Главная страница

фрейд. А.Фрейд Психоанализ детских неврозов и детская сексуальность. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов


Скачать 2.19 Mb.
НазваниеДетская сексуальность и психоанализ детских неврозов
Анкорфрейд
Дата02.03.2023
Размер2.19 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаА.Фрейд Психоанализ детских неврозов и детская сексуальность.doc
ТипДокументы
#964301
страница42 из 47
1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47

418

3 Фрейд

го он наблюдал это положение при коитусе, был ведь его родной отец, от которого он и мог унаследовать эту кон-ституциональную особенность. Против этого не говорит ни последующая болезнь отца, ни история семьи, брат отца, как уже сказано, умер в состоянии, которое следует счи­тать тяжёлой болезнью навязчивости В связи с этим нам вспоминается, что сестра, соблаз­няя 3 1/2 — годовалого мальчика, высказала о няне стран­ную клевету, что та ставит всех на голову и прикасается к их гениталиям. Тут у нас напрашивается мысль, что, может быть, и сестра в таком же раннем возрасте видела те же сцены, что позже брат, и это навело ее на мысль о том, что при половом акте становятся на голову Такое предположение содержало бы указание на источник ее собственного преждевременного сексуального развития В мои намерения первоначально не входило продол­жать здесь обсуждение вопроса о реальной ценности "пер­вичной сцены", но так как я вынужден был коснуться этой темы в моих "Лекциях по введению в психоанализ" в бо­лее широком освещении вопроса и не с полемической це­лью, то могло бы повести к недоразумению, если бы я не применил решающих там точек зрения к разбираемому здесь случаю. В дополнение и исправление сказанного я продолжаю поэтому возможно еще одно понимание пер вичной сцены, лежащей в основе сновидения, которое зна­чительно меняет принятое раньше решение и избавляет нас от многих затруднений. Учение, желающее свести инфантильные сцены к регрессившлм символам, все же ничего не выиграет и при этой модификации; оно мне кажется вообще окончательно опровергнутым этим — как и всяким другим — анализам детского невроза Я полагаю, что можно представить себе положение ве­щей и следующим образом Мы не может отказаться от предположения, будто ребенок наблюдал коитус, вид кото­рого привел его к убеждению, что кастрация может быть чем-то большим, чем одна только п) стая угроза, также зна­чение, которое приобретает положение мужчины и женщи­ны для развития страха, и условие любви не оставляет нам никакого другого выбора, как только прийти к заключению, что должен быть коитус a tegro, more fen-arum Но другой момент не так незаменим, и от него можно отказаться Может быть, ребенок наблюдал коитус не родителей, а животных и перенес его на родителей, как бы сделав зак­лючение, что родители поступают точно так же

Несколько принципиальных соображений

419

В пользу такого взгляда говорит прежде всего то, что волки в сновидении представляют собой, собственно гово­ря, овчарок и на рисунке кажутся таковыми Незадолго до сновидения мальчика неоднократно брали на осмотр овец, где он мог видеть таких больших белых собак и ве­роятно, наблюдать их при коитусе Я хотел бы также при вести в связь с этим число три, которое сновидец выдви­нул без всякой дальнейшей мотивировки, и предположить, что у него сохранилось в памяти, что он сделал три таких наблюдения над овчарками Возбужденный ожиданием в ночь, когда он видел сон, он перенес воспринятую недав­но картину, запечатлевшуюся в памяти, со всеми деталя­ми на родителей, вследствие чего только и стали возмож­ны 1акие мо1}-чие деисгвия аффектов Теперь вдруг яви лось понимание этих впечатлений, воспринятых, может быть, несколько недель или месяцев до того, — процесс, который может каждый из нас испытать на самом себе. Перенесение с совокупляющихся собак на родителей со­вершилось не в виде словесного вывода, а благодаря тому, что в воспоминании всплыла реальная сцена нежности родителей, которая слилась с ситуацией коитуса. Все ус тановленные анализом сновидения детали сцены могут быть воспроизведены вполне правильно Дело, действи­тельно, происходило летом после обеда, когда ребенок болел малярией, родители были оба в белом и присутство­вали при том, когда ребенок проснулся со сна, но -сцена была самая невинная. Все остальное прибавило потом желание любопытного ребенка подглядеть любовное об­щение родителей на основании его опыта с собаками, и тогда вымышленная таким образом сцена привела ко всем тем последствиям, которые мы ей приписьшаем, таким же, как если бы она была совершенно реальна и не была скле­ена из двух частей, одной ранней — индифферентной и позднейшей, произведшей очень сильное впечатление. Совершенно очевидно, насколько меньше предъявля­ется требований к нашему доверию в последнем случае. Нам незачем больше предполагать, что родители совер­шали коитус в присутствии хотя и очень маленького ре­бенка, — представление, не очень-то для нас приятное Зна­чительно уменьшается момент запоздалости действия; он относится теперь только к нескольким месяцам четвертого года жизни ребенка и вовсе не доходит до темных первых \ет детства Ничего странного не остается в поведении ребенка, который переносит с собак на родителей и боит

