Яковец Учебник. Цццциииивв
Скачать 6.48 Mb.
|
446 бретений. Ее достижения использовались в интересах лишь части населения богатых стран (золотого миллиарда, алчных транснациональных корпораций, что вовсе не улучшало, а иной раз заметно ухудшало качество жизни большинства жителей планеты. Образно говоря, черви милитаризации и корысти прогрызли яблоко прогресса. Миллиарды людей были обречены на нищету и страдания, поставлены на грань выживания. В тоже время науки о человеке, об обществе находились в загоне, на третьестепенном положении. В-четвертых, научный прогресс позднеиндустриального общества зиждился на завершающей жизненный цикл индустриальной научной парадигме. Она в основном исчерпала свой потенциал и оказалась не в состоянии предложить эффективные решения острейших проблем переходного периода, потеряла прогностическую способность, а это первый признак банкротства преобладающих научных школ, кризиса науки. Неслучайно радикальные сдвиги в обществе конца ХХ вне были предсказаны наукой, оказались неожиданными, а потому очень болезненными. Перечисленные четыре фактора стали главными причинами глубочайшего кризиса науки в конце ХХ — начале XXI в, утраты ею творческого потенциала и авторитета в обществе. Но, как известно, свято место пусто не бывает — освободившуюся нишу тут же заполнили астрология, дианетика и прочие антинаучные, псевдонаучные, а также религиозные течения. Кое-кто заговорило конце века науки, о том, что все великие открытия уже сделаны, и ученым остается лишь уточнять детали и завершать отделку величественного храма познания. Все чаще раздавались голоса, призывавшие ограничить объем ассигнований на развитие науки, а на постсоветском пространстве это действительно произошло. Наука из любимой дочери общества превратилась в падчерицу. Кризис науки налицо это неоспоримый факт. И кризис этот носит неслучайный и локальный, а всеобщий, длительный, системный характер. В основе своей это кризис индустриальной научной парадигмы, историческое время которой завершается. Общество вступает в новую эру, переходит к интегральной постиндустриальной цивилизации, к третьему историческому супер-цик- лу — очередной фазе жизненного цикла глобальной цивилизации. Новое время требует нового знания, новой картины радикально меняющегося мира. Всеобщий кризис науки — это предпосылка и импульс для очередной научной революции, итогом которой станет формирование постиндустриальной научной парадигмы. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций 449 ти научных работников составляла 10,8%, доля в общих затратах на науку не превышала 1%. Зарплата ученых нищенская, технологическая база не обновляется. Тысячи талантливых ученых уезжают заграницу. Казалось бы, наука в стране разгромлена, о ее возрождении и лидерстве можно забыть. Тем не менее, как ив годы прежних испытаний, острота проблем, стоящих перед страной, будит научную мысль, побуждает к смелому научному поиску, особенно в области общественных наук, где не требуется миллиардных вложений в оснащение и модернизацию лабораторий и опытных заводов. В последние годы, после первоначального шока, вызванного непредвиденным кризисом, появились признаки возрождения науки, новой волны научного творчества. Формируются новые научные школы, закладывающие основы постиндустриальной парадигмы обществоведения. Забытые прежде имена великих ученых ХХ столетия — Николая Кондратьева и Питирима Сорокина, Александра Богданова и Николая Бердяева, Владимира Вернадского и Александра Чижев- ского — вновь востребованы, многие научные организации и отдельные специалисты развивают их идеи и формируют картину мира, адекватную реалиям XXI в. Развиваются циклично-генети- ческий и цивилизационный подходы, воспринимаются идеи инте- грализма, идущего на смену марксизму и либерализму. Идет противоречивый процесс смены поколений ученых. Включение России в число лидеров научной революции XXI в., значимый ее вклад в формирование постиндустриальной парадигмы отнюдь не гарантированы. Много факторов работает против этого — и слабая поддержка науки со стороны государства, и малая востребованность экономикой радикальных идей и крупных изобретений, и консерватизм научных кругов, и пренебрежительное отношение зарубежных научных школ к российской науке. Однако шансы на то, что она совершит прорыв, который послужит основой, отправной точкой прорыва инновационного, а значит, и возрождения всего государства, пока еще сохраняются. Об этом говорят результаты наших исследований [103]. Вопрос лишь в том, каким образом использовать этот шанс, поддержать идеи научного прорыва и реализующие их научные школы. Только адекватная условиям XXI столетия научная парадигма способна определить содержание образования таким образом, чтобы новые поколения могли включиться в научно-технологический переворот и эффективно реализовать его результаты. В этом ключ к возрождению некогда авангардной научной базы российской цивилизации. Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций 448 материальных и духовных сил. Так было вначале века, после поражения в войне с Японией и революции 1905 г, потрясшей общество и вскрывшей суть накопившихся в нем противоречий. Затем тяжелые испытания Первой мировой войны, двух революций 1917 г., Гражданской войны и иностранной интервенции, отбросившие страну на десятилетия назад. В е годы десятки тысяч интеллигентов, ученых были либо посажены в тюрьмы и расстреляны, либо высланы за рубеж. Ни с чем несравнимый урон нанесла России Вторая мировая война. Тем не менее после каждого из этих кризисных периодов наш народ находил в себе силы, чтобы возродить страну, а вместе с ней и науку. Каждый раз она, загадочным для окружающего мира образом, испытывала подъем, восстанавливаясь в небывало короткие сроки. Так, несмотря на подорванное войной хозяйство, в е годы СССР освоил достижения научно-технической революции, четвертого технологического уклада, достиг военно-технического паритета со странами Запада, а в некоторых наукоемких отраслях (мирном освоении космоса, атомной энергии) даже вырвался вперед. Да и темпы экономического роста были весьма внушительными в е они равнялись среднегодовых — в 1,6 раза выше среднемировых ив раза выше средних по развитым странам [133. — С. 507—508]. Однако экономика развивалась односторонне, подобно флюсу основные инвестиции направлялись в военно-промышленный комплекса отрасли гражданского назначения отставали, потребительский рынок слабо насыщался товарами. Развитие науки, особенно общественной, гуманитарной, биологической, находилось под жестким контролем тоталитарного государства, что стало причиной отставания страны по ряду важнейших направлений, а в е годы слишком позднего освоения пятого технологического уклада. Этому способствовали нарастание консервативных и бюрократических элементов в партийно-государственном аппарате, падение темпов экономического роста ниже среднемировых (в 1981—1990 гг. — против 2,9%) Там же. Застой наблюдался ив отечественной науке. Цивилизационный кризис х годов нанес ей почти смертельный удар. Многократно было урезано бюджетное и коммерческое финансирование науки, резко уменьшилось число исследователей (особенно в прикладной науке, конструкторов и проектировщиков. Среднегодовые темпы сокращения расходов на науку в 1991— 1995 гг. составили 23,9%, численности научных работников — 10,8%, количества впервые использованных изобретений — Притом что доля наших специалистов в общемировой численнос- ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций 451 вые) и сверхдолгосрочные (цивилизационные) циклы, что находит выражение в смене художественных и архитектурных стилей, появлении принципиально новых способов отображения и передачи эстетической информации. Питирим Сорокин, исследуя динамику культуры за два с половиной тысячелетия, установил, что чередование типов искусства происходит сравнительно синхронизированно во всех его видах: «Если мы возьмем достаточно длительные периоды, скажем, не менее столетия, то за неизбежными исключениями все искусства живопись и скульптура, архитектура и музыка, литература и драматургия одновременно переходят от одной, допустим, идеацио- нальной, к другой, допустим, идеалистической или чувственной форме… Если же взять более короткий период и исследовать менее значительные флуктуации, то эти краткосрочные флуктуации напоминают рябь на поверхности больших волн они и не глубоки, и не фундаментальны [183. — С. 251, 252]. Согласованно меняются содержание и художественные стили различных видов искусства. П. Сорокин предпринял попытку с помощью экспертных оценок дать оценку содержания (религиозного или светского) и художественных стилей европейской живописи и скульптуры за более чем тысячелетний период (табл. 10.2). В эпоху Средневековья, когда религия доминировала во всех сферах духовной жизни, в искусстве преобладали религиозные Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций. Цикличность в динамике культуры Как было показано вначале главы, мы понимаем культуру в сравнительно узком смысле как сферу деятельности людей, связанную с эстетическим, образным отображением окружающего мира и его преобразованием, как продукт функционирования правого полушария мозга человека (тогда как наука — результат логического освоения мира, продукт функционирования левого полушария мозга. В таком понимании к культуре в современном мире можно отнести изобразительное искусство (живопись, ваяние архитектуру музыку театр литературу художественную кино радио, телевидение, Интернет, печать, промышленную эстетику — в той мере, в какой все эти