Декоративной композиции
Скачать 5.06 Mb.
|
РАВНОВЕСИЕ Одним из важных условий завершенности композиции яв- ляется уравновешенность ее частей относительно композици- онного центра. Уравновешенность - важный принцип компо- зиции, означающий расположение изобразительных элементов вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в равновесии. Это требова- ние к композиции восходит к всеобщему закону тяготения, оп- ределяющему психологическую установку в восприятии рав- новесия. Равновесие достигается по-разному в симметричной и асим- метричной композициях. Различают следующие виды равно- весия: статическое равновесие (рис. 5, а), которое возникает при симметричной ориентации фигур на плоскости; динами- ческое равновесие - возникающее при асимметричном распо- ложении фигур, т.е. при их сдвиге вправо или влево одновре- менно в нижней или в верхней части плоскости (рис. 5, б). В этом случае достичь равновесия сложнее. Гармоничная асим- метричная композиция достигается за счет зрительного урав- новешивания разных по форме и размерам элементов относи- тельно композиционного центра или четко выраженной оси ком- позиции. Другим способом достижения равновесия в асиммет- ричной композиции является концентрическое расположение элементов вокруг единого центра, при этом диаметры окруж- ностей могут находиться в ритмических соотношениях, напри- мер, геометрической прогрессии. 20 Если взять такую фигуру, как круг, и расположить его в гео- метрическом центре плоскости, то, казалось бы, должен полу- читься эффект наиболее устойчивого равновесия. Но зритель- но круг воспринимается сдвинутым немного вниз (рис. 6, а). По законам зрительного восприятия, в силу оптических иллю- зий глаз переоценивает верхнюю часть и недооценивает ниж- нюю часть плоскости, поэтому любую фигуру, чтобы она каза- лась расположенной в центре, необходимо немного поднять вверх. Композиционно достичь статического равновесия можно следующими способами: - расположить фигуры в центре плоскости (рис. 6, г); - сдвинуть фигуры в верхнюю часть плоскости (рис. 6, б); - сдвинуть фигуры в нижнюю часть (рис. 6, д). Также для достижения равновесия имеет значение отноше- ние цвета фигуры и фона. Так, например, теплые цвета воспри- нимаются тяжелее холодных, насыщенные - тяжелее малона- сыщенных, а чем сильнее контраст между фигурой и фоном, тем больше ее зрительный «вес» и тем меньшего размера надо взять фигуру для достижения устойчивого равновесия. На вес изобразительных элементов влияет также их форма. Геометрически правильная форма воспринимается тяжелее, чем неправильная. Самой тяжелой фигурой является квадрат в ус- тойчивом положении. Треугольник устойчив в том положении, когда одна его сторона совпадает с горизонталью плоскости. Динамическое равновесие характеризуется взаимодействи- ем разнонаправленных сил. Например, если расположить в ле- вой части плоскости крупный мотив, то его можно уравнове- 21 Рис. 5. Симметричная композиция: а – статистика, асимметричная композиция: б - динамика 22 Рис. 6. Статистическое равновесие 23 сить одним или несколькими более мелкими контрастными мотивами, расположив их в правой части. Взаимодействия мо- тивов в динамичной композиции можно достичь, используя сле- дующие типичные схемы: - в том случае, если мотивы имеют одинаковую форму, размеры и одинаковые повороты, но находятся на разных рас- стояниях друг от друга, то добиться равновесия можно за счет сгущения элементов на одних участках плоскости и разреже- ния на других (рис. 7, а); - если мотивы имеют разные размеры и находятся на разных расстояниях, то уравновешивать следует размеры элементов (рис. 7, б); - если мотивы имеют разные размеры, цвет (или тон), разные повороты и расстояния между ними, то в этом случае важно уравновесить цветовые и тональные отношения (рис. 7, в). 24 Рис. 7. Взаимодействие мотивов в динамичной композиции 25 КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР При создании композиции важно организовать центр ком- позиции (доминанту). Е. Розенблюм дает такое определение доминанте: «Доминанта - преобладающий сквозной компонент темы, определяющий требуемое соответствие избираемых ху- дожником формальных приемов особенностям зрительного вос- приятия» [3, с. 3]. Доминировать в композиции должны мотивы и элементы, несущие смысловую нагрузку, особенно в сюжет- ной композиции. Центр композиции можно выделить следующими средства- ми: формой, цветом, размером, тоном, группировкой или концентрацией элементов, местом расположения (рис. 8). Час- то смысловой центр совпадает со зрительным центром, поэто- му самое простое решение, когда он располагается в централь- ной зоне картинной плоскости. Но центр композиции может смещаться в любую сторону от геометрического центра, если этого требует сюжет композиции. В прямоугольной форме гео- метрический и зрительный центры не совпадают: если компо- зиционный центр будет располагаться в геометрическом цент- ре, то создастся иллюзия падения. В композиции может быть два композиционных центра, но один из них должен как бы подчиняться другому (рис. 9). Ком- 26 Рис. 8. Организация композиционного центра: а – формой, б – размером, в – группировкой (концентрацией) элементов, г – тоном (цветом) 27 Рис. 9. 28 Рис. 10. Выделение участка фона (композиционная пауза) 29 позиционным центром может служить выделение участка фона, в этом случае роль доминанты выполняет композиционная пау- за, то есть свободное пространство плоскости (рис. 10). Таким образом, композиционным центром может служить не пятно, а участок фона, окруженный пятнами. Для того чтобы выделить композиционный центр и напра- вить восприятие в нужное русло, необходимо так расположить дополнительные и вспомогательные элементы композиции, что- бы упорядочить движения взгляда, организовать направление к главному сюжетных и пластических линий. Тяготение к глав- ному в композиции может быть: - линейное, когда направление осей элементов, движение линий указывает на композиционный центр (цв вкл. рис. 4, а); - пластическое, когда композиция объединяется единой пла- стикой, используется закругление форм и силуэта, когда мыс- ленное направление от одного элемента переходит на другой (цв вкл. рис. 4, в); - тональное тяготение осуществляется за счет усиления тонального контраста при приближении к композиционному центру и смягчения контраста к границам плоскости (цв вкл. рис. 4, б); - цветовое тяготение по схеме напоминает тональное, но в этом случае при приближении к главному в композиции усили- вается цветовая насыщенность. Используя способности зрения быстрее воспринимать про- стые формы и лаконичные, упрощенные силуэты, целесообраз- нее располагать элементы композиции таким образом, чтобы они, выстраиваясь в цепочку, напоминали по своей форме про- 30 стые геометрические фигуры, треугольники, круги, овалы, трапеции. Таким образом, выбранная схема становится сред- ством композиции, поскольку вносит упорядоченность в ком- позицию, направляет взгляд зрителя, акцентирует и собира- ет главное (рис. 11). Одним из выразительных средств построения монокомпози- ции является членение плоскости на части. Композиционную плоскость можно разделить цветом, линиями (прямыми или кривыми), фактурой (рис.12). Членение плоскости на одинако- вые части обеспечивает статику, на неравные - динамику ком- позиции (цв. вкл. рис. 5). СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ ФОРМЫ Средствами создания художественной формы (их также на- зывают композиционными средствами) являются симметрия, асимметрия, пропорции, ритм, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам. С помощью композиционных средств выявляются смысловые связи, например, отношения между предметами или персонажами. «Симметрия», в переводе с греческого языка, означает со- размерность, «асимметрия» значит отсутствие соразмернос- ти. Симметричные формы встречаются в природе - форма лис- тьев, снежинок, кристаллов, цветов и т.д. (рис. 13). Очень час- то в природе встречается зеркальная (осевая) симметрия, кото- рую еще называют отражением, - в строении бабочки, цвет- ка... Зеркальная симметрия возникает при вращении фигуры вокруг оси симметрии. Симметрия, возникающая при враще- 31 Рис. 11. Декоративная композиция и ее схема 32 Рис. 12. Членение плоскости на части: а – статика, б - динамика 33 Рис. 13. Виды симметрии 34 нии фигуры вокруг центра вращения, называется центральной. Наивысшей степенью симметрии обладает шар. Абсолютная, жесткая симметрия характерна для неживой природы - крис- таллов (минералов, снежинок). Для живой природы характерна неполная симметрия (квазисимметрия), например, в строении человека. В изобразительном и декоративном искусстве симметрия яв- ляется одной из форм гармонической структуры художествен- ного произведения. В античном искусстве симметрия отожде- ствлялась с идеалами уравновешенности, устойчивости, сораз- мерности пропорций и форм. Симметрия была признаком це- лесообразной организации форм. Асимметрия являлась основ- ным композиционным приемом импрессионистов и художни- ков-авангардистов начала XX века. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве композиционные структуры можно условно разделить на сим- метричные и асимметричные. Симметрия как композицион- ный прием в большей степени свойственна произведениям де- коративно-прикладного искусства и архитектуре. Также сим- метрия широко распространена как один из приемов построе- ния орнамента. В скульптурных, живописных композициях и графике полная симметрия встречается реже. Симметричные композиции производят впечатление покоя, равновесия, устойчивости, торжественности, замкнутости. Са- мая простая симметричная композиция получается с использо- ванием геометрических форм с одной или многими осями. Асимметричные композиции выражают динамичность, не- уравновешенность, беспокойство, взволнованность. Главным 35 признаком асимметричной композиции является принцип нео- динаковости, контраста и противопоставления. В асимметрич- ных композициях главное условие - обеспечить зрительное равновесие непохожих друг на друга частей. Современное ис- кусство широко использует асимметричные композиции - ди- намичные, открытые. Однако и симметричные композиции в большей или мень- шей степени имеют элементы асимметрии, а асимметричные композиции могут состоять из симметричных элементов, что позволяет добиваться художественной выразительности. В этих случаях важно, чтобы выразительные средства, подчеркиваю- щие, например, идею статики в симметричных композициях, доминировали над элементами, привносящими динамику. Та- ким образом, симметрия и асимметрия, дополняя друг друга, становятся качественной характеристикой композиции, ее за- кономерного строения. РИТМ И МЕТР Ритм - от греч. rhythmos - мерное течение. В произведениях народного и декоративно-прикладного искусства ритм играет особую роль. Он является одним из выразительных композици онных приемов построения орнамента. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на опреде- лённом ритмическом чередовании их элементов. Характерис- тикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов, элементов, пространственных поворотов, просветов или интер- валов между ними. 36 В декоративной композиции ритм - один из важных, орга- низующих, выразительных композиционных приемов. Это за- кономерное построение, чередование конструктивных элемен- тов, линий, цветовых и световых пятен, масс, форм, размеров, расстояний между формами и т.д. С помощью ритма достига- ется гармоничность, ясность, выразительность образов, четкость восприятия. Ритм используется как средство организации фор- мы, как связующее средство объединения отдельных элемен- тов в художественное целое. Ритм всегда вносит организую- щее начало в хаотическое движение. В свою очередь, характер движения в композиции выражается посредством ритма. Существует метрический и ритмический порядок. Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элемен- тов. Равенство форм и интервалов образует простой метри- ческий ряд, выражающий покой, равновесие (цв. вкл. рис. 6, а). Поэтому он присущ, прежде всего, статичной композиции. В сложном метрическом ряду развивается несколько метричес- ких повторов, в этом случае чередуются не только элементы, но и группы элементов (цв. вкл. рис. 6, б). Существуют определенные границы в восприятии метричес- кого ряда. Метрический ряд, составленный из минимального количества элементов - 3-х, воспринимается как нечто завер- шенное. Если добавить еще несколько элементов, то ряд из за- вершенного превратится в бесконечный. 3-5 повторов - еще не ряд, так как такое количество элементов можно подсознатель- но подсчитать. Если же количество элементов больше 6-7, то Рис. 1. Зиновьев Н.М. «Конек-горбунок». Палех. Композиция построена на основе иконописных традиций. Вокруг центральной сцены расположены ключевые Сюжеты сказки Рис. 2. Дадыкин. А.А. «Демьянова уха». Палех. В композиции использовано ярусное построение. Декоративность композиции подчеркнута орнаментальным обрамлением Рис. 3. Типы композиций: а – закрытая, б – открытая Рис. 4. Организация элементов в композиции Рис. 5. Членение плоскости на части (динамика) Рис. 6. Метр и ритм в композиции Рис. 7. Симметричная композиция Рис. 8. Ритмическая организация элементов в монокомпозиции Рис. 9. Организация доминанты Рис. 10. Организация доминанты Рис. 11. Усиление и ослабление доминанты Рис. 12. Усиление и ослабление доминанты Рис. 13. Два композиционных центра Рис. 14. Композиционная пауза Рис. 15. Замкнутая композиция Рис. 16. открытая композиция 37 они воспринимаются как группа. Для того, чтобы метрический ряд выглядел завершенным, он должен иметь начало и конец. Добиться этого можно при помощи акцентирования элемен- тов, расположенных по краям метрического повтора. Ритмический порядок характеризуется возрастанием или убыванием элементов, форм или интервалов (цв. вкл. рис. 6, в). Динамический ритмический ряд можно построить следующи- ми способами: - увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах; - возрастанием или убыванием интервала, но при одинако- вых элементах; - одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов. Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или ин- тервалы должны повторяться не менее 3-5 раз. Ритм выражает динамику, внутреннюю напряженность дви- жения элементов. Направление движения может быть прямо- линейным-горизонтальным или вертикальным, диагональным, круговым, веерным или спиральным и волнообразным. Таким образом, создается сложный ритмический порядок. Примером сложного динамичного ритма может служить кривая, постро- енная по закону геометрической прогрессии. Гармонизирован- ный ее вариант, названный И.-В. Гёте «кривой жизни», очень часто используется художниками в творческой деятельности. Метр и ритм могут взаимно сочетаться. 38 ПРОПОРЦИИ Пропорции в искусстве - это определенная соразмерность элементов, согласованная система отношений частей произве- дения между собой и целым, придающая произведению гармо- ническую завершенность. Пропорции и пропорциональные от- ношения играют важную роль и в изобразительном, и в деко- ративно-прикладном искусстве. Они определяют выразитель- ность любой композиции. Пропорциональные отношения ве- личин (линейных размеров, площадей, тональных отношений и др.) могут быть основаны на равенстве частей и неравенстве (контраст). Пропорциональные отношения, основанные на ра- венстве, производят впечатление покоя, статики. Во втором слу- чае - вызывают ощущение динамики. Особо важную роль про- порциональные отношения играют в архитектуре. Поисками законов выведения пропорций занимались в Древ- нем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и др. Последовате- ли древнегреческого ученого Пифагора пытались дать математическое обоснование красоте. Они изучили пропорции человеческого тела и создали математический канон красоты, по которому скульптор Поликлет создал своего Дорифора. Вли- яние пифагорийского учения о пропорциях испытали на себе ученые средневековья, наука и искусство эпохи Возрождения, Нового времени вплоть до наших дней. Исследованиями про- порций занимались Витрувий, Леонардо да Винчи, Альберти, Ле Корбюзье и др. Большинство из этих авторов использовали метод математического анализа. 39 Классическим примером гармоничного соотношения деле- ния пропорций является «золотое сечение», которое было ос- новополагающим в эпоху античности. Но впервые термин «зо- лотое сечение» был введен в обиход в эпоху Возрождения Лео- нардо да Винчи. Математически это выражается в отношениях 1/0,618=0,618/0,382=1,61. Ряд золотого сечения представлен сле- дующими величинами: 0,146- 0,236 - 0,382 - 0,618 -1,00 - 1,618 - 2,618 и т.д. Приближенное выражение этого ряда в целых чис- лах образует новый ряд, названный по имени итальянского ма- тематика Фибоначчи: 2 – 3 – 5 – 8 – 1 3 - 2 1 - 34 - 55 и т.д. Пропорцию «золотого сечения» называли еще «божественной пропорцией». Современные исследователи обнаруживают пропорции зо- лотого сечения при описании строений растений, например, в расположении семян подсолнуха, в строении раковин, пропор- ций тел животных, птиц, человека и даже в устройстве вселен- ной и т.д. На основе пропорций «золотого сечения» строится «спираль Жизни» (рис. 14). Если отсечь от прямоугольника «зо- лотого сечения» (з.с.) квадрат, то останется меньший прямоу- гольник, стороны которого будут находиться в отношении з. с. Разбивая этот прямоугольник на квадрат и еще меньший пря- моугольник, снова получим прямоугольник з.с. и так далее до бесконечности. Соединив вершины квадратов кривой, получим логарифмическую кривую, называемую «кривой развития» или «спиралью жизни». Таким образом, изучение законов гармо- нии в природе созвучно объективным законам восприятия. Пропорционирование связано с понятиями соразмерности и меры. Одним из способов соизмерения целого и его частей яв- 40 Рис. 14. Пропорции |