Главная страница

реферат. реферат по истории. Деятельность казахской интеллигенции в начале хх века. Партия Алаш


Скачать 23.26 Kb.
НазваниеДеятельность казахской интеллигенции в начале хх века. Партия Алаш
Анкорреферат
Дата09.03.2022
Размер23.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат по истории.docx
ТипРеферат
#387260

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет казахской филологии и мировых языков

Кафедра русского языка и литературы

Реферат

Тема: Деятельность казахской интеллигенции в начале ХХ века. Партия «Алаш»

Выполнила:

студентка 1 курса гр.108 Магзан Т.Н.

Проверила: Шамшиденова Ф.М.

Алматы,2022 г.

Введение

В развитии как рабочего, так и аграрного движения а Казахстане освободительной борьбы в крае в целом, определенную роль сыграла интеллигенция, зародившаяся на рубеже XIX – XX веков. По своему составу и направления, характеру общественно-политической деятельности  интеллигенция объединяла различные группы, но основную её часть составляли представители национально администрации, включая врачей, учителей, адвокатов  и др. Это были выходцы из дворян , разночинной среды низших слоев общества. Большинство из них занимали правительственно-имперские позиции, но политически сильные среди  которых не мало социал-демократов, социал-революционеров и т.д. Принимали особенно активное участие в выступлениях городских учащихся края. Во многих городах  возникли организации революционных,  либерально-демократических (кадеты и т.д.) и черносотенных партий, в которых представители интеллигенции занимали заметное положение.

Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них  выходцы из низов, придерживались социалистических идей, являлись или сотрудничали с социал-демократами , эссерами.

Мухаммад-Максут Халтдулин-Бекметов – телеграфист Омской почтово-телеграфной конторы, один из руководителей забастовки служащих, выходец из каркаралинска , состоял в РСДРП с 1903г  поддерживал тесный контакт со своими земляками, особенно на кануне в период Всероссийской политической стачке в октябре 1905 года был одним из организаторов известных каркаралинских событий, занимался пропагандой революционных идей в Степном крае, в городах: Омске, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Каркаралинске и др. При аресте обнаружены напечатанные на телеграфном бланке отрывки революционной песни «Рабочая Марсельеза».

Другая, более значительная не только по численности, но и по влиянию, часть казахской интеллигенции, стояла на либерально- демократических позициях. Это были представители аристократии (Алихан Букейханов, Б.Каратаев, Ж.Акпаев), среди них выходца из низших средних слоев аула (Байтурсынов). В декабре 1905 года в Уральске провели съезд делегатов казахского населения 5 областей и пытались создать свою партию, филиал конституционно-демократической партии Российская, должна была в рамках свобод, предоставленных манифестом 17 октября, отстаивать национальные интересы казахов. Фев. 1905 – второй съезд в Семипалатинске, казахи одобрили близкую к кадетам программу, но включили требование о прекращении переселения крестьян, признание всех земель Казахстана собственностью коренного населения, открытие национальных школ и т.д. Это политическое течение, возглавленное Букейхановым, Байтурсыновым, Тынышпаевым, Чокаевым, Дулатовым, Каратаевым и другими. Они выступали за свободу вероисповедания, в особенности против антимусульманских актов правительственных органов, за развитие культуры, языка наравне с другими языками в Казахстане.

