Visual Basic .NET для чайников - У. Вонг. Visual Basic .NET для чайников - У. Диалектикамосква СанктПетербург Киев
Скачать 7.1 Mb.
|
Глава 30. Так что же это такое объектно-ориентированное программирование? 291 Принципы структурного программирования Разделение большой программы на множество подпрограмм 292 Объявление переменных 292 Использование последовательных команд, команд ветвления и команд циклов 293 Объектно-ориентированное программирование 293 Инкапсуляция: разделение данных и команд 294 Наследование повторно используемых кодов 294 Перегрузка существующих кодов 295 Глава Объектно-ориентированное программирование на практике 297 Использование приемов ООП в Visual Basic 297 Создание файла классов 298 Определение объекта 298 Объявление переменных 299 Объявление свойств объектов 300 Создание методов 301 Прежде чем приступить к написанию кодов 301 Использование модулей классов в программах Visual Basic 302 Создание объектов 302 Использование объектов 302 Как это выглядит на практике 302 Глава 32. Наследование и перегрузка 305 Что есть хорошего в наследовании кодов? 305 Наследование кодов для создания новых форм 306 Наследование рабочих кодов программы 307 Перегрузка свойств и методов Практическое применение приемов наследования и перегрузки Часть VIII. Горячие десятки 313 Глава 33. Десятка полезнейших советов, которые вы вряд ли найдете в каком-нибудь другом месте Читайте специализированные периодические издания Подпишитесь на информационные бюллетени Visual Basic Developer Ищите информацию в Internet Посещайте технические конференции Содержание Покупайте программные продукты через посредников 317 Комбинируйте Visual Basic с С# и другими языками программирования 317 Принимайте участие в разработке открытых проектов Visual Basic Приобретите программу для создания справочной системы Создавайте инсталляционные программы Пишите Basic-программы для Macintosh, Palm OS и PocketPC 319 Глава 34. Советы использованию интерфейса Visual Basic 321 Использование окна Properties 321 Окно Solution Explorer 321 Настройка панели Toolbox 322 Создание новой вкладки на панели Toolbox 322 Добавление объектов в новую вкладку панели Toolbox 322 Удаление вкладок панели Toolbox 323 Использование окна Class View 323 Предметный указатель 325 Содержание Для более чем 99% населения нашей планеты имя автора книги ни о чем не говорит. Эта неумолимая статистика помогает сохранить ему скромность и не впадать в звездную бо- лезнь, даже несмотря на те небольшие дивиденды в виде известности среди определенного кру- га программистов и некоторого дохода от продаж настоящего издания. Тем более что эти скромные дивиденды будут существовать лишь в течение сравнительно короткого жизненного цикла книги, ограниченного моментом выпуска компанией Microsoft новой версии Visual Basic. В перерывах между работой над книгами автор развлекается тем, что летает среди обла- ков на дельтаплане, взбирается по скалам, погружается с аквалангом на дно океанов, работает наемником в горячих точках планеты, охотится за снежным человеком, контактирует с ино- планетянами, добывает минералы на втором спутнике Сатурна и придумывает множество других историй и небылиц, чтобы как-то скрасить свой досуг и не умереть от скуки. Настоящая книга посвящается людям, которые не имели никакого отношения к ее напи- санию, но которым все равно приятно будет увидеть свои имена на ее страницах: Стиву Ширипу (Steve Schirripa) и Дону Лернеду (Don Learned)— за яркие впечатления, полученные мною в Лас-Вегасе в казино "Ривьера" (www. В следующий раз, когда будете в Лас-Вегасе, загляните в это казино, расслабьтесь, посмотрите шоу и спус- тите немного деньжат на игровых автоматах. Кто знает, может вам повезет и вы даже выиг- раете достаточную сумму, чтобы купить себе новые компьютеры. Патрику Дегиру (Patrick DeGuire)— за помощь при создании нашей компании Top Ba- nanas Entertainment а также Крису Клоберу (Chris Clobber, про- давцу зоомагазина), Бобу Зэну (Bob Zane), Тони Висич Vicich), Кипу Эдатта (Kip Ad- dotta), Рону Персону (Ron Pearson), Вили Фарель (Willie Farrell) и Лео Фонтейну (Leo Fon- taine). Никто из них не принимал участия в создании этой книги, но они помогали мне рас- слабиться после тяжелой работы, поэтому также заслуживают моего особого признания. И наконец, эта книга посвящается моим родственникам, которые попросили, чтобы я на- звал их имена: моим родителям Руте и Герберту, брату Вэйну и сестре Я, правда, не со- всем понимаю, зачем им нужно видеть свои имена в книге, которую они никогда в жизни чи- тать не будут, но если это доставит им радость, то почему бы мне это не Никто не может написать и издать книгу без других людей. Не является исклю- чением и то творение, которое вы сейчас держите в руках. Я просто не могу не поблагодарить двух людей, внесших значительный вклад в создание настоящей книги. Это Мэт Вагнер (Matt Wagner) и Билл (Bill Gladstone) из Waterside Productions. Спасибо, ребята. Я бы даже заплатил вам больше полагающихся 15 процентов, но боюсь, что в таком случае у меня не останется даже на покупку рождественских подарков. Двух других людей, которые также заслуживают благодарности и признательности, зовут Эстэрлайн (Colleen Esterline, друг редактора) и Ален Вьят Wyatt, друг техниче- ского редактора, сделавший все для того, чтобы мы могли утверждать: абсолютно все приме- ры, рассмотренные в этой книге, действительно работают так, как здесь написано) из Discov- er)' Computing, Inc. Особая благодарность моей жене Кассандре, сыну Джордану, котам Бобу, Скрапсу, Таше и Ниту — за их терпение и понимание в течение долгих часов, когда я, вместо того чтобы за- ниматься какими-нибудь домашними делами, был приклеен к своему компьютеру. Конечно же, я должен поблагодарить все деревья, которые отдали свои жизни, т.е. были растерзаны до состояния древесины, а затем превращены в бумагу, на которой напечатана эта книга. Не забудем также всех лошадок, чьи тела послужили материалом для изготовления клея, которым склеены ее страницы. Наконец, я должен поблагодарить всех людей, которые гнули свои спины, доставляя ко- робки с книгами в разные уголки страны, аккуратно расставляли их по полкам, с тем чтобы вы могли, стоя в уютном магазинчике, не спеша листать страницы и просматривать содержа- ние. Поддержите же этих людей, к примеру, покупкой сразу трех экземпляров данной книги. Введение Добро пожаловать в мир компьютерного программирования с использованием Visual Basic. NET — разработанного компанией Microsoft языка программирования, который поможет вам лег- ко и быстро писать собственные программы. Если вас давно волнует идея создания своих про- грамм, но в то же время вы опасаетесь, что вам это не по зубам, откиньте сомнения прочь. Если вы в состоянии написать краткую пошаговую инструкцию о том, как пройти к вашему дому, значит, сможете освоить и процесс написания программ на языке Visual Basic. NET. сомневайтесь.) Чтобы помочь вам в постижении азов программирования на Visual NET, материал этой книги изложен простым, доступным языком, а основной акцент сделан на тех функцио- нальных возможностях, которые наверняка пригодятся вам при написании собственных про- граммных продуктов. Вопреки всеобщему мнению, программирование вовсе не обязано быть скучным и слож- ным наоборот, вы даже можете получать от него удовольствие. И пускай стиль изложения, принятый в этой книге, послужит тому доказательством. В конце концов, для чего большин- ство людей покупают компьютеры? Я думаю, для получения удовольствия. (Не могут же они, в самом деле, приобретать таковые лишь для того, чтобы потратить деньги.) OS книге Относитесь к этой книге просто как к дружескому справочному пособию и проводнику в мир Visual Basic. NET. Среди затронутых здесь вопросов будут такие: сохранение программ; создание пользовательского интерфейса; создание контекстных меню; поиск и устранение мелких ошибок; написание больших программ. И хотя на постижение всех нюансов языка Visual Basic. NET могут уйти годы, изучить его понятия и приемы в объеме, достаточном для создания собственных программ, можно пора- зительно быстро. Цель нестоящего издания — научить вас всему, что необходимо для напи- сания программ на Visual Basic. NET, с тем чтобы вы начали программировать настолько бы- стро, насколько это возможно. использовать В книге даны пошаговые инструкции по созданию жизнеспособных работающих про- грамм Windows с использованием языка программирования Visual Basic. NET. Для представ- ления определенного рода информации применяется ряд условных обозначений. Все коды (тексты программ) набраны другим шрифтом, как это показано ниже: Value Если строка программы слишком длинная и не помещается на одной строке страницы, часть ее переносится на другую строку. Поэтому иногда в конце книжной строки вы будете видеть символ подчеркивания, обозначающий, что в действительности на экране компьютера этот код программы отображен одной сплошной строкой: P r i v a t e Sub s e n d e r As e As Handles Введение Для Visual Basic. NET не имеет значения, набрано что-либо ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ, строчными буквами или КаК-То ИНачЕ. Однако, чтобы получить точное соответствие между тем, что появится на вашем экране, и тем, что изображено на рисунках в придерживай- тесь последовательности прописных и строчных букв, указанной в приводимых здесь примерах. Приступая к изучению методов и приемов создания пользовательского интерфейса, вы можете столкнуться с таблицами, подобными приведенной ниже. Объект Свойство Значение Форма Name Text Всем привет! Кнопка Name Visible True Такие таблицы помогут вам понять, как будет выглядеть создаваемый вами пользовательский интерфейс. В столбце Объект определен тип подлежащего модификации (например, кнопка или форма), в столбце указана изменяемая характеристика элемента, а в столбце Значение приведено само значение, которое нужно установить для соответствующего свойства. Поскольку некоторые люди после изучения материала не могут расслабиться, пока кто-нибудь их не протестирует (на предмет усвоения только что прочитанного), довольно часто в книге вам будут встречаться короткие тесты. Но они не должны удручать вас, а наоборот, призваны повысить вашу самооценку. К каждому вопросу дается на выбор несколько ответов, причем только один из них будет серьезным, и вам не составит труда понять, какой из них правильный. Таким образом, тесты не только помогут вам закрепить свои знания, но и просто поднимут ваше настроение. Предположим, вы уже научились включать и выключать компьютер, пользоваться мышью и клавиатурой, а возможно, у вас появилось желание написать несколько программ — для собственного удовольствия, для заработка или для работы (работа, к сожалению, не всегда свя- зана с удовольствием и заработком). Значит, вам пора приступать к Visual Basic кстати, на компьютере еще должно быть установлено приложение Visual Basic Если же вы все еще сомневаетесь в своей способности осилить такую вещь, как программи- рование, вспомните Альберта Эйнштейна (это известный физик, который создал теорию относи- тельности). У маленького Альберта был школьный учитель по физике, который считал, что маль- чик, наверное, умственно отсталый — настолько плохо он воспринимал школьную программу. Говорят, Альберт Эйнштейн в свое время сказал: имеет намного большее чем образование 11 . (Некоторые утверждают, что Эйнштейну также принадлежат слова мой школьный учитель такой умный, то где же его Нобелевская Одна- ко, имела ли место вторая реплика, точно не известно.) Итак, если у вас есть воображение, персональный компьютер и копия приложения Visual Basic значит, вы готовы приступить к написанию программ на Visual Basic книга Книга состоит из восьми больших частей. Каждая часть содержит по нескольку глав, ко- торые, в свою очередь, разбиты на подразделы. Каждый раз, когда вам нужна помощь по ка- кому-либо вопросу, достаточно найти нужный раздел и начать читать. Ниже дано краткое описание всех восьми частей. 20 Введение Часть I: Создание программ на Visual Basic Первая часть содержит краткий обзор принципов использования Visual Basic и на- писания программ на Visual Basic Прочитав ее, вы узнаете, насколько легким, простым и приятным может быть процесс программирования. Часть II: Создание пользовательского интерфейса Очень интересная часть, из которой вы узнаете, как изменять внешний вид своего пользо- вательского интерфейса — от безобразного и отталкивающего до великолепного и привлека- тельного. В двух словах, что такое пользовательский интерфейс: это способы и приемы ото- бражения информации на экране, с одной стороны, и диалога пользователей с вашей про- граммой — с другой. Часть Создание меню Большинство программ имеют в своем интерфейсе раскрывающиеся меню, в которых компактно размещены группы команд. Если вы хотите, чтобы ваша программа оставила глу- бокий след в памяти ваших друзей и впечатлила незнакомых людей, добавьте к ней же меню. Как это сделать, вы узнаете из этой части. Часть IV: Основы создания кодов В этой части рассказывается, как написать понятные компьютеру команды, с тем чтобы что ему делать дальше. Конечно, вы наверняка и так можете рассказать компью- теру, что ему делать дальше (используя язык жестов и нецензурную речь), но из данной части вы узнаете, как это сделать с использованием языка программирования BASIC (это будет бо- лее прагматично с вашей стороны). Часть V: Создание разветвлений и циклов Из этой части вы узнаете о том, как пишутся не только программы, работающие с различ- ными типами данных, но и программы, выполняющие определенные действия нужное коли- чество раз (это называется созданием циклов). Циклы в сочетании с командами выбора при- дадут вашим программам (в отдельных местах) гибкость и Часть VI: Создание подпрограмм Написание коротких программ — занятие довольно простое. Написание больших про- грамм — дело трудоемкое, изнуряющее, способное напугать даже опытных программистов. В этой части книги вы найдете описание ряда приемов, позволяющих разбить большую про- грамму на несколько маленьких, называемых подпрограммами. Теоретически, написав не- сколько небольших работающих программ, вы можете связать их и получить одну большую программу, которая также будет работать (опять-таки, теоретически). Часть VII: Объектно-ориентированное программирование Одной из новейших техник для написания и разработки больших программ является не- что, называемое объектно-ориентированным программированием. Если вы не знаете, что это такое и зачем вообще все это нужно, седьмая часть ответит на данные вопросы, и вы сможете решить для себя, использовать ли приемы объектно-ориентированного программирования при создании своих будущих программ на Visual Basic Введение 21 Часть VIII: Горячие десятки Эта часть книги содержит самую разнообразную информацию. Здесь вы найдете много полезных и интересных сведений, и в частности советы относительно того, как использовать надстройки для Visual Basic и где найти дополнительную информацию о программировании на Visual Basic Такой пиктограммой сопровождается описание различных технических подробно- стей, которые информативны (и даже интересны), но вовсе не обязательны. Если вы не хотите их читать, не читайте. Так отмечена полезная информация или просто советы, которые могут сделать программирование более приятным и менее проблематичным. Это дружеское напоминание о важности данной информации, помогающее закре- пить пройденный материал и сделать программирование на Visual Basic заня- тием более простым и приятным. Будьте внимательны к предупреждениям, отмеченным таким значком, поскольку они пытаются предостеречь вас от действий, которые могут серьезно подпортить вам жизнь. Таким значком отмечены пошаговые инструкции, подробно описывающие работу определенных команд Visual Basic Если вы дошли до этого переворачивайте и данную страницу и продолжайте чтение. Если вы действительно хотите освоить Visual Basic возьмите за правило каждый день уделять время (хотя бы 15 минут) изучению этого предмета. Просто сядьте за компьютер, поло- жите рядом книгу, запустите Visual Basic и хотя бы немного поэкспериментируйте. Читайте книгу небольшими порциями и сразу же пытайтесь применить на практике полученные знания. Это лучше, чем пройти за один раз несколько глав и сразу же забыть 90 процентов из только что прочитанного. Помните, чем больше вы будете общаться с Visual Basic тем увереннее будете себя чувствовать и многие нюансы, характерные для Visual Basic запомнятся сами по себе. Как и в любом другом деле, на первых порах информация, скорее всего, будет усваивать- ся, не так быстро, как вам того хотелось бы. Однако если вы примете наш совет, приведен- ный выше, то очень скоро сможете убедиться, что объем ваших знаний увеличивается все за- метнее и быстрее, а процесс обучения с каждым днем становится все проще и интереснее. Главное, не делайте больших перерывов, придерживайтесь выбранного вами темпа и старай- тесь почаще применять полученные знания. Не забывайте об этом, и вы станете мастером по созданию собственных программ на Visual Basic 22 Введение Часть Создание программ на Visual Basic НАСТОЯЩИЕ ПРОГРАММИСТЫ Написание дело довольно простое. Если вас давно привлекает перспектива программирования на компьютере, но дос- тижению цели препятствуют трудно читаемые книги, неприветли- вое программное обеспечение или путаные и непонятные объясне- ния то настоящая для Мы не хотим вас удивить математическими доказательствами и теоретическими выкладками по компьютерному программирова- нию. Мы просто поможем вам освоить Visual Basic с тем чтобы вы смогли создавать программы и без посто- ронней этой главе вы узнаете, как начать писать граммы на Basic как самому разработать пользова- тельский интерфейс и как использовать коды BASIC, чтобы про- граммы начали делать что-нибудь полезное. Так что перекусите чем-нибудь, выпейте минеральной устройтесь поудобнее и приступайте к освоению программирова- ния. Рано или поздно ваш компьютер наверняка сможет делать то, что вы от него хотите. Глава 1 Как работает Visual Basic Написание программ — туман рассеивается Что такое Visual Basic Ограничения, касающиеся приставки цель это написание команд для компьютера, которые смогут заставить его сделать что-нибудь полезное, например напечатать отчет, со- ставить бюджет или запустить ядерную ракету в огород вашего соседа. Так повелось, что программирование в основном используется для написания команд двух видов. Команды первого вида предназначены для отображения информации на экране (называемой пользовательским интерфейсом), а команды второго для манипулирова- ния данными, например для суммирования или умножения чисел. К сожалению, для большинства людей программирование составляет определенные труд- ности. Первая и основная трудность связана с тем, что языки программирования наподобие С или C++ слишком и сложны для понимания. Попытка изучить С или C++ часто сродни попытке человека, владеющего русским или английским, научиться писать и читать на арабском или японском. Вторая трудность состоит в том, что пока вы напишете команды для создания пользовательского интерфейса, у вас уже не останется сил и времени на создание команд, которые делали бы что-нибудь действительно полезное. Чтобы устранить обе проблемы, компания Microsoft разработала язык Visual Basic который объединил в себе язык программирования BASIC и возможности быстрого создания пользовательского интерфейса простыми методами. В отличие от многих других языков про- граммирования, BASIC был специально разработан для обучения основам программирования начинающих пользователей. Если вы уже владеете каким-либо языком программирования, то наверняка оцените простоту и доступность Что касается визуальных возможностей Visual Basic то здесь вы можете создавать свой пользовательский интерфейс без написания отдельных команд. Другими словами, вы можете потратить время на написание работающих программ, а затем, уже без лишних уси- лий, создать для них пользовательский интерфейс. n на Visual Приступая к написанию любой программы, первым делом нужно решить, что эта программа должна делать. Когда вы будете точно знать, что хотите получить, вы без труда сможете опреде- лить, какие команды нужно дать компьютеру, чтобы он в точности выполнил ваши пожелания. Не существует единого, "правильного" способа написания программы. Теоретически существуют тысячи способов написания одной и той же программы. Два человека мо- гут написать программы, которые будут работать абсолютно одинаково, но при этом они будут состоять из совершенно разных команд. Поэтому не важно, как написана программа. Важно лишь то, что она работает так, как вам нужно. |