Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение

  • Упражнение 4.

  • Упражнение 1

  • Упражнение 2.

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р.

  • Григорян, Е.А.

  • Ермолаева, Л.П.

  • Желудков, А.С.

  • Козлов, В.Ч. Основы художественного оформления тек- стильных изделий / В.Н. Козлов. - М.: Легкая и пищевая про- мышленность, 1981. 8. Коник, М.А.

  • Логвиненко, Г

  • Львовский, Ф. Основы композиции (цвет: и художествен- ный текстиль) / Ф. Львовский // Юный художник. 1995. - №9.- С. 18-21. 12. Львовский

  • Львовский

  • Паранюшкин, Р.В.

  • Розенблюм, Е.

  • Чернышев, О.В.

  • Тропина Татьяна Николаевна Беляев Василий Иванович ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

  • Декоративной композиции


    Скачать 5.06 Mb.
    НазваниеДекоративной композиции
    Дата16.05.2023
    Размер5.06 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаosnovy-dekorativnoy-kompozicii-u.pdf
    ТипДокументы
    #1136493
    страница4 из 4
    1   2   3   4
    ДОМИНАНТА
    В теоретической части дано понятие о доминанте как о глав- ном элементе на плоскости, при котором проявляется его отно- шение к второстепенным деталям как «старшего» к «младшим».
    Практические задания по теме «Доминанта» ставят цель создать композиции, в которых второстепенные детали должны служить главному, оттенять, выделять и направлять взгляд зрителя, в первую очередь, на него. Доминанта, в свою очередь, должна отражать противопоставление одного элемента по массе, раз- мерам, форме и положению всем остальным элементам, взаи- модействовать с ними, вести диалог и не должна становиться
    «диктатором».
    Выполняя практические задания по организации доминан- ты, необходимо добиваться того, чтобы композиции были урав- новешены по массам, элементы композиции не должны быть
    «случайно» расставлены на все
    «свободные» места плоскости, а организованы в определенной ритмической последовательно- сти. Направление к главному должно быть организовано за счет линейных, пластических и тональных тяготений.
    Упражнение
    I . Организация доминанты.
    Задача:
    организовать плоскость листа с целью получить об- раз доминанты, реализованной через: а) размер; б) форму; в) цвет; г) концентрацию элементов на одном из участков плоско- сти; д) одновременное использование вышеперечисленных средств.
    Первый вариант получения образа доминанты
    - это реали- зация ее через размер. При подобных или одинаковых по фор-

    63 ме элементах композиции один из них будет выделяться разме- ром на фоне остальных (цв.вкл. рис. 9, а). Количество элемен- тов должно быть от 5-ти до 7-ми. Организация доминанты за счет формы означает то, что элемент, исполняющий роль доми- нанты, отличается от остальных элементов композиции фор- мой (цв.вкл. рис. 9, г). Количество элементов - как в предыду- щем варианте.
    Следующий вариант организации доминанты
    - выделение ее цветом.
    При одинаковости формы и размеров композицион- ных элементов один из них отличается от остальных цветом
    (цв.вкл. рис. 9, в). Количество элементов- 5-7.
    Доминанта может быть организована за счет концентрации
    (сгущения) элементов на одном из участков плоскости. Концен- трация элементов создает напряжение на участке, который на- чинает доминировать, и тем самым привлекать внимание зри- теля.
    Остальные участки плоскости при этом остаются более разряженными.
    Композиция должна быть уравновешенной.
    Количество элементов от 10-ти до 15-ти.
    Образ доминанты можно получить путем одновременного использования вышеперечисленных средств.
    Это означает, что элемент композиции, играющий роль доминанты, выделяется одновременно за счет формы, цвета, размера и т.п. Остальные элементы или мотивы композиции могут быть тождественны или подобны (цв. вкл. рис. 10). Количество элементов - 5-7.
    Композиции выполняются в цвете с использованием ясно чи- таемых цветовых гармоний
    (контрастных, нюансных, гармонии родственных цветов, монохромных оттенков одного или не- скольких цветов).

    64
    Размер композиционных вариантов до 12 см по большой стороне.
    Материал: тушь, гуашь, цветная бумага.
    Упражнение
    2.
    Усиление и ослабление активности доми-
    нанты.
    Задача:
    на основе выполненных ранее упражнений на орга- низацию доминанты необходимо усилить или ослабить ее ак- тивность.
    Для решения этой задачи могут быть использованы следу- ющие варианты:
    - введение тоновых или цветовых изменений;
    - введение графических трансформаций;
    - перегруппировка элементов на плоскости;
    - увеличение или уменьшение доминанты по размеру и т.д.
    Рассмотрим некоторые из них, например:
    использование цветовых или тоновых изменений.
    Взяв ранее выполненную композицию, где доминанта была выделена цветом, не меняя композиционную схему и форму эле- ментов, необходимо изменить цвет доминанты на более близ- кий к остальным элементам, тем самым ослабив ее активность, или наоборот
    - заменить цвет доминанты на контрастный по отношению к цвету элементов композиции, сделав ее более агрессивной по сравнению с первым вариантом (цв. вкл. рис. 11);
    использование изменения размера доминанты.
    Доминанту, реализованную через размер, можно сделать менее активной, если уменьшить ее в размере.
    Доминирую- щий элемент станет ближе по размеру к остальным элементам композиции, идем самым его активность станет слабее
    {цв.вкл.
    рис. 12). Возможен и обратный вариант;

    65
    использование перегруппировки элементов на плоскости.
    Перераспределяя элементы на плоскости, можно также до- биться усиления или уменьшения активности доминанты.
    Взяв композицию, где доминанта находится в
    «тесном» взаимодей- ствии с элементами композиции, необходимо перегруппиров- кой их на плоскости избавиться от такого положения (близкого
    «соседства» или наложения элементов на доминанту).
    Доми- нанта станет более активной. Чем сильнее «сдавливают» и дро- бят элементы доминанту, тем менее значимой становится ее активность (цв.вкл. рис. 13).
    При выполнении упражнений надо стараться, чтобы компо- зиция была цельной, не разваливалась на отдельные части, а доминанта при этом взаимодействовала с остальными элемен- тами.
    Выполняя упражнения по данной теме, необходимо проде- монстрировать весь ход работы в соответствии с условиями и требованиями, предъявляемыми к выполнению заданий.
    Тех- ника исполнения и размер композиций аналогичны первому упражнению.
    Упражнение
    3.
    Организация
    двух
    композиционных
    цен-
    тров.
    Задача:
    создать в композиции два центра, используя разные параметры: размер, цвет, концентрацию элементов на двух уча- стках и т.д.
    Выполняя композиции, следует помнить, что один из обра- зов доминанты должен быть главным (ведущим), а второй ему подчиняться.
    Поэтому главный центр должен быть выявлен

    66 более активно.
    Композиционные центры должны быть взаи- мосвязаны друг с другом посредством использования допол- нительных и вспомогательных элементов композиции и вер- ного расположения их в формате.
    Композиция должна быть уравновешенной и цельной, не должна распадаться на две части (цв.вкл. рис. 14).
    Выполняется по одному варианту на каждый из параметров.
    Упражнение 4.
    Организация композиционной паузы.
    Задача:
    организовать элементы в формате таким образом, чтобы получить композицию без композиционного центра, роль которого чаще всего выполняет элемент
    (группа элемен- тов), организованный различными средствами
    (цвет, тон, форма и т.д.).
    Роль доминанты в данном случае будет выполнять свобод- ное пространство плоскости, так называемая, композиционная пауза. Площадь ее должна быть оправданной, не слишком боль- шой и организующей центр композиции. Элементы могут быть стилизованными, декоративными или условно-геометрически- ми (цв.вкл. рис. 14, б). Количество элементов - любое, в зависи- мости от задуманного сюжета, но при этом композиция не дол- жна быть перегружена.
    Решение: в цвете.
    Материал: гуашь.
    Размер композиций: 8x8 см или 10x10 см.

    67
    ТИПЫ КОМПОЗИЦИЙ
    Задание предусматривает создание композиций открытого и замкнутого типа.
    Приступая к выполнению вариантов, необхо- димо хорошо усвоить принципы организации данных компози- ций, их основные отличия.
    Открытые композиции чаще быва- ют асимметричными и динамичными.
    Замкнутые композиции
    - симметричными и статичными.
    Упражнение 1
    .Замкнутая композиция.
    Задача:
    используя разные графические элементы, организо- вать плоскость листа с целью получить замкнутую композицию.
    Элементы композиции могут носить абстрактный, декора- тивный или геометрический характер.
    Компонуя элементы в заданном формате, необходимо стремиться создать замкнутое состояние, для этого все композиционные элементы должны взаимодействовать друг с другом, создавая целостность компо- зиции.
    Следует использовать такие приемы, как наложение
    (оверлеппинг), врезку, правило группировок.
    Необходимо за- ботиться об организации композиционного центра.
    Вначале выполняются поисковые эскизы в карандаше с установлением тональных отношений. Итоговый вариант - выполняется в цвете
    (цв. вкл. рис.15, а; рис. 16, а).
    Техника исполнения: аппликация.
    Размер композиций: 10 - 12 см по большой стороне.
    Упражнение 2.
    Композиция открытого типа.
    Задача:
    используя разные графические элементы, организо- вать композицию открытого типа.
    Упражнение выполняется в
    2-х вариантах.

    68
    Первый
    вариант
    подразумевает использование композици- онных элементов из предыдущего упражнения.
    Необходимо нарушить их композиционные связи, распределить элементы таким образом, чтобы задать им ясно выраженное направле- ние за пределы формата - вправо, влево, вверх, вниз. Компо- зиционный центр в данном случае может отсутствовать
    (цв. вкл. рис. 16, б).
    Второй
    вариант
    выполнения композиции открытого типа
    - это композиция, использующая другие элементы, они могут быть подобны, нюансны или контрастны и могут носить деко- ративный характер (цв. вкл. рис. 15, б).
    Упражнение выполняется в цвете, с использованием цвето- вых гармоний.
    Размер композиций: 10 - 12 см по большой стороне.

    69
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Арнхейм,
    Р.
    Искусство и визуальное восприятие
    /
    Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974.
    2. Герчук, Ю. Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: учебное пособие
    /
    Ю.Я. Герчук. - М.: Учебная литература, 1998.
    3. Григорян,
    Е.А. Основы композиции в прикладной графи- ке: учебно-методическое пособие для студентов и учащихся высших и средних учебных заведений
    /
    Е.А.
    Григорян.
    -
    Ереван, 1986.
    4. Ермолаева,
    Л.П.
    Основы дизайнерского искусства: деко- ративная живопись, графика, рисунок фигуры человека
    /
    Л.П. Ермолаева. - М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
    5. Желудков, А.С. Свойства элементов в декоративной и про- странственной композиции / А.С. Желудков. - М., 1977.
    6. Казаринова,
    В.И. Товароведу о красоте и композиции /
    В.И Казаринова. - М.: Экономика, 1973.
    7. Козлов,
    В.Ч.
    Основы художественного оформления тек- стильных изделий / В.Н. Козлов. - М.: Легкая и пищевая про- мышленность, 1981.
    8. Коник, М.А. Архив одной мастерской. Сенежские опыты /
    Марк Коник. - М.: Индекс Дизайн, 2003.
    9. Логвиненко,
    Г.М.
    Декоративная композиция
    /
    Г.М. Логвиненко. - М: Владос, 2004.
    10. Львовский,
    Ф.
    Основы композиции
    (симметрия и асим- метрия в художественном текстиле)
    /
    Ф.
    Львовский
    //
    Юный художник. - 1995.- №4.- С.38-41.

    70 11. Львовский,
    Ф.
    Основы композиции
    (цвет: и художествен- ный текстиль)
    /
    Ф.
    Львовский
    //
    Юный художник.
    1995.
    -
    №9.- С. 18-21.
    12. Львовский,
    Ф.
    Основы композиции
    (пропорции, ритм и пластика в художественном текстиле)
    /
    Ф.
    Львовский
    //
    Юный художник. - 1994.- №11-12.- С. 40-42.
    13. Львовский, Ф. Основы композиции в художественном тек- стиле / Ф. Львовский // Юный художник. - 1996. -№ 8. - С. 25-28.
    14. Львовский,
    Ф.
    Замкнутая и свободная композиция
    /
    Ф. Львовский // Юный художник. - 1996. - № 12. - С. 37-40.
    15. Паранюшкин,
    Р.В.
    Композиция
    /
    Р.В.
    Паранюшкин.
    -
    Ростов н/Д: Феникс, 2001.
    16. Проблемы композиции
    /
    Под ред.
    В.В.
    Ванслова.
    -
    М.:
    Изобразительное искусство, 2000.
    17. Розенблюм, Е. Художник в дизайне / Е. Розенблюм. - М.:
    Искусство, 1974.
    18. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: Ч. 3. Ос- новы композиции / Н.М. Сокольникова. - Обнинск: Титул, 1996.
    19. Художественное оформление текстильных изделий
    /
    С.
    А.
    Малахова,
    Т.А.
    Журавлева,
    В.Н.
    Козлов и др.
    -
    М.:
    Легпромиздат, 1988.
    20. Чернышев, О.В. Формальная композиция / О.В. Чернышев-
    Минск: Харвест, 1999.

    71
    * * *
    В качестве иллюстраций использованы работы студентов
    Ин- ститута искусств
    Новосибирского государственного педагоги- ческого университета.
    В оформлении обложки использована работа художника
    Ана- толия Крюкова.

    Тропина Татьяна Николаевна
    Беляев Василий Иванович
    ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
    Учебно-методическое пособие для студентов художественно-графического факультета
    Редактор Е.Н. Ряшенцева
    Компьютерная верстка Т.Н. Тропина
    Лицензия ЛР № 020059 от 24.03.97.
    Гигиенический сертификат:
    № 54.НК.05.953.П.000149.12.02 от 27 декабря 2002 г.
    Подписано в печать 9.07.05. Формат бумаги 64x90/16.
    Уч.-изд. л. 5,21. Усл. п. л. 4,8. Печать офсетная. Тираж 500 экз.
    Заказ № 340
    Отпечатано:
    ООО «Немо Пресс» г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 1, оф. 201 тел./факс: (383)226-40-13
    1   2   3   4


    написать администратору сайта