Главная страница

Данная работа посвящена исследованию влияния лингвистических сказок на повышение познавательного интереса к такому учебному предмету как русский язык


Скачать 388.46 Kb.
НазваниеДанная работа посвящена исследованию влияния лингвистических сказок на повышение познавательного интереса к такому учебному предмету как русский язык
Дата10.01.2023
Размер388.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаvkr (1).docx
ТипДокументы
#879371
страница2 из 7
1   2   3   4   5   6   7
§2. Понятие об орфоэпии. Орфоэпические нормы

Орфоэпия — слово, переводимое как «правильное произношение» (греческое orthоs — «правильный» и еpos — «слово»). В орфоэпии ставится вопрос об определенном способе произношения слов, который для данной среды и эпохи считается «правильным». Утверждается, что из двух существующих произношений «Одесса» и «Одэсса» необходимо придерживаться первого, что следует говорить «конешно», а не «конечно», но «бесконечный» (с «ч») [12] Необходимыми предпосылками орфоэпической унификации (приведение к единообразной системе или форме[10]) является наличие достаточно мощного литературного языка и дробления языка на диалекты, отражающегося на произношении литературного языка. В дальнейшем развитии национальных языков вызывает отсутствие полной орфоэпической унификации, ограничивающейся лишь образованными слоями общества. Рост больших городов и промышленных центров очень скоро стирает всякие местные особенности произношения.

Орфоэпией называется также раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации - орфоэпические правила.

Норма - правило или предписание, действующее в определённой сфере и требующее своего выполнения. [8]

Орфоэпическая норма - это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного произношения слова[13]

Традиционно в орфоэпию включаются все произносительные нормы литературного языка. С другой точки зрения, выдвинутой и разрабатываемой М. В. Пановым, к орфоэпии относятся лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариантность в литературном языке; этим орфоэпия отличается от фонетики, которая изучает фонетические законы, не знающие исключений. Так, к законам фонетики (а не к орфоэпии) относится в русском языке произношение глухих согласных на месте звонких шумных на конце слова: зу[б]ы - зу[п], во[з]ы. - во[с]; лабиализованных согласных перед [у], [о]: [до]ум, [до]ом (но [д]ам), [со]умм, [с°]ом (но [с]аж).

К орфоэпии относится вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем и вариантность фонемного состава одних и тех же морфем при отсутствии позиционных различий. Так, одни произносят в[иэ]сна, другие - в[эи]сна: разница - в характере звуков, фонема (с точки зрения Московской фонологической школы) одна и та же. Одни произносят було[ч']ная, другие - було[ш]ная, одни - умыл[с]а, другие - умыл[с']я: разница - в фонемном составе корня (було<ч>- или було<ш>-) и постфикса (-<са> или -<с'а>). На письме такие варианты обычно не отражаются: весна, булочная, умылся. Однако варьирование фонемного состава корня может обозначаться на письме: бриллиант и брильянт, калоши и галоши, кринка и крынка, матрас и матрац, ноль и нуль.

Орфоэпия отмечает место ударения в слове: кла'дбище и кладби'ще, тво'рог и творо'г, и'скристый и искри'стый, в отдельной словоформе: ко'су и косу', вку'сны и вкусны', тка'ла и ткала'; на разных лексических единицах, входящих в одно фонетическое слово: на' руки и на ру'ки, не' дали и не да'ли; наличие или отсутствие побочного ударения: ме'жпланетный и межплане'тный.

Орфоэпия рассматривает социально значимые произносительные варианты, то есть те, которые типичны для разных групп людей, говорящих на литературном языке, а также стилистические варианты, сознательно выбираемые в различных социальных ситуациях.

Орфоэпические варианты могут характеризовать "младшую" и "старшую" нормы (новое произношение постепенно вытесняет старое, но на определенном этапе развития литературного языка обе нормы сосуществуют; например, для некоторых сочетаний согласных традиционно произношение мягкого согласного перед мягким: [з'в']ерь, e[с'л']и; по новой норме первый согласный - твердый: [зв']ерь, е[сл']и); общенародную и профессиональную сферу употребления (добы'ча и до'быча, и'скра и искра'), мужскую и женскую речь (например, удлинение согласных в мужской эмоциональной речи и удлинение гласных в женской); территориальные разновидности литературного языка (например, произношение после гласного и в начале слова звука переднего ряда [э] в Москве и городах юга России; [э']тот, по[э']т и звука передне-среднего ряда [эъ] в некоторых северных и сибирских городах: [эъ]тот, по[эъ]т).

Орфоэпические варианты могут принадлежать разным стилям. Так, для высокого стиля характерно эканье: б'[эи]ру, вз['эи]ла, произношение безударного [о]: н[о]ктю'рн, поэтический; твердого заднеязычного перед безударным окончанием именительного падежа единственного числа прилагательных: гром[къ]й, стро[гъ]й, ти[хъ]й. В нейтральном стиле произносится: б[иэ]ру, вз[иэ]ла, н[аъ]ктюрн, п[ъ]этический, гром[к'и]й, стро[г'и]й, ти[х'и]й. В разговорной речи наблюдается выпадение гласных и согласных: прово[лк]а (проволока), не[кт]орые (некоторые), в[а]бще (вообще), се[м'и]сят (семьдесят). [25]

Допуская несколько вариантов, орфоэпия указывает, какое место занимает каждый из них в литературном произношении. В силу своей социальной значимости орфоэпические варианты могут использоваться, например, в сценической речи для социальной характеристики персонажа.

В выработке литературных норм особая роль принадлежит московскому говору. Уже в XVII в. сложились основные закономерности современного русского литературного языка. В основу этого языка лег говор Москвы, принадлежащий к среднерусским говорам, в которых сглажены наиболее резкие диалектные черты северного и южного наречий.

Нормы орфоэпии.

Классификация норм устной речи:

  • нормы произношения;

  • нормы ударения;

  • интонационные нормы. [9]

Нормы устной речи включают в себя:

  1. Орфоэпические нормы.

  2. Акцентологические нормы.

  3. Интонационные нормы. [11]

  1. Орфоэпические нормы произношения

Орфоэпия – система произносительных норм языка.

  1. [Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч (лёгкий - лё[х]кий, легче - ле[х]че). [ 14]

  2. Уподобление при сочетании сш, и зш. Они произносятся как долгий твердый согласный [ш¯] (низший - ни[шш]ий, высший - вы[шш]ий, расшуметься - ра[шш]уметься)[15]

  3. Аналогичное уподобление в сочетаниях СЖ и ЖЖ - [ж¯] (разжать - ра[жж]ать, с жизнью - [жж]изнью, сжарить - [жж]арить). [15, 9 ]

  4. Сочетание СЧ и ЗЧ произносятся как [щ] (счастье - [щ]астье, счёт - [щ]ёт), (приказчик - прика[щ]ик, образчик - обра[щ]ик).[15,19]

  5. Сочетания ТЧ и ДЧ - как [ч] (докладчик - докла[ч]ик, летчик - лё[ч]к). [15, 20]

  6. Сочетания Тц и Дц - как ] (двадцать - два[ц]ать , золотце - золо[ц]е). [15,9]

  7. Сочетания Стн и Здн – в них согласные звуки т и д выпадают (прелестный - преле[сн]ый, поздний - по[зн]ий, честный - че[сн]ый, участливый - уча[сл]ивый). [15,9]

8. В соременном русском языке произношение [ШН] считается устаревшим, норма – [Ч`Н].

Сочетание ЧН, как правило, произносится в соответствии с написанием (анти[ч`н]ый, ве[ч`н]ый, да[ч`н]ый, ка[ч`н]уть, мле[ч`н]ый, но[ч`н]ой, отли[ч`н]о, поро[ч`н]ый, то[ч`н]ый).

Существуют традиционные отступления от нормы, узаконенные современными словарями и справочниками.

Исключение: В некоторых словах [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, наро[шн]о, яи[шн]ица, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, Савви[шн]а, Никити[шн]а, Фомини[шн]а и др.

Двоякое произношение допускается в словах: було[шн]([чн])ая, сливо[шн] ([чн])ый, яи[шн] ([чн])ый, гре[шн] ([чн])евый.) [15,16]

10. Сочетание ЧТ, в основном совпадает с произношением (ма[чт]а, ме[чт]а, не[чт]о, ни[чт]ожный, по[чт]и, про[чт]и, у[чт]и)

Но: в союзе что и в местоимении что (чтобы, что-то, кое-что) произносится [шт].[15,16]

11. В возвратных глаголах на конце пишетс –ться или –тся, а произносится одинаково [цца]

12. Особенности перехода [Е] в [О] в современном языке.

  1. Общая тенденция – переход Е в О под ударением после мягких согласных (обрусение). Белесый – белёсый, клест – клёст, головешка – головёшка, поблекший – поблёкший.

  2. Наряду с этим имеются многочисленные факты сохранения [Е] (Истекший, валежник, опека, леска).

  1. Слова иноязычного происхождения:

  1. Смягчение согласных перед Е.

  • В соответствии с нормами произношения в русском языке перед гласным Е произносится мягкий согласный звук: текст [т´э], брюнет [н´э], термин [т´э], конкретно [р´э], терапевт [т´э].

  • Но обычно в книжных словах и терминологии продолжает произноситься с твердым согласным звуком (интеграл [тэ], тенденция [тэ], артерия [тэ], асептика [сэ], фонетика [нэ], Вольтер [тэ], Декарт [дэ], Шопен [пэ], Лафонтен [тэ], бифштекс [тэ], кашне [нэ], тембр [тэ], термос [тэ]).

  • Во многих иноязычных словах после согласных пишется Е, а произносятся согласные твёрдо (ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], парте [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [шэ]).

  • Но в ряде слов согласные произносятся мягко (декада [д´э], академия [д´э], демагог [д´э], музей [з´э], фанера [н´э], фланель [н´э])

Краткий перечень равноправных акцентологических вариантов:

апартАменты – апартамЕнты;

базИлика – базилИка;

БАржа – баржА;

бижутЕрия – бижурерИя;

бредовОй – бредОвый;

заржаАветь – заржавЕть;

Иначе – инАче;

Искриться – искрИться;

кИрза – кирзА;

обрОненный – бронЕнный;

пЕтля – петлЯ;

тЕфтели – тефтЕли.




  1. Двойной согласный произносится как двойной в одних словах (ва[нн]а, ка[сс]а, ма[сс]а, капе[лл]а), в других – как одиночный (аккуратно - а[к]уратно, аккомпанемент - а[к]омпанемент, аккорд - а[к]орд, ассигновать - а[с]игновать, грамм - гра[м]). [9]

2.Акцентологические нормы/ошибки.Основные тенденции развития норм ударения.

  1. Варианты ударения:

  1. Акцентологические вариантыдвойное ударение:[10]

  2. Семантические варианты – это пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов (омографы – совпадают по написанию, различаются по ударению).

Краткий перечень слов, различающихся своим значение в зависимости от ударения:

ЗабронИровать (закрепить что-то за кем-то) – забронировАть (покрыть броней);

брОня – бронЯ;

занятОй (человек) – зАнятый (дом);

засОленный (об овощах) – засолЕнный (о почве);

затОченный (карандаш) – заточЕнный (узник);

нАголо (остричь) – наголО (держать шашки);

обходнОй (лист, путь) – обхОдный (маневр);

переноснОй (радиоприемник) – перенОсное (знанчение);

переходнОй (балл) – перехОдный (возраст);

погрУженный (на платформу) – погружЕнный (в воду);

прблИженный (к чему-нибудь) – приближЕнный (близкий);

призывнОй (возраст) – ПризЫвный (зовущий);

прОклятый (подвергшийся проклятию) – проклЯтый (ненавистный);

развитОй (ребенок) – рАзвитый (в умственном отношении) – развИтый (волосы);

склОнен (к чему-нибудь) – склонЕн (перед кем-то);

слОженный (из деталей) – сложЕнный (обладающий тем или иным телосложением);

хАос (в древнегреческой мифологии) – хаОс и хАос (беспорядок);

харАктерный (человек) – характЕрный (поступок);

языковОй (словесное выражение мыслей) – языкОвый (относящийся к органу в полости рта);

прИкус (общеупотребительное слово) – прикУс (специальное);

шЕлковый (общеупотребительное) – шелкОвый (поэтическое).



3) Нормативно-хронологические варианты – это пары слов, в которых разноместность связана с временны´м периодом употребления данного слова в речи:

запаснОй (современное) – запАсный (устаревшее);

украИнский (современное) – укрАинский (устаревшее);

рАкурс (современное) – ракУрс (устаревшее).

  1. «Словарные слова». Основные акцентологические нормы.

Тенденции изменения норм на месте ударения:

  • у существительных - тенденция к подвижному ударению (народный язык вторгается в литературный);

  • у глаголов - тенденция закрепления ударения на корневом слоге (влияние южнорусских говоров);

  • общие тенденции - обнаруживается разнонаправленное движение ударения:

  • Регрессивное - перемещение ударения с последнего слога на начало или ближе к началу слова;

  • Прогрессивное – перемещение ударения с первого слога ближе к концу слова. [11]

3. Интонационные нормы/ошибки.

Интонация – это ритмико-мелодическое и логическое членение речи. [13]

Интонация является одним из средств выразительности речи.

Но интонационные нормы в русском языке касаются, прежде всего, правильного повышения /понижения/ интонации к концу предложения в зависимости от целей высказывания и правильной постановки логического ударения во фразе.

  1. К концу повествовательного предложения интонация понижается.




Сегодня у медсестры Наташи был очень тяжёлый день.


  1. К концу вопросительного предложения интонация, наоборот, повышается.




Она устала?

Интонационные ошибки.

1. Интонационные ошибки связаны с неправильной интонацией (неуместное повышение или понижение интонации).

2. Кроме того, к интонационным ошибкам относятся: неправильная постановка пауз и логического ударения. Это нередко приводит к искажению смысла, особенно в поэтических произведениях, например:

Например: Постановка пауз.

Неправильно: В небесах / торжественно и чудно спит земля / в сияньи голубом.

Правильно: В небесах / торжественно и чудно// спит земля в сияньи голубом.

Нормы произнесения гласных звуков:

Гласные звуки отчетливо произносятся лишь под ударением. Ударение в русском языке является динамическим, разноместным (клеточка, король, коромысло), подвижным (город - города - городов).

В безударном положении звучание гласных меняется.

-        Вспомните, как называется процесс ослабления четкости звучания гласных в безударном положении? (Редукция.)

Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т. е. в безударном положении все гласные, кроме у, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [иэ]. Например:

лес [э] -лесцик 3];

грязь [а] - в грязи 3];

лист [и] - листок 1].

После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются звуком [ыэ], этот же звук произносится на месте буквы а в словах: жалеть лошадей, жакет.

Нормы произнесения согласных звуков:

-        Что определяет произношение согласных звуков? (Положение
согласной в слове, т. е. его соседство с гласными или согласными звуками?)
        

Согласные звуки отчетливо произносятся перед гласными, со норными согласными (м, н,л,р),перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим со гласным оглушаются: бег [к], лодка [т].

Перед мягкими согласными парные твердые согласные смягчаются. В свое время нормативной была замена твердого согласного звука в позиции перед мягким согласным. В настоящее время имеет место и все более расширяет зону своего действия иная тенденция: Т'Т' уверенно переходит в тт', где Т- согласный. Можно отметить три закономерности в указанной произносительной норме:

1) допустимо сохранение старой нормы в сочетаниях со гласных с, з с согласными т', д', н' (степь [c'т'J, казнь [з'н'], здесь [з'д']);

2) возможно сохранение двух вариантов как равноценных,

равноправных;

  • Запомните несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы.

Правило 1: буква г на конце слова бог произносится как [х].

Правило 2: -ого/-его в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о[в]о/е[в]о.

Правило 3: зж и сж произносятся как [ж] (на стыке морфем или

служебного слова со знаменательным).

Правило 4: зч и сч произносятся как [ш'] (на стыке морфем).

Правило 5: дч и тч произносятся как [ч'] (на стыке морфем).

Правило 6; -тся и -ться произносятся как [ца] (в глаголах).

 Правило 7: дс и тс произносятся как [ц] (перед к в прилагательных).

Правило 8: жд произносится как [шт'] и [ш'] (в слове дождь и производных). Произнесение таких сочетаний в случае затруднений стоит уточнить в орфоэпическом словаре.

Правило 9: чн произносится как [ч'н] - в большинстве слов, но произносится как [шн] в словахску[шн]о, коне[шн]о, на-ро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др.

Правило 10: чт" произносится как [шт] (чтобы, что и т. д.), но нечто [чт].

Правило 11: гк произносится как [х'к'] - в словах легкий, мягкий.

Правило 12: гч произносится как [хч'] - в словах легче, мягче.

Правило 13: стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств – содержат непроизносимую согласную. В случае затруднений нужно обратиться к орфоэпическому словарю.

Правило 14: двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука (ванна [н], грипп [п]).

Правило 15: в безударном положении не произносится звук [о]. После твердых согласных в первом предударном слоге, а так же в начале слова на месте буквы о произносится [а] (кЩза -к[о\зы, [написание - [о]пись). Поэтому, например, произносятся одинаково, со звуком [а], слова волы и валы, сома и сама, хотя пишутся по-разному.

Виды работ и упражнений по орфоэпии

Упражнения должны проводиться планомерно, систематически, параллельно с изучаемыми разделами и темами курса русского языка.

Работая с орфоэпическими заданиями, учащиеся должны уметь пользоваться орфоэпическим словарём. Для этого учителю необходимо познакомить их:

1) с нормативной характеристикой слов (с пометами: дополнения, дополнительно устаревших в поэтической речи, в профессиональной речи и других);

2) со структурой словаря (слова даются в алфавитном порядке с пометами грамматических форм, частей речи, несвободных, неупомянутых, мало упомянутых и других);

3) с произносительными пометами;

4) подачей частей речи.

При необходимости можно предложить учащимся работу с орфоэпическим словарём.

Задание. С помощью орфоэпического словаря объясните произношение следующих слов: теннис, музей, звонить, диспансер.

Образец: рецензия, - и [н, з]. В слове «рецензия» ударение в един, и множ. числе падает на второй слог. Произносить данное слово нужно, смягчая согласные Н и 3 (то есть мягкое произношение согласных под влиянием последующих мягких согласных).

Работа с орфоэпическим словарём является основой для формирования орфоэпических знаний, умений и навыков учащихся.

В школьную практику целесообразно вводить разнообразные упражнения, способствующие формированию орфоэпических умений и навыков.

Для этого К.С. Станиславский разработал следующую типологию упражнений:

1. Упражнения, направленные на овладение и закрепление норм произношения.

1). Цель – совершенствование произносительных навыков школьников.

1). Задание. Прочитать вслух данные слова, делая акцент на мягкости-твёрдости согласных, глухости-звонкости:

дуб

мода

гриб

нюня

жёлудь

подлиза

грипп

2). Задание. Произнесите слова: (I) с твёрдым согласным перед [э]; с (II) с мягким согласным перед [э].

I. Антитеза, атеист, дельта, интервью, кашне, метрополитен, модель, отель, партер, пюре, тезис, теннис, тент, термос, энергия.

II. Академия, девиз, декорация, декрет, дрейф, конкретный, крейсер, музей, неологизм, пресса, протест, текст.

После ознакомления школьников с теоретическими сведениями о нормах произношения им можно предложить упражнения на закрепление и расширение этих сведений.

2. Упражнения, направленные на овладение и закрепление норм ударения.

1) Цель – научиться правильно расставлять ударения и объяснять место ударения в словах.

1). Задание. Расставьте ударения в данных словах, пользуясь, при необходимости, словарями-справочниками.

Столяр, статуя, инструмент, квартал, нефтепровод, хвоя, кулинария, ходатайство, изобретение, документ, премировать, звонит, силос, средства, начать, углубить, алфавит, километр, крапива, магазин, процент, случай, хозяева, щавель, приговор, дефис, петля, творог, мышление, компас, рапорт, металлургия, добыча, музыка, арбуз, цыган, ржаветь, молодежь, ненависть, ремень, цемент, шофер, ходатайствовать.

2) Задание. Данные глаголы поставить в прошедшем времени, изменить по лицам. Объяснить, почему изменяется место ударения.

Начать, передать, призвать, попить, поднять, принять.

3. Упражнения, направленные на развитие интонационных навыков.

Цель – учить школьников различать эмоциональную окраску слов в словосочетаниях и предложениях.

1). Задание. Произнесите приведённые ниже фразы с выражением восторга, радости, огорчения, обиды, недоумения.

Снег пошёл. Солнца не видно. Все ушли. Меня выбрали. Голубое небо. Умеешь делать.

В целях предупреждения и исправления орфоэпических ошибок можно предложить ряд упражнений аналитического характера:

1. Упражнения, направленные на предупреждение и исправление орфоэпических ошибок.

Цель – развитие артикуляционно-произносительных навыков.

1). Задание.

а) Произнесите несколько раз подряд сочетания расскажите про оазис, за аэродромом лес так, чтобы все гласные слышались отчетливо.

б) Прочитайте отчетливо следующие строчки с повторяющимися звуками, например:

Бой барабанный, крики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

(А. С. Пушкин)

Произвести орфоэпический разбор выделенных слов.

в) Чётко по слогам произнесите слова коридор, электрификация, лаборатория, параллелограмм (и подобные). Произнесите те же слова в быстром темпе, повторив несколько раз. Составьте с каждым из них предложение и произнесите его сначала в медленном, а затем в более быстром темпе.

2. Упражнения, направленные на предупреждение ошибок в области ударения.

1). Цель – научиться на слух определять место ударения в словах:

  • отбивание ногой или простукивание рукой ударяемых слогов;

  • искусственное изменение ударения в слове, перенесение его с одного слога на другой (ко'мната, комна'та, комната'), что помогает детям лучше осознать, какой слог в данном случае действительно является ударным;

  • сопоставление омографов типа: кружки - кружки, пропасть - пропасть;

  • скандирование стихов с отстукиванием ударных слогов.

А также можно использовать на уроке составление схем стихотворных и не стихотворных текстов посредством обозначения ударных (//) и неударных (и) слогов.

Задание. Разгадайте загадки. Какую роль играет в словах ударение?

1). Цель – научиться видеть смыслоразличительную роль ударения.

1. Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (ирис)

2. Я – сборник карт;

От ударения зависят два моих значения:

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я.

(атлас)

3. Упражнения, направленные на развитие интонационных навыков.

1) Цель учиться читать текст (предложения) с заданной интонацией, различать и анализировать ошибочное звучание текста (предложений).

Для данной работы, учащиеся могут подобрать тексты самостоятельно.

Отметим, что предложенная типология заданий орфоэпического характера, ее систематическое использование в школьной практике существенно повысят уровень коммуникативной культуры и помогут учителю формировать коммуникативную компетенцию учащихся средней школы.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта