Глава_6. Демократия история и современность Понятие и измерение демократии
Скачать 483.5 Kb.
|
6.1.6. Всеобщая и социально ограниченная демократияВ значительной мере демократию характеризует доля населения страны, участвующего в политической деятельности. По степени участия граждан в управлении ученые выделяют две крайние формы: полиархию, понимаемую как правление меньшинства, избираемого народом, и охлократию, понимаемую как власть толпы. По форме осуществления власти и в зависимости от степени участия народа в управлении демократию подразделяют на прямую, плебисцитарную и представительную. В прямых формах народовластия граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении, принятии решений. Но такая форма демократии встречается главным образом на уровне местного самоуправления. Плебисцитарная форма демократии также включает волеизъявление народа, но в этом случае возможности влияния граждан ограничены — им предоставляется право посредством голосования на референдуме (плебисците) одобрить или опровергнуть политические решения. Представительная форма демократии — наиболее распространенная, но это форма опосредованного участия граждан в принятии решений. В этом случае граждане делегируют эти функции своим представителям, призванным выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения. При оценке в соответствии с ее первым, важнейшим принципом — суверенитетом народа — демократия классифицируется в зависимости от того, как понимается народ и как осуществляется им суверенитет. Такое, казалось бы, очевидное и простое понятие, как «народ», трактовалось в истории политической мысли далеко не одинаково. В отличие от современного понимания как всего (применительно к демократии — взрослого) населения страны примерно до середины XIX в. демос (народ) отождествлялся либо со свободными взрослыми мужчинами (как это было в античной демократии), либо с собственниками, обладающими недвижимостью или другими немалыми ценностями, либо лишь с мужчинами. Ограничение народа определенными классовыми или демографическими рамками дает основание характеризовать государства, подвергающие политической дискриминации определенные группы населения и, в частности, не предоставляющие им избирательных прав, как социально ограниченные демократии и отличать их от всеобщих демократий — государств с равными политическими правами для всего взрослого населения. Вплоть до начала XX в. ни одна из ранее существовавших демократий не предоставляла всему взрослому населению страны равных политических прав. Это были преимущественно классовые и патриархальные (только для мужчин) демократии. В истории политической мысли преобладала трактовка народа как простого люда, неимущих нижних слоев, черни,составляющих большинство населения. Такое понимание демоса встречается еще у Аристотеля, который считал демократию неправильной формой государства, трактовал ее как власть демоса, черни, не способной к управлению, взвешенным, рациональным решениям, учитывающим общее благо. В современной политической теории такой тип правления отражает понятие «охлократия», что в переводе с греческого означает «власть черни, толпы». Итак, в зависимости от понимания состава народа его власть может выступать всеобщей демократией, социально (классово, этнически, демографически и т.п.) ограниченной демократией, а также охлократией. Индивидуалистическая, плюралистическая и коллективистская демократииНарод, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структуру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различных групп, преследующих в политике свои собственные, специфические интересы, или же как единое, гомогенное целое, субъект, у которого доминируют общие интересы и воля, концепции и реальные модели демократии делятся соответственно на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские. В первом случае непосредственным источником власти считается личность, во втором — группа, в третьем — весь народ (нация, класс). Расхождения в понимании народовластия имеют фундаментальное значение при построении реальных политических систем. Они определяют, например, глубокие, принципиальные различия между классической либеральной, современной западной и социалистической демократиями. При характеристике современной демократии обычно выделяют и такие типы демократии, как либеральная, коллективистская, плюралистическая. Многие исследователи подчеркивают, что современные демократические режимы сформировались под прямым влиянием либерализма, выступавшего под знаменем свободы личности, ограждения ее от государственной тирании. Впервые в истории социальной мысли либерализм отделил индивида от общества и государства, разграничил две автономные сферы — государство и гражданское общество, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность неотъемлемыми правами и утвердил ее в качестве главного элемента политической системы. Либеральная демократия продвинулась вперед на пути освобождения человека, уважения его достоинства и основополагающих прав. В то же время эта модель демократии весьма далека от идеала народовластия и обоснованно подвергается критике. В качестве недостатков либеральной демократии обычно отмечаются: социально-классовая ограниченность; формальность (социальная дифференциация населения, стимулируемая этой формой власти, обесценивает для неимущих слоев населения права и свободы личности, что ставит под сомнение демократичность данной формы правления); ограниченность политического участия личности в политическом процессе; чрезмерный ценностный индивидуализм; игнорирование коллективной природы человека. Современная демократия часто называется плюралистической, т.к. подразумевает не выражение гомогенной воли народа, а равновесие политических сил, которые в конкурентной борьбе, свободно выражая свои интересы, пытаются найти компромиссные решения. Плюралистическая концепция также не бесспорна и подвергается критике. К числу ее недостатков относят невозможность на практике в ее рамках обеспечить широкое согласие всех групп, а также признание всеобщих интересов. Концепции коллективистских демократий пытаются преодолеть недостатки либерального государства и осуществить полное народовластие. Этот тип демократии теоретически достаточно детально разработан. Но попытки его практического применения, сделанные прежде всего в странах социализма, не увенчались успехом. Коллективистскую демократию часто называют идентитарной. Это название отражает тот факт, что она исходит из целостности народа, наличия у него единой воли. Виднейшими представителями теории коллективистской демократии являются Ж.-Ж. Руссо [74], К. Маркс [49,50,51,52], В.И. Ленин [40,40а]. Коллективистские демократии имеют ряд общих черт: коллективизм; признание народа единым целым, с общими интересами и волей; отсутствие противоречий внутри народа; неприятие политической оппозиции до насильственного ее устранения; декларирование социальной демократии; абсолютный характер власти; тоталитарная направленность. Нереализуемость демократии как народовластия заставляет многих понимать под ней процесс согласования действий, который обеспечивается с помощью демократических процедур. Утверждение демократии — довольно сложный и противоречивый процесс. Реальная демократия далека от идеала, но именно в ней многие видят «прорыв» в цивилизацию, способ дальнейшего развития людей в политическом пространстве. Хотя достоинства демократии сомнительны, но пороки диктатуры очевидны. Поэтому демократический выбор для большинства людей является вполне осознанной позицией. |