Главная страница
Навигация по странице:

  • ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В РОССИИ В пореформенной России окончательно оформились три направления

  • Радикалы

  • РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

  • Социал-демократы.

  • 2.1 Консервативное течение во второй половине 19 века.

  • 2.2 Либеральное течение второй половины 19 века.

  • 2.3 Радикальное течение второй половины 19 века.

  • история. Циркуляр О кухаркиных детях


    Скачать 1.01 Mb.
    НазваниеЦиркуляр О кухаркиных детях
    Дата20.12.2022
    Размер1.01 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория.docx
    ТипЗакон
    #855092
    страница8 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    «Общественные движения второй половины XIX в.»


    Экономический кризис 1900—1903 гг. вызвал общее сокращение производства, что повлекло увольнение рабочих и резкий рост стачечного движения. В требованиях рабочих наметился переход от экономических лозунгов к политическим (в частности, «Долой самодержавие!»). Общественные движения второй половины XIX в. вызваны следующими причинами:

    • сохранение старой социально-политической системы;

    • нерешённость крестьянского вопроса;

    • противоречия между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами, входившими в состав Российской империи;

    • половинчатость реформ 1860—1870-х гг. и колебания правительственного курса.

    ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В РОССИИ

    В пореформенной России окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

    КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ


    Крупнейшие представители консерватизма — государственные деятели, литераторы и философы К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский, А.А. Фет, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев.

    В основе идеологии консерваторов лежала теория официальной народности. Ключевыми положениями теории были укрепление самодержавия, поддержка дворянства в качестве его опоры, сохранение единой и неделимой России, господство православия, поощрение русификации инородцев, необходимость корректировки реформ 1860—1870-х гг. в интересах дворянства. Консерваторы имели поддержку среди всех слоёв общества.

    ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ


    Деятелями либерализма в России были в основном историки, юристы, литераторы: Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, А.М. Унковский, И.С. Тургенев, И.И. Петрункевич, А.С. Муромцев, Д.Н. Шипов. Свои идеи они публиковали в журналах «Русский вестник», «Русская беседа», «Вестник Европы», «Отечественные записки».

    Продолжалась деятельность славянофилов и западников. Появился новый социальный слой — разночинцы. Сторонники либерального направления выступали за расширение прав земств и создание центральных представительных учреждений, введение гражданских свобод.

    РАДИКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. НАРОДНИЧЕСТВО


    Многие либеральные деятели отвернулись от правительства после реформы 1861 г. и ослабления цензуры. В городах создавались кружки наиболее радикально настроенных представителей земского либерального движения. Влияние на них оказывали статьи Н, Г. Чернышевского, А. И. Герцена и Н. П, Огарёва (газета «Современник»). Чтобы поднять крестьян на восстание, они распространяли прокламации, в которых призывали к всеобщему и немедленному бунту.

    Радикалы развивали идеи народничества, представленного либеральным и революционным направлениями.

    Сторонники либерального направления народничества (Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов) проводили пропаганду мирных путей общественного преобразования, выступали за введение всеобщего начального образования, отмену телесных наказаний, высказывали мнение, что интеллигенция должна помочь русскому народу избавиться от бедности и невежества. В среде либеральных народников господствовало мнение о важности культурной работы в народе.

    Теории революционного народничества:

    • анархистское (М.А. Бакунин): Крестьяне готовы к революции. Государство — источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо него — союз самоуправляющихся общин.

    • пропагандистское (П.Л. Лавров — хождение в народ): Крестьяне не готовы к революции. Надо усилить пропаганду, для её успеха создать революционную организацию.

    • заговорщицкое (П.Н. Ткачев — террор): Крестьяне не готовы к революции, пропаганда не даст быстрых результатов. Надо создать тайную организацию, которая осуществит захват власти.

    Деятельность народников.


    ₽Яндекс ДиректКириллу срочно нужна помощь!Перейти на сайтОтмена 1861 — 1864 гг. Деятельность тайного общества «Земля и воля» . Распространение идей нигилизма (мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры)

    1860—1880-е гг. Возникновение революционных народнических кружков, члены которых выступали против капитализма, видели будущее России за социализмом, планировали построение нового общества в результате революции.

    1874-1875 гг. Хождение в народ окончилось провалом.

    1876 г. Создана организация «Земля и воля» (М.А. Натансон, Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская), члены которой выступали за передачу земли крестьянам, свободу слова и печати, вели пропаганду идей социализма среди крестьян.

    2 апреля 1879 г. Совершено покушение на Александра II.

    1879 г. Произошёл раскол организации «Земля и воля» на «Чёрный передел» (1879— 1882), куда вошли Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, и «Народную волю» (1879—1881) во главе с А. И. Желябовым и А. Д. Михайловым. Участники «Чёрного передела» выступали за длительную революционную пропаганду. В 1883 г. ими создана группа «Освобождение труда». Члены «Народной воли» ратовали за индивидуальный террор. Итогом их деятельности стали несколько покушений и убийство Александра II 1 марта 1881 г.

    1883 г. Разгром «Народной воли», арест большинства её руководителей.

    РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ


    Начало массового рабочего движения. В разные годы существовали:

    • «Южно-российский союз рабочих», лидер Е.О. Заславский (1875-1876);

    • «Освобождение труда» — Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод (1883);

    • «Северный союз русских рабочих» — В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин (1878- 1881);

    • «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» — В.И. Ленин (Ульянов), Ю.О. Мартов (Цедербаум) (1895-1898).

    С конца 1880-х гг. в России появляются марксистские кружки:

    • 1883 г. — группа Дмитрия Благоева в Петербурге;

    • 1885 г. — кружок П. В. Точисского «Товарищество санкт-петербургских мастеровых»;

    • 1899 г. — группа М. И. Бруснева «Социал-демократическое общество» и кружок Н. Е. Федосеева в Казани.

    Задачи кружков: изучение марксизма и пропаганда его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни во главе с В. И. Ульяновым (Лениным) выступали за создание политической партии, осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, другие, отрицая революционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда рабочего класса России.

    Социал-демократы. 

    1898 г. I съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии) в Минске.
    1903 г. II съезд РСДРП в Лондоне, приняты устав и программа. Выступали за свержение самодержавия и установление диктатуры пролетариата. Раскол на большевиков (В. И. Ульянов) и меньшевиков (Л. Мартов).

    Эсеры.

    1902 г. Создание партии социалистов-революционеров (эсеров).
    Опирались на крестьян. Лидер — В. М. Чернов. Выступали за уничтожение частной собственности на землю, раздачу её крестьянам. Тактика борьбы — террор.

    Либералы.

    Центром формирования либеральной оппозиции являлись земства и городские думы.
    1902 г. Издание за границей нелегального журнала «Освобождение» (руководитель — П. Б. Струве).
    1903 г. Возникновение первых либеральных организаций (участники: П. Н. Милюков, Н. А. Бердяев и др.). Программы союзов предусматривали умеренные политические преобразования: конституционная монархия и демократические свободы. Они заложили основу для создания в 1905 г. партии кадетов.

     

    УЗИ апарат Hitachi Arietta V60 Перейти на сайтОтменаПроектная декларация на рекламируемом сайтеВаша Резиденция De Luxe в СочиПерейти на сайтОтмена

    2.1 Консервативное течение  во второй половине 19 века.

         Социальную  основу этого направления составляли реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.

         Консерватизм  второй половины 19. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось  важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие  провозглашалось основой духовной жизни народа. Народность означала единение Царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов.

         Во  внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60-70х годов, а в последующие десятилетия добивались ограничения их результатов. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и общины. В социальной области они настаивали на укрепление позиций дворянства – основы государства и сохранении сословного деления общества. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма – единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы.

         Идеологами  консерваторов были К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, М.Н.Катков, М.Т.Лорис-Меликов.

         «История  свидетельствует, - писал Победоносцев,- что самые существенные, плодотворные для народа и прочные меры и  преобразования исходили от центральной  воли государственных людей или  от меньшинства, просветленного высокой  идеей и глубоким знание». Но «дух времени» навязывает народу путем «демократического выбора» деятелей иного толка: «при крайней ограниченности ума, при безграничном развитии эгоизма и самой злобы, при низости и бесчеловечности побуждений человек сильной волей может стать предводителем партии…Признавая все удобства и пользу от распространения массы сведений и от обмена мыслей и мнений путем газеты, нельзя не признавать с чувством некоторого страха, что в ежедневной печати скопляется какая-то роковая, таинственная, разлагающая сила…При демократическом образе правления правителями становятся ловкие подбиратели голосов, со своими сторонниками, механики, ловко орудующие закулисными пружинами, которые приводят в движение кукол на арене демократических выборов»14.  

         Российские  консерваторы были влиятельным политическим течением. Они оказали значительное воздействие на политику самодержавия и в годы подготовки реформы, и в пореформенное время, сдерживая решимость властей к преобразованиям.  
     
     

         2.2 Либеральное течение  второй половины 19 века.

         Либералы  твердо заявили о неприятии революции  социализма. Их идеалом были постепенные  преобразования в буржуазном духе, что соответствовало правительственной  политике. Время великих реформ часто  называют «золотым веком» русского либерализма.

         Либеральное движение после 1861г. Завершает свое оформление, превращаясь из течения идейного в течение общественно-политическое. Либеральная оппозиция становиться фактором общественной борьбы, влияющим и на другие ее течения, и на власть.

         Социальную  основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.) Либерально настроенная часть общества была озабочена политическими переменами – введением конституции и представительства на европейский лад. Заговорили об этом прежде всего поместные дворяне – депутаты губернских комитетов по крестьянскому делу, члены дворянских собраний. Одни желали приобщить к государственной жизни лишь «благородное сословие» – в качестве компенсации за потерю крепостных. Другие стояли за представительство для всех сословий, широкое развитие местного самоуправления, гласность, независимость суда от администрации, равенство всех граждан перед законом.

         В социально-экономической сфере они  приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности личности, ее право на свободное духовное развитие было основой их морально-этических взглядов.

         Либералы  стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом  социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» - ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников15.

         Крупнейшими теоретиками либерализма были юристы К.Д.Кавелин и Б.Н.Чичерин16. Они полагали, что в России государство призвано компенсировать слабость буржуазии, средних слоев: именно оно должно насадить либеральные начала. Говорить об ограничении самодержавия поэтому еще рано. Главное, сто нужно России, заявлял Чичерин, - сильная власть и либеральные меры, парламент же – дело будущего.

         Сложилась довольно странная ситуация. Правительство  взяв курс на реформы, использовало многие идеи либералов. Само освобождение крестьян, не говоря уж о судебной реформе  или реформах в просвещении, либеральные  деятели предлагали давно. Но к практическому участию в преобразованиях большинство из них доступа не получило. В данных условиях либералы могли только по мере сил поддерживать правительство в его начинаниях. 
     

         2.3 Радикальное течение  второй половины 19 века.

         Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличии от консерваторов и  либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и  коренному переустройству общества (революционный путь).

         Во  второй половине 19в. Радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы трудящихся (крестьян и рабочих). В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества (разночинцы).

         В истории движения радикалов второй половины 19в. Выделяются три этапа: 60-е годы – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы – оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и террористической деятельности организаций революционных народников; 80-90-е – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы; в середине 90-хгг. – ослабление популярности народничества и непродолжительный период широкого увлечения марксистскими идеями демократически настроенной интеллигенцией.

         В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один – вокруг редакции «Колокола», издаваемого А.И.Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общественного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н.Г.Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он так же критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличии от А.И.Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.

         Революционная жажда, пожиравшая интеллигенцию, ярче всего проявилась в деятельности С.Г.Нечаява, который создал в 1869г. Среди московских студентов общество «Народная расправа». В борьбе за волю народа, проповедовал Нечаев, автор «Катехизиса революционера», годятся любые средства – шантаж, подлог, провокация. Революционер должен постигнуть только одну науку – «науку истребления и разрушения». Победить самодержавие сможет только сованная жесткой дисциплиной и единоначалием организация. « У революционера нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни собственности, ни даже имени…Нравственно для него все, что способствует революции»17.

         Собираясь в кружки о общества радикальная  интеллигенция стремилось найти  и новое идейное знамя. Таким  знаменем на рубеже 60-70 годов стало  народничество. Приверженцы этого  учения подчеркивали, что интеллигенция  будучи в долгу перед народом, прежде всего, крестьянством, обязано избавить его от гнета и эксплуатации. Народ признавался и носителем зачатков нового, справедливого строя – социализма. Его основу видели в крестьянской общине. Народники резко критиковали капитализм, считая его регрессивным явлением. Вслед за Герценом и Чернышевским народники считали, что Россия переедет к социализму, минуя «язвы» капитализма – избежав разорения, пролетаризации крестьян и появления буржуа-эксплуататоров. Народники критически относились к государству как к политическому институту, считая его надклассовой силой. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.

         Основные  идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и  на Русской почве не имеет социальных корней; будущее страны – в общинном социализме, так как крестьяне могут воспринять социалистические идеи; преобразования должны осуществляться революционным методом, силами крестьянства, руководимого организацией революционеров.

         В революционном народничестве преобладали три течения. Идеологом бунтарского течения был М.А.Бакунин – идеолог русского анархизма. Русский мужик, полагал Бакунин, по природе социалист и бунтарь. Интеллигенции нужно лишь «свистнуть в два пальца» - обратиться к крестьянству и поднять его на бунт.

         Теоретиком  пропагандистского направления  был П.Л.Лавров. Он считал, что народ  надо готовить к социализму по средством  долгой  пропаганды. «Перестройка русского общества, - учил Лавров, - должна быть совершена  не только с целью народного блага, не только для народа, но и по средством народа».

         Иных  взглядов придерживался журналист  П.Н.Ткачев – соратник Нечаява, теоретик заговорщического направления. Он считал, что хорошо организованная революционная  партия должна захватить власть и, опираясь на нее внедрить социализм в русскую жизнь.

         В 1874г. опираясь на идеи М.А.Бакунина, более 1000 молодых революционеров предприняли  массовое «хождение в народ», надеясь  поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы18.

         В 1876г. уцелевшие участники  «хождения  в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878г. принявшую название «Земля и воля». Ее программа предусматривала  осуществление социалистической революции, путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправление» в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В.Плеханов, А.Д.Михайлов, С.М.Кравчинский, Н.А.Морозов, В.Н.Фигнер и другие. «…Нужна организация. Что должно стоять на ее знамени? – «Земля», то есть возвращение народу того, что ему по праву принадлежит, и «Воля», то есть созвание Земского собора, который должен перестроить всю нашу государственную жизнь на новых…началах»19

         Споры по тактическим и программным  вопросам привели к расколу «Земли и воли». В 1879г. часть землевольцев (Г.В.Плеханов, В.И.Засулич, Л.Г.Дейч, П.Б.Аксельрод) образовали организацию «Черный передел» (1879-1881) Они сохранили верность основным программным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

         В том же году другая часть землевольцев создала организацию «Народная воля». Ее возглавили А.И.Желябов, А.Д.Михайлов, С.Л.Перовская,Н.А.Морозов, В.Н.Фингер и др. Они входили в Исполнительный комитет – центр и главный штаб организации.

         Программа народовольцев отражала их разочарование в революционном потенциале крестьянских масс. Своей главной задачей они полагали борьбу с государством. Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержения самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик – рабочим.

         1 марта 1881г.Перовская организовала  покушение на Александра 2. Он  был смертельно ранен и скончался.

         Либеральные народники разделяли идею революционных народников об особом, некапиталистическом пути развития России, отличались от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники – либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х гг. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожение остатков крепостничества, ликвидации помещичьего землевладения и недопущения в Россию «язв» капитализма. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую деятельность среди населения (теория «малых дел»). Идеологами либеральных народников были Н.К.Михайловский, Н.Ф.Даниельсон, В.П.Воронцов.

         Бывшие  активные участники «Черного передела»  Г.В. Плеханов, Л.Г.Дейч и В.Н.Игнатов  обратились к марксизму. В этой западноевропейской теории, созданной К.Марксом и Ф.Энгельсом в середине 19в., их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.

         В 1883г. в Женеве была образована группа «Освобождения труда».

         Плеханов  доказывал, что развитие капитализма  – непреложный общемировой закон. Русская крестьянская община разлагается и не может стать основой социализма. Волевым усилием просвещенного меньшинства, доказывал Плеханов, победы нового строя не приблизишь. Нужно дождаться пока в рамках капитализма сложатся материальные предпосылки социализма – крупная промышленность, высокоорганизованная экономика, появиться многочисленный пролетариат. Социалистической революции должна предшествовать революция буржуазно-демократическая. Русское революционное движение долго державшееся идеей о самобытности России, стало с распространением марксизма сворачивать в общеевропейское русло.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта