Главная страница

Политология. Политология дифзачет. Диф зачет Предмет политологии, его специфика и функции Этапы развития политической науки


Скачать 0.91 Mb.
НазваниеДиф зачет Предмет политологии, его специфика и функции Этапы развития политической науки
АнкорПолитология
Дата02.05.2023
Размер0.91 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПолитология дифзачет.pdf
ТипДокументы
#1102299
страница1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

Диф. зачет
1. Предмет политологии, его специфика и функции.
2. Этапы развития политической науки.
3. Место политологии в системе общественных наук.
4. Элементы политологии в учениях древности (Конфуций, Платон,
Аристотель)
5. Политические идеи средневековья (Августин, Аквинский, Аль-
Фараби)
6. Политические взгляды казахских просветителей. (Ж.Баласағұни,
Қожа Ахмет Йассауи, Ш.Уәлиханов, Ы.Алтынсарин, А.Құнанбаев)
7. Понятие политики. Основные подходы к определению политики.
8. Функции политики. Структура политики и ее классификация.
9. Понятие власти. Концепции власти, ее особенности.
10. Понятие политической власти и ее особенности
11. Функции и ресурсы власти
12. Органы государственного управления Казахстана
13. Взаимодействие политики с другими сферами жизни общества:
Политика и экономика
14. Взаимодействие политики с другими сферами жизни общества:
Политика и право
15. Взаимодействие политики с другими сферами жизни общества:
политика, мораль и религия
16. Понятие политической элиты.
17. Основные теории элит: классические теории элит Г.Моски и
В.Парето, концепции демократического элитизма (М.Вебер) и
плюрализма элит (Г.Лейпхарт, Р.Даль).
18. Роль и значение элиты
19. Понятие и сущность политического лидерства
20. Специфика западного и восточного типов лидерства.
21. Типология политического лидера
22. Особенности становления политической системы Казахстана
23. Эффективность политической системы
24. Функции политической системы
25. Понятия мировой политики, внешней политики и геополитики
26. Политическая наука в Казахстане: этапы развития
27. Государство как основной институт политической системы общества.
28.
Признаки
и
структура
государства.
Формы
правления
государственного устройства.
29. Гражданское общество: понятие, структура, функции
30. Понятие политического режима. Виды политических режимов.
31. Политические режимы современности: западные полиархии, новые
демократии, восточноазиатские режимы, исламский режим, военные
режимы
32. Избирательные системы и выборы.

33. Сущность избирательной системы и основные типы избирательных
систем.
34. Современные концепции избирательных систем.
35. Политические партии: понятие, сущность, признаки и функции.
36. Партийные системы и общественно политические движения.
37. Понятие и функции политической культуры
38. Политическое поведение и политическое участие.
39. Политическое сознание: понятие, функции, формы и уровни.
40. Происхождение, место и роль идеологии в обществе и политике.
41. Политическое развитие и его критерии.
42. Стратегии и программы модернизации, обеспечивающие устойчивое
развитие Республики Казахстан
43. Политические конфликты и кризисы.
44. Виды и способы разрешения политических конфликтов.
45. Мировая политика и мировой политический процесс.
46. Понятие и основные субъекты международных отношений.
47. Казахстан в системе современных международных отношений
48. Рухани жаңғыру стратегия новой модели сознания и мышления в
Республике Казахстан.
49. Понятие и сущность суверенитета государства
50. Политика Республики Казахстан на этапе модернизации общества.
1. Предмет политологии, его специфика и функции.
Политология— наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Термин «политология» образован сочетанием двух греческих слов: politike – государственные дела и logos – знание. Предметами политологии являются:

Социально-философские и идейно-теоретические основания политики, теория политики, политическое мировоззрение того или иного исторического периода, история политических учений и традиций.

Политические системы, политическая культура, политические режимы.

Политические институты, политический процесс, политические отношения, политическое поведение.
Специфика и относительная самостоятельность политологии заклю
чается в том, что политика является для неё специальным объектом изу
чения. Наряду с политологией выделяют как относительно самостоятельные дисциплины: политическую философию, политическую социологию,
политическую психологию, политическую антропологию, политическую географию, политическую историю и др., для которых политика и отражающие её идеи являются специальным объектом изучения и которые тоже производят политологические знания.
Функции
1.
Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах.
2.
Методологическая – использование знаний в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.
3.
Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, необходимость создания или ликвидации тех или иных политических институтов, актуальность политических реформ и реорганизаций, разработка оптимальных моделей управления государством.
4.
Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.
5.
Социализирующая – приобретение навыков анализа политической жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной политической культуры, умение понимать свои права, декларировать свою гражданскую позицию.
2. Этапы развития политической науки.
В истории развития политического знания выделяют три крупных этапа:
1. Первый этап начинается во II тыс. до н. э. и длится до первой половины XIX в. Это период господства мифологических (Древний мир), а позже философско-этических (Античность) и теологических (Средневековье) объяснений политических явлений и постепенной их замены рациональными трактовками (эпоха Реформации и Возрождения). Политические теории, приобретая светский характер, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития (Новое время). Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии. В этот период происходит становление и первых политических идеологий.
2. Второй этап начинается во второй половине XIX в. и продолжается до
1945 г. В этот период в развитых странах, на основе накопленных знаний, происходит становление политологии как самостоятельной академической дисциплины. Этот процесс имел свои временные и содержательные особенности в странах Европы и США. Во Франции политология родилась на стыке государствоведения, политической истории и социологии. В
Германии этот процесс связан с «правовой школой». В Великобритании
формирование политологии связано с основанием в конце XIX в.
Лондонской школы экономики и политических наук при Лондонском университете. Наибольшие успехи складывающаяся наука имела в США. В
1857 г. в Колумбийском колледже была создана кафедра истории и политической науки, в 1880 г. в этом же колледже (позже переименован в
Колумбийский университет), была организована школа политической науки, а в 1903 г. – Американская ассоциация политических наук, положившая начало созданию подобных ассоциаций в других странах и в международном масштабе.
3. Третий этап начался после Второй мировой войны и продолжается до наших дней. Этот этап отличается оформлением политологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины, критическим переосмыслением эмпирических знаний, накопленных за предыдущий период, их дальнейшим углублением. В 1948 г. политология обретает официально статус науки, что было оформлено решением международного коллоквиума политологов, организованного ЮНЕСКО в Париже.
3. Место политологии в системе общественных наук.
Политология всегда развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования - жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. У них много общих категорий, но предмет изучения различен.
В век комплексного взаимодействия наук невозможно изучать сложные политические процессы без учета взаимовлияния общественных
(гуманитарных) наук. В связи с этим существует традиционная связь политологии с экономикой, исторической наукой, юридической наукой, социальной психологией, философией, политической социологией и т. д.
Так, политология тесно связана с экономикой. Без знаний последней, сегодня невозможно понять суть политических отношений в обществе.
Экономика дает соответствующее обоснование реализации экономических интересов со стороны различных социальных групп; распределение власти в обществе зависит от способа производства и отношений собственности, господствующих в обществе. Не случайно В. Ленин определял: «Политика есть концентрированное выражение экономики».
Политология связана с исторической наукой, которая дает ключ к пониманию изменений политических институтов и норм в процессе эволюции общества. Политология не смотрит на историю как на спектакль, а воспринимает ее как действие. На заре формирования политологии как самостоятельной дисциплины английский историк Э. Фримэн говорил:
«История – это прошлая политика, политика – это сегодняшняя история».
Политология самым непосредственным образом связана с социальной психологией. И это естественно, т.к. вопросы, изучаемые социальной психологией, занимают большое место в изучении политических явлений, ибо связаны с исследованиями конкретных действий участников
политического процесса, изучением мотивации политического поведения и настроения.
Специфично отношение политологии с философией, которая изучает ценностные аспекты властных отношений и дает мировоззренческое обоснование направленности политических явлений и процессов. Философия закладывает категориальный аппарат политологии.
Позитивное значение политологии как научной дисциплины также состоит в том, что она разрабатывает методы мышления и научные инструменты политического анализа, чтобы помочь исследовать различные явления политической жизни и прогнозировать их возможные политические последствия. Именно в этом состоит познавательная ценность, конструктивная роль и аксиологическая ценность политического знания в системе общественных наук и в жизни общества в целом.
4. Элементы политологии в учениях древности (Конфуций, Платон,
Аристотель)
История политической мысли уходит в древность, но политические знания первоначально носили отрывочный характер.

Со 2-1 тыс.до н.э. до нас дошли великие памятники человеческой мысли с др. Египта, Индии, Китая – это законы Ману, Айвесто, философские системы конфуциазма.

Со второй половины 1-ого тысячелетия до нас дошли труды, мысли из др. Греции (Геродот, Платон)
Аристотель назвал политику королевой наук. Ученья древности делят на:
1) политические учения древности
2) политические учения средневековья
3) политические учения нового времени
4) политические учения 20 века.
- Платон (427-347 до н.э.). Основные труды: государство, политика, законы. Его взгляды имеют философско-религиозный характер. Государство-
Полис Платон рассматривает как высшее благо разума, справедливости, и лучшие формы государства служат общему благу и счастью. Государство и общество – синонимы. Государство творение природы, воплощение человеческих потребностей и задача политиков – найти наилучшею форму этого государства. Анализируя различные формы государства, создает модель идеальной формы государства. Это такое идеальная форма, включает в себя 3 слоя населения (1. философы, мудрецы, правители. 2. войны, стражи.
3. земледельцы, ремесленники и т.д.). 1 и 2 не должны иметь частной собственности, семьи – все должно быть общее. В таком благополучном государстве все будут счастливы. Идеальная модель напоминающая реально существующую форму – аристократия. И более подобна – Спарта. Он критиковал тимократию, олигархию (власть богатых), демократию (власть народа), а самое худшее – тирания. Однако взгляды Платона к концу его
жизни несколько изменились, и наилучшая форма государства та, которая сочетает монархию и демократию.
- Его ученик Аристотель во многом развивает мысли Платона, по некоторым взглядам значительно отличается. Аристотель рассматривает формы государства, выделяет 6 форм – 3 правильные и 3 неправильные.
Правильные: монархия (правление одного), аристократия (нескольких умных), полития (правление большинства). Цель – правление общее благо.
Неправильные: тирания, олигархия, демократия. Они правят в интересах личной выгоды.
Самая лучшая – полития. Реально существующие идеалы – Спарта и
Крит. В отличие от Платона, который считал что в благополучном государстве все счастливы, Аристотель считает, что в благополучным государством будет, если все люди в нем счастливы.
- Конфуций(551-479 до н. э.). Китай при его жизни уже пришел в состояние упадка. Законы бездействовали, богатые и сильные притесняли бедных и слабых, по дорогам бродили бесчисленные толпы нищих и разбойников.
В произведениях Конфуция ("Суждения и беседы") политическая наука понималась как учение о высшем благе человека и государства, о лучшем государственном устройстве. Он отказался от идеи божественного происхождения государства и развил концепцию патриархального аристократического государства.
Взгляды Конфуция изложены в книге "Лунь юй", составленной его учениками. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных
— семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Социально- политическая иерархия строится на принципе неравенства людей. Конфуций высоко ценил благо гражданского мира, отвергал бунты и борьбу за власть, был сторонником ненасильственных методов правления, призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели.
5. Политические идеи средневековья (Августин, Аквинский, Аль-
Фараби)
В средние века (V - XV века н. э.) господствовало религиозное
мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Она исходило из того, что все сущее возникло по воле Бога; изменения же в обществе вызываются Богом для. того, чтобы покарать или вознаградить людей.
Взгляды Августина о политической жизни общества изложены в его главном трактате «О граде божием». Они глубоко религиозны. В этом произведении Августин проводит мысль о том, что «исторические события зависят от божественного провидения». Общественная жизнь, по Августину,
— это борьба двух противоположных царств — грешного языческого и
божественного. Первое из этих царств, полагал он, воплощено в государственных учреждениях Римской империи, второе — в церкви.
Государство, которое не подчинено церкви, по его мнению, ничем не отличается от шайки разбойников. Борьба «грешного» и «божественного» царств закономерно приведет к победе католической церкви.
По Августину, бог не только сотворил мир, по и творит его постоянно.
Все в мире имеет божественное происхождение, а потому должно приниматься таким, каким оно есть.
Фома Аквинский (1225 - 1274)
Средневековый мыслитель-богослов. Он полагал, что государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной. Это положение было связано со стремление средневековых теологов обосновать верховенство духовной (церковной) власти над светской. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, считал Фома Аквинский, зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным грехом, поскольку было равносильно выступлению против Бога.
Однако сама светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.
Опираясь на политические и этические идеи Платона и Аристотеля,
Фараби разработал стройную теорию общественного устройства. По его мнению, во главе добродетельных городов находятся правители-философы, выступающие одновременно и в роли предводителей религиозной общины. В добродетельных городах стремятся к достижению истинного счастья для всех жителей, господствуют добро и справедливость, осуждаются несправедливость и зло.
Добродетельным городам
Фараби противопоставляет невежественные города (ал-мадина ал-джахилия), правители и жители которых не имеют представления об истинном счастье и не стремятся к нему, а уделяют внимание только телесному здоровью, наслаждениям и богатству.
Другая особенность политических мыслей Фараби – геополитический подтекст. Он, как и Аристотель, связывает политику с географией, но дополняет ее территориальным аспектом, который содержит в себе не просто природно-географические компоненты, но и пространственно- территориальные факторы, что не одно и то же. Например, человеческое общество Фараби – это «соединение многих людей в одном месте проживания», который может возникнуть только в результате совокупного воздействия этих факторов. Фараби подразделяет человеческое общество на отдельные народы, отличающиеся друг от друга следующими отличиями: естественный нрав, естественные черты (характер) и язык, т. е. речь. Таким образом, Фараби положил в основу этногенеза – процесса сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов
природно-естественные условия (нрав, характер и язык народов), которые, по его мнению, формируются географическими факторами.
  1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта