Главная страница
Навигация по странице:

  • «правление народа, избранное народом и для народа».

  • Глава_6. Демократия история и современность Понятие и измерение демократии


    Скачать 483.5 Kb.
    НазваниеДемократия история и современность Понятие и измерение демократии
    Дата01.11.2021
    Размер483.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГлава_6.doc
    ТипГлава
    #260441
    страница2 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    6.1.2. Этимологические определения демократии


    Древние греки и их выдающиеся политики, риторы (ораторы) и фило­софы расходились в истолковании содержания демократии не меньше, чем наши современники. Это понятие могло обозначать и «торжество бунтую­щей черни», и «господство низших слоев населения», и «участие всех граж­дан в делах полиса», т.е. в политике, и «решающую роль народного собра­ния», и «систему правления лицами, уполномоченными на это с помощью формальных процедур представления демов».

    Термин «демократия» происходит от греческого слова demokratia, состоящего в свою очередь из двух слов; demos - народ и kratos — власть, правление. Обращает на себя внимание многозначность и неопределенность самого понятия «демократия». Как утверждал П.И. Новгородцев [57] в 1923 г., понятие демократии «принадлежит к числу наиболее многочисленных и неясных понятий современной политической теории». Нельзя сказать, что этот вопрос окончательно решен в наши дни, когда демократия стала велением времени.

    В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его первое, основополагающее значение свя­зано с этимологией, происхождением этого термина. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие», или, используя расшифровку этого определения американским президентом Лин­кольном, «правление народа, избранное народом и для народа». Это форма правления, где граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними. Ее, как правило, называют представительной, или плюралистической, демократией.

    Производным от этимологического понимания демократии яв­ляется ее более широкая вторая трактовка, определяющаяся в интерпретации В.П. Пугачева как «формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее чле­нов в управлении и принятии в ней решений по большинству» [71 -198Указанный смысл применим к партийной, профсоюзной, производст­венной и даже семейной демократии. Понимаемая в широком значении, демократия может существовать всюду, где есть орга­низация, власть и управление. Эта форма известна под названием «прямой демократии», или «демократии участия». Ее можно обнаружить в примитивных обществах периода родового строя и в греко-римском мире.

    С этимологическим пониманием демократии связаны и другие (третье и четвертое) значения этого термина. В тре­тьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройст­ва и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права чело­века, народный суверенитет и некоторые другие. Это форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и т.д. Это либеральная, или конституционная, демократия.

    В четвертом значении демократия рассматривается как соци­альное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширило диапа­зон своих целей и участников. Современные демократические дви­жения чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы, хрис­тианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.

    6.1.3. Ценностный подход к демократии



    Понятие демократии как народовлас­тия (и другие производные от него трактовки демократии) является нор­мативным, поскольку базируется на нормативном подходе к это­му феномену, предполагающем построение категории исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. Демократия ха­рактеризуется в этом случае как идеал, основанный на таких ос­новополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение че­ловеческого достоинства, солидарность. В первую очередь имен­но своему ценностному содержанию демократия обязана такой популярностью в современном мире.

    Сторонники «ценностного» подхода, по мнению А.И. Соловьева, при всех их идеологических разногласиях, рассматривают демократию как политическую конструкцию, призванную воплотить во власти сово­купность определенных идеалов и принципов, т.е. тех высших ценностей, которые и выражают ее социальный смысл и предназначение. К этой группе прежде всего относятся авторы трак­товки демократии как системы народовластия. Исходя из идеи народного суверенитета, приверженцы такого подхода расценивают демократию как форму власти народа над самими собой, т.е. по сути дела сближают ее с понятием общественного самоуправления [77 -184].

    Еще в Древней Греции в качестве ценностных предустановок, обусловливающих понимание демократии, выступали идеи, отожде­ствлявшие государство с обществом, отрицавшие понятие свободного индивида и признававшие равенство по отношению к власти только за частью общества («гражданами»). Иначе говоря, демократия рассматривалась в то время как форма правления неимущего боль­шинства ради собственного блага. Такое понимание вызывало резко критическое отношение к демократической форме правления, про­явившееся, впрочем, и на более поздних этапах истории политической мысли.

    К сторонникам ценностного подхода относятся и приверженцы философии Ж.-Ж. Руссо [74] понимал демократию как форму выра­жения всевластия суверенного народа, при которой народ как политическое целое отрицает значение индивидуальных прав личности и предпо­лагает исключительно прямые формы народного волеизъявления, так как любое представительство интересов и граждан уничтожает на­родный суверенитет. Марксисты также исповедовали ценности кол­лективистской демократии; они опирались на идею отчуждения прав индивида в пользу коллектива, но при этом делали упор на классовых ценностях пролетариата, которые, по их мнению, выражали интересы всех трудящихся и обусловливали построение «со­циалистической» демократии.

    Характерно, что такого рода идеи, приведшие на практике к ус­тановлению коллективистских диктатур, по своей природе не отли­чаются от образцов либеральной мысли, для которой главным усло­вием формирования здания демократии также являются определен­ные ценности, но ценности, отражающие приоритет не народа (коллектива), а человека. Так, Д. Локк [45], Т. Гоббс [19], Т. Джеферсон и дру­гие основоположники либерального учения, исходя из способности народа к рационально-нравственному «самоопределению и волеобразованию» (Кант [34а]), положили в основу интерпретации демократии идею индивида, обладающего внутренним миром, изначальным пра­вом на свободу и защищенность своих прав. Таким образом, равен­ство на участие во власти они распространяли на всех людей без исключения. Государство же при таком понимании демократии рас­сматривалось как нейтральный институт, основные функции и пол­номочия которого определяются совместными решениями граждан и направлены на защиту индивидуальных прав и свобод.

    Ценностное понятие демократии имеет как сильную, так и слабую стороны. Его сила состоит в привлекательности содержа­щихся в нем ценностей, способности увлечь многих людей на практические действия по осуществлению демократического идеа­ла. Слабость же такого определения демократии — в отрыве от действительности, ее идеализации. Реальная демократия, как пишет В.П. Пугачев, нигде и никогда не была властью народа, что означало бы негосударст­венное, общественное самоуправление. С момента возникнове­ния этого понятия демократия связана с государством, а значит и с принуждением, и в лучшем случае является властью большин­ства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу [71 -199]. Реальная демократия, как это еще будет более подробно рассмотрено, во многом далека и от демократических ценностей: свободы, равенства и т.д.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта