Главная страница

Яковец Учебник. Цццциииивв


Скачать 6.48 Mb.
НазваниеЦццциииивв
АнкорЯковец Учебник.pdf
Дата03.12.2017
Размер6.48 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЯковец Учебник.pdf
ТипДокументы
#10643
страница33 из 66
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   66
388
разобщена и, несмотря на то, что ее доля в населении мира возрастает, вряд ли будет реально влиять на развитие геополитического пространства XXI в.
При определении геополитического будущего следует учитывать такой альтернативный сценарий, как возможность столкновения цивилизаций, о чем предупреждает в своей работе С. Хантингтон
.
Противоречия, столкновения интересов различных цивилизаций неизбежны. Вопрос в том, каковы формы этих конфликтов и методы их разрешения. Назовем лишь основные формы меж-

цивилизационных конфликтов:
°
политические разногласия;
°
торговые войны;
°
вооруженные столкновения цивилизационные конфликты и войны в рамках одного государства, которые завершаются новым компромиссом (Ливан) либо распадом государства (Югославия);
°
войны между государствами, принадлежащими к разным,
соперничающим между собой цивилизациям (такая война едва не началась в 2003 г. между Индией и Пакистаном — столкновение индийской и мусульманской цивилизаций);
°
точечные столкновения в форме международного терроризма, которые приобрели характер террористической волны вначале в. Основным источником ее нарастания являются экстремистские круги мусульманской цивилизации;
°
крупномасштабное военное столкновение локальных цивилизаций с применением оружия массового уничтожения. Подобный конфликт может приобрести масштабы новой мировой войны и закончиться самоубийством человечества. Возможные результаты такого столкновения показаны в сценарии ядерной зимы»,
разработанном под руководством Н. Н. Моисеева [134, Последний вариант — столкновение цивилизаций — весьма маловероятен в современной геополитической обстановке, по крайней мере впервой половине XXI в. Наибольшую опасность вначале века приобретает волна международного терроризма

как острейшее проявление геополитического кризиса современного переходного периода. Чтобы преодолеть его, нужно осознать всю серьезность терроризма как социального феномена, раскрыть его причины, формы, последствия.
Как социальное явление терроризм возник одновременно с государством. Суть терроризма состоит в убийстве людей без суда ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
тайской цивилизации не исключено вхождение Тайваня в состав
КНР на испробованном в Гонконге принципе — одно государство, две системы. Для евразийской цивилизации речь может пойти о реинтеграции (ноне в той степени, как это было характерно для СССР) в рамках СНГ или еще более узких рамках. Наиболее сложна и отдаленна эта перспектива для слабо интегрированных буддийской и африканской цивилизаций;
°
глобально-цивилизационный уровень, который реализуется как поэтапное, длительное формирование государственно-право- вых институтов, выражающих общие интересы всего человечества, всех стран и цивилизаций, проводящих в жизнь общую стратегию развития, разрешающих международные конфликты и наделенных для выполнения этих функций необходимыми и достаточными правомочиями и ресурсами. Просматриваются два варианта формирования глобального
государственно-политического устройства XXI века в виде глобальной империи со всемирным правительством во главе или глобальной федерации в виде глобального сообщества стран и цивилизаций на базе трансформации ООН и других ныне существующих межгосударственных институтов в рамках многополярного мира.
Тенденция формирования глобальной империи с центром в единственной ныне сохранившейся сверхдержаве довольно четко проявляется в экспансионистской политике США, заявивших претензии на мировое лидерство и глобальное руководство. Весьма откровенно претензии на господство Америки сформулировал З. Бжезинский
: Цель политики США должна без каких-либо оправданий состоять из двух частей необходимости закрепить собственное господствующее положение, по крайней мерена период существования одного поколения, но предпочтительно на еще больший период времени, и необходимости создать геополитическую структуру, которая будет способна смягчать неизбежные потрясения и напряженность, вызванные социально-политическими переменами, в тоже время формируя геополитическую сердцевину взаимной ответственности за управление миром без войн
[17. — C. 254]. По сути, речь идет о формировании единого глобального государства (в форме федерации) с системами законодательной, исполнительной, судебной власти, общей правовой системой.
Однако нужно сказать, что перспектива создания такого государства в форме всемирной федерации на перспективу всего
XXI столетия нереальна. Слишком глубоки социально-политичес- кие различия между странами, слишком противоречивы их интере-
Глава 9. Цикличная динамика социально-политического строя, революций и войн
390
но и все глобальное гражданское общество. Необходимо также ужесточение всеми странами наказаний, вплоть до смертной казни, для террористов, их заказчиков и пособников. Следует особо отметить негативную роль телевидения, кино и Интернета в распространении терроризма регулярные показы на экранах сцен насилия и убийств привели к обесценению человеческой жизни,
воспитали у подрастающего поколения склонность к насилию. Можно ожидать, что по мере ослабления социально-политиче- ского кризиса в среднесрочной перспективе, в х гг. XXI в. накал терроризма снизится. Однако, чтобы подобные прогнозы сбылись, всему глобальному сообществу нужно вести активную антитеррористическую политику, принимать целенаправленные долгосрочные меры по искоренению экономических, социально- политических и идеологических основ терроризма. Как будет в будущем формироваться государственно-право-
вая сфера сточки зрения цивилизационных циклов Возможны два сценария развития событий. Оба они исходят из той посылки,
что впервые десятилетия XXI в. противоречия между цивилизациями еще более обострятся, а преобразование глобальной цивилизации достигнет пика в последующие же десятилетия ситуация стабилизируется, утвердится постиндустриальный социально-по- литический строй. Однако вначале второй половины столетия,
когда трансформационные процессы усилятся в связи сформированием нового биполярного мира, возможен очередной кризис. Пессимистичный сценарий возможен в том случае, если сохранится однополярный мир, по-прежнему будет делаться ставка на неолиберальные реформы, а ТНК оставят за собой монополию на определение стратегии политического и экономического развития всей планеты. При оптимистичном сценарии, если гуманистически-ноо- сферная модель постиндустриальной цивилизации и глобализации станет преобладающей, уже в е годы сформируется глобальный уровень геополитического устройства, который будет включать два надгосударственных правовых типа:
°
локально-цивилизационный уровень типа Европейского союза, в рамках которого будут сформированы законодательная, исполнительная и судебная власти (в пределах полномочий, переданных национальными государствами. Для некоторых локальных цивилизаций (японской, индийской) этой проблемы практически не существует границы государства обеспечивают цивилизационное пространство. Возможны преобразования в ки-
ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
Революционные потрясения никого не оставляют равнодушными. Одни их воспевают, другие проклинают. Долг ученых — не этические оценки, а беспристрастный, возможно более полный анализ этого социального феномена. Но здесь мы наблюдаем огромную пестроту подходов, взглядов, определений, оценок, прогнозов. Не будем их классифицировать, а сформулируем свое понимание революции сточки зрения цивилизационной динамики.
Определим основные постулаты нашей теории. Революция выражает качественный скачок в развитии

мировой или локальной цивилизации или ее элементов, перевод ее в новое состояние, переход (вслед за кризисом) к новой фазе жизненного цикла или к новому циклу. Ее причиной становится весь комплекс назревших противоречий в развитии системы или подсистемы, а сама революция является способом разрешения этих противоречий. Сточки зрения социогенетики революция это период, когда происходит обновление и очищение генетического ядра (генотипа) системы, вострой форме проявляется действие закономерностей изменчивости и отбора. Сточки зрения закономерностей цикличной динамики кризис системы служит толчком к революции, с помощью которой разрешаются вызванные им противоречия. Революция становится импульсом для перехода человечества к очередному этапу в развитии цивилизации или к новой цивилизации.
Во время революционной ломки система становится неустойчивой, дезорганизованной (по выражению А. А. Богданова
), когда возможны множество траекторий ее дальнейшей динамики и подчас достаточно случайного толчка, чтобы нынешняя траектория круто изменилась. Революция выражает сущность, момент этого изменения. После ее окончания избранная траектория динамики цивилизации вновь становится устойчивой, инерционной,
развертывающей потенциал новой фазы жизненного цикла данной цивилизации или ее наследницы. Революции возникли одновременно с самими цивилизациями, развивались и видоизменялись вместе сними. Самозарождение цивилизаций стало результатом двух величайших социальных революций неолитической, которая примерно 10 тыс. лет назад привела к возникновению воспроизводящей экономики и основанного на ней социального устройства (неолитической мировой цивилизации, и революции начала бронзового века конец начало III тыс. дон. э, когда появились локальные цивилизации, классы, государства, социальные слои, рынок с основны-
Глава 9. Цикличная динамика социально-политического строя, революций и войн
392
сы, слишком сильно стремление к власти их политических и экономических элит, чтобы государства добровольно отказались от суверенитета в пользу всемирного государства. Опыт Европейского союза показывает, что даже в рамках одной цивилизации интеграционный процесс, не дошедший еще до уровня конфедерации,
растянулся более чем на полвека и по-прежнему встречает препятствия. Тем более это касается глобальной цивилизации, включающей более двух сотен национальных государств, имеющих самые разные формы государственно-политического устройства и противоречивые интересы. Если такой сценарий и возможен теоретически, то за пределами переживающей период становления постиндустриальной мировой цивилизации, где-то во временном пространстве XXIII столетия. А до этого глобальной цивилизации еще нужно дожить.
Более реалистичен другой вариант постепенное формирование

властных структур, правовых и экономических механизмов взаимодействия государств на глобальном уровне в форме глобальной
конфедерации государств и цивилизаций. Этот сценарий был сформулирован в докладе на Втором всемирном конгрессе по глобальной цивилизации Глобальная цивилизация структура, цикличная динамика, вызовы и ответы XXI века, прошедшем в Нью-
Йорке 14—16 ноября 2005 г. Суть этого сценария состоит в формировании в перспективе глобальной конфедерации государств и цивилизаций и трансформации ныне существующих межгосударственных органов (ООН и других организаций) с расширением их властных полномочий
(формирование глобального права) и наделением ресурсами, достаточными для реализации этих правомочий. Понятно, что для воплощения такого сценария в жизнь обществу необходимо будет преодолеть сложившиеся стереотипы, сопротивление ТНК и многих политических сил, на что уйдет не менее 50 лет. Революции в цивилизационной
динамике
Одна из центральных, наиболее сложных проблем в цикличной динамике цивилизаций — происходящие время от времени
революции, своего рода точки бифуркации, знаменующие собой
начало новых социально-политических циклов.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
отброшенного, осуществляется выбор новой траектории цивилизационной динамики, отбрасываются иллюзии, питавшие энергию масс вовремя переворота. По сути речь идет о контрреволюции,
но чаще всего не о возврате к исчерпавшему свой жизненный потенциал состоянию, а о крахе революционных иллюзий и утверждении нового цикла или фазы в его развитии;
°
нормальный период нового цикла в развитии цивилизации,
фаза эволюционного ее развития, проходящего уже на качественно новом уровне. В это время возрастает инерционность в движении системы по избранной траектории.
Длительность стадии революционных трансформаций, их глубина неодинаковы для разных видов циклов. Каждая революция имеет свой эпицентр и своих лидеров
,
она постепенно распространяется на периферию, вовлекая в свою сферу все больше социальных слоев и стран. Например, эпицентром промышленной революции стала Великобритания, буржуаз- но-демократических революций — Франция, социалистических Россия. На каждом периоде истории цивилизации эпицентры и движущие силы революционных переворотов могут меняться.
Идет своеобразная гонка за лидером. Но порой оказывается, что революционный переворот требует существенной корректировки
(как это произошло с серией социалистических революций ХХ вили вектор коренных трансформаций выбран ошибочно, тянет цивилизацию назад (череда неолиберальных реформ в России и других постсоветских странах. Со временем этот исторический зигзаг выправляется, но обходятся такие ошибки странами цивилизациям слишком дорого. Революции, как правило, сопровождаются крупными потерями для общества, гибелью людей, разрушением производительных сил, ломкой традиций, дезорганизацией общественной жизни, но их результатом обычно бывает переход к новому, более высокому состоянию цивилизации, новому витку цивилизационной спирали. Революция — это цена, которую приходится платить обществу за решение назревших проблем. Эта цена может быть минимальной (при бархатных революциях) или максимальной
(например, если вслед за относительно бескровной революцией следует многолетняя гражданская война, как это было в России).
Теоретическое осмысление революций и их места в трансформации общества развернулось еще в XVIII—XIX вв., когда в Европе произошла серия буржуазно-демократических революций. Значительный вклад в формирование этой теории внесли К. Маркс Глава 9. Цикличная динамика социально-политического строя, революций и войн
394
ми его категориями. Каждый следующий шаг в развитии глобальной цивилизации — переход к очередной мировой цивилизации или крупному этапу в ее развитии, становление нового поколения локальных цивилизаций или крутой перелом в траектории их динамики начинался с революционной ломки. Поэтому логично рассматривать революции в потоке динамики цивилизаций как точки перелома траектории, бифуркации. Очевидно и то, что революционные преобразования — это не болезненные отклонения в судьбе цивилизаций, вызванные трагическими случайностями, а закономерный, неизбежный элемент их циклично-генетической динамики. Революции разнообразны по объектам, масштабу, глубине

и последствиям трансформации цивилизаций и их элементов.
Революционные волны в жизненном цикле глобальной цивилизации находят свое выражение в преобразовании мировой цивилизации происходит либо смена фаз ее жизненного цикла, либо рождение очередной, более прогрессивной мировой цивилизации)
и локальных цивилизаций становление очередного их поколения или переход к новой фазе жизненного цикла).
Революции в динамике элементов цивилизаций охватывают всю их шестимерную структуру — качественные перемены происходят в демографической, экологической, технологической, экономической, социально-политической сферах ив духовной жизни общества (науке, образовании, культуре, системе этических и религиозных ценностей. Все это находит выражение в смене социокультурного строя или этапов в его развитии.
Следовательно, мир революций многолик. В исследованиях и дискуссиях нужно прежде всего определить, каков объект и масштаб революционных преобразований, их глубина и место в цикличной динамике системы или подсистемы. Структура революции включает четыре стадии
:
°
латентный период, когда накапливаются предпосылки революции, формируется ее идеология, зреют социальные силы, готовые осуществить трансформацию, и слабеют их противники;
°
первая стадия, когда происходит революционный прорыв,
цивилизацию или страну захлестывает волна радикальных преобразований, разрушающих часть генотипа системы, резко возрастают неустойчивость в динамике системы, неопределенность ее будущей траектории;
°
вторая стадия, когда преодолеваются анархия и крайности предыдущей стадии, восстанавливается многое из необоснованно
ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
в питании голод — одна из причин волнений и револю- ций);
°
в индивидуальном самосохранении поводом для бунтов часто становятся казни безвинных людей, массовые убийства, кровавая резня);
°
в групповом самосохранении люди выступают на защиту членов семьи, близких, единоверцев против издевательств над святынями);
°
в жилище, одежде, тепле в минимальном размере;
°
в удовлетворении половых рефлексов в противном случае происходит изнасилование жени дочерей, принудительные браки и т. п.);
°
в удовлетворении инстинктов собственности социальный взрыв неминуем, если подавляющее число граждан находится за чертой бедности, а все богатства сосредоточены у нескольких че- ловек);
°
в самовыражении и признании собственного достоинства
(недовольство вызывает игнорирование заслуги достижений одних людей при завышенной оценке других, менее достойных);
°
в борьбе и конкуренции, творческой работе, разнообразии
жизни и приключениях, в свободе С. Чтобы общество созрело до революции, должны быть ущемлены интересы подавляющей или по крайней мере значительной его части. П. Сорокин отмечает и такую предпосылку революции, как бессилие групп порядка уравновесить принципиально усиленным торможением возросшее давление ущемленных рефлексов С. Подобное социологическое объяснение причин революции в основном верно. Сходную характеристику революционной ситуации давал В. И. Ленин когда верхи не могут управлять по-новому, а низы не хотят жить по-старому. Однако такие интерпретации неполны необходимо учитывать и глубинные, цивилизационные причины революций. Среди них — исчерпание потенциала преобладающего технологического, экологического и экономического способов производства, сложившегося государственно-политичес- кого и социокультурного строя, их неспособность удовлетворить возросшие потребности большинства населения, сократить поляризацию противостоящих социальных сила также неспособность правящего слоя своевременно разрешить все указанные противоречия мирным, эволюционным путем. Питирим Сорокин дает глубокую социологическую оценку
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   66


написать администратору сайта