420

3 Фрейд

ся волка вместо отца. Ребенок находится в фазе развития своего мировоззрения, которое в "Тотем и Табу" называ­ется возвращением тотемизма. Учение, желающее объяс­нить первичные сцены неврозов обратным фантазирова­нием переживаний поздних лет, приобретает, по-видимо­му, в нашем наблюдении, несмотря на ранний четырехлет­ний возраст, в нашем невротике веское подтверждение. Как он ни молод, ему все же удалось заменить впечатле­ние из четвертого года жизни вымышленной травмой в возрасте полутора лет; но регрессия не кажется ни зага­дочной, ни тенденциозной. Сцена, которую нужно было создать, должна была отвечать известным условиям, ко­торые благодаря обстоятельствам жизни сновидца могли иметь место только в ранние годы, например, то обстоя­тельство, что он находился в кровати в спальне родителей. Но большинство читателей придаст решающее значе­ние тому, что я могу еще прибавить из аналитических ре­зультатов других случаев в пользу правильности предло­женного последнего взгляда. Сцена наблюдения родитель­ского коитуса в очень раннем детстве — будь то реальное воспоминание или фантазия — вовсе не составляет редко­сти в анализах невротических людей. Может быть, она так же часто встречается и у не ставших невротиками. Может быть, она составляет постоянную часть их — сознательно­го или бессознательного — сокровища воспоминаний. Но всякий раз, когда мне удавалось развить подобную сцену благодаря анализу, она имела те же особенности, которые приводят нас в смущение и у нашего пациента: она отно­силась к коитусу a tegro, который один только и дает воз­можность зрителю разглядеть гениталии. Тут уже не при­ходится более сомневаться, что дело идет только о фан­тазии, которая, может быть, всегда вызывается наблюде­нием над сексуальным общением животных. И еще боль­ше; я уже заметил, что мое описание "первичной сцены" осталось несовершенным, так как я отложил до другого раза сообщение о том, каким образом ребенок мешает общению родителей. Должен прибавить, что и способ, каким он это делает, один и тот же во всех случаях. Могу себе представить, что навлек на себя тяжелые подозрения со стороны читателя этой истории болезни. Если я располагал этими доказательствами в пользу та­кого понимания "первичной сцены", то как я мог взять на себя защиту другого понимания, кажущегося таким абсурдньхм? Или, может быть, в промежуток времени

Несколько принципиальных соображений

421

между описанием этой истории болезни и этого добав­ления я приобрел новый опыт, заставивший меня изме­нить мое первоначальное понимание, и по каким-либо мотивам я и хотел в этом сознаться? Зато я сознаюсь в чем-то другом: на этот раз я собираюсь закончить обсуж­дение вопроса о реальной ценности первичной сцены с поп liquet. Эта история болезни еще не закончена; в даль­нейшем в ее течении всплывет момент, который нарушит уверенность нашу в настоящую минуту. Тогда уже ниче­го другого не останется, как сослаться на то место в моих "Лекциях", где я обсуждаю проблему первичных фанта­зий (Urphantasien) или первичных сцен.