области используют образные средства передачи информации. Наконец, можно говорить о языке как носителе и выразителе культуры. Образные и логические способы получения и передачи информации дополняют друг друга, помогают человеку полнее воспринимать окружающий мир, более эффективно действовать. На первых порах развития у Homo sapiens преобладало образное восприятие. Затем, стечением столетий, его дополнило и расширило логическое, научное, не заменив и не вытеснив образное. В индустриальную эпоху, казалось бы, рационально-логическое начало берет верх. Но со второй половины ХХ столетия, с развитием компьютерно-информа- ционной революции нарушенная былая гармония вновь восстанавливается, логическое и образное мышление дополняют друг друга, помогая человеку лучше ориентироваться в океане информации. Развитие культуры, как и других сфер духовной жизни, подчинено циклично-генетическим закономерностям. Нов этой самой тонкой и неоднозначной сфере духовного мира данные закономерности проявляются своеобразно, нередко их трудно выявить, оценить и тем более предсказать их дальнейшее развитие. В какой-то мере к циклам, имеющим эстетический характер, относятся колебания моды, особенно женской. Здесь можно выявить и краткосрочные (2—4 года, и среднесрочные, и долгосрочные, и вековые циклы. Однако в большинстве отраслей и видов культуры краткосрочные и среднесрочные циклы обычно не просматриваются (кроме промышленной эстетики, где смена моделей и поколений изделий часто бывает связана с теми или иными художественными образами, что помогает продвигать продукт на рынок. Более отчетливо проявляются долгосрочные (полувеко- ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций Таблица Тенденции и динамика содержания и стилей европейской живописи и скульптуры Содержание, в Художественный стиль, в % Век религиозное светское виртуальный идеациональный экспрессио- смешанный (чувственный) (чувственный) нистский До Х 18,1 13,4 77,0 - 9,6 X—XI 94,7 5,3 2,3 92,2 - 5,5 XI—XIII 97,0 3,0 6,0 51,1 - 42,9 XIV—XV 85,0 15,0 53,6 29,2 - 17,2 XVI 64,7 35,3 72,0 20,3 - 7,7 XVII 50,8 49,2 90,6 5,9 - 3,5 XVIII 24,1 75,9 96,4 2,5 - 1,1 XIX 10,0 90,0 95,5 0,6 2,5 1,4 XX (до 1930) 3,9 96,1 61,5 0,7 35,5 2,3 *[184. — С. 443—446]. раз появляются новые виды искусства, меняются технологии сохранения и воспроизведения произведений искусства (фотография, кино, телевидение, аудиокассеты, компакт-диски и т. п. Кто же осуществляет отбор в динамике культуры В первую очередь это сами деятели культуры — художники и музыканты, скульпторы и архитекторы, поэты и писатели, стремящиеся к инновациям в своей области, создающие новые стили, которые либо отвергаются, либо признаются обществом и обогащают культурное наследие. Это актеры и певцы, режиссеры и продюсеры, владельцы художественных галерей, доводящие замысел творцов до потребителей, создающие спрос на рынке произведений культуры. Наконец, это широчайшие массы слушателей, зрителей, для которых, собственно говоря, и работают все мастера искусств. Рассмотрим вкратце исторический путь культуры как важнейшей составной части духовной жизни общества, большие циклы в ее динамике. Культура как способ образного, эстетического восприятия мира возникла вместе с человеком, его сознанием. Но первоначально она не была отделена от других видов деятельности, находила выражение в наскальных рисунках, изображениях на керамической посуде, в обрядовых танцах, песнях. Это была скорее предыстория культуры, значительно обогатившейся в конце эпохи неолитической цивилизации. Первый большой цикл в динамике культуры относится к периоду раннеклассовой цивилизации, когда появились города иго- сударства, возникла письменность, имущественная верхушка получила возможность содержать в своей свите профессиональных художников, скульпторов, архитекторов, поэтов, музыкантов, танцоров, сооружать и украшать дворцы, храмы, приобретать богатые украшения, дорогое оружие. Был сделан важный шаг в развитии общественного разделения труда — обособился слой людей, профессионально занимающихся деятельностью в области культуры, возникла особая отрасль экономики, имеющая собственные тенденции циклично-генетического развития ив тоже время являющаяся важнейшей составной частью сферы духовного воспроизводства, социокультурного строя. Это была эпохальная инновация, от которой и следует вести отсчет больших циклов динамики культуры. Завершился этот цикл вначале тыс. дон. э. фазой кризиса, ставшего элементом общего кризиса раннеклассо- вой цивилизации. В этот период погибло немало цивилизаций Древнего мира вместе с созданным ими культурным наследием. Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций 452 мотивы (дои идеациональный, сверхчувственный символический стиль (до 92%). Однако уже в раннеиндустриальную эпоху господство религии ослабевает, кв. светское начало обладает примерно равными позициями с религиозным, ведущим художественным стилем становится чувственный (виртуальный. Эти тенденции закрепились и расширились в индустриальную эпоху. В XIX в. религиозное содержание культуры сократилось до 10% впервой трети ХХ в. — до 3,9%), а идеациональный стиль практически полностью уступил место чувственному (95,5%). Это был период высшего расцвета, торжества чувственного социокультурного строя. В ХХ в. начался его закат, кризисная фаза жизненного цикла, которая продолжается и сейчас. Каждый большой цикл в динамике культуры проходит через последовательные фазы — зарождения, утверждения в борьбе с ранее преобладавшим типом культуры, распространения, господства, затем застоя и кризиса, потери позиций исхода с исторической сцены. В динамике культуры обнаруживаются также и социогенетиче- ские закономерности — наследственности, изменчивости и отбора. В структуре любого вида культуры можно обнаружить выработанный веками, обогащенный опытом поколений генотип, наследственное ядро, передающееся из поколения в поколение. Этот генотип может исчезнуть только вместе с народом, цивилизацией, которые его олицетворяют. Генотип культуры любой локальной цивилизации разнообразен, отражает богатство культурного наследия входящих в него этносов. Можно говорить и о генотипе культуры той или иной мировой цивилизации, выражающем общие черты в динамике составляющих ее локальных цивилизаций, например о культуре Античности, Средневековья, индустриальной эпохи и т. п. Наконец, всемирное культурное наследие выражает содержание генотипа глобальной цивилизации, разнообразие ее элементов — локальных цивилизаций — и культурные достижения минувших эпох, ушедших мировых цивилизаций. Культура, как и все в этом мире, не бывает неизменной, замершей на томили ином этапе своего развития, идет ли речь о культуре цивилизации локальной, мировой или глобальной. Она подвержена периодическому обновлению и обогащению, отражая действие закономерности наследственной изменчивости. В переломные эпохи, при смене фаз жизненного цикла или зарождении новой мировой цивилизации такое обновление и обогащение особенно заметно. Происходит пересмотр накопленного культурного наследия, одни художественные стили заменяются другими. Иной ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций Третий большой цикл культуры начался после длительного упадка культуры и искусства в период становления Средневековья. Нашествия варварских племени войны стали причиной утраты значительной части культурного наследия античной эпохи. Это было время регресса — и не только в области культуры, но ив других сферах жизни общества. С конца I тысячелетия средневековая культура находится на подъеме, но ее развитие строится на идеациональной, религиозной основе. Этот процесс шел сразу по нескольким путям, охватывая всеведущие цивилизации. Стремительное распространение мусульманства с середины VII в. сопровождалось формированием своеобразной исламской, преимущественно арабской культуры, включавшей немало элементов культуры греко-римской, персидской и иных цивилизаций. Византийская культура, традиции которой отчасти были переданы на Русь, трансформировала античную культуру применительно к канонам православной христианской религии. Культура средневековой Западной Европы складывалась под влиянием католического христианства и вобрала в себя основные элементы культуры Римской империи, варварских племена затем и арабского Востока. Содержание западноевропейской живописи и скульптуры, как видно из табл. 10. 2, почти целиком составляли религиозные мотивы, господствовал идеациональный художественный стиль. Место светлого, жизнерадостного античного искусства заняло средневековое — аскетическое, наполненное библейскими мотивами, яркими описаниями мучений грешников в аду. Строились тысячи храмов и мечетей, устремленных к небу и призывавших людей отречься от земных радостей во имя блаженства загробной жизни. В меньшей мере эти мотивы присутствовали в китайской и индийской культурах той эпохи. Однако в фазах подъема и зрелости средневековой цивилизации создавалось немало шедевров искусства — бесценные иконы, великолепные готические храмы в Европе и минареты на Востоке, изысканные произведения китайских и индийских мастеров. Несмотря на строгость религиозных догматов, создавались художественные произведения высокого уровня. Живой поток культуры невозможно остановить, а тем более повернуть вспять. Старт четвертому большому циклу культуры был дан в эпоху раннеиндустриальной цивилизации. Его средоточием явилось блистательное итальянское Возрождение, продлившееся около трех столетий и распространившее свое влияние на другие страны Западной Европы. Величайшие мастера Возрождения — |