Главная страница

Анг и дем. Angely_i_demony_Den_Braun читаю. Дэн Браун Ангелы и демоны


Скачать 2.27 Mb.
НазваниеДэн Браун Ангелы и демоны
АнкорАнг и дем
Дата17.05.2023
Размер2.27 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAngely_i_demony_Den_Braun читаю.doc
ТипДокументы
#1137482
страница22 из 50
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   50
Глава 62

      Продвижению Лэнгдона вдоль стены Пантеона мешал тащившийся за ним по пятам и не перестававший болтать чичероне. Когда американец собрался обследовать очередную нишу, гид восторженно воскликнул:

      – Я вижу, что вы восхищены этими углублениями в стенах! А вам известно, что купол кажется невесомым потому, что толщина стен к потолку постепенно уменьшается?

      Лэнгдон кивнул, хотя и не слышал ни слова, так как уже приготовился осматривать следующую нишу. Неожиданно он почувствовал, что кто-то сзади схватил его за руку. Это была Виттория. Задыхаясь от волнения, девушка молча тянула его за рукав. Она обнаружила тело, подумал Лэнгдон, увидев на ее лице выражение ужаса. В этот миг он и сам ощутил страх.

      – О, ваша супруга! – воскликнул чичероне, безмерно обрадовавшись появлению еще одного слушателя. Указав на короткие шорты в обтяжку и на альпийские ботинки, он произнес: – Теперь я могу с уверенностью сказать, что передо мной американка.

      – Я итальянка, – бросила Виттория.

      – О Боже! – Появившаяся на губах гида улыбка почему-то сразу потухла.

      – Роберт, – прошептала девушка, стараясь держаться спиной к экскурсоводу, – где «Диаграмма» Галилея? Я должна ее увидеть.

      – О, «Diagramma»! – вступил чичероне, видимо, не желая упускать нить разговора. – Великий Боже! Вы, друзья мои, похоже, блестяще знаете историю. Однако, к сожалению, этот документ для обозрения закрыт. Он хранится в секретном архи...

      – Извините, – прервал его Лэнгдон. Паническое состояние Виттории и его выбило из колеи. Ученый отвел девушку чуть в сторону и осторожно вытащил «Диаграмму» из внутреннего кармана пиджака. – В чем дело? – спросил он.

      – Когда была напечатана эта работа? – спросила Виттория, пробегая глазами листок.

      Гид снова оказался с ними рядом. Он с широко открытым ртом взирал на документ.

      – Не может быть... Это же не...

      – Репродукция для туристов, – бросил Лэнгдон. – Благодарю вас за интересный рассказ. А теперь мне и моей жене надо несколько минут побыть одним.

      Чичероне попятился назад, не сводя глаз с листка.

      – Мне нужна дата, – повторила Виттория. – Когда «Диаграмма» увидела свет?

      Лэнгдон указал на римские цифры внизу страницы и сказал:

      – Это дата публикации. Так в чем все же дело?

      – 1639 год, – прошептала Виттория.

      – Да. И что же из этого следует? Что здесь не так?

      – Мы, Роберт, попали в беду – беду очень серьезную, – сказала девушка, и Лэнгдон увидел в ее глазах настоящую тревогу. – Даты не сходятся.

      – Какие даты?

      – Даты на гробнице Рафаэля. До 1759 года его прах покоился в другом месте. Прошло более ста лет со времени публикации «Диаграммы»!

      Лэнгдон смотрел на нее, пытаясь понять, что она хочет сказать.

      – Этого не может быть, – ответил он. – Рафаэль умер в 1520 году, задолго до появления «Диаграммы».

      – Да. Но похоронили его здесь значительно позднее.

      – Не понимаю, о чем вы, – сказал Лэнгдон. Он никак не мог взять в толк слова девушки.

      – Я только что прочитала, что тело Рафаэля как одного из наиболее выдающихся итальянцев было перенесено в Пантеон в 1759 году.

      Когда эти слова полностью дошли до сознания Лэнгдона, ему показалось, что из-под его ног неожиданно выдернули ковер.

      – В то время, когда были написаны стихи, могила Рафаэля находилась в каком-то ином месте. В то время Пантеон не имел никакого отношения к художнику!

      – Но это... означает... – едва сумел выдохнуть Лэнгдон.

      – Именно! Это означает, что мы находимся не в том месте!

      У Лэнгдона так сильно закружилась голова, что он даже пошатнулся.

      – Невозможно... Я был уверен...

      Виттория подбежала к гиду и, схватив его за рукав, подвела к американцу со словами:

      – Простите, синьор. Где находилось тело Рафаэля в XVII веке?

      – Урб... в Урбино, – заикаясь, выдавил потрясенный чичероне. – На его родине.

      – Невозможно! – выругавшись про себя, произнес Лэнгдон. – Алтари науки братства «Иллюминати» находились в Риме! Я в этом уверен!

      – «Иллюминати»? – едва слышно выдохнул итальянец, глядя на документ в руках Лэнгдона. – Кто вы такие?

      Виттория взяла инициативу в свои руки.

      – Мы ищем то, что может называться гробницей Санти. Она должна находиться здесь, в Риме. Вы не знаете, что это может быть?

      – В Риме имеется только одна гробница Рафаэля, – растерянно ответил гид.

      Лэнгдон попытался привести в порядок свои мысли, но разум отказывался ему повиноваться. Если в 1655 году могилы Рафаэля в Риме не было, то что имел в виду поэт, говоря: «Найди гробницу Санти...»? Что, черт побери, это может быть? Думай! Думай!

      – Может быть, существовали и другие художники по фамилии Санти? – спросила Виттория.

      – Я, во всяком случае, о таких не слышал, – пожал плечами гид.

      – Может быть, были другие известные люди с такой же фамилией?

      Итальянец, судя по его виду, был уже готов бежать от них как можно дальше.

      – Нет, мадам. Я знаю лишь одного Рафаэля Санти, и он был архитектором.

      – Архитектором? – удивилась Виттория. – А я-то думала, что Рафаэль был художником.

      – Он был и тем и другим, естественно. Они все были разносторонними людьми. Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль...

      Лэнгдон не знал, что натолкнуло его на эту мысль – слова гида или изысканный вид гробниц у стен. Впрочем, это не важно. Главное, что он понял. Санти был архитектором. Эти слова, видимо, послужили катализатором, и мысли посыпались одна за другой, как падающие кости домино. Архитекторы Ренессанса либо творили для больших храмов, славя Бога, либо увековечивали выдающихся людей, ваяя для них роскошные гробницы. Гробница Санти? Неужели правда? Перед его мысленным взором быстро, как в калейдоскопе, сменяя друг друга, возникали различные образы...

      «Мона Лиза» да Винчи.

      «Кувшинки» Моне.

      «Давид» Микеланджело.

      Гробница Санти...

      – Санти построил гробницу, – произнес он.

      – Что? – обернулась к нему Виттория.

      – В четверостишии говорится не о том месте, где похоронен Рафаэль, а о гробнице, которую он построил.

      – Не понимаю, о чем вы...

      – Я неправильно интерпретировал ключ. Мы должны искать не могилу Рафаэля, а гробницу, которую он соорудил для другого человека. Не понимаю, как я об этом не подумал. Ведь добрая половина скульптур Ренессанса и барокко была изваяна для надгробий. Рафаэль наверняка спроектировал и соорудил сотни гробниц, – закончил ученый с печальной улыбкой.

      – Сотни? – с невеселым видом переспросила Виттория.

      – Да.

      – И как же, профессор, мы найдем ту, которая нам нужна?

      Лэнгдон в полной мере ощутил свою неполноценность. О деятельности Рафаэля он знал постыдно мало. Все было бы гораздо проще, если бы речь шла о Микеланджело. Искусство же Санти никогда особенно не впечатляло американца. Он мог назвать всего пару самых знаменитых гробниц, сооруженных по проекту Рафаэля, но как они выглядят, Лэнгдон не знал.

      Почувствовав смятение американца, девушка повернулась к гиду, который потихоньку отодвигался от странной парочки. Она схватила его за рукав и, притянув к себе, сказала:

      – Мне нужно найти гробницу, спроектированную и сооруженную Рафаэлем.

      – Но он построил их великое множество, – ответил уже пребывавший в явном отчаянии чичероне. – Кроме того, вы, наверное, имеете в виду не гробницу, а часовню, построенную им. Над захоронением или рядом с ним архитекторы всегда сооружали часовню.

      Лэнгдон понял, что гид прав.

      – Не могли бы вы назвать одну-две самые известные в Риме часовни, воздвигнутые по проекту Рафаэля?

      – Их в Риме очень много, синьор, – пожал плечами гид.

      – «Найди гробницу Санти с дьявольской дырою», – прочитала Виттория первую строку четверостишия и спросила: – Это вам о чем-нибудь говорит?

      – Абсолютно ни о чем.

      Лэнгдон поднял голову. Как он мог забыть! Ведь ключевые слова в этой строке – «дьявольская дыра»!

      – Припомните, – сказал он, – не было ли отверстия в крыше одной из часовен, сооруженных по проекту Санти?

      – Насколько я понимаю, Пантеон в этом отношении уникален. Впрочем...

      – Что «впрочем»? – в унисон произнесли Виттория и Лэнгдон.

      Гид склонил голову набок и переспросил:

      – С дьявольской дырою? Как это будет по-итальянски... buco diavolo?

      – Именно так, – кивнула Виттория.

      – Давненько я не слышал этого термина, – слабо улыбнулся гид. – Если мне не изменяет память, так называли церковное подземелье. Своего рода подземный крипт.

      – Крипт? – переспросил Лэнгдон.

      – Да, крипт, но весьма специфический. Насколько я помню, «дьявольской дырою» называли подземный склеп для массовых захоронений. Склеп обычно находился в часовне... под первоначальной гробницей.

      – Ossuary annex, или «хранилище костей», – вставил Лэнгдон, сразу сообразив, о чем говорит гид.

      – Да. Именно этот термин я и пытался вспомнить, – с почтением в голосе произнес итальянец.

      Лэнгдон задумался. «Хранилище костей» было дешевым и довольно прагматичным способом решения непростой и деликатной задачи. Когда церковь хоронила своих наиболее выдающихся прихожан в красивых гробницах внутри храмов, не столь известные члены семей усопших желали быть похороненными рядом со своими знаменитыми родственниками. Это означало, что им следовало предоставить место под церковными сводами. Однако в церкви не было места для всего многочисленного семейства, и, чтобы выйти из положения, в земле рядом с гробницей достойных рыли глубокую яму, куда и сваливали останки родичей. Отверстие в земле, именовавшееся «дьявольской дырою», прикрывали крышкой, похожей на ту, которой в наше время закрывают канализационные или телефонные люки. Несмотря на все их удобство, «хранилища костей» очень скоро вышли из моды, поскольку вонь от разлагающихся тел частенько проникала в помещение собора. Дьявольская дыра, подумал Лэнгдон. В подобной связи ученый этого термина никогда не слышал, но он тем не менее показался ему весьма удачным.

      «Найди гробницу Санти с дьявольской дырою», – снова и снова повторял он про себя. Вслух же осталось задать всего один вопрос.

      – Проектировал ли Рафаэль гробницы или часовни с Ossuary annex? – спросил он.

      Чичероне поскреб в затылке и после недолгого раздумья произнес:

      – Вообще-то... вообще-то мне на память приходит только одна.

      Только одна, подумал Лэнгдон. О лучшем ответе он не смел и мечтать.

      – Где?! – чуть ли не выкрикнула Виттория.

      Гид окинул их каким-то странным взглядом и произнес:

      – Называется она капелла Киджи. Это гробницы Агостино Киджи[75]и его брата – богатых покровителей искусства и науки.

      – Науки? – переспросил Лэнгдон, многозначительно взглянув на Витторию.

      – Где? – снова спросила Виттория.

      Чичероне проигнорировал вопрос и, вновь воспылав энтузиазмом, пустился в пространные объяснения.

      – Надо сказать, что эта гробница весьма странным образом отличается от всех других, – сказал он. – Гробница эта... совсем... можно сказать, differente.

      – Иная? – переспросил Лэнгдон. – Как прикажете это понимать?

      – Будучи не в ладах со скульптурой, Рафаэль проектировал лишь внешний вид. Интерьером занимался другой художник. Имени его я не помню.

      Лэнгдон превратился в слух, поскольку речь зашла об анонимном скульпторе иллюминатов.

      – У того, кто работал над интерьером, был отвратительный вкус, – продолжал гид. – Dia mio! Atrocita! Кому хочется быть похороненным под пирамидами?

      – Пирамидами? – Лэнгдон не мог поверить своим ушам. – Неужели в часовне находятся пирамиды?

      – Ужасно, – сказал чичероне, – вижу, что вам это не нравится.

      – Синьор, где расположена эта самая капелла Киджи? – дернула экскурсовода за рукав Виттория.

      – Примерно в миле отсюда. В церкви Санта-Мария дель Пополо.

      – Благодарю вас! – выдохнула Виттория. – А теперь...

      – Постойте, – сказал итальянец. – Я кое-что забыл сказать. Ну и глупец же я!

      – Только не говорите, что вы ошиблись! – взмолилась Виттория.

      – Нет, я не ошибся. Просто забыл сказать – сразу не вспомнил, что капеллу Киджи раньше так не называли. Фамилия Киджи в названии появилась позже. Первоначально она именовалась капелла делла Терра.

      – Часовня земли, – машинально перевела Виттория, направляясь к выходу.

      Первый элемент и первая стихия природы, подумал Лэнгдон и двинулся вслед за девушкой.

      Глава 63

      Гюнтер Глик сменил у компьютера Чиниту Макри, и женщине ничего не оставалось делать, кроме как стоять, пригнувшись, за его спиной, с недоумением наблюдая за действиями коллеги.

      – Я же говорил тебе, – немного постучав по клавиатуре, сказал Глик, – что «Британский сплетник» – не единственная газета, которая помещала материалы на эту тему.

      Чтобы лучше видеть, Макри перегнулась через спинку переднего сиденья. Глик был прав. В базе данных их почтенной фирмы, известной во всем мире как Би-би-си, находились шесть статей, опубликованных журналистами компании за десять последних лет.

      «Чтоб мне сдохнуть!» – подумала она, а вслух произнесла:

      – И кто эти, с позволения сказать, журналисты, которые публикуют подобную чушь? Рвань какая-нибудь?

      – Би-би-си не принимает на службу всякую рвань, – произнес Гюнтер.

      – Но тебя-то они взяли.

      – Не понимаю твоего скепсиса, – недовольно сказал Глик. – Существование братства «Иллюминати» подтверждено множеством документов.

      – Так же, как существование ведьм, неопознанных летающих объектов и Лохнесского чудовища.

      Глик пробежал глазами названия статей и спросил:

      – Ты что-нибудь слышала о парне по имени Уинстон Черчилль?

      – Звучит довольно знакомо.

      – Так вот. Би-би-си давала биографический материал об этом человеке. Черчилль, между прочим, был глубоко верующим католиком. Тебе известно, что в 1920 году этот достойный член общества опубликовал заявление, в котором клеймил иллюминатов и предупреждал британцев о существовании всемирного заговора, направленного против моральных устоев общества?

      – И где же это было опубликовано? – с сомнением в голосе спросила Макри. – Не иначе как в «Британском сплетнике»...

      – А вот и нет! – торжествующе произнес Глик. – В «Лондон геральд». Номер от 8 февраля 1920 года.

      – Не может быть!

      – В таком случае смотри сама.

      Макри всмотрелась в экран. «Лондон геральд» от 8 февраля 1920 года. «А я и представления не имела».

      – Черчилль был параноиком, – заявила она.

      – Он был не одинок, – сказал Глик, продолжая читать. – В 1921 году Вудро Вильсон трижды выступал по радио, предупреждая о постоянном усилении контроля иллюминатов над банковской системой Соединенных Штатов. Хочешь услышать прямую цитату из стенограммы передачи?

      – По правде говоря, не очень.

      – Нет, послушай. Президент США сказал: «Существует сила, столь организованная, столь неуловимая, столь всеохватывающая и столь порочная, что тому, кто захочет выступить против нее с критикой, лучше делать это шепотом».

      – Никогда об этом не слышала.

      – Наверное, потому, что в 1921 году ты была еще ребенком.

      – Очень тонко, – заметила Макри, стоически выдержав удар. Ей уже исполнилось сорок три года, и в ее буйной кудрявой шевелюре начали появляться седые пряди.

      Чинита была слишком горда для того, чтобы их закрашивать. Ее мать, принадлежавшая к Конвенции южных баптистов, приучила дочь к самоуважению и терпимости. «Если ты родилась черной, то упаси тебя Господь отказываться от своих корней, – говорила мама. – Если ты попытаешься сделать это, можешь считать себя мертвой. Шагай гордо, улыбайся широко и весело, и пусть они недоумевают, чему ты так радуешься».

      – А о Сесиле Родсе[76]ты что-нибудь слышала?

      – Об английском финансисте?

      – Да. Об основателе стипендии Родса.

      – Только не говори, что и он...

      – ...иллюминат.

      – Дерьмо собачье!

      – Не дерьмо собачье, а Британская вещательная корпорация, 16 ноября 1984 года.

      – Мы написали о том, что Сесил Родc был иллюминатом?!

      – Представь себе. Если верить нашей достойной компании, то стипендия Родса была создана более ста лет назад для привлечения наиболее способных молодых людей со всего мира в ряды братства «Иллюминати».

      – Но это же просто смешно! Мой дядя получал стипендию Сесила Родса.

      – Так же, как и Билл Клинтон, – ухмыльнулся Глик.

      Макри начинала злиться. Она терпеть не могла дешевой алармистской журналистики, но в то же время ей было известно, что Би-би-си досконально проверяет все, что выходит в свет от ее имени.

      – А вот сообщение, которое ты наверняка помнишь, – продолжал Глик. – Би-би-си, 5 марта 1998 года. Председатель парламентского комитета Кристофор Маллин требует от всех членов парламента – масонов публично признаться в принадлежности к этой организации.

      Макри помнила этот материал: проект закона в конечном итоге охватил, помимо парламентариев, полицейских и судей.

      – Напомни, почему это потребовалось? – сказала она.

      – Маллин посчитал, что некие тайные фракции, входящие в сообщество масонов, оказывают чрезмерное влияние на политическую и финансовую жизнь британского общества.

      – Он прав.

      – Законопроект вызвал большой переполох. Парламентские масоны были вне себя от ярости. И я их понимаю. Подавляющее большинство людей вступили в общество с самыми благими намерениями и не имели понятия о прежних связях масонских лож.

      – Предполагаемых связях, – поправила его Макри.

      – Пусть так, – согласился Глик и тут же добавил: – Взгляни-ка на это. Если верить отчетам, то орден «Иллюминати» родился во времена Галилея и имел прямое отношение к французским и испанским сообществам подобного типа. Карл Маркс был связан с иллюминатами, а кроме того, они оказали влияние даже на революцию в России.

      – Людям свойственно переписывать историю.

      – Тебе хочется чего-нибудь более свежего? Что ж, получай. Сообщество «Иллюминати» упоминается в одном из последних номеров «Уолл-стрит джорнэл».

      Макри навострила уши. Это издание она очень уважала.

      – Угадай с трех раз, какая игра пользуется сейчас наибольшей популярностью в Интернете?

      – «Приколи хвост Памеле Андерсон».

      – Почти в точку, но все же не совсем. Американцы без ума от интернет-игры, именуемой «Иллюминаты: Новый мировой порядок».

      Макри перегнулась через его плечо и прочитала: «Компания „Игры Стива Джексона“ создала новый хит. Игра являет собой квазиисторические приключения, в ходе которых некое баварское общество сатанистов пытается захватить мир. Вы можете найти игру в Сети на...»

      – И за что же эти ребята из братства «Иллюминати» так ополчились на христианство? – чувствуя себя совсем разбитой, спросила Макри.

      – Не только на христианство, – поправил коллегу Глик. – На религию в целом. – Склонив голову набок и широко ухмыльнувшись, он добавил: – Но судя по тому, что мы только что услышали, на Ватикан они имеют особый зуб.

      – Перестань! Неужели ты серьезно веришь, что звонивший человек является тем, за кого себя выдает?

      – За посланца братства «Иллюминати», готовящегося прикончить четырех кардиналов? – улыбнулся Глик. – Очень надеюсь, что это соответствует истине.

      
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   50


написать администратору сайта