Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. 1.1Сложности в педагогической деятельности молодого специалиста.

  • 1.2.Подростки из неблагополучных семей как особая категория подростков. 1.2.1.Возрастные особенности подростков.

  • 1.2.2. Подростки из неблагополучных семей как особая категория подростков.

  • Глава 2. 2.1 Мастер класс как форма организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству

  • Цель

  • Задачи: Обучающие

  • Развивающие

  • Воспитательные

  • Оборудование

  • Материалы для учащихся

  • Предполагаемые образовательные результаты: Личностные

  • Предметные

  • Метопредметные

  • ДИПЛОМ НАСТЯ. Цель Определить факторы, влияющие на


    Скачать 80.27 Kb.
    НазваниеЦель Определить факторы, влияющие на
    Дата17.12.2018
    Размер80.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДИПЛОМ НАСТЯ.docx
    ТипДокументы
    #60700
    страница1 из 3
      1   2   3

    Введение

    Актуальность исследования проблем обучения "трудных" подростков – одна из центральных психолого-педагогических проблем современного образования. Новое поколение педагогов приходящих работать в школы всё чаще сталкивается с неэффективностью устаревших педагогических технологий обучения. Молодым педагогам требуется постоянное адаптирование педагогического инструментария к меркам современной действительности, новые технологии работы с подростками цифрового века.

    Проблему трудностей в поведении детей и подростков, особенности работы с нарушителями школьной дисциплины изучали А. Дистервег, И. Песталоцци. На необходимость специфического подхода к трудным ученикам указывали П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко и др. Поиск новых подходов к решению проблемы трудных детей активизировался в периоды социальных изломов, изменений, происходящих в обществе, в современном мире особенно важно найти индивидуальный подход к каждому ученику.

    В наши дни отклонения в поведении детей возникают, по мнению специалистов, в результате политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, пропагандируемой средствами массовой информации, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением детей. Все это приводит к тяжелым последствиям, сказывающимся не только на обстановке в классе и школе, но и на ситуации в обществе в целом.

    Цель: Определить факторы, влияющие на .

    Объект: социально неблагополучные подростки

    Предмет: обучение изобразительному искусству социально неблагополучных подростков

    Задачи:

    1) Проанализировать сложности возникающие в педагогической деятельность молодого специалиста.

    2) Выявить психологические особенности социально неблагополучных подростков ;

    3) Рассмотреть теоретические подходы к изучению проблем обучения социально неблагополучных подростков изобразительному искусству;

    4) Проанализировать методы и методики эффективного обучения изобразительному искусству.

    Для реализации теоретической части вкр работы была изучена методическая литература по специфике организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству, а также психолого-педагогическая специальная литература по возрастным особенностям старших школьников. Основу для изучения составили учебные пособия для студентов высших педагогических заведений. Так в учебном пособии Н.Н. Ростовцева рассматривается понятие внеклассной и внешкольной деятельности, её особенности, цели и задачи, а также представлены основные формы организации.

    В психологической литературе в полной мере освещены вопросы, связанные с проблемой возрастных особенностей старших школьников. Наиболее значимые источники информации: В.С. Мухина, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина,также использовались труды А.М. Прихожана, В.В.Зацепина,А.Е.Симановского,А.А.Реана,Р.С.Немова, Е.И.Игнатьева, ряд ученых занимался проблемой разработки новейших форм организации внеурочной деятельности детей, например, упомянутый выше Н.Н. Ростовцев.

    Глава 1.

    1.1Сложности в педагогической деятельности молодого специалиста.

    Путь молодого специалиста начинается с профессиональной адаптации, где важным является механизм психологической защиты и неотъемлемой частью являются обязательные упражнения по саморегуляции.

    По мнению В.А. Сластенина, профессиональная адаптация – это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействия его с профессиональной средой:

    • адаптация к профессиональной деятельности: её содержанию, целям, средствам, технологии осуществления, режиму и интенсивности деятельности;

    • адаптация к требованиям производственной, трудовой дисциплины, организационным нормам, правилам;

    • адаптация к профессионально-ролевым социальным функциям, социально-профессиональному статусу (воспитатель детского сада, учитель и пр.);

    • адаптация к социально-психологическим ролевым функциям, неписаным, неофициальным нормам, правилам, ценностям, отношениям и т.п. в трудовом коллективе;

    • адаптация к тем социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная деятельность специалиста.

    Профессиональная адаптация молодого педагога - это непрерывно продолжающийся, постоянный идущий процесс, имеющий свою динамику и особенности. Её успешность зависит от многих обстоятельств. Ведущую роль играет система ценностей личности специалиста, определяющая его ориентации и отношения к себе самому, к сотрудникам и руководителям, избранной профессии, к своим служебным обязанностям. Эти отношения могут оказаться как позитивными, так и негативными.

    Для молодых педагогов, которые желают узнать свой адаптационный уровень, предлагаю типологию социогенов личности, которую разработал психолог М. Е. Литвак .

    Надо отметить, что педагогическая деятельность насыщена напряженными ситуациями и различными факторами, которые требуют повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. профессионалов, непосредственно работающих с людьми.

    Причины напряженности педагогической деятельности обусловлены различными факторами: сложные, напряженные условия деятельности (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми, трудными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т.д.), особенности личности, которые провоцируют чрезмерную чувствительность человека к определенным профессиональным трудностям, т.е. личностные (мотивационные, эмоциональные, социальные и др.) характеристики.

    Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный стресс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.

    Существуют некоторые механизмы психологической защиты, которые помогут молодому педагогу снять эмоциональное напряжение .

    Психологическая самозащита дает лишь временное ощущение благополучия, успокаивает чувство вины и совести. Она не делает нас лучше, закрепляет наши недостатки. В действительности это способы подсознательной самомаскировки, самообмана, ложной защиты. Необходимо иметь смелость и мужество перед самим собой, чтобы разглядеть их в себе и устранить.

    Эмоциональные реакции личности могут быть адекватными, т.е. соответствующими общепринятым правилам поведения и нормам физического и психического здоровья, и неадекватными, т.е. не соответствующими, не соизмеримыми с величиной и характером внешних воздействий, выходящими за пределы общепринятых норм. Неадекватные эмоциональные реакции возникают в ситуациях повышенной напряженности (усталость, болезнь), при неудачах в делах или личной жизни, межличностных конфликтах. Самые сильные, трудноуправляемые, наиболее «строптивые» эмоции – аффекты, страхи, страсти, обида, зависть, стрессы.

    Необходимы средства и методы произвольной (сознательной) саморегуляции, - укрощение «строптивых» эмоций.

    Существуют различные техники саморегуляции, предлагаю использовать следующие.

    Надо отметить, что «эффективные» учителя по сравнению с «неэффективными» отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики. Они обладают способностью оказывать позитивное воздействие на успеваемость учащихся. Учителя, которые внутренне себя принимают с большей легкостью принимают и других. В то время как учителя, склонные к отрицанию, чаще отталкивают других . Учителя, обладающие позитивным самовосприятием, уверенностью в себе, в своих педагогических способностях, вступают в общение с другими с большей легкостью и поэтому более эффективно решают задачи, стоящие перед ними на уроке.

    Основные проблемы современного учителя по исследованиям современных психологов это проблемы коммуникации с детьми и проблемы поиска эффективных методов преподавания современным детям.

    Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта.

    Анализ школьной действительности показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация может протекать длительно и сложно.

    Зачастую возникающие у молодого специалиста трудности связаны, например, со слабой методической подготовкой, недостаточным владением приемами и методами обучения. Готовясь к уроку, молодой педагог не может выделить приоритетные цели и задачи, что приводит к низкой эффективности обучения.

    Здесь, важным в профессиональном становлении молодого специалиста является информационное обеспечение его деятельности (консультации, участие в работе школ, семинаров, методических объединений).

    Адаптации молодого учителя в этот период тесно связана с специфическим объектом его труда — с учащимися. Благоприятное вступление его в профессию, контакты с детьми определят дальнейшее профессиональное благополучие и профессиональные неудачи. Возникают и определенные проблемы во взаимоотношениях с учениками.

    Главную трудность выпускники педагогических вузов испытывают в установлении психологического контакта с учащимися как на уроке, так и во внеурочной работе. Особенно плохо учителя подготовлены к работе с «трудными» учащимися, они часто теряются, когда нужно разобраться в конфликтных ситуациях, возникающих в классе. Воспитательные действия молодого учителя зачастую не структурированы, порой слишком поспешны, импульсивны.

    Многие молодые педагоги испытывают трудности в работе с родителями из-за отсутствия знаний по семейному воспитанию, умению вести педагогическое просвещение родителей, привлекать их к совместной работе.

    К наиболее трудным проблемам молодые учителя относят также трудность мотивировать школьников, воспитывать у них положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес и организовывать познавательную деятельность. К слову сказать, это действительно самые трудные проблемы в педагогике.

    Таким образом, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. И как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной специальности.

    Существует еще одна проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов - адаптационно-коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду - педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых порах зависят не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и притязаний. Здесь же как никогда, нужна психолого – педагогическая поддержка (организация ситуации успеха, поддержка и оценка успешной деятельности..).

    1.2.Подростки из неблагополучных семей как особая категория подростков.

    1.2.1.Возрастные особенности подростков.

    Подростковый возраст является сензитивным периодом формирования не только личностных качеств, но и развития сознания и самосознания. Главным новообразованием является развитие самопознания, формирование устойчивой самооценки [15, с. 109].

    Если рассматривать эмоционально-нравственное развитие личности в подростковом возрасте, то оно подразумевает собой процесс понимания и эмоционального принятия нравственных норм, морали, нравственных притязаний и качеств личности, которые трансформируют во внутренний мир, регулирует поведение посредством нравственных норм [10, с. 145].

    С точки зрения различных исследований, наиболее эффективным средством влияния на нравственность личности является изобразительное искусство [17, с. 45].

    Так, личность в подростковом возрасте очень нуждается в нравственных образцах и идеалах, поскольку подросток может отрицательно реагировать на поучения в нравственном воспитании. В этой связи общение с художественными образцами и идеалами – это важное условие развития нравственной сферы подростка.

    Основной чертой в подростковом возрасте является изменение во внутренней позиции по отношению к учебной деятельности. Так, если в начальной школе для ребенка учебная деятельность является приоритетной, то в подростковом возрасте большую роль играют взаимоотношения с одноклассниками, с ровесниками. Такие взаимоотношения являются основой внутреннего интереса в данном возрасте. Поскольку подросток в большей степени проводит в образовательном учреждении, то можно считать, что школа создает все условия с целью развития личности.

    Учебная деятельность играет важную роль в жизни подростка, особенностью которого является готовность в различным видам деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Это готовность может быть одним из мотивов учения [10, с. 156]. В данном возрасте появляются новые мотивы учения, которые связаны с профессиональным выбором, сознательным отношением к жизни. И от того, как педагог объяснит материал, или преподнесет на занятии – интересно или эмоционально, зависит интерес и мотивация учения подростков, познавательная потребность. В результате всего этого, у подростка будут формироваться познавательные интересы, положительное отношение к учебной деятельности, предметам.

    Так, с целью развития личности в подростковом возрасте важную роль играют знания, поскольку они являются ценностью, которые способствуют расширению сознания и занимают значимое место среди ровесников. В данном возрасте закладываются усилия для увеличения различных знаний (например, художественных, научных и других). Эти знания дают возможность не только ориентироваться в жизни, но и адаптироваться к ней.

    Учитывая возрастные особенности детей подросткового возраста, можно сказать, что подходящей формой организации внеклассной деятельности для данного возраста являются мастер-классы. Следует отметить, что при организации такого вида деятельности необходимо сделать акцент на выборе тематики, которая должна соответствовать интересам детей, быть актуальной и увлекательной, развивать способности каждого участника образовательного процесса.

    Педагогу нужно создавать условия, где подростки бы имели возможность моделировать ситуацию, применять знания на практике, осознавать значимость мастер-класса, и были бы мотивированы на получение и усвоение той или иной информации в будущем. После создания своих работ ученикам может быть предложена организация выставки.

    Учителю нужно выстроить занятие так, чтобы в занятии присутствовали проблемные ситуации, и дети были активно включены в учебный процесс. Кроме того, может быть использована коллективная форма работы.

    1.2.2. Подростки из неблагополучных семей как особая категория подростков.

    Особой категорией обучающихся в школе являются подростки «группы риска», дети из неблагополучные семей, имеющие сложности с обучением в силу отсутствия психологической и социальной поддержки таких детей со стороны семьи.

    На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия "трудные дети". Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Для удобства пользуются сокращением "отклоняющееся поведение". Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяется тестовыми и экспериментальными методиками. Однако не все параметры отклоняющегося поведения психологи и педагоги умеют сегодня теоретически интерпретировать и измерить. Тогда ведется симптоматическое наблюдение.

    Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные термины – "делинквентность" и "девиантность". Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т. е. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

    Под "трудными" школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются. В этой связи следует различать термины "трудные дети" и "педагогически запущенные дети". Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

    "Трудные" дети, в – третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.

    Понятие "трудные дети" имело широкое распространение в довоенное время. Оно возникло не в науке, а в обыденной жизни. На какое–то время это понятие исчезло, а в 50–х – 60–х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин прочно укоренился в научном словаре педагогики и педагогической психологии. Но и сегодня среди ученых идет дискуссия о целесообразности его использования. Нередко он ассоциируется с оскорбительной этикеткой, наклеиваемой на ребенка. Думается, что его не следует применять в общении с конкретным школьником и его родителями. В разговоре с последними лучше говорить о некоторых сложностях психического развития ребенка.

    Ребенку бывает трудно как с окружающими, так и с самим собой. Даже если он досаждает воспитателям, не чувствуя вначале от этого дискомфорта, то вскоре нарушитель спокойствия начинает испытывать неприятные эмоциональные переживания как следствие ответных действий взрослых. Некоторые школьники больше страдают сами, чем их окружение. К ним можно отнести педантических, эмотивных, экзальтированных и некоторых других учащихся.

    В течение жизни все дети и взрослые нередко встречаются с серьезными препятствиями, переживая при этом отрицательные эмоциональные состояния и преодолевая сложности в отношениях с окружающими. Кроме того, они проходят через определенные трудности внутреннего развития, в частности через возрастные кризисы.

    Все дети на определенном этапе своего психического развития бывают трудными. Но в разной степени и относительно кратковременно. При учете индивидуальных и возрастных особенностей и достаточном педагогическом мастерстве работать с подавляющим большинством школьников воспитателю не только легко, но и радостно. Поэтому есть смысл говорить о трудном школьнике лишь при наличии у учащегося устойчивых недостатков в характере и поведении. С таким учащимся бывает сложно обращаться и умелому педагогу.

    Чаще всего подростки «группы риска» это подростки из неблагополучных семей . Это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства.

    Каковы особенности той или иной семьи вызывающие или способствующие возникновению отклонений в поведении школьников? Они отражаются в изменяющихся классификациях семей, где часто появляются трудные дети. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют друг друга. Остановимся на них подробнее.

    Г.П. Бочкарева выделяет:

    а) семью с неблагоприятной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, нечувствительны по отношению к своим детям;

    б) семья, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

    в) семью с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы. Он вовлекается в аморальный образ жизни [22, с.122].

