Главная страница

Данная работа посвящена исследованию влияния лингвистических сказок на повышение познавательного интереса к такому учебному предмету как русский язык


Скачать 388.46 Kb.
НазваниеДанная работа посвящена исследованию влияния лингвистических сказок на повышение познавательного интереса к такому учебному предмету как русский язык
Дата10.01.2023
Размер388.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаvkr (1).docx
ТипДокументы
#879371
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7
§3. Организация орфоэпической работы в начальной школе

На уроках русского языка важно использовать упражнения как практического характера, которые способствуют совершенствованию и закреплению орфоэпических навыков и умений, так и аналитического характера, направленные на выявление и анализ собственных орфоэпических ошибок, а так же на развитие речевого слуха, самостоятельности учащихся в правильном решении вопросов произношения, ударения, интонации.

Так как предметом орфоэпии служит звуковая сторона речи, значительное место отводится упражнениям, требующим устной формы работы (но и письменные упражнения не должны игнорироваться).

Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму.

Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем. Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек. Самые ритмичные, запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.

Школьники очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда – рифмовки – используются на уроках.

В некоторых учебниках его просто нет. Поэтому нам пришлось выделить из текстов и орфогра­фических словариков, помещенных на последних страни­цах учебников, трудные выражения, которые имеют рас­пространенные диалектные варианты произношения и фиксируются большими орфоэпическими словарями.

К примеру, очень часто приходится слышать вместо морко'вьма'рковь, вместо свё'класвекла' и т. п. Иног­да ситуация доходит до комического: стараясь хорошо учиться, дети произносят эти слова безукоризненно точ­но, а взрослые упрекают их, маленьких, что они говорят неправильно! «Кто же нрав?» — спрашивают ребята пре­подавателя. Авторитетное слово учителя, безусловно, рас­ставит все по своим местам, однако с течением времени речевая стихия нередко подавляет полученные навыки.

Трудно неправильно произнести слово конечно-, ска­зать вместо [шн] ошибочное [чн]. Или запутаться в произ­ношении слов модель [дэ], шоссе [сэ] и др. Исторически эти слова безболезненно прижились, освоившись в рус­ской речи. Однако редко встретишь человека, говорящего грамотно форза'ц или щаве'ль, как того требует орфоэпи­ческий словарь.

Слова на произношения: стака'н, роя'ль, бое'ц, поэ'т, полы'ньч, колу'н, сою'з, визжа'т, учи'ться, подпи'счик.[18]

Таким образом, одной из целей работы учителя на­чальных классов является создание необходимой благо­приятной языковой среды, способствующей формирова­нию речевой грамотности. В этой связи следует отметить, что это — первый этап деятельности преподавателя и уча­щихся, который должен иметь логическое продолжение в средней школе и завершение в процессе дальнейшего обу­чения. Работа должна носить системный характер. Пре­емственность может быть обеспечена разработкой общих для разных образовательных звеньев принципов, форм, методов и приемов изучения орфоэпических норм литера­турного языка. Только совместными усилиями можно до­биться результата.

В школьных учебниках русского языка традиционно разнообразные словари — орфографический, толковый, орфоэпический, другие справочные материалы — отнесе­ны на последние страницы, форзацы. Такое удобное рас­положение справочного материала позволяет быстро ори­ентироваться в словах, отыскивая нужное. Формируются лексикографические навыки работы со словом и книгой. Однако слова при этом редко произносятся.

Младшие школьники, как правило, старательно прого­варивают записываемое, но механическое слоговое повто­рение не обеспечивает запоминание того, на какой слог падает ударение. Размывается целостный звуковой облик слова. При нерегулярном обращении к словарю конкретно за орфоэпической справкой навык правильного произно­шения не успевает закрепиться. И часто «враждебная» речевая среда вне стен кабинета русского языка перекры­вает усилия педагогов. [22]

В этой связи необходимо как-то видоизменить визу­альный ряд, уйти от нескольких скупых словарных коло­нок, где все слова даны в алфавитном порядке, разнооб­разить виды учебной деятельности детей при знакомстве и закреплении в целом, признаться, «чужеродного» мате­риала, сделать его своим, создать условия для развития благоприятной языковой среды.

