Главная страница
Навигация по странице:

  • Стадии перехода к демократии

  • Глава_6. Демократия история и современность Понятие и измерение демократии


    Скачать 483.5 Kb.
    НазваниеДемократия история и современность Понятие и измерение демократии
    Дата01.11.2021
    Размер483.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГлава_6.doc
    ТипГлава
    #260441
    страница14 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    5.3.3.4. Политическая культура как предпосылка демократии



    Воздействие экономических и соци­альных факторов на государственное устройство во многом опосредуется господствующей в обществе политической культурой. Она пред­ставляет собой менталитет, способ восприятия и осмысления политики, переработанный в человеческом сознании опыт лю­дей, их установки и ценностные ориентации, характеризующие отношение граждан к власти. С ней совместим лишь определенный тип политической культуры, названный известными американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербой граждан­ской культурой. Они выделяют три основных типа политических культур:

    • патриархальную, для которой характерно ограничение по­литического горизонта людей их непосредственными, повседнев­ными жизненными интересами, неосознанность последствий свое­го участия в политике, своей политической роли;

    • подданничес­кую, при которой гражданин, хотя и может понимать цели и на­значение политики, но чувствует и ведет себя как исполнитель приказов политических лидеров;

    • активистскую (политического участия), носители которой воспринимают себя самостоятельны­ми активными соучастниками политического процесса, ясно осоз­нают свои цели и пути их реализации [4].


    Демократия может укорениться лишь на почве гражданской политической культуры, сочетающей качества активистской и под­даннической культур. Такая ее двойственность отражает необхо­димые для демократии активное участие в политике, способность править — с одной стороны, и подчинение закону, решениям большинства — с другой.

    Если одни типы политических культур способствуют утверж­дению демократии, то другие препятствуют переходу к ней. Так, движение к демократии, по мнению В.П. Пугачева, тормозит «целостная», тотальная поли­тическая культура, рассматривающая государство, общество и индивидов как единое целое и не допускающая автономии лич­ности и политических институтов по отношению к государству. Демократии враждебна и культура, почитающая власть и ее иерархическое устройство, терпимая к политическому насилию [71 -241]. И, напротив, ей благоприятствует открытая, индивидуалистическая политическая культура, допускающая общественный плюрализм и высоко ценящая права человека, его свободу и ответственность, способность к самоограничениям и компромиссам.

    6.3.3.5. Влияние религии



    На политическую культуру и поведе­ние граждан большое влияние оказы­вает религия. Религия неизменно опирается на довольно большие массы сво­их последователей, это форма общественного сознания. В опреде­ленные исторические периоды в тех или иных регионах планеты это форма сознания, наиболее распространенная в массах, а иногда довлеющая над всеми другими формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь идет о религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс. Политика тоже неиз­бежно связана с огромными массами населения. Следовательно, эти два явления общественной жизни неизбежно перекрещиваются.

    Во многом формируя менталитет, наиболее глубо­кие структуры политического сознания и мировосприятия лю­дей, религия может как тормозить переход к демократии, так и стимулировать его. Выделяют традиционные каналы переплетения рели­гии и политики.

    Во-первых, религия вторгается в социально-полити­ческую жизнь путем влияния на общественные действия своих при­верженцев, используя их религиозные чувства.

    Во-вторых, связи религии и политики обусловлены также целенаправленными действиями и интересами самого аппарата церкви, самих руководителей религиозных организаций. Если на ранних этапах существования религии это был довольно узкий круг заинтересованных людей, проводящих определенную поли­тику, в нужном духе ориентирующих свою паству, то сейчас свою по­литику осуществляют не только разветвленные церковные учреждения, но и всевозможные религиозные и полурелигиозные партии, различные организации, включая детские, молодежные, женские, профессиональные и иные объединения, которые берут под контроль человека, начиная с рождения, и стремятся контролировать его в детском саду, школе, вузе, быту, на производстве, в общественно-политической жизни и т. д. Все крупные церкви име­ют и всемерно используют подобные клерикальные системы воз­действия на политические взгляды и политическое поведение человека , на политические движения. Такое воздействие может иметь различный политический характер, все зависит от классовой позиции, симпатий и антипатий деятелей церкви, религиозных организаций, настроений и интересов верующих, социально-политической обстановки в данном регионе и в мире в целом.

    В-третьих, политические деятели различных оттенков весьма активно используют религию в сфере и внутренней, и внешней политики, чтобы придать массовым социально-политическим движениям угодный им характер. Тут применяются разные средства — и материальные подачки, и подкуп, и апелляция к общим интересам, которые должны быть сохранены совместными усилиями.

    В-четвертых, присутствие религиозного фактора в политике имеет место в тех случаях, когда в силу конкретных условий сами ве­рующие, участники массовых социальных движений, обращаются к религии для обоснования своих интересов и надежд.

    Благоприятное воздействие на утверждение демократического правления оказал протестантизм, с установ­ками на индивидуальную свободу, ответственность, трудолюбие, отрицание церковной иерархии. Страны с преобладающим протестантским населением имеют демокра­тические правительства.

    Далеко не все религии стимулируют развитие демократии. Например, плохо совместим с ней ислам, особенно его идеи отри­цания различий между политикой и религией, между духовной и светской жизнью. Ему чужда сама проблема политического учас­тия граждан. Религии и культуры, не оставляющие личности свободного пространства и выбора и претендующие на совершенство и завершенность, на религиозную регламентацию личной и общественной жизни, ее жесткое подчинение конечным целям, препятствуют демократии.

    Сегодня в мире идет поиск более совре­менных, утонченных форм связи религии и политики, позволяю­щих осуществлять либерально-демократическую политику господ­ствующего класса. Эти поиски носят различный характер. Напри­мер, стремление модернизировать христианство, освободив его от некоторых догматических представлений, учитывающее и совре­менные данные науки. Можно наблюдать обращение к различным нетрадиционным культам, мистическим организациям, создание «экологической религии» и т. д.

    6.3.3.6. Внешнеполитические предпосылки демократии



    Растущее значение для де­мократии имеет внешнее вли­яние. Оно проявляется двояко: через прямое военное, политичес­кое, экономическое, культурно-информационное и иное воздей­ствие и с помощью влияния примера демократических государств. Как показала история, демократия может быть результатом не только внутреннего развития, но и следствием внешнего воз­действия, в т.ч. с помощью силы. В десятках бывших коло­ний демократические институты создавались под прямым воз­действием метрополий, а в отдельных государствах, например в ФРГ, — после военной оккупации. Однако в случае привнесения извне демократия не будет ста­бильной и жизнеспособной до тех пор, пока не создадутся необ­ходимые для нее внутренние предпосылки.

    В общем плане процессу демократизации способствует сосед­ство с влиятельными демократическими державами и их разно­сторонняя поддержка. Однако далеко не всегда помощь со сторо­ны таких стран бывает значительной и бескорыстной, тем более, если речь идет о крупных государствах — бывших соперниках и потенциальных конкурентах.
    6.3.3.7. Стадии перехода к демократии
    В процессе перехода, или транзита, к демократии обычно различают следующие стадии: либерализацию, демократизацию и консолидацию.

    Либерализация — это процесс закрепления некоторых гражданских свобод без преобразования аппарата власти. Несмотря на определенную свободу (собраний и т.п.), сама система не меняется и сохраняет недемократические характеристики. Авторитарный режим ослабляет свой контроль, уменьшает репрессии, позволяет самоорганизацию оппозиции, становится более терпимым к любого рода инакомыслию. Иногда инициа­тиву проявляет сам режим (либерализация сверху), а порой либерализация происходит вследствие давления масс снизу. Она приводит к тому, что воз­никают несовпадающие мнения относительно дальнейшего развития государства и общества, что сталкиваются различные интересы.

    Именно конфликт способствует тому, что во избежание гражданской войны группировки раско­лотой верхушки заключают формальное соглашение об осно­вополагающих правилах политического поведения. С этого начинается стадия демократизации, на которой главное — институционализация, т.е. внедрение новых политических институтов. Вступающие в явное или тайное соглашение стороны демонстрируют способность отказаться от некоторых своих принципов. Однако главный смысл пакта заключается в «согласии быть несогласными», которое и есть его демократический по­тенциал. Если пакт предопределяет принятие всеми участниками демок­ратических правил, можно говорить о второй стадии перехода — о собственно демократизации.

    Следующее важное обстоятельство — легитимизация пакта: при­соединение к нему новых групп, а также молчаливая, косвенная поддержка более широких кругов общества, заинтересованных как в продвижении реформ, так и в сохранении поряд­ка. На этой основе часто возникает еще одно явление -центризм. Цент­ристы (их базой чаще всего бывает средний класс) не стремятся занять место между реформаторами и консерваторами, заявляя при этом, что только они и способны проложить правильный политический курс. Наоборот, настоящие центристы как бы беспринципно готовы признать правоту и тех, и других. Смысл их деятельности заключен в сближении умеренных представителей реформаторов и консерваторов, в поддержании, укрепле­нии пакта.

    Часто образование центризма сопровождается выделением групп, при­держивающихся жестких сверхпринципиальных позиций. Затем происхо­дит их прогрессирующая маргинализация (вытеснение на обочину полити­ческой жизни). В результате нередко образуются экстремистские группи­ровки, своей непримиримостью способствующие сплочению умеренных, также дальнейшим развитием согласия с пактом (его легитимизации) со стороны массовых слоев общества, которые не ожидают ничего хорошего от обострения политической борьбы. Легитимизация пакта и его последующее развитие дают возможность проведения основополагающих выборов. Их ключевой аспект — приобщение (или сохранение приобщенности) к власти всех главных участни­ков пакта вне зависимости от результатов выборов, которые определяют только меру и степень относительного доминирования победителей,

    Помимо этого важна соревновательность и представительность выборов. Принципиально важно закрепить продвижение демократизации, свя­занное с основополагающими выборами. Сделать это можно только пу­тем повторения выборов по тем же правилам и в конституционно уста­новленные сроки, по меньшей мере, несколько раз. После этого можно говорить о вступлении демократизации в ее завершающую фазу и о кон­солидации уже собственно современной демократии. До достижения этой стадии ни один режим, как бы ему ни хотелось провозгласить себя демократическим, в полном смысле таковым быть не может, а является переходным (транзитным).

    После достижения третьего этапа вышеуказанной консолидации формальное обозначение политической системы как демократической отнюдь не оста­навливает развитие по этому направлению. Современная демократия, по мнению исследователей, по самой своей природе — соревновательной, плюралистической, исполнен­ной альтернатив и начинаний, — всегда «незавершенный проект» [67 -125].

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта