Задача. Задача 4. Четвертая метод монтекарло. Цепи маркова
Скачать 301 Kb.
|
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ МЕТОД МОНТЕ-КАРЛО. ЦЕПИ МАРКОВА Глава двадцать первая МОДЕЛИРОВАНИЕ (РАЗЫГРЫВАНИЕ) СЛУЧАЙНЫХ ВЕЛИЧИН МЕТОДОМ МОНТЕ-КАРЛО § 1. Предмет метода Монте-Карло Датой рождения метода Монте – Карло принято считать 1949 г.. когда американские ученые Н. Метрополис и С. Улам опубликовали статью «Метод Монте-Карло», в которой систематически его изложили. Название метода связано с названием города Монте – Карло, где в игорных домах (казино) играют в рулетку из простейших устройств для получения случайных чисел на использовании которых основан этот метод. ЭВМ позволяют легко получать так называемые псевдослучайные числа (при решении задач их применяют вместо случайных чисел); это привело к широкому внедрению метода во многие области науки и техники (статистическая физика, теория массового обслуживания, теория игр и др.). Метод Монте-Карло используют для вычисления интегралов, в особенности многомерных для решения систем алгебраических уравнений высокого порядка для исследования различного рода сложных систем (автоматического управления, экологических, биологических и т.д.). Сущность метода Монте-Карло состоит в следующем: требуется найти значение а некоторой изучаемой величины. Для этого выбирают такую величину X, математическое ожидание которой равно а: Практически же поступают так: производят п испытаний, в результате которых получают n возможных значении X, вычисляют их среднее арифметическое и принимают х в качестве оценки (приближенного значения) а* искомого числа а: Поскольку метод Монте—Карло требует проведения большого числа испытаний, его часто называют методом статистических испытаний. Теория этого метода указывает, как наиболее целесообразно выбрать случайную величину X, как найти ее возможные значения. В частности, разрабатываются способы уменьшения дисперсии используемых случайных величин, в результате чего уменьшается ошибка, допускаемая при замене искомого математического ожидания а его оценкой а*. Отыскание возможных значений случайной величины X (моделирование) называют «разыгрыванием случайной величины». Изложим лишь некоторые способы разыгрывания случайных величин и укажем, как оценить допускаемую при этом ошибку. § 2. Оценка погрешности метода Монте—Карло Пусть для получения оценки а* математического ожидания а случайной величины Х было произведено п независимых испытаний (разыграно п возможных значений X) и по ним была найдена выборочная средняя , которая принята в качестве искомой оценки: а*=х. Ясно, что если повторить опыт, то будут получены другие возможные значения X, следовательно, другая средняя, а значит, и другая оценка а*. Уже отсюда следует, что получить точную оценку математического ожидания невозможно. Естественно, возникает вопрос о величине допускаемой ошибки. Ограничимся отысканием лишь верхней границы δ допускаемой ошибки с заданной вероятностью (надежностью) γ: Интересующая нас верхняя граница ошибки δ есть не что иное, как «точность оценки» математического ожидания по выборочной средней при помощи доверительных интервалов, о которой уже шла речь в гл. XVI. Поэтому воспользуемся результатами, полученными ранее, и рассмотрим следующие три случая. 1. Случайная величина Х распределена нормально и ее среднее квадратическое отклонение σ известно. В этом случае с надежностью γ верхняя граница ошибки (см. гл. XVI, § 15) (*) где п—число испытаний (разыгранных значений X);t— значение аргумента функции Лапласа, при котором Ф(t)=γ/2, а—известное среднее квадратическое отклонение X. Пример 1. С надежностью γ =0,95 найти верхнюю границу ошибки σ, если для оценки математического ожидания нормальной величины Х с известным средним квадратическим отклонением, равным 0,5, было разыграно 100 возможных значений X. Решение. По условию, n=100, σ=0,5, Ф(t)= 0,95/2 =0,475. По таблице функции Лапласа (см. приложение 2) находим t=1,96. Искомая верхняя граница ошибки δ= 1,96·0,5/ ==0,098. 