Целенаправленная работа по усвоению орфоэпических норм необходима, она должна быть регулярной, но не от­нимать много времени от основного материала урока. Она должна ориентировать учащихся на развитие речи, поэтому на ор­фоэпию трудных слов тратятся минутки — немного, но регулярно, практически на каждом уроке.

На этапе первоначального знакомства детей со слова­ми, постановку ударения в которых нужно запомнить, необходимо отработать с ними механизм не только пра­вильного произношения трудного слова, но и его припо­минание, чтобы у ребенка был сформирован четкий ассо­циативный ряд с нормативным произношением, ясное представление о том, где в том или ином слове выговари­вается ударный слог.

Задачу установления связи правильного произноше­ния с предметом высказывания помогут решить специ­фика восприятия и конкретно-образный характер мыш­ления младшего школьника. При знакомстве с такими словами нужно прорисовать в ударном слоге картинку, от­ражающую лексическое значение слова. Например, слова представляются первоклассникам, занимающимся по учеб­никам Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. Желательно кра­сочное исполнение рисунка в крупном формате. Оформ­ляется постоянный стенд, к которому удобно обращаться на уроках.



Авторы некоторых УМК предполагают несколько бо­лее широкое знакомство детей в 1-м классе с современны­ми орфоэпическими нормами. Объем усвоенных слов дол­жен соответствовать объему словаря, данному в учебни­ке. Чтобы сделать орфоэпическую работу с трудными выражениями более привлекательной и интересной школь­нику, нужно разнообразить зрительный ряд — распреде­лить такие слова по трехсложной таблице, где в первую колонку заносятся слова с ударением на первом слове, в последнюю — на последнем, а во вторую — посередине. Все слова по возможности также снабжаются соответству­ющими рисунками. Они могут быть различными, однако будет лучше, если картинка вызывает прямую ассоциа­цию со звуковым обликом слова, отсылает к предмету речи.

Трехчастное слоговое деление слов позволяет образно представить изучаемый материал и облегчить их правиль­ное проговаривание.

Чтобы активизировать познавательную деятельность школьников, можно организовать конкурс на лучшую ил­люстрацию к словам, данным в картах. При выполнении задания и подведении итогов неизбежно создастся благо­приятная языковая среда, в которой легче закрепляется навык правильного произношения слов. Лучшие работы — оригинально и эстетично выполненные — вывешиваются на стенд и сопровождают в дальнейшем уроки. Дух игры, соревновательности разнообразит обучение, внесет нотки необходимого творчества, импровизации. [24]

Орфоэпические минутки востребованы на этапе по­вторения материала, когда дети получают задания оз­вучить данные в карте слова, составить с ними словосо­четания и предложения, речевки, короткие стихи. Во время орфоэпических минуток на уроке с учащимися проводятся различные игры и упражнения, направлен­ные на закрепление полученных знаний и навыков.

Таким образом, в 1-2-х классах начальной школы развивается речь ребенка, формируется внимание к род­ному слову и закрепляется навык произносить его пра­вильно.

Более высокий уровень освоения орфоэпических норм требуется от учащихся 3-4-х классов.

Работа в 3-4 классах по орфоэпии русского языка должна продолжаться и углубляться в соответствии с изменяющимися возрастными особенностями, потребно­стями и интеллектуальными возможностями младших школьников. Подрастая, ребенок развивается: больше слушает, пишет, читает. Расширяется и объем слов, про­изношение которых ему необходимо запомнить.

Визуализация ударного слога, соревновательная осно­ва орфоэпических минуток на уроках, игры в освоении и закреплении нового материала получают дальнейшее раз­витие. Необходимо опираться на те же учебно-воспитательные действия, что использовались годом или двумя ранее, расширяя и дополняя их.

Еще со второго класса орфоэпический словарь увели­чивается. Работу по развитию навыков правильной поста­новки ударения в указанных словах достаточно трудно организовать. Очень сложно детям запоминать все слова, ориентируясь по алфавитному списку, а их много. 27-30 – в учебнике Т.Г. Рамзаевой, до 12 – в других учеб­никах. Когда нужно быстро найти трудное слово, прове­рить себя – в этом случае словарь незаменим. Для актив­ного развития и обогащения культуры звучащей речи необходимо пробудить интерес детей к закономерностям языка.

Есть слова, ударение в которых падает на один и тот же слог. Грамматически они также близки. Как, напри­мер, слова:

киломе'тр, сантиме'тр

Или такие:

Звони'ть, звони'т, звоня'т, включи'ть, включи'т, повтори'ть, повтори'т, бро'ня, броня', ви'дение, виде'ние.

Нерационально располагать их по алфавиту, разделяя массой других слов с ударением в разных слогах. Орфоэ­пически они родственны, подчиняются общим законам современного литературного произношения, в частности, здесь ударный суффикс инфинитива. Очевидно, что нуж­но объединить такие слова в группы – по фонетической близости, тематически или по смысловой смежности. Так упорядочивается работа по усвоению норм языка, откры­ваются возможности создания ассоциативных цепочек, помогающих визуально закрепить в сознании младших школьников звуковой облик слова. Способствует этому и систематическое обращение к трехсложной карте.

Таким образом, ассоциативно данные слова могут быть зафиксированы в карте как

килом тр, сантим тр

включ ть, включ т

звон ть, звон т



Особого внимания требуют глаголы прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа, а также прошедшего времени множественного числа. Как правило, в глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа и в формах множественного числа ударение падает на первый слог, в глаголах прошедшего времени женского рода единственного числа — на после­дний. Например, в глаголах типа

дал, далидала; начал, началиначала и др.

Распределяем подобные слова по соответствующим колонкам (в первую и третью соответственно) и рисуем в первой мальчишку и его друзей, в последнюю — девочку.

нАчал – началА

нАчали


Сами дети, привыкшие к графическому запечатлению трудных для правильного произношения слов, однажды предложили слова щавель и портфель объединить с по­мощью слова ель. «Она же похожа по звучанию на оба слова, как бы прорастает сквозь них!» Пришлось согла­ситься с остроумными ребятишками, которые даже сти­шок сочинили:

Там, где рос прекрасный щавЕль

И где Ваня свой оставил портфЕль,

Вдруг появилась зеленая Ель.

Графически карточка может выглядеть так:

Шав ль, портф ль

Таким образом, максимально визуализированный ма­териал, закрепление рифмовкой способствуют активному запоминанию правильного звучания слов.

Вообще ритм, размер и рифма формируют и закрепля­ют особенности правильного произношения. Значит, нуж­но направить усилия по созданию орфоэпически безуко­ризненной языковой среды на поиск таких строчек, четве­ростиший из произведений различных поэтов.

Читая стихотворение, невозможно выговаривать слова как-либо иначе, чем они звучат у автора. Так роди­лось новое направление работы над орфоэпическим слова­рем. Необходимо отыскивать в стихах строчки с теми сло­вами, орфоэпия которых изучается на уроке.

Забавно стихотворение известного детского поэта:

Парикмахер через миг

Петю наголо остриг.

Голова его теперь

На арбуз похожа.

Только вышел он за дверь,

В дверь вошел Сережа...

Где тут Петя, где Сережа?

С. Маршак
Уважают человека

у туркмен, татар, узбеков,

у таджиков и армян,

у монголов и цыган,

у якутов и тунгусов,

у башкир и белорусов,

у киргизов и грузин,

у бурят и осетин.

( Б. Успенский).

В контексте звучания произведения слово, имеющее диалектные варианты произнесения, выговаривается аб­солютно верно.

Учиться можно и с улыбкой!

А вот отрывок из другого стихотворения, в котором совершенно правильно звучат морковь и свёкла, часто искажаемые в разговорной речи:

Лежат здесь окна на земле.

Блестят на солнце стекла.

Под ними лук растет в тепле,

Редис, морковь и свёкла.

