Среднестоговская культура. дипломная среднестоговская. Дипломная работа Допустить к защите зав кафедрой отечественной истории и археологии д и. н профессор
Скачать 204.72 Kb.
|
Глава III ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СРЕДНЕСТОГОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ КУЛЬТУРНЫМИ ОБЩНОСТЯМИ. § 3.1 Взаимодействие с хвалынской культурой Около 6350-6250 л.н. (5250-5150 лет до н.э.) происходило и формирование Хвалынской энеолитической культуры. Исследователи оговариваются, что проблему абсолютного возраста этой культуры пока надо считать открытой.1 Хвалынская культура была открыта в результате исследования крупного грунтового могильника на севере Саратовской области, недалеко от города Хвалынска, расположенного на невысоком всхолмлении коренной террасы правого берега р. Волги - ныне Саратовского водохранилища. Весь комплекс признаков изученного памятника был достаточно своеобразен, что позволило авторам Агапову С.А., Васильеву И.Б., Пестриковой В.И, говорить о новой энеолитической культуре и считать могильник эталонным памятником. Сходство ее погребального обряда, керамики, орудий труда, оружия и украшений со среднестоговскими заставляет согласиться с И.Б.Васильевым, который выделил хвалынско-среднестоговскую культурно-историческую область. Эта область существовала на протяжении 6250-5300 л.н. (5150-4200 лет до н.э.). Граница между хвалынской и среднестоговской культурами проходила, видимо, по междуречью Дона и Волги.1 Параллели между среднестоговской и хвалынской культурой представлены практически по всем деталям погребального обряда и категориям инвентаря: бескурганный обряд погребения на раннем этапе и появление первых курганов на втором этапе развития культур, широкое использование в погребальном обряде камня; в основном скорченное на спине положение погребенных, коленями вверх; окраска охрой; наличие крупных ножевидных пластин и маленьких каменных тесел, браслетов, подвесок, колец, бус, цепочек, каменных скипетров и др. В Александрийском могильнике в Причерноморье практически все категории инвентаря находят аналоги в хвалынских памятниках. В погребениях хвалынской культуры найдены первые на территории лесостепного Поволжья металлические изделия - украшения из меди в виде бус, колец, подвесок и браслетов. По заключению Е.Н. Черных, население хвалынской культуры использовало медь Балкано-Карпатской металлургической провинции. Поступление металла на Волгу шло опосредованно через трипольские, среднестоговские и новоданиловские племена Северного Причерноморья и Приазовья.2 Место хвалынской культуры степного и лесостепного Поволжья в системе синхронных энеолитических культур Восточной Европы нельзя понять без ее сопоставления с материалами более западных территорий, а особенно, среднестоговской культуры. Своеобразие керамики хвалынских и среднестоговских памятников вместе с некоторыми отличительными чертами погребального обряда и инвентаря говорит о принадлежности их к различным археологическим культурам. Вместе с тем, хвалынские и среднестоговские памятники имеют целый ряд близких черт, что свидетельствует об их хронологической и культурной близости и возможности объединения в крупную хвалынско-среднестогoвскую историко-культурную общность Каспийско-Черноморской степи эпохи развитого энеолита.1 На основании новых материалов и калиброванных дат. И.Б.Васильев уточнил свою периодизацию и выделил два крупных этапа развития энеолита на всей территории степи и лесостепи Восточной Европы. Первый этап – это ранний и развитой энеолит, на который приходится время существования культур мариупольской культурно-исторической области; второй этап – развитой и поздний энеолит, время функционирования хвалынско-среднестоговской культурно-исторической общности. 2 В данном случае из схемы исключен развитый энеолит, как самостоятельный этап, а сама она отразила синхронность поздних неолитических и энеолитических памятников и подтвердила необходимость пересмотра схем развития культур. В 1989 г. археологическая экспедиция Волгоградского государственного университета исследовала курганы на территории Фроловского района Волгоградской обл., северо-западнее хут. Шляховский. В курганной группе Шляховский II, расположенной на возвышенности недалеко от километрового столба Волгоград — Москва, под насыпью кургана 3 обнаружены два погребения энеолитического времени. Курган имел небольшую, сильно распаханную насыпь диаметром 20 м, высотой 0,68 м. Всего в кургане исследовано четыре погребения: два энеолитических и два впускных безынвентарных (костяки— в положении скорченно на боку), видимо, эпохи бронзы. Сопутствующий инвентарь из погребений у хутора Шляховский имеет разрозненные аналогии в материалах грунтовых могильников Хвалынской культуры. Но как комплекс вещей, в который входят шлифованные кремневые топоры, длинный кремневый нож, кремневые скребки, треугольный наконечник дротика, тесло из сланца и абразив, он гораздо ближе инвентарю среднестоговских погребений из Ямского могильника Хвалынской культуры, синхронной раннему этапу среднестоговской культуры и датируется второй половиной IV тыс. до н. э. По мнению И. Б. Васильева, в конце первого этапа появляются первые подкурганные захоронения.1 Второй период среднестоговской культуры, куда включаются погребения из Ямского могильника, Петро-Свистуново и Ворошиловграда, Д. Я. Телегин относит К концу IV-середине III тыс. до н.э. Таким образом, энеолитические погребения 3 и 4 из кургана 3 курганной Шляховский II датируются концом IV — началом III тыс. до н.э., занимают промежуточное место между хвалынско-среднестоговскими и классики ямными памятниками и включаются в круг древнейших подкурганных захоронений формирующейся ямной культуры.2 В настоящее время отдельные исследователи считают, что значительные различия, прослеживаемые между этими культурами не позволяют рассматривать их в рамках одного культурного образования. Вновь появившиеся материалы позволяют привести дополнительные доказательства в пользу правомерности выделения среднестоговско-хвалынской культурно-исторической области, расширив число тех черт, которые объединяют памятники Поволжья, Подонья и степной Украины. §3.2 Алтатинский тип и керамика алексеевского типа. В 1968 г. Ю.В. Деревягин, совместно с Е.В. Черкасовой, впервые в пограничье степи – полупустыни Волго-Уралья открыл энеолитическую стоянку – мастерскую Алтата с мощным и хорошо сохранившимся культурным слоем. Памятник располагался в бассейне р. Большой Узень, на краю верхней террасы правого берега р. Алтата, в 2,3 км к СВ от с. Алтата Дергачевского р-на Саратовской области. Исследователь отнес стоянку к неолиту.1 В 1968-г. здесь было собрано более 500 кремневых и кварцитовых орудий (скребки, наконечники стрел, ножевидные пластины), отщепы и нуклеусы, 15 мелких обломков керамики с примесью толченых раковин. В 1969 г. Ю.В. Деревягин произвел на Алтате рекогносцировочные, а в 1970 г., более крупные раскопочные работы площадью 48 кв. м. Он полагает, что данная группа населения в степном Поволжье сформировалась синхронно хвалынской культуре и II ивановско-тонкскому этапу самарской культуры. Этот вывод подкрепляется им указанием на находку фрагмента хвалынской керамики в культурном слое стоянки Алтата, а также на совместное залегание хвалынской и алтатинской керамики на поселении Кумыска. В этом плане значительный интерес представляет радиоуглеродная дата, полученная для стоянки Ветёлки: 5790±80 ВР или 4631±98 ВС cal. угольного котлована материковой постройки.2 Полностью сохранилась только одна длинная стенка с двумя углами, один из которых прямоугольный, а другой овальный. Прослежены остатки от узкого входа в котлован, короткой и разрушенной, стенки, направленного к реке. Вдоль длинной стенки обнаружена овальная яма, – очаг с зольной массой. В 1970 г. найдено большое количество кварцитовых скребков, наконечников стрел и копий, ножевидных пластинок, отщепов, дробленых костей животных и несколько фрагментов керамики. Она имела обильную раковинную примесь в тесте. Поскольку в те годы еще не были исследованы памятники близкого культурного облика, то Алтатинскую стоянку интерпретировали как поселение – мастерскую особой неолитической культуры. В 1975 г. Д.Я. Телегин исследовал на стоянке 29 кв. м. в результате трех зачисток, шурфа и небольшого раскопа, обнаружил около 1000 находок (керамика, каменные и костяные изделия) и кострище.1 Очень важным итогом работ Д.Я. Телегина явилось то, что зафиксировано 5 стратиграфических слоев и установлена неоднослойность нижней террасы стоянки. Наибольшее количество находок концентрировалось на уровне перехода от 3 к 4 слою (80–90 см). Среди каменных изделий преобладали кварцитовые. Большая часть скребков на отщепах, пластин около 20 экземпляров. Из 23 фрагментов керамики четыре венчика. Отметив не совсем ясное культурно-хронологическое место стоянки, исследователь предварительно отнес ее к финалу неолита – раннему энеолиту 2 В.И. Еремин первым разделил нижневолжские стоянки предъямного и ямного времени на три хронологические группы. В первую группу вошли стоянки неолита, а во вторую Алтата и Лятошинка, синхронизируемые с памятниками рубежа дошнурового и шнурового периодов среднестоговской культуры.3 Наиболее поздние стоянки Репин хутор и Царица-I, II были отнесены к последней третьей хронологической группе, сопоставляемой с II–III слоями Михайловского поселения. Важным достижением следует признать открытие Ю.В. Деревягиным Алтатинской энеолитической стоянки и серии других энеолитических поселений с сохранившимися культурными слоями в Волго-Уральском пограничье степи-полупустыни. Начало данного этапа изучения энеолита ознаменовано открытием в 1977 г. на севере Нижнего Поволжья в пограничье лесостепи-степи Саратов-ского Правобережья I Хвалынского и Хлопковского могильников. По форме и орнаментации керамика этих памятников, находила самые близкие аналогии в остродонном сосудике из I Бережновского могильника. Он имел примесь толченых раковин, высоту 10 см и диаметр по венику 8 см. Как и в Хлопковском могильнике, он также располагался в погребении дном вверх и был орнаментирован по всему тулову и срезу венчика. От острого дна вверх расходятся друг от друга три полосы многорядных параллельных вдавлений. Керамика алтатинского типа разделена на 3 группы по форме тулова и венчика: сосуды с выраженной шейкой — с желобчатым профилем, сосуды полуяйцевидной формы с прикрытой горловиной и сосуды с плавно профилированной горловиной.1 В глине всех трех групп обязательна примесь раковины, использовался гребенчатый штамп для заглаживания поверхности сосудов. Орнамент наносился разными способами: гребенчатым штампом, шнуром и наколами. Они, как правило, использовались в орнаментации всех трех групп. По мнению А. И. Юдина , на керамике алтатинского типа произошло смешение разнокультурных признаков, включая как элементы местного (степного) и более северного (лесостепного) неолита, так и новые эпохальные традиции, связанные с утверждением энеолитических культур в Поволжье.2 Особенностью алтатинских комплексов является господство кварцитовых каменных изделий, исполненных в основном в отщеповой технике. Наборы категорий орудий труда на отщепах достаточно устойчивы: скребки, ножи с двухсторонней обработкой, наконечники стрел и дротиков, орудия. Помимо Алексеевской стоянки в Хвалынском районе Саратовской области (правобережье Волги) называют ряд других памятников с весьма малочисленными и невыразительными материалами. Поэтому материалы Алексеевской стоянки остаются пока единственным эталоном данного типа материалов. Материалы Алексеевской стоянки, послужившие для выделения данного типа керамики, на наш взгляд, не совсем однородны. С одной стороны, здесь присутствуют непрофилированные и слабо профилированные сосуды с Т-образными венчиками, которые находят аналоги среди исследованной А.А, Хрековым в Прихоперье керамикой шапкинского типа и, вероятно, датируются более ранним временем1. С другой — отогнутые вовнутрь венчики с внутренними желобками, близкие к поздним образцам керамики алтатинского типа. Происхождение данной керамики А.И. Юдин связывает с миграциями на степные территории лесостепного поздненеолитического населения. Однако поздние образцы алтатинской керамики он типологически соотносит с позднестоговской (константиновской) посудой 1-го Раздорского поселения. 2 По мнению автора, алтатинская керамика появляется в результате миграций в Поволжье донского среднестоговского населения, и памятники, содержащие данную керамику, иллюстрируют продолжение развития среднестоговских традиций на северо-восточной окраине их ареала.3 Все основные признаки выделяемого алексеевского типа памятников, как это следует из приведенного описания керамики, в целом не новы, за исключением профилировки венчиков с внутренними желобками. В керамике алексеевского типа справедливо усматриваются черты поздней среднестоговской и репинской южных культур (расчесы на поверхности сосудов, шнуровой и гусеничный орнамент, желобчатые венчики) и волосовской лесной культуры (елочная орнаментация, грибовидные венчики и др.).1 По многим признакам Алексеевский керамический комплекс сближается с алтатинским типом, а также с материалами токского и турганикского типа в Самарском Поволжье. С северным энеолитом Алексеевскую стоянку связывает и значительное преобладание (более 80 %) изделий из кремня, только 12% орудий изготовлено из кварцита. § 3.3 Турганикский тип и керамика с «внутренним ребром» Типологически материалы впервые были выделены в энеолитическом слое Ивановской стоянки и синхронизированы во времени с раннеямными памятниками типа Репин Хутор и Михайловка.2 Хотя прошло уже достаточно много лет с момента обнаружения этой группы материалов и появились новые находки (II Больше-Раковская стоянка, Гундоровское поселение), но по-прежнему характеристика данного культурного типа определяется исключительно керамическими материалами, причем наиболее полно представленными на Ивановском поселении. На Ивановской стоянке выделено около 170 сосудов турганикского типа. По форме горла они подразделяются на прямостенные и профилированные. Тулово сосудов сильно раздуто, пропорции сосудов в основном высотные, форма дна плоская, уплощенная или круглая. Диаметр горла колеблется от 15 до 25 см. Толщина стенок 0,5—0,6 см.3 Форма венчиков плоская, утолщенная, близкая к Г-образной. Как правило, срез венчиков украшался орнаментом. В тесто всех сосудов добавлялась обильная примесь толченой раковины. Внешняя поверхность