Цветотерапия.Реферат.. Цветотерапия
Скачать 59.45 Kb.
|
Цвет и эмоцииПсихологи часто используют цветовой тест Макса Люшера, разработанный в 1940-х годах для диагностики эмоционального состояния человека. Интересно, что свои исследования он проводил по заданию одной рекламной фирмы. Однако, постигнув всю глубину и сложность проблемы, ученый стал разрабатывать ее фундаментально. Создавая свой цветовой личностный тест, Люшер исходил из того, что восприятие цвета у человека сформировалось в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении длительного периода исторического развития. Он определял две неизменные стадии в жизни человека: день (свет) и ночь (тьма). Ярко-желтый — цвет солнечного дня, цвет надежды и активности. Для древнего человека активность выступала в двух видах: инициативы, "атаки" (он гонится за жертвой)— красный цвет; за ним гонятся, он защищается — зеленый цвет. Эксперименты, проведенные М. Люшером, показывают, что чистый красный цвет стимулирует нервную систему: артериальное давление у испытуемых поднимается, возрастает частота дыхания и сердцебиения. Чистый синий цвет оказывает успокаивающий эффект: давление падает, дыхание и сердцебиение становится реже. Воздействие каждого цвета не зависит от отношения человека к нему. Индивидуальные цветовые предпочтения не зависят от психологического воздействия цветов. Цвет может восприниматься как приятный или не приятный, он может нравиться или нет, но его воздействие на психику остается неизменным. Кроме того, Люшером был сделан еще один важный вывод: цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции. Учёные провели множество исследований, чтобы выяснить, какие эмоции ассоциируются с какими оттенками. Л.А. Шварц (1948) выявила изменение цветовой чувствительности в зависимости от эмоционального состояния человека: положительные эмоции оказались связанными с повышением чувствительности к красному и жёлтому и с понижением – к синему и зелёному. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зелёному возрастала, а к жёлтому и красному снижалась. Причём эти изменения отмечались нетолько при реальном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о каких-либо приятных или неприятных событиях. Дальнейшие исследования (Goldstein,1942; Birren, 1961; Ольшанникова, Рябинович,1947; Эткинд,1987; Петренко, Кучеренко, 1988; Яньшин,1996, 2001, и др.) показали, что: Отрицательные эмоции (грусть, страдания и прочее) чаще связывались с тёмными цветами – в первую очередь с чёрными, а также с синим, серым и коричневым; Положительные эмоции (радость, удовольствие) чаще связывались с яркими и светлыми цветами – красным, оранжевым, жёлтым; Цветовое выражение базисной эмоции страха чаще связывалось с фиолетовым цветом, а зелёный, синий и коричневый при этом отвергались; Сложные и хуже вербализуемые эмоции «интерес», «удивление», «отвращение «ассоциировались цветами не столь однозначно с большими затруднениями. И.А. Прощай и Е.Г. Бойко установили достоверность таких ассоциаций цветов с эмоциями: Красный цвет – активность, гнев, возбуждение, в меньшей степени радость; Зелёный цвет – радость, удовлетворение, интерес, уравновешенность, покой; Жёлтый цвет – радость, удовлетворение, интерес; Синий цвет – интерес, уравновешенность, покой, грусть. Российские психологи В. Ф. Петренко и В. В. Кучеренко в своих исследованиях подтвердили взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и его цветовых предпочтений. Так, энергонасыщенные цвета (желтый и красный) вызывают предпочтение в ситуациях радости и веселья, черный же цвет (цвет небытия), а также синий и коричневый (цвета покоя и расслабления) наоборот отрицаются. Если же человек испытывает чувство вины, то в этом случае отрицаются энергонасыщенные цвета, такие как желтый и красный и предпочтение отдается серому и синему цветам. Синий же цвет в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности. Если же человек попадает в ситуацию, представляющую для него опасность, он предпочитает зеленый цвет, связанный с волевым напряжением, и желтый (энергонасыщенный, связанный с потребностью в быстрой разрядке напряжения). И если для страха характерно преобладание зеленого и серого цветов при одновременном отвержении желтого, красного и фиолетового, то для агрессивного возбуждения в ответ на опасность, характерно сочетание желтого с зеленым и отрицание черного с коричневым. Цвет и характерЕсли цветовой тест Люшера говорит о психологическом состоянии человека на данный момент времени, то разработано множество других методик, которые говорят именно о характере человека. В зависимости от стойких предпочтений цвета можно интерпретировать действия клиента и описать его характер, страхи и желания. Психологи выявили связь между цветовыми предпочтениями и характером человека. Симпатия или непринятие цвета может меняться в течение жизни. Красный цвет – цвет страсти, он символизирует возбуждение, энергию и является символом эротизма. Это любимый цвет смелых, волевых, властных, вспыльчивых и общительных людей. Обычно они являются еще и альтруистами. Если же этот цвет раздражает, значит у человека имеется комплекс неполноценности, страх конфликтов, склонность к уединению. Если же у человека красный цвет вызывает отвращение, это означает органическую слабость, физическое или психическое истощение. Например, военнопленные, которые годами были вынуждены жить в условиях, опасных для жизни, часто отвергали этот цвет. Подростки наиболее часто предпочитают именно красный цвет. Черный цвет символизирует мрачность восприятия жизни. Это цвет неуверенных людей, предпочитающих одежду черного цвета. Они воспринимают жизнь в темных тонах, неуверенны в себе, несчастны, склонны к депрессии, так как уверены в том, что их идеалы в жизни недостижимы. Если же человек часто меняет одежду с черной на более яркую и броскую, то это говорит частой смене настроения мрачного на противоположное. Если же человек постоянно носит только черную одежду, то это может говорить о кризисном состоянии и агрессивном восприятии мира и себя. Дети, которые остро переживают отсутствие любви и заботы, часто используют черную штриховку в своих рисунках. В норме черный цвет как правило должен отвергаться. Что же касается серого цвета, то его предпочитают рассудительные и недоверчивые натуры, которые долго раздумывают, прежде чем принять какое-либо решение. Этот цвет также предпочитают те, кто боится громко заявить о себе и те, кто сильно переутомлен (в данном случае серый цвет служит неким барьером, который отгораживает человека от раздражителей внешнего мира). Люди, которым серый цвет не нравится, обычно импульсивны и легкомысленны. Коричневый цвет чаще предпочитают те, кто уже твердо и уверенно стоит на ногах. Такие люди ценят традиции, стремятся к простым инстинктивным желаниям и примитивным чувственным радостям. Но также предпочтение этому цвету указывает и на то, что человек физически истощен. В норме, если этот цвет, как и черный, будет отвергаться. Желтый цвет выбирают спокойные, интеллигентные и непринужденные в отношениях люди. Они общительны и любопытны, смелые, легко приспосабливаются и получают удовольствие от возможности нравиться и привлекать к себе людей. В том случае, если это цвет вызывает неприятие, значит, что этот человек сосредоточен и пессимистически настроен, с ним трудно завязать знакомство. Желтый цвет, получается смешиванием зеленого и красного цветов и является цветом энергетизма, часто предпочитают беременные женщины, которые ожидают благополучный исход родов, а также люди, которые склонны к перемене мест. Цветом неба, покоя и расслабления является синий цвет. Он нравится скромным и меланхоличным людям. Такой человек быстро устает и часто нуждается в отдыхе, также ему крайне важно ощущать уверенность и благожелательность окружающих. Человек, который отвергает этот цвет, постоянно испытывает желание произвести впечатление на других и доказать, что он может все на свете, а по сути – он замкнут и не уверен в себе. Человека, безразличного к синему цвету, характеризует легкомыслие в области чувств, но он скрывает это под маской необходимости. Человек, предпочитающий синий, испытывает потребность в физиологическом и психологическом покое, а люди, которые отрицают его и испытывают неприятие – подсознательно стараются избежать этого расслабления. Во время заболевания потребность в таком цвете резко увеличивается. Зеленый цвет считается цветом природы, естества, жизни, весны. Люди, предпочитающие его, боятся чужого влияния, постоянно ищут способ самоутверждения, ведь для них это жизненно необходимо. Люди, которые не любят его, страшатся житейских проблем, превратностей судьбы, да и вообще всех трудностей, возникающих на их пути. В зеленом цвете содержится скрытая потенциальная энергия, отражается степень волевого напряжения, именно поэтому люди, предпочитающие его, стремятся к уверенности. Эксцентричные люди, добивающиеся поставленных целей посредством эмоций, отвергают зеленый цвет. Также отвергают его люди, находящиеся на грани психического и физического истощения. Оранжевый цвет предпочитают люди, обладающие интуицией, они являются страстными мечтателями. В геральдике же этот цвет означает лицемерие и притворство. Обычно эти люди не мыслят себя без общения, но также они не выносят, когда в лучах славы греется кто-то другой, а не они и обижаются, если на них долгое время никто не обращает внимания. Это люди, быстро и легко адаптируются к изменяющимся обстоятельствам. Оранжевый цвет укрепляет жизненные силы. Поэтому рекомендуется носить одежду или белье этого цвета беременным женщинам. Если же для кого-то он является слишком ярким, то его можно заменить на абрикосовый. Розовый цвет – цвет жизни и всего живого, говорящий о любви и доброте. Обычно его предпочитают те люди, которые могут растрогаться по любому поводу. У излишне прагматичных людей этот цвет вызывает раздражение. Инфантильные и легко внушаемые люди, испытывающие потребность в поддержке и опоре предпочитают фиолетовый цвет. Отрицание же этого цвета говорит о психической и половой зрелости. Заключение В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «Цвет - продукт света, вызывающий эмоции». В устойчивых выражениях: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости» интуитивно связываются эмоциональные переживания с цветом. Эмоции и цвет переплелись между собой на глубокой бессознательной основе. Оптическим, электромагнитным и химическим процессам, происходящим в зрительном анализаторе и сознании человека при наблюдении за цветовыми сочетаниями, соответствуют процессы в психофизиологической сфере человека. Переживания, обусловленные восприятием цвета, проникают в мозговые центры и определяют эмоциональное и духовное состояние человека. Гете был убежден в чувственно-нравственном воздействии цвета. Таким образом, несомненно, цвета внешнего мира влияют на человека с самого рождения, накладывая отпечаток на формирование индивидуальных особенностей личности человека, его здоровье, эмоциональное развитие, характер и поведение. Механизм многих болезней обусловлен нарушением цветовой гармонии, смешением цветов, а также дефицитом определенного цвета, необходимого для жизнедеятельности организма человека. Изменить свое физиологическое и эмоциональное состояние в лучшую сторону доступно каждому человеку с помощью цветотерапии. Список литературыСилкина Н. М. ГБОУ ВПО Саратовски ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, Медицинский лицей. Цвет и Цветотерапия - журнал Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2013 – Т2229 – С. 462. Клар Г. Тест Люшера: Психологическая характеристика восьми цветов. Люшер М. Тест Люшера: Оценка личности через выбор цвета. В пер. Мельничук Т. М. 1986. ВЦП с. 185 Кравков С.В. Цветовое зрение. М., 1951. Люшер М. Сигналы личности. Воронеж, 1993. 160 с. Магия цвета. Харьков 1996. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко Г.А. и др. Методы психодиагностики в спорте. М., 1984. 192 с. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984. 286 с. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. 240 с. Ольшанникова А.Е., Рабинович Л.А. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности. //Вопросы психологии. 1974. N 3. с. 56-62. Серов Н.В. Эстетика цвета.- СПб, ФПБ – ТОО «БИОНТ», 1997. - 64 с. Цойгнер Г. Учение о цвете. М.: Стройиздат., 1971. – 157с. Яковлев Б. Цвет живописи // Художник. 1961, № 3 |