Главная страница
Навигация по странице:

  • Первую концепцию

  • В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев

  • Вторая концепция

  • Третья концепция

  • Б.М. Неменского

  • Четвертая концепция

  • Пятая концепция

  • Алексей Алексеевич Леонтьев . Шестая концепция

  • Дистанционное занятие №2. Дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства, концепции художественного образования


    Скачать 17.6 Kb.
    НазваниеДидактические положения методики преподавания изобразительного искусства, концепции художественного образования
    Дата08.12.2022
    Размер17.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДистанционное занятие №2.docx
    ТипПрограмма
    #835226

    1. Прочитайте статью:

    Дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства, концепции художественного образования

    К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу.

    Первую концепцию всеобщей графической грамоты представляет традиционная программа, действующая во многих школах страны. Это направление было основано во время становления Российской Академии художеств (начало XVIII века), когда методы и принципы подготовки профессиональных художников в крайне упрощенном виде были «спущены» в общеобразовательные школы на уроки рисования. То, что было профессионально необходимым и значимым для подготовки художников-профессионалов, искусственно переносилось на общее образование. Современные авторы этой концепции – В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев. Основные задачи программы по изобразительному искусству:

    • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

    • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

    В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Эти компоненты содержания изобразительного искусства подразделяются на основные виды занятий:

    • рисование с натуры (рисунок, живопись);

    • рисование на темы и иллюстрирование (композиция);

    • декоративная работа;

    • лепка;

    • аппликация с элементами дизайна;

    • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

    Вторая концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ», разработана в конце 60-х – начале 70-х годов заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б.П. Юсовым. Ее основная идея – «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися». Принципиально отличаясь от предыдущих, эта концепция рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства. Основной задачей программы по изобразительному искусству является создание художественного образа в различных видах и жанрах изобразительного искусства средствами графической грамоты. Изобразительная грамота наполнилась новым содержанием, идущим от специфики художественно-изобразительного языка, от способов создания художественного образа. Способы создания художественного образа предполагают разнообразные виды учебной деятельности: изображения на плоскости, в объеме (лепка), в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению, на основе фантазии и воображения, а также эстетическое восприятие окружающей действительности и искусства.

    Специфика художественно-изобразительного языка изучается в процессе решения следующих учебных проблем:

    • форма, пропорции, конструкция;

    • цвет и освещение;

    • пространство и объём;

    • композиционная организация изображения; • работа с художественными материалами;

    • развитие художественного восприятия и эстетической отзывчивости. Эта концепция стала настоящим новаторским открытием. Впервые за много лет искусство в школе стало пониматься как предмет, художественно развивающий и художественно воспитывающий. Теория Б.П. Юсова послужила основой для создания последующих концепций.

    Третья концепция приобщения к мировой художественной культуре разработана в начале 70-х годов проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б.М. Неменского. Ее главная идея – формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опыт предыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20–30-е годы (теоретическое наследие П.П. Блонского, А.В. Бакушинского, С.Т. Шацкого, Л.С. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план. Основные задачи программы:

    • формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

    • формирование художественно-творческой активности;

    • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. Содержание предмета определяется здесь общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например: I класс. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. II класс. Ты и искусство. III класс. Искусство вокруг нас. IV класс. Каждый народ – художник и т.д.

    Общение с искусством через постижение специфики его языка происходит в различных видах художественной деятельности – изобразительной, декоративной, конструктивной.

    Четвертая концепция приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. Основоположником этой концепции является доктор педагогических наук, профессор Т.Я. Шпикалова. Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа. Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в преподавании изобразительного искусства в школе. Основные задачи программы:

    • формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков;

    • создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности. В содержании предмета выделены следующие разделы: • основы художественного изображения;

    • орнамент в искусстве народов мира: построение и виды;

    • народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения;

    • художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла).

    Каждый из разделов включает в себя следующие виды учебно-творческой деятельности: экспериментирование (упражнения – опыты), учебная практика (упражнения-повторы, учебные задания), творческие работы (композиции, вариации, импровизации), беседы по искусству. Итак, представленные здесь концепции и программы преподавания изобразительного искусства в школе являются основными.

    Руководствуясь основными положениями непрерывного художественного образования в общеобразовательной школе, учителю начальных классов, преподающему изобразительное искусство, следует ориентироваться на ту учебную программу по изобразительному искусству, которая реализуется в основном звене общеобразовательной школы.

    Пятая концепция реализуется в рамках образовательной программы «Школа 2100». Это одна из программ развития общего среднего образования, направленная, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами. Научный руководитель программы – академик РАО Алексей Алексеевич Леонтьев.

    Шестая концепция построена Ю.А. Полуяновым в рамках системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Эта система разрабатывалась с 1958 года на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого- педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

    2. Выпишите в тетрадь, в чём заключается главная идея концепции обучения изобразительному искусству Б. Н. Неменского и Т. Я. Шпикаловой.

    3.Изучите материал по теме «Гжель» (буду задавать вопросы по содержанию презентации) (рисовать не надо)

    https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-gzhel-1266989.html

    4. На следующее занятие принести акварель, беличью кисть, баночку, альбом.


    написать администратору сайта