Главная страница
Навигация по странице:

  • 15. Взаимодействие политики с другими сферами жизни общества: политика, мораль и религия

  • 16. Понятие политической элиты.

  • 17. Основные теории элит: классические теории элит Г.Моски и В.Парето, концепции демократического элитизма (М.Вебер) и плюрализма элит (Г.Лейпхарт, Р.Даль).

  • Теория «политического класса» Г. Моска

  • Теория «круговорота элит» В. Парето.

  • Максом Вебером.

  • Аренд Лейпхарт

  • 18. Роль и значение элиты

  • 19. Понятие и сущность политического лидерства

  • 20. Специфика западного и восточного типов лидерства.

  • 21. Типология политического лидерства

  • 22. Особенности становления политической системы Казахстана

  • Политология. Политология дифзачет. Диф зачет Предмет политологии, его специфика и функции Этапы развития политической науки


    Скачать 0.91 Mb.
    НазваниеДиф зачет Предмет политологии, его специфика и функции Этапы развития политической науки
    АнкорПолитология
    Дата02.05.2023
    Размер0.91 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПолитология дифзачет.pdf
    ТипДокументы
    #1102299
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    14. Взаимодействие политики с другими сферами жизни общества:
    Политика и право
    Политика в наиболее абстрактной форме обычно интерпретируется как область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внутренней и внешней политики любого государства реализуется через право, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой политики. Если же иметь в виду такой ведущий правовой акт, как конституция, то она, как известно, закрепляет основы, принципы, цели, направления государственной политики, фиксирует и гарантирует политические права и свободы граждан, их участие в государственной и общественно-политической жизни страны. Конституция представляет собой политико-юридический документ.
    Политика есть также искусство возможного, искусство компромиссов, согласования желаемого и объективно достижимого, умение считаться с реальностью. За пределами возможностей начинается волюнтаризм, субъективизм, а нередко и авантюризм, все то, что находится уже вне правового поля, вне юридических процедур.
    Свободная от права политика есть произвол, своеволие. Конечно, право не может быть абсолютно свободным от политики, поскольку между ними, как отмечалось выше, существуют генетические взаимосвязи. Многие законодательные акты имеют не только юридическое, но и очевидное политическое содержание. такой из них, как Конституция, прямо закрепляет основы государственной политики. Конституция есть не только юридический, но и важнейший политический документ. Да и все правовые нормы, исходящие от государства или им санкционируемые, являются в конечном счете проводниками его воли.
    15. Взаимодействие политики с другими сферами жизни общества:
    политика, мораль и религия
    Политика рождается с появлением классов и государств, то есть возникает значительно позже религии.
    Более всего политика обусловливается экономическими интересами людей. Классы и группы людей, обладающие богатством и властью, используют силу государства во имя своих собственных интересов и, как правило, добровольно от власти не отказываются. Политические страсти сталкивают и разделяют людей.
    Общее между политикой и религией заключается в том, что обе эти сферы являются областью регулирования связей и отношений между людьми, их единения или разъединения. Но более существенны и глубоки различия между ними. Очень важен в этом сопоставлении следующий момент: если политика опирается на насилие, то религия исторически оценивала насилие по-разному. В Древнем мире и в Средние века
    национальные религии обычно открыто одобряли применение насилия по отношению к единоверцам или своим политическим противникам. В настоящее время подавляющее большинство национальных религий и представители мировых религий обычно осуждают насилие в любых его формах. Религия чрезвычайно консервативна и, как правило, резко демонстрирует приоритет небесного по отношению к земному, священного
    — к «профанному», духовного — к телесному и материальному. В религии отчетливо доминирует моральное начало. Религиозные служители ревностно заботятся об авторитете религиозной общины и обычно избегают участия в рискованных для ее репутации политических акциях.
    Разумеется, отнюдь не каждая политическая акция аморальна, но логика политического противоборства нередко понуждает к отступлению от моральных норм и даже вероисповедных принципов. Поэтому у политического деятеля мотивы властвования довлеют над мотивами религиозными. Логика противоборства диктует ему особые правила поведения, часто далекие от следования элементарным нормам нравственности, заставляет маскировать свои действительные намерения, прибегать к недомолвкам, уловкам, хитрым маневрам и другим осуждаемым моралью и религией приемам и средствам.
    Общим между политикой и моралью является то, что и мораль, и политика призваны управлять поведением людей. Однако методы управления существенно различаются. Мораль опирается прежде всего на убеждения, а главным критерием оценки проступка являются собственная совесть или порицание окружающих. Политика опирается на силу, на использование принудительных мер, а критерием оценки поступка является суд.
    У политики и морали различные источники (основания) для создания структуры управления. Мораль основывается на существующих в обществе ценностях, обычаях, традициях, т. е. имеет ценностно-нормативную основу.
    В основе политики лежат интересы различных социальных групп общества, которые трансформируются в законы (нормы). При этом правящая элита может навязывать всему обществу законы, которые защищают прежде всего интересы этой самой элиты и ущемляют потребности других.
    Другими существенными различиями между политикой и моралью является то, что моральные требования носят постоянный, универсальный характер и не зависят от конкретной ситуации. Политика же должна учитывать реальные условия и действовать в зависимости от складывающейся ситуации. Кроме того, моральные требования весьма абстрактны и не всегда поддаются точным критериям оценки. Требования политики достаточно конкретны, они облечены в форму законов, за нарушение которых следует наказание.
    16. Понятие политической элиты.
    Политическую элиту следует рассматривать в качестве привилегированной группы, занимающей руководящие позиции во властных
    структурах, и непосредственно участвующей в принятии важнейших политических решений.
    Состав политической элиты весьма разнообразен, однако в целом сюда входят партийные институты и отдельные политические личности. В основном, указанные категории граждан занимаются разработкой стратегий деятельности своих институтов, а также занимаются руководством ими.
    Политическую элиту можно охарактеризовать следующими чертами:

    представляет собой небольшие и самостоятельные социальные группы;

    обладают повышенным социальным статусом;

    владеют значительным объемом государственной и информационной власти

    имеют организаторские способности и талант в определенных сферах.
    Политическая элита - это социальная группа, занимающая наиболее высокие позиции в обществе, обладающая в максимальной степени политической властью и возможностью влияния на общество. Она является основным источников руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества.
    Элита охватывает наиболее влиятельные круги и группировки экономически и политически господствующего класса. Это люди, которые сосредоточили в своих руках большие материальные ресурсы, технико- организационные средства, средства массовой информации.
    Это профессиональные служащие, политики и идеологи и т.д. Но политическая элита - это не просто арифметическая сумма правителей и властителей. Это образование более сложное. Суть не только в том, что ее члены концентрируют в своих руках власть путем монополизации права на принятие решения, на определение целей, но это прежде всего особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, идеологов и т.д. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а следовательно, и позиции каждого ее члена.
    Политическая элита играет исключительную роль в жизни общества.
    Это центральное звено государственного управления. От деятельности политической элиты, ее политического поведения в значительной степени зависит направление и ход деятельности политического развития, функционирование политической системы в целом. Но и сама элита должна служить нравственным примером для других граждан и внушать к себе уважение, подтверждаемое на свободных выборах.
    17. Основные теории элит: классические теории элит Г.Моски и
    В.Парето, концепции демократического элитизма (М.Вебер) и
    плюрализма элит (Г.Лейпхарт, Р.Даль).

    Проблема политической элиты стала объектом специального изучения в работах итальянских мыслителей Вилъфредо Парето и Гаэтано Моска. Их теории получили название
    «классических теорий элиты».
    Теория «политического класса» Г. Моска выдвинул в работе «Основы политической науки». По его мнению, в любом обществе существует два класса: класс управляющих и класс управляемых. Первый представляет собой господствующее
    «организованное меньшинство», второй
    -
    «неорганизованное большинство». Групповая сплоченность и единомыслие, свойственные правящему классу, обеспечиваются благодаря наличию у него организации, структуры. Благодаря им правящий класс сохраняет власть.
    Теория «круговорота элит» В. Парето. Парето различал два типа элит, последовательно сменяющих друг друга. Первый тип - «львы», для которых характерны открытость, решительность в управлении, опора на силовые, авторитарные методы властвования.
    «Второй тип
    -
    «лисы», властвующие с помощью использования различных средств манипуляции, обмана, демагогии, подкупа.
    Наиболее распространенная система представлений о характере и ограничениях современной демократии была сформулирована Максом
    Вебером. Представительная многопартийная демократия, по Веберу, помогает защитить общество как от произвола в принятии решений отдельными политическими лидерами, так и от давления бюрократического аппарата.
    Наиболее влиятельным представителем теории политического плюрализма является американский политолог Роберт Даль, который предложил использовать для обозначения институциональных решений демократии понятие «полиархии», буквально означающее «власть многих» в отличие от «демократии» — «власти всех». Полиархия — политический порядок, отличающийся в самом общем виде двумя масштабными характеристиками: предоставлением гражданских прав значительному числу населения и возможностью путем голосования смещать высших должностных лиц в управлении.
    Существенный вклад в развитие теории современной демократии внес американский политолог
    Аренд
    Лейпхарт, предложивший идею консоциальной демократии, под которой он понимал «сегментарный плюрализм, включающий все возможные в многосоставном обществе линии разделения, плюс демократия согласия»
    18. Роль и значение элиты
    Политическая элита как наиболее активная, компетентная и влиятельная часть общества играет ключевую роль в политическом процессе. Она участвует в разработке и принятии стратегических решений и руководит их реализацией, определяет направления общественного развития, формирует оборонительную политику страны, представляет страну на международной арене. Элиты также играют основную роль в выработке той или иной идеологии или политического течения, в формировании общественного
    мнения и в мобилизации масс для участия в политических акциях и движениях.
    Если правящую элиту понимать в буквальном этимологическом смысле как лучшую часть общества, то ее значение как референтной группы проявляется во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в соблюдении общих этических норм и критериев нравственности. При этом основным критерием нравственности политической элиты является ее служение национально-государственным интересам.
    Особенно велика роль и значение политических элит в переходные и кризисные для страны периоды. Неуверенность людей в завтрашнем дне позволяют правящей элите концентрировать в своих руках большой объем политической власти, управлять судьбами многих миллионов людей и при этом не нести никакой ответственности, «списывая» свою некомпетентность и (или) злоупотребления на «объективные обстоятельства».
    Необходимо учитывать также, что кроме общественных интересов элиты имеют свои личные и групповые (корпоративные) интересы.
    Объективно интересы правящей элиты совпадают с общественными интересами, так как устойчивость власти и ее перспективы зависят от роста благосостояния народа. Но соблазн обогатиться за счет общества (особенно если это общество не в состоянии себя защитить) нередко перевешивает объективную необходимость, и проблемы решаются в пользу элит.
    Формирование политической элиты - процесс достаточно длительный. В нем велика роль устоявшихся политических традиций, политической культуры. Большинство кандидатов проходят многолетнюю «стажировку» в своих партийных организациях.
    19. Понятие и сущность политического лидерства
    Политический лидер – это наиболее авторитетный член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в политических процессах и ситуациях.
    Политический лидер стимулирует своей деятельностью ход политического процесса, способен менять его направленность и оказывать определяющее воздействие на политические события, жизнь в целом.
    Характерные черты политического лидерства:
    - острый ум, политическая интуиция;
    - организаторский талант, ораторские способности;
    - политическая воля, готовность брать на себя ответственность
    - популярность, умение нравится людям, завоевывать их симпатии;
    - наличие яркой политической программы, отвечающей интересам больших политических групп.
    С понятием «лидер» тесно связано другое понятие – «лидерство».
    Под ним понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Главными составными частями данного понятия являются: во- первых, способность лидера точно оценивать ситуацию, найти правильное решение стоящих задач, воздействовать на умы и энергию людей в целях
    мобилизации их на выполнение этого решения. Во-вторых, лидерство предполагает, что ведомые принимают и активно поддерживают решения и действия лидера, сознательно и добровольно подчиняются ему.
    Лидерство отражает объективную необходимость в организации совместной деятельности людей.
    Общественный характер труда предполагает согласованность, координацию, регулирование индивидуальных трудовых усилий людей. Эту функцию по упорядочиванию и управлению общественными процессами и осуществляет институт лидерства. Он управляет межличностными отношениями, объединяет и координирует индивидуальные усилия людей. Поэтому лидерство существует везде, где есть групповая, коллективная деятельность.
    Факторы, определяющие характер политического лидерства:
    1) личностные черты;
    2) инструменты осуществления власти;
    3)ситуация, в которой осуществляется лидерство.
    20. Специфика западного и восточного типов лидерства.
    Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной
    (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности.
    Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей.
    Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабомусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.
    В широком спектре деловых культур можно выделить два полюса —
    Западная деловая культура и Восточная деловая культура. Особенности этих типов деловых культур имеют исторические, религиозные и общекультурные предпосылки.
    Независимость, индивидуализм, эгалитаризм, решительность, самоуверенность, прямолинейность, надежность, обязательность, точность, пунктуальность, инициативность, целеустремленность, мобильность, энергичность, оптимизм — так могут оцениваться специфические отличительные черты Западной деловой культуры.
    Уклончивость, иерархия, коллективизм, ритуальность, декоративность, чинопочитание, зависимость, кумовство, хитрость, фатализм — обычно воспринимаются россиянами как специфические характеристики Восточной культуры.
    21. Типология политического лидерства
    Политическое лидерство — процесс взаимодействия, в рамках которого наделенные властью люди осуществляют влияние на общество, наделившее их частично своими полномочиями и правами.

    Типы общественного управления:
     традиционное — подчиненные верят в законность власти, которая существовала всегда. Пример: безальтернативное принятие племенных вождей, монархов;
     рационально-легальное, или бюрократическое — на ведущие позиции политик избирается на основе определенных законных процедур.
    Пример: лидерство должности и кресла;
     харизматическое — в кризисные периоды появляются наделенные экстраординарными качествами люди. Пример: личностный тип идейного субъекта, способного повести за собой массы.
    Существуют и другие критерии различия в концепциях лидерства.
    1. Стиль управления и организации:
     авторитарный ориентирован на единоличное принятие решений;
     демократический — направлен на активность и инициативу последователей.
    2. Характер деятельности:
     универсальный, когда качества лидера проявляются постоянно;
     ситуационный, когда эти качества проявляются только при определенных обстоятельствах.
    3. Содержание активности:
     главный вдохновитель разрабатывает и предлагает программу действий;
     главный исполнитель организует выполнение уже заданной программы.
    Оба вида могут совмещаться в одном лице.
    4. Отношение к существующей социальной системе:
     функционалист — способствует развитию системы;
     дисфункционалист — ставит целью ее разрушение;
     конформист — принимает господствующие в обществе нормы и ценности;
     нонконформист — стремится их изменить.
    22. Особенности становления политической системы Казахстана
    16 декабря 1991 года парламент республики провозгласил государственную независимость Республики Казахстан. Вследствие этого
    Казахстан, пошел по пути этатизма и строительства этнократического президентского государства. После распада СССР Первый секретарь ЦК
    Компартии
    Казахстана
    Нурсултан
    Назарбаев автоматически стал
    Президентом Республики Казахстан, а аппарат ЦК КПК стал президентской администрацией.
    Уже в апреле 1992 г. президент Н.Назарбаев выступил со “Стратегией политического и экономического развития страны до 2005 г.”, ясно дав понять народу Казахстана, что концепция политического развития уже заранее предопределена и страна пойдет по пути создания президентского государства. Тогда же была провозглашена идеология этнократизма.

    Принятая в январе 1993 г. первая Конституция независимого Казахстана уже в своей преамбуле конституировала тезис Н.Назарбаева о том, что
    Казахстан – это государство самоопределившейся казахской нации. Тем не менее Конституция носила политически достаточно компромиссный характер, когда облеченный большой властью президент “уживался” с более или менее полномочным Парламентом. В декабре того же года по указке из президентской администрации был инициирован
    “самороспуск” казахстанского Парламента. В дополнение к “самороспуску” Парламент даровал Президенту дополнительные сверх конституционные полномочия.
    Воспользовавшись отсутствием Парламента (с марта по декабрь 1995 г.) администрация с подачи созданного ею неконституционного и внеправового органа “Ассамблеи народов Казахстана” инициировала проведение двух референдумов. На первом из них 29 апреля 1995 г. вопреки существующей конституции был поставлен вопрос о продлении полномочий президента
    Нурсултана Назарбаева до 2000г. Можно констатировать, что в период межпарламентского вакуума с марта по декабрь 1995 г. фактически произошел государственный переворот, вся власть была монополизирована институтом президентской власти. А Парламент как институт реализации интересов народа фактически перестал существовать.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта