Главная страница

реформы. Цель рассмотреть реформы античного мира


Скачать 39.24 Kb.
НазваниеЦель рассмотреть реформы античного мира
Дата23.05.2022
Размер39.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареформы.docx
ТипДокументы
#545714


ВВЕДЕНИЕ



Первые политические общества в Европе возникли во II-I вв. тысячелетие до нашей эры в странах Средиземноморья. Они, особенно цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, заложили фундамент всей государственно-правовой истории Европы и передали другим народам и временам традиции своей политической и правовой культуры, выросшие на основе особой Мир древности.

Античное общество и античные цивилизации развивались на берегах Средиземного моря, что в первые века особенно стимулировало экономическую деятельность народов и их связи с другими странами. Точно так же, как древние восточные общества были цивилизациями великих рек, древний мир был морской цивилизацией, с самого начала связанной военно-торговыми связями.

Древние государства практически с самого начала своего образования стали стремиться выйти за пределы исконных мест обитания народов, их основавших. Развитие государственных форм происходило здесь на фоне колонизации - сначала военно-торговой, затем чисто завоевательной - других областей Европы, Африки и Малой Азии. Имперская политика была существенным фактором в деятельности властей. В результате крупнейшие античные государства развились в значительные империи - в ходе своего исторического упадка поистине глобального масштаба (империя Александра Македонского, Римская империя). Здесь впервые в мировой истории получили развитие административно-правовые формы отношений между метрополией и колониями, принципы управления в масштабах континента.

В силу особенностей общественных отношений своего времени античное государство представляло собой особый тип государства, превосходивший древневосточное государство. Это государство в основном строилось на принципах демократии и гражданских свобод в сочетании с особым общественно-полисным политическим строем.

Цель: рассмотреть реформы античного мира.

Задачи:

– охарактеризовать период античности;

– изучить реформы Клисфена;

– изучить реформы Солона;

– изучить реформы Тесея.

1. Теоретические аспекты реформ

1.1 Понятие и сущность реформ



Реформа– (от лат. reformo, преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).

  • экономика (трансформация хозяйственного механизма: формы, методы, рычаги и организация управления экономикой страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольное законодательство и др.)).

  • социальные (преобразования, изменения, реорганизация всех сторон общественной жизни, не разрушающие основ общественного строя (эти реформы имеют непосредственное отношение к людям)).

  • политические (изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и др.)).

  • духовные (реформа образования, попытка создания национальной идеи, объединяющей русских, возрождение исторических традиций, пропаганда гражданственности, патриотизма и др.).

Реформы не означают радикальных и резких изменений, они направлены на улучшение жизни общества. Любая реформа – это способ внедрения инноваций в сферы общественной жизни и модернизации общества в целом. Реформы могут способствовать развитию общества (прогрессивные) или вызывать застой и упадок (регрессивные, реакционные).

1.2 Характеристика периода античности



Античность — термин, обозначающий греко-римскую древнюю цивилизацию во всех ее многообразных исторических формах. Этот термин впервые начал употребляться во французском языке в начале XVIII века для обозначения особого вида искусства. Множество последующих исследований в области истории искусств привело к сужению понятия до рамок греко-римской древности.

В античности обычно выделяют следующие периоды:

  • Ранняя античность (VIII век до н. э. — IV век до н. э.), когда расцветают греческие полисы и возникает Римское государство;

  • Классическая античность (IV век до н. э. — II век н. э.), на которую приходится распространение греческой и римской цивилизаций (от Александра Македонского до смерти императора Марка Аврелия);

  • Поздняя античность (конец II/III век —V/VI век), в которую происходит упадок Римской империи. От императора Марка Аврелия до падения Римcкой империи в 476 году, или смерти «последнего римлянина» Боэция в 526 году, или закрытия в Афинах Академии императором Юстинианом в 529 год). С распадом Западной Римской Империи началась новая эпоха — средневековье.

В геополитическом контексте периоды времени могут варьироваться. Например, расцвет древнегреческой цивилизации отмечается раньше, чем Римской империи. Кроме того, в Восточной Римской империи античная цивилизация зарождалась раньше и умирала позже, чем в западной части, где вторгшиеся германцы разрушили ее образ жизни. Тем не менее, культурное наследие древности в его поздней форме довольно хорошо сохранилось в быту, языке и традициях большинства современных народов романской группы, а от них передалось другим средиземноморским народам (южным славянам, тюркам, арабам евреи, берберы).

Также видно, что во многом элементы классической древности (законы, традиции, обычаи и т. д.) хорошо сохранились в ядре Малой Азии Византийской империи вплоть до XI века, когда началось нашествие сельджуков.

В древности Балканская Греция занимала площадь около 88 тысяч квадратных километров. Он граничил с Македонией на северо-востоке, Иллирией на северо-западе, Миртойским морем на юго-востоке, Эгейским и Фракийским морями на востоке и Ионическим морем на западе. В него входили три региона: Северная Греция, Центральная Греция и Южная Греция (Пелопоннес). Северная Греция разделена горным хребтом Пинд на восточную (Фессалия) и западную (Эпир) части. Центральная Греция отгорожена с севера горами Эта и Велухи и состоит из десяти областей: Акарнании, Локриды, Озолской, Этолии, Мегариды, Дориды, Эпикнемидской Локриды, Фокиды, Опунтской Локриды, Беотии и Аттики. Пелопоннес был связан с остальной Грецией узким (до 6 километров) Коринфским перешейком.

Центральной областью на Пелопоннесе была Аркадия, граничившая на юге с Лаконией и Мессенией, на западе с Элидой, на севере с Ахайей, на востоке с Флиасией, Арголидой и Сикионией; в северо-восточной части полуострова располагалась Коринфия. В островной Греции насчитывалось несколько сотен островов, которые образовывали четыре крупных архипелага — Северные Спорады на севере Эгейского моря, Киклады на юго-западе Эгейского моря, Ионические острова у западного побережья Греции, Додеканес на юго-востоке Эгейского моря.

Самые крупные греческие острова: Крит, расположенный к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, которую от Центральной Греции отделял узкий пролив Эврип. У западного побережья Греции самыми значительными островами были Лефкас, Керкира, Закинф и Кефалиния. Балканская Греция была в основном гористой страной (её с севера на юг пронизывают два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной многочисленными заливами и бухтами береговой линией.

В современности есть огромный след древности. Анализ читательских предпочтений различных СМИ показывает, что общество на рубеже ХХ и ХХI веков находится на волне интереса к наследию античности. Во всем мире ведутся интенсивные археологические работы, результаты которых сразу же привлекают внимание средств массовой информации и становятся предметом общественного обсуждения.

Накануне Французской революции многие философы-материалисты обратились к Лукрецию. Его учение об эволюции природы и человеческого общества без божественного промысла, об образовании мира из атомов, о природном договоре, объединяющем людей для общего блага, о законе, созданном людьми для своей выгоды, и было ими отменено. когда он больше не приносил этого преимущества, соответствовал самым передовым теориям того времени.

Идеи равенства, демократии, свободы и справедливости были одинаково созвучны, хотя после того, как они стали революционными лозунгами, их стали понимать гораздо шире, чем в древности.

2. Реформаторы периода античности

2.1 Реформы Тесея



Образование Афинского государства началось с проведения реформ, предписываемых легендарному Тесею (ХIII век до н.э.).

Одной из таких реформ было объединение (синоикизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. Первый удар был нанесен старой родоплеменной организации.

Афинская политика становится территориальной формой политической организации общества.

Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся общественных отношений.

Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. По-прежнему сохранялись межплеменные и межплеменные конфликты. Но уже возникали новые острые конфликты в связи с растущей дифференциацией собственности в Аттике. Эти конфликты, наиболее ярко проявившиеся в нарастании противоречий между свободными афинянами и различными группами обездоленного и зависимого населения (партии, инородцы, рабы и т. д.), создали основу для формирования новых механизмов власти.