2. Случайная величина Х распределена нормально, причем ее среднее квадратическое отклонение σ неизвестно. В этом случае с надежностью γ верхняя граница ошибки (см. гл. XVI, § 16) (**) где п—число испытаний; s—«исправленное» среднее квадратическое отклонение, tγ находят по таблице приложения 3. Пример 2. С надежностью γ =0,95 найти верхнюю границу ошибки δ, если для оценки математического ожидания нормальной величины Х было разыграно 100 ее возможных значений и по ним найдено «исправленное» среднее квадратическое отклонение s ==0,5. Решение. По условию, n=100, s=0,5. Используя таблицу приложения 3, по γ =0,95, n=100 находим tγ,=1,984. Искомая верхняя граница ошибки δ = 1,984·0,5/ =0,099. 3. Случайная величина Х распределена по закону, отличному от нормального. В этом случае при достаточно большом числе испытаний (n>30) с надежностью, приближенно равной γ, верхняя граница ошибки может быть вычислена по формуле (*), если среднее квадратическое отклонение σ случайной величины Х известно; если же σ неизвестно, то можно подставить в формулу (*) его оценку s—«исправленное» среднее квадратическое отклонение либо воспользоваться формулой (**). Заметим, что чем больше п, тем меньше различие между результатами, которые дают обе формулы. Это объясняется тем, что при п — распределение Стьюдента стремится к нормальному (см. гл. XVI, § 16, замечание). В частности (примеры 1 и 2), при n =100, γ=0,95 верхняя граница ошибки равна 0,098 по формуле (*) и 0,099 по формуле (**). Как видим, результаты различаются незначительно. Замечание. Для того чтобы найти наименьшее число испытаний, которые обеспечат наперед заданную верхнюю границу ошибки δ, надо выразить n из формул (*) и (**): Например, если δ==0,098, t=1,96, =0,5, то минимальное число испытаний, при которых ошибка не превысит 0,098, равно п=1,9б2·0,52/0,0982=100. § 3. Случайные числа Ранее было указано, что метод Монте—Карло основан на применении случайных чисел; дадим определение этих чисел. Обозначим через R непрерывную случайную величину, распределенную равномерно в интервале (0, 1). Случайными числами называют возможные значения r непрерывной случайной величины R, распределенной равномерно в интервале (0, 1). В действительности пользуются не равномерно распределенной случайной величиной R, возможные значения которой, вообще говоря, имеют бесконечное число десятичных знаков, а квазиравномерной случайной величиной R*, возможные значения которой имеют конечное число знаков. В результате замены R на R* разыгрываемая величина имеет не точно, а приближенно заданное распределение. В приложении 9 приведена таблица случайных чисел, заимствованная из книги: БольшевЛ. Н., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. М., «Наука», 1965, с. 428. § 4. Разыгрывание дискретной случайной величины Пусть требуется разыграть дискретную случайную величину X, т. е. получить последовательность ее возможных значений xi (i= 1, 2, . . ., п), зная закон распределения X:
Обозначим через R непрерывную случайную величину, распределенную равномерно в интервале (0, 1), а через rj(j=1,2,…) возможные значения, т. е. случайные числа. Разобьем интервал 0≤R<1 на оси Or точками с координатами р1, p1+p2, р1+р2+p3+…, р1+р2+…+pn-1 на п частичных интервалов ∆1,∆2,…,∆n: Дл. ∆1=р1-0=рi, Дл. ∆2=(р1+р2)-р1,=р2 ………………………. Дл. ∆n=1-(p1+p2+…+ pn-1) = Рп. Видим, что длина частичного интервала с индексом i равна вероятности с тем же индексом: Дл. ∆i=рi. (*) Теорема. Если каждому случайному числу rj(0 ≤r< 1), которое попало в интервал ∆i, ставить в соответствие возможное значение xi, то разыгрываемая величина будет иметь заданный закон распределения:
Доказательство. Так как при попадании случайного числа rjв частичный интервал ∆i, разыгрываемая величина принимает возможное значение xi, а таких интервалов всего n, то разыгрываемая величина имеет те же возможные значения, что и X, а именно х1, х2,...,xn . Вероятность попадания случайной величины R в интервал ∆i, равна его длине (см. гл. XI, § 6, замечание), а в силу (*) Дл. ∆i=рi. Таким образом, вероятность попадания R в интервал ∆i равна рi. Следовательно, вероятность того, что разыгрываемая величина примет возможное значение хi, также равна рi (поскольку мы условились в случае попадания случайного числа rj в интервал ∆i считать, что разыгрываемая величина приняла возможное значение хi). Итак, разыгрываемая величина имеет заданный закон распределения. Правило. Для того чтобы разыграть дискретную случайную величину, заданную законом распределения
надо: 1) разбить интервал (0, 1) оси Оr на п частичных интервалов: ∆1—(0; р1), ∆2—( р1+р2+…+pn-1); 2) выбрать (например, из таблицы случайных чисел) случайное число rj. Если rj попало в частичный интервал ∆i то разыгрываемая дискретная случайная величина приняла возможное значение х1. Пример. Разыграть 8 значений дискретной случайной величины X, закон распределения которой задан в виде таблицы
Решение. 1. Разобьем интервал (0,1) оси Оr точками с координатами 0,25; 0,25+0,16=0,41 на 3 частичных интервала: ∆1— (0; 0,25), ∆2—(0,25; 0,41), ∆3—(0,41; 1). 2. Выпишем из таблицы приложения 9 восемь случайных чисел, например: 0,10; 0,37; 0,08; 0,99; 0,12; 0,66; 0,31; 0,85. Случайное число r1 =0,10 принадлежит частичному интервалу ∆1, поэтому разыгрываемая дискретная случайная величина приняла возможное значение x1=3. Случайное число r2=0,37 принадлежит частичному интервалу ∆2, поэтому разыгрываемая величина приняла возможное значение x2 == 11. Аналогично получим остальные возможные значения. Итак, разыгранные возможные значения Х таковы: 3; 11; 3; 24; 3; 24; 11; 24. Замечание. Далее будет показано, что разыгрывание событий можно свести к разыгрыванию дискретной случайной величины. Сначала рассмотрим полную группу, состоящую из двух событий (см. § 5), а затем из п событий (см. § 6). Разумеется, полная группа из двух событий является частным случаем полной группы п событий. Однако исходя из методических соображений этот частный случай намерено выделен в самостоятельный параграф—§5. § 5. Разыгрывание противоположных событий Пусть требуется разыграть испытания, в каждом из которых событие А появляется с известной вероятностью р и, следовательно, не появляется с вероятностью q=1—р. Введем в рассмотрение дискретную случайную величину Х с двумя возможными значениями (для определенности примем х1=1,, х2=0) и соответствующими им вероятностями р1=р, р2 = q. Условимся считать, что если в испытании величина Х приняла возможное значение х1=1, то событие А наступило; если Х=х2=0, то событие A не наступило, т. е. появилось противоположное событие . Таким образом, разыгрывание противоположных событий А и сведено к разыгрыванию дискретной случайной величины Х с заданным законом распределения:
Для разыгрывания Х надо (по правилу § 4) интервал (0, 1) разбить точкой р на два частичных интервала: ∆1—(0, р) и ∆2—(р, 1). Затем выбирают случайное число rj,. Если rj, попадает в интервал ∆1, то Х = х1 (наступило событие A); если rj, попадает в интервал ∆2, то Х =x2=0 (событие A не наступило). Правило. Для того чтобы разыграть испытания, в каждом из которых вероятность появления события равна р и, следовательно, вероятность наступления противоположного события A равна 1- р, надо выбрать (например, из таблицы случайных чисел) случайное число rj-(j=1, 2, ...); если rj<р, то событие A наступило; если rj≥р, то появилось противоположное событие . Пример. Разыграть 6 испытаний, в каждом из которых событие А появляется с вероятностью р=0,35. Решение. Выберем из таблицы приложения 9 шесть случайных чисел, например: 0,10; 0,36; 0,08; 0,99; 0,12; 0,06. Считая, что при rj<0,35 событие А появилось, а при rj≥0,35 наступило противоположное событие , получим искомую последовательность событий: A, ,A, ,A,A. 1> |