Главная страница
Навигация по странице:

  • ББК 85. УДК 745/749(075.8) Т 742

  • Тропина, Т.Н. Т 742

  • ББК 85.12я73-1 УДК 745/749(075.8) ISBN 5-85921-552-5

  • Особенности декоративной композиции

  • ФОРМАТ Всякое изображение ограничено краями плоскости

  • ТИПЫ КОМПОЗИЦИИ По типу композиция может быть замкнутой и открытой. Зам- кнутая композиция

  • Открытая композиция - ее еще называют фрагментарной

  • ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ Следующий этап в построении композиции - распределе- ние на плоскости или в объемной форме всех основных эле- ментов изображения. Монокомпозиция

  • Декоративной композиции


    Скачать 5.06 Mb.
    НазваниеДекоративной композиции
    Дата16.05.2023
    Размер5.06 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаosnovy-dekorativnoy-kompozicii-u.pdf
    ТипДокументы
    #1136493
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
    УНИВЕРСИТЕТ
    Т.Н. Тропина, В.И. Беляев
    ОСНОВЫ
    ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
    Утверждено в качестве учебно-методического пособия
    Редакционно-издательским советом НГПУ
    Новосибирск 2005

    ББК 85.
    УДК 745/749(075.8)
    Т 742
    Рецензенты:
    Кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна Новосибирского государственного педагогического университета
    Кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой рисунка, живописи, скульптуры НГАХА
    В. П. Токарев
    Тропина, Т.Н.
    Т 742
    Основы декоративной композиции: учебно-методическое пособие / Т. Н. Тропина, В. И.Беляев. - Новосибирск: Изд.
    НГПУ,
    2005.
    -
    72 с: ил.
    (16 с).
    ISBN 5-85921-552-5
    В учебно-методическом пособии рассмотрены основы теории компози- ции применительно к задачам обучения студентов но специальностям
    «Изобразительное искусство» и
    «Декоративно-прикладное искусство».
    Теоретическая часть данного пособия написана
    Т.Н.
    Тропиной,
    методичес- кие указания - В.И. Беляевым. Предложенная в пособии методика выпол- нения практических заданий подкреплена обширным иллюстративным ма- териалом.
    Работа предназначена для студентов 2-го и 3-го курсов художественно- графического факультета, изучающих дисциплины
    «Основы декоративно- прикладного искусства», «Основы композиции».
    ББК 85.12я73-1
    УДК 745/749(075.8)
    ISBN 5-85921-552-5 © Тропина Т.Н., Беляев В.И., 2005
    © Новосибирский государственный педагогический университет, 2005

    3
    ТЕОРИЯ КОМПОЗИЦИИ
    Теория композиции как самостоятельная наука об искусстве начала формироваться только в начале XX столетия, хотя в ее становление внесли немалый вклад художники и теоретики ис- кусства от древнейших времен и до наших дней. Становлению научных основ теории композиции послужили труды
    М.В.
    Ал- патова, Б.Р. Виппера, П.Я. Павлинова, В.А. Фаворского, Н.Н. Вол- кова, Л.И. Жегина и др. [16].
    Термин
    «композиция»
    происходит от латинского слова compositio, означающего составление, сочинение, соединение частей, упорядоченное соединение элементов.
    В широком смыс- ле слова этот термин употребляется и в музыке, литературе, театре, кино, архитектуре и изобразительном искусстве. В твор- ческом отношении
    - это общий замысел, структура произведе- ния искусства, наиболее полно выражающая идею.
    М.В.
    Алпа- тов писал:
    «Подражая отдельным принципам строения органи- ческой и неорганической природы и последовательно развивая их, человек делает композицию основой художественного твор- чества, средством выражения своего отношения к действитель- ности.
    Композиция становится в руках человека одним из средств своеобразного познания и подчинения природы. В этом понимании композиция свойственна решительно всем видам ис- кусства. Можно говорить о композиции города или отдельного

    4 архитектурного сооружения, о композиции сонаты или роман- са, о композиции романа, эпопеи или лирического стихотворе- ния…
    Эта общность служит нередко основой сотрудничества художников, представителей различных видов искусства и рож- дает так называемый синтез искусств...» (цит. по: Бердник Т.О.
    Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Ростов н/Д., 2001. С. 44.).
    Композиция
    - это гармоничное взаимодействие всех ее эле- ментов, выражающих в художественно-образной форме ее со- держание.
    Важное условие художественного воздействия лю- бой композиции - единство и целостность ее формы, взаим- ная согласованность всех частей между собой и целым. С по- мощью композиции художник выражает свою мысль, пытается сделать её понятной и донести её до зрителя.
    Теория композиции опирается на знание определенных правил и законов, раскрывает общие закономерности и при- емы использования выразительных средств для формирова- ния композиционного строя
    (принципы контраста или нюан- са, тождества, симметрии или асимметрии, динамики или статики, замкнутости или открытости композиции и ее эле- ментов).
    Однако, создание нового произведения изобрази- тельного или декоративно-прикладного искусства, поиск его композиционного решения, являются процессом творческим, который в большей степени является интуитивным.
    Поэто- му композиция определяется как результат интуитивного творчества и осознанного выбора.
    На протяжении веков мастерами изобразительного искусст- ва были разработаны основные
    композиционные
    схемы,
    с

    5 помощью которых важные элементы композиции размещались таким образом, что образовывали простые геометрические фи- гуры - круг, треугольник, овал, квадрат, прямоугольник и т.д.
    Вместе с развитием самого искусства, изменением историчес- ких условий и эстетических взглядов изменялись композици- онные системы и приемы.
    Например, для искусства античности, эпохи
    Возрождения, стиля классицизм были свойственны ярко выраженное чувство гармонии и лаконичность художественного языка.
    Поэтому для многих произведений характерны, так называемые,
    «гео- метрические построения», где смысловой, зрительный центр композиции, то есть главный узел, состоящий из фигур и пред- метов, вписывался в геометрическую фигуру, образующую устойчивую пирамиду или треугольник, как наиболее распрос- траненный, расположенный, как правило, в центре картинного пространства.
    Такая
    пирамидальная
    композиция производит впечатление ясности, цельности и легко воспринимается.
    Композиционные приемы зависят от характера, назначения художественного произведения, специфики видов и жанров ис- кусства, от творческой индивидуальности художника.
    Направление главных линий картины влияет на её эмоцио- нальное восприятие.
    Преобладание горизонтальных или слег- ка наклонных прямых линий создает впечатление покоя или размеренного, легкого движения.
    Сочетание резких вертикаль- ных, угловатых или округлых линий придает картине динамич- ность.
    С помощью
    диагонального
    построения
    передаются скорость и движение.
    Круговые схемы используются там, где необходимо разместить большое число фигур и художник ста-

    6 вит задачу привлечь внимание к каждому. В этом случае замк- нутая линия организует движение взгляда, позволяет неоднок- ратно останавливаться на одних и тех же точках.
    Благодаря четкому композиционному построению, оптималь- ному соотношению и взаимодействию частей композиции до- стигается
    целостность
    художественного
    произведения.
    Цело- стность является важным свойством композиции.
    Целостность
    - стадия законченности композиции, при которой, по определе- нию Н.Н. Волкова: «1) ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого; 2) части не могут менять- ся местами без ущерба для целого; 3) ни один новый элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для целого»
    [16, с. 13].
    Использование простых схем в процессе обучения помога- ет найти соотношение различных частей композиции, понять общую структуру произведения.
    Именно с продумывания и построения композиционной схемы начинается работа над лю- бой композицией.
    Особенности декоративной композиции
    Общие законы композиции применимы в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и дизайне.
    Но каждый вид искусства имеет свою специфику в использовании различных композиционных средств.
    Так, произведения декоративно- прикладного искусства обладают еще и утилитарной функ- цией, и особенности композиции зависят от художественных,

    7 технологических возможностей материала изделия
    (кожа, ткань, керамика, стекло, металл, дерево и др.), его назначе- ния и места в предметной среде.
    Таким образом, в декора- тивной композиции должна прослеживаться внутренняя вза- имосвязь материала, его художественных возможностей и средств и образного содержания.
    Декоративная композиция может быть построена средства- ми, отличными от живописной композиции. В живописном про- изведении передается иллюзия пространства, глубины, переда- ется объем предметов с помощью света и тени. Художествен- ный язык в декоративно-прикладном искусстве принципиаль- но отличается от художественного языка станкового искусства, здесь реальные образы окружающего нас мира природы пре- вращаются в орнаментальные мотивы.
    Для декоративной ком- позиции в большинстве случаев характерен
    плоскостной
    ха-
    рактер изображения мотивов и элементов, отказ от передачи световоздушной среды, пространства, реального цвета.
    Декоративная композиция в народном декоративно-приклад- ном искусстве может строиться на основе приемов построения орнамента, а сюжетная декоративная композиция
    - напоминать узор, свободно заполняющий плоскость.
    Для декоративной те- матической композиции характерен свой особый,
    условный
    художественный
    язык.
    С помощью композиционных средств возможна передача повествовательности сюжета, особая ус- ловная передача пространства, не разрушающая плоскостного характера изображения.
    В произведениях народного искусст- ва, например, в росписи прялок, древнерусской живописи, в

    8 иконописных произведениях, пространство решается при по- мощи фризовой, трехъярусной композиции.
    Например, фигу- ры, расположенные ближе к зрителю, располагаются внизу плоскости или листа, а выше изображаются дальние планы. С помощью условных приемов возможна передача событий, про- исходящих в разное время и в разных местах. Примером могут служить миниатюры художников
    Палеха, иконописные произ- ведения, где вокруг изображения главного события помещают- ся более мелкие рисунки (цв. вкл. рис. 1,2).
    Таким образом, декоративная композиция строится по опре- деленным законам и правилам. Законы, правила и средства ком- позиции направлены на достижение максимальной выразитель- ности в создании художественного образа.
    ФОРМАТ
    Всякое изображение ограничено краями
    плоскости или объе- ма и имеет свой определенный размер и формат (от лат. «formo»
    - придавать форму).
    Определение формата и размера является одним из первых элементов композиции.
    Формат
    может быть
    прямоугольным
    (вертикальным, горизонтальным),
    квадратным,
    овальным или в виде круга.
    Прямоугольный формат обычно выдерживается в пропорциях
    «золотого сечения».
    Выбор фор- мата может определять в какой-то степени эмоциональное воз- действие композиции, так,
    вертикальный
    формат дает ощуще- ние возвышенности,
    удлиненный
    горизонтальный
    формат ис- пользуется для фризовой или панорамной композиции, дает

    9 ощущение простора и свободы.
    Квадрат идеален для создания статичных, уравновешенных композиций.
    В кругу или овале композиция строится относительно центральных осей.

    10
    ТИПЫ КОМПОЗИЦИИ
    По типу композиция может быть замкнутой и открытой. Зам-
    кнутая композиция обычно имеет поля, композиционное пят- но имеет четкие границы.
    Пластическое решение композиции все время как бы возвращает взгляд зрителя к центру компози- ции (цв. вкл. рис. 3, а).
    Открытая
    композиция
    - ее еще называют
    фрагментарной
    - может быть продолжена за пределы формата, ее можно про- должить влево, вправо, вверх и вниз (цв. вкл. рис. 3, б). Взгляд зрителя уходит за пределы формата.
    К открытой композиции также относятся рисункираппортного характера.
    ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ
    Следующий этап в построении композиции
    - распределе- ние на плоскости или в объемной форме всех основных эле- ментов изображения.
    Монокомпозиция
    Композиции декоративных панно, гобеленов, ковров, плат- ков, шалей, эмблем и других штучных изделий строятся по правилам и закономерностям
    монокомпозиции
    (моно
    - одна), в отличие от повторяющихся, орнаментальных раппортных композиций.
    Особенности построения монокомпозиции были рассмотрены в учебном пособии профессора
    Московского тек- стильного института
    В.Н.Козлова
    [7, с.
    203-223].
    Монокомпо-

    11 зиция всегда выполняется на плоскости, обычно ограниченной определенными размерами.
    Расположение мотивов и элемен- тов в такой композиции должно обеспечивать замкнутую ком-
    позиционную
    структуру.
    Простейшим композиционным реше- нием является рисунок, построенный по принципу симметрии, четкого равновесия центра и декоративного каймового обрам- ления.
    Созданию замкнутости композиционной структуры спо- собствует размещение главных мотивов в центральной
    (актив- ной) части плоскости, и, наоборот, их близкое расположение к границам плоскости мешает замкнутости композиции.
    Общий характер силуэта орнаментальных мотивов, приближенный к простым геометрическим формам, также будет способствовать замкнутости композиции.
    Принципы построения композиции имеют свои четко выра- женные закономерности, обусловленные
    особенностями
    зри-
    тельного
    восприятия,
    которые работают на подсознательном уровне.
    Особенности зрительного восприятия человека таковы, что, рассматривая какой-либо объект, например, плоскость ли- ста бумаги, взгляд начинает движение из верхнего левого угла вправо, затем вниз между вертикалью из левого верхнего угла в левый нижний, захватывая диагональ, проходящую через центр листа из верхнего правого угла в левый нижний (рис. 1). Тот же принцип движения мы используем при чтении: слева - направо и сверху - вниз. Далее из левого нижнего угла взгляд возвраща- ется более широко по всей плоскости листа в левый верхний угол, и вновь движение повторяется по той же траектории, но становится более витиеватым, изучающим мелкие детали.
    Та- ким образом, в первую очередь наиболее изученными являют-

    12
    Рис. 1. Схема восприятия плоскости

    13
    Рис. 2. Структурный план плоскости (по Р. Арнхейму)

    14 ся зоны верхней левой четверти листа и центр. Верхняя часть плоскости листа более изучена, чем нижняя, а зрительный центр листа смещается вверх.
    Наименее изученным является нижний правый угол, его рассмотрение требует дополнительных уси- лий, для этого необходимо специально направлять взгляд в эту зону.
    Этим вопросом специально занимался американский теоре- тик и психолог искусства Рудольф Арнхейм [1]. Арнхейм, ана- лизируя живописные произведения, вывел следующие
    законо-
    мерности
    зрительного
    восприятия.
    Элементы, расположен- ные в различных частях плоскости, воспринимаются неодина- ково. Элементы, находящиеся слева, кажутся ближе к зрителю.
    Объекты, изображенные в центральной части плоскости, кажут- ся удаленными в глубину (рис. 3, а). Если предмет расположен в верхней части композиции (рис. 3, б), то он кажется тяжелее того, что расположен внизу (рис. 3, г). Элементы, расположен- ные справа (рис. 3, в, д), зрительно имеют больший вес, чем элементы, находящиеся слева (рис. 3, г). Таким образом, левая сторона композиции более сильная.
    Поэтому наиболее важные элементы располагают слева или в центре, а тяжелые, бросаю- щиеся в глаза - справа. Неодинаково воспринимаются диагона- ли композиции. Диагональ идущая слева вверх направо воспри- нимается как восходящая, а диагональ идущая слева вниз на- право - нисходящая (рис. 2).
    В силу законов восприятия плоскость делится на активную и пассивную части. Активной будет центральная часть плоско- сти, а пассивной
    - пространство, близкое к границам плоско- сти.

    15
    Рис. 3. Зрительный вес элементов в композиции

    16
    Изобразительное поле, на котором располагается изображе- ние (картина, лист бумаги, холст, пространство стены или по- верхность объемного предмета), также оказывает определен- ное воздействие на изображаемое на нем.
    Изображение зави- сит от размера, пропорций сторон и формы поля. Неравноцен- ность поля проистекает из особенностей зрительного восприя- тия.
    Так, например, в
    прямоугольнике
    наиболее активными точками будут точки, лежащие на центральной оси и горизон- тали, пересекающей ее в оптическом центре; точки, лежащие на диагоналях; точки, обозначающие пропорции
    «золотого се- чения»; точки, лежащие на границах овала, вписанного в дан- ный прямоугольник.
    В
    квадрате активны точки, лежащие на диагоналях, точки, лежащие на пересечении диагоналей с окружностью, вписан- ной в квадрат, и точка пересечения диагоналей.
    В круге активны центр круга и точки вокруг него и располо- женные чуть выше геометрического центра, а также точки, ле- жащие на сторонах пятиугольника, вписанного в круг и на его диагоналях.
    В
    треугольнике - в зоне пересечения высот биссектрис и медиан.
    Таким образом, мы видим, что геометрическая фигура сама по себе уже содержит точки, на которых концентрируется вни- мание [3, с.24]. Композиционные схемы, о которых говорилось вначале, строились с учетом основных линий и активных то- чек.
    При создании композиции необходимо учитывать
    правила
    группировок,
    впервые сформулированные немецким искусст-

    17
    Рис. 4. Правила группировок

    18 воведом
    М.
    Вертхеймером: чем больше части какой-либо зри- тельно воспринимаемой модели похожи по какому-то качеству друг на друга, тем сильнее они будут восприниматься как рас- положенные вместе [1, с.80]. Этот прием обусловлен особенно- стями физиологического порога восприятия.
    Мозг человека может одновременно воспринять не более 5-7-ми элементов или групп. При большом количестве элементов композиция не вос- принимается как целое и кажется раздробленной.
    Потребность
    «организовать»,
    «группировать» элементы формы является свойством человеческой психики. М. Вертхеймер на этом и сфор- мулировал свой «закон организации».
    Правила группировок основаны на применении
    «принципа подобия».
    Группирующий эффект может возникать в нашем сознании путем «подобия по размерам» (рис. 4, г), «подобия на основе формы»
    (рис.
    4,
    в),
    «подобия по скорости»,
    «подобия света и цвета» (рис. 4, а), «подобия по расположению» (на- званного
    Вертхеймером
    «правилом близости или родства»)
    (рис.
    4, б), «подобия пространственной ориентации» (рис. 4, е), «по- добия по направлению» (рис. 4, д).
    Таким образом, используя правила группировок, необходи- мо добиться акцентирования внимания на центральной части плоскости, а используя особенности размещения элементов в различных частях плоскости, необходимо добиться создания эффекта визуального равновесия.

    19
      1   2   3   4


    написать администратору сайта