Декоративной композиции
Скачать 5.06 Mb.
|
модуль. Модуль (лат.) означает - мера. Модулем может лужить любая мера длины. Широко используется модуль в прикладной графике при конструировании книг, каталогов, жур- налов, проспектов, при проектировании графического фирмен- ного стиля, для конструирования различных знаков, знаков ви- зуальных коммуникаций, товарных знаков и т.д. В основе модульных сеток чаще бывает положен квадрат, ко- торый является очень удобным модулем. Квадрат используется для форматов альбомов, детских книг. Для деловой документации используется прямоугольник, об- ладающий удивительными свойствами: при делении пополам он не меняет своих пропорций. На этой основе был разработан стандарт, известный как стандарт доктора Порстмана, который принят в 17-ти европейских странах. Это формат 841x1189 мм и площадью 1м 2 КОНТРАСТ. НЮАНС. ТОЖДЕСТВО В композиции каждый отдельный ее элемент находится во взаимосвязи с другими элементами или формами. Взаимосвязи элементов композиции могут строиться по трем вариантам: контраст, нюанс и тождество. Наиболее активным и выразительным является контраст. Кон- траст - это резкое различие между двумя однородными свой- ствами. И. Иттен называет 24 вида контрастирования: большое - маленькое, длинное - короткое, широкое - узкое, тонкое - толстое, много - мало, прямое - кривое, острое - тупое, высо- кое - низкое, точка - линия - плоскость - объем, горизонталь- 42 ное - вертикальное - диагональное - круглое, гладкое - шеро- ховатое, твердое - мягкое, покой - движение, тяжелое легкое, прозрачное - непрозрачное, постоянное - дискретное, жидкое - твердое [8, с.50]. Сюда можно добавить и контраст по цвету. Контраст привлекает внимание к форме за счет резкого ее вы- деления, поэтому с помощью контраста легко выделить компо- зиционный центр. Контраст усиливается при соединении не- скольких противоположных характеристик, например, темное пятно с фактурной поверхностью на светлом гладком фоне. При использовании контраста необходимо соблюдать меру, так как очень сильный контраст может визуально разрушить форму. Нюанс-противоположность контраста. Термин «нюанс» оз- начает «едва заметный переход». Нюансные отношения, сбли- женные по форме, тону, цвету, фактуре, объему, размеру, обога- щают композицию игрой оттенков, деталей. Нюанс усиливает звучание близких по характеристике форм тем, что многократ- но, с небольшими изменениями их повторяет. Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фак- туре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве. Этими средствами композиции художник пользуется, руко- водствуясь тем, что в композиции необходимо подчеркнуть, а что, наоборот, смягчить или сгладить. Контраст и нюанс допол- няют и обогащают друг друга, контраст подчеркивает нюанс, выявляет его игру, а нюанс смягчает контраст. Их можно ис- пользовать в одной композиции, например, если выделить ком- позиционный центр за счет контраста, то второстепенные эле- 43 менты будут взяты в нюансных между собой отношениях. По впечатлению контрастная композиция более активна, заметна и эффектна, а нюансная - предполагает внимательное рассмат- ривание, вызывает чувство уравновешенности и покоя. 44 ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ Построение композиции сталкивается с таким интересным явлением, связанным с особенностями зрительного восприятия, как оптические иллюзии. Оптической иллюзией называется не соответствующее действительности представление видимого явления или предмета вследствие особенностей строения зри- тельного аппарата человека. Проще говоря - неверное представ- ление реальности. Оптические иллюзии связаны с переоцен- кой вертикальных размеров по сравнению с горизонтальными, зрительным искривлением прямых при пересечении их наклон- ными или при сопряжении с циркульными линиями и т.д. Примеров оптических иллюзий может быть множество. Поле с поперечными полосками кажется более низким, чем поле с продольными (рис.15, а). Рис. 15, б - иллюзия Мюллера-Лайера проявляется в том, что одинаковые отрезки прямых, заканчивающиеся различны- ми углами, кажутся неравными. На рис. 15, в - прямые линии в действительности параллель- ны, на рис. 15, г - квадрат кажется искаженным. Решетка Геринга: на пересечении всех белых полос, за ис- ключением того пересечения, на котором фиксируется взгляд в данный момент, видны маленькие серые пятна (рис. 16, а). Некоторые иллюзии связаны с законом контраста, согласно которому элементы или предметы воспринимаются в сравне- нии с окружающими предметами. Рис. 16, б иллюстрирует ил- люзию Эббингауза: площадь кругов в центре в окружении ма- лых и больших кругов одинакова. 45 Рис. 15. Оптические иллюзии 46 Рис. 16. Оптические иллюзии 47 ЦВЕТ В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ При выполнении упражнений студенты опираются на зна- ния, полученные в курсе цветоведения. Цветовое решение иг- рает такую же важную роль, как и общее композиционное ре- шение. В декоративном искусстве цвет рассматривается как мощное средство художественной выразительности. Цветовую композицию можно определить как равновесие различных по форме, цвету и интенсивности масс. Чтобы создать уравнове- шенную в цветовом отношении композицию необходимо при- держиваться следующих правил: 1. Использовать небольшое количество цветов. В декоратив- ной композиции доминировать может один, два, реже, три цве- та. Использование в композиции множества цветов и цветовых оттенков ведет к нарушению равновесия и цветовому хаосу. 2. Чтобы выделить композиционный центр, необходимо ис- пользовать цвета, которые не встречаются в других частях ком- позиции. 3. Необходимо четко определить вид цветовой гармонии. Гармонические цветовые сочетания можно разделить на кон- трастные и нюансные. Контраст может быть хроматическим и светлотным. Нюансные гармонии могут строиться на основе цветов одного цвета, но разного оттенка, из цветов разного тона, но расположенных близко в цветовом круге. Также нюансные ряды могут строиться на сочетании ахроматических цветов или хроматических и ахроматических. Гармонические цветовые сочетания можно построить на основе: - сочетания ахроматических тонов (белых, черных и серых); 48 - сочетания однотоновых (монохромных) цветов, их также можно дополнять ахроматическими цветами; - сочетания родственных цветов (цветов одной четверти цве- тового круга); - сочетания родственно-контрастных цветов; - сочетания контрастных или дополнительных цветов. С помощью ахроматических тонов возможно создание изыс- канных и строгих композиций. Монохромные сочетания явля- ются самым простым видом цветовой гармонии. Сочетания род- ственных цветов дают спокойную и выдержанную гамму. В ком- позициях, построенных на сочетании контрастных и дополни- тельных цветов, важно найти пропорциональные отношения цветовых пятен, так, чтобы дополнительные цвета не были взя- ты в одинаковых количествах, иначе композиция распадётся на части. Соотношение масс контрастных цветов (светлых и тем- ных, холодных и теплых) чаще приближается к пропорциям золотого сечения. Ритмическая организация цветовых пятен также является очень важным средством в композиции. 49 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО КОМПОЗИЦИИ В целях закрепления теоретических знаний по композиции, полученных в лекционном курсе, студентам предлагается вы- полнить ряд упражнений, связанных с принципами, приемами и средствами построения декоративной композиции. Практические задания должны закрепить понятия об основ- ных элементах композиции, без которых не может быть созна- тельного подхода к творчеству В то же время их изучение не является самоцелью и не дает готовых рецептов, а является лишь помощью в самостоятельной работе, сокращает пути поиска решения и помогает более грамотно пользоваться выразитель- ными средствами изобразительного и декоративно- прикладного искусства. Упражнения строятся на основе представлений, интуиции, ассоциативного мышления, а также на основе изучения и ана- лиза натуры. В этом состоит отличие сочинения декоративной юмпозиции от станковой композиции, где работа ведется не- посредственно на материале натуры. 50 Многообразные задачи компоновки элементов на плоско- сти решаются при помощи оперирования простыми геометри- ческими элементами: точкой, линией, пятном и стилизованны- ми в сторону наибольшего упрощения изобразительными фор- мами. Условия и общие требования, предъявляемые к выпол- нению практических заданий по композиции: 1. Знание теоретического курса. 2. Соблюдение правил композиционных поисков: - формальный характер композиционных поисков; - схематичность и плоскостное решение; - использование разнообразных графических приемов на эскизной стадии и в окончательном варианте; - соблюдение пропорциональной точности при переносе и при увеличении эскизов для окончательных вариантов; - правильный выбор формата в зависимости от поставлен- ной задачи; - для корректировки композиции необходимо периодически располагать формат, меняя его положение, из горизонтального в вертикальное. 3. Декоративность окончательной композиции. 4. Свободное решение задач, выходящих за рамки стерео- типных решений. 5. Гармоничность замыслов, идей, образов и средств выра- зительности композиционного решения. 6.-Стилизации изображения. 51 7. Выбор материала и инструментов в соответствии с постав- ленной задачей. 8. Качество выполнения. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД КОМПОЗИЦИЕЙ 1. Выполнение поисковых эскизов и схем в карандаше для нахождения оптимальной композиции: линейное и тоновое ре- шение. 2. Выбор оптимальной композиции. 3. Точный перенос с эскиза или построение окончательного варианта. 4. Выполнение композиции в графике или в цвете в зависи- мости от поставленной задачи. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ 1. Бумага белая и цветная, картон различных сортов. 2. Изобразительные материалы: акварель, тушь черная, гу- ашь, темпера. 3. Инструменты: - кисти (колонковые, беличьи, из искусственного волоса), круглые и плоские, разных номеров; - перо стальное ученическое; - гелевые ручки; - палочки деревянные; - трубочки стеклянные; - рейсфедер; 52 - рапидограф; - циркуль; - линейка; - угольник. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ В КОМПОЗИЦИИ (статическая, динамическая) Уравновешенность композиции зависит от распределения масс композиции относительно ее центра, при этом элементы должны быть сбалансированы между собой. В теоретической части уже говорилось о том, что изначально обладает качеством уравновешенности симметричная композиция. В симметричной композиции главная ось совмещается с осями симметрии (ста- тика). Ось композиции - это условная линия, визуально восприни- маемая в качестве главной, которая объединяет вокруг себя фигуры (элементы) в единое целое, что дает ощущение стабиль- ности. При выполнении упражнений на данную тему необходимо уделить особое внимание построению динамических компози- ций, которым свойственна асимметричная композиционная схема, а осей композиции может быть несколько (главная и вто- ростепенные оси композиции). Упражнение 1. Равновесие в композиции. Задача: создать уравновешенную композицию, используя только точку и линию. Данные элементы приблизительно обозначаются как нечто геометрическое, а поэтому точка может представлять собой круг, 53 кляксу, компактное пятно. То же касается и линии, которая не Обязательно должна быть геометрически правильной, она мо- ет быть прямой, кривой, зигзагообразной. В то же время не- бходимо следить за тем, чтобы не перейти ту грань, когда ли- ния превращается в пятно или плоскость. Выполняя задание, необходимо найти соотношение между точкой, линией и плоскостью листа и соотношение величины очки с величиной линии на плоскости. Композиция должна быть уравновешенной, а элементы находиться на местах, не вызывающих сомнения, с учетом сложности формы и их ус- тойчивости. Располагать элементы следует таким образом, что- бы тональные контрасты равномерно распределялись по всей композиции, создавая определенную ритмическую последова- тельность. Необходимо заботиться об организации доминанты. Выполняются два варианта композиции (рис.17). Первый вариант: статичная композиция, формат: квадрат 6x6 см или 8x8 см. Второй вариант: динамичная композиция, формат свобод- ный. Выполняются варианты в карандаше, затем наиболее удач- ный вариант в ахроматической гамме. Материал: тушь, гуашь. Упражнение 2. Равновесие в композиции. Задача: используя в качестве мотивов геометрические фор- мы (круг, квадрат, прямоугольник, сегмент и т.д.), получить уравновешенную композицию. При выполнении задания следует учитывать, что от формы предмета зависит его вес в композиции. Выполняются два ва- рианта. 54 В первом варианте необходимо выдержать принцип стати- ческого равновесия. Создать правильно построенную компози- цию из простых геометрических форм или приближенных к ним, найти их точное место в композиции с учетом их форм и устой- чивости, уравновесить светлые и темные пятна (рис. 18, а, б). Второй вариант предполагает создание динамической урав- новешенной композиции путем компоновки элементов с уче- том их формы и с сохранением равновесия. В композиции необходимо создать иллюзию движения, ис- пользовать активный контраст в размерах между элементами, остроугольные формы и различные повороты (рис. 18, в, г). Решение окончательного варианта - в ахроматической гам- ме, с предварительной разработкой эскизов в карандаше. Материал: тушь, гуашь черная. Размер композиций: 6x8 см или 8x10 см. СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ Цель упражнений по данной теме - закрепить полученные теоретические знания на практике. Выполняя их, необходимо помнить, что симметрия - одно из самых сильных композици- онных средств, обеспечивающих целостность и уравновешен- ность. Асимметрия - противоположное симметрии понятие, под которым подразумевается «неустойчивость», «напряжен- ность», «устремленность» и т.д. Упражнение 1. Симметричная композиция. Задача: двумя или несколькими элементами организовать симметричную, устойчивую композицию. В композиционной организации плоскости допускаются нюансные отклонения от абсолютной симметрии и небольшие 55 Рис. Равновесие в композиции 56 Рис. 18. Равновесие в композиции 57 преобразования, но при сохранении структуры построения, рисущей симметричной композиции, а это значит: законо- ерное расположение элементов композиции относительно сей, линий структурного плана плоскости (рис. 19, а; цв. вкл. рис. 7). Элементы композиции: стилизованные, декоративные. Решение: в графике и в цвете. Размер композиций: 10x10 см или 12x12 см. Упражнение 2. Асимметричная композиция. Задача: организовать асимметричную композицию путем преобразований в композициях, полученных в первом упраж- нении. Задание предусматривает организацию визуального равно- весия несимметричных частей композиции относительно цен- тра или оси. Важно добиться в композиции единства и целост- ности, найти взаимодействие главного и второстепенного. Преобразования должны быть направлены на нарушение композиционных связей между элементами. Вследствие этого нарушатся симметрия, устойчивость в композиции, появится элемент динамики (рис. 19, б). Решение композиции: в графике и в цвете. Размер композиций: 10x10 см или 12x12 см 58 Рис. 19. 59 РИТМ Данная тема предусматривает освоение на практике основ- ных приемов создания выразительной организации формы или группы форм в метро-ритмическом порядке (метр) и ритми- ческую организацию элементов в монокомпозиции. Упражнение 1. Организация метрического ряда. Задача: организовать плоскость листа с целью получить простой и сложный метрические ряды. При составлении композиции используются простые геомет- рические, или близкие к ним по форме, декоративные элемен- ты. Сначала необходимо выбрать наиболее выразительный и ин- тересный элемент и образовать из него несколько вариантов форм (рис. 20), затем на основе наиболее удачных вариантов составить: сначала простой метр, а потом сложный метричес- кий ряд. Композиция должна носить раппортный характер. В процессе работы студентам следует найти интересный ритмический строй. Необходимо обратить внимание на ра- венство форм и интервалов при организации простого мет- рического ряда, изменение интервалов и чередование не- скольких форм при повышении сложности ритма (сложный метр) (цв.вкл. рис.6, а, б). Техника выполнения: аппликация. Решение в двух вариантах: черно-белое и в цвете. Размер композиций: ленточная или фризовая - 6x20 см, сетчатый орнамент 12x12 см. Материал: тушь, гуашь. 60 Упражнение 2. Ритмическая организация элементов в монокомпозиции Задача: организовать плоскость листа системой графичес- ких элементов с целью получить ритмически выстроенную ком- позицию. Упражнение позволяет определить различие в построении метрического ряда, выражающего статику, и ритмического по- рядка, выражающего динамику. Кроме того, дает понять, что ритмическая организация элементов в композиции есть четко видимая изменяемость (без скучного чередования элементов) от большего к меньшему или наоборот. Композиция может состоять из двух или более слоев. Наи- более простой вариант ритмически организованной плоско- сти - это ровный фон и наложенные на него элементы в оп- ределенном направленном ритме с определенной скоростью (цв. вкл. рис. 6, г). Второй вариант ритмически организованных элементов пре- дусматривает организацию фона (базисной композиции) и на- ложение на него второго композиционного слоя - контрастного (или нюансного) по своим связям с первым. Достигается это за счет пластики элементов (цв. вкл. рис.6, в). Элементы компози- ций могут быть геометрическими или стилизованными деко- ративными (цв. вкл. рис. 8). Композиции должны быть динамичны и уравновешенны. Выполняя их, необходимо добиваться декоративности и наи- большей выразительности. Выполняется два варианта. Размер композиций: от 8 см до 15 см по большой стороне. Материал: гуашь, цветная бумага. 61 Рис. 20. |