    Б.Н. Алмазов выделяет 4 типа неблагополучных семей способствующих появлению трудных детей:

    а) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем родителей; не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи чаще по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях выросли нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;

    б) конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера, либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно, - демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

    в) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов семьи отмечают различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинять своей воле другого и т.п.;

    г) педагогически некомпетентные семьи. В них недуманные или устаревшие представления в ребенке заменяют реальную картину их. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к беспризорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку [20, с.21]

    Появлению трудных детей также способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между семьями разных поколений [23, с.89]

    В последние годы в научной литературе и массовых изданиях широко обсуждается тема жесткости и насилия по отношению к детям в семье. Насилие может принимать физическую и психологическую формы физического насилия в семье проявляется в избиении ребенка, нанесение ему ожогов, испытании голодом и т.п. Имеются слухи развратных действий по отношению к детям и сексуального насилия. Психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблениями и запугиваниями [7, с.284]
    Надо отметить, что жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. Жесткость создает основу для хронической психогенной травматизации, нередко вызывая повторные аффективные криминальные действия. Известны даже случаи убийства подростками своих жестоких родителей. В целом, следствием жесткого обращения с детьми бывает их асоциальное поведение в самостоятельной жизни

    Все перечисленные факторы играют значительную роль в формировании и развитии семьи. В работе с такими детьми необходимо тесное сотрудничество с такими семьями, и особенно с их детьми.

    Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений “семья – ребенок” имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная. Семья может быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым воспитанием или с воспитанием, подавляющим ребенка, или с оранпиренными условиями и т.д. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная. Хотя и полная (скажем, отец пьяница, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее воцаряет мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека. Разводы также влияют на ребенка. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат их путь. Или станут циниками, или одинокими, или еще какими-нибудь, но в любом случае – несчастливыми. Дефекты воспитания – это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия только отношение к ребенку. Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка, дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.

    1.3. Современные формы организации внеурочной деятельности для подростков по изобразительному искусству.
    На сегодняшний день в большей степени растет роль внеурочной деятельности учащихся, которая становится компонентом основной образовательной программы любого общеобразовательного учреждения.

    Внеурочная деятельность – это важная часть любого образовательного процесса, которая способствует осуществлению требований федеральных государственных образовательных стандартов [3, с. 67].

    Внеурочная деятельность – это такая деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочных, и направлена на получение результатов [13, с. 240].

    Так, кроме занятий в классе, учителю чаще всего приходится проводить занятия со школьниками вне класса и вне образовательного учреждения. Это позволяет говорить нам о внеклассной и внешкольной работе с учащимися.

    Под термином внеклассная работа понимают деятельность учеников или класса вне занятий, в свободное время, которое проводится под руководством и вместе с учителем [20, с. 32]. А внешкольная работа является частью системы образования и воспитания детей, и проводится также в свободное время в целях формирования способностей, интересов учащихся, общения, удовлетворения потребностей в знаниях.

    Следует отметить, что внеклассная и внешкольная работа включает в себя такие мероприятия, как различные беседы, лекции, доклады с демонстрацией изображений, походы в музеи, на выставки, выезды, проведение факультативов, организация различной кружковой деятельности и ее руководство и другие [18, с. 219].

    Как правило, внеклассная и внешкольная работа включает в себя те же цели и задачи, что и занятия в школе. Однако, такая работа решает задачи более обширно при помощи включения нового материала, опираясь на активность и интерес школьников, на творческую составляющую учащихся.

    Если рассматривать внеурочную деятельность в рамках изобразительного искусства, то учитель не только отслеживает общее развитие школьников, их работы, но и проводит работу эстетического характера с помощью средств изобразительного искусства как в классном коллективе, так и вне.

    Внеклассную работу необходимо выстраивать так, чтобы учащиеся совершенствовали собственное мастерство, развивались. В этой связи педагогу надо найти методы учебно-воспитательной работы, которые бы пробуждали у учащихся интерес к красоте природы, к изобразительному искусству, развивали творческое воображение, художественно-эстетический вкус.

    Так, внеклассные и внешкольные занятия способствуют развитию интереса к изобразительному искусству, ознакомлению с произведениями известных художников, эстетическому воспитанию. И с этой целью используют различные формы организации внеурочной деятельности, содержание которых должно быть в большей степени разным.

    Рассмотрим некоторые формы внеклассной работы с учащимися в общеобразовательных учреждениях.

    Наиболее распространенным видом внеклассной работы является кружковая деятельность. Если рассматривать занятия изобразительным искусством в школьных кружках, то они имеют следующие особенности:

    1. структура кружковой деятельности немного отличается от классных занятий. Так, на школьных занятиях педагог должен изучать с учениками конкретные вопросы, которые предусмотрены в рамках школьной программы. А организация кружковой деятельности состоит из занятий по заранее составленной программе, и учитывает склонности и интересы школьников различного возраста;

    2. занятия по изобразительному искусству являются для учащихся эстетической потребностью [22, с. 13].

    Стоит отметить, что учитель должен предоставлять ученикам не только то, что они хотят получить, но и учитывается степень подготовленности ученика по изобразительному искусству, возможности самой кружковой деятельности, а именно: наличие материалов по изобразительному искусству, наглядные пособия и другие). В связи с этим составляется несколько вариантов программ, которые предусматривают разные установки и характер деятельности.

    Следующий вид внеклассной работы – это экскурсии, которые проводятся с целью раскрытия той или иной темы учебной программы в полной мере, ознакомления с различными видами изобразительного искусства, представлений о специфике работы художников.

    При организации экскурсии (это могут быть выходы на природу, посещение музеев, выставок) со школьниками педагог по изобразительному искусству заранее продумывает цели и задачи посещения. Как правило, в старших классах педагог организует походы в музеи, в мастерские, на различные предприятия (заводы, фабрики) и другие. По завершении экскурсии педагог проводит беседу с целью выяснения того, как школьники восприняли информацию, что увидели и что услышали. И обязательным является то, что педагог выясняет, что поняли и не поняли ученики во время экскурсии.

    Рассмотрим следующую форму внеклассной деятельности – это внеклассные беседы. Методика проведения бесед по изобразительному искусству строится так, чтобы ученики принимали активное участие. С этой целью педагог продумывает информацию о том, какие репродукции, иллюстрации, картины, факты из жизни художников могут привлечь учеников, чтобы внеклассная беседа стала более интересной и увлекательной. Кроме того, педагог объясняет, и сам обращается с различными вопросами к учащимся. Однако, вопросы, обращенные к детям, должны быть простыми, четкими и конкретными, поскольку основная цель является закрепление знаний во время бесед [5, с. 89].

    Существует такой метод как лекционный, который используется в более старших классах. Лекции проводятся не только педагогом, но можно привлечь других специалистов, например, архитектора, художника, специалиста по искусствоведению.

    Доклады – это другая форма организации занятий с детьми. Чаще всего доклады делают сами ученики. Темы для докладов могут подбираться в соответствии с учебной программой или с учетом тех или иных задач.

    Просмотр кинофильмов по изобразительному искусству как отдельная форма организации должна отвечать требованиям программы в школе. Обязательным условием при выборе кинофильма является учет возраста школьников. Как правило, кинофильмы по изобразительному искусству включают фильмы, которые посвящены известным художникам, тому или иному жанру изобразительного искусства, или искусству той или иной эпохи.

    Следует отметить, что просмотр кинофильма может сопровождаться беседой, который можно провести или перед просмотром, или после него. Так, если учитель проводит беседу до просмотра кинофильма, то он излагает краткую информацию о художнике и его творчестве, о той или иной эпохи в истории, в которой художник жил и создавал картины. А если беседа педагогом проводится после просмотра, то учитель просит обобщить полученные ими знания во время просмотра, и ученики актуализируют полученные ранее знания в курсе школьной программы.

