Игры на первые часы. Чем занять детей в первые часы
Скачать 408.5 Kb.
|
Упражнения с мячомЗдравствуй Группа садится в круг. Используется мяч для большого тенниса или аналогичный. При отсутствии мяча приемлемы яблоко или апельсин. В некоторых случаях можно использовать завязанный в комок шарф. Тренер ловит взгляд одного из подростков и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй! Как тебя зовут?». Далее он дает инструкцию: «Выбери любого в группе, кто тебе интересен, поймай его взгляд, перекинь ему мячик, поздоровайся». В какой-то момент перекидывания мяча тренер уточняет инструкцию: «Старайтесь перекинуть мяч тому, кто еще не ловил его». Комплименты Мяч перекидывается так же, но необходимо не поздороваться, а сказать тому, кому вы кидаете мяч, комплимент. И опять-таки, в какой-то момент перекидывания мяча тренер дает дополнительную инструкцию: «Постарайтесь, чтобы каждый из нас получил хотя бы один комплимент». Рекорд группы Тренер подсчитывает количество участников тренинга и предлагает группе поставить рекорд — перекинуть мяч столько раз, сколько сегодня участников тренинга. Главное — ни разу не уронить мяч на пол, т.е. стараться ловить его. Опыт показывает, что в группе в 20—25 человек это не так легко. Если же группа быстро добилась положительного результата, тренер вводит следующую инструкцию: «Сейчас мы перекинули мяч 25 (например) раз за полторы минуты. Сможем ли мы это сделать за одну минуту и 15 секунд. Помните, что главное — кидать мяч только тому, чей взгляд вы поймали». У этого упражнения есть любопытное продолжение, но уже за пределами собственно разминки. Понятно, что перекидывать мяч в группе из 25 человек, сидящей в кружок, быстрее чем за 50 секунд, будет чрезвычайно трудно. Если все же группа добилась этого результата — примерно 50 секунд на 25 перекидываний, тренер может ввести креативную инструкцию: «Хорошо. Мы, кажется, поставили рекорд. Но есть способ, когда все 25участников тренинга перекинут друг другу мяч всего за 25 секунд». Решение здесь состоит в том, чтобы перекидывать мяч по кругу соседу. Пусть это решение найдут сами подростки. На это обычно нужно некоторое время. Но когда решение найдено, тренер вводит вторую креативную инструкцию: «Есть еще один рекорд: я гарантирую, что можно перекинуть мяч друг другу в группе из 25 человек всего за 5—7 секунд». Решение заключается здесь в том, чтобы максимальное количество подростков сложили ладони в виде лодочки, расположив их друг под другом. Мяч кладется в верхние ладони, и перекидывание заключается всего-навсего в том, чтобы раздвинуть ладони. Самое трудное в этом решении: последний в серии — а ведь 25 подростков просто не смогут встать рядом друг с другом, чтобы их сложенные ладони были друг под другом, поэтому придется делать две или даже три такие «этажерки», — быстро передает мячик в соседнюю «этажерку», не допустив его падения на пол. Два мяча Если группа достаточно легко перекидывает мяч, не роняя его на землю, тренер может ввести второй мяч. Пока группа перекидывается, он вводит инструкцию: «Будьте внимательны! Сейчас я начну одновременно с первым перекидывать и второй мяч. Постараемся и его тоже ловить надежно». Два мяча перебрасывать друг другу, не роняя его на пол, чрезвычайно сложно. Это возможно, только если группа догадается сначала резко сбавить темп перекидывания, а потом, только очень медленно, наращивать его. Возможен и вариант с тремя мячами, но он принципиально не отличается от предыдущего. Приведем пример серии с мячом для иллюстрации плавного перехода от разминки к другим, более содержательным упражнениям. Группа перекидывает мяч во время разминки. Тренер выбирает себе пару из группы и предлагает перекидываться мячом в паре «как жонглеры», но ловить одной левой рукой. Обычно это удается если не с первого раза, но довольно быстро. Тренер достает второй мяч и предлагает своей паре перекидываться мячами одновременно, по-прежнему ловя его одной рукой (уже любой). Это упражнение повторяется со вторым подростком, с третьим (сразу с перекидывания одновременно двух мячей). В какой-то момент тренер доверяет партнеру самому выбрать себе пару из группы, чтобы «проверить совместимость». Для усложнения можно побудить пару подростков передвигаться внутри круга и одновременно перекидываться мячом, и т.п. Так, в течение минуты-двух поработает несколько пар. Далее, если позволяет размер мяча (он должен быть чуть больше теннисного; подойдут для этих целей и достаточно крупные апельсин или яблоко), можно перейти к упражнению «Передать мяч подбородком». Мяч зажимается между подбородком и плечом, и партнер должен без рук, только своим подбородком забрать его и передать следующему. Встык или вместо предыдущего возможно упражнение: «Кто пронесет мяч на голове?». Вообще говоря, для этого упражнения лучше использовать апельсин или яблоко, но и для мяча найдутся подростки с густой шевелюрой, в которую мяч можно поставить на голову так, чтобы он не скатился. Дополнительную мотивацию этому упражнению может дать лицо противоположного пола, которое стоит в трех-четырех метрах от испытуемого. Именно эти три-четыре метра — всего-то! — и надо преодолеть с мячом (яблоком, апельсином) на голове. Больше двух попыток давать одному и тому же подростку не стоит, к тому же всегда готов и следующий. Это тот, кто был целью «прогулки с яблоком на голове». Для более младших групп возможно и упражнение «Функции мяча». Тренер подходит к каждому участнику тренинга и спрашивает: «Сколько функций мяча мы сможем назвать? Давайте назовем каждый хотя бы по одной функции, что можно делать с мячом? Давай ты, но готовьтесь и следующие». Нормальная группа позволит тренеру сделать не менее трех кругов! Разумеется, и он сам может называть еще не названные, более латентные функции, как можно использовать мяч. В конце этой серии можно перейти к упражнению «Найди мяч». Из группы выбирается «сыщик» и два-три «контрабандиста». «Сыщик» закрывает глаза (отворачивается), а тренер на ком-то из трех прячет мяч. Искать мяч можно с открытыми, а потом, в следующих прогонах, и с закрытыми глазами. Возможна модификация этого упражнения, когда пара подростков с закрытыми (лучше—с завязанными) глазами одновременно ищет мяч друг на друге. Упражнение «Найди мяч» легко превратить в еще более содержательное упражнение «Наблюдательность». Начинается оно так же, как «Найди мяч», правда, лучше использовать пять-шесть «контрабандистов». «Сыщик» сначала внимательно смотрит на сидящих в ряд в центре круга «контрабандистов». Тренер дает инструкцию так: «Сейчас я у одного из сидящих спрячу мяч. Этот человек не может не измениться, когда на нем будет спрятан мяч. Он немного изменит позу, чуть побледнеет, станет чаще дышать. В общем, с ним обязательно что-то произойдет. Посмотри внимательно на эту шестерку и запомни как можно лучше, какие они сейчас. Это поможет тебе потом быстрее найти контрабанду (мяч)». «Сыщик» отворачивается, мяч прячут, но тренер не разрешает сразу искать его. Он просит «сыщика» сначала высказать устное предположение, у кого мяч, и обосновать это: «Что тебе подсказывает, что мяч у него?». Упражнение «Наблюдательность» можно повторить с двумя-тремя «сыщиками». Потом можно сделать всю группу «сыщиками». Группа закрывает глаза, а тренер последовательно подходит к каждому и как бы прячет у него мяч, т. е. шуршит одеждой, возится, прикасается, но прячет мяч только у одного. Затем глаза открываются, и тренер побуждает выдвигать версии, у кого мяч. Лучше их набрать побольше, каждый раз предлагая мотивировать их. Только затем тренер просит любого из выдвинувших версии «обыскать» предполагаемого «контрабандиста», но с условием, что, если мяч не будет найден, с ошибившегося — фант. Если группа большая, то упражнение «группа —сыщик» лучше сделать сначала только с юношами, а потом только с девушками. («Я буду прятать мяч только на юношах, но ищут контрабандиставсе»). Если упражнение понравилось группе, логично передать функцию «прячущего» самому наблюдательному «сыщику» как бы в награду за его успехи или просто тому, кто готов спрятать мяч так, что «его никто не найдет». Игры на знакомства Поздороваться локтями Участники здороваются и называют своё имя, соприкоснувшись локтями Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. Попросите участников встать в круг. Предложите всем рассчитаться на «один, два, три, четыре» и сделать следующее:
• Каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны). Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большем числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы. Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками. Поздороваться за руку с максимальным количеством людей Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших. Вырази себя в жесте Проведение: все участники группы встают в круг. Один делает шаг вперед и демонстрирует себя в жесте, при этом произносит свое имя. Например, первым выражает себя в жесте ведущий. Поднимает руки вверх и громко произносит: «Виктор! Ого-го». Затем становится в круг. Теперь все вместе делают шаг вперед, повторяют жест и произносят имя. После чего возвращаются на прежнее место. Таким образом, каждый участник демонстрирует себя в жесте. Все остальные повторяют его, как бы вживаясь через этот жест в другого человека. Приветик Ход игры: Все стоят в помещении и идут медленно и осторожно спиной друг к другу. Всегда, если встречаются 2 человека, они, оставаясь в положении "спина к спине", широко расставляют ноги, наклоняются и приветствуют друг друга пожатием рук, крича при этом слово "приветик". Потом они снова выпрямляются, расстаются и дальше спиной идут, пока не встретят другого человека. Перепись населения Игра проходит, как эстафета. Участники бегут с одной стороны комнаты в другую, где приготовлен лист бумаги и маркер. Добежавший, записывает имя любого участника своей команды (кроме себя и уже записанных) и, взяв маркер, бежит обратно, передает ее другому участнику, и так продолжается до тех пор, пока последний не завершит список. Очень забавно смотреть, как последний участник усиленно вспоминает, чье имя еще не записано. «Я» Лист А4 расчерчивается пополам. В правой колонке пишутся прилагательные «Какой/какая Я?», в левом – существительные «Кто Я?». Все участники пишут по 10 слов в каждой колонке о себе. Затем, держа свой лист перед собой, участники могут походить по комнате и читать, что написано у других, давая при этом читать свой лист. Так происходит своеобразное знакомство. Спустя некоторое время (в зависимости от размера группы) участники садятся в общий круг и делятся ощущениями: что они увидели, что их поразило, что не понравилось, что понравилось и т.д. Совпадение Каждому даётся ручка и лист бумаги, на котором участники игру будут писать ответы на вопросы: «Любимое имя, животное, растение, кино и т.д. и т.п.» Затем даётся задание найти в группе человека, с которым больше всего совпадений. Рисуем лицо Все участники пробуют нарисовать портрет любого, из сидящих рядом. Затем листочки пускают по кругу, каждый на обратной стороне пишет, кого он узнал в этом портрете. Когда листочки по кругу вернутся к автору, он считает количество правильно угадавших нарисованного человека. Побеждает самый хороший художник. Наш портрет Раздать детям карточки с написанными на них чертами характера, качествами, различными характеристиками, например, решительный, добрый, любит путешествовать и т.д. По очереди дети читают их, и если то или иное качество, написанное на карточке, совпадает с качеством (чертой характера) ребёнка, он кладёт карточку в блок «ДА», если не совпадает – в блок «НЕТ». («ДА» и «НЕТ» можно просто написать на отдельных больших листах и положить в центр круга). У одного ребёнка может быть по несколько карточек. После прочтения и распределения всех карточек можно составить общий портрет отряда, он в блоке «ДА». По блоку «НЕТ» можно обсудить, что не свойственно отряду. Можно на большом листе бумаги изобразить этот общий портрет и повесить его на стену, подписав «Мы». Пишем, как Агата Кристи Составляя совестный портрет партнера, участники задействуют свою интуицию Материалы_ Бумага, карандаши, а также несколько обычных предметов (небольших вещиц), который каждый имеет при себе. 1. Участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе в партнеры того, кого не знает. Пары усаживаются за столы. Попросите членов группы пока ни о чем не разговаривать 2. Предложите участникам попробовать лучше узнать друг друга не совсем обычным способом. Скажите, что для этого им придется постичь язык вещей. 3. Каждый участник показывает партнеру шесть личных предметов (на пример, портмоне, книгу, украшение, часы и т.д.) При этом никто ничего не говорит. 4. Вещи лучше всего оставить лежать на столе. Каждый участник, как криминалист, должен будет сделать по этим шести предметам заключение о своем партнере и письменно ответить на вопрос: «Что за человек передо мной?» (5 минут) 5. После этого партнеры представляются друг другу по имени, зачитывают свои заметки и делятся впечатлениями от услышанного, отмечая, чего, по их мнению, недостает в описании (5 минут) 6. Все участники собираются в кругу, и каждый представляет группе своего партнера. ВАРИАНТЫ: В маленькой группе заметки можно обсуждать и сообща. Таким образом, создается рабочая атмосфера, формируется чувство коллективной сплоченности. Агенты 007 Оборудование: баночки от фотопленки + например: песок, крупа, камушки, монета, галька, шурупы маленькие, вода и т.д. Рекомендация: возможно негромкое музыкальное сопровождение или игра проводится во время дискотеки. Каждому участнику раздается баночка от фотопленки. Внутри их могут быть камушки, песок, соль мука и т.д. Задача участников - не открывая баночку, по звуку, найти свою пару. При этом можно знакомиться с каждым, к кому подходит участник. Здравствуйте Все встают в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: "Привет". Называют свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим. Выдуманный портрет Цель: представить партнера при помощи правдивой и выдуманной информации Материал: инструмент, сигнал которого обозначает начало и конец обсуждения. Партнеры берут друг у друга интервью об именах, месте жительства, работе, возрасте, хобби, ожиданиях, домашних животных и т.д. Время устанавливает ведущий. Затем партнер "А” представляет всем присутствующим партнера "В". В представлении партнера всей группе сообщаются 4 факта (события, подробности, детали), которые один из партнеров находит наиболее интересными. Одна деталь из четырех - выдуманная. Присутствующие должны угадать выдуманную информацию. Дедушка водяной Все встают в круг и ходят вокруг, водящего с закрытыми глазами: "Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой! Выйди на минуточку! Поиграем в шуточку!" После чего водяной встает и выбирает наугад любого игрока, трогает и пытается угадать - кто это. Если угадал, то угаданный, становится "Водяным". 5 важных вещей Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых страшных для меня вещей, самых неприятных и т.п. Мухобойка (газетка) Группа стоит в кругу. Ведущий в центре, у него в руках свернутая "газетка". Называется имя кого-то из круга, и ведущий пытается его осалить газеткой. Чтобы не быть осаленным, названный должен успеть быстро назвать кого-то еще, стоящего в кругу. Если человека осалили до того, как он назвал имя, он становится водящим. Через некоторое время вводится дополнительное правило: бывший ведущий, как только встает в круг должен быстро назвать какое-нибудь имя. А если он не успевает это сделать до того, как его осалит новый ведущий, он становится ведущим опять. В группе, в которой много малознакомых людей иногда целесообразно, чтобы тот, чье имя назвали поднимал руку, так как ведущий может не ориентироваться в именах. Одеяло Участники делятся на две команды, располагаясь, друг напротив друга. Между ними натянуто одеяло. С каждой команды по одному человеку подсаживаются ближе к одеялу. Как только одеяло опускают, необходимо успеть произнести имя того, кто сидит напротив. Кто быстрее назвал - забирает к себе в команду игрока. Побеждает та команда, которая " перетянет" к себе больше игроков, т, е. та команда, которая знает больше имён. Карточки Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека. (Например: Я люблю петь. У меня есть собака. Мне грустно. И т.п.) Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки. В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности (я люблю театр), группы по увлечениям (я люблю читать фантастику), качества присущие только участнику, которого хочется "выиграть" в рамках упражнения (пишутся под конкретного человека). Животные на спину Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видил. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающиим, на которые те отвечают да или нет. (Например: "У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Если человек быстро отгадывает животное, ему на спину можно повесить следующее. Вместо животных можно использовать портреты людей из данной группы. Вопросы следует задавать по поводу их личных внутренних качеств. Пройди в ворота Детям раздаются карточки с разным числом кружков. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, т.е. ребенка, число кружков на карточке которого в сумме с кружками собственной карточки даст число, показываемое на «воротах». Вершки и корешки 1. Одна группа детей получает «корешки» (лук, репа, морковь, картофель), а другая - «вершки» (ботву). По сигналу ведущего все дети находят свою пару (требуется составить целое из частей). 2. Проходят через «волшебные ворота» (проверяется правильность выполнения задания), после чего меняются «вершками и корешками» Варианты игры. Игра проходит с парными карточками. А я еду, а я тоже, а я заяц Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место - не занято никем. В центре -водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами "а я еду". Следующий игрок - со словами "а я тоже". Третий участник говорит "а я заяц" и, левой рукой ударяя по пустому стулу, называет имя человека, сидящего в кругу. Тот, чье имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего - успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, становится водящим. Игра начинается сначала. Бинго Участники образуют два круга - один в другом, с равным количеством человек. Круги вращаются в разные стороны, обращённые липом друг к другу, под слова; "Мой лохматый серый пёсик у окна сидит. Мой лохматый серый пёсик на меня: глядит. Б -И-Н -Г-О (2 раза) Да, Бинго звать его". Слова " Б-И-Н-Г-Q" произносятся раздельно по буквам, причём на каждую букву стоящие во внешнем круге ударяют в ладоши стоящих во внутреннем. На каждую букву - ладоши нового человека. Последняя буква "О" говорится протяжно (удивлённо - радостно) и последние слова ("Да, Бинго звать его") пара произносит вместе, держась за руки. После чего участники представляются друг другу по именам. Так продолжается до тех пор, пока все не перезнакомятся. Паровоз Участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я - паровоз. Как тебя зовут?» Участник называет своё имя, «паровоз» повторяет. Важно повторять с той же интонацией, с какой произнёс участник. Кто представился, присоединяется к паровозу. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу. Дрозд Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с ведущим произносят: " Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие. Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга". При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щёчкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена. Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается. Шляпа Участники стоят в кругу. Все вместе делают два хлопка, щелчок пальцами правой руки, щелчок пальцами левой руки, два хлопка и т. д. Желательно, чтобы начинал вожатый. Итак, при щелчке пальцами правой и левой руки ведущий произносит своё имя, затем два хлопка, после этого при щелчке пальцами правой руки произносит своё имя, а при щелчке пальцами левой руки -имя одного из участников. Тот игрок, чьё имя назвали, повторяет то же самое. Например: Оля, Оля, два хлопка, Оля, Игорь, Игорь, Игорь, два хлопка, Игорь, Света, и т. д. Кто не успел - тот " прошляпил". Эстафета знакомств. Устанавливается: определенная дистанция, в конце которой ставятся стулья (сколько команд - столько и стульев). По команде "Старт", первый игрок бежит до стула, садится на него, встает со стула и, подпрыгнув вверх громко выкрикивает свое имя, снова садится, встает и вновь подпрыгнув выкрикивает свою фамилию, приземлившись, бежит к своей команде и передает эстафету (эстафетную палочку, либо просто касанием). |