Яковец Учебник. Цццциииивв
Скачать 6.48 Mb.
|
Леонар- Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций 454 Второй большой цикл в истории культуры охватил более тысячелетия и включал в себя периоды подъема в Древней Греции, Александрии (эллинизм) и гораздо более длительный период римского владычества — от культуры этрусков до обширной, ноне обильной шедеврами, равнозначными греческому наследию, культуры Римской империи, которая впитала в себя немало элементов культуры покоренных ею народов. Вершиной этого большого цикла была культура Древней Греции. Между XII и VI вв. дон. э, — писал Дж. Бернал, — назем- лях греков была создана единая культура, в большой степени усвоившая существовавшие знания и добавившая к ним гораздо больше своих собственных. Возникшая в результате этого классическая культура, как мы ее сейчас называем, пополненная, но, по существу, не измененная культурой Александрии и Рима, остается краеугольным камнем нашей современной мировой культуры. Классическая культура была синтетической, она использовала каждый элемент культуры, который она могла найти в странах, где была распространена и с которыми приходила в соприкосновение. Она не была, однако, простым продолжением этих культур. Она представляла собой нечто определенно новое [16. — C. 96—97]. Следует отметить, что в эту эпоху образное и логическое восприятие мира гармонично сочетались, дополняя друг друга. Это была юность человечества, открывавшего для себя мири стремительно наращивавшего объем знаний о нем. Культура занимала важнейшее место в жизни общества, на нее выделялась многократно большая доля ресурсов, чем это происходит в наши дни. И это относится не только к греко-римской, но и к персидской, индийской, китайской цивилизациям того времени, а также культурам Нового Света, когда они несколько позднее находились в той же фазе своего жизненного цикла. К концу периода античной цивилизации, впервые века новой эры налицо был кризис культуры. Чем дальше, тем больше она становится эклектичной, чувственной. Шедевры искусства больше не создаются в таком множестве, а качество тех, что появляются, намного ниже прежнего уровня. Это отражает общее состояние античной мировой цивилизации, постепенно приходившей в упадок. Лишь в Византии ее культурные традиции получили развитие, но уже без былого размаха. В Индии после расцвета в период империи Гупт (IV—V вв.) ив Китае после второй династии Хань (I—III вв.) начинается период затяжного кризиса, охватившего и сферу культуры. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций 457 чайший кризис культуры… В глубине человеческой культуры поднимаются какие-то внутренние стихии варварства, которые мешают дальнейшему творчеству классической культуры… Наступают сумерки Европы, которая так блистательно расцвела в течение ряда столетий, которая считала себя монополистом высочайшей культуры и навязывала свою культуру, всегда с таким насилием, всему остальному миру [13. — С. 137—139]. Предчувствие русского философа оправдалось. Одной из важнейших тенденций развития культуры в XX встало установление диктата над ней в тоталитарных странах. Другой — утрата искусством гуманистических и реалистических традиций, его активная коммерциализация, распространение безликой массовой культуры (точнее — антикультуры). Вторую тенденцию подметили П. Сорокин, которой еще в середине ХХ в. дал всесторонний и точный диагноз кризиса культуры В поисках пользующегося большим успехом чувственного и сенсационного материала как необходимого условия стимуляции и возбуждения чувственного наслаждения, искусство уклоняется от позитивных явлений в пользу негативных, от позитивных типов и событий к патологическим, от свежего воздуха нормальной социально-культурной действительности к социальным отстойниками, наконец, оно становится музеем патологий Как коммерческий товар для развлечений, искусство все чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации [184. — С. 450, 452]. Подобная тенденция ныне поддерживается и усиливается всей мощью достижений информационной революции, новейшими информационными технологиями (телевидением, средствами мультимедиа, Интернетом, которые находятся под контролем ТНК, являются материально-технической базой современной массовой антикультуры и навязывают миллиардам пользователей, прежде всего молодому поколению, коммерчески выгодные ее образцы, примеры патологического искусства, сцены насилия и порнографии. Однако не стоит рассматривать всю современную культуру в черном свете. Всемирное культурное наследие, охраняемое ЮНЕСКО, является основой культурной составляющей цивилизационных генотипов. Тысячи музеев и выставочных залов, которые ежегодно посещают сотни миллионов людей, сохраняют и приумножают это наследие. Классическое искусство передается Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций 456 до да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Дюрер, Данте, Сервантес и сотни других — оставили непревзойденные и поныне шедевры, а пьесы Шекспира до сих пор идут на сценах театров многих стран мира. Хотя по форме искусство того времени во многом оставалось религиозным, оно все чаще наполнялось земным, жизнеутверждающим содержанием. Это был период главенства идеалистического, интегрального искусства, пронизанного гуманизмом, хотя путь его был тернист церковь неохотно сдавала позиции, культурные памятники страдали от феодальных войн. Настоящей трагедией для культур китайской, мусульманской, российской цивилизаций стало нашествие монголов, цивилизация которых охватила в период своего расцвета большую часть евразийского континента. Непоправимый урон мировой культуре был нанесен в результате уничтожения значительной части культурного наследия цивилизаций майя, инков, ацтеков вовремя варварской колонизации Америки. Конец эпохи Возрождения ознаменовался спадом в культуре: полотна живописцев, сцены театров, библиотеки заполнили художественные произведения невысокого, а то и примитивного уровня, чему немало способствовала контрреформация в Европе середины вв., всевластие инквизиции. Следующий, пятый, большой цикл культуры относится к периоду индустриальной цивилизации (середина XVIII — конец ХХ в, когда утвердилось господство чувственного социокультурного строя. В фазах его становления и распространения культура, прежде всего в западноевропейской и российской цивилизациях, была на подъеме. Чтобы понять это, достаточно вспомнить имена Вольтера и Руссо, Гете и Шиллера, Гойя и Ватто, Байрона и Бетховена, Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Остро- вского и Глинки, Толстого и Достоевского. Религиозное содержание искусства уступило место светскому, культура освободилась от стеснявшего ее развитие влияния церкви. Лидерство в духовной сфере перешло к литературе. В тоже время культура цивилизаций Востока находилась на спаде, понеся тяжелые потери в период колониального господства. Да и западноевропейская культура не достигла творческих высот эпохи Ренессанса. В ХХ столетии, особенно во второй его половине, все более отчетливо стали проявляться признаки всеобщего кризиса культуры позднеиндустриальной эпохи. Еще вначале века их отмечали в своих работах О. Шпенглер и НА. Бердяев. Последний писал Начинает обнаруживаться величайший кризис творчества и глубо- ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций вой экономики. Это тем более важно, что роль культуры как одной из ведущих отраслей экономики в гуманистическом постиндустриальном обществе значительно возрастает. Культура вскоре может занять позиции, аналогичные тем, которые она имела в античной цивилизации ив эпоху Возрождения. В-четвертых, возрождение и усиление разнообразия культур в наступившем веке будет осуществляться на новейшей технологической базе, с использованием достижений современной информационной революции, в условиях формирования глобальных информационных сетей (Интернета, телекоммуникаций. Это открывает дополнительные возможности для диалога всех культур, не только через развитие туризма, но и с помощью виртуальных посещений музеев, городов, культурных центров при помощи средств мультимедиа и Интернета. Однако эти информационные каналы в их нынешнем виде — с использованием упрощенного английского языка и под контролем ТНК — несут в себе угрозу унификации и вульгаризации культур, утраты их своеобразия. Поэтому важнейшей задачей предстоящих десятилетий является формирование мультиязычных информационных сетей с квалифицированным автоматизированным переводом, который позволит сделать диалог культур доступным миллиардам людей, сохранить их культурную самобытность. Необходимо также вкладывать немалые средства в развитие международных организаций, занимающихся вопросами культуры, — ведь культурное разнообразие столь же необходимо и ценно для будущего человечества, как био- разнообразие для будущего биосферы. Каковы перспективы и роль России в формировании интегрального типа культуры в шестом большом цикле мировой культуры Станет ли она одним из лидеров этого процесса или ее ждет судьба культурного захолустья? Ряд факторов свидетельствует в пользу оптимистичного сценария. Во-первых, Россия имеет богатейшее, признанное во всем мире культурное наследие, являющееся жемчужиной всемирной культуры. Основой российской цивилизации с самого начала было разнообразие и взаимодействие культур, она впитала в себя многоценного из культур других народов ив свою очередь оказала значительное воздействие на них. Невозможно представить себе культуры Западной и Восточной Европы, обеих Америк, Китая, Индии, Японии и мусульманского мира, которые не испытали бы благотворного влияния шедевров Толстого и Достоевского, Чай- Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций 458 из поколения в поколение, число его поклонников растет. Этому немало способствуют современные информационные технологии. Как реакция на массовую антикультуру формируются основы интегральной культуры, адекватной постиндустриальной гуманистической цивилизации. Можно с высокой степенью уверенности прогнозировать, что столетие станет началом шестого большого цикла в динамике культуры, содержанием которой станет ренессанс высокой культуры как важнейшей составной части интегрального социокультурного строя, сохранение и обогащение всемирного культурного наследия, к чему призывает декларация ЮНЕСКО О культурном разнообразии. Сейчас уже вырисовываются некоторые контуры интегрального типа культуры, свойственные шестому ее большому циклу, который займет, вероятно, пространство XXI—XXII столетий. Во-первых, будут преодолены патологические, разлагающие тенденции современной культуры, свойственные фазе заката индустриального общества и чувственного социокультурного строя. Восторжествует первоначальное, естественное предназначение искусства — эстетически отражать гармонию окружающего мира и человека, передавать эту гармонию, оптимистический настрой следующим поколениям как неотъемлемую часть социального генотипа человека и общества. Возродится интерес к классическому культурному наследию, его восприятию, обогащению, развитию. Во-вторых, общество избежит опасности унификации культур, утраты культурного своеобразия этносов, наций, цивилизаций, без противопоставления и навязывания одной культуры другим. Прекратится активное распространение массовой, обезличенной, стандартизированной антикультуры, оболванивающей человека в угоду коммерческим вкусам. Всемирная, глобализированная культура постиндустриального общества будет складываться как яркая палитра разнообразных культур в многополярном мире. В-третьих, необходимо будет избавиться от чрезмерной коммерциализации культуры, абсолютного подчинения ее законам рынка. Следует признать, что культура, как и вся духовная сфера, есть составная часть нерыночного сектора экономики. Государство, межгосударственные объединения, ООН и ЮНЕСКО призваны заботиться о ней в интересах прошлых, настоящего и будущих поколений. Национальное и всемирное культурное и природное наследие нужно сохранять и приумножать за счет доходов, полученных от рыночного сектора национальной и миро- ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций мало и неохотно, то у России будут все шансы для того, чтобы стать одним из мировых лидеров формирования интегрального социокультурного строя, адекватного гуманистически-ноосферно- му постиндустриальному обществу. 10.4. Образовательные циклы и революции во бра зова ни и Сумму знаний и навыков, накопленных в течение ряда поколений, нужно передавать следующим поколениям. Эта функция осуществляется с помощью образования, которое является важной составной частью духовной жизни, механизма наследственности, сохранения, обогащения и передачи генотипа человека, семьи, этноса, нации, цивилизации. С момента организации человеческого общества передачей знаний и навыков занимались родители и старшие члены семьи и общины. Происходило это эмпирическим, опытным путем, в течение ряда лет, до тех пор, пока ребенок не подрастал. Его переход в группу самостоятельных членов общины отмечался специальным обрядом инициации. После неолитической революции, когда для осуществления того или иного специализированного вида деятельности уже требовалась специальная подготовка, объем передаваемых знаний и навыков многократно возрос. Как самостоятельный общественный институт система образования сформировалась в III тыс. дон. э, в период раннеклассовой мировой цивилизации. Развитые системы государственно-правово- го устройства, общественного и профессионального разделения труда, разнообразные виды культуры, основы наук, письменность все это требовало глубоких специализированных знаний и навыков, которым невозможно было научить в семье. В Шумере, Древнем Египте, Китае, Индии возникли первые учебные заведения школы писцов, землемеров, мастерские архитекторов и т. д. Можно считать, что это было первой революцией в образовании, началом первого большого (цивилизационного) образовательного цикла. Однако не стоит преувеличивать значение этой революции. В таких школах учились единицы, в основном дети из богатых и знатных семей. Подавляющее большинство населения земледельцы, скотоводы и ремесленники — по-прежнему получали образование в семье ив процессе трудовой деятельности. Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций 460 ковского и Шостаковича, Репина и Левитана. Россия открыта для диалога и взаимообогащения культур, выступает его инициатором и активным участником, что является характерной чертой интегрального социокультурного строя. Во-вторых, в течение большей части ХХ в. Россия была ограждена от засилья антикультуры. И хотя тоталитарный режим нанес русской культуре немалый ущербно ее здоровое ядро сохранилось. С концах годов преграды были сняты, и на экраны телевизоров и кинотеатров, мониторы компьютеров, подмостки театров, прилавки книжных магазинов хлынула грязная волна антикультуры, ничем и никем не ограничиваемая. Одновременно многократно ослабла государственная поддержка отечественной культуры, многие ее учреждения оказались банкротами или были приватизированы. Это была своеобразная культурная шоковая терапия, культурная контрреволюция, немало навредившая России. Однако здоровые силы отечественной культуры вскоре оправились от шока, адаптировались к изменившимся условиями начали бороться за выживание. Освобожденные от идеологического диктата ив тоже время чурающиеся грязных отходов чувственной западной культуры, они активизировали работу по сохранению и обогащению российского культурного наследия и развитию равноправного диалога с другими культурами. Эрмитаж и Русский музей, Третьяковская галерея и Музей имени Пушкина, Большой и Мариинский театры, Санкт-Петербургская и Московская филармонии, национальные и провинциальные библиотеки, музеи и архивы, другие учреждения культуры прилагают все усилия, чтобы наши потомки получили от нас богатейшее культурное наследие страны и сохранили его на достойных позициях в мировой культуре. В-третьих, в стране принимаются серьезные меры по использованию современных информационных технологий для культурного развития, для создания интернет-сайтов, телепрограмм, мультимедийных дисков, где собрана информация по истории и современному состоянию музеев, архитектурных и исторических памятников России, шедевров мирового искусства. Все это делается для того, чтобы в полной мере представить молодому поколению всего мира великую российскую культуру, развивать систему эстетического образования. Если государство сумеет умело и эффективно воспользоваться этими благоприятными факторами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (что оно сейчас, к сожалению, делает ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций формирование педагогики как отрасли науки. Ее основателем считается чешский ученый-гуманист Ян Амос Коменский (1592—1670). Изобретение книгопечатания позволило издавать достаточно большими тиражами учебники и научную литературу. Тем не менее и тогда общее и профессиональное образование получала сравнительно малая часть молодежи. Крестьяне и ремесленники приобретали знания и навыки в семьях, в процессе труда, во время длительного ученичества в ремесленных цехах. Промышленная революция, развитие машинной индустрии изменили характер образования потребовались тысячи квалифицированных рабочих, способных обслуживать все более сложные машины, а также инженеров, врачей, педагогов. Прежняя система образования не отвечала новым задачам общества. Очередной кризис в образовании был преодолен с помощью пятой революции в образовании, происшедшей в XIX в. Сущность этой революции заключалась в том, что: ° формировалась система всеобщего бесплатного начального образования. Оно закладывало у обучавшихся основы научного мировоззрения и давало знания, достаточные для работы в разных отраслях и на различных типах машин (за время трудовой деятельности одного поколения людей менялось три-четыре поколения машин); ° создавался, одновременно с сетью университетов широкого профиля, комплекс специализированных средних и высших учебных заведений. Последние готовили инженеров, техников, агрономов, врачей, юристов, экономистов, менеджеров, педагогов и т. п. образование отражало содержание научной революции XIX в. и научно-технических революций ХХ в. Это в свою очередь требовало частого обновления учебников и регулярной переподготовки педагогов; ° совершенствовалась техническая база образовательных учреждений, открывались все новые учебные лаборатории, сменялись поколения технических средств обучения; ° образование становилось самостоятельной отраслью экономики, которая развивалась опережающими темпами и финансировалась преимущественно за счет бюджетных средств, хотя существовали и платные частные школы, колледжи и вузы; ° высшее образование интегрировалось с наукой, в университетах и институтах создавались исследовательские подразделения, выполнявшие государственные и промышленные заказы. Это позволяло преподавателям, аспирантам, студентам пополнять и обновлять научные знания, овладевать навыками исследовательской работы. Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций |