Visual Basic .NET для чайников - У. Вонг. Visual Basic .NET для чайников - У. Диалектикамосква СанктПетербург Киев
Скачать 7.1 Mb.
|
Глава 2. Пользовательский интерфейс приложения Visual Basic 35 Создавая пользовательский интерфейс для своей программы, для выбора объектов, кото- рые будут нарисованы в окне формы, вы используете панель Toolbox. Когда объекты нарисо- ваны, следующим шагом будет настройка их отображения в окне Properties. И наконец, ко- гда пользовательский интерфейс разработан, вы можете переключиться на вкладку Code и приступить к написанию команд BASIC, с тем чтобы созданный интерфейс приводил в дви- жение реальные механизмы. - Microsoft Visual - £lte guild fiebug * 4 - . 1 1 | A.- Close ( ] | R e a d y 2.4. Щелкнув на вкладке Code, вы можете просмотреть и отредактировать коды BASIC, для того чтобы сделать объекты формы (кнопки, флажки и т.п.) действительно рабочими Манипулирование окнами В Visual Basic имеется три способа отображения окон на экране (рис. 2.5). Плавающее окно. Окно ни к чему не привязано и может быть размещено в любом экрана. - Закрепленное окно. Окно растянуто вдоль нижней, верхней или боковой стороны Г экрана. Скрытое окно. Окно автоматически сворачивается после того, как курсор мыши покидает его пределы. 36 Часть I. Создание программ на Visual Basic fiuitd fiebug ffiindow Solution • in She Скрытое окно Плавающее окно Закрепленное окно Рис. 2.5. способа отображения окон на экране Как сделать окно плавающим Чтобы окно стало плавающим и его можно было разместить в любом месте экрана, сде- лайте 1. Для начала окно на экране. Выберите команду View (Вил) и щелк- ните на имени нужного окна (например, Properties или Solution Explorer). 2. Поместите курсор мыши на заголовке окна, нажмите левую кнопку мыши и перетащите окно на средину экрана. Visual Basic при перетаскивании отображает контур окна, так что вы смо- жете увидеть, как оно будет размещено после того, как вы отпустите кнопку мыши. 3. Отпустите кнопку мыши, Поздравляем! Вы только что создали плавающее окно. Если дважды на заголовке плавающего окна, оно снова станет закреп- ленным. Как сделать окно закрепленным Вот можно прикрепить окно к какой-нибудь стороне экрана. 1. Отобразите окно на экране. Выберите команду View и щелкните на имени нужного окна (например, Solution Explorer или Toolbox). 2. Помести курсор мыши на заголовке окна, нажмите левую кнопку мыши и перетащите окно к какой-нибудь стороне жрана. Visual Basic при перетаскивании серый контур так что вы сможете увидеть, как оно будет размешено после того, как вы отпустите кнопку. Глава 2. Пользовательский интерфейс приложения Visual Basic 37 3. Отпустите кнопку мыши после того, как контур окна окажется "привязанным" к стороне экрана. В результате выполнения перечисленных действий окно становится закрепленным. Дважды щелкнув на заголовке окна, закрепленное окно можно снова сделать пла- вающим. Скрытие окон Чтобы освободить место на экране, окно можно временно скрыть, оставив видимым толь- ко его название, отображаемое как корешок вкладки возле одной из сторон экрана. Когда вы захотите снова увидеть окно на экране, поместите курсор на корешок вкладки, и оно снова отобразится во всей своей красе. А вот как можно скрыть окно. 1. Пройдите шаги 1 и 2, описанные в разделе "Как сделать окно Когда окно отображается как закрепленное возле одной из сторон экрана, в его правом верхнем углу появляется значок автоматического скрытия. 2. Щелкните на значке автоматического скрытия. Visual Basic скроет окно и отобразит корешок вкладки возле боковой сто- роны экрана. 3. В любой момент, когда вы снова захотите увидеть окно, поместите курсор мыши на корешок вкладки. Скрыть можно сразу все закрепленные окна (это не касается плавающих), выбрав команду Hide А!! все). Закрытие окна Если вы хотите совсем закрыть окно, достаточно щелкнуть на соответствующей кнопке, расположенной в его правом верхнем углу. из Visual Как бы вы ни любили проводить свое время за программированием на Visual Basic иногда все же необходимо оторваться от компьютера и пойти поспать (или уделить немного внимания жене и детям). Для выхода из Visual Basic вы можете воспользоваться одним из следующих методов: выбрать команду нажать комбинацию клавиш щелкнуть на кнопке закрытия в окне Visual Basic Если вы не сохранили открытую на текущий момент программу, Visual Basic откро- ет диалоговое окно и предложит сохранить результат проделанной вами работы. После щелч- ка на кнопке No все изменения, внесенные в программу в течение последнего сеанса работы с Visual Basic будут безвозвратно утеряны. Поэтому, если вы хотите сохранить результа- ты своего труда, щелкните на кнопке Yes, потому как второго такого шанса уже не будет. После этого Visual Basic плавно завершит свою работу, и вы вновь вернетесь к зна- комому окну Windows. 38 Часть I. Создание программ на Visual Basic Глава 3 Создаем пользовательский интерфейс > Обзор основных компонентов пользовательского интерфейса Как нарисовать интерфейс > Изменение свойств созданных элементов ользовательский интерфейс предназначен для отображения информации на экране и для получения данных от пользователя. Если вы создадите простой и понятный ин- терфейс, написанная вами программа также будет казаться доступной и удобной. Сделайте интерфейс сложным и запутанным, и тогда можно будет продать кому-нибудь эту программу и написать книгу на 500 страниц с объяснением того, как эта программа в использовании. Чтобы дать вам общее представление о возможностях Visual Basic в этой главе (а также в главе 5) мы рассмотрим основные этапы создания пользовательского интерфейса: этап рисования интерфейса; определение свойств элементов интерфейса; написание кодов BASIC (этот этап описан в главе 4) Стандартный пользовательский интерфейс состоит из окон, в которых отображаются раз- личные элементы, в первую очередь текст и картинки. Окна могут заполнять собою весь эк- ран или только его часть. Одновременно могут быть открыты несколько окон. Они могут как карты накрывать друг друга, а могут быть просто расположены рядом. На языке Visual Basic окна называются формами. Если вы создаете новую форму, то вначале она будет пустой. Чтобы сделать ее чем-то по- лезной, нужно нарисовать на ней объекты. Объектом может служить кнопка, текстовое поле, картинка, переключатель и т.д. В дальнейшем пользователи смогут общаться с вашей про- граммой посредством щелканья на кнопках, ввода текста или манипулирования с объектами, содержащимися в форме. Использование панели Toolbox для рисования объектов Чтобы нарисовать объект, нужно воспользоваться панелью элементов Toolbox, которая обычно находится в левой части экрана (если вы ее еще не переместили в какое-нибудь другое место). На панели расположены значки и перечислены соответствующие им имена, представ- ляющие различные типы объектов, которые вы можете нарисовать в окне формы (рис. Глава 3. Создаем пользовательский интерфейс 39 Toolbox Panto A Button G , На панели Toolbox вы найдете значки объек- тов всех типов, которые можно нарисовать в окне формы Чтобы нарисовать любой объект, нужно придерживаться следующей последовательности действий. 1. Щелкните на кнопке объекта в панели Toolbox, чтобы сообщить Visual Basic о своем желании нарисовать его в окне формы. . Поместите курсор мыши в то место формы, где должен быть нарисован объект. . Нажмите левую кнопку мыши и перетяните курсор, чтобы нарисовать объект. Если вы дважды щелкнете на кнопке объекта в панели Toolbox, Visual Basic авто- матически нарисует этот объект в окне открытой в данный момент формы. Создание вашего первого пользовательского интерфейса Чтобы немедленно приступить к практическому освоению Visual Basic воспользуйтесь следующим руководством по созданию реально работающего пользовательского интерфейса. Запустите Visual Basic и выберите команду Visual Basic отобразит диалоговое окно New Project (Создать в ко- тором вы сможете выбрать тип создаваемой программы. 2. Щелкните на значке Windows Application (Приложение Windows). 