Главная страница

Лотман Юрий, Цивьян Юрий. Диалог с экраном. Диалогс экраном


Скачать 4.92 Mb.
НазваниеДиалогс экраном
АнкорЛотман Юрий, Цивьян Юрий. Диалог с экраном.pdf
Дата29.08.2017
Размер4.92 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛотман Юрий, Цивьян Юрий. Диалог с экраном.pdf
ТипДокументы
#8435
страница17 из 17
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
Мы употребляем, говоря о восприятии искусства, такие слова, как труд, тяжелая работа, борьба. Но если искусство действительно связано с трудом и борьбой, то зачем оно Разве и без него в жизни мало труда и борьбы Ведьмы привыкли связывать искусство с идеями отдыха, развлечения, успокоения. Обратимся к примеру. Шахматы — борьба Конечно. Можно ли овладеть искусством игры в шахматы без труда без изучения теории, решения задач, умственного напряжения Конечно, нет. Хорошая, на профессиональном уровне, игра в шахматы требует труда и напряжения. Но шахматы — отдых Бесспорно. Развлечение Конечно. Следовательно, в известных условиях труд и борьба не противоречат отдыху, а сливаются с ним. Что же это за условия?
Интеллектуальные и волевые усилия могут не только утомлять, но и доставлять отдых и удовольствие. Игра и эстетические переживания создают именно такой мир, в котором страх превращается в изображение страха, а опасность становится игрой в опасность. Познавая мир в игре и искусстве, человек переживает ощущение мощи, поскольку познанный мир есть мир побежденный. Поэтому искусство это и труд, и напряжение, и борьба — и торжество, и отдых, и победа одновременно. И чем труднее, сложнее, противоречивее мир, созданный средствами искусства, тем ценнее, весомее победа над ним.
Разные искусства, обладая каждое своим языком, воссоздают разные образы мира, но только два из них — искусство слова и кинематограф пользуются целым набором языков, позволяющих воссоздавать предельно полный образ реальности. Это делает их особенно значимыми в истории культуры. В чем же их значение?
Искусство представляет собой не второстепенный и факультативный элемент человеческой культуры, а ее обязательную и одну из важнейших частей. Культура в целом — орган коллективного сознания, мозг общества. Она накапливает и хранит информацию. Но еще важнее ее другое свойство она имеет способность увеличивать объем информации. В этом смысле культура проявляет себя как думающее устройство. И именно искусство составляет наиболее активный центр генерирования новых смыслов. Если искусство в этом отношении является смыслообразую- щим генератором культуры, тов самом искусстве такую роль все больше играет кинематограф. Теперь, когда задача создания искусственного интеллекта встает перед наукой как актуальная и активно изучаемая проблема, анализ процессов выработки новой информации приобретает растущее значение. Не только интересы общего развития культуры, но и прогресс научной мысли в настоящее время все более настоятельно требуют распространения грамотности в вопросах искусства. Наконец, искусство тесно связано с вопросами моральной ответственности и имеет гораздо более, чем наука, выраженный моральный пафос. Кинематограф и здесь занимает особое место не рассказывая словами, а создавая иллюзию второй реальности, он значительно более активно влияет не только на интеллектуальные, но и на эмоциональные и волевые стороны человеческой личности.
Авторы надеются, что прочтение этой книги вызовет у читателей желание не останавливаться на пути своего кинематографического образования. Настоящая книга не научит выносить суждения о художественных достоинствах тех или иных фильмов тот, кто выучит букварь, еще не может судить о достоинствах поэзии Пушкина. Ноне зная алфавита, невозможно прочесть стихотворение. Кинограмота должна помочь читать фильм. Умение оценивать его достоинства придет наследующем этапе эстетического самовоспитания.
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
Абуладзе, ТЕ
Азимов, А. 63 Акимов, Н. П. 82—83
Акутагава, Р. 128
Андерсен, Г. X. 29
Андерсон, Л
Андерссон, К. 187
Антониони, М. 72, 74—
75, 87—88, 90, 112—
113, 141
Арджайл 207 Арнольд, Дж. 111, 113
Ахманова, ОС
Ахматова, А. А. 161
Байрон, Дж. Г. 30
Барнет, Б. В. 136
Барток, Б. 132
Бауэр, Е. Ф. 63, 65
Бергман, И. 70, 167
Бертини, Ф. 169—171
Битон, У. 91 Блок, А. А. 11, 204
Богарт, X. 78 Богданович, П. 71
Бодлер, Ш. 39, 134
Бойтлер, М. 101
Бондарчук, С. Ф. 124
Боргезе, Ф. 208
Борзедж, Ф. 72
Босх, И. 29
Ботичелли 205
Браманте, Д. 94
Браунлоу. К. 135
Брессон, Р. 74
Брехт, Б. 30
Брюсов, В. Я. 7
Булгаков, МА
Бунин, И. А. 189
Бунюэль, Л. 26, 131,
143, 153, 162, 168, 203,
207
Валентино, Р. 134
Васнецов, А. 21, 202
Вендерс, В. 160, 172
Вергилий М. П. 130
Верди, Дж. 24
Вертов, Д. 63
Видор, КУ
Висконти, Л. 124—125,
127, Вознесенский, АС
Вольтер 130
Ворошильский, В. 159 Высоцкий, В. С. Ганс, А. 64, 67, 91, 142
Гарбо, Г. 134 Герман, А. Г. 203
Гибсон, С. 94 Гитлер, А. 17 Гоголь, Н. В. 7, 15—16,
34, 193
Годар, Ж. Л. 104 Гончаров, В. М. 91, 180 Гончаров, И. А. 136, 209
Гофман, ЭТА
Грирсон, Дж. 17
Гриффит, Д. У. 23, 54—
58, 72, 106, 156—157
Гроссер, М. 85
Гхатак, Р. Дали, С. 29
Делон, А. 126
Дельвиг, А. А. 25
Дерен, М. 205
Державин, ГР
Джерми, П. 166
Джилберт, Дж. 134—
135
Дид, А. 50—51
Дидро, Д. 130
Диккенс, Ч. 56 Диксон, Т. 43
Дитрих, М. 186 Достоевский, Ф. М. 120,
124—125, 127—128
Дрейер, К. Т. 96, 98,
173, 185, 187—191, 206
Дрейфус, А. 51—52
Дублие, Ф. 51
Дуэн, А. 156
Дювивье, Ж. 141
Дюма, А. 24
Дюпон, Э. 73—74
Жалакявичус, В. 61
Жирардо, А. Иванов, А. А. 21
Иванов-Барков, Е. А.
33—34
Иванов-Вано, И. П. 29
Ижиковский, К. 133
Иоселиани, О. 147, 203
Ихо, А. 172.
Казарян, Р. 141
Карамзин, НМ. 129—
130
Карпентер, Дж. 177
Кауфман, МА. 63—64
Кафка, Ф. 198
Кертис, М. 201
Кирсанов, Д. 48
Китон, Б. 21, 122, 134
Клер, Р. 136, 138—139
Клузо, АЖ
Козинцев, ГМ
Кокто, Ж. 129
Копелян, Е. З. 146
Костелло, Ж. 101—102
Крамер, С. 165
Кугель, А. 91, 134
Кук 207
Кулешов, Л. В. 15—17,
23, 107, 146
Купер, Г. 99, 186
Куросава, А. 71, 128,
151. 182, 193, 196,
200—201
Лайус, Л. 172
Ланг, Ф. 91
Леви-Стросс, К. 132
Левитан, Ю. Б. 145—
146
Левшин, А. 101
Лесевич, В. 159 Лобачевский, НИ
Лорел, С. 83—84
Лотман, Ю. М. 74
Лэлджи 207
Л’Эрбье, М. 175
Любич, Э. 137
Люмьер, Л. 31, 43—46,
48—49, 51—53, 58,
202—203
Люмьер, О. 31, 43—45,
48, 51
Мамулян, Р. 175
Мандельштам, О. Э. 51
Манн, Т. 33, 120 Маркер, К. 146—147
Марузо, Ж. 165
Матте, Р. 189
Мейерхольд, В. Э. 47,
52
Мельес, Ж. 49—50, 106,
155
Мидзогути, К. 104
Миеркалнс, Я. 146
Милль, С. де 71
Мифунэ, Т. 200
Мнушкин, А. 171, 205
Мозжухин, И. И. 15,
107—108, 200, 210 Мор, Т. 164 115
Моро, Ж. 87
Москвин, АН
Мунк, А. 159
Муратова, КГ, 181
Некрасов, АН
Нильсен, Д. 200
Норштейн, Ю. Б. 29,
193
Оболенский, Л. Л. 15,
16
Одзу, Я. 104
Олеша, Ю. К. 91 Оливье, Л. К. 144
Олье, К. Пальма, Б. де 195
Параджанов, СИ. Пастернак, А. Л. 39 Пастернак, Б. Л. 12, 39
Пастроке, Дж. 153—
156
Пеэгель, Ю. 30
Пикфорд, М. 82, 134 Плато 40
Подниекс, Б. 146—147
Полонский, В. А. 200
Портер, Э. С. 55, 66
Посмыш-Пясецкая, З.
159
Прокопович, Ф. 22
Пудовкин, В. И. 136
Пуце, К. 57 Пушкин, АС, 213
Раамат, Р. 28—29, 160
Расин, Ж. 130, 172
Рассел, К. 83, 85 Рейс, К. 107
Ремизов, А. М. 48
Рене, А. 6, 165
Рихтер, X. 103
Роб-Грийе, А. 6, 165
Робсрти, Р. 170
Родченко, А. 109
Ромашков, В. 91, 199
Ромм, МИ
Русланова, Н. 65
Рязанов, Э. А, 165
Сабинский, Ч. Г. 106
Садуль, Ж. 31,32
Сальватори, Р. 125
Саура, К. 144, 172
Свифт, Дж. 83, 95
Селдес, Дж. 93, 95
Сиверсен, В. 180
Сираи, Й. 200 Скола, Э. 47
Смит, Дж. А. 54
Смоктуновский, ИМ
Сокуров, А. 104
Сологуб, Ф. К. 68
Спилберг. С. 65—66 Сталин, ИВ
Старевич, В. А. 70, 198
Старицкий 205
Стеллинг, Й. 139
Стерджес, Дж. 151
Стиллер, М. 195
Столпер, А. Б. 145
Стравинский, И. Ф. 30
Сукутс, А. 146—147
Сумароков, А. П. 211
Тавернье, Б. 207
Таммсааре, А. X. 120
Тарковский, А. А. 88,
129, 131, 141, 163 Тати, Ж. 99, 104, 140
Темкин, Д. 141
Тиссэ, ЭК Толстой, Л. Н. 12, 13,
19, 24, 32, 39, 120, 124
Тревис 160
Трюффо, Ф. 90
Туганов, Э. А. 30
Тынянов, ЮН, 61,
133
Уайлдер, Б. 65, 113, 206 Уайт, П. 101
Уокер, Р. 80
Урусевский, С. П. 166—
167 Успенский, Б. А. 59
Уэйл, Дж. 184
Уэллс, Г. 5
Уэллс, О. 123—124,
176—177, 180-181
Фаворский, В. А. 197
Феллини, Ф. 23, 127,
129, 174
Фишер, Т. 18'!
Фишингер, О. 103
Флаэрти, Р. 17, 18, 196 Форд, Дж. 74, 161, 182
Фрич, М. 166
Фэрбенкс, Д. 83, 120
Хайям, О. 35
Харди, О. 83—84
Хепберн, К. 78—79
Хитрук, Е. 29
Хичкок, А. 79—81, 88,
90, 140, 142, 160, 16!),
184, 200, 204
Хлебников, В. 105
Ходасевич, В. Ф. 39
Холбайн, Г. 45 Холл, Э. 75 Холодная, В. 200
Хоукс, X, 180
Хохлова, АС Хьюстон, Дж. 77—79
Циннеман, Ф. 164
Чаплин, Ч. С. 21, 78,
121—122, 131, 142
Чардынин, ПИ, Чехов, А. П. 120
Чуковская, Л. К. 161
Шаброль, К. 162
Шварц, ЕЛ
Шедсак 99
Шекспир, У. 130
Шенгели, ГА
Шион, М. 145, 197
Шкловский, В. Б. 120,
162, 189 Шоу, Б. 30
Штернберг, Дж. фон, 181—182, 196 Штраус, И. 141
Штраух, ММ
Штрогейм, Э. фон 63,
98
Эггелинг, В. 103
Эдисон, Т. 32, 43—45,
47, 49, 54
Эйзенштейн, СМ
Эйхенбаум, Б. М. Юрьев, Ю. М. 98
Ямамото, С. 128
Ямпольский, М. Б. 118,
203
Янчо, М. 14, 88, 90,
131—132

СОДЕРЖАНИЕ
О чем эта книга — НЕСКОЛЬКО ИСХОДНЫХ ПОНЯТИЙ — Кино и жизнь — 7. Кто играет в зале кинематографа — 12. Воображаемое пространство — 16. Когда изображение делается искусством — 19. Монтаж. Как кино говорит — 25. Кино и рисунок — КИНО И ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКИ — Паноптикум — 33. Камера-обскура — 34. Волшебный фонарь — 34. Научные игрушки — ИЗОБРЕТЕНИЕ КИНО — 43.
Эдисон и Люмьеры — 43. Фильмы Люмьеров — ЗАРОЖДЕНИЕ КИНОЯЗЫКА — Трюковое кино — 48. Повествовательное кино — 51. Крупный план — 52. Линейный рассказ — 55. Параллельный монтаж — 55. Нетерпимость — ЭЛЕМЕНТЫ КИНОЯЗЫКА — Точка зрения — 59. Точка зрения объективная и субъективная — 60. Точка зрения и искаженное видение — 66. Кадр — 70. Кадр как рамка — 72. Кадр и внешнее пространство — 75. Анализ кадра — 79. План — 82. Дальний план и пространство — 87. Дальний план и толпа — 90. Крупный план — 95. Сочетание кадров — 99. Художественное пространство фильма — 102. Киносюжет —
116. Звук — 133. Звуки пространство — 135. Звуки точка зрения — 137. Музыка, шумы, речь — 139. Изображение и слово — 142. Голос в кадре и голос за кадром — ЗАРОЖДЕНИЕ КИНОСТИЛЯ — Плоскость и объем — 151. Вещь и муляж — 153. Глубина пространства — 153. Вавилон в Нетерпимости — ЭЛЕМЕНТЫ КИНОСТИЛИСТИКИ — Природа киноповествования — 158. Метафора в кино — 169. Изображение в кадре — 172. Движение камеры — 174. Свет — ПСИХОЛОГИЯ КИНО — Как возникает кинообраз? — 192. Зритель — 196. Как мы смотрим фильм —
197. Фигура—фон — 198. Фигура—лицо — 204. Глаза—лицо — ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ — 211. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН (О. Белобровцева)
— Издательство Александра, Таллинн, EE0090, Пярнуское. шоссе 10, п/я 445. Типография «Юхисэлу». Заказ 178.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


написать администратору сайта