Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1 История возникновения детской периодической печати

  • Периодические издания для детей (обзор, классификация)

  • «Юный эрудит»

  • «GEOлёно»к.

  • «MamasPapas»

  • «Totally Spies!»

  • «Мир животных»

  • «Детская Роман-газета»

  • Журнал «Костер»

  • Журнал "Маруся"

  • «Научи меня, мама»

  • "Детская газета"

  • «Маша и Медведь»

  • "Счастливые родители"

  • "Принцесса"

  • Журнал «Черепашки Ниндзя»

  • Детская газета "Сёма"

  • Журнал: W.I.T.C.H.

  • 1.3 Особенности восприятия прессы детской аудиторией

  • периодика. Цель данной работы исследовать издания для детей, разобрать историю одного периодического издания, описать его


    Скачать 46.36 Kb.
    НазваниеЦель данной работы исследовать издания для детей, разобрать историю одного периодического издания, описать его
    Дата08.12.2021
    Размер46.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапериодика.docx
    ТипДокументы
    #296629
    страница1 из 2
      1   2


    Введение
    В настоящее время существует большое количество различных газет и журналов для детей и чтобы разобраться в этом огромном количестве изданий для детей, в данной работе будет приведен небольшой разбор изданий, которые выпускаются специально для ребят и девчат. Некоторые из этих изданий – комиксы, но они тоже выходят как периодические издания и поэтому были включены в представленный в данной работе обзор. В настоящее время в Росси детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этими в детской журналистике применяются особые, присущие только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.
    Цель данной работы –исследовать издания для детей, разобрать историю одного периодического издания, описать его. Я считаю, что выбор одного издания и разбор его – это очень полезная работа, так как, исходя из истории издания мы можем сказать, смог ли он на протяжении долгого времени оставаться интересным и полезным для ребенка. Мы можем выяснить, насколько полезны и интересны его рубрики в работе воспитателя.
    Детская и юношеская журналистика — самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.
    Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская журналистика активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными юной аудитории (теле- и радиожурналистикой), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой).
    Раздел 1.Теоретические основы формирования навыка чтения у младших школьников.

    1.1 История возникновения детской периодической печати

    Русская пресса для юного читателя в отличие от «взрослой» началась с журнала.

    Детская периодика в нашей стране имеет богатую историю. До революции, в основном в Петербурге и Москве, издавалось около трёхсот детских и юношеских журналов. Одни из них выходили десятилетиями, другие прекращали своё существование на первой книжке. Прежде всего это было вызвано тем, что издателям не хватало средств, а порой появившийся журнал не находил своих подписчиков по разным причинам, но чаще всего потому, что являлся ухудшенным вариантом уже издававшихся и полюбившихся читателям.

    До середины XVII века детской литературы не существовало. По существу, первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в картинках» Яна Амоса Коменского. Величайший педагог и реформатор школы стал родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей.

    Первым детским журналом в мире стал «Лепцигский еженедельный листок» (1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание - «Детское чтение для сердца и разума» - стало выходить в России в Москве.

    Журнал русского просветителя Н. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Он выходил в виде еженедельного приложения к «Московским ведомостям» с 1785 по 1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить «для сердца и разума», воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели.

    За «Детским чтением для сердца и разума» (1785-1789) последовали другие подобные издания, и на протяжении почти целого века их типология, не претерпела существенных, изменений. Журнал исторически соответствовал тем задачам, которое возлагались вообще на «детское чтение». Прежде всего, он призван был просвещать юное поколение.

    Журнал Н. Новикова вызвал подражание, и с начала XIX века периодические издания для названной аудитории стали выходить один за другим. «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807-1815), и аналогичные по содержанию «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821-1824).

    У первых журналов были и другие особенности: они выходили при полном отсутствии детской литературы, между тем как вопрос о её создании уже стоял перед обществом. Кроме того, необходимо было считаться с грамотностью населения - подавляющее большинство детей России не умело читать.

    Это обстоятельство определило структуру, содержание периодических изданий для детей, которые выходили вплоть до середины XIX века. Они представляли собой обычный альманах, с очередностью номеров, как правило, один раз в месяц.

    Так же следует упомянуть журнал «Друг юношества» (1807-1815 годы; с 1813 года он назывался «Друг юношества и всяких лет»). Журнал сыграл заметную роль в развитии периодики для детей. Правда, содержание и стиль материалов, помещенных в «Друге юношества», не всегда отличались безупречным вкусом и педагогическим тактом. Порой в произведениях звучали скучные проповеди с открытой дидактической назидательностью.

    Другой известный детский журнал относится уже к середине века - это «Библиотека для воспитания», (1843-1846). Основал и редактировал его литератор-славянофил Д.А. Валуев; сотрудниками были известные писатели, учёные, просветители: Т.Н. Грановский, Ф.И. Буслаев, И.В. Киреевский и другие. Основные материалы журнала посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов. Не было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела.

    В 1847 году редактором журнала стал профессор П.Г. Редкий, который заложил основы серьёзного научного просветительства. Он требовательно относился к авторам и переводчикам, сам скрупулезно отбирал материал из научных статей. Так, помещая познавательные очерки «О Луне», «Об Атлантическом океане», «О машинах», он рядом печатал первые переводы сказок Андерсена, пересказы «Илиады» и «Одиссеи», переложение Нестеровой летописи - «Повести временных лет». Белинский считал, что журнал Редкого - единственный, который можно рекомендовать для детского чтения.

    В 60-е годы детская журналистика значительно расширила сферу своего существования и влияния за счёт обращения к более массовому числу читателей. Этому способствовала происходившая в тот период либерализация образования, школа становилась значительно демократичнее, охватывала всё более широкие круги россиян. Это побуждало издателей детских журналов к иному, чем в начале века, наполнению их материалами, чтобы полнее отвечать устремлениям передовых педагогов к активному формированию и просвещению детского читателя. В лучших журналах того времени публикуются известные русские прозаики и поэты, учёные и педагоги, хорошие переводы зарубежной детской литературы. Всё это способствовало становлению личности, прививало передовые для своего времени знания и взгляды.

    А.О. Ишимова основала два журнала: «Звездочка» (1842-1863) и «Лучи» (1850 - I860). Первый из них предназначался девочкам младшего возраста, второй - более ставшим, воспитанницам институтов благородных девиц. Основной тон журналов был сентиментальным, характерным для обучения девочек в то время (религия, благоговение перед царём, семья).

    Наша отечественная литература для детей многим обязана именно этому периоду - первой половине XIX века, золотому веку русского искусства. Столь бурный рост детского книгоиздания, изобилие журналов не могли не дать плодотворных результатов. Появились и новые жанры литературы для детей - научно-художественный и научно-популярный. А история Отечества становилась ведущей темой детской литературы. И ещё одна важная особенность этого периода: крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же создавали произведения, которые очень скоро входили в круг детского чтения.

    Конец 50-х годов - эпоха расцвета детской журналистики, а в 60-е годы не проходило и года, чтобы не возник один, а, то и два детских журнала.

    С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить «Подснежник» (1858-1862) под редакцией талантливого критика В. Майкова, считавшего своей задачей: «…доставлять раннему возрасту обоего пола непрерывный, беспрестанно наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник чтения». Редактор привлекал к сотрудничеству Н. Некрасова, И. Тургенева, И. Гончарова, Д. Григоровича. Библиографический отдел вел Д. Писарев. С 1860 года основным сотрудником «Подснежника» стала писательница М. Ростовская, а с 1864 года она сама приступила к созданию журнала «Семейные вечера», который просуществовал 24 года. Это издание, по существу, стало продолжением «Звездочки». М. Ростовская сотрудничала с А. Ишимовой и разделяла её взгляды на детское чтение. Журнал был удостоен высокого покровительства государыни императрицы Марии Александровны. В нём публиковались произведения самой М. Ростовской. Она достаточно хорошо владела пером и из номера в номер радовала своих читателей рассказами, сказками, поучительными историями, биографиями знаменитых людей. В журнале печатались В. Даль. Евг. Тур, Н. Львов, В. Авенариус и др.

    Появление первой «Газеты для русских детей» (1860-1862) совпало со временем общественного подъёма в канун «великих реформ». Произошло это не случайно. Как отмечали современники, новые веяния захватили и детей, подростков. В школьном деле происходили большие перемены, «наша гимназия того времени тоже попала в полосу оттепели», - отмечал «чайковец» Н.А. Чарушин. Революционер-народник П.Н. Ткачев вспоминал впоследствии, что с чтения «посторонних классным занятиям» снято было прежнее veto; чтение было теперь не только дозволено, но даже поощрялось, и юноши-дети с жадностью набросились на него. Книги, возбуждали новые мысли, с замиранием сердца ожидали юные читатели выхода каждой новой книжки, журнала».

    Следующая детская газета в России появилась лишь после 1905 года. К этому времени отечественная периодика для детей претерпела большие изменения: она получила широкое распространение по всей стране; некоторые издания выходили уже на протяжении десятилетий, достаточно надежно отладив весь редакционно-издательский механизм; всё чаще и чаще в журналах стали принимать участие писатели, педагоги. Но главное заключалось в другом - изменилось время! Под натиском революционной борьбы пролетариата постепенно многое начинает пересматриваться и в тематике детских журналов. На их страницы приходит социальный очерк о жизни бедных слоёв населения, о положении маленьких рабочих на заводах Петербурга, Москвы, о неурожаях и голоде в различных губерниях. Юный читатель начинает встречать публикации о последних политических событиях, комментарий к ним.

    Эти тенденция детской периодики получили наиболее яркое выражение в дни вооруженного выступления народных масс 1905-1907-х годов. Идя навстречу пожеланиям «со стороны подписчиков, настойчиво требующих от изданий статей по текущим вопросам», журналы начинают писать о Государственной Думе, разъясняют детям программу партий кадетов, октябристов, трудовиков. Каждый журнал заводит раздел «На войне», где пишет о событиях на Дальнем Востоке.

    Заметным явлением в отечественной журналистике стал журнал «Детское чтение» А. Острогорского, выходивший в Санкт-Петербурге (1869-1906). Он просуществовал 35 лет, а затем был переименован в «Юную Россию». В каждом номере журнала читатель находил рассказ или повесть, популярный очерк из жизни природы и окружающей среды, исторические материалы, практические советы юным садоводам и друзьям животных, занимательные игры и задачи. А. Острогорский стремился дать детям максимум необходимой информации, подбирая и располагая материал таким образом, чтобы он читался с живым интересом. Редактор не увлекался переводными произведениями. Чаще всего помещал не переводы, а пересказы, написанные хорошим языком, понятным и доступным юным, читателям.

    В конце ХIХ века детские журналы демократизируются, обращаясь к читателям из рабочих семей. Публикуются в них произведения писателей-реалистов - сильные по эмоциональному воздействию и социальной направленности рассказы, повести, очерки, стихотворения. Таким образом, «ещё до 1917 года детская журналистика решала важнейшие проблемы формирования духовного облика юного читателя - его взглядов на жизнь и окружающее общество, его эстетических вкусов, давала ему доступные научные знания.

    В начале 1900-х годов появились три журнала, основанные одним издателем, детским писателем А. Федоровым-Давыдовым: «Светлячок» (1902-1916), «Путеводный огонёк» (1904-1918), «Дело и потеха» (1905-1909). Редактор стремился, прежде всего, развлечь ребёнка, занять его и при этом преподать жизненные уроки, познакомить с явлениями природы. На страницах журналов в основном печатались рассказы, повести, сказки, стихи, басни, шутки самого издателя.

    Другой популярный журнал - «Игрушечка» (1880-1912) - предназначался только для маленьких. Издавала его Т.П. Пассек, дружившая с А.И. Герценом. За свою довольно длительную жизнь журнал напечатал множество произведений современных русских писателей, известных и малоизвестных. В каждом номере помещались сказки, занимательные рассказы, стихи, биографии знаменитых людей, природоведческие очерки.

    Новое содержание, пришедшее в детскую периодику, потребовало и иных форм выражения. Выступления журналов получают чёткую публицистическую направленность. Она столь заметна, что сказывается на структуре самого издания, лишая его многих атрибутов альманаха. Публицистическое насыщение детских журналов - явление объективное. Оно соответствовало изменившемуся отношению к детству, когда в условиях классовых битв происходило интенсивное становление гражданского мировоззрения юного поколения. В этом смысле весьма показательны метаморфозы, которые стали случаться с самым известным журналом «Детское чтение». В 1906 году, отметив уже свое сорокалетие, он вдруг стал называться «Юная Россия».

    Таким образом, всё развитие детской журналистики, зависимое от эпохи, от дальнейшего развития русского общества, от обострения борьбы классов, подготавливало появление нового типа периодического издания. Процесс его формирования занял много времени, но шаг за шагом газета представала в новом качестве, завоевывая себе популярность у юных читателей.

    В своей ориентации газета пошла по пути освоения новой формы. Но нельзя забывать, что за формой стояло более существенное - иное содержание, пришедшее в детскую журналистику. Ни Министерство народного просвещения, ни царская цензура, ни духовенство уже не могли удержать периодику в сфере узко педагогических идей. Окружающая жизнь всё настойчивее заявляла о себе, и скрыть её проблемы от детей было невозможно. Детская журналистика от абстрактных рассуждений о добре и зле переходила к актуальным выступлениям на злобу дня. А это, в свою очередь, подсказывало публицистический, а не констатирующий способ отражения действительности. То есть затрагивались основополагающие принципы творчества, что свидетельствовало о новой расстановке сил в детской журналистике и о новом читателе, который появился в России.

    В 1922 г. в Москве и 1923 г. в Петербурге вышли два однотипных журнала «Юные товарищи» и «Барабан», посвященные организаторским вопросам пионерского движения. Это были первые советские общественно-политические журналы для детей. Просуществовали они около года, основная тематика - организационные вопросы пионерского движения.

    Многочисленные периодические издания того времени - «Юный Спартак», «Ленинские искры», «Пионер», «Барабан», «Новый Робинзон», «Дружные ребята» и многие другие - выполняли грандиозный заказ времени с пылом, который бывает сродни лишь эпохам великих революционных преобразований.

    Выдержать конкуренцию с ленинградскими журналами «Еж» (1928-1935) и «Чиж» (1930-1941) не в состоянии было ни одно детское периодическое издание тех лет. Более того, писатель Николай Чуковский утверждал даже, что «никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов».

    Авторский состав будущих «Чижей» и «Ежей» формировался вокруг детского отдела государственного издательства (ГИЗ) в Ленинграде. Он был создан в 1924 г. по инициативе К.И. Чуковского, а неофициальным «властителем» стал С.Я. Маршак, благодаря которому к концу 20-х годов здесь было сосредоточено уникальное по своему составу созвездие писателей и художников.

    1.2 Периодические издания для детей (обзор, классификация)


    На сегодняшний день количество самых разнообразных печатных СМИ, выходящих в одной только нашей стране, поистине может быть названо астрономическим. Представители практически любой профессии или круга интересов имеют свои периодические издания: есть журналы, рассчитанные на мужчин или женщин, на детей и подростков, есть журналы об образовании и карьере, о всевозможных видах увлечений и развлечений — от компьютерных игр до создания авторских кукол, есть журналы для стоматологов, бухгалтеров, профессиональных и непрофессиональных фотографов, существует даже журнал, посвященный вопросам похоронной индустрии, и только люди, имеющие отношение к литературе и литературному творчеству, лишены соответствующего их интересам издания. Конечно, по-прежнему выходят так называемые толстые литературные журналы, попасть в которые молодым авторам почти нереально, а разные литературные объединения или группы людей периодически выпускают за свой счет сборники как статей, так и художественных текстов.
    Современные СМИ классифицируются по следующим критериям:
    - по форме собственности (государственные, частные, корпоративные);
    - по широте распространения (центральные и региональные);
    - по стилю (серьезные, бульварные или массовые, желтые или скандальные);
    - по периодичности (газеты: ежедневные и ежнедельники);
    - по жанрам (общественно-политиче кие, отраслевые, рекламные);
    - по способу передачи и мощности радио- и телесигнала.1
    Однако ни один из вышеприведенных критериев не является уникальным для всех СМИ. К тому же искусственное усложнение порождает путаницу. Потому предлагается следующий вариант, в котором все предельно обобщено.
    Средства массовой информации делятся печатные и электронные версии:

    Печатные: Газеты, Журналы, Альманахи и т.д.
    Электронные: Радио, Телевидение, Интернет и т.д.
    Информационные агентства.

    Газета — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц. Название "газета" произошло от наименования мелкой итальянской монеты в XVI веке — итал. gazzetta (гасета). Газеты делятся:

    по принципу территориального распространения и охвату аудитории — общенациональные, региональные (республиканские, областные. краевые), местные (городские, районные), внутрикорпоративные (обращённые к сотрудникам определённой организации);
    по тематике — деловые, общеполитические, отраслевые, рекламно-информационны , развлекательные, смешанные;
    по периодичности — ежедневные (утренние или вечерние) и еженедельные;
    по формату — A4, Берлинер, A3, A2;
    по стилю оформления — цветные, чёрно-белые и чёрно-белые с цветными вставками;

    Журнал - (от фр. journal) — печатное периодическое издание. В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 "Печатные издания" "периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политиче ким, научным, производственным и др. вопросам, литературно-художест енные произведения"
    Журналы, как и газеты, классифицируются:

    по периодичности — не бывает ежедневных журналов, только еженедельные и ежемесячные, а также выходящие раз в два месяца;
    по формату;
    по тематике;
    по характеру подачи информации.2

    Среди этого разнообразия хочется отметить большое количество изданий для детей. Хотелось бы рассмотреть детские журналы, издающиеся в нашей стране.
    «Юный эрудит». Продолжая лучшие традиции детской научно-популярной периодики, журнал имеет вполне современный облик. "Юный эрудит" знакомит ребят с самыми интересными фактами окружающего мира.
    Ежемесячный журнал для любознательных о науке и технике, для детей старшего школьного возраста
    «GEOлёно»к. Геоленок - это журнал для детей и семейного чтения, своего рода продолжение успешного журнала для взрослых GEO. GEOленку переданы все высочайшие стандарты качества 'взрослого' GEO: фотографии, макетирование, тексты, иллюстрации. Но GEOленок не только качественный, но и симпатичный. Обучающий, но не поучающий. Сообразительный, заботливый, изобретательный - словом, настоящий друг для своих маленьких читателей, и их родителей
    «Mamas&Papas» – это журнал не только для современных родителей, у которых есть дети в возрасте от 1 до 8 лет, но и с прекрасным приложением с заданиями для мальчиков и девочек. О детях и детстве написано с легкостью и юмором. Никакого морализаторства – растить детей на самом деле весело и приятно.
    «Totally Spies!» Девчонки-супершпионк привыкли кого-то от чего-то спасать. Работа для них - настоящий праздник. Выполнять очередную миссию они готовы вместе с тобой!
    «Мир животных» - это современное по форме издание, предназначенное для тех, кто любит животных и хочет больше узнать об их жизни. В пяти разделах: "Млекопитающие& uot;, "Птицы", "Рыбы", "Земноводные и пресмыкающиеся" "Беспозвоночные quot; предоставлены 560 самых интересных и характерных видов. Каждая статья содержит описание, фотографии, подробные рисунки данного вида, а также изображения родственных видов. Из этих статей Вы узнаете, какое место занимает данное животное в царстве фауны, где оно обитает.
    «Детская Роман-газета» – журнал для детей школьного возраста. Рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ для внеклассного чтения. Это помощник ребятам и учителям: многое из того, что проходят на уроках истории, литературы, географии, биологии, в увлекательной форме можно прочитать на страницах нашего журнала: повести и рассказы русских и зарубежных классиков и лучших современных писателей, сказки, исторические произведения, повествования о художниках и музеях.
    Журнал «Костер» предназначен для ребят 9-14 лет. Цель журнала – привить детям вкус и любовь к художественной литературе, к творческому познанию мира вокруг нас. Наши авторы – известные детские писатели: Эдуард Успенский, Григорий Остер, Святослав Сахарнов, Владислав Крапивин, Валерий Воскобойников, Александр Курляндский, Леонид Каминский и другие. Многие из них ведут рубрики журнала.
    В каждом номере – увлекательная повесть или рассказ. «Костер» печатает классиков отечественной детской литературы и открывает новые молодые имена. Юные авторы выступают в журнале на равных со взрослыми – ребята публикуют в журнале свои первые литературные опыты: Стихи, рассказы, главы из собственных рукописных книг, статьи, заметки. В пресс-клубе «У костра» можно прокричать о самом главном для тебя, можно поспорить, можно сообща найти ответ на сложный вопрос. «Костер» помогает познать себя, найти друзей по интересам и любимый досуговый клуб, а еще – выбрать настоящую профессию. В журнале много интересных конкурсов и развивающих викторин с призами, есть страницы юмора, кино и музыки. В «Костре» рисуют лучшие художники-иллюстратор детских книг. Каждое лето журнал проводит детские экологические экспедиции «Живая вода» для ребят из разных регионов России. С «Костром» теплее, интереснее, веселее!
    "Кукумбер" - иллюстрированный литературный журнал для детей 9-13 лет, объемом 64 полосы. Журнал открывает двери в добрый и вольный мир воображения, свободный от всех "нет" и "нельзя". Наши авторы - замечательные детские писатели и художники Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Саратова, Орла и Владивостока, других городов и других стран. Здесь вы встретите имена, знакомые с детства вашим мамам, и имена совсем новые, которые наверняка будут знать ваши дети. Идея журнала появилась в 2000 году в неутомимой, богатой замыслами голове Виктора Меньшова и была с воодушевлением подхвачена Диной Крупской. Они и есть "папочка" и "мамочка" Кукумбера. А его "добрым крестным" стал Евгений Александрович, издававший журнал "Наша школа". Он не испугался грандиозного нового замысла и уже в течение нескольких лет безропотно и даже охотно терпит маленького, но жутко энергичного Кукумбера. Имя Кукумбер - это "калька" с английского слова cucumber, что в переводе означает огурец. Но Кукумбер, конечно, не простой огурец, хотя внешне и похож. Так зовут главного героя одноименного стихотворения Пола Уэста. Предлагаем прочитать его полностью, и тогда вам станет понятен характер и персонажа, и журнала, а нам не придется говорить об этом прозой.
    Журнал "Маруся" ориентирован на девчонок-подростков. Здесь любая девчонка найдет все, что ее интересует. В журнале шесть разделов: "Мода", "Зеркало", "Шоу", "Стиль", "Чувства", "Дом". Разные рубрики рассказывают о красоте, здоровье, жизни знаменитостей, новинках косметики, путешествиях, профессиях.
    "Мурзилка" - популярный детский литературно-художест енный журнал. Издается с 1924 года. Адресован детям от 6 до 12 лет.
    В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы - современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают сами читатели. Современный "Мурзилка" насыщен интересными, познавательными материалами - история, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня. Материалы на такие темы привлекают не только юных читателей, но и их родителей.
    «Мы» - Ежемесячный литературно-художест енный журнал для подростков. Учреждён Советским детским фондом им. В. И. Ленина. Первый номер вышел в 1990 году тиражом почти 2 млн экземпляров, к 2006 году тираж сократился до 6 тыс. экземпляров.
    «Научи меня, мама» - обучающий журнал для детей от 3 до 6 лет. С помощью журнала мама и папа легко научат малыша читать, писать и считать, а еще - рассказывать истории, вырезать картинки, отгадывать загадки и рисовать.
    В каждом выпуске увлекательного издания для детей и их родителей - карточки, наклейки, развивающие игры и другие интересные и забавные задания. Наклейки и карточки в полном комплекте.
    "Детская газета" обновляется раз в неделю. Читайте сказки, разгадывайте головоломки, просто веселитесь, и присылайте нам свои стихи, сказки, рассказы, рисунки, фотографии.
    «Маша и Медведь» — интерактивный журнал для активных детей по мотивам всем полюбившегося мультсериала "Маша и Медведь". В нём можно рисовать! Из него можно вырезать!Развивающий и познавательный журнал для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
    "Счастливые родители" — Журнал с актуальной и практичной информацией для будущих мам и родителей с ребенком до 4 лет включительно: последние достижения медицины, рекомендации врачей, наглядные уроки для мамы, домашнее воспитание, физкультура, кухня, астрология, советы психолога.
    "Принцесса" - яркий, познавательный и интересный детский журнал. Каждая девочка может стать принцессой вместе с героинями диснеевского журнала "Принцесса" : Золушкой, Жасмин, Ариэль, Эсмеральдой. Воспользовавшись советами принцесс, девчонки смогут сами придумать и смастерить прелестные украшения и наряды!
    Журнал «Черепашки Ниндзя» – пропуск в таинственный мир подземелья!Комиксы для детей 7-14 лет.
    "Веселый художник". В каждом выпуске - специальные пошаговые упражнения по живописи, рисованию и мультипликации. А еще - множество полезных советов, удачных приемов и чудесных проектов. Журнал "Веселый художник" поможет развить твои творческие способности!
    Детская газета "Сёма" выпускается сетью детских развивающих центров по всей стране. Основная задача центров - воспитание гармонично всесторонне развитых малышей. Сделать наших малышей счастливыми.
    Журнал: W.I.T.C.H. Чародейки, это увлекательный журнал для старшего школьного возраста.
    "Веселые картинки". Журнал рассчитан на детей от 4 до 10 лет. Фактически аудитория журнала — вся семья, так как маленьким детям читают родители, а дети постарше нуждаются в одобрении взрослых, хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгадана загадка.3
    Журнал организует досуг всей семьи: настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки.
    Вот лишь небольшое количество из того множества журналов, которые выходят периодически и могут быть интересны для всей семьи.

    1.3 Особенности восприятия прессы детской аудиторией

    Восприятие - это постижение глубинной сущности произве­дения и воздействие его на читателя. Исследователи, в частнос­ти Б.С. Мейлах, считают, что оно зависит от целого ряда при­чин: особенностей личности читателя, степени сложности произведения, жанровой разновидности, ситуации, в которой про­исходит акт восприятия, контекста событий личной и обществен­ной жизни.

    Восприятие — это творческий процесс, начинающийся эмоци­ональной реакцией на произведение. В. Г. Белинский назвал ее «стадией восторга».

    Параметры, по которым психологи и педагоги оценивают детскую периодику, таковы:

    - для детей: журнал должен носить развивающий характер, иллюстрации и текст должны соответствовать восприятию ребенка; уровень полиграфического исполнения должен быть высоким; детям должно быть не только интересно, но и полезно его читать;

    - для подростков: журнал не должен быть «пустым», он также должен быть ориентирован на развитие личности; необходимо давать в нем информацию, на которую можно опереться, он должен точно следовать фактам и быть содержательным и информативным. Кроме того, он должен быть не только актуальным, но и соответствовать возрастным потребностям и интересам подростков.

    Очень часто на восприятие ребенка воздействуют морально-этические установки семьи, среды, времени, и он понимает про­изведение в зависимости от своего нравственного опыта и нрав­ственного кодекса среды, продуктом которой он является, ее потребностей и вкусов.

    Ребенок дошкольного возраста не в состоянии самостоятель­но разобраться в смысле, а тем более в нюансах текста. И что­бы его эмоции стали «умными» (Л. Выготский), необходимо по­мочь ему в анализе, обдумывании прочитанного, необходимо, если потребуется, скорректировать его восприятие.

    Если даже ребенок в 5-6 лет уже может самостоятельно читать, его нельзя оставлять наедине с книгой или журналом. Сосредоточившись  на складывании букв, ребенок часто не обращает внимание на смысловую и эстетическую значимость текста.

    Предметом детской прессы можно считать знания и представления об окружающей действительности (о человеке, о мире, о природе, об искусстве), изображенные в форме, доступной детскому восприятию. Однако это определение нуждается в уточнении, так как знания о мире, отраженные в детской литературе, должны иметь особый характер и учитывать специфику читателя.

    Детство является периодом, в который формируется личность и от которого зависит во многом дальнейшая судьба человека. В детстве складываются основы будущего. В то же время это - закономерная, чрезвычайно важная и абсолютно самостоятельная часть жизни. Это и подготовка к взрослой жизни, и время, полное впечатлений, ярких, красочных событий, когда человек открывает для себя мир. Формируется его характер, создается структура духовных ценностей, которые определяют внутренний облик личности. Не случайно французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Человек приходит из своего детства». Некоторые называют детство страной, в которой живет особое племя - племя детей. И книга призвана сыграть свою роль в этой «стране», стать своего рода ориентиром для этого «племени».[17]

    Чтобы ребенок охотно обращался к чтению периодических изданий, их содержание должно увлечь маленького читателя. Поэтому при создании  детских журналов необходимо учитывать специфику интереса ребенка, который оказывает влияние на предмет содержания. Кроме того, следует иметь в виду, что ребенок постоянно развивается под воздействием внешних условий. Этот момент связывал с особенностями детской литературы В.Г.Белинский. Он писал: «Раннее детство - это беспрерывное формирование, делание, становление полным человеком для полного наслаждения и обладания силами своего духа как средствами к разумному счастию».[18]

    Развитие человека под влиянием окружающего связано со становлением личности. И следовательно, при выпуске детской литературы необходимо учитывать воспитательный эффект издания. Именно воспитательное воздействие журнала определяет предмет повествования и регулирует отбор фактов и их интерпретацию, разработку темы, постановку проблемы.

    Психология детей отличается от психологии взрослых. Дети, особенно дошкольники, верят в незыблемость и открытость мира, в доброту и справедливость, в то, что положительное, хорошее, вызывающее одобрение взрослых, - должно существовать именно в том состоянии, которое наиболее предпочтительно для их понимания и восприятия. Это подметил К.И.Чуковский - замечательный детский писатель, много внимания уделявший изучению детей. Он писал: «Все дети от двух до пяти верят (и жаждут верить), что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера - одно из важнейших условий их нормального психологического роста».[19]

    Это наблюдение позволяет определить важную сторону предметной области периодических изданий для детей. Они должны быть оптимистичны, в них добро побеждает зло, правда торжествует над ложью.

    Особую роль в восприятии прессы детьми играют  цвета, которые они видят на страницах своих любимых изданий. Остановимся на этой проблеме более подробно.

    Цвет в публицистических изданиях может нести коммуникативную, символическую, выразительную функции, а также функции противопоставления, объединения и выделения; различения и разделения.[20]

    Коммуникативная функция цвета в детских журналах проявляется умеренно.

    Символическая (в качестве познавательной) и выразительная функции цвета проявляются сильно.

    В периодических изданиях для детей нет загруженности материалами, как, например, в журналах для взрослых, поэтому разделительная функция цвета практически не проявляется (ее выполняют иллюстрации).

    Функции противопоставления, объединения и выделения тоже проявлены слабо. Рубрикация в журналах для детей обычно присутствует, и дети часто начинают чтение с любимой рубрики, поэтому сильнее остальных проявляется различительная функция цвета.

    В силу небольшого количества накопленных знаний и опыта дети плохо ориентируются в окружающем мире и в пространстве. Поэтому цвет не должен затруднять «путешествие» маленьких читателей по журналу. Шрифт основного текста лучше оставить черным, а фон белым или какого-нибудь светлого и малонасыщенного цвета. Так материалы будут легче читаться детьми.

    В представлении ребенка каждый цвет соответствует каким-либо предметам или явлениям, которые в окружающей среде чаще всего бывают именно такого цвета. Например, желтый - солнцу, лимону; зеленый - траве, деревьям; красный  - помидору. Любое несоответствие цвета и объекта в иллюстрациях сбивает с толку. В отличие от подростков, которые приветствуют все оригинальное и отличающееся от действительности, дети не поймут, почему те предметы, которые должны быть желтыми, выкрашены в зеленый цвет.

    Дети очень впечатлительны и открыты окружающему миру. Поэтому цветовая гамма журнала должна их радовать, сложные и зачерненные цвета лучше не использовать, первые детям будут не понятны, а вторые — неприятны.

    Психолог Яниш на основании опроса 500 детей в детских садах и школах, а также изучения детских рисунков попытался выявить общие закономерности в отношении детей к цвету и пришел к выводу, что дети предпочитают яркие тона. В первую очередь они предпочитают ярко-красный цвет, за ним следуют лиловый, розовый, желтый и голубой. Ученый утверждает, что дети не любят черного, серого и темно-коричневого цветов и в рисунках пользуются ими для изображения неприятных им предметов и людей. Еще одним любимым цветом детей является фиолетовый. Так, тестирование 1600 школьников, не достигших периода полового созревания, показало, что 75% отдали предпочтение фиолетовому цвету.[21]

    Подчеркнем тот факт, что человек в детстве тесно связан с текстом. Общение детей со взрослыми и друг с другом осуществляется прежде всего через тексты. Знакомство с окружающим миром также осуществляется через текст - ведь многое ребенок познает не из собственного опыта, а из объяснений, которые ему сообщают другие, то есть из устных текстов. Именно поэтому журнал органичен для детского восприятия. За ними для ребенка стоит беседа со взрослыми, потому что сначала журнал читают родители или старшие братья или сестры.

    Основой содержания детских периодических изданий можно считать любое явление, любой объект действительности. Однако интерпретация событий, поступков людей, свойств животных должна при этом приобретать особое звучание - звучание, определяемое предметной областью детской литературы.

    Дети должны быть читателями прежде всего серьезных периодических изданий, а не только комиксов.

    Сто тысяч «как», миллионы «почему» готов задавать маленький человек. И содержание журнала призвано раскрыть, показать, объяснить те факты, которые попадают в поле зрения ребенка. Журналы  для детей посвящены истории и современности, природе и человеческому обществу, культуре, наукам, искусствам. Поэтому предмет детской журналистики характеризуется богатством проблемно-тематического состава. Буквально все стороны жизни и деятельности человека находят в ней отражение.

    Фольклор как «искусство звучащего слова» является неотъемлемой частью детской периодики. Это такие его жанры, как былины, потешки, песни, загадки.

    Их использование в детских изданиях обусловлено тем, что фольклор является принадлежностью детской аудитории и обслуживает детскую жизнь (считалки, дразнилки, страшилки).

    Тематическая направленность отражает познавательный и воспитательный потенциал прессы для детей. При этом ее тематика определяется социальным заказом, воспитательными идеалами общества. Мы проследили это явление, рассматривая историю становления детской журналистики. В ее тематике отражаются различные стороны жизни общества, нравственные позиции, сложившийся общественный идеал, который влияет на характер предмета изданий  для детей.

    Тематика и отбор фактического материала журналов не исчерпывают общую характеристику их содержания.

    В процессе становления детская журналистика значительно углубилась, и прессу для детей современного мира  привлекают вечные вопросы человечества: как складывается личность, от чего и к чему идет человек и человечество. А детство рассматривается как начало пути человека в будущее.

    Далее нами будут более подробно освещены тенденции развития современной прессы для детей в России.


      1   2


    написать администратору сайта