VI. Невроз навязчивости

В третий раз он подвергся влиянию, изменившему реши­тельным образом его развитие. Когда ему было 4 1/2 года, и его состояние раздражительности и боязливости все еще не улучшалось, мать решила познакомить его с библией, в надежде отвлечь его и поднять его настроение. Это ей уда­лось, введение религии в систему воспитания положило конец предшествующей фазе, но повлекло за собой заме­ну симптомов страха симптомами навязчивости. До того он с трудом засыпал, так как боялся, что увидит во сне такие же дурные вещи, как в ночь перед рождеством, теперь прежде чем лечь в постель, он должен был целовать все иконы в комнате, читать молитвы и класть бесконечное ко­личество раз крестное знамение на постель и на самого себя. Его детство явно расчленилось для нас теперь на сле­дующие эпохи во-первых, время, предшествующее соблаз ну (3 1/4 года), когда имела место первая сцена, во-вторых, время изменения характера до страшного сновидения (4 года), в-третьих, фобия животного до знакомства с рели­гией (4 1/2 года), а с этого момента период невроза навяз­чивости до десятилетнего возраста включительно Внезап­ной и гладкой замены одной фазы последующей не бы­вает в силу природы вещей и обстоятельств; не было и у нашего пациента, для которого, наоборот, характерны были сохранение в силе всего прошлого и одновременное существование самых различных течений. "Испорчен­ность" не исчезла, когда наступил страх, и, постепенно уменьшаясь, продолжалась во время набожности Но о фобии волков в этой последней фазе нет больше речи Невроз навязчивости протекал с перерывами; первый при­падок был самым длинным и интенсивным, следующие наступали в восемь и десять лет, всякий раз по поводам, которые находились в явной связи с содержанием невро­за. Мать сама рассказывала ему священную историю и, кроме того, велела няне Ч1гтать eviy о ней из книги, разук­рашенной иллюстрациями Главное значение при этом

Невроз навязчивости

423

придавалось, разумеется, истории страстей господних. Няня, которая была очень набожна и суеверна, давала по этому поводу свои объяснения, но должна была также выслушивать все возражения и сомнения маленького кри­тика. И если колебания и борьба, которые его теперь на­чали потрясать, к конце концов закончились победой веры, то это произошло не без влияния няни. То, что он мне рассказал, как воспоминание о своих реакциях на знакомство с религией, встретило с моей сто­роны сначала решительное недоверие. Это, говорил я, не могло быть мыслями 4 1/2 — 5-летнего ребенка; вероятно, он перенес в это раннее прошлое то, что явилось плодом размышления 30-летнего взрослого человека1) Но пациент ничего и знать не хотел о такой поправке; его не удалось убедить в этом, как и во многих других раз­личиях во взглядах между нами; связь между припомина­емыми им мыслями и симптомами, о которых он сообщал, как и то, что они вполне подходили к его сексуальному развитию, заставили меня, в конце концов, поверить ему. Я сказал себе тогда также, что критика учений религии, которую я не хотел допустить у ребенка, выполняется толь­ко самым минимальным числом взрослых людей. Я приведу теперь материал его воспоминаний и потом уже поищу путь, который ведет к его пониманию Впечатление, произведенное на него рассказами священ­ной истории, было, по его словам, сначала неприятное. Сперва он возмущался страдальческим характером лично­сти Христа, а потом всей совокупностью его истории. Он направил свою недовольную критику против бога-отца. Если он, мол, так всемогущ, то это вина, что люди так дур­ны и мучают других, за что попадают потом в ад ЕМ} сле­довало бы сдс\ать ii\ \t^ OIUIIMII, он iii-M огвеи.»ьиЮ1 за все зло и все мучения Он возмутился заповедью, требующей подставить другую щек\, если получишь удар по одной, и тем, что Христос на кресте желал, чтобы его миновала сия чаша, но также и тем, что не совершилось чуда, которое

1) Я делал также неоднократно попытки передвинуть историю больно­го, по крайней мере, на один год, т е отнести соблазн к возрасту 4 1/2 года, а сновидение на пятую годовщину рождения В интервалах ничего нельзя было изменить, но пациент оставался и в этом отно­шении непоколебимым, хотя и не мог совершенно устранить во мне последнюю тень сомнения Для впечатления, которое получается от его истории и всех связанных с ней выводов и соображений, такая отсрочки на год была бы совершенно безразличной

424

3 Фрейд

доказало бы, что он сын божий Его острый ум был уже таким образом пробужден и с неумолимой строгостью вскрывал все слабые стороны освященной легенды. Но скоро к этой рационалистической крт-ике присое­динились мудрствования и сомнения, которые могут об­наружить яам сотрудничество потаенных душевных дви­жения.Юдин из первых вопросов, поставленных им няне, был, — имел ли Христос заднюю часть. Няня ответила, что он бь1л1богом;»но также и человеком. Как человек он имел и делал все как другие люди. Это его совершенно не удов­летворило, но он сумел сам себя успокоить, подумав, что задняя часть ведь составляет только продолжение ног. Едва \ сяокоеюп.ш страх nppf'я вынужденным унижением священной ;г>соЬы опять разгорелся, когда у него возник новый вопрос" испражнялся ли также Христос? Он не ре­шался доставить этот вопрос благочестивой няне, но сЛл нашел выход, лучше которого она не могла бы ему ука­зать. Так как Христос сделал из ничего вино, то он мог, вероятно,/ также превратить пищу в ничего и мог таким образом избавиться от необходимости дефекации. Мы ^приблизимся к понятию этих умствований, если начнем сюписанной раньше части его сексуального разви­тия Нам известно, что его сексуальная жизнь после отпо­ра, данного ему няней, и связанного с ним подавления на­чинающейся генитальной деятельности развилась в сторо­ну садизма и мазохизма. Он мучил и терзал животных, фантазировал о нанесении ударов лошадям, а с другой стороны о том, как престолонаследника бьют '1. В садиз­ме он сохранял самую старую идентификацию с отцом, в мазохизме он избрал себе отца в сексуальные объекты. Он находился полностью в фазе прегенитальной организации и превратил свой мазохизм по отношению к отцу в жен­ственную установку к нему же, в гомосексуальность. Но такого успеха это сновидение не имело, оно закончилось страхом. Отношение к отцу, которое от сексуальной цели, состоящей в желании испытать от него телесное наказа­ние, должно было привести к следующей цели — иметь, как женщина, с отцом половое сношение, — было, благо­даря противодействию его нарцистйческой мужественно­сти, отброшено на еще более примитивную ступень; по­средством сдвига на замену отца волком, оно затем отще­пилось, тсак страх быть съеденным отцом, но чтим нико-

I) Особенно, об ударах по пенису

Невроз навязчивости

425

им образом не исчерпалось Скорее мы сможем понять ка­жущееся таким сложным положение вещей, если будем твердо Помнить, что у него одновременно существуют три сексуальных стремления, направленных на отца. Со вре­мени сновидения он был гомосексуален в бессознательном, а в неврозе, на уровне каннибализма 1), господствующей осталась прежняя мазохическая установка. Все три тече­ния имел» пассивные сексуальные цели; объект был тот же, те же сексуальные стремления, но произошло расщеп­ление ^ix на три различных уровня. Знание'священной истории дало ему возможность суб­лимировать господствующую мазохическую установку к отц\ Он1 cr'aA Хрястом что ему особенно легко было бла­годаря" одному и тому же дню рождения Этим он стал чем-то большим, а также — чему пока не придавалось еще большого значения — мужчиной. В сомнении, имел ли Христос заднюю часть слегка отражается вытесненная го­мосексуальная установка, так как все это мудрствование те могло иметь никакого другого значения, кроме вопро­са, может ли он быть использован отцом, как женщина, как мать в первичной сцене Когда мы придем к разреше­нию второй навязчивой идеи, мы увидим, что это толко­вание^ подтверждается. Вытеснению пассивной гомосексу-альнЬсти соответствовало соображение, что заслуживает резкого порицания -связывать священную особу с такими предположениями. Заметны его старания освободить свои новые сублимации от придатка, который они получали из источников вытесненного. Но это ему не удалось. Мы еще не понимаем, почему он восставал также про­тив пассивного характера Христа и против истязаний со стороны отца и этим стал отрицать свой прежний мазохи-ческий идеал даже в его сублимированной фюрме. Мы мо­жем предположить, что этот второй конфликт особенно благоприятствовал проявлению унижающих навязчивых мыслей из первого конфликта (между господствующим мйэохическим и вытесненным гомосексуальным течением), потому что ведь вполне естественно, если в душевном кон­фликте суммируются друге другом все противоположные течения, идущие даже из самых различных источников. Мотив его сопротивления вместе с проявляемой критикой религии мы узнаем из новых его сообщений.

I) Выражающемся в стреле (желании) быть съеденным, волком-отцом. (Примечание переводчики)

426

З^Фрейд

Из рассказов священной истории выиграли ФакЯс^ его сексуальные исследования. До сих пор у него- не было ни­какого основания думать, что дети происходят только от женщины Напротив, няня дала ему повод верить, Ч-WQH ребенок отца, а сестра — матери, и это более близкое от­ношение к отцу было для него очень ценно Теперь он ус­лышал, что Марию звали богородицей Значит, дети про­исходили от матери, и слова^ няни не следует больше верить Далее, благодаря этому рассказу он не знал боль­ше, кто именно был отцом Христа. Он был склонным 'Счи-тать таковым Иосифа, потому что слышал, что они все­гда в месте жили, но няня сказала, что Иосиф был толь­ко как отец, а настоящим отцом был бог Tvr он тгчего Не Moi понячь Он понял ю\ько ю, что если ob этом во обще еще можно спорить, то, значит, отношения между сьшом и отцом не такие близкие, как он себе представлял. Ребенок чувствовал в известной мере ту амбивалент­ность чувств к отцу, которая отразилась во всех религи­ях, и напал на свою религию вследствие ослабления этих отношений к отцу Разумеется, его оппозиция скоро пере­стала быть сомнением в истинах учения и обратилась пря­мо против особы бога. Бог сурово и жестоко обращался со своим сыном, но не лучше относился он к людям Он принес своего сына в жертву и того же требовал от Авра­ама. Ребенок начал бояться бога. Если он был Христом, то отец был богом. Но бог, ко­торого ему навязывала религия, не был настоящей заме­ной отца, которого он любил и которого не хотел позво­лить у себя отнять Любовь к этому отцу была источни­ком его критического остроумия. Он сопротивлялся богу для того, чтобы иметь возможность сохранить отца, и при этом, собственно говоря, защищал старого отца против нового Ему пришлось тут проделать трудное дело отхо­да от привязанности к отцу (Ablosung vom Vater). Итак, это была старая, проявившаяся в самом раннем детстве любовь к отцу, у которой он черпал энергию для борьбы против бога и остроту ума для критики религии. Но с другой стороны, эта враждебность к новому оогу не была также первоначальным; актом, она имела прообраз во враждебных душевных движениях к отцу, появивших­ся под влиянием страшного сновидения,и, по существу, была только их обновлением Оба противоположных дви­жения чувств, которым предстояло управлять веей его последующей жизнью, столкнулись здесь для -амбйвален
1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47


написать администратору сайта