Движение Алаш

Движение Алаш - национально-освободительное движение против колониальной политики Российской империи в первой четверти ХХ века century.at в начале прошлого века большая часть территории казахов перешла в собственность российского государства, число переселенцев резко возросло, а коренное население было насильственно вытеснено со своих населенных земель. Борьбу против царской политики возглавила национальная интеллигенция, которая сформировала движение Алаш после 1-й русской революции. Программным документом движения "Алаш" стала Каркаралинская петиция 1905 года. В петиции говорилось о недопустимости игнорирования прав коренного населения, об обуздании всевластия колониальных властей, предоставлении образования на казахском языке, прекращении переселенческой политики, возврате отобранных земель казахам, открытии самостоятельного духовного управления мусульман-казахов с подчинением Оренбургу. Представители интеллигенции приняли активное участие в создании политической печати. Для рассмотрения насущных проблем казахского народа и защиты интересов мусульман в 1905 г. её деятели предприняли попытки созыва всеказахского мусульманского съезда. Незначительная часть интеллигентных слоев придерживались социалистических идей и сотрудничали с социал-демократами или эсерами (социал-революционерами, СР). Среди них были С.Сейфуллин, С.Мендешев, К.Тогысов и другие.  Накануне революции (1905-1907) в крае прошли стихийные выступления рабочих и шаруа против засилья властей и капиталистов. Во всероссийской январско-февральской стачке 1905 г. активное участие приняли рабочих железнодорожных мастерских и депо Уральска, Перовска, Туркестана, Шалкара и других городов. Осенью 1905 года прошли митинги и шествия в Омске, Ташкенте, Верном. Напуганный размахом революции, царь 17 октября 1905 года объявил Манифест, согласно которому объявлялись демократические свободы и созыв Государственной думы. После объявления царского Манифеста в городах Перовске, Уральске, Каркалинске, Павлодаре и других прошли массовые митинги трудящихся. Организаторами шествий в Степном крае были лидеры национально-освободительного движения А.Байтурсынов, Ж.Акпаев и другие. Митинг, который прошёл  15 ноября 1905 года в Каркалинске, способствовал увольнению некоторых чиновников или переводу их на другие места работы.  Участники Каркалинского митинга подверглись гонениям, а организатор митинга Ж.Акпаев был сослан в Якутию. В конце 1905 г. в Уральске был созван "Съезд делегатов" представителей пяти областей Казахстана, на котором было принято предварительное решение о создании Казахской национальной партии, на базе которой впоследствии появилась партия "Алаш". После Октябрьской революции жизнь народа ухудшилась, а политические силы разошлись. В этих условиях лидеры казахстанского либерально-демократического движения, принимая во внимание быстро меняющуюся революционную ситуацию и цели прямо противоположных друг другу политических сил, приняли решение ускорить проведение общеказахского съезда.

Деятельность алашской интеллигенции в период революции 1905-1907 годов

Правительство Алашской автономии осуществляло свою деятельность в очень сложном положении. Оно начало создавать в степных районах местные органы власти. Центральные районы страны контролировались из города Жана Семей, а западные — из аула Джамбейты, имелось также Тургайское отделение управления. Они создавали новые суды и органы милиции.

Ряд лидеров движения "Алаш" не сошел с арены идеологической деятельности. По ряду источников, в 1920 году А. Букейханов призывал молодежь, склонную к идее "Алаш" и ранее не отличавшуюся откровенными выступлениями против Советской власти, вступить в партию большевиков, завоевать доверие нового правительства и тем самым служить национальным интересам. В условиях советской власти это обращение казахской интеллигенции стало своего рода выходом из сложившейся ситуации. Десятки жителей алашева, в том числе С. Садуакасов, Ю. Мустамбаевич, Ж. Султанбеков, Н. Нурмаков вступили в ряды партии большевиков, участвовали в осуществлении верховной власти и тем самым приложили все усилия для того, чтобы советская власть в Казахстане имела национальное содержание.

С середины 20-х годов ХХ века проведена официальная кампания по искажению основных вопросов истории казахского народа (история присоединения Казахстана к России и национально-освободительное движение в регионе), по которым написаны "заказные" исследования.

Ответом на это насилие в духовной жизни стали не утратившие научного и познавательного значения произведения казахской истории и литературы "история раскола казахской земли", "история казахского народа" Телжана Шонанова и "бывшие иностранцы" кошке Кеменгерова, "материалы по истории кыргызско-казахского народа" М. Тынышпаева и "Актабан шубырынды" (великие бедствия), "Аламан" и "Исатай-Махамбет", составленные и опубликованные Х. Досмухамедовым и не опубликованные до настоящего времени. время.

Эти принципы соответствовали попыткам М. Жумабаева, Ж. Аймаутова, Амангали Сегизбаева разработать платформу (программу) литературной организации "коллегия", которая не была окончательно оформлена в результате вмешательства ОГПУ.

Работа продолжалась за рубежом. Об этом свидетельствует деятельность Мустафы Шокая (1929-1939), который в течение 10 лет издавал за рубежом журнал "Яш Туркестан" ("Жас Туркестан"). Представители движения "Алаш", направленного на политическую борьбу за национальную свободу Казахстана, высказались за объединение с соседними мусульманскими странами. Многие деятели движения" Алаш " были репрессированы.

Политические ориентиры, избранные лидерами Алаш Орды в начале ХХ века, подтвержденные региональными съездами казахов, остались неизменными и были направлены на создание казахской автономии, созыв Учредительного собрания и защиту прав и свобод своего народа.

Заключение

Главные заслуги казахской интеллигенции: они своевременно ощутили начало нового всероссийского этапа развития, занялись поиском поступательного развития казахского общества, для чего воспользовались социальными и политическими свободами Первой русской революции. Проблемы, которые волновали казахскую интеллигенцию: единство нации, сохранение целостности земли, достижение казахским народом уровня цивилизованных стран, для чего они считали необходимым «разбудить народ от вековой спячки», дать образование, создать возможности для дальнейшего развития искусства, развивать деловые качества и, самое главное, создать независимое самостоятельное государство.

Основными причинами кризиса и ликвидации Алаш Орды стали неприятие идеи автономизации ее союзниками по антибольшевистской коалиции с одной стороны, и обещание предоставить казахам широчайшие политические права вплоть до самоопределения со стороны советских властей. В условиях гражданской войны, развала экономики и отсутствия связи между отделениями Алаш Орды ее лидерам не оставалось ничего другого, как перейти на сторону Советов.

Список используемой литературы

Литература:

1. Жанбосинова А.С. Краткая энциклопедия истории Алаш и Алаш-Орда / гл. редактор А.У. Кувандыков; ред.: С.К. Игибаев, Г.М. Ахметова. — Усть-Каменогорск: Изд-во «Берель» ВКГУ им. С. Аманжолова, 2013. — 204 с.

2. История Казахстана: энциклопедический словарь. – Алматы: Аруна, 2010. – С.37-38

3. Казахстан: национальная энциклопедия / гл. ред. Б.Аяган. – Алматы: Гл. редакция «Қазақ энциклопедиясы», 2004. – С.168-169

4. Кыдыралина Ж. Нация и история. – Астана: Елорда, 2009. – 304 с.

Дополнительная литература:

1. Аккулулы С. Демократическое самоуправление в степи // Спектр. — 2016. — 21 декабря. — С.8

2. Аманжолова Д.А. Автономия Алаш — идея и практический опыт политической и территориальной консолидации // История Казахстана: преподавание в школе. — 2014. — № 1. — С.16-29

3. Аманжолова Д.А. Движение Алаш в 1917 году. — М., 1992. — 33 с.

4. Аманжолова Д.А. На изломе. Алаш в этнополитической истории Казахстана. — Издательский дом «Таймас», 2009. — 412 с.

5. Аманжолова Д.А. Алаш-Орда: квитэссенция правды // Спектр. — 2016. — 16 ноября. — С.8

6. Аманжолова Д.А. Алаш: исторический смысл демократического выбора. — Алматы: «Таймас» Издательский Дом, 2013. — 400 с.

7. Движение Алаш. Сборник материалов судебных процессов над алашевцами. В 3-х т. Т.3. Документы, допросы и ответы. Синхронные переводы. Материалы судов. Конфискованные письма. — Алматы: ФФ «Ел-шежіре», 2011. — 425 б.

8. Жанбосинова А.С. Краткая энциклопедия истории Алаш и Алаш Орды / гл. редактор А.У.Кувандыкова, С.К.Игибаев, Г.М.Ахметова. — Усть-Каменогорск: «Берель» ВКГУ им.С.Аманжолова, 2013. — 204 с.


написать администратору сайта