки духовная деятельность людей снижается до примитивного уровняв результате растет число психических заболеваний. Это содействует распространению в обществе радикальных (анархических или, напротив, реакционных и шовинистических) теорий С. 121].
    3. Помысли Питирима Сорокина, революция (если за ней
    следует гражданская война) отрицательно влияет на демографические процессы резко сокращается численность населения повышается кривая смертности и понижается кривая рождаемости ухудшается качественный состав населения. В ней революции гибнут главным образом биологически наиболее здоровые, энергетически — трудоспособные психически — самые волевые, талантливые и умственно-развитые; морально — наиболее устойчивые, обладающие прочными нравственными рефлексами»
    [С. 125]. Одновременно ухудшается генетический фонд положительных свойств народа, что способствует его деградации ивы- рождению ухудшается жизнеспособность и здоровье выживших
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций

    401
    ционных преобразованиях, которые являют собой интенсивную форму социальных перемен Революции характеризуются как самый интегральный, насильственный и осознанный процесс всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявления незаурядных организационных способностей и высокоразвитой идеологии социального протеста там же. — С. 44]. С этой точки зрения автор анализирует революции нового времени, отождествляя их с этапами распространения цивилизации из Западной Европы и Северной Америки по всему миру там же С. 234]. Все сказанное относится и к социалистическому типу революций новейшего времени, которые порождены западноевропейской цивилизацией:
    «Начало развития в Западной Европе социализма было предопределено спецификой европейской цивилизации. Распространение социализма за пределами Европы было предопределено распространением цивилизации Нового времени и сопровождалось выявлением свойственных ей фундаментальных противоречий там же. — С. Важнейшими внешними факторами революций являлись войны. Внутренними же факторами были экономические изменения,
    структурные сдвиги, связанные с расширением рынков и техническими нововведениями, формированием нового способа производства и новых идеологических система также борьба между элитами, массовые народные восстания, религиозные и идеологические движения там же. — С. Следует отметить, что социально-политические революции как наиболее яркая форма радикальных перемен сопутствовали всей истории цивилизаций и сопровождали как смену циклов в их динамике (а подчас и рождение новых локальных цивилизаций),
    смену мировых цивилизаций, таки переход к новым фазам их жизненного цикла.
    Рассмотрим теорию и историю революций в интересующем
    нас разрезе революции в динамике глобальной, мировых и локальных цивилизаций.
    Сущность революционных переворотов в развитии цивилизаций состоит в их радикальной трансформации, завершающейся возникновением новой цивилизации или переходом к очередному крупному этапу в ее развитии, изменениями в ее структуре и ускорением темпов преобразований. Революции служат поворотными точками в жизни цивилизации, изменяют ее генотип (наслед-
    Глава 9. Цикличная динамика социально-политического строя, революций и войн

    400
    На завершающей стадии революции идеологии первого ее периода теряют популярность, успех имеют консервативные теории,
    призывающие к уничтожению самих условий для развития революции СВ любой революции действует закон социального иллюзионизма. Результат революции всегда оказывается иным, чем это казалось в ее начале, противоречащим ее лозунгам. Причем все отрицательные последствия революции больнее всего бьют по наименее защищенным слоям общества С. 217]. Это подтверждается опытом всех великих революций.
    Книга Питирима Сорокина, написанная под свежим впечатлением участия — на стороне проигравших — в русской революции,
    носит на себе печать впечатлений и переживаний автора, а потому не может дать полного и объективного представления о революционных трансформациях в обществе, тем более — в цивилизационном разрезе. Однако в ней содержится точное и яркое описание причин, механизмов, этапов, последствий революции сточки зрения социологии. Многое из того, что сказано П. Сорокиным,
    поразительно напоминает процессы, происходившие в е годы в России и некоторых других странах. В последующих его книгах Социальная и культурная динамика [183], Главные тенденции нашего времени [181] — мы видим уже более широкий и объективный подход автора к революционным трансформациям враз- ных цивилизациях ив различных сторонах жизни общества.
    Однако обратимся к другой работе, специально посвященной роли революции в плане сравнительного изучения цивилизаций монографии Ш. Эйзенштадта Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций, вышедшей в свет в 1978 г, нов России изданной лишь в 1999 г. В монографии преобладает социологический подход к пониманию содержания, форм и последствий революций, а также их роли в динамике традиционных обществ и цивилизаций нового времени. Автор расценивает революции как движения в обществе, ориентированные на радикальные преобразования, на будущее:
    «Великие революции можно рассматривать как наиболее драматичные, а может, и наиболее успешные попытки в истории человечества осуществить на макросоциальном уровне этические представления… Для революций характерна была ориентация на будущее как центральный компонент культурной программы современности там же. — C. 30]. Подобная направленность обусловливает ведущую роль независимой интеллигенции в револю-
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    структуре и государственно-политическом устройстве общества
    (социальные либо политические революции).
    В любом случае революция ограничена во времени, хотя она может длиться от нескольких недель, месяцев и лет до нескольких десятилетий, а то и (на ранних стадиях развития общества) доне- скольких столетий. За это время она проходит, согласно П. Соро- кину, два этапа развития. На этапе революционного прорыва реализуются идеалы, движущие мотивы революции и происходит разрушение части наследственного ядра. На этапе частичной контрреволюции в эти идеалы вносятся радикальные коррективы,
    меняются движущие силы, устраняются необоснованные нарушения генотипа и утверждается новый строй, новая цивилизация или этап ее развития. Так революционный прорыв уступает место сравнительно плавному, эволюционному развитию, закрепляющему происшедшие в революционную эпоху перемены (основную,
    исторически оправданную их часть).
    Если брать пространственный разрез цивилизационной революции, тов ней можно выделить эпицентр, в котором она начинается (например, для промышленной революции — Великобританию зону развертывания (для той же промышленной революции ведущие страны Западной Европы и США периферию,
    где процесс освоения революции осуществляется с запозданием на один-два исторических такта (например, Россия в XIX в болото — страны, которые надолго остаются на предшествующих стадиях развития, подчиняясь вырвавшимся вперед цивилизациям (пример — Индия и страны Африки в эпоху колониального господства).
    Обратимся теперь к истории революций в динамике цивилизаций вкратце, так как более полное и конкретное описание этих революций представлено в следующей части нашей книги).
    Исходным пунктом истории стала неолитическая революция,

    в ходе и результате которой сформировались технологическая,
    экологическая и экономическая составляющие наследственного генотипа (воспроизводящая экономика, общественное разделение труда, преобразование природных ресурсов, зачатки имущественного расслоения, социальной стратификации, товарного обмена и рынка. При этом сохранялся родоплеменной, догосударствен- ный строй, примитивный идеациональный социокультурный строй, еще не сложились локальные цивилизации. Было положено начало глобальной и первой мировой цивилизации, закончилась предыстория и начался отсчет истории общества.
    Глава 9. Цикличная динамика социально-политического строя, революций и войн
    402
    ственное ядро, очищая его от устаревших, отживших свой срок элементов и обогащая новыми элементами, позволяющими ей адаптироваться к переменам во внутренних и внешних условиях ее развития. Это сравнительно длительный и болезненный процесс, нередко сопровождающийся социальными катастрофами, но он необходим для повышения жизнеспособности и прогресса этого сложного социального организма.
    С точки зрения динамики цивилизаций можно выделить следующие виды цивилизационных революций рис. революции в динамике глобальной цивилизации, связанные с ее возникновением (неолитическая революция, переходом к новому историческому суперциклу и к очередной мировой цивилизации как крупному этапу жизненного цикла глобальной цивилизации. Примером может служить промышленная революция, ставшая причиной перехода к индустриальной мировой цивилизации в рамках второго исторического суперцикла;
    °
    революции в развитии мировых цивилизаций, знаменующие их становление (например, переворот в развитии общества в момент возникновения раннеклассовой мировой цивилизации в конце начале III тыс. дон. э) или переход к очередному этапу в их развитии;
    °
    революции в динамике локальных цивилизаций, находящие выражение в становлении нового поколения локальных цивилизаций (что мы наблюдаем в конце ХХ — начале XXI вили конкретной локальной цивилизации (например, западноевропейской, монгольской и др.).
    Можно говорить и о контрреволюционном перевороте в жизненном цикле той или иной локальной цивилизации, когда она совершает исторический зигзаг, двигаясь в противоположном общей цивилизационной динамике направлении (так можно оценить переворот началах годов, приведший к распаду евразийской цивилизации, и устремление российской цивилизации назад,
    к деформированному строю стихийного капитализма XIX в. В этом случае можно говорить об эпохальной антиинновации. Структура цивилизационной революции неоднородна. В ней выделяется то или иное ведущее звено в составе генотипа цивилизации, влекущее за собой качественные преобразования остальных составляющих генотипа. В одних случаях это может быть смена социокультурного строя, в других — становление нового технологического, экономического и экологического способов производства, в третьих — радикальные перемены в социальной
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    Глава 9. Цикличная динамика социально-политического строя, революций и войн
    404
    Цивилизационная революция раннеклассового общества конец — начало III тыс. дон. э) завершила процесс формирования генотипа цивилизации, положила начало раннеклассовой мировой цивилизации и 1-му поколению локальных цивилизаций. Изменился социокультурный строй — возникли наука, система образования,
    иерархически организованные религии как общественный институт. Примером может служить Древний Египет, где фараон Эхна-
    тон, правивший с 1419 по 1400 гг. дон. э, предпринял неудачную попытку ввести монотеистическую религию. В период раннеклассо- вой цивилизации произошел переворот в технологии, экологии и экономике — в результате освоения выплавки и ковки металла,
    формирования в долинах великих рек мощных ирригационных систем, создания сети городов, развития ремесла и строительства, институтов рынка. Был надстроен пустовавший до того социально- политический этаж пирамиды цивилизации возникали государства, классы, политические системы, рабовладение, жесткая политическая стратификация. Здание цивилизации утвердилось во всей полноте составляющих его элементов. Значение этой революции часто недооценивают, отдавая дань лишь осевому времени К. Яс-
    перса; между тем грандиозность преобразований в обществе, сумма эпохальных инноваций намного превосходили то, что было достигнуто цивилизационными революциями последующих эпох.
    Цивилизационная революция античной эпохи (первая треть
    I тыс. дон. э) записала в свой актив не только освоение орудий и оружия из железа, но и значительное распространение ареала локальных цивилизаций, формирование го их поколения, атак- же появление мировых империй, зарождение в греческих городах- полисах принципов демократии, небывалый расцвет науки искусств и недолгое торжество интегрального социокультурного строя, после которого утвердился строй чувственный.
    Революция средневековой эпохи проходила (в эпицентре) в течение вв. н. э. и носила глубокий характер, будучи связанной со становлением второго исторического суперцикла, средневековой мировой цивилизации, го поколения локальных цивилизаций, утверждением феодального социально-политического и идеационального социокультурного строя, господства мировых религий и олицетворяющих их церковных институтов. Эпицентр революционных преобразований сначала переместился на Восток,
    затем вернулся в Западную Европу.
    Революция периода раннеиндустриальной цивилизации (XIV—
    XV вв.) не отличалась столь радикальными преобразованиями. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    Рисунок 9.1. Классификация революций в динамике
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   66


    написать администратору сайта