Главная страница
Навигация по странице:

  • Задания: 1.О каких чертах, свойственных философии, идет речь в тексте

  • 2.Дайте развернутый анализ следующих определений философии

  • 3. О каких чертах особенностях предмета философии идет разговор в тексте

  • 4. Какое из мнений вам более приемлемо Аргументируйте свой ответ.

  • 5. Что общего между философствованием и философией

  • 6. Можно ли согласиться с высказанной мыслью Аргументируйте свою позицию.

  • 7. Какое определение понятия «идеальное» вы считаете правильным

  • Какие из перечисленных ниже явлений материальны а) головная боль; б) мираж; в) тень человека; г) абсолютный вакуум; д) отражение в зеркале; 9.

  • Определите, какое высказывание относится к материализму, а какое к идеализму

  • 11. Определите какое высказывание относится к монизму(1), а какое к дуализму(2)

  • 12. Определите направление философии (1) гностицизм, 2)идеализм): а) мир познаваем; - идеализмб) первично сознание, материя вторична. - гностицизм Тесты

  • Философия_Семинар №1. Семинар №1. Что означает философия


    Скачать 30.35 Kb.
    НазваниеЧто означает философия
    АнкорФилософия_Семинар №1
    Дата15.11.2022
    Размер30.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминар №1.docx
    ТипДокументы
    #790175

    Что означает «философия»?
    Философия возникла одновременно в трех культурах – древнекитайской, древнеиндийской и древнегреческой в VII – VI вв. до н.э.

    Слово «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к

    мудрости» («филео» – люблю, «софия» – мудрость). Уже тогда прозвучали рационально поставленные философские вопросы об устройстве Космоса, общества, о бытии человека, о добре и зле, о человеческом счастье и т. д. Главными предпосылками возникновения философии явились потребности и способности общества и индивида к общему, целостному и рациональному осмыслению действительности, потребности обнаружить, установить общие принципы отношений между человеком и миром, человеком и человеком, сознанием и самосознанием. Философия родилась из человеческого стремления осмыслить «предельные» основания бытия вещей и процессов, единство и противоположности природы и общества, мира и человека.

    Философия – это высшая форма осознанного отношения человека к природе, обществу, культуре и самому себе, пришедшая на смену таким ограниченным формам мировосприятия как миф, религия, наука или идеология. Философия – полное выявление свободного самосознания человека, это мыслящее, теоретическое мировоззрение. Философией движет не просто любовь к знанию, а неукротимое стремление к истине как адекватному постижению мира и смыслу как выявлению целостного значения вещи, явления, того или иного содержания в системе бытия. Философия ориентирована на целостное познание и понимание мира. Она охватывает все знания о вещах, подводит итоги развития человеческого опыта, культуры и самого человека. Только на основе синтеза, интеграции знаний о реальности можно безошибочно решать мировоззренческие проблемы, верно ориентировать человека в сложностях бытия природы и общества, человеческого познания.

    На вопрос «что такое философия» можно ответить следующим образом. Философия – это совокупность или система теоретически осмысленных представлений о сущности и общих законах развития природы, общества и человеческого познания, о месте и возможностях человека в мире.

    С тех пор, как существует культура, человек обладает мировоззрением, т. е. совокупностью взглядов на мир определенным осознанием своего места в мире, своего отношения к миру и мира к нему. В мировоззрении наиболее полно проявляется потребность человека в осмыслении действительности, в истолковании всех явлений на основе целостной картины мира. Уточняя понимание философии как мировоззрения, необходимо выделить два уровня мировоззрения. Первый уровень – образно-представленческий, символический. К нему относятся мифология, религия и нерелигиозные: идеологические, художественные, практические формы познания. Второй уровень – понятийно-категориальный, логико-рациональный, рефлексивный. Философия есть мировоззрение второго, опосредованного уровня. Философия формируется и функционирует в ходе непрекращающегося взаимодействия с мировоззрением первого уровня. Надо понимать коренное отличие философии от мифологии и религии. Последние принимают положения об источнике и структуре мира, о связях с Целым на веру, тогда как философия стремится решить эти мировоззренческие вопросы посредством разума, т. е. мышления, основанного на понятиях и доказательствах.

    Философия – не просто знание (пусть и разнообразное), а понимание действительности, выходящее за рамки научного, идеологического и других подходов. Философия появляется и существует не как частная, конкретная наука, наподобие физики, химии, биологии, истории и др., а как метанаука. Конкретные науки, стремясь познать явления природы и общества, ограничены определенным конечным содержанием, его данностью. Они добывают объективные знания о частях, «кусочках» реальности. Философия не ограничивается знанием частей, а пробивает дорогу к Целому. Ее отличает от конкретных наук высокая степень обобщенности и концентрации знаний о действительности.

    Предмет философии связан с постижением мира как закономерного, упорядоченного, ценного целого в системе категорий и идей, с одной стороны, и с выяснением предоставимости этих категорий и идей в текучем многообразии самой действительности, – с другой. Именно с выделением всеобщего категориального знания, способности «видеть разумно» идеи, ценности и смыслы в самой действительности философия обрела свой предмет и статус самостоятельной науки.

    Говоря о структуре философии следует, заметить, что философское знание иерархично, сложно по своему составу. О структуре философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей).

    Кроме того, выделяют еще праксиологический уровень, связанный с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира; антропологию – учение о природе человека, его происхождении, законах его существования и развития; социальную философию – учение о законах, теориях и смыслах общественной жизни, т. е. всестороннее учение об обществе. Согласно другим подходам в структуре философии выделяют такие разделы как: философия языка, философия культуры, философия творчества, философия научного разума, философия религии, философия науки, философия права, политическая философия и др.

    Исходя из обозначенных проблем философии, можно составить представление об основных функциях философии: онтологическая функция – формирование у личности целостного представления о мире, о мироздании и его строении; гносеологическая функция – в системе философии личность найдет знания о чувственном и логическом, интуитивном и эвристическом освоении мира, о способах познания, о критериях истинного и ложного знания; аксиологическая функция – ценностная ориентация человека в мире с историческим противостоянием культуры и антикультуры, ценностей и антиценностей, добра и зла, прекрасного и безобразного; социальная функция – формирование гражданского сознания, гражданской культуры личности, ее способности разбираться в сложных социальных процессах (политических, экономических, правовых, нравственных, экологических и т. д.) для адекватного включения в систему общества со всеми его организациями, отношениями и функциями; антропологическая функция – воспитание у человека чувства собственного достоинства, представления о своих возможностях и способах их реализации, необходимости саморазвития и установления гармоничных отношений в системе межличностных контактов;

    методологическая функция – это методы познания, методы теоретической и практической деятельности.

    Задания:
    1.О каких чертах, свойственных философии, идет речь в тексте?

    Аристотель считал, что «есть конкретная наука, которая исследует бытие как само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, так как ни одна из них не исследует общую природу бытия как такового, а все они, выбирая себе какую-нибудь часть его, исследуют то, что свойственно этой части …» (Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С.119)
    От физика нельзя требовать, чтобы он был философом; но можно ждать от него философского образования, достаточного для того чтобы обоснованно отделять себя от Вселенной и снова объединяться с ней в более высоком смысле. Он должен создать себе метод, соответст­вующий наглядному представлению; он должен оберегаться превратить наглядное представление в понятие, понятия в слова и обходиться с этими словами так, будто это предметы; он должен быть знаком с ра­ботой философа, чтобы доводить феномены до самого философского охвата". (И.В.Гете)
    2.Дайте развернутый анализ следующих определений философии:

    а) «Философия есть познание, которое достигается через правильные размышления (…) и которое выясняет действия, или явления из известных нам причин, или образующих основ, и, наоборот, образующие основы – из известных нам действий» (Гоббс Т. К читателю. О теле. // Избр. Произв.: В 2 т. М., 1964. Т.1. С. 49-60.

    б) «Философия – это познание внутреннего мира человека, причин природы, отношение человека к природе и его связи с ней, или поскольку еще нет реальной законченной философии, стремление к такому познанию» (Шлегель Ф. Развитие философии. В 12 кн. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т.2. С.103.

    в) Философия не есть наука, не есть даже наука о сущности, а есть творческое осмысление духом смысла человеческого существования» (Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. // Мир философии. М., 1991. С.104.
    а) Аристотель — один из первых философов, четко определивших ее предмет, писал, что «философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное». Здесь Аристотель имеет в виду, что философия должна исследовать сущность вещей (в его понимании сущности), а не сами вещи, представляющие собой подвижное единство формы и материи и изучаемые физикой и математикой. Опять же, по Аристотелю, «Философия — это вдохновляемая любовью к мудрости рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные вопросы человеческого существования». То есть главный смысл философии заключается в познании, которое исходит из правильных размышлений.

    б) Гоббс считал, что познание мира заключается полностью на ощущениях человека. Ощущения — основной и единственный источник знания. Таким образом, я думаю, что Гоббс вышел на это определение философии исходя из своего представления о теории познания. Так как человек с самого своего появления начинает познавать мир, как внешний (взаимоотношение с окружающей средой), так и внутренний – Гоббс даёт определению философии довольно обширный характер и делает е основной неотъемлемой частью жизни каждого индивидуума.

    в) Философия возможна лишь в том случае, если есть особый, отличный от научного, путь философского познания. «Научная» философия есть отрицание философии, отрицание ее первородства. Признание эмоционального познания, познания через чувство ценности, через симпатию и любовь не есть отрицание разума. Дело идет о восстановлении целостности самого разума, который в средние века, несмотря на интеллектуализм схоластики, был более целостен, так что интеллект часто обозначал дух. Философия должна не отрицать разум, а раскрыть противоречия разума и имманентно обнаружить границы его. В этом отношении учение Канта об антиномиях сохраняет свое руководящее значение. Но критерий истины не в разуме, не в интеллекте, а в целостном духе. Сердце и совесть остаются верховными органами для оценки и для познания смысла вещей. Философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования. Но это предполагает, что сам познающий философ несет в себе опыт о противоречиях человеческого существования и что самая трагедия философа есть путь познания. Философ, который не знает этой трагедии, обеднен и ущерблен в своем познании.

    Утверждая прямую зависимость социальных перемен от изменений в технике, американский философ У. Уайт считает, что социальные системы играют второстепенную роль по отношению к техническим системам. Техника – это независимая переменная, социальная система – зависимая переменная.

    3. О каких чертах особенностях предмета философии идет разговор в тексте? «… для других наук определяется предмет философии как таковой не может быт ограничен, потому что он включает в себя все, что существует в мире. Именно потому, что он не может быть ограничен, его можно по существу обозначить как «искомый, бесконечно искомый» (Ортега-и-Гассет Хосе. Дегуманизация искусства. М., 1991. С.35.)
    Это цитата из работы испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета "Дегуманизация искусства". В ней помимо вопросов современной эстетики искусства автор размышляет об основном вопросе философии и проблемах познания. Ученый занимал переходную позицию между философией жизни ницшеанского толка и современным экзистенциализмом. В центре внимания Ортега-и-Гасета стояли социальные проблемы. Рационализм Ортега-и-Гасет считает своеобразным интеллектуальным стилем "массового общества".Он призывает вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, еще не расчлененной "любви к мудрости".В эстетике выступил как теоретик модернизма. Подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, усматривал в истории, истолковывая ее в духе экзистенциализма как духовный опыт непосредственного переживания. Ортега-и-Гассет тем самым отражает новое понимание природы философии представителями экзистенциально-феноменологической мысли XX в, а именно: процесс философствования становится в их творчестве как способ бытия человека Так, М Хайдеггер утверждает: философия - это "запрос о бытии" Ортега, который заменяет понятие "бытие" понятием "жизнь", как бы повторяет эту мысль: философская деятельность - это форма жизнедеятельности и, а философская истина - неотделима от опыта жизни. Итак, философия, по мнению Ортеги, выступает главным средством осмысления человеком мира и своей связи с миром Высоко оценивая значение профессиональной философии, он все-таки считал, что философскую деятельность осуществляет каждый, но необходимо делать это сознательно и грамотно. Спецификой философского знания о мире, с Ортегой, является соблюдение очень важного правила: обращение к миру во всей его открытости, обнаженности есть, человек должен пробиться сквозь эти наслоения смыслов, которые общество наложило на то или иное явление мира, и, сделав эту тяжелую работу, "встретиться" с ним (миром) в его первобытности и самостоятельно его осмыслить А поскольку жизнь человека в его оригинально сти совершается в состоянии одиночества, то и настоящая философская деятельность также предполагает состояние одиночества.
    4. Какое из мнений вам более приемлемо? Аргументируйте свой ответ.

    Философская проблематика возникает:

    а) в философии как особой форме профессиональной деятельности;

    б) в самой реальной жизнедеятельности людей.
    В самой реальной жизнедеятельности людей.

    Философия начинается тогда, когда человек начинает сомневаться в правильности даваемых им ответов, в действенности своих обязательств, подлинности своих оценок, надежности своей веры, устойчивости своих убеждений, в истинности своих идеалов. Философия, как теоретическая дисциплина, может воздействовать на мировоззрение людей только как на личностно-сознательных читателей философских текстов, которые сами задаются вопросами о смысле жизни, о своем месте в мире и пытаются найти на них ответы. Философская проблематика возникает не в философии, как в особой форме профессиональной деятельности, а в реальной жизни людей. И роль философии в данном случае – предостеречь человека от слишком легкого, простого, а то и часто наивного решения мировоззренческих вопросов. Философия призвана разрушать всезнайство обыденного сознания, приводить его к сомнению в своей непогрешимости и тем самым препятствовать утверждению необоснованных выводов, воспроизведению устаревших рассуж­дений, тупиковых способов анализа проблем.

    Философия помогает человеку сформировать определенный способ своей жизнедеятельности. И философия в данном случае является не просто набором сюжетов, иллюстрирующих возможные ответы на вечные вопросы бытия и смысла существования, но это своего рода способ включения человека в окружающий его мир. Философское осмысление деятельности - это всегда проникновение в общечеловеческий опыт, традиции, это знакомство с системой ценностей и культурой деятельности, выработанной человечеством в целом.
    5. Что общего между философствованием и философией?

    Господин Журден, герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», с удивлением узнал (уже в достаточно зрелом возрасте), что всю жизнь говорил прозой. «Феномен Журдена» еще более применим к философии: философствуют все люди – даже те, кто никогда не слышал этого слова.
    Философия есть наука, определяющая определённое понимание мира, человека и человеческого существования в мире.

    Философствование есть размышление на отдельно взятую проблему или вопрос.
    6. Можно ли согласиться с высказанной мыслью? Аргументируйте свою позицию.

    В современной философской литературе не успокаивается дискуссия о предмете философии. Высказываются разные диаметрально противоположные мысли. Одна из них: «Предмет философии «не имеет образа», как тот поручик Киже, хотя он поручик, считается по всем бумагам и поднимается по служебной лестнице. Предмет философии «в потенциале» спрятан в процессе философствования, в философском мышлении. По этой причине определить нужно не предмет, который либо изучает, либо должна изучать философия – в отличие от математики, физики, или социологии и, так сказать, рядом с ними – а особенную установку мысли, манеру размышления»
    Предмет философии связан с постижением мира как закономерного, упорядоченного, ценного целого в системе категорий и идей, с одной стороны, и с выяснением предоставимости этих категорий и идей в текучем многообразии самой действительности, – с другой. Именно с выделением всеобщего категориального знания, способности «видеть разумно» идеи, ценности и смыслы в самой действительности философия обрела свой предмет и статус самостоятельной науки.

    Это связано не с недостатком, а скорее с достоинством философского знания, его постоянным развитием, обновлением, проникновением во все новые и новые области человеческого бытия. Предмет философии никогда не оставался неизменным - с развитием цивилизации, духовной и материальной культуры человечества возникали новые сферы философских исследований. Ярким примером является эволюция античной философии. Она возникает как натурфилософия, устремленная к познанию первопричин возникновения природы. Затем, начиная от софистов и Сократа, ее предметом становится человек, позже появляются философские системы Платона и Аристотеля, в которых рассматриваются и природа, и человек, и проблемы познания, и формы организации общественной жизни. Таким образом, история философии - это, прежде всего, изменение, развитие ее предмета. Именно в связи с изменением предмета философии возникают проблемы в его определении: каждая философская школа стремится выделить свою область для философского исследования, и имеет, как правило, свое представление о предмете философии.
    7. Какое определение понятия «идеальное» вы считаете правильным?

    Идеальное – это …

    в) субъективная реальность, отраженная человеком;


    1. Какие из перечисленных ниже явлений материальны?

    а) головная боль; б) мираж; в) тень человека; г) абсолютный вакуум;

    д) отражение в зеркале;
    9. Определите, какое высказывание относится к материализму, а какое к идеализму

    а) Природа, Вселенная, космос первичны, а мышление есть свойство человека, его способность познавать мир и разумно действовать и в этом смысле вторично, зависит от внешнего мира - МАТЕРИАЛИЗМ

    б) Согласно учению пифагорийцев, количественные отношения, числа являются сущностью вещей: от них же зависит и вся Вселенная, которая представляет ни что иное, как гармонию чисел - ИДЕАЛИЗМ

    в) Согласно учению Гераклита субстанцией всего сущего в мире является огонь; все происходит из огня, и все в конечном счете превращается в огонь; мир, по Геоаклиту, никем не создан, но существует вечно - МАТЕРИАЛИЗМ

    г) Анаксимен считал первоосновой всего сущего – воздух. Согласно его концепции, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации («порождения»), образующиеся путем его сгущения или разрежения - МАТЕРИАЛИЗМ
    10. Определите, какое высказывание объективного идеалиста, а какое субъективного идеалиста.

    а)Дж.Беркли пришел к выводу, что материальный мир вообще есть не что иное, как наше представление, существующее в нашем сознании и обладающее исключительно духовной природой – СУБЪЕКТИВНЫЙ

    б) Мах заявил, что все чем занимается естествознание (в частности «атомы Демокрита и Дальтона, теории современных химиков, напоминания о новых электромагнитных токовых и вихревых теориях»), все эти представления ученых «составляют почтенный шабаш ведьм» - ОБЪЕКТИВНЫЙ

    в) Гегель утверждал полное совпадение (тождество) мышления и бытия, провозгласил основой и источником всего сущего «абсолютную идею», а природу, общество и человека – лишь формами ее «инобытия». ОБЪЕКТИВНЫЙ
    11. Определите какое высказывание относится к монизму(1), а какое к дуализму(2):

    а) Согласно учению Р.Декарта человек соединяет в себе два начала материальное и духовное. Они самостоятельны и равноправны. Пространственно протяженное тело человека и его мыслящая душа существуют самостоятельно, независимо друг от друга, а стало быть, никак не могут воздействовать друг на друга, ни испытывать на себе воздействие другого. Получается, что физический процесс движения человеческого тела и психический процесс движения мысли осуществляется как бы параллельно, никогда нигде не пересекаясь и не взаимодействуя. - ДУАЛИЗМ

    б) Философия марксизма: в мире нет ничего, что не было бы определенным видом или состоянием материи, ее свойством или формой движения. - МОНИЗМ
    12. Определите направление философии (1) гностицизм, 2)идеализм):

    а) мир познаваем; - идеализм

    б) первично сознание, материя вторична. - гностицизм


    Тесты
    1. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного, называется...

    а) дуализмом
    2. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, все философы делятся на...

    а) материалистов и идеалистов
    3. Дуализм является философским учением, …

    в) исходящим из признания равноправными, несводимыми друг к другу двух начал.
    4. _____________ считает сознание воплощением мирового разума.

    в) Объективный материализм
    5. Мышление и бытие являются независимыми друг от друга субстанциями, – утверждает ...

    в) дуализм
    6. В философии «агностицизм» понимается как:

    в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
    7. Философия – это...

    а) система религиозных учений о мире и человеке
    8. Философия первоначально понималась как…

    г) любовь к мудрости
    9. Разделом философии не является …

    г) искусствознание
    10. На вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства?» отвечает раздел философского знания –…

    г) онтология
    11. Миропонимание, мировосприятие, мироотношение в своей совокупности образуют …

    а) мировоззрение

    12. Поиск и нахождение всеобщих оснований бытия считается предметом ...

    г) философии
    13. Философское учение о познании называют...

    г) гносеологией
    14. Гносеология – это философское учение о ...

    а) познании
    15. Философское учение о ценностях и их природе называется...

    а) аксиологией
    16. Философия, исследуемая в процессе ее предыстории, возникновения, становления и развития, есть...

    б) история философской мысли
    17. Философская антропология – это философское учение о ...

    б) человеке
    18. Постижением процесса общественной жизни занимается...

    б) философия истории
    19. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как ...

    а) эстетика
    20. Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали есть...

    б) этика
    21. Из нижеперечисленных форм познания _____ представляет собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения между человеком и миром

    а) философия
    22. Философия и мировоззрение соотносятся следующим образом…

    в) философия  теоретически обосновывает главные принципы мировоззрения, разрабатывает его общетеоретические  основы
    23. Вопросы: существует ли мир сам по себе или он существует от Бога; что лежит в основе изменений, происходящих в мире; каковы основные законы и движущие силы его развития,  относятся к…

    г) онтологии


    написать администратору сайта