тех.карта 2 урок суд. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Скачать 63.71 Kb.
|
Технологическая карта (план) занятия №_____
содержание занятия
Конспект ПЛАН 1. Философские науки о сущности человека и смысле жизни. 2. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». 3. Самостоятельная работа студентов. I. Изучение нового материала. Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенностей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо биологического вида homosapiens(человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, которые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может. Человек в отличие от животных может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями, приспосабливаясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоянии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Детеныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самостоятельным он становится только через несколько лет. Многие животные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога, когти и т. д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо. - Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на природу? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, — существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе персонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отношениях. Выделение человека из мира животных заняло несколько миллионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез — становление человека и социогенез — становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез. Производство орудий труда, безусловно, способствовало разложению инстинктивной основы поведения и появлению абстрактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, например за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение орудий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира. Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо животных, основывалось на эндогамии,т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приводили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Появилась экзогамия— брачные связи вне данного человеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в первую очередь запреты (табу). Появились представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев — от животного (тотемизм). Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению отличия человека от животных. Запреты касались всех членов общины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в животном мире запреты существуют только для слабых. Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языка. Язык — это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно-практической деятельностью людей. Важным шагом, еще более отдалившим человека от животных, было использование огня как источника тепла, средства обороны от хищников, приготовления пищи. С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все больше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источников существования привел в конечном итоге к неолитической революции — переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Наличие в человеке двух начал, биологического и социального, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возникли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с противоположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, утверждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало. Биологизаторскими концепциями являются расизми фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходимость опеки над ними, регулирования их численности, а в некоторых случаях и уничтожения. Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарвинисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность. Человек воспринимается как часть общества, винтик в общественной машине, заранее приспособленный к выполнению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достижения определенного социального идеала. В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического прогресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические проблемы, стрессы — все это отражается на здоровье людей. 2. Философские науки о сущности человека и смысле жизни Уже много веков философы пытаются постичь сущность человека. Занимаются они этим не только из чистой любознательности, но и по практическим соображениям. Дело в том, что у каждого человека возникает вопрос: живу ли я так, как надо жить? Для того чтобы на него ответить, необходимо узнать, в чем состоит смысл человеческой жизни; это остается непонятным без определения сущности человека. В поисках сущности человека мыслители пришли к разным выводам: - Христианские, иудаистские и мусульманские религиозные философы считают, что сущность человека заключается в его душе. Поскольку Бог вечен, то вечна и душа человека. В мире существуют, однако, различные религии. Среди них есть и ничего не говорящие о божественной природе человеческой души (например, буддизм), и наделяющие Душой все объекты живой и неживой природы (даосизм). Мы можем сомневаться в том, есть у человека душа или нет, добр ли он по природе или зол. Единственный достоверный факт - наличие самого сомневающегося и его мыслительной деятельности. А поскольку источником мысли является разум, то он и есть сущность человека. Такого мнения придерживался, в частности, Р. Декарт - французский философ XVII в., которому принадлежит известное высказывание: «Я мыслю, следовательно, существую». Приверженцы подобных концепций иногда утверждают, что Всевышний, сотворив мир, в дальнейшем никакого участия в его делах не принимал и не принимает и последний движется по своим внутренним разумным законам. Разум является определяющим началом человеческой деятельности и представляет собой сущность человека, Сторонником этой концепции был, например, английский философ XVIII в. Дж. Толанд. Не все философы, однако, согласны с утверждением о том, что человеческая сущность заключена в разуме. У некоторых оно вызывает возражения. «Если разум действительно есть сущность челове¬ка, то его голос должен звучать во всех жизненных проявлениях. Между тем этот голос не слишком слышен в любви или в творчестве». Немецкий мыслитель XIX в. К. Маркс предложил иной вариант понимания сущности человека. Он считал, что сущность человека надо искать не в отдельно взятой личности, а во взаимоотношении общества и индивида. «Сущность человека, - писал он, - не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность общественных отношений». При этом 3. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». На занятии мы не один раз мы с вами называли такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек - высшая ступень в иерархии живых организмов на Земле. Это понятие биологическое. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), a также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. Биологическое и социально связано Человек – существо биосоциальное Поэтому желая рассмотреть человека как существо биосоциальное употребляют понятие индивид. «Индивид» Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, В процессе социализации, т.е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений. ??? Используя прилагательные, глаголы, синонимы, сформулируйте фра¬зу со словом индивид, в которой будет сосредоточена вся информация о знании этого понятия. Вывод: все люди имеют общие черты, присущие всему человече¬скому роду, и индивидуальные черты, присущие только данному кон¬кретному человеку. Каждое общее качество в отдельном человеке имеет свою особенность (степень выраженности), которая и определяет его индивидуальность. Т.О. человек с момента его рождения является индивидом, т.е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие индивид (от лат. individuiim - неделимое) известно со времен Цицерона. Под индивидом подразумевается отдельный человек как рядовой член общества. Чтобы быть индивидом с биологической точки зрения, достаточно просто существовать. Поэтому индивидом можно быть по факту рождения. «Индивидуальность» Человек индивидуален и отличается от других своими физическими (цвет глаз, волос и так далее) и психическими особенностями, талантами, способностями, поведением, отношением к миру и так далее. Ваша индивидуальность - это то, что привлекает к вам людей. Люди интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга. Упражнение : «Выясняем свою индивидуальность». Индивидуальность – это то, что привлекает к вам людей. Люди интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга. Распределите ваши качества на двух полосах бумаги; на ле¬вой напишите качества, общие для вас и ваших товарищей (например, возраст, пол и другое); на правой - такие, которых у других нет. Можно оформить в виде таблицы: Индивидуальность - свойственное данному человеку природное и социальное своеобразие. Индивидуальность уже подчеркивает своеобразные особенности данного лица. Это индивид в его специфических неповторимых качествах, не сводимых к каким-либо родовым и всеобщим Характеристикам. В разных науках понятие индивидуальности получает разный смысл: в биологии она характеризует специфические черты данной особи, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных .и приобретенных свойств; в психологии - в самобытном своеобразии темперамента, характера и т.д. Индивидуальностью можно назвать человека, проявившего свои особенные таланты и дарования. «Личность» Термин "Личность" придумал Н. М. Карамзин. Понятие социальное (социально-историческое), т.к. личностью не рождаются, а становятся в обществе. Данное понятие характеризует человека как общественное существо. От слов «лик», «лицо» происходит понятие «личность» (внутренние психические качества). Личность изучают с разных сторон десятки наук: от философии, дающей нам наиболее общее представление, до, например, юриспруден¬ции, в которой личность представлена как юридическое «лицо», «праводержатель» и «законопослушник». Слово «личность» (лат. persona) первоначально означало маску, которую надевал актер в античном театре. Сравните с русским — личина (греховная маска, не сам человек, а роль, которую он играет. П. Флоренский). Затем его стали применять к самому актеру и его роли (отсюда - «персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т.п.). А если мы проведем параллель со словом лик (явственность божественного первообраза. П. Флоренский). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности. Бессознательная область пси¬хики; эмоции, чувства, интуи-ция и др. Сознание: язык, память, мыш¬ление и др. Личность с разных сторон изучает множество наук. Так, психология, изучая особенности личности, зачастую отождествляет ее с индивидуальностью. Личность - система отношений человека, к окружающему миру и с миром, к себе и самим собой. Подчеркивается двойственность личности: извне - это качества, проявляющиеся в отношениях и деятельности человека в окружающей среде; изнутри личность - это качества, представляющие осознание своего «Я», отношение к себе, с самим собой. Физическое тело ' Психическое «тело» Социология, напротив, интересуется не особенным, а всеобщим, типичным в личности. Личность здесь представляет собой устойчивую систему, совокупность социально значимых черт, характеризующих человека как члена того или иного общества. История - Личность - объект и субъект истории общества, объект и субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Философия - личность - это разум, осознавший себя в окружающем мире, : Биология - личность - это человек как единичный биологический представитель рода Homo sapiens - человек разумный. Его составляют два «тела»: физическое и психическое. Собственно психическое «тело» (эмоции вместе с сознанием) и составляет личность. Юриспруденция - личность - лицо, являющееся объектом и субъектом права. Кибернетика - личность - саморегулирующаяся система, способная к саморазвитию. Какого человека обычно называют личностью? Человека с яркой индивидуальностью, самобытным характером, сильными волевыми качествами. Иногда под личностью понимают такой уровень развития человека, при котором он становится самостоятельным и может обеспечить свое независимое существование в обществе. Личность можно определить через сущностные характеристики, т.е. значимые черты характера индивида: - разум, - целеустремленность, - доброта, - работоспособность - и др.. Кант считал, что личность должна иметь твердые принципы, т.е. моральные и гражданские качества - честность, и порядочность, совестливость и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости. Эти качества должны быть сформированы свободно, при условии желания самого человека. Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни Личность складывается из образа «Я». (Образ «Я» - это совокупность представлений о самом себе. О своей личности, своих физических и психических качествах) и совокупности знаний, умении навыков, качеств, свойств, потребностей, отношений с деятельностью, поступков, реакций на внешние стимулы интеллекта социальных ролей человека. Факторы формирования личности - Природно-географическая среда - Наследственные факторы: особенности физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, задатки. - социальные факторы: макросреда, микросреда, трудовая (общественно-полезная) деятельность, общение, организованное воспитание, самовоспитание. Упражнение: «Ищем секрет». Попробуйте отыскать в себе скрытые особенности следующим образом: представьте, что у вас есть двойник - биоробот, ваш двойник идентичен вам во всех деталях. Вопросы: Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену? - Что в вас есть такого, что невозможно продублировать? - какой самый важный секрет вы раскроете, чтобы убедиться, что это вы, а не ваша механическая копия? Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием общества и его культуры. Не каждый человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Время рождения личности Человек - с рождения Индивид, индивидуальность - с первых месяцев первые черты личности - с 2, 5 лет формирование личности - 17, 5 лет. Социализация – процесс воздействия общества и его структур на индивида, в результате накапливается социальный опыт жизнедеятельности в обществе личность. Социализация начинается в детстве продолжается в юности и зрелом возрасте. Важно! – сумеет ли личность реализовывать себя в общественной жизни. Социальный статус – положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Составьте синквейн по теме: «Личность». Правила составления синквейна • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Пример синквейна личность индивидуальная, неповторимая не рождается, формируется, становится результат процесса воспитания и самовоспитания система поведения индивида ЛИЧНОСТЬ Индивидуальная, психофизиологическая Живет, растет, учится Мыслю- следовательно- существую Человек Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением. Антропогенез — существо биологического вида Homosapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. Экзогамия — становление человека. Язык — становление общества. Социогенез — брачные связи внутри группы особей. Эндогамия — брачные связи вне данного человеческого стада. Неолитическая революция — представления о происхождении племени от общего предка, в большинстве случаев от животного. Тотемизм — процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Человек — переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Социологизаторская концепция — теория, утверждающая первичность биологических начал в человеке. Биологизаторская концепция — теория, абсолютизирующая социальное начало в человеке. Задание 2. Допишите недостающие понятия. Антропосоциогенез объединяет два процесса: - антропогенез — становление человека; - социогенез - становление общества. 2. Брачные связи, в зависимости от того, как они осуществляются — внутри одной группы особей или вне нее, называются: - эндогамия; - экзогамия. 3. Концепции, рассматривающие первичность либо биологических, либо социальных начал в человеке, называются: - биологизаторская; - социологизаторская. 4. Биологизаторскими концепциями являются: - фашизм; - расизм. Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях. Человек в отличие от животных не может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями и не может приспосабливаться к ним. Человек может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Производство орудий труда не способствовало разложению инстинктивной основы поведения человека и появлению абстрактного мышления. Поведение человека сводится только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него не свойственно самоограничение и самопожертвование в пользу других людей. С завершением антропогенеза общество перестает меняться, напротив, процесс развития человека продолжается до сих пор. Биологизаторские концепции считают не существенным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность. Биологическое и социальное существуют в человеке обособленно. Тема: Введение Цель: актуализация знаний о дисциплине «Обществознание». Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, Учебники: Человек и общество. Обществознание. /Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. В 2-х ч.:.1 -10 кл., презентация «Обществознание» Ход урока: I. Орг. момент; II. Изложение нового материала:
1. Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира Вопрос: вспомните, что называют обществом? 2. Общество - это большая и устойчивая группа людей, занимающая определенную территорию, имеющая общие формы хозяйственной деятельности, культуру, мировоззрение, осознающая свое единство. Оно представляет собой исторически развивающуюся, упорядоченную, самоуправляемую и достаточно автономную систему отношений, организационную форму совместной жизнедеятельности людей, трансформируемую и воспроизводимую в процессе их деятельности. Так как общество состоит из множества групп, его можно назвать "коллективом коллективов", а так как оно развивается - историческим способом организации жизнедеятельности людей. Развитое общество представляет собой совокупность социальных институтов, в которых выражается сущность человека. Вопрос: изучая общество, какие сферы жизни общества затрагиваются? Обществознание затрагивает все четыре сферы жизни общества – социальную, экономическую, духовную и политическую. Вопрос: почему при изучении общества особое внимание уделяется экономике? Почему экономику считают базисом государства? Какое значении имеет политическая сфера для общества? Что такое общественные отношения? Назовите типы объединения людей. Общественные отношения представляют собой многообразные связи, возникающие между социальными группами, стратами (слоями, классами), нациями и индивидами в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизнедеятельности. 3. Несмотря на то, что обществознание является «конструктором» из нескольких дисциплин, нет такой дисциплины, которая могла бы его заменить и дать целостное представление об обществе и общественных процессах. Обществознание вбирает в себя самое важное, касаемо жизни общества, из каждой дисциплины, поэтому его преподавание в школах, колледжах и вузах вполне обосновано. Этот предмет играет важную роль в формировании личности человека, его гражданской позиции, помогает молодым людям разобраться в политической ситуации в мире и научиться правильно действовать при решении вопросов, которые касаются гражданского, трудового, уголовного права и многих других аспектов общественной жизни. В настоящее время, в соответствии с задачами модернизации образования, происходит значительное обновление содержания курса «Обществознание», цели которого, согласно Государственного стандарта, структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности. Практическая направленность курса «Обществознание» воплощена в ориентации обществоведческого образования на подготовку к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина, учащегося). III. Закрепление. Что такое обществознание? Что изучает обществознание? Какие науки входят в состав дисциплины обществознание? Что такое общество? Какие сферы общества вам известны? Приведите пример. Какова роль обществознания в жизни человека? IV. Подведение итога. V. Домашнее задание: конспект лекции, определить значение понятий |