3. Щелкните в строке Name (Название), наберите слово H e l l o , а затем щелк- ните на кнопке ОК. Visual Basic отобразит пустую форму, именуемую 4. Поместите курсор мыши над правым нижним углом формы (прямо над ма- леньким квадратиком, называемым который отображен 40 Часть I. Создание программ на Visual Basic напротив угла формы) так, чтобы он принял вид двунаправленной стрелки. Нажмите левую кнопку мыши и переташите курсор, придав окну формы нужный размер. 5. Выберите команду box, чтобы на своем обычном месте в левой части экрана отобразилась панель Toolbox. (Пропустите этот шаг если панель Toolbox уже отображена.) 6. В панели Toolbox щелкните на значке Button (Кнопка). 7. Поместите курсор в окно формы, а затем переташите чтобы нарисовать кнопку (рис. 3.2). Не стоит особо беспокоиться по поводу точного размещения объекта в окне фор- мы. Попытайтесь лишь придать ему вид, подобный тому, который вы видите на рис. 3.2. 8. В панели Toolbox щелкните на кнопке PictureBox (Рисунок) и нарисуйте объект в окне формы. Повторите этот процесс еще два раза, чтобы выделить места для трех рисунков. На рис. 3.3 показано, как эти места могут быть распределены. (Обратите внима- ние: на рисунке все три объекта выделены, благодаря чему вы их видите.) - Microsoft Visual Basic.NET - £ile fiulld Data t x X Cursor I enter Allow Drop Enabled Visible S (none) No True 0 True Ready З.2. Создание кнопки в окне формы Щелкните на значке объекта Label (Надпись) и нарисуйте в окне формы (рис. 3.4). I О. Выберите команду All все). Глава 3. Создаем пользовательский интерфейс 41 Рис. 3.3. Выделение места для трех рисунков Рис. 3.4. Создание надписи в окне формы Нажмите клавишу Visual Basic запустит вашу программу, и вы сможете увидеть созданный ин- терфейс. Поскольку вы пока не изменили установленные по умолчанию свойст- ва объекта, ваш пользовательский интерфейс будет выглядеть пустым и обезличен- ным. Как сделать его более презентабельным, вы узнаете в следующем разделе. 12. Щелкните на кнопке закрытия в правом верхнем углу формы. Visual Basic остановит выполнение программы, и вы сможете продолжить процесс ее создания. Прорисовка пользовательского интерфейса —- это только первый шаг на пути к разработ- ке программы Visual Basic Теперь нужно определить свойства каждого созданного объекта интерфейса. Хотя каждый объект имеет целый набор установленных по умолчанию свойств, со- всем не обязательно изменять каждое из них. В большинстве случаев достаточно модифицировать два или три свойства. 42 Часть I. Создание программ на Visual Basic Зачем нужны свойства Свойства определяют характеристики объектов, такие как место расположения, размер, форма, цвет и т.д. Почти каждый объект имеет целый набор свойств, а чтобы легче было в них ориентироваться, свойства разбиты на несколько категорий (рис. 3.5). Label В Enabled Visible В (Advanced) В Tag В Locked Modifiers В Focus В Anchor Dock Location Sue False False (none) 2 % True N o n e Б4. 128 З.5. В окне Properties все свойства организованы категориям Каждый объект может иметь свойства сразу нескольких категорий. Чаще всего вы можете встретить следующие из них: Appearance (Отображение). Свойства этой категории определяют цвета, выравни- текстовые надписи, которые будут отображаться на объекте. | Behavior (Поведение). Определяют, как объект будет себя вести, когда пользова- I тель щелкнет кнопкой мыши или нажмет клавишу. Data (Данные). Связывают объект с информацией, сохраненной в базе данных. Design Определяют имя объекта, может ли он перемещаться и будет ли отображаться для других частей программы. Focus (Фокус). Определяют действия объекта в момент выбора его пользователем. Layout (Размещение). Определяют размер объекта и размещение его на экране. Свойство Name, относящееся к категории Design,— это то свойство, которое почти всегда изменяется. Visual Basic автоматически присваивает объектам стандартные имена, такие как и Button3. Однако если вам нужно в тексте программы указать определенный объект, намного легче это сделать, если присво- ить ему легко запоминающееся имя. Внесение изменений в свойства объектов Свойства объектов могут изменяться на двух этапах: | на стадии разработки интерфейса; Е во время выполнения программы. Глава 3. Создаем пользовательский интерфейс 43 На стадии разработки интерфейса в основном размер, цвет и местоположе- ние объекта. В большинстве случаев свойства объектов устанавливаются именно на данном этапе. Наиболее важное которое обычно изменяется, — это имя объекта. Чтобы свойства объектов можно было изменять в процессе выполнения нуж- но написать соответствующие коды Таким образом поддерживается диалог с пользо- вателем. Например, изменяя свойства объектов, можно отобразить на какое-нибудь сообщение или объект в другое место. Изменение свойств объектов на стадии разработки интерфейса Изменить свойства объектов в процессе создания интерфейса очень просто. Делается это следующим образом. Щелкните на объекте, свойства которого необходимо изменить. 2. Откройте окно Properties (Свойства) и щелкните на нужного свойства. Чтобы открыть окно Properties, нажмите клавишу 3. Наберите или выберите списка новое значение этого свойства. Ничего сложного, не так ли? Если вы будете следовать нашим советам и повторять на компьютере все приведенные в этой книге примеры, вам довольно часто изменять свойства объектов. Поэтому, когда нужно будет изменить набор свойств для одного или не- скольких объектов, в книге будет просто приведена таблица, подобная представленной ниже. Объект Свойство Значение Form Text Hello, world! Это значит, что вам нужно будет выполнить следующие действия. 1. Щелкнуть на объекте (Форма). 2. В окне Properties (Свойства) щелкнуть на свойстве Text (Текст). 3. В поле свойства Text набрать Не] ] о, w o r l d ! (Здравствуй, мир!). Тест на проверку полученных вами знаний .Из каких двух основных частей состоит пользовательский интерфейс? а. Из простого в использовании са и трех томов руководства по исполь- зованию этого интерфейса. б. Из огромного сложного меню и большой кнопки из программы". в. Из монитора и клавиатуры. г. Из форм и объектов. 2. объектов? Послать объекту сообщение с из- окном Properties во вре- создания интерфейса либо написать коды BASIC для изменения свойств объектов в процессе выполнения программы. г, Сидя перед монитором, громко назвать свою фамилию, нужный и новое свойство. 44 Часть I. Создание программ на Visual Basic МВТ Определение свойств для интерфейса вашей первой программы Вот как можно определить свойства формы, которую вы начали создавать в этой главе. 1. Запустите приложение Visual Basic (Если оно уже работает, пропустите этот шаг.) 2. Выберите команду про- Выполняя действия, описанные в разделе вашего первого пользовательско- го интерфейса", на шаге 3 вы должны были дать своему проекту название H e l l o . Ес- ли же вы указали какое-нибудь другое имя, то сейчас выберите именно его. 3. Щелкните на рисунке, который расположен крайним слева. 4. Нажмите клавишу 5. Дважды щелкните на свойстве Name (оно относится к категории Design) и наберите p i c S m i l e . 6. Щелкните на свойстве Image (Изображение), которое относится к категории Appearance (Отображение). Появится кнопка с тремя точками (...). 7. Щелкните на кнопке с тремя точками (...). Откроется диалоговое окно Откройте папку с пиктограммами. (Обычно найти ее можно с помощью ко- манды Visual 9. Внутри папки Icons найдите папку MiSC и откройте ее. Visual Basic отобразит список пиктограмм, сохраненных в папке Misc. Выберите пиктограмму FACE02 и щелкните на кнопке Open. Visual Basic отобразит в области объекта p i c S m i l e маленькое улыбаю- щееся Щелкните на свойстве SizeMode (Размер, категория Behavior), на кнопке со стрелкой и в открывшемся списке выберите пункт Visual Basic увеличит вставленный рисунок до размеров выделенной для не- го области. 12. Щелкните на надписи L a b e l l . 13. Щелкните на свойстве (Тип границ, категория Арраегапсе), по- том — на кнопке со стрелкой и выберите пункт Visual Basic придаст объекту объемный вид. 14. Дважды щелкните на свойстве Name (категория Design) и наберите 15. Дважды щелкните на свойстве Text (категория Appearance) и удалите уста- новленное по умолчанию значение. В соответствии с табл. 3.1 измените указанные свойства для остальных объектов. Выберите команду или нажмите комбинацию клавиш |