Цветотерапия.Реферат.. Цветотерапия
Скачать 59.45 Kb.
|
Цветовые предпочтенияВлияние цвета на человека зависит как от его тона, яркости и насыщенности, а так же и отиндивидуально-психологических характеристик человека (возраст, пол, характер и т.д.) Каждый цвет обладает своими особенностями и по-своему воздействует на самочувствие индивидуума. Многолетнее применение известных тестов Макса Люшера позволяет выделить «нормальную» личную цветовую шкалу, отклонение от которой считается признаком психической ненормальности или индивидуальности. В 8-цветовом тесте Люшера четыре основных цвета — синий, зеленый, красный и желтый – большинство людей ставит на первые четыре позиции, а серый, фиолетовый, коричневый и черный – на последние. Считается, что нормальный, уравновешенный человек находится в гармоничном отношении со всеми цветами. А случаи явного предпочтения одних цветов или откровенной неприязни к другим свидетельствуют о некоторой неуравновешенности. Цвет имеет необычайную силу эмоционального воздействия на психику человека. С раннего детства ребенок активно воспринимает мир света и цвета. Передаваемые цветовые сигналы тесно связаны с культурными традициями. Родители одевают малыша в одежду оттенков, которые им самим нравятся. Эти краски определяют его здоровье, влияют на психическое развитие ребенка. Ученые всего мира исследовали предпочитаемые цвета в зависимости от возраста человека. Доказано, что дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому. Однако склонности к любимым цветам меняются на протяжении жизни. Уже к трем месяцам малыш обращает большее внимание на оранжевый и красный цвета. К полугоду— на желтые, затем на зеленые и позже всего на синие. У младенца голубые покрытия стен ухудшают настроение, а желтые или салатные улучшают. К 3-5 годам малышу больше нравится красный, к 7-8 годам — снова желтый, позже — зеленый, синий и т. д. Детей дошкольного возраста привлекают яркие, активные цвета, что проявляется и в их рисунках. В работе В.С. Мухиной (1981) отмечается, что дети стараются использовать эти цвета при рисовании как можно чаще, не учитывая реальный цвет предмета. Ребенок пользуется черным, серым, коричневым для изображения негативного, неприятного. Несмотря на различия методологических подходов и методик исследования в рассмотренных работах, тенденция предпочтения детьми ярких и светлых тонов проявляется постоянно. Важно, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей младшего возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно. Следовательно, нервная система здорового ребенка действительно нуждается в ярких, светлых оттенках для «питания» нервной системы и нормального развития. У детей отмечается острая потребность в цветовом воздействии на ЦНС. Расбалансировка цветовой гаммы приводит к проблемам в нервно-психическом развитии Отвергаемый человеком цвет может быть связан с травматическим опытом прошлого, например, если на человека напали рядом с рекой, после этого он стал негативно воспринимать синий цвет. Анализируя различия в цветовых предпочтениях в зависимости от возраста и образовательного уровня, Л.Н. Миронова (1984) полагает, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой — дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Люди более высокого уровня среднего и пожилого возраста, которые занимаются интеллигентным трудом предпочитают блеклые, пастельные, сероватые, приглушенные цвета, согласно методике Люшера. Цветотерапия советует здоровым пожилым людям окружать себя предметами ярких и сочных тонов. Диагностика исследований воздействия цвета на психику человека.Психологическая характеристика основных цветов и оттенковСуществует множество специальных тестов, которые позволяют определить особенности психологического цветового восприятия человека. Свойства цветов палитры часто используются в психологии и психотерапии как один из эффективных методов лечения, что позволяет корректировать психическое состояние человека. Некоторые из них действуют успокаивающе, уравновешивая настроение, а другие, наоборот, оказывают возбуждающее влияние, мобилизируют и наполняют энергией. Каждый оттенок может быть как полезен в конкретном случае, так и причинять вред самочувствию. Психологи доказали, что дозированное воздействие цвета способно корректировать психологическое состояние до оптимального самочувствия. Психологическая характеристика красного цвета. Красный выражает чувство сильного возбуждения. Красный цвет возбуждает, а поэтому импонирует наблюдателю. Возбуждающее действие красного может проявиться как в любви, так и ярости. Красный как удовольствие – это любовь, аппетит, сила. Красный как неудовольствие – это ярость, отвращение, перевозбуждение. Гете, давая определение красному цвету, писал, что он создает впечатление «как серьезности и достоинства, так и прелести и грации». Василий Кандинский в своей работе «О духовном в искусстве» дает описание красного цвета: «Безграничный характерно теплый цвет; внутренне он действует, как очень живая, подвижная беспокойная краска, которая, однако, не имеет легкомысленного характера разбрасывающееся на все пиропы желтого цвета, и, несмотря на всю энергию и интенсивность, производит определенное впечатление почти целеустремленной необъятной мощи». В таблице, помещенной в книге Н. В. Серова «Античный хроматизм» красный цвет характеризуется как волевой, жизнеутверждающий. В красный цвет окрашивают предметы, указывающие на угрожающую опасность. В религиозной символике красный цвет является символом пылкой любовной страсти, которая возникает как пламя в головах освященных духом. Красный цвет соответствует античному элементу «огонь», холерическому темпераменту, а по времени – современности. Красный используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. «Теплый и раздражающий. Он стимулирует мозг, эффективен для меланхолии» - такое описание красному дает М. Дерибере. При подмешивании красок в основные цвета психологическое воздействие основного цвета может, существенно изменятся. Оранжевый цвет. Дерибере дает свою характеристику этому цвету: «стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови. Не влияет на кровяное давление; создает чувство благополучия и веселья. Имеет сильное стимулирующее действие, но не утомляет». У Серова оранжевый – это теплый, уютный цвет, у Люшера оранжевый – это раздражение. В раздражающем оранжевом действие красного становится бесцельным и изнурительным состоянием возбуждения. Желтый и оранжевый цвета следует использовать тогда, когда человек чем-то расстроен или подавлен. Эти тёплые цвета буквально заряжают энергией и оптимизмом, исцеляют от плохих гнетущих мыслей. Оранжевый цвет отлично подходит при решении проблем с пищеварением. Он также превосходно стимулирует функцию щитовидной железы. Коричнево-красный цвет. Темный цвет – это спокойствие. Темно-красный цвет – это успокоение раздражения. При повышенном предпочтении этого цвета врач констатирует у пациента переутомление и истощение. Сине-красный цвет. Пурпурный – изысканный, претенциозный. В данном сочетании жизненная энергия красного цвета накапливается и тормозится. Отсюда возникает величественное великолепие пурпурного цвета. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают различные реакции. Это объясняется двойственностью их природы. Розовый цвет. Нежный, внушает некоторую таинственность. Белизна розового цвета уничтожает энергетическую силу красного. Но в отличие от примеси в красном синего, в данном случае она не тормозится, а освобождается от целенаправленной энергии, т, к. белый лист означает свободу. Розовый - это свободная, ни к чему не обязывающая возбудимость. Психологическая характеристика синего цвета. «Синий – это самый глубокий из цветов. Взгляд погружается, не встречая препятствий, и теряется я бесконечности как перед печной уловкой цвета. Синий наиболее холодный из цветов и в своей абсолютной ценности наиболее чистый, исключает всеобщую чистоту белого, нейтрального. В приложении к объекту синий цвет уменьшает объем предметов. Поверхность, окрашенная синим, перестает быть поверхностью, синяя стена перестает быть стеной. Движения и звуки, как и форма, исчезают в синем, как птица в небе». Синий отражает физиологическую и психологическую потребность – покой. Для усиления чувства покоя Люшер использует темно-синий цвет. Темно- синий вызывает безмятежный покой. Вегетативное успокоение наступает в результате созерцания темно-синего. Нервная вегетативная система настраивается на замедленную (трофотропную) работу. Пульс, давление крови, частота дыхания и функции бодрствования снижаются. Потребность в синем цвете объясняется заболеванием или переутомлением. Выражением биологической потребности при темно-синем цвете является: физиологически – покой, психологически – удовлетворение. Синий цвет выражает единение, отвечает всем силам чувственности. Синий известен как повышенная восприимчивость, является предпосылкой способности проникновения эстетических переживаний и глубокомысленных размышлений. Древние египтяне называли синий – цветом истины, это священный цвет. Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматическому темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению. Вкусовое ощущение синего цвета – сладость, чувственное восприятие нежность, а его орган – кожа. Темно-синий цвет насыщен, его предпочитают люди склонные к ожирению. Синий выражает вечность, а по этому традиции. Светло-синий (голубой) цвет. Уводит в пространство, направляющий. Психологическая характеристика голубого цвета – беспечность, беззаботное веселье. О светло-синем цвете Гете говорил – это «очаровательное ничто». Голубой – это успокаивающий цвет. Организм реагирует на воздействие голубым цветом трофотропной реакцией. Дерибере относительно голубого цвета отмечает: «Антисептический цвет. Он уменьшает нагноение, может быть эффективен при некоторых ревматических болях, при воспалениях и даже при лечении рака. От слишком долгого облучения голубым светом возникает некоторая усталость или угнетенность». Так, созерцание голубого, синего или фиолетового цветов способно успокоить малыша, снизить возбудимость, избавить от тревоги. Интересно, что по данным исследователей эти цвета существенно снижают кровяное давление и даже могут служить болеутоляющим средством. Голубой цвет останавливает развитие инфекционных заболеваний и понижает высокую температуру. Голубому соответствует тип темперамента флегматик. Красно-синий цвет. При красно-синем к синему, который означает глубину, самоуглубление, душевный покой, присоединяется возбуждение красного. Отсюда возникает нарушение душевного покоя. Красно-синий это – внутреннее возбуждение, душевное вдохновение т. е. то, что можно выразить словами: сердечность, задушевность. Красно-синий это любимый цвет Шагала, картины которого часто затрагивают тему задушевности. Зелено-синий цвет. Любой синий передает сферу душевности, самоотдачи. Но при зелено-синем зеленый цвет приносит оттенок напряженности и самоутверждения и блокирует чувство самоотверженности. В темном зелено-синем цвете гордость перехода в замкнутость, оригинальничание и упрямое самовозвеличивание. Светло зелено-синий является цветом гигиенической стерильности Психологическая характеристика фиолетового цвета. Фиолетово-синий воплощает в себе противоречие и чередование дня и ночи или мужского и женского, - которые и соизмеряют ритм человеческой жизни. Фиолетовый цвет соединяет эффект красного и синего цвета, красный и синий, а также их сочетание, фиолетовый имеют тесную связь с различными формами любовных переживаний. Красный цвет отождествляется с мужским (патриархальным), синий цвет с женским (матриархальным) началом. Оба цвета красный и синий стремятся к единению и слиянию в цвете любви – фиолетовом. Фиолетовый – это слияние противоположностей. Красный и синий, активный и пассивный – эти две противоположности в фиолетовом уничтожаются. Фиолетовый иногда производит угнетающее действие на нервную систему. Психолог Вильгельм Вундт приписывал фиолетовому цвету – склонность к мрачно-меланхолической серьезности и взволнованно-тоскливому настроению. Всевозможные оттенки фиолетового цвета от светлых, резких, с их пикантно-эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику, имеют одну и туже цель, один и тот же смысл: чувственное отождествление. В средневековых витражах готических соборов, а также в римско-католическом церковном культе фиолетовый цвет являйся символом, искреннего раскаяния, смирения, кротости, святого уединения, воздержанности. Социально-психологические исследования по предпочтению цветовых оттенков показывают, что положительная реакция на восприятие фиолетового цвета чаще наблюдается в низших слоях материального и духовного развития населения. А высшие слои населения отклоняют фиолетовый почти в два раза чаще, чем низшие. Научные этнологические экспедиции проводившиеся в различных частях земного шара показали, что среди нетронутых современным культурным влиянием местное население (аборигены Африки, индейцы центральной Бразилии) отдаст предпочтение фиолетовому цвету. В Средней Европе и Северной Америке оттенки фиолетовою цвета отвергаются особенно часто интеллектуально развитыми людьми и людьми искусства. Отсюда психологами делается вывод, что чем выше и рациональнее культура, тем меньше присуща человеку способность к счастливому слиянию, ибо тем чаще он отклоняет фиолетовый цвет. В современной культуре фиолетовый цвет, как отождествление чувственности, не находит широкого распространения. По поводу физиологического воздействия фиолетового Дерибере пишет: «Действует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани. Аметистовый свет имеет стимулирующее действие красного и тоническое действие голубого». Психологическая характеристика зеленого цвета. Гете в работе «Учение о цветах» говорит о том, что если смешать желтый и синий, то получается цвет, который мы называем зеленым. Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях, чтобы ни один из них не выделялся, то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше. В зеленом цвете растворяются: выступающее, раздражающее действие желтого и противоположно направленное ему отступающее, успокаивающее действие зеленого цвета. Об этом и говорит Кандинский когда дает психологическую характеристику зеленому цвету (в книге «О духовном в искусстве»): «Синий цвет, как движение совершенно противоположного порядка, тормозит действие желтого, а при дальнейшем прибавлении синего цвета к желтому оба эти противоположные движения, в конце концов, взаимно уничтожаются и возникает полная неподвижность и покой. Возникает зеленый цвет. В зеленом скрыты желтый и синий цвета, подобно парализованным силам, которые могут вновь стать активными». Далее он продолжает: «Абсолютный зеленый цвет является наиболее спокойным цветом из всех могущих вообще существовать; он никуда не движется и не имеет призвуков радости, печали или страсти; он ничего не требует, он никуда не зовет. Это постоянное отсутствие движения является свойством, особенно благотворно действующим на души усталых людей, но после некоторого периода отдыха, легко может стать скучным. Картины, написанные в гармонии зеленых тонов, подтверждают это утверждение». Чем больше добавляется к зеленому затемняющего синего, тем сильнее «холодное», напряженнее и строже психологическое воздействие цвета. И наоборот, чем больше добавляется осветляющего желтого, тем легче, «теплее», расслабленнее, мягче и гармоничнее действует зеленый. Различные оттенки зеленого в цветовом тесте Люшера показывают разнообразное отношение к самому себе. Чистый как кристалл сине-зеленый цвет предпочитают люди, которые предъявляют к себе жесткие требования, это высшая степень волевого напряжения. Люди, которые предпочитают чистый зеленый цвет, стремятся к самоуверенности, в действительности они выглядят обывателями. Те люди, которые выбирают желто-зеленый либо коричнево-зеленый добиваются возбуждения извне: при светло желто-зеленом – посредством новых встреч, при коричнево-зеленом – посредством наслаждений. Зеленый – физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры. Дерибере пишет: зеленый – это «болеутоляющий, гипнотизирующий цвет. Эффективен при нервной раздражительности, бессоннице и усталости, понижает кровяное давление, подымает тонус; создает ощущение тепла, расширяя капилляры. Облегчает невралгии и мишени, связанные с повышенным кровяным давлением. Зеленый успокаивает, и его употребление не дает никаких вредных последствий». Зеленому соответствует меланхолический тип темперамента, античный элемент «земли». Сине-зеленый цвет. У Серова психологическое воздействие, оказываемое этим цветом характеризуется как изменчивость. Сине-зеленый цвет подчеркивает движение. Бирюзовый, или светлый сине-зеленый один из самых холодных цветов. По этой причине его уместно использовать там где необходимо создать оптическую иллюзию прохлады, свежести. Его уместно использовать для моделирования цветового климата в производственных цехах исполъзующих высокотемпературные технологии, с удушливым запахом. Складывается впечатление, что в холоде светлого сине-зеленого гибнут все биологические организмы, поэтому он кажется таким стерильным. Темный сине-зеленый приобретает жесткость и тяжесть упрямого своенравия, внезапной изоляции и закоренелой гордости. На заводах в этот цвет окрашивают массивные несущие конструкции, если такие опоры находятся в непосредственной близости со стеной из красноватого кирпича или серого бетона. Желто-зеленый цвет. Этот оттенок зеленого обозначает обновление, раскрепощение. Желто-зеленый вызывает в памяти воспоминания связанные с молодой весенней зеленью растений. Поэтому он также обозначает - распускаться, раскрываться, устанавливать контакт, желать встречи с новым, неизвестным. Коричнево-зеленый цвет. При коричнево-зеленом цвете маслин к чистому зеленому подмешивают, например, желтый и черный, но не синий. Таким образам, оливково-зеленый раскрывается благодаря желтому. В результате одновременного затемнения он приобретает дополнительное значение чувственной пассивности. Поэтому коричнево-зеленый выражает ощущение собственного тела и чувственные восприятия У Серова оливковый цвет – успокаивающий, смягчающий. Если ребёнок переутомился или находится на грани нервного срыва, игрушка зелёного цвета эффективно поможет. Но переизбыток зелёного цвета может вогнать в тоску, а также вызвать головную боль. Психологическая характеристика желтого цвета. Желтый цвет – контактирующий, лучезарный. В природе солнце редко окрашивается в желтый цвет, и все же представление о желтом цвете легко у нас увязываются с солнцем. Желтый цвет воспринимается нами как солнце, светлом и сверкающим. Желтый цвет – легкий, сияющий, возбуждающий и поэтому согревающий. Желтый цвет беспокоит человека, колет будоражит его и обнаруживает характер заключающегося в цвете насилии, которое в конце концов, действует нахально и назойливо на душу – вот так характеризует Кандинский этот цвет. А вот какую характеристику дает желтому цвету Гете: «Этот цвет наиболее близок к дневному свету, В своей высшей чистоте он всегда несет с собой природу светлого, ему присущи радость, бодрость, нежное возбуждение. Из практики известно, что желтый производит очень теплое, приятное впечатление. Кандинский описывает эксцентрическое движение желтого как то, что желтый круг излучает, приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку, желтый круг как бы пронзает глаз. Далее он продолжает свою мысль, что первое движение желтого цвета – устремление к человеку; оно может быть поднято до степени назойливости (при усилении интенсивности желтого цвета); а второе движение, – стремление перепрыгнуть через границы, рассеять силы в окружении и бесцельно растечься во все стороны. В тестировании, желтый цвет выражает основную психическую потребность – раскрыться. Желтому оказывают предпочтение люди, которые ищут изменившихся, освобождающих отношений, чтобы разрядить ожидаемым способом возбужденное напряжение и иметь возможность раскрыться, достичь желаемого. Предпочтение желтого цвета остальным означает поиск освобождения, способного сделать счастливым, ибо таковое отсутствует. Желтый цвет стимулирует мозг. Может быть эффективен при лечении умственной недостаточности. Желтый цвет оказывает благотворное влияние на нервную систему и зрение. Желтому соответствует тип темперамента сангвиник, античный элемент «воздух», по времени указывает на будущее. Зелено-желтый цвет. Кто предпочитает зеленоватый лимонно-желтый, тот тормозит движущие импульсы, контролирует себя, наблюдает за другими и за своим поведением, чтобы не вступать в конфликт. Желтые (также как и зеленые) цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это объясняется тем, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. Каждый из оттенков желтого (или зеленого) связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций. Коричнево-желтый цвет. Охра – смягчает рост раздражения. Противоположное действие оказывает янтарный медово-желтый (охра). Коричнево-желтый выражает чувственною приятность, удовольствие. Предпочтение этого цвета говорит о потребности в счастливом, полном наслаждений пребывании. Красно-желтый цвет. Благодаря красному желтый становится полнее и весомее. Он выражает стихийное, сладострастно-радостное ощущение и переживание. Золотой цвет. Если желтый цвет есть выражение освобождения и счастья, то именно его значение усиливается благодаря блестящей поверхности золота. Золото выражает чувство лучезарного счастья. Психологическая характеристика коричневого цвета. Коричневые тона действуют вяло, инертно. Коричневый теряет активный экспансивный импульс и жизненную ударную силу красного. У коричневого остается только жизненное состояние. Эта жизненность в коричневом, теряя активность, становится пассивной – так описывает психологическое действие этого цвета Люшер. В цветовом тесте субъект, который отклоняет коричневый как не симпатичный, игнорирует жизненное состояние тела. Другие интересы, потребности или притязания доминируют на столько сильно, что не обращается должного внимания на свое физическое состояние. Кто в тесте отклоняет коричневый цвет, тот стремится стать выше зависимых от потребностей инстинктов и утвердиться в качестве индивидуальной личности. Темно-коричневый цвет. Серов характеризует воздействие темно-коричневого цвета как смягчающий раздражение. Мрачному, тусклому коричневому цвету часто в тесте Люшера отдают предпочтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в которой они находятся, неразрешима. Чтобы заглушить голос рассудка, они ищут убежище в примитивных инстинктах (коричневый). Психологическая характеристика серого цвета. Серый цвет – не вызывает раздражения. Промежуточный серый не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он не вызывает никакого возбуждения и свободен от какой-либо психической тенденции. В цветовом тесте люди, ставящие серый цвет на первое место, не хотят дать познать себя, ограждают себя от всяческих влияний. При сильном переутомлении защитной реакцией часто служит склонность к серому цвету. Отрицающий серый цвет, в силу готовности к возбуждению сам предлагает свои услуги и боится быть обойденным. Светло-серый цвет действует легко. Темно-серый воздействует также, как и темно-синий, спокойно, полно, тяжело. В античном понимании ахроматических цветов серый цвет соотносится с настоящим временем (Н. В. Серов). Психологическая характеристика белого цвета. Белый цвет гасит раздражение. Белый как эксцентрическое растворение отражает бегство. Белый означает абсолютную свободу от всех препятствий и свободу для всех возможностей. Белый цвет является символом физической смерти, если его считать началом нового воплощения или погружением в нирвану. Белый – это согласие, поэтому знамя мира белого цвета. Белый соотносится с прошлым временем в античной мифологии и философии. Психологическая характеристика черного цвета. Черный цвет способствует сосредоточению. Черный как концентрическое сгущение отражает агрессивное упорство. Черный – это отрицание, и не случайно знамена нигилистических и анархических союзов были черными. В античном понимании черный соотносится с будущим временем. |