Новый год. С. Маршак

Какое-либо другое произношение здесь нелепо и не­возможно. Важно донести до школьников мысль, что упот­ребление изучаемых слов в повседневной речи с другой постановкой ударения столь же неуместно.

Наверное, излишним будет запоминание всех стихов с правильными вариантами произношения. Можно изу­чать орфоэпию трудных слов, находя подобные строчки самостоятельно, а затем зачитывая их вслух в классе во время проведения «орфоэпических минуток».

Участие в конкурсе на лучшую иллюстрацию дополня­ется поисковой деятельностью младших школьников по обнаружению в стихах орфоэпически сложных слов. Строч­ки записываются на обороте соответствующей иллюстра­ции либо карточки. За три удачных примера ученик полу­чает «5», за два — «4», за один — «3». Если низкая оцен­ка не удовлетворяет ребенка, ему предоставляются возможность и время продолжить начатую работу, «на­копить» примеры из стихотворений.

Так стимулируется интерес к отечественной поэзии, воспитывается художественный вкус, создается благопри­ятная речевая среда. Опыт показывает, что большинство детей с увлечением поддерживают идею учителя и ак­тивно включаются в поиск.

Если вовремя рационально организовать самостоятель­ную работу школьников, то неизменно расширятся пред­ставления о системе языка и закономерностях его жизни, кругозор, повысится культурный и образовательный уров­ни. И что немаловажно – формируются начальные ис­следовательские навыки работы со значительным объе­мом художественной литературы.

Когда детям предла­гается прочитать стихотворение и найти в них слова из орфоэпического словаря, сверить ударения, даже самые слабые ученики, попадая в своеобразные «условия по­эзии», — то есть, читая с размеренным ритмом, соблю­дая рифмовку, проговаривают их совершенно точно — именно так, как рекомендуется в словаре.

Постоянная экспозиция с иллюстрациями на стенде по­полняется в течение учебного года строчками стихов, помо­гает усвоить и закрепить изученное. К ней учитель обраща­ется на орфоэпических минутках, если возникают какие-то спорные ситуации, когда нужно дополнительно закрепить правильное произношение того или иного слова.

Как правило, младшие школьники с удовольствием и много сочиняют сами. Можно предложить им написать подобные стихотворения, организовать орфоэпическую минутку-конкурс чтецов. Критерии высокой оценки: чис­тота речи, соразмерность ритма, оригинальный сюжет, смысловая завершенность и, конечно, наличие орфоэпи­чески трудных слов. Ребята с удовольствием сочиняют и читают потом стихи со словами, в которых сомнительное произношение в разговорной речи проясняется.

Пусть такие произведения детского творчества часто не отличаются высокими художественными достоинства­ми. Всему нужно учиться! Наша основная задача - со­здать благоприятную языковую среду, соответствующую нормативной. Во время проведения орфоэпических мину­ток учитель имеет возможность обратиться к ребятам и вместе «довести» стихотворения, выбрать лучшее. По ито­гам четверти, триместра, полугодия, года можно отбирать лучшие, устраивать выставки, конкурсы чтецов.

Достаточно сложно провести контроль знаний и навы­ков по орфоэпии так, чтобы в ограниченное время охва­тить как можно большее количество учащихся. Но это от­части возможно, если использовать трехчастное деление слов (по картам, имеющимся у каждого). Классная доска делится на три колонки, как в картах. Три ученика полу­чают одинаковые карточки с одним и тем же набором слов, которые нужно записать в ту или иную часть доски. Каж­дый школьник отвечает за свою колонку, выписывая сло­ва и проставляя ударение в них. В первую колонку вносят­ся слова, ударение в которых падает на первый слог, во вторую -с ударением в середине слова, в третью - с уда­рением на последний слог. На выполнение задания дается не более одной-полутора минут. Пример такой словарной карточки:


1

магазин, заняли, береста, положила, столяр, столярничать, понял



Правильно выполненное задание выглядит так:







заняли

понял

столярничать

берёста

магазин

столяр
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта