Глава_6. Демократия история и современность Понятие и измерение демократии
Скачать 483.5 Kb.
|
6.1.10. Деспотическая, тоталитарная и конституционная демократииАнализ четвертого общего признака демократии (подчинение меньшинства большинству при принятии и осуществлении решений) позволяет выявить Важные отличительные качества различных демократических систем. Такое подчинение может не иметь границ и распространяться на любые стороны жизнедеятельности человека. В этом случае имеет место деспотическая демократия. Она представляет собой абсолютную, ничем и никем не ограниченную власть большинства, связанную с преходящими настроениями масс и произволом в отношении как отдельных граждан, так и целых народов. Если же власть большинства требует полного подчинения личности и стремится к установлению над ней постоянного всеобъемлющего контроля, то демократия становится тоталитарной. Под контролем и силовым ограничением находится не только поведение гражданина и его личная жизнь, но и идейные искания и духовные ориентации. Антиподом таких форм правления является конституционнаядемократия. Демократический характер политической системы в основном определяется тем или иным основополагающим документом, прежде всего конституцией. Она фиксирует гражданские свободы и права человека, плюрализм, договорную систему и принцип представительства. Большое значение для развития демократической теории имело осмысление и утверждение идеи о необходимости ограничений на политическую власть, требуемых для того, чтобы правительство реализовало свои основные функции обеспечения общего блага. Принцип конституционного правления, который прошел сложный и длительный путь формирования и эволюции, стал в некотором роде материальным воплощением идеи ограничения правительства в рамках народного согласия. Говоря о «конституции государства», Аристотель [7] имел в виду ее сущностное содержание, или структуру. В аналогичном духе говорилось о «конституции человека». В таком широком смысле любое государство имеет свою конституцию. У древних греков конституция (Politea) означала форму правления, следовательно, считалось, что все шесть форм правления, которые выделял Аристотель, имели конституции. Причем конституция, по представлениям античных мыслителей, включала не только абстрактный остов системы управления, но и некий этос (или дух), скрепляющий этот остов и наделяющий его живой плотью. Конституция, независимо от формы, включает принципы организации, законы, правила, нормы, регулирующие деятельность государства. В узком смысле, когда говорят, например, о конституционном режиме, то имеется в виду, что этот режим или правительство подлежит определенным ограничениям и действует в соответствии с установленными правилами и нормами, а не произвольно, по своему усмотрению. Под «конституционализмом», как пишет К.С. Гаджиев, понимается также комплекс теорий или идей, характеризующих и обосновывающих конституционные принципы. С самого начала конституция была призвана поставить закон выше личности правителя, кем бы он ни был. Главная идея конституции - это разделение и ограничение власти для оптимального обеспечения свободы. Заслугу основателей американской конституции лорд Эктон видел в том, что американцам удалось решить проблему, которая веками волновала многих политических философов и мыслителей. Суть данной проблемы состояла в следующем: как наделить государство достаточными властными полномочиями, чтобы оно было способно обеспечить общественный порядок и эффективность управления, и в то же время ограничить эти полномочия, чтобы исключить незаконное ущемление гражданских свобод [18 -106]. Конституция обеспечивает необходимый уровень и основу легитимизации государственного правового порядка. Любая конституция, заслуживающая это название, включает в себя следующие основополагающие положения: правление закона, конституционные права, реализация которых обеспечивается механизмом разделения властей, сдержек и противовесов. Конституция должна четко очертить формы и рамки политической борьбы. Демократическая конституция выполняет три основополагающие функции: выражение согласия народа, в силу чего устанавливается само государство, его размеры, структура и т.п.; фиксация определенной формы правления; предоставление и одновременно ограничение властных полномочий правительства. Конституция фиксирует фундаментальные принципы политического устройства, а не постоянно меняющиеся законы. Этим принципам подчиняются все законы государства и действия правительства, которые должны согласовываться с конституционными нормами. В этом смысле конституцию можно рассматривать как своеобразную узду на политическую власть, призванную не допустить неограниченного господства последней над обществом и людьми. Иначе говоря, ограничения составляют краеугольный камень конституционализма, и поэтому та или иная система ограничений занимает центральное место в любой конституции, заслуживающей это название. Утверждение тех или иных специфических путей и средств реализации правительственных действий уже по самому своему факту запрещает другие пути и средства. Но конституции, как правило, идут дальше и ограничивают власть, устанавливая пределы прерогатив правительства и фиксированные процедуры, по которым оно действует. Рассмотренные выше и некоторые другие параметры демократии образуют своеобразную систему координат, позволяющую выявлять ее наиболее существенные черты и различать ее специфические модели, типы. Вместе с тем ряд исследователей (в частности К.С. Гаджиев) считает, что мнение о том, что демократия может быть тоталитарной или авторитарной, явное недоразумение, основывающееся на подмене понятий. По мнению ученого, если рассматривать проблему с точки зрения форм власти, то очевидно, что при всей внешней схожести отдельных атрибутов (например, принцип избрания путем всеобщего голосования, который в тоталитарной системе был формальным и чисто ритуальным процессом, результаты которого заранее были предопределены), тоталитаризм (или авторитаризм) и демократия по подавляющему большинству системообразующих принципов представляют собой прямо противоположные формы организации и реализации власти [18 -104]. Автор в значительной степени присоединяется к этой точке зрения и считает, что реальные демократии – это государства, где форма, содержание и процесс имеют демократическую природу. Исключение даже одного элемента из этой триады делает разговор о реальной демократии неуместным. 6.1.11. Принцип разделения властей Одним из важнейших принципов современной демократии является система разделения властей, обеспечивающая сдерживание и противовесы в отношении друг друга. Такая структура обусловлена осознанием того факта, что в любом государстве существуют фундаментальные функции, которые в силу коренных различий в самой их природе нужно реализовывать раздельно. В соответствии с этой установкой современная политическая демократия строится на принципе разделения власти на три самостоятельные, но взаимосвязанные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них обладает собственными специфическими функциями. При этом фиксируется, как формируются эти ветви, как они взаимодействуют друг с другом, какими правилами, нормами и процедурами в своих действиях руководствуется глава государства, парламент, правительство и судебная власть. Главенствующая роль в этой системе отведена парламенту как законодательному и представительному органу, избираемому на основе всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования. Именно парламенту принадлежит право определения границ распространения прерогатив и направлений деятельности исполнительной власти. Однако в современных условиях исполнительная власть принимает активное участие в разработке законодательных актов. Более того, нередко инициатива в выдвижении тех или иных законопроектов принадлежит правительству. Но фактом остается то, что любой законопроект приобретает силу закона только после его принятия парламентом. Главная цель исполнительной власти — исполнение законов, устанавливаемых законодательной властью Судебная власть является главным гарантом соблюдения конституции и законности двумя другими ветвями власти, а также обеспечения бесперебойного функционирования системы сдерживания и противовесов. Она выступает в качестве арбитра при возникновении сложных и трудноразрешимых споров и противоречий между этими двумя ветвями, затрагивающих конституционные основы власти. Для этого создается специальный судебный орган. Общепринятый принцип состоит в том, что законодательная власть контролирует исполнительную, и обе они строго придерживаются закона, за выполнением которого наблюдает судебная власть. Не допускается чрезмерное усиление одной ветви власти за счет другой. Этот «баланс» в сочетании с независимостью суда, выборностью органов власти призван служить в качестве действенного механизма защиты прав и свобод человека. В то же время законодательная, исполнительная и судебная ветви отнюдь не есть некие самодовлеющие образования, они представляют собой проявления, или разные ипостаси, единой суверенной власти. Тем самым конституция определяет рамки и формы коллективной политической борьбы, смены правительства, взаимодействия правительства и оппозиции, принятия политических решений и т.д. Глава государства, парламент, правительство, судебная власть наделяются строго очерченными властными прерогативами и полномочиями. Условием обеспечения политической свободы служит установление оптимальных взаимоотношений между различными ветвями и органами власти. § 2. Современная демократия Демократии, существовавшие в XIX-XX вв. в северном полушарии, представляли собой противоположное религиозному социально-политическое воплощение христианских идей о равенстве людей перед высшим смыслом жизни. Здесь за основу было взято не божественное начало, определяющее признание неизбежности существующего порядка вещей (фатализм) и определяющего Бога как субъекта политики, а земное, воплощенное в человеке, способное создать на земле мир, подчиняющийся законам разума (рационализм). Несмотря на разнообразие организационно-правовых форм и внутренних структур, можно выделить две основных модели современной демократии: либеральную и социалистическую. Обе модели возникли как попытки разрешить так называемую «проблему Гоббса» [19], суть которой кратко можно определить следующим образом: человек, переходя от состояния «войны всех против всех» (естественное состояние) к договору о государственно-общественной жизни (общественное состояние), вверяет самого себя власти государства, так как только оно может гарантировать соблюдение договора. Как сохранить свободу человека в общественном состоянии? В этом вопросе узел «проблемы Гоббса». Следовательно, теоретическая задача заключается в обосновании границ деятельности государства, обеспечивающих сохранность свободы человека. . . |