Нужна была политическая власть (государства), поставленная над обществом и способная стать, с одной стороны, средством согласия и примирения, с другой стороны, силой порабощения и порабощения. Началось с закрепления не только социального, но и политического неравенства среди свободных, разделения их (тоже приписываемого Тесею) на эвпатридов — дворян, геоморов — земледельцев и демиургов — ремесленников.

Эвпатридам, племенной элите, перешло исключительное право занимать государственные должности, что привело к дальнейшему отделению публичной власти от населения.

Геоморцы и демиурги вместе с купцами и бедняками, составлявшими большинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохранялось лишь право участия в народном собрании, роль которого в то время значительно упала. В то же время положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они обанкротились и были вынуждены заложить землю за долги. Наряду с залогом земли возникла и долговая кабала, по условиям которой провинившийся должник мог быть продан в рабство за границу.

В это же время появились первые письменные законы. Евпатриды стремились ограничить остатки родового строя и, прежде всего, кровной мести, обеспечить их личную и имущественную неприкосновенность. Это должно было ограничить власть архонтов, которые произвольно толковали обычай. Составителем законов был Дракон.

По этим законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении святынь, ведшие праздный образ жизни. Смертная казнь грозила даже тем, кто воровал овощи.

Принцип ответственности по правилам талиона был упразднен. По законам Дракона убийство считалось причинением имущественного ущерба, но теперь оно квалифицировалось как антиобщественное деяние.

Вводится понятие умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковыми — смертная казнь. Драконовские законы стали символом жестокости. Еще в древности говорили, что они написаны кровью. Однако эти законы ограничивали власть архонтов.

2.2 Реформы Солона в Афинах



Социально-политическая борьба особенно обостряется в 6 в. до н. э., когда правящая элита считает необходимым ввести чрезвычайные меры. Наиболее естественным путем примирения всех социальных слоев было назначение на государственную должность особо уважаемого человека. Такой человек нашелся в Афинах, им оказался Солон.

Солон был выдающимся политиком, философом, мыслителем, поэтом и самым известным законодателем эпохи. Он происходил из обедневшего рода Эвпатридов и для улучшения своего материального положения некоторое время занимался морской торговлей, поэтому хорошо знал нужды торговли и ремесленничества жителей Афин. Постоянные путешествия расширяли его кругозор, а всесторонняя деятельность снискала ему репутацию мудрого человека. Впоследствии Солон был включен в число «Семи мудрецов Греции». Его политические стихи, обнажавшие недостатки правления аристократии, были особенно известны в Афинах. В 600 г. до н. э. Солон начал военные действия против Мегары, в результате которых греки взяли под свой контроль остров Саламин.

В 594 г. до н.э. из-за нарастающего социального конфликта Ареопаг избирает Солона архонтом и наделяет его необычайными полномочиями. Реформатор пробыл у власти всего год, но полностью оправдал надежды народа, заложив основы знаменитой афинской демократии. Солон прекрасно понимал, что инертность эвпатридов, которые боролись за остатки родоплеменного строя, жили бездеятельно, беспощадно эксплуатировали народ, махали экономическим и культурным развитием политики, создавая взрывоопасную ситуацию. Солон прекрасно понимал, что инертность эвпатридов, которые боролись за остатки родоплеменного строя, жили бездеятельно, беспощадно эксплуатировали народ, махали экономическим и культурным развитием политики, создавая взрывоопасную ситуацию. Законодатель видел для Афин светлое будущее в развитии экономики, совершенствовании системы земледелия, расцвете торговли и ремесел. Солон пытался создать гарантии благополучной жизни для всех слоев гражданского общества.

Законы Солона Избранный архонтом – простатом, Солон приступил к созданию серии коренных государственных преобразований, вошедших в историю как «Реформы Солона», которые затронули экономические отношения, социальную и военную структуру, а также, государственное управление.

Простат – политик, защитник демоса в период государственных преобразований в полисе.