    Тематика кинофильмов может быть разнообразной. Они могут быть посвящены техникам изобразительного искусства, которые визуально раскрывают суть техники, изображений, графики или скульптуры; продемонстрировать технику наложения краски в живописи, показать процесс творения произведений.

    Рассмотрим следующую форму организации деятельности школьников – то мастер-классы. На сегодняшний день данная форма является эффективной формой передачи педагогического опыта; знаний, умений и навыков, а также обучения и воспитания детей.

    Главной особенностью мастер-классов является показ практических методов освоения того или иного материала, передачи опыта и мастерства, при этом взаимодействуют все участники образовательного процесса.

    Стоит отметить, что мастер-класс отличается от иных форм передачи педагогического опыта тем, что в ходе проведения обсуждается тот или иной продукт, результат и активный поиск решения различных проблем с двух сторон: участников и мастера.

    Так, мастер – это педагог, который отличается личностным и профессиональным ростом, и успехами в той или иной деятельности. В ходе проведения мастер-классов учитель может занимать роль консультанта или советника, который помогает организовать работу, активно вовлекает всех участников в учебно-образовательный процесс, помогает в освоении различных способов и приемов профессиональной деятельности [22, с. 14].

    Таким образом, исходя из вышеизложенного нами материала, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день существуют различные формы организации внеклассной и внешкольной деятельности. Это и кружки, экскурсии, внеклассные беседы и другие. Но особой формой передачи знаний, умений, навыков, опыта является мастер-класс, в ходе которого взаимодействуют участники и мастер. Учитель занимает роль консультанта или советника, помогает организовать работу, активно вовлекает всех участников в процесс, помогает в освоении различных способов и приемов деятельности.

    Так, мастер-класс является подходящей формой организации внеклассной деятельности детей подросткового возраста. Для подростков характерно развитие сознания, самосознания, а также самопознания, эмоциональное принятие нравственных норм и притязаний, морали, личностных качеств, которые трансформируют во внутренний мир, регулирует поведение благодаря нравственным нормам.

    И наиболее эффективным средством влияния на нравственность личности является изобразительное искусство, посредством которого подросток впитывает нравственные идеалы и художественные образцы. Это в свою очередь развивает его как личность, формирует положительное отношение, мотивацию к учебной деятельности, и качества личности.

    В связи с этим была разработана серия мастер-классов «Рисуем комикс» как форма организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству, речь о которой более подробно пойдет во второй главе.

    МАСТЕР КЛАСС ХОРОШ ДЛЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ

    Глава 2.

    2.1 Мастер класс как форма организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству
    В настоящее время проблема создания и развития новых форм организации занятия очень актуальна, ведь только их разнообразие обеспечит рост творческого потенциала, познавательных мотивов, поможет ученику научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
    С одной стороны, проблема организации занятия в новых формах кажется достаточно исследованной - написано много статей и научных работ, посвященных различным видам деятельности на уроках , однако в данной курсовой работе новизна заключается в подробном рассмотрении такой современной формы организации внеклассного занятия как мастер-класс.

    Актуальность современных форм обучения обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Сейчас люди нацелены на получение быстрого и качественного результата в любой сфере деятельности. В том числе и в изобразительном искусстве. Потому, мастер-класс является удобной формой удовлетворения социального запроса общества.

    В современном мире, где столько много информации и развлечений , очень сложно вызвать интерес ребенка к изобразительному искусству, потому требуются новые идеи и темы для занятий. Разработанная серия мастер - классов является оригинальной. Она направленна на развитие у детей заинтересованности в изобразительном искусстве, так как при ее создании учитывались интересы и потребности современных детей.
    Цель практической части ВКР: разработать серию мастер-классов по изобразительному искусству "Рисуем комикс" .
    Задачи практической части ВКР:

    • проанализировать понятие «внеурочная деятельность»;

    • изучить современные формы организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству;

    • выделить возрастные особенности старших школьников;

    • выявить специфику проведения мастер-класса для старших школьников;

    • разработать серию мастер-классов «Рисуем комикс»;


    Для реализации работы была изучена методическая литература по специфике организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству, а также психолого-педагогическая специальная литература по возрастным особенностям старших школьников. Основу для изучения составили учебные пособия для студентов высших педагогических заведений. Так в учебном пособии Н.Н. Ростовцева рассматривается понятие внеклассной и внешкольной деятельности, её особенности, цели и задачи, а также представлены основные формы организации.

    В психологической литературе в полной мере освещены вопросы, связанные с проблемой возрастных особенностей старших школьников. Наиболее значимые источники информации: В.С. Мухина, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина,также использовались труды А.М. Прихожана, В.В.Зацепина,А.Е.Симановского,А.А.Реана,Р.С.Немова, Е.И.Игнатьева, ряд ученых занимался проблемой разработки новейших форм организации внеурочной деятельности детей, например, упомянутый выше Н.Н. Ростовцев.

    .

    2.2. Методическая разработка модуля по теме: «Мастер-класс рисуем комикс».

    Методическая разработка модуля по теме: «Мастер-класс рисуем комикс» предназначена для изучения такого графического искусства как комикс и его основ. Занятия этого модуля направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Знания технических особенностей комикса поможет детям в дальнейшем в полной мере реализовывать свои идеи в области изобразительного искусства.

    Цель: Развить у детей тягу к изобразительному искусству, через изучение правил, последовательности работы с комиксом и изучение его основных частей.

    Задачи:

    Обучающие: Научить детей свободно разговаривать на языке визуальных образов и превратить рисование в способ постижения окружающей действительности. Ознакомить детей с нетрадиционными выразительными возможностями изобразительного искусства.

    Развивающие: Формировать практические умения и навыков в работе с графическими материалами, формировать творческое мышление и развивать устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера. Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль через рисунок, эскиз.

    Воспитательные: Воспитать трудовую и творческую активность, целеустремленность, усидчивость, интерес и любовь к искусству.

    Система знаний – ознакомление с правилами создания комикса. Понимание основных частей, на которых держится комикс «герой», «действие», «окружение» и ух взаимодействия между собой. Изучение законов раскадровки листа, принципы создания стилевого и образного единства.

    Оборудование: Презентации по темам , вырезки из комиксов и манги.

    Материалы для учителя: Проектор, компьютер.

    Материалы для учащихся: Бумага, карандаши, фломастеры, маркеры, краски, цветная бумага, ластик, клей, ножницы.

    Что важно в теме — Более глубокие знания в области комикса как искусства книжной графики поспособствуют раскрытию творческого потенциала школьников, поможет освоить новые знания в области изобразительного искусства.

    Что будут уметь — Применение знаний о комиксе, его структуре, техниках его выполнения в своей личной творческой деятельности. Освоение особенностей графических материалов.

    Творческая часть – уметь придумать и нарисовать интересную историю с учетом знаний о элементарных законах выполнения комикса и его основных частях (Кто? Что делает? Где?).

    Контроль знаний – в конце занятий модуля выполняется небольшая формальная работа, а точней рисованная истории о себе или из своей жизни, в которой применяются полученный знания о комиксе.

    Предполагаемые образовательные результаты:

    Личностные: Стремление использовать полученные на уроке знания и умения для самостоятельного создания красивых вещей, умения применять полученные знания в самостоятельной художественной деятельности, развитие эстетического сознания через творческую деятельность.

    Предметные: Развитие эстетического , эмоционально-ценностного виденья мира, развитие наблюдательности, зрительной памяти, художественного вкуса и творческого воображения.

    Метопредметные: Использование языка изобразительного искусства для освоения содержания разных учебных предметов, умение организовать самостоятельную деятельность, умение соотнести свои действия с планируемыми результатами.

    Критерии оценки.

    1. Связь с заданием.

    2. Творческий подход.

    3. Выразительность, целостность.

    4. Оригинальность.

      1   2   3


    написать администратору сайта