эссе спкп. Девиация является нормальной частью каждого общества
Скачать 14.68 Kb.
|
ЭССЕ «Девиация является нормальной частью каждого общества» В своем знаменитом высказывании, Э. Дюркгейм сказал следующее «что девиация является нормальной частью каждого общества». С экономической точки зрения это высказывание предельно ясно. Но что эта фраза может значить с точки зрения социологии? Что обычно в обществе подразумевается как зло? В обыденном соображении злом в обществе является девиантное, то есть отклоняющееся от норм, поведение. Но является ли оно сугубо негативным явлением? Давайте попробуем разобраться. Для начала рассмотрим, какие неблагоприятные нюансы охватывает в себя девиантное поведение? Прежде всего, отклоняющееся от норм поведение ведёт к социальным столкновениям с теми, кто этих норм придерживается. Это способно внести хаос в общество, пошатнуть социальную структуру и отрицательно сказаться на действии функционирующих общественных институтов. Так, например, существование гугенотов во Франции приводило к происхождению общественного напряжения с католиками, так как они нуждались в открытом исповедовании своей религии, что было неприемлемо для католического государства. Социальные конфликты, появляющиеся в обществе, приводили к жертвам с обеих сторон, а также к нападению на церковную веру. Также, негативной стороной девиации является её воспроизводимость, то есть индивид, однажды попав в деликвенную субкультуру изучает внутри неё социализацию, то есть усваивает те нормы и ценности, которые по отношению к преобладающей культуре являются чуждыми, неправильными, ложными. Похожий социализировавшийся человек действует исходя из привитых ему норм и ценностей, поэтому он действует вполне осознанно, когда нарушает те или другие нормы. Например, в царской России девиантной культурой было старообрядчество, следовательно, дети, воспитанные старообрядцами, также становились девиантами. Ещё одним методом распространения девиантного поведения является стигматизация. Индивид, однажды совершивший проступок, вынужден носить метку «преступника» всю оставшуюся жизнь. Эта метка не только сказывается на общественном отношении к нему, но и существенно уменьшает его возможности, что приводит к отсутствию способности присоединиться в общество вновь и ему приходится заново включаться в девиантные субкультуры, в которых его не ограничивают, а, наоборот, дают те возможности, которые он потерял в обществе. С другой стороны, отклонение не всегда обозначает что-то негативное, она несёт также и ряд положительных черт.Роберт Кинг Мертон, рассматривающий социализацию индивида, сообщает о том, что персона усваивает не просто ценности, но ценности инструментальные и терминальные по отдельности, оттого встречаются всевозможные случаи восприятия навязываемых сообществом моделей поведения, помимо конформизма, то есть глубокого усвоения как первого, так и второго вида ценностей. К слову, нужно уточнить, что ценности инструментальные – это средства достижения целей, в то время как терминальные – это как раз ценности-цели, то есть сами жизненные ценности. Девиация необязательно приводит к бегству как типу общественной адаптации индивида. Таким образом, человек в пребывании девиации не обязательно будет совершать незаконные поступки, но может убежать от общества или попытаться внедрить в него личное видение целей и способов их достижения, что в результате зачастую ведёт к формированию общества (мятеж).Например, Европа в период 16 века испытала раскол католической церкви на лютеранство, англиканство и кальвинизм. Мятежниками, то есть индивидами, создающими новые ценности, выступали Мартин Лютер, Генрих VIII и Жан Кальвин. При этом ошибочно будет утверждать только о религиозных битвах и распрях, которые были соединены с борьбой за «истинную» веру, так как, помимо этого из-за протестантизма в Европе стало возможно формирование капитализма западного типа с присущим ему трудолюбием и педантичностью, что способствовало формированию рациональности всех сфер социальной жизни. Также, это повергло к развитию экономик тех стран, в которых было развито это религиозное течение. Таким образом, «зло» в этом случае не только создаёт основу для социального конфликта, но и способствует социальному прогрессу. Более того, следует обратить внимание на сами момента девиации в обществе, так как обратив на них внимание, девиация предстанет не социальным отклонением, а одной из характеристик общества, так как порождается и стимулируется самим обществом. Человек не способен сразу выполнять их, а потому обречён выступать в качестве человека, нарушающего нормы той или иной группы, в какую он входит, постоянно. Ещё одним методом зарождения девиации выступает маргинальность, то есть состояние личности на стыке различных общественных групп и не принимающая ценности ни одной из этих групп полностью. Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать дискуссионность отнесения девиантного отклонения к негативным общественным явлениям. Девиантное поведение возникает как отклонение от ценностей и норм преобладающей культуры. Похожие аномалии имеют множество причин, но нужно осознавать, что все они — естественные и появляются из-за наличия самой социальной структуры, включающей в себя социальные роли, общественные конфликты, маргинальность и различные варианты социальной адаптации. |