Экономические преобразования:

  • Главной целью данного блока реформ стало оживление хозяйственной жизни Афинского полиса. Для чего Солон предпринял следующие шаги: Регулирование водоснабжения в Аттике, часто страдающей от засухи.

  • Развитие оливководства. Был разрешен экспорт оливкогого масла, в то время как вывоз зерна законодательно запрещен. Изданы предписания, регулирующие посадки и обработки оливковых деревьев. Благодаря чему, произошло оживление отрасли, а оливковое масло Аттики славилось своим качеством во всем эллинском мире.

  • Развитие ремесленного производства. В частности, сын освобождался от обязанности содержать престарелого отца, если тот не научил его никакому ремеслу. Меры, направленные на активизацию торговли. Вместо архаической фидоновской системы мер и весов была введена более удобная эвбейская весовая и денежная система, распространенная по всему Эгейскому региону.

  • Запрет на излишества и непроизводительные траты. Запрещались дорогостоящие погребения и строительство роскошных гробниц, жертвоприношения большого количества животных.

Реформа долговых отношений:

  • Проведение кассации долгов, взятых под заклад земли и сисастхии («стряхивание бремени»). Кредиторы ставили на поле должника камни с записями на участках, задолжавших крестьян. По реформе Солона, эти камни были сброшены или торжественно вывезены за пределы Аттики.

  • Отмена долговой кабалы (Запрещение обращения в рабство гражданина за долги). Эта мера стала тяжелым ударом по аристократии, так как являлась постоянным источником увеличения их земельных наделов и использования дешевой рабочей силы.

  • Принятие мер по возвращению граждан, проданных в рабство в другие полисы. Введение ограничения ссудного процента.

До Солона военная организация была тесно связана с родовым коллективом, где ведущие позиции занимала знать, после реформ, она основывалась на социальном делении общества. Основной военной единицей стали тяжеловооруженные гоплиты, комплектовавшиеся из зевгитов Повышение роли народного собрания, которое до преобразований собиралось по желанию знати, и было одним из инструментов манипулирования общественным мнением.

Теперь, на народном собрании обсуждаются важные государственные дела, принимаются законы. Новое социальное деление, расширение политических прав граждан повышали роль среднего класса, что способствовало превращению народного собрания в важный государственный институт.

Для лучшей организации его работы, Солон ввел совет 400, избираемый по 100 человек от каждой филы. В компетенции совета была подготовка дел для всеобщего обсуждения, и разбор текущих вопросов. Повышение роли народного собрания и введение совета 400 ограничивала роль Ареопага, исполнявшего роль суда по уголовным делам.

Введение гелиэи – общегражданский суд, состоящий из 6000 гелиастов из всех сословий, избираемых жребием на Народном собрании. Занимался разбором уголовных и гражданских дел, принимал отчеты полисных магистратов. Это был самый демократичный орган государственной власти. Полная кодификация письменного свода законов, полностью заменившая законы Драконта. В дальнейшем, Афины жили по законам Солона, подвергая их незначительным изменениям.

Введение должности казначея, полета (заведовал сдачей в аренду гос. Имущества), коллакретов (следили за финансовым обеспечением жертвоприношений). Введение коллегии 11, выполнявшей полицейские функции.

2.3 Реформы Клисфена в Афинах



Свержение Гиппия обострило борьбу за власть среди аристократических родов. В этой ситуации демос по-прежнему остается молчаливым и пассивным большинством, традиционно подчиняющимся власти дворянства. Но к 507 г. до н. э. ситуация стала радикально меняться. Импульсом послужил переход на сторону демоса главы рода Алкмеонидов - Клисфена, который побеждает в борьбе за власть и представляет свою программу реформ, призывающую к избавлению от остатков родоплеменных связей, к укреплению позиций демократического полиса система, созданная Солоном.

Клисфен опирался на поддержку активного ремесленного и купеческого населения, поэтому целью реформ было расширение прав горожан. Приход к власти был непростым. Нынешний архонт Исагор, представитель аристократической партии, призвал на помощь царя Спарты Клеомена. Он поставил условие, чтобы Клисфен покинул Афины, чья семья была осквернена преступлением во время заговора сайлонов. Клисфен был вынужден добровольно уйти в отставку, но спартанский царь все же напал на Афины, чтобы установить олигархическую систему. Этот факт вызвал возмущение демоса, Клеомен и Исагор были осаждены в Акрополе, а затем изгнаны из города. Клисфен вернулся в Афины победителем и провел свои знаменитые реформы.

Реформы пришлись на 508–500 гг. до н.э. и охватила все слои общества. Введение нового административного деления Аттики. Этой реформой Клисфен преследовал две цели.

Первым был окончательный подрыв политического значения племенной аристократии.

Вторая – в усилении роли городского населения в жизни полиса. Со времен первобытно-общинного строя Аттика делилась на филы, фратии и роды, на их территории находились родовые поместья знати и их культовые божества. Вокруг поместий группировалось зависимое население. Клисфен разделил государство на 10 областей (фил), получивших название по имени эпических героев Аттики. Каждая фила состояла из трех районов (триттий), а район, в свою очередь, из трех демов. С введением новой системы, родовые группы попадали в разные филы, и теряли свое политическое значение. Все граждане записывались теперь не в соответствии с принадлежностью к роду, в соответствии с территорией проживания и получали доступ к самоуправлению административной единицей. Дем избирал своего демарха, владел общинными землями, имел свои доходы, издавал собственные постановления. Вел переписи жителей.

Введенные Клисфеном филы и триттии не составляли сплошных территорий, а находились удаленно друг от друга. Это было сделано намеренно, во избежание объединения аристократических семейств и повторного установления тирании.

Во-вторых, усилить роль горожан в жизни политики. Со времен первобытнообщинного строя Аттика делилась на типы, фратии и кланы, на территории которых находились родовые поместья знати и их культовые божества. Зависимое население группировалось вокруг имений. Клисфен разделил государство на 10 областей (филов), названных в честь эпических героев Аттики. Каждое племя состояло из трех округов (риттиев), а округ, в свою очередь, состоял из трех демов. С введением новой системы племенные группы разделились на разные племена и утратили свое политическое значение. Все граждане больше не записывались по роду или району проживания и получали доступ к самоуправлению административной единицы. Дем выбрал свой демарш, владел общей землей, имел свой доход и издавал свои указы. проведена перепись.

Фила и триттия, введенные Клисфеном, не образовывали смежных территорий, а находились далеко друг от друга. Это было сделано специально, чтобы избежать объединения аристократических семей и восстановления тирании.

Как и во времена Солона, Клисфен столкнулся с острой аграрной проблемой, а с включением метеков в состав простолюдинов население пополнилось десятками безземельных жителей. Единственным выходом из сложившейся ситуации был передел земли, но Клисфен нашел другое решение. В 506 году до н.э. е. Афиняне разгромили халкидян с соседнего острова Эвбея и завоевали территории Халкиды, а на конфискованных землях поселилось 4000 безземельных людей. Эта своевременная мера смягчила остроту конфликта, а также способствовала укреплению прослойки середняков - зевгитов.

При новом административно-территориальном устройстве Клисфену пришлось реформировать и государственный аппарат. Теперь все органы были укомплектованы по новому представительству. Совет 400, составленный из древних племенных племен, был упразднен. На смену ему пришел совет из 500 человек, в состав которого входило по 50 человек от каждого нового колена, где избирались кандидаты в советники от Демеса и Триттии. На выборные должности назначено по 10 человек от каждого типа. Введена новая должность Аподектов (Сборщиков налогов) и Стратегов.

