фрейд. А.Фрейд Психоанализ детских неврозов и детская сексуальность. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов
Скачать 2.19 Mb.
|
11. 1) Нииек ни Stekel'я Ред 462 З.Фрейд Я хочу попробовать набросать синтетический обзор сексуального развития моего пациента, при котором могу начать с самьхх ранних проявлении. Первое, что мы о ним слышим, это нарушение удовольствия от еды (Esslust), в котором я, на основании опыта в других случаях, однако, без какой бы то ни было категоричности в утверждение, склонен видеть результат какого-то процесса в сексуальной области. Первую явно сексуальную организацию я должен видеть в так называемой каннибальной или оральной фазе, в которой главную роль еще играет первоначальная связь сексуального возбуждения с влечением к пище. Непосредственных проявлений этой фазы ждать не приходится, но при наступлении каких-нибудь нарушений в этой области должны быть соответствующие проявления. Нарушение влечения к пище — которое может, разумеется, иметь еще и другие причины — обращает наше внимание на то, что организму не удалось справиться с сексуальным возбуждением. Сексуальной целью этой фазы мог бы быть только каннибализм, пожирание; у нашего пациента это проявляется как регрессия в более высокой ступени в виде страха: быть съеденным волком. Известно, что в гораздо более старшем возрасте, у девушек во время наступления половой зрелости или вскоре после этого, встречается невроз, выражающий отрицание сексуальности посредством анорексии; ее можно привести в связь с этой оральной фазой сексуальной жизни. На высоте пароксизма влюбленности ("я бы мог тебя съесть от любви") и в ласковом общении с маленькими детьми, при чем взрослый сам ведет себя, как ребенок, опять появляется любовная цель оральной организации. В другом месте я высказал предположение, что у отца моего пациента была привычка "ласковой ругани", что он играл с ребенком в волка или собаку и в шутку угрожал ему, что сожрет его. Пациент подтвердил это предположение своим странным поведением в перенесении. Как только он, отступая перед трудностями лечения, возвращался к "перенесению", он угрожал тем, что съест, сожрет, а позже всевозможными другими истязаниями, — что было все только выражением нежности. В разговорном языке сохранился отпечаток этой оральной сексуальной фазы: говорят об "аппетитном" любовном объекте, возлюбленную называют "сладкой". Мы вспоминаем, что наш маленький пациент хотел есть только сладкое- Сладости, конфеты в сновидении обыкновенно зани- Выводы и проблемы 463 мают место ласк, сексуального удовлетворения. По-видимому, к этой же фазе относится страх (в случае заболеваний, разумеется), который проявляется как страх за жизнь и может привязаться ко всему, что ребенку покажется для этого подходящим. У нашего пациента этот страх использовали для того, чтобы побудить ребенка преодолеть его нежелание есть и даже для сверхкомпенсации этого нежелания. Оставаясь на почве предположения, о котором столько было речи, и помня, что наблюдение за коитусом, которое оказало на будущее его во многих отношениях огромное влияние, приходится на возраст в 1 1/2 года, — несомненно раньше, чем время наступления затруднений с едой, -мы можем набрести на мысль о возможных источниках этого нарушения в принятии пищи. Может быть, позволительно допустить, что это наблюдение ускорило процессы полового созревания и этим оказало непосредственные, хотя и незаметные влияния. Мне, разумеется, также известно, что симптоматику этого периода, страх перед волком, нарушение в принятии пищи можно объяснить проще, не принимая во внимание сексуальность и прегенитальную ступень ее организации. Кто охотно игнорирует признаки невротика и связи явлений, предпочтет это другое объяснение, и я не смогу помешать ему в этом. Об этих зачатках сексуальной жизни трудно узнать что-нибудь убедительное иначе, чем указанным окольным путем. Сцена с Грушей (в 2 1/2 года) показывает нам ребенка в начале развития, которое должно быть признано нормальным, за исключением, может быть, некоторой преждевременности: отождествление с отцом, мочевая эротика (Harnerotik), как замена мужественности. Все развитие находится под влиянием первичной сцены. Отождествление с отцом мы до сих пор понимали, как нарцистичес-кое, но, принимая во внимание содержание первичной сцены, мы не может отрицать, что оно уже соответствует ступени генитальной организации. Мужской орган начал играть свою роль и, под влиянием соблазна со стороны сестры, продолжает играть эту роль. Однако, получается впечатление, будто соблазн не только способствует развитию, а в гораздо большей степени нарушает его и отклоняет. Он создает пассивную сексуальную цель, которая по существу несовместима с активностью мужских гениталий. При первом же внешнем пре- 464 3 Фрейд пятствии, при намеке няни на кастрацию (в 3 1/2 года), робкая еще генитальная организация рушится и регрессирует на предшествовавшую ей ступень садистически-анальной организации, которая в противном случай была бы, может быть, пройдена при таких же легких признаках, как у других детей В садистически анальной организации легко узнать дальнейшее развитие оральной Насильственная мужская активность, проявляемая над объектом, которой отличается садистически-анальная организация, находит себе место, как подготовительный акт для пожирания, которое в таком случае становится сексуальной целью. Этот подготовите \ьньш акт становится самостоятельной