сосудов тщательно заглажена, на внутренней поверхности видны следы заравнивания гребенчатым штампом. Венчики резко отогнуты, как правило образуя "ребро" на внутренней стороне, имеют плоский срез, изредка чуть утолщенный, иногда заметно легкое утолщение, напоминающее воротничок. Орнамент наносился гребенчатым штампом с квадратным зубцом, по всей поверхности сосудов. В качестве разделителей зон гребенчатых узоров использовались ряды неглубоких ямочных вдавлений, особенно часто на профилированных сосудах. Орнаментальные узоры состоят из сочетаний горизонтальных рядов гребенчатого штампа, вертикальных и наклонных отрезков различной длины, зигзагов, елочки. В происхождении турганикского типа весомым компонентом признаются материалы ивановского этапа самарской культуры, но учитывается и западная линия синхронизации, выразившаяся, прежде всего, в применении раковинной примеси, появлении сходной профилировки сосудов, широком использовании гребенчатого орнамента. Отмечены некоторые параллели в материалах репинского типа и среднего слоя Михайловского поселения. Близость, по крайней мере стадиальную с материалами Михайловского поселения, отмечает и И.Б.Васильев.1 Но, принимая во внимание близкие с суртандинскими материалами черты, считает возможным отнести турганикский тип к восточному кругу энеолитических Памятников. На трех сосудах в сочетании с обычными узорами встречены заштрихованные треугольники. На двух фрагментах ряды наклонных гребенчатых отпечатков образовали гофрированную поверхность сосудов. Наряду с профилированными сосудами встречено небольшое количество сосудов баночной формы. Из стенок сосудов данной группы довольно часто изготавливались колесики с просверленным отверстием в центре. 1 Приведенная характеристика во многом соответствует признакам керамики с "внутренним ребром". Не касаясь проблем, связанных с разъединением среднестоговской культуры на ряд новых культур, подчеркнем еще раз генетическое родство среднестоговской керамики и керамики с "внутренним ребром". Немаловажным представляется, что наиболее крупные, типологически близкие комплексы, выявленные на поселениях Липецкое Озеро, Большой Липяг, Имерка VIII2, Чекалино IV,3 (рис. Гундоровка, расположены в лесостепной полосе.4 Эти материалы позволяют наметить в рамках лесостепной зоны северо-восточное направление среднестоговского культурного импульса, достигающего Примокшанья, верховьев Суры, Самарского Поволжья. Венчики среднестоговского типа, обнаруженные на Гундоровском поселении, относятся к высокошейным сосудам с уплощенным срезом и орнаментом по срезу и тулову в горизонтальной зональности. Для нас важным является документальное свидетельство проникновения среднестоговского населения на Среднюю Волгу. Они четко документируют при исследовании Хвалынского 1 могильника был обнаружен резко отогнутый высокий венчик без воротничка, имеющий аналогии именно в среднестоговской керамике.5 Турганикский тип материалов может быть синхронизирован с памятниками ранней бронзы степной полосы Восточной Европы типа поселений у хутора Репина в Саратовской области и Михайловки II на Днепре. Во всех этих разнокультурных материалах явно просматривается целый ряд общестадиальных признаков, видимо присущих гончарству того времени по всей степной полосе Восточной Европы. Хронологически и в некоторой степени культурно репинской культуре соответствуют вышеотмеченные материалы алексеевского типа, несомненно несущие черты как южного (среднестоговские), так и северного (волосовские) облика. Как уже отмечалось, поселения с ранневолосовскими материалами достаточно представлены в Самарском Поволжье. Заслуживает внимания близость керамики турганикского типа в сравнении с посудой из среднего II слоя Михайловского поселения и синхронных ему поселений Поднепровья (Скеля-Каменоломня и др.) Следует отметить некоторое сходство керамики с внутренним "ребром" с той частью алтатинской посуды, которая характеризуется резко отогнутыми от тулова венчиками, иногда с внутренним ребром в месте отгиба кой рельефного зубчатого выравнивания поверхности. Добавим к этому существенную роль в орнаментации узкой гребенкой, некоторые типичные для той и другой групп керамики мотивы орнамента, среди которых сочетание горизонтальных многорядных полос гребенки и разделителей из коротких оттисков того же штампа, наличие треугольников, горизонтального зигзага.1 Судя по характеру керамики, костяного инвентаря, можно предположить, что в сложении ее главную роль сыграли местные неолитические племена Днепро-Донского междуречья, в первую очередь сурской культуры и неолита Нижнего Подонья. Таким образом, радиоуглеродное датирование керамики токского и турганикского типа выявило длительный период их существования во времени и в то же время преемственность и хронологический приоритет материалов токского типа. |