Среднестоговская культура. дипломная среднестоговская. Дипломная работа Допустить к защите зав кафедрой отечественной истории и археологии д и. н профессор
Скачать 204.72 Kb.
|
Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСТОЧНОГО АРЕАЛА СРЕДНЕСТОГОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ. § 2.1 Поселения. На Нижнем Дону одним из основных памятников является второй слой Ракушечного Яра. Здесь найдено некоторое количество керамики, сходной с описанной выше, а также горшок крупной овоидной формы, во многом близкий к бережновскому, хранящийся в г. Новочеркасске в музее истории Донского казачества. Сосуд почти целый и, несомненно, происходит из погребения.1 Многослойное поселение Ракушечный Яр включает семь отдельных слоев — 1,2, За, 36, 4—6 из которых первый и второй членятся на два и три горизонта, а в шестом таких горизонтов выделено около 20, которые в печати часто также называют слоями.2 Судя по материалам, верхние три слоя поселения (1—За) относятся к эпохе меди-бронзы, а нижние (36—23) составляют мощное скопление материалов ракушечноярской культуры неолитического времени, раннего, среднего и позднего этапа ее развития.3 Как показали систематические раскопки, проводившиеся Т.Д. Белановской, здесь различается ряд последовательно залегающих слоев, относящихся к эпохам неолита и энеолита.4 Из сообщения автора раскопок Т.Д.Белановской следует, что обнаружено до 20 слоев, как нам представляется, распадающихся на ряд культурных типов: неолитический слой, тяготеющий к кругу азовской культуры, характеризующийся гладкостенной посудой с примесью ракушки в массе, своеобразный поздний неолит-энеолит с плоскодонной посудой того же технологического состава, а также два энеолитических слоя — с чертами переживаний азово-днепровской культуры и, наконец, архаической среднестоговской. Важно подчеркнуть, что материалы всех средних и верхних слоев Ракушечного Яра имеют ближайшие аналогии в Северном Прикаспии. Состав домашних животных, кости которых представлены на поселении Ракушечный Яр, свидетельствует о достаточно высоком уровне развития скотоводства. В количественном отношении преобладают кости крупного рогатого скота, что сближает Ракушечный Яр с Каменной Могилой1, ранним Трипольем, культурой воронковидных сосудов и неолитом Румынии. А.Т.Синюк высказал предположение, что в какой-то период времени в пределы лесостепного Подонья началось продвижение племен с юга, а именно из среды носителей культуры типа поселения Ракушечнй Яр (соответствующих слоев).2 Вероятно, тогда же отдельные группы этого населения стали проникать и в более восточные районы — на Нижнюю Волгу и в Заволжье. Сложный памятник, включающий многослойное поселение и могильник, расположен у хутора Александрия Купянского района Харьковской области. Расскопками здесь раскрыта площадь 1200 кв.м. четыре слоя. Третий культурный слой среднестоговского периода. Здесь открыты кострища и хозяйственные ямы, собрано около 4000 фрагментов керамики и более 1000 кремневых изделий. Керамику поселения представляют собой сосуды с примесью толченой ракушки в глине. Кремневые изделия крупной формы, преобладают топоры клиновидной формы. Здесь в комплексе глиняной посуды, выделено не менее трех форм горшков, отличающихся короткими и укороченными пропорциями венчиков, имеющих овоидное уплотненное тыквообразное тулово. Типична обильная примесь ракушки и охры, что придает сосуду кирпично-красный цвет. В позднем энеолитическим памятником Александрии, глиняная посуда близка с Дереивской. Выше по Дону, чем Ракушечный Яр, расположено энеолитическое Константиновское поселение; оно имеет с Ракушечным Яром лишь отдельные элементы сходства, примесь толченых раковин в глиняном тесте, некоторые элементы орнамента керамики, кремневые наконечники, шлифованные изделия из сланца, но в целом весь облик культуры иной.1 В.Я.Кияшко, анализируя материалы Константиновского поселения, сопоставлял их со степными памятниками и кавказскими времени позднего энеолита— ранней бронзы. Л. Я. Телегин отмечал значение неолита Нижнего Дона и конкретно Ракушечного Яра в сложении среднестоговской культуры.2 Выделяя в начале 70-х гг. среднестоговскую культуру, Д.Я.Телегин включал в ее состав также и памятники типа Константиновка на Нижнем Дону, которые теперь В.Я.Кияшко относит к отдельной константиновской культуре. Учитывая заметные различия в материальной культуре Дереивки, Александрии и других памятников Поднепровья и Левобережной Украины, с одной стороны, и Константиновки, с другой, где, кроме прочего, заметны и сильные влияния майкопской культуры, с такой постановкой вопроса, видимо, следует согласиться.3 Изучение вопроса абсолютного возраста константиновской культуры в значительной мере увязывается с анализом этой проблематики для среднестоговской культуры, поскольку эти две культуры по существу составляют среднестоговско-константиновскую общность. Надо полагать, что эти две культуры, развивавшиеся на смежных территориях и одновременно, образуют близкородственную группу памятников. При раскопках Константиновского энеолитического поселения В.Я.Кияшко обнаружил захоронение, по всей вероятности подкурганное, относящееся к первой половине VI в. до н. э. Это один из немногих полностью сохранившихся ранних комплексов па правобережье Дона. Он хорошо датируется по погребальному инвентарю: большому лощеному сосуду, находящему широкие аналогии среди памятников раннескифской культуры, костяной обкладке ножен с гравированными изображениями животных, бронзовому наконечнику ножен и каменному блюду, найденному в ровике этого кургана в 1969 г. В 1972 г. В ровике был найден также лепной сосуд, характерный для керамики Поволжья и Подонья.1 Автор раскопок Константиновского поселения В.Я.Кияшко по типологическим особенностям его материалов синхронизирует этот памятник с Дереивкой, что видимо, не лишено оснований.2 Материалы константиновской культуры, сравнительно хорошо представлены на многослойном поселении Раздорское 1, где они залегали в V - VI слоях и перекрывали, по определению автора раскопок, новоданиловский слой. А сверху вся эта свита горизонтов перекрывалась слоем репинской культуры.3 В исследуемом регионе появляются памятники еще двух культур — нижнемихайловской медного века и неолитических культур ямочно-гребенчатой керамики. На Среднем Дону так же была найдена Черкасская стоянка — с. Черкасское.4 Многослойное поселение Черкасское расположено на первой надпойменной террасе правого берега р. Битюг у с.Черкасское Павловского района Воронежской области. Исследовалось А.Т. Синюком в 1979 и 1981 гг., А.М. Скоробогатовым в 2009 г. Археологами вскрыто 448 м2. Памятник включает материалы от неолита до средневековья. Среди них фрагменты от 12 сосудов можно отнести к эпохе среднего энеолита.5 Они изготовлены из глины с примесью раковины и орнаментированы оттисками гребенчатых штампов, насечками, прочерченными линиями, а также отпечатками шнура в сочетании с наколами. С дереивской посудой их объединяют орнаментальные композиции в виде сетки, диагональных рядов, сочетание шнуровой орнаментации с наколами, Т-образные венчики. Однако, в отличие от украинских материалов, посуда Черкасского поселения часто имела орнаментированный венчик.1 Она также орнаментирована по верхней половине преимущественно гребенчатым штампом, составленным поясками из наклонных оттисков в виде горизонтальных пунктирных линий, зигзагов. Кроме того, в орнаментации нередки прочерченные линии и наколы, а также ямчатые вдавления, создающие сходные с сурскими композиции. Большинство перечисленных признаков можно найти в материалах Нижне- Донской культуры на этих памятниках, стратиграфически непосредственно подстилающих среднестоговские. Здесь можно проследить развитие форм венчиков от сосудов с широкими воротничками и накали желобчатости. 2 Но, в целом, имеются и некоторые отличия, у нижнедонских сосудов лишь в единичных случаях имеется ракушечная примесь; для них почти неизвестны ямчатые вдавления и прочерчены линии в линейно-ленточных сочетаниях; среднестоговские сосуды более тонкостенные и почти не несут на поверхностях следов расчесов; орнаментировались они только в верхней части, причем часто украшался срез венчика, что совсем не характерно для сосудов нижнедонской культуры. Названные отличия частично являются продуктом эволюции в местной среде, частично отражают процесс традиций сурской культуры, а, в известной степени связаны с явлением общестадиального характера. К последним, видимо, следует отнести распространение приема примешивания в тесто раковинной примеси, ход к остродонным формам, а также, по аналогии с предшествующей стадией, проема оформления венчика в виде высокого горла. Возникает необходимость более детального сопоставления ранней среднестоговской культуры с материалами Среднего Дона, которые непосредственно вытекают из нижнедонской культуры мариупольской культурно-исторической области. Важность такого сопоставления определяется тем, что в основе сложения названной культуры наш предполагаются те же истоки, к каким обращается Д.Я.Телегин для изучения генезиса среднестоговской культуры.1 Предполагается, что в культурном развитии среднестоговского населения особую роль сыграла также аридизация климата, начавшаяся около 5500 л.н. (4400 лет до н.э.). Она вынудила часть населения восточного варианта Среднестоговской культуры переселиться на запад в степное Поднепровье, где иссушение климата сказывалось в более мягкой форме. В тоже время часть населения западного варианта продвинулась в южные районы лесостепи.2 Увеличение возможностей передвижения древних племен привело к распространению за сравнительно короткие сроки на обширных пространствах Восточно-Европейской степной и лесостепной ойкумены ряда материальных и духовных новшеств, определивших своеобразие энеолитического населения на фоне местного, неолитического населения. А.Т. Синюк, выступив с идеей формирования раннеэнеолитической культуры Донской лесостепи в районе Нижнего Дона при одновременном проникновении данных групп населения на север, в лесостепное Подонье, и восточнее, в Нижнее Поволжье, высказал тем самым идею распространения среднестоговских традиций не с востока на запад, как В. Н Даниленко3, а с запада на восток, из Нижнего Подонья в Поволжье.4 Дав анализ концепциям В.Н.Даниленко и А.Т.Синюка, И.Б.Васильев справедливо заметил, что к концу 70-х – началу 80-х гг. еще не было достаточного количества источников и хронологических данных, чтобы окончательно решить проблемы локализации первоначального зарождения традиций культур. Поселение Липецкое Озеро, черта г. Липецка. Располагается на правом берегу р. Воронеж. Здесь обнаружено 183 фрагмента, принадлежащих, судя по венчикам, 59 сосудам ССК. В тесте сосудов примесь толченых раковин стенки толстые; внешние поверхности чаще хорошо сглажены, внутренних имеются следы крупных расчёсов. Венчики высокие, средневысокие, S-видные, прямые или желобчатые - резко отогнутые наружу. Орнамент - гребенчатый штамп, ямчатые вдавления, наколы. Мотивы орнамента - строчки, вертикальная ёлочка, сетка, зигзаг, наклонные пояски и вдавления. Орнамент занимал не только верхнюю половину сосуда, но всю поверхность, что связано с влиянием местного неолитического населения. Керамическая группа относится к шнуровому этапу культуры, ранних признаков практически не обнаружено. В последнее время местонахождения со среднестоговской культурой выделены исследователями А.И.Королевым, В.В.Ставицким и др. в Мокша-Сурском регионе междуречья Верхнего Дона и Волги.1 Поселение Имерка III, исследованное А.И. Королевым в 1994 г., располагалось на пологом склоне задернованной песчаной дюны правого берега р. Вад на площади 328 мг. Высота дюны над уровнем воды достигает 7 м. Многослойное поселение включало слои эпохи неолита и энеолита. Слой с материалами в свою очередь, был перекрыт слоем ранней Волосовской культуры (около 3400— 3100 лет до н. э.)2 На поселении найдены фрагменты более чем от 100 сосудов с чертами степных энеолитических традиций. Котова Н.С. относит данный памятник к Дериевской культуре «Керамике Дереивской культуры близка посуда первой группы. Она имеет серый цвет, примесь раковины в глине и внешнюю поверхность с гребенчатыми расчесами, которые могли иметь декоративную нагрузку. Сосуды имели округлое или небольшое вогнутое днище». На данный момент вопрос о причислении поселения Имерка VIII, и ряда других поселений к Дериевской культуре остается открытым. «Наблюдение связано с наиболее восточными памятниками Подонцовья, лесостепного Подонья, бассейнов Цны и Мокши, где фиксируется влияние традиций Константиновской культуры, а также проникновение отдельных групп этого нижнедонского населения в данный регион. Здесь было зафиксировано три строительных горизонта. Наиболее позднее жилище 5 прорезало часть котлована жилища 2, соединенного переходом с жилищем 1. В свою очередь 1 и 2 жилища перекрывали более ранние постройки 3, 4, 8, 7. Жилище 6, изученное незначительным фрагментом, имело более глубокий уровень фиксации, чем постройки 1 и 2 и, очевидно, является более ранним. Сохранились остатки стен в виде углистых полос и круглых ямок - остатков столбов. В постройках 1 и 2 располагались крупные овальные очаги, смещенные от центра к выходу. На поселении преобладает волосовская керамика. Ее собрано около 4,5 тысяч фрагментов и 50 развалов, большая часть которых залегала в пределах жилищ. По технико-типологическим признакам керамика подразделена на 3 группы. В первую включены фрагменты с обильной примесью раковины и штриховой обработкой поверхности - 89% венчиков. Рельефные расчесы имели, кроме технологической еще и декоративную нагрузку. Пропорции сосудов определяются отогнутыми или прямыми, нередко желобчатыми венчиками и округлым туловом. Срез венчиков приостренный, плоский или скошенный. Орнаментировалась посуда с доминированием короткого изогнутого штампа. Нередки прочерченные линии, ограничивающие зоны зубчатых оттисков. Наколы и ямчатые вдавления - более редкие элементы. Ярким признаком является орнаментация среза, внутренней стороны и бордюрной зоны венчиков. Во вторую группу объединены фрагменты с раковинной примесью. Для нее характерна штриховая обработка поверхности, но она не имеет рельефности, типичной для сосудов первой группы. Венчики не имеют внутреннего ребра, отсутствуют желобчатые и с приостренным срезом. Пояски гребенки наиболее характерны и для орнаментации тулова. Такие признаки керамики этой группы, как плоские и округлые срезы венчиков, горизонтальные пояски оттисков зубчатого штампа и насечек, находят параллели в волосовской керамике. Венчики плавно переходят в тулово. Лишь один имеет желобчатый профиль. Орнаментировались оттисками шнура в сочетании с наколами и гребенкой.1 Н.С Котова пишет «Однако, судя по дате раннего этапа Волосовской культуры с Имерки 8 (4600 ± 160 ВР ГИН-9419), дереивские материалы, в основном, предшествовали волосовским и, если и сосуществовали с ними, то очень короткий отрезок времени».2 Значительная часть керамики среднестоговского типа располагалась вместе с ранневолосовской в нижних горизонтах культурного слоя поселения и в заполнении жилища 4, что позволяет предположить определенную синхронность их бытования. На сегодняшний день данный вопрос остается так же открытым. Подкреплением таким выводам являются данные по среднестоговской культуре со стоянок Ямное, Дармодехинская. Ряд сосудов этих стоянок обладает средневысокими приостренными или плоско срезанными венчиками, орнаментированными мелкой гребенкой по бордюрной части, с внутренней стороны, полностью соответствуя керамике Имерки VIII.3 Столь же близкие аналогии содержатся в материалах Дереивки, Среднего Стога II, Александрии, относящиеся к среднестоговской культуре в традиционном ее понимании.4 Они четко документируют включение этой территории в ареал распространения среднестоговской культуры. Увеличивается количество остроконечных дротиков, исполненных в технике двухсторонней ретуши, появляются скребки со скошенной рабочей частью. Камень обрабатывается, так называемой, обивкой с последующей шлифовкой. Крупный комплекс керамики среднестоговского типа позволил дать культурную атрибуцию посуды поселения Старая Яксарка, отдельных фратентов с поселений Подлесное IV, Ширингуши, Ленченской стоянки.1 Посуда поселения Подлесное IV содержит в тесте примесь органики (выщелочившихся раковин), концентрация которой различна. Большинство сосудов имеют густые следы расчесов с внутренней стороны, а некоторые — и с внешней. По верхним частям выделяется около 30 сосудов, у большинства из которых венчики резко отогнуты наружу. Их верхний срез обычно скошенный, реже плоский. Иногда срез украшен оттисками штампа. У части венчиков имеется слабо выраженный желобок.2 Нередко верхняя часть венчика утолщена. Два венчика имеют Т-образную форму. В орнаментации ведущую роль играют короткие, реже длинные оттиски зубчатого штампа, которые в большинстве случаев располагаются горизонтальными рядами. Несколько сосудов украшено овальным «гусеничным» штампом. Примерно четвертая часть венчиков орнаментирована веревочными отпечатками, которые также располагаются горизонтально и только на одном сосуде образуют более сложные зигзагообразные и волнистые композиции (рис. 7, 5). Некоторые сосуды украшены рядами наколов. Узоры тяготеют к верхней части сосуда и около 70% стенок не имеют орнамента. Меньшей степенью сходства c Имеркой VIII характеризуются орнаментальные композиции. На Имерке VIII используются другие виды зубчатых штампов, отсутствуют сложные узоры, регулярно применяется штриховка внешней поверхности сосудов.3 По ряду параметров керамика Подлесного IV близка среднестоговской посуде Шиловского поселения, где также имеются отогнутые наружу, желобчатые и утолщенные венчики с округло срезанным верхним краем. Сходство наблюдается и в использовании одинаковых элементов орнамента: оттисков перевитой веревочки, «гусеничных» и зубчатых отпечатков.1 Многослойное поселение Скачки в верховьях р. Мокша. Памятник включает слои с материалами Культуры Ямочно-Гребенчатой Керамики, Волосовской культур, а также фрагменты 19 сосудов с чертами традиций степного среднего энеолита.2 С этой посудой соотносится углубленное подквадратное жилище. Керамика изготовлена из глины с примесью раковины, пуха и перьев птиц. Внешняя поверхность части посуды заглажена гребенчатыми штампами. Сосуды имеют округлое тулово, округлое или небольшое плоское дно и