целью (при садистически анальной организации) Новшество по сравнению с предыдущей ступенью состоит по существу в том, что воспринимающий пассивный орган, отделенный ото рта, развивается в анальной зоне Здесь сами собой напрашиваются биологические параллели или взгляд на прегенитальные человеческие организации, как на остатки такого устройства, какое остается навсегда у некоторых классов животных Так же характеризует эту ступень конструирование исследовательского влечения из его компонентов Анальная эротика не очень-то бросается в глаза. Кал под влиянием садизма обменял свое значение, как выражение нежности, на агрессивное В превращении садизма в мазохизм принимает участие также и чувство вины, указывающее на процессы развития в других сферах помимо сексуальной. Соблазн продолжает оказывать свое влияние, поддерживая пассивность сексуальной цели. Он превращает теперь садизм в большей части его в пассивную противоположность его, в мазохизм Еще вопрос, можно ли всецело поставить ему в счет характер пассивности, так как реакция 1 1/2-годовалого ребенка на наблюденный коитус была уже преимущественно пассивной Заражение сексуальным возбуждением выразилось в испражнении, в котором, хотя, необходимо различать и активную долю Наряду с мазохизмом, господствующим в его сексуальных стремлениях и выражающимся в фантазиях, сохраняется и садизм, и проявляется по отношению к маленьким животным Его сексуальные исследования начались после соблазна и по существу посвящены двум проблемам откуда являются дети и можно ли лишить- Выводы и проблемы 465 ся гениталий, — и сплетаются с проявлениями его влечений Эти же исследования направляют его садистические наклонности на маленьких зверей, как на представителей маленьких детей Наше описание дошло почти до четвертой годовщины его жизни, до момента, когда после сновидения начинается запоздалое влияние увиденного коитуса Разыгрыва ющиеся теперь процессы мы не мо/кем ни полностью понять ни в достаточной мере описать. Оживление карта нь1, ставшей теперь понятной благодаря интеллектуально м\ развитию, действует как свежее событие, но так же как и новая травма, как удар со стороны, аналогичный соблаз н\ Нарушенная генитальная организация сразу снова вое clamBAHBiieim, но достигнутый в шовидениях успех не может быть сохранен Процесс, который можно поставить в ряд только с вытеснением, ведет к отказу от нового и к замене его фобией Садистически анальная организация сохраняется, таким образом, также и в наступившей теперь фазе фобии животных с той лишь разницей, что к ней примешиваются явления страха Ребенок продолжает проявлять садистические ii мазохистические влечения, но только реагирует стра хом на некоторые части их, превращение садизма в проти воположность его делает, вероятно, успехи в дальнейшем Из анализа кошмарного сновидения мы узнаем, что вытеснение связывается с признанием кастрации. Новое отрицается, потому что принятие стоило бы пениса. Более тщательное соображение открывает приблизительно следующее- вытесненной оказывается гомосексуальная уста новка в генитальном смысле, образовавшаяся под влияни ем нового знания. Но эта установка сохраняется в бессоз-нате \ьном, образовав изолированный глубокий слой Дви-гате \ем этого вытеснения, по-видимому, является нарци-стическая мужественность гениталий, вступающая в давно ) уке подготовляющийся конфликт с пассивностью гомосексуальной цели Вытеснение яв \яется, таким образом, следствием мужественности Возникает искушение, исходя из этого положения, изменить часть психоаналитической теории Кажется, что нащупываешь руками, будто конфликт между мужскими и женскими устремлениями, т.е бисексуальность, именно, и ведет к вытеснению и образованию невроза Однако, такой взгляд не отличается полнотой Из двух борющихся сексуальных течений одно приемлемо для "я", а дру 466 3 Фрейд roe оскорбляет нарцистический интерес; поэтому оно подпадает вытеснению. И в этом случае опять-таки "я" создает вытеснение в пользу одного из сексуальных течений. В других случаях нет такого конфликта между мужественностью и женственностью; имеется только одно сексуальное устремление, которое добивается торжества, но неприемлемо для некоторых сил "я" и поэтому устраняется Гораздо чаще, чем конфликты в пределах самой сексуальности, встречаются другие, возникающие между сексуальностью и моральными тенденциями "я" Таков моральный конфликт в нашем случае. Подчеркивание бисексуальности, как мотива вытеснения, оказалось бы слишком узким, указание на конфликт между "я" и сексуальным стремле нием (лиоидо) покрывает все возможности. Против учения о "мужском протесте", разработанного Адлером, можно возразить, что вытеснение никоим образом не становится всегда на сторону мужественности и относится к женственности. В большом количестве случаев именно мужественность подвергается вытеснению со стороны "я". Правильная оценка вытеснения в нашем случае приводит к оспариванию того, что нарцистическая мужественность является единственным мотивом вытеснения Гомо сексуальная установка, возникающая во время сновидения, так интенсивна, что "я" маленького человека оказывает ся не в состоянии владеть ею и защищается от нее посредством процесса вытеснения С этой целью привлекается на помощь противоположная этой гомосексуальности нарцистическая мужественность гениталий Только во избе жание недоразумений необходимо указать, что все нарци стические душевные движения исходят от "я" и остаются при нем А вытеснения направлены против либидонозных привязанностей к объектам Обратимся от процесса вытеснения, с которым нам не удалось справиться до конца, к состоянию, создавшемуся при пробуждении после сновидения Если бы действитель но во время процесса сновидения мужественность победи ла гомосексуальность (женственность), то мы должны были бы найти господство активного сексуального устремления с выраженным мужским характером Об этом нет речи, сущность сексуальной организации не изменилась, садистически-анальная фаза продолжает свое существование, она осталась господствующей Победа мужественности проявляется только в том, что теперь в ответ на пас- Выводы и проб1вмы 467 сивные сексуальные цели господствующей организации (мазохистическои, по не женской) является реакция страха Нет победоносного мужского сексуального течения, существует только пассивное и сопротивление ему. Могу себе представить, какие трудности представляет для читателя непривычное, но неизбежное разделение активно мужского и пассивно женского, и поэтому не стану избегать повторений Состояние после сновидения можно описать следующим образом сексуальные устремления расщепились, в бессознательном достигнута ступень гени тальной организации и сконструирована очень интенсив пая гомосексуальность, над этим имеется (возможно — в сознании) прежнее гатистическое и преимущественно мазохистическое сексу сильные течения, я в оЬщем изме нило свое отношение к сексуальности, оно находится в состоянии отрицания сексуальности и со страхом отклоняет господствующие мазохистические цели, подобно тому, как реашровало на на более глубокие гомосексуальные цели ^e^I, ч ю образовало фобии Рез\ль1ат сновиде ния состоял, следовательно, не с-юлько в победе мужско го течения, сколько в реакции против женского, пассив ного Было большой натянутостью желать приписывать этому течению характер мужественности У "я" нет ника ких сексуальных устремлений, а только интерес к самосохранению и к удержанию своего нарцизма. Рассмотрим теперь фобию. Она возникла на уровне генитальной организации, показывает нам сравнительно простой механизм истерии страха. "Я" защищается путем развития страха от того, что оценивает как слишком большую опасность, от гомосексуального удовлетворения Все же процесс вытеснения оставляет явный след Объект, с которым связалась внушающая страх сексуальная цель, должен в сознании быть заменен другим. Сознается страх не перед отцом, а перед волком Дело не ограничивается образованием фобии с одним только этим содержанием Некоторое время спустя волка сменяет лев С садистичес кими душевными движениями по отношению к малень ким детям конкурирует фобия перед ними, как предста внтеля\ш соперников, возможных маленьких детей (у матери) Особенно интересно возникновение фобии бабоч ки Оно как бы повторяет механизм, создавший в сновидении фобию волка Случайный толчок оживляет старое переживание, сцену с Грушей, угроза кастрацией которой начинает действовать некоторое время спустя, между тем 468 -3 Фрейд как эта угроза не оказала никакого действия тогда, когда была произнесена1). Можно сказать, что страх, принимающий участие в образовании этой фобии, является кастрационным страхом. Это мнение не противоречит взгляду, что страх произошел из вытеснения гомосексуального либидо. Обеими формулировками обозначают тот же процесс, что "я" отнимает либидо у гомосексуального желания, и это либидо превращается в свободно витающий страх, который затем удается сконцентрировать на фобии. В первой формулировке был только отмечен также и мотив, которым руководится "я". При ближайшем рассмотрении оказывается, что это первое ^a болев а ш ie нашего nanneirra lie исчерпывается од ной только фобией (не принимая во внимание нарушение в принятии пищи), а должно быть понято, как настоящая истерия, состоящая кроме симптомов страха еще и из явлений конверзии. Часть гомосексуальных душевных движений сохраняется в болезненных явлениях, которыми захвачены органы; начиная с этого времени, а также и гораздо позже, кишечник ведет себя как истерически больной орган. Бессознательная, вытесненная гомосексуальность сконцентрировалась на функции кишечника. Именно эта часть истерии оказала нам самые ценные услуги впослед ствии, при аналитическом разрешении заболевания. 1) Как указано выше, сцену с Грушей пациент припомнил сам, в возникновении этого воспоминания конструкции или поведение врача не принимали никакого участия, изъяны в воспоминании о ней были анализом восполнены таким образом, что заслуживают названия безупречного, если вообще придавать какую-нибудь ценность методу аналитической работы Рационалистическое толкование этой фобии могло бы только сказать ничего необыкновенного нет в том. что расположенный к боязливости ребенок получает припадок страха и от бабочки с желтыми полосками, вероятно, вследствие врожденной склонности к страху (Ср Stanley Holl, A Synthetic genetic Study of fear Amer J of Psychology, XXV, 1914) He зная причины этому, ребенок ищет какои-нибудь связи в детстве для этого страха и пользуется -случачным сходством имени и одинаковостью полос, чтобы сконструировать себе фантазию о приключении с нянькой, о которой еще сохранилось воспоминание Но если побочные условия невинного само по сеое события. — мытье пола. метла, ведро, проявляют в дальнейшей жизни такую силу, что навсегда и навязчиво обуславливают выбор объекта у этого человека, то фобия бабочки приобретает непонятное значение Положение вещей становится, по крайней мере, сто гь же замечательным, как и предполагаемое мною, и пропадает вся выгода от рационалистического понимания этой сцены Сцена с Грушей для нас особенно ценна, так как на ней мы можем подготовить свое суждение для понимания менее достоверной первичной сцены Выводы и проблемы 469 Теперь у нас должно хватить мужества разобрать еще более сложные условия невроза навязчивости. Представим себе еще раз всю ситуацию: господствующее мазохистичес-кое и вытесненное гомосексуальное сексуальные течения, а с другой стороны — "я", захваченное истерическим отстранением обоих, какие процессы превращают это состояние в невроз навязчивости? Превращение происходит не самопроизвольно, благодаря дальнейшему внутреннему развитию, а благодаря постороннему влиянию извне. Явное следствие его состоит в том, что стоявшее на первом месте отношение к отцу, которое до того находило себе выражение в фобии волка, выражается теперь в навяушпой набожности Не МОГУ не указать на ч о, что этот процесс у нашего пациента является прямым подтверждением взгляда, высказанного мною в "Тотем и Табу" 1) об отношении животного — тотема к божеству. Я склонился там в пользу того взгляда, что представление о божестве не является дальнейшим развитием тотема, а возникает независимо от него на смену ему из общего обоим корня. Тотем представляет собой первого заместителя отца, а бог -позднейшего, в котором отец снова приобретает свой человеческий образ. То же имеет место и у нашего больного В фобии волка пациент проделывает тотемистичес кую ступень заместителя отца, ступень, которая затем обрывается и, вследствие новых отношений между ним и отцом, сменяется фазой религиозной набожности. Влияние, произведшее это превращение, исходило из религиозного учения и священной истории, с которыми он познакомился при посредстве матери. Результаты соответствуют тому, чего добивалось воспитание. Садистически-мазохистическая организация медленно приходит к концу, фобия волка быстро исчезает, вместо боязливого отрицания сексуальности наступает высшая ее форма. Набожность становится господствующим фактором в жизни ребенка. Но все эти преодоления совершаются не без борьбы, признаком которой являются богохульственные мысли и вследствие которых утверждается навязчивое преувеличение религиозного церемониала. Еслд не считать этих патологических феноменов, то можно сказать, что в этом случае религия совершила все то, для чего она вводится в воспитание. Она укротила сексуальные стремления ребенка, дав им возможность субли- I) "Тотем и Табу ", V выпуск этой библиотеки 470 3 Фрейд мироваться и остановиться на чем-нибудь твердо, уменьшила значение его семейных отношений и предотвратила угрожавшую ему изоляцию благодаря тому, что открыла для него связь с великой общественностью людей. Дикий запуганный ребенок стал социальным, нравственным и поддающимся воспитанию Главным двигателем религиозного влияния было отождествление с образом Христа, который стал ему особенно близок благодаря случайности его рождения Здесь слишком большая любовь к отцу, сделавшая необходимым вытеснение, нашла, наконец, выход в идеальной сублимации. В образе Христа можно было любить отца, называвшегося теперь богом, г таким усерчием, которое 1ще'1но искало выхода ни и i ношению к земному отцу Пути, которыми можно было проявить эт\ любовь, были предуказаны религией; им чуждо чувство вины, которого нельзя отделить от индивидуальных любовных стремлений. Если таким образом самое глубокое, уже сраженное, как бессознательная гомосексуальность, сексуальное стремление могло еще быть дренировано, то поверхностное мазохистическое стремление нашло себе несравненную сублимацию в сказаниях о муках Христа, который отдал себя в жертву па истязания по поручению и в честь своего божественного отца. Таким образом, благодаря смеси удовлетворения, сублимации и отвлечения от чувственного на чисто духовные процессы и открытию социальных отношений, какие она дает верующему, религия сделала свое дело у свихнувшегося с пути ребенка. Его противодействие религии вначале име \о три различных исходных пункта. Во первых, это было отклонение всяких новшеств,— чему примеры мы уже видели. Он защищал всякую однажды занятую позицию либидо в страхе перед потерей при отказе от нее и из недоверия к возможности найти полную замену ей в новой позиции. Это и есть та важная и фундаментальная психологическая особенность, которую я описал в трех статьях по теории сексуальности, как особенность к фиксации. Юнг хо тел, под названием психической "инертности" (Tr(a )ghe-it), сделать ее главной причиной всех неудач невротиков. Я думаю, что он неправ, она идет гораздо дальше и играет значительную роль также и в жизни не нервных людей. Легкая подвижность или неподвижность либидинозных, а также и др)того рода привязанностей энергии составляет особую характерную черту, свойственную многим нор- Выводы и проблемы 471 мальным, и вместе с тем не у всех нервных она встречается; до сих пор эту черту не удалось привести в связь с другими особенностями психики, и она, как простое число, не делится ни на какие составные части. Нам известно только то, что свойство подвижности психических привязанностей энергии с возрастом заметно уменьшается. Оно составило для нас одно из показаний для установления границ возможности психоаналитического воздействия. Но встречаются лица, у которых эта психическая пластичность сохраняется гораздо дольше обычного возраста, а у других она пропадает в очень раннем возрасте. Если последнее бывает у невротиков, то с огорчением открываешь, что при одинаковых, по видимому, \ словиях у них не удается устранить таких изменений, с которыми у других удается легко справиться. Поэтому и при превращении психических процессов приходится принимать во внимание понятие об энтропии, большая степень которой мешает исчезновению уже совершившегося. Вторым пунктом для нападения был для него факт, что в основе самого религиозного учения нет одинакового отношения к богу-отцу, что оно проникнуто признаками амбивалентной установки, господствовавшей при возникновении этого учения Эту амбивалентность он сразу почувствовал, благодаря большому развитию этой черты у него самого, и связал с ней ту острую критику, которая так поразила нас у ребенка в возрасте пяти лет. Но самое большое значение имел несомненно третий момент, влиянию которого мы должны приписать патологические последствия его борьбы против религии. Течение, которое стремилось к мужчине и должно было подвергнуться субли-мированию при помощи религии, не было уже свободно, а частично отделено благодаря вытеснению, вследствие чего оно не могло быть сублимировано и осталось связанным со своей первоначальной сексуальной целью. Благодаря такой связи вытесненная часть стремилась проложить себе дорогу к сублимированной части или привлечь ее к себе Первые размышления, касающиеся личности Христа, содержали уже вопрос о том, может ли возвышен ный сын выполнить также и застрявшее в бессознательном сексуальное отношение к отцу. Отказ от этих стремлений не имел иных последствий, кроме появления как будто богохульств енных навязчивых мыслей, в которых проявилась физическая нежность к богу в форме унижения его. Жестокая борьба против этих компромиссных 472 3. Фрейд Выводы и проблемы 473 образований должна была привести к навязчивому преувеличению всех действий, в которых находили выход, согласно религиозному предписанию, набожность и чистая любовь к богу. В конце концов, победила религия, но ее основа, коренящаяся во влечениях, оказалась несравненно более сильной, чем устойчивость продуктов ее субли-мирования. Как только жизнь дала ему нового заместителя отца, влияние которого направилось против религии, он отказался от нее и заменил ее другим. Вспомним еще интересное осложнение, а именно, что набожность развилась под влиянием женщин (мать, няня), между тем как мужское влияние способствовало освобождению от нее. Развитие невроза навязчивости па почве анально-сади-стической сексуальной организации в общем подтверждает то, что в другом месте я говорил о "предрасположению к неврозу навязчивости" 1). Но предшествующая тяжелая истерия делает наш случай в этом отношении неясным. Я хочу закончить обзор сексуального развития нашего больного коротким освещением дальнейших его изменений. С наступлением половой зрелости у него появилась сильная чувственность, которую следует считать нормальной, мужское течение с сексуальной целью генитальной организации, переживания которой заполняют весь период, предшествовавший вторичному заболеванию. Они непосредственно связаны со сценой с Грушей, заимствуют у этой сцены навязчивый характер возникающей припадками и вдруг исчезающей влюбленности, причем ей приходится бороться с задержками, исходящими из остатков инфантильного невроза. Наконец, посредством сильного порыва к женщине, он завоевал себе полную мужественность; с этого времени он крепко держится этого сексуального объекта, но радостей от этого не испытывает, потому что сильная теперь совершенно бессознательная склонность к мужчине, сконцентрировавшая в себе все силы последних фаз развития, постоянно отрывает его от женщины и заставляет сильно преувеличивать, в промежутках, свою зависимость от женского объекта. Приступая к лечению, он жаловался, что не может долго оставаться верным женщине, и вся работа направилась на то, чтобы открыть ему его бессознательное отношение к мужчине. Прибегая к краткой формулировке, можно сказать, что отличительной чертой его детства было колебание между активнос- I) Internal. Zeitschrift vir (a:)n.tlich. Psychoanalyse. I Bd. 1913. S. 525 ff. I тью и пассивностью, его юности — борьба за мужественность, и периода жизни с момента заболевания — борьба за объект мужских устремлений. Повод к его заболеваниям не совпадает ни с одним из "типов невротических заболеваний", которые я объединил, как специальные случаи "несостоятельности"1), и таким образом обращает внимание на известный изъян в перечисленном ряду типов. Он заболел, когда органическая болезнь гениталий разбудила в нем страх кастрации, нанесла смертельный удар его нарцизму и заставила его отказаться от ожидания исключительной к себе благосклонности судьбы. Он заболел, следовательно, благодаря нарцистической "несостоятельности" Эта огромная сила его парцисизма вполне согласуется с другими признаками сексуального развития, протекавшего с задержками, а именно с тем, что его ге-теросексуальный любовный выбор при всех своей энергии содержал так мало психических устремлений, и что гомосексуальная установка, настолько более близкая нарцисиз-му, с такой настойчивостью проявлялась у него, как бессознательная сила. Разумеется, при таких нарушениях психоаналитическое лечение не может произвести внезапного переворота и сравнить его развитие с нормальным; оно в состоянии только устранить препятствие и расчистить пути к тому, чтобы жизненные влияния могли дать развитию лучшее направление. Как особенности его психического существа, раскрытые психоанализом, но не выясненные и соответственно не подвергшиеся непосредственному воздействию, я называю упомянутую уже устойчивость его фиксации, невероятное развитие наклонностей к амбивалентности и, как третью черту конституции, заслуживающей названия архаической, способность сохранять одновременно годньши к функционированию самые различные и противоположные либидинозные привязанности. Постоянное колебание между этими привязанностями, долгое время как бы исключающее всякое окончательное изживание и продвижение вперед в лечении, преобладало во всей картине болезни последнего периода, которой я могу лишь слегка коснуться. Вне всякого сомнения, это была черта характерная для бессознательного, но перешедшая у него и на достигшие сознания процессы. Но эта черта проявлялась у него только на результатах эффективных переживаний, в области /; Zentralbl. f(u:)r Psychoanalyse. II, 6. 1912. 474 3 Фрейд чистой логики он проявил, наоборот, исключительное умение в улавливании противоречий и непонятного Благодаря этому его душевная жизнь производит то же впечатление, что и древняя египетская религия, столь непостижимая для нас, так как она сохраняет все ступени развития одновременно с конечными результатами, самых древних богов и значения божества — наряду с самыми последними, располагает в одной плоскости то, что в ходе развития других составляет глубокие наслоения Я довел до конца то, что хотел сообщить об этом случае заболевания Только еще две из многочисленных проблем, которые этот случай затрагивает, кажутся мне достойными особого упоминания Первая касается филогене тически унаследованных схем, под влиянием которых жизненные впечатления, как под руководством философских "категорий", укладываются в определенный порядок Я готов защищать взгляд, что они составляют осадки истории человеческой культуры Комплекс Эдипа, обнимающий отношения ребенка к родителям, принадлежит к числу этих схем или, вернее, составляет известный пример этого рода В тех случаях, когда переживания не соответствуют унас ледованной схеме, совершается переработка их фантазий, работу которой проследгпъ в деталям было бы безусловно полезно Именно эти случаи лучше всего могут показать нам самостоятельное существование схем Мы часто можем заметить, что схема одерживает победу над индивидуальным переживанием, как, например, в нашем случае, когда отец становится кастратором и угрозой детской сексуальности, несмотря на отрицательный, в общем, комплекс Эдипа Другое влияние этой схемы выражается в том, что кормилица занимает место матери или сливается с нею Противоречия между переживанием и схемой доставляют, по-видимому, богатый материал детским конфликтам Вторая проблема стоит близко к этой, но она несравненно более значительна Если принять во внимание отношение семилетнего ребенка к ожившей первичной сцене1) или даже если только подумать о гораздо более простых реакциях полуторагодовалого ребенка при переживании этой 1) Могу не считаться с тем что это поведение получило свое словесное выражение только два десятилетия спустя, потому что все влияние, приписываемое нами этой сцене выразилось в форме симптомов, навязчивостеи и т д уже в детстве, задолго до анализа При этом совершенно безразлично, считать in ее первичной сценой или первичной фантазией Выводы и проблемы 475 сцены, то нельзя не согласиться с мнением, что у ребенка при этом проявляется влияние своего рода трудноопределимого знания, чего-то, похожего на подготовку к понима нйю1) В чем оно может состоять, — об этом у него нет никакого представления,) нас имеется только великолепная аналогия с глубоким инстинктивным знанием у животных Если бы и у человека существовало инстинктивное зна ние, то не Ьыло бы ничего удивительного в юм, что оно преимущественно касалось Ьы процессов сексуальной жизни, xo^я никоим образом не ограничивалось бы толь ко ими Это инстинктивное составляло Ьы ядро бессозна тельного, примитивную душевную деятельность, которая впос\Р4(. гвпи ш[звер1ае-1ся г тропа ц закрывается разви вающимся у человека разумом, но часто оно, быть может, у всех, сохраняет способность притянуть к себе высшие духовные силы Вытеснение было бы возвращением к этой инстинктивной ступени, и человек расплачивался бы та ким образом за свои великие завоевания своей наклонно стью к неврозу, а самая возможность возникновения неврозов доказывала бы существование прежней инстинк тпвной предварительной ступени психического развития Значение же ранних травм в детстве заключается в таком случае в том, что пос \едние доставляют материал этому бессознательному, защищающий его от полного поглощения последующим развитием Мне известно, что подобные мысли, подчеркивающие унаследованный филогенетически приобретенный мо мент душевной жизни, высказывались с различных сторон, и я даже думаю, что им слишком поспешно уделя лось место в психоаналитических взглядах Они мне ка жутся допустимыми только тогда, когда психоанализ, со храняя вполне корректную линию различных инстанций в добытом им материале, доходит до следов унас\едо ванного, после того, как он проник сквозь все наслоения индивидуально приобретенного I) Снова должен подчеркнуть что все эти рассуждения были оь. север шенно излишнлмч если оы сновидение и невроз не относи гись к пе рчоду детства Из истории детской души1) Два случая детской лжи Вполне понятно, что дети лгут, когда они этим подражают лжи взрослых. Но некоторые случаи лжи хорошо воспитанных, неиспорченных детей имеют особое значение, и воспитателям следует задуматься над ними вместо того, чтобы сердиться на так\то ложь. Она совершается под влиянием очень сильной любви и становится пагубной, если вызывает недоразумения между ребенком и любимым им лицом. 