Стратег – Член коллегии 10 по реформе Клисфена. Обладали всей полнотой военной власти, избирались на год, командовали по очереди. Позднее, в более широком смысле – командующий армией. Совет 500 стал высшим административным органом, оттеснив на задний план совет архонтов. Он проводил регулярные заседания, готовил дела к рассмотрению на народных собраниях и занимался текущим управлением. В это время, окончательно теряет свои весомые политические функции Ареопаг, который стал сугубо судебным органом. Для охраны общественного порядка и предотвращения захвата власти был введен Остракизм.

Остракизм – изгнание потенциальных тиранов из полиса путем тайного голосования надписями на черепках. Проводился раз в несколько лет на народном собрании. Мера была введена Клисфеном в 509 году до н.э. Подвергнувшийся остракизму изгонялся из полиса на 10 лет без конфискации имущества.

Законодательство Клисфена завершило цепь преобразований, начатую Солоном. Вся структура государственного управления строилась на новых общественных, а не кровных принципах. Основой социального деления стало теперь наличие недвижимости, основой административно-политического деления стал территориальный принцип. В это время был заложен прочный фундамент для интенсивного развития экономики.

Политические органы власти основывались на широком вовлечении гражданского населения в политическую жизнь политики. В соответствии с изменениями была введена военная организация, основанная не на аристократической коннице, а на тяжеловооруженных воинах-гоплитах, сформированных из рядов Свидетелей. Все эти преобразования завершили формирование демократической полисной системы Афинского государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В античной истории Афины играют особую роль. Возрастающая роль этого города на определенном этапе исторического развития имела большое значение, что было связано, в первую очередь, с наличием довольно крупного флота. В период античной истории большая часть времени была посвящена ведению войн и завоеваний, поэтому наличие хорошего флота было признаком процветания. При этом количество боевых кораблей было не меньше любого города. Анализ различных точек зрения на развитие политики показывает, что главным дискуссионным вопросом является проблема отнесения Афин к государственному устройству.

Одни исследователи считают, что Афины с полным правом можно назвать городом-государством, другие, наоборот, считают, что стоит говорить только о зарождениях государства, а ведь это был именно город.

Подводя итоги дискуссии, стоит отметить, что, безусловно, стоит согласиться с исследователями, считающими, что в политике происходил сложный процесс отделения публичной власти от общества в целом и от городской жизни, но, тем не менее, , стоит признать, что Афины были городом-государством.

Это подтверждается, в частности, существовавшей системой управления, основанной на имеющихся археологических и письменных источниках. В Афинах был Совет из 500 человек, и судебная система уже существовала. Другими словами, существовала полноценная система управления. (Это не имеет никакого отношения к Солону, только если в будущем вроде какие-то изменения его реформы подтолкнули).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Бузескул В. П. Солон // История афинской демократии. — СПб: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2020, С. 33-72.

  2. Карпюк С. Г. Законы Драконта и Солона — пролог демократии // Лекции по истории Древней Греции. — М.: Научно- издательский центр «Ладомир», 2017, С. 44-45

  3. Ленцман Я. А. Рабы в законах Солона: К вопросу о достоверности античной традиции // Вестник древней истории, 2019, С. 161-165.

  4. Лурье С. Я. Солон и начало революции в Афинах // История Греции. — СПб. Издательство С.-Петербургского ун-та, 2019. С. 631- 642.

  5. Соломатина Е.И. Эсимнеты: тираны, верные традициям, или неверно понятая традиция? // Вестник древней истории. 2021. № 2. С. 169- 171.

  6. Стрелков А.В. Афинские монеты и афинская морская держава // Нумизматический альманах. 2021. № 1. С. 20-27.

  7. Суриков И. Е. Глава II. Солон: певец и творец «благозакония» // Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика. — М.: Наука, 2021.

  8. Суриков И.Е. Полис, логос, космос: мир глазами эллина. Категории древнегреческой культуры. М, 2017.

  9. Суриков И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М.: 2021.

  10. Фролов Э.Д. Античная Греция: обзор истории и анализ главных проблем (конспект лекционного курса) // Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. 2018. № 7. С. 556-558.

  11. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Том 21. М.: Госполитиздат, 2019. C. 123-178.


написать администратору сайта