невысокий венчик. Они орнаментированы короткими гребенчатыми оттисками и вдавлениями различной формы. Керамика поселения Скачки рассматривается как синкретическая, соединяющая черты среднестоговской и волосовской посуды, при этом исследователи отмечают сходство сосуда со шнуровым орнаментом с посудой поселений Константиновской культуры.3 Интересным представляется Екатериновское поселение расположено на второй надпойменной террасе правого берега р. Сура, в 250 км. севернее с. Екатериновка Лунинского р-на, Пензенской области.4 Каменные орудия, собранные на поселении, немногочисленны (14 экз.). За исключением одного концевого скребка, который изготовлен на кремневом сечении ножевидной пластины светло-коричневого цвета и, по всей видимости, датируется более ранним временем, остальные орудия выполнены из местного светло-серого сурского кремня, который не отличается высоким качеством. Вторая наиболее многочисленная группа посуды содержит в тесте примесь песка и шамота и органики (выщелочившиеся раковины). Подобное разнообразие в формах венчиков является характерной чертой иванобугорской культуры и особенно ее локального примокшанского варианта. По мнению Н.С. Котовой, появление первой глиняной посуды в междуречье Дона и Волги наиболее вероятно в результате заимствования навыков ее изготовления у населения Малой и Передней Азии. Она предполагает не просто заимствование отдельных навыков, а проникновение в восточное и северное Приазовье отдельных групп южного населения по восточному побережью Черного моря. Затем из северного Приазовья началось распространение первой керамики и земледелия на юге Восточной Европы1 «Поскольку в исторические времена большую часть Европы населяли индоевропейцы, то предположение о индоевропейской принадлежности этой культуры кажется логичным. Однако среднестоговская керамика со шнуровым орнаментом была древнейшей в Европе, ибо появилась в Причерноморье еще в конце IV тыс. до н.э. и не может быть связана с приходом сюда каких либо пришельцев откуда-то бы ни было.2 Территория Верхнего Посурья относится к самой окраине распространения памятников катакомбной культуры, и, по всей видимости, процессы, связанные с формированием древностей протекали южнее, на тех территориях, где в позднеэнеолитическое время И.Б. Васильевым фиксируется присутствие памятников с керамикой алексеевского типа. § 2.2 Погребения. Чрезвычайно интересно отметить открытие и исследование первого на Среднем Дону могильника среднестоговского типа (раскопки А.Т.Синюка). Могильник расположен в урочище Дрониха. Старая Тишанка в среднем течении р. Битюга, в Донском левобережье,1 на площади многослойной стоянки. Основной материал здесь имеет статический облик, но встречен также материал нижнедонской культуры. Могильник составляет две группы как по обрядовым признакам, так и по территориальной локализации погребений. В данном случае нас интересует первая группа могильника, являющаяся по наблюдениям более ранней. Эта группа составляет шесть погребений, три из которых - парные, тяготеют к юго-западному склону возвышения террасы, за которой расположен могильник. Погребения размещены в одну линию, через равные промежутки. Уровень их залегания приурочен к основанию культурного слоя стоянки, но сформировавшиеся края мотальных ям уходили в слой на уровень третьего штыка (слой мощностью в среднем до 0,8 м соответствовал глубине 4-х штыков.)2 Погребения за исключением одного, принадлежат взрослым индивидам. Первые погребения разнополые и все они характеризуются скорченным положением на спине с коленями, поднятыми вверх, с ориентировкой в северо-западный сектор, безинвентарностью и отсутствием посыпки охрой. Отмечается близость антропологического типа европеоидам по определению В.П.Алексеева.3 Важно отметить, что вблизи парных погребений на Дронихинском могильнике выявлено ритуальное захоронение двух собак. Костяк одной из них лежал на левом боку, головой на север, в яме с сильно покатыми стенками (конической формы) с небольшим подбоем по периметру основания. Второй костяк собаки небольших размеров располагался на задних конечностях первого. Это "парное" захоронение было перекрыто прослоем углей и золы, но, судя по отсутствию следов огня на самих костяках, угли насыпали туда в остывшем состоянии. Рядом обнаружена крупная кремневая пластина со скошенным концом, обработанная ретушью. Стратиграфически яма соответствует другим погребениям первой группы могильника. Ритуальные захоронения собак известны, прежде всего, именно на памятниках среднестоговской культуры.1 Отметим и некоторое своеобразие могильника, выразившееся в отсутствии погребального инвентаря. Находка пластины со скошенным концом как будто бы указывает на довольно ранний облик могильника. Процесс становления среднестоговской культуры охватывал значительно более широкие территории. Но он обязательно предполагает в качестве подосновы материалы, генетически связанные с нижнедонской культурой, мариупольской культурно - исторической области. Многочисленные украшения и анализ их расположения позволяют предположить существование определенных элементов погребальной одежды: головных уборов, поясов, одежды в виде рубах, доходящих до нижнего края таза, платьев или юбок, подол которых достигал стоп.2 Также интересным представляется хутор Красногоровка, 1987 г. Раскопки Е.И. Беспалого и И.Н. Парусимова курганов, расположенных на Доно-Кагалышцком водоразделе, на юго-восточной окраине г.Азова. Здесь, в связи с дачными застройками, исследовалась курганная группа III, находившаяся на одном из отрогов водораздела, окаймленного безымянными балками. В кургане №5, высотой 0,3 м, диаметром 28 м, насыпь которого и погребенная почва почти полностью уничтожены распашкой, зафиксированы два погребения «Новоданиловского типа».3 Погребение 8 считается, основным в кургане, и находилось в 4 м и на глубине 1,23 м к юго - западу от репера. Костяк мужчины лежал скорченно на спине с подогнутыми к тазу ногами коленями вверх, руки вдоль туловища,слегка согнуты в локтях, кистями на крестце. Среди фаланг правой кисти руки (вероятно, погребенный держал ее в руке) - ножевидная пластина из светло - коричневого кремния, подработанная по краям мелкой нерегулярной ретушью. Длина ее 10 см, ширина 2,3 см, сечение треугольное (рис. 6, 2). У левого локтя погребенного лежал обломок кремниевого скобеля на массивном темно-серого цвета отщепе. Спинка была обработана крупной струйчатой ретушью, рабочие края - крупной ретушью. На них видны заломы от употребления. Размеры скобеля: 4x4x0,8 см. Под костяком, на дне - коричневый тлен; под черепом слой чернозема 5-7 см толщиной (то есть, как бы, «подушка»). Дно и весь костяк обильно окрашены охрой тёмно-красного цвета (слой до I см), в области груди охра ярко-красного цвета.1 Погребение 17 находилось несколько южнее (менее 1 м) от погребения 8 и располагалось параллельно по отношению к нему. Вероятно, обе могилы сооружены почти одновременно и, скорее всего, с уровня древнего горизонта, что в связи с уничтожением погребенной почвы, трудно было установить. Погребальная яма прямоугольной с закругленными углами формы длиной 1,4 м, шириной 0,7 см, дно на глубине 1,4 м от репера. Погребенный лежал скорченно, на спине, головой на восток, ноги согнуты коленями вверх. Правая рука вытянута вдоль туловища, левая слегка согнута в локте, кисть ее - на крестце. В области груди обнаружен треугольной формы наконечник стрелы со слегка вогнутым основанием из кремния серого цвета, обработанный отжимной ретушью. Конец его острия обломан в древности. Длина 3,7 см, ширина основания 2,2 см, толщина 0,8 см. У кисти правой руки, в норе сурка, найдена часть ножевидной пластины из светло-коричневого кремния, а фрагмент от нее же найден под правым коленом погребенного. Общая длина сохранившейся части пластины 7,5 см, ширина 2 см. Пластина в сечении треугольная, по форме и кремню.2 Следует отметить подготовку могил к погребению, обработку их огнем, а в основном, обилием охры (иногда разноцветной), кусками и вылепленными из нее лепешками. Изредка дно посыпали мелом и покрывали подстилкой или циновкой. Использовали и такой прием, как подсыпка грунта, в результате чего появлялась как бы «подушка» под головой (Красногоровка, курган 5, погребение 17) или прослойка из суглинка с охрой под скелетом (Набережный, курган 1, погребение 6). В одном случае (Аксай, Мухин II, курган №5, погребение 30) для усопшего был сконструирован прямоугольный настил, собранный из древесины ясеня и вяза.1 В этой же катакомбе зафиксированы остатки камыша и дубовых плашек от заслона. Таким образом, соблюдая требуемый ритуал, могилы в основном тщательно готовили для погребения. Оружие в погребениях довольно разнообразно. Несколько предметов вооружения сопровождали мужчину 20-25 лет из Джурджулештского могильника.2 Они включают дротики с роговыми наконечниками и копье со сложным составным наконечником из рога, дерева и кремневых вкладышей. Копье лежало по диагонали могильной ямы наконечником у левого плеча погребенного. Вероятно, оружием является медный стилет, лежавший на костях правой руки в этом же захоронении. Немногочисленны дротики и копья с кремневыми наконечниками. По одному экземпляру найдено в области груди у мужчины 30-40 лет из Александровского могильника и взрослого из Красногоровки. Обломок наконечника лежал у левого плеча погребения в Ямском могильнике. Оружие с кремневыми наконечниками сопровождало также разрушенные погребения Ямского могильника.3 Два захоронения в восточном направлении среднестоговской культуры имели символы власти, представленными двумя видами. У мужчины 45-50 лет из погребения в Луганске между правой ключицей и нижней челюстью лежало роговое навершие. У мужчины 20-25 лет из п.4 Джурджулештского могильника справа вдоль плечевой кости и черепа располагался дротик из рога и дерева с золотыми накладками. Джурджулештского могильника происходит и копье с составным наконечником. Общая длина наконечника составляет 50 см. Его вершина сделана из оленьего рога, ниже шла деревянная основа, в пазы которой были вставлены 28 кремневых вкладышей. 1 К грунтовым захоронениям среднестоговского типа относятся также погребения Мариупольского могильника, относящиеся к раннему периоду восточного варианта среднестоговской культуры, а также погребения широко известного Новоданиловского могильника (на левом берегу Конки у с. Новоданиловка, в 2 километрах к юго-востоку от Орехова).2 Отметим и такую деталь, как трепанация черепа. «Она встречается не только на Дону, хотя здесь имеется наибольшее число трепанированных черепов (Ростов, «Вертолетное поле», курган № 1, погребение 12; Аксай, Мухин II, курган № 5, погребение 9; Тузлуки, курган № 9, погребение 32), но и в Украине (Виноградное), в Румынии (Дечия Муреигулуй), в Предкавказье (Суворовская на Ставрополье), на Волге (Энгельс, Саратовской области). То есть, по всей европейской степи, и именно у населения, оставившего погребения данного типа».3 С какой бы целью трепанация ни производилась: с лечебной или символической, при этом обрядово-ритуальный аспект ее не мог быть значимым. Вероятно, эта традиция манипуляции с черепом является одной из сторон духовно-психологической сферы племен степной полосы Европы.4 По мнению Д. Я. Телегина, причины изменений в погребальном ритуале населения Восточной Европы на грани археологических эпох следует искать, в изменении его идеологии, верований. Таким образом, изучение погребальных памятников Среднестоговской культуры показывает существование довольно сложного погребального обряда. Для него типичны грунтовые и подкурганные захоронения, произведенные скорченно на спине. Они имеют общие черты: использование каменных кромлехов, перекрытие камнем могильной ямы, тризна с разбитой посудой, окраска охрой, использование преимущественно восточной и северной ориентации. § 2.3 Материальные источники погребений и поселений. § 2.3.1 Керамика погребений и поселений ССК. Для территории бассейна Верхнего и Среднего Дона основным и наиболее массовым материалом среднестоговской культур является керамический материал. Керамика отличается обязательной примесью толчёной раковины в тесте, встречаются кровавик, известь (последняя более характерна для Верхнего Дона), шамот, органика, песок. Черепки, в основу лёгкие и пористые, но имеются фрагменты и с плотным тестом. Рассматривая среднестоговскую керамику в целом, можно заметить, что с точки зрения особенностей форм горшков здесь выделяются две основные линии развития, на что также обратила внимание и Т. Г. Мовша.1 Однако вначале необходимо указать общие черты, свойственные всем ее памятникам, которые и позволяют относить их к одной культуре. Это, во-первых, группы сосудов удлиненной формы со слабо отведенным наружу венчиком, что характерно для квитянской, дереивской керамики, и, во-вторых, сосудов среднестоговско- стрильческелянского типа — более приземистых, с сильно отведенным наружу венчиком, обычно желобчатым. Сосуды обеих этих линий развития обычно остродонные, одинаковые по технологии изготовления. Изготовлялась из глины с примесью толченой раковины. Она представлена в настоящее время только горшками, имеющими острое, реже круглое или плоское дно. Их горло было относительно невысоким (до 5 см) и, в большинстве случаев, резко отогнутым наружу. В украшении сосудов господствовали прочерченные линии, наколы и сочетания этих элементов, употреблялись гребенчатые штампы. Орнамент размещался по верхней трети сосуда и срезу венчика. В культурном слое эпохи энеолита глиняная посуда является наиболее многочисленной категорией находок. Д.Я. Телегин опубликовал ряд рисунков и фотографий сосудов. К первой можно отнести керамику с гребенчатой, прочерченной либо накольчатой и овально- накольчатой орнаментацией, с венчиками высотой не более 5 см. Встречаются треугольные мотивы при горизонтальной зональности орнамента. Подобная керамика обнаружена в незначительных количествах на памятниках Университетская-3, Черкасская, Копанище-1. Вторая группа среднестоговской керамики отличается от предыдущей высокими венчиками, зачастую больше 5 см, орнаментом из коротких зубчатых оттисков, «личинки», шнура, ямок, лунок, встречаются и наколы. Орнаментальные композиции - горизонтальные и вертикальные ряды, зигзаг, крест, сетка. Иногда по венчику или при переходе от венчика к тулову делались ямочные или жемчужные пояски. В комплексах, содержащих подобную керамику, обнаружены фрагменты мисок поселение (Ксизово-17), или миниатюрных сосудов (стоянка Ямное). Керамика именно такого облика наиболее характерна для памятников среднестоговской культуры Верхнего и Среднего Подонья. Общие же признаки двух перечисленных групп среднестоговской керамики — тесто с примесью дроблённой раковины, приострённые донца, поверхности покрыты расчёсами или заглажены.1 Однако, для получения полного представления о комплексе необходима систематизация материала по форме сосудов, элементам и композициям орнамента.2 Несмотря на общее сходство посуды, керамика каждого варианта обладает своей спецификой.3 Для восточных памятников типичны сосуды орнаментированные, преимущественно, прочерченными линиями, часто образующиеся паркетные композиции, елочку, горизонтальные линии. Наколы использовались в основном для разделения орнаментальных зон. Значительная часть посуды украшена оттисками длинных гребенчатых штампов, иногда нанесенных в «шагающей» манере. Позднее они исчезают, зато появляются немногочисленные сосуды, украшенные отпечатками перевитого шнура или жемчужинами. В целом, в орнаментальных композициях преобладает горизонтальная зональность. Орнамент наносился на плечики и горло сосудов, а также на срез венчика и иногда на его внутреннюю поверхность. Изготовлялась остродонная, круглодонная и плоскодонная посуда.1 Интересно, что в бассейне р. Кальмиус и особенно на Нижнем Дону, где в позднем неолите господствовали памятники Нижнедонской культуры и были единичны сурские поселения, в ранних среднестоговских коллекциях довольно много горшков с воротничком и гребенчатым орнаментом, есть также сосуды с плоским дном. Керамика восточного варианта Среднестоговской культуры изготавливалась из глины с примесью толченой раковины. Их горло было относительно невысоким (до 5 см) и, в большинстве случаев, резко отогнутым наружу. В украшении сосудов господствовали прочерченные линии, наколы и сочетания этих элементов, употреблялись гребенчатые штампы. Орнамент размещался по верхней трети сосуда и срезу венчика. Среди находок имеются вылепленные из глины статуэтки, изображения животных, моллюсков, вырезанные из камня рыбы и др. В то же время здесь имеется довольно толстостенная посуда с примесью раковины и пуха птиц в тесте, с заглаженной или рельефно расчесанной гребенкой поверхностью, резко отогнутыми от тулова невысокими венчиками, нередко образующим в месте отгиба ребро. Срезы плоские, утонченные или скошенные.1 Характерен орнамент, нанесенный на срез венчика иногда на его внутреннюю сторону. Под венчиком иногда нанесен ямочный поясок. По внешней стороне орнамент обычно имеет горизонтальную зональность. Представлены ряды косо или прямо поставленных оттисков, разделенных поясками ямок, насечек, иногда прочерков, диагональные ряды оттисков, сочетание этих мотивов. Именно такие признаки отмечаются в материалах среднедонских стоянок Университетской 3, Константиновской, Черкасской и ряда других. «Приведенная характеристика во многом соответствует отмеченным выше признакам керамики с "внутренним ребром". Не касаясь проблем, связанных с разъединением среднестоговской культуры на ряд новых культур, подчеркнем еще раз генетическое родство среднестоговской керамики и керамики с "внутренним ребром"»2 При изготовлении посуды среднестоговские гончары использовали свои технологии. Например, технологию вымачивания глины. При вымокании и долгом хранении в грунте глина становилась пористой, что позволяло дольше сохранять начальную температуру жидкости в сосуде. Стенки нижней части тулова конусом сходятся до острого дна. Больше 60-70% горшков и часть мисок покрыты гребенчатым, накольчатым и шнуровым орнаментом.3 Господствующим в этот период были наколы, прочерченные линии и гребенчатые оттиски. Достоверно зафиксировано только использование длинных оттисков перевитого шнура. Они напоминают по своему отпечатку орнамент, нанесенный длинным гребенчатым штампом, располагавшимся перпендикулярно к поверхности. Орнаментальные композиции, выполненные шнуром, близки