1 Семилетняя девочка (во втором классе) просила у отца денег на покупку красок, чтобы окрасить к пасхе писан-ки. Отец отказал ей в этом, сославшись на отсутствие денег. Вскоре после этого девочка снова просит у отца денег, чтобы сделать свой взнос на покупку венка умершей владетельной особе страны. Каждый ученик школы должен был внести пятьдесят пфеннигов. Отец дает ей десять марок; она уплачивает свой взнос, кладет отцу на стол девять марок, а на остальные пятьдесят пфеннигов покупает краски, которые прячет в свой шкафчик. За столом отец с раздражением спрашивает ее, что она сделала с недостающими пятьюдесятью пфеннигами, уже не купила ли она все-таки на них красок. Она это отрицает, но ее выдает старший на.два года брат, с которым она совместно собралась окрашивать яйца; краски нашли в шкафу. Рассерженный отец предоставляет матери наказать провинившуюся, и она была очень строго наказана. Мать после этого сама была потрясена, когда заметила, в какое отчаяние пришел ребенок. Она осыпает девочку ласками после наказания, ведет ее гулять, чтоб утешить ее. Но впечатление от этого переживания, названного самой пациенткой "поворотным пунктом" в ее юности, оказывается неизгладимым. До того она была резвая, самоуверенная девочка, а с той поры она становится робкой, боязливой. Будучи невестой, она однажды переживает ей самой не- I) Internationale Zeitachrift f(u )r (a:)ntliche Psychoanalyse, I. 1913 Из истории детской души 477 понятную вспышку ярости, когда мать покупает ей мебель л приданое. У нее мелькает мысль, что деньги принадлежат ей, и никто не имеет права распоряжаться ими даже для нее. Молодой женщиной она не решается просить у мужа денег на личные расходы и без всякой надобности отделяет от его денег "свои". Во время лечения случается несколько раз, что муж опаздывает с присылкой денег, так что она остается в чужом городе без всяких средств. Когда однажды она мне это рассказала, я хотел взять с нее слово, что если такой случай повторится, она займет у меня ту незначительную сумму, которая ей пока нужна на расходы. Она обещает, но когда в следующий раз она была стеснена в деньгах, обещания своего не сдержала, а предпочла взять деньги под залог своих драгоценностей. Она объявила, что не может брать у меня денег. Присвоение пятидесяти пфеннигов в детстве имело значение, которого отец не мог подозревать. За некоторое время до поступления в школу она выкинула удивительную штуку с деньгами. Соседка, с которой она была в дружеских отношениях, просила ее проводить в лавку своего малыша, снабдив небольшой суммой денег для покупки чего-то. Оставшиеся после покупки деньги она, как старшая, понесла домой. Но, встретив на улице прислугу соседки, она бросила деньги на мостовую. При анализе этого, ей самой непонятного поступка, ей пришла в голову мысль об Иуде, который швырнул сребреники, полученные за предательство Христа. Она с уверенностью утверждает, что знала повествование о страданиях Христа еще до поступления в школу. Но в каком отношении она могла отождествить себя с Иудой? Когда ей бььло три с половиной года, у нее была бонна, к которой она сильно привязалась. Эта девушка вступила в эротическую связь с одним врачом, на прием к которому она являлась вместе с ребенком. Вероятно, ребенок стал тогда свидетелем различных инцидентов сексуального характера. Видела ли она, что врач давал девушке деньги, с точностью нельзя установить, но не подлежит никакому сомнению, что девушка дарила ребенку мелкие монеты, чтобы этим обеспечить его молчание, и на эти деньги делались по дороге домой покупки (вероятно, сласти). Возможно, что и сам врач иной раз дарил девочке деньги. Однако, ребенок все же выдал матери девушку, из чувства ревности. Она так вызывающе играла полученными мелкими монетами, что мать не могла не спросить: откуда у тебя деньги? Девушке отказали. 478 3. Фрейд Итак, уже с самого раннего возраста получение от кого-нибудь денег приобрело для нее значение любовных от ношении, физического отдавания себя. Взять у отца деньги имело значение объяснения в любви. Фантазия, будто отец ее возлюбленный, была так соблазнительна, что при помощи ее детское желание иметь краски для пасхальных яиц, несмотря на запрещение, легко было осуществить. Но сознаться в присвоении денег она не могла, она должна была отрицать, потому что в настоящем мотиве этого поступка, ею самой неосознанном, она сознаться не могла. Наказание со стороны отца было, следовательно, выражением того, что он отвергает предложенную ему нежность, выражением его презрения, и потому надломило ее. Во время лечения наступило вдруг состояние глубокой удрученности, разрешение которого и привело к воспоминаниям о всем вышеизложенном, когда я однажды вынужден был, как бы в подражание выраженному отцом презрению, просить ее не приносить мне цветов. Для психоаналитика вряд ли нужно еще подчеркнуть, что это маленькое детское переживание представляет из себя один из столь частых случаев сохранения ранней анальной эротики в поздней любовной жизни. Из того же источника происходит наслаждение от окрашивания яиц 2 Одна женщина тяжело заболела вследствие своей неспособности справиться с предъявленными ей жизнью требованиями. До того она была исключительно толковая, правдивая, серьезная и хорошая девушка, а потом милая женщина. Но еще раньше, в первые годы жизни, она была своенравным, прихотливым ребенком. В то время, когда она еще в школе быстро преобразилась в слишком добрую и слишком совестливую, с ней произошли такие вещи, которые дали повод к тяжелым упрекам во время болезни и в которых она видела доказательство своей глубокой испорченности. Воспоминания убеждали ее в том, что она тогда часто хвастала и лгала. Однажды по дороге в школу одна подруга ее прихвастнула: а у нас вчера к обеду было мороженое 1). Она возразила: о, мороженое подается у нас каждый день В действительности, она даже не понимала, что значит подавать к обеду мороженое; она знала лед только в виде длинных кусков, которые разво- I) fJo-не.мецки мороженое ч кд обозначается одни.\1 ч тем же словом EIS, благодаря чему ч возможно было девочке спутать оба представления Из истории детской души 479 зятся на повозках, но она полагала, что под этим подразумевается что-то, имеющее особый шик, и поэтому не хотела отставать от подруги. Когда ей было десять лет, то во время урока рисования им однажды задано было нарисовать от руки круг. Но она воспользовалась для этого циркулем и таким образом с легкостью нарисовала совершенный круг и с торжеством показала свою работу соседке. Учитель подо-ше-л ближе, услышал ее хвастовство, открыл след цирку ALH в кругу и потребовал у девочки объяснений. Но она упорно отрицала все, не сдавалась ни на какие доказательства и наконец, совершенно замолчала. Учитель совещался по этому поводу с отцом; оба пришли к решению оставить этот поступок без последствий, так как девочка обыкновенно ведет себя хорошо. Оба случая лжи ребенка были мотивированы тем же комплексом. Как у старшей из пятерых детей в^семье, у маленькой девочки рано развилась очень сильная привя-зандюсть к отцу, из-за которой в зрелом возрасте суждено было рушиться счастью ее жизни. Скоро, однако, она не могла не заметить, что к ее любимому отцу вовсе не подходит то величие, которое она готова была ему приписать. Ему приходилось бороться с денежными затруднениями, он вовсе не был так могуществен и знатен, как она воображала. Но с таким умалением своего идеала она не могла примириться. Сосредоточив, по женскому обычаю, все свое честолюбие на любимом мужчине, она подпала под власть сильнейшего побуждения к тому, чтоб быть отцу поддержкой против всех. Она хвастала поэтому перед подругой, чтобы избавить отца от унижений. Когда позже она узнала, что лед (мороженое) к обеду нужно перевести словом "glace", то у нее открылся ассоциативный путь к тому, чтобы упреки благодаря этим воспо-ми наниям привели, в конце концов, к страху перед стеклянными (Glas) осколками и черепками. Отец был прекрасным рисовальщиком и часто вызывал своим талантом восторг и восхищение у детей. Отождествляя себя с отцом, она нарисовала в школе тот круг, который мог ей удасться только благодаря обманным приемам. Словно она хотела похвастать: смотри-ка, что умеет мой отец! Сознание вины, которое было связано с такой слишком сильной привязанностью к отцу, выразилось в попытке солгать; сознаться она не могла по то же причине, что и девочка в вышеизложенном наблюдении, по- 480 3. Фрейд ОГЛАВЛЕНИЕ тому что в таком случае она должна была сознаться в своей тайной инцестуозной любви. Не следует преуменьшать значение таких эпизодов из детской жизни. Было бы грубой ошибкой, если бы на основании таких детских проступков ставился диагноз в смысле развития безнравственного характера. Однако, подобные проступки находятся в связи с самыми сильными побуждениями детской души и указывают на предрасположение к тому, чтобы в дальнейшем жизнь сложилась так или иначе, или к тому, чтобы развился невроз. Часть I Вступление . Благословленный и запретный инцест 3 Предисловие к русскому изданию 8 Биографический очерк 11 ВВЕДЕНИЕ В ДЕТСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ. А.Фрейд Лекция 1 Введение в детский анализ 22 Лекция 2 Приемы детского анализа 34 Лекция 3 Роль перенесения в детском анализе 48 Лекция 4 Психоанализ в детском возрасте и воспитание 60 ПСИХОПАТОЛОГИЯ ДЕТСТВА И ЕЕ ИСТОКИ Глава 1 Истоки детской психопатологии 76 Глава 2 Связь взрослого и детского анализа 93 Глава 3 Нормальное детское развитие (масштабы и оценка) - 116 Глава 4 Патологическое детское развитие (масштабы и оценки) 157 Глава 5 Патологическое детское развитие Инфантильные предварительные ступени более поздних заболеваний 186 Глава 6 Пути и возможности терапии 235 Краткий словарь психоаналитических терминов 256 Библиография 265 482 ОГЛАВЛЕНИЕ Часть II ПСИХОАНАЛИЗ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ. 3. Фрейд Анализ фобии пятилетнего мальчика т т»„_ _.,—-- I Введение II История болезни и анализ III Эпикриз Из истории одного детского невроза т т-т_-.__-_-_ г I П Ш IV V VI VII VIII IX Предварительные замечания Обзор среды и история болезни Соблазн и его непосредственные последствия Сновидения и первичная сцена Несколько принципиальных соображений Невроз навязчивости Анальная эротика и кастрационный комплекс Дополнения из самого раннего детства Разрешение Выводы п проблемы 1Ь жшни детской души 270 281 339 372 378 383 393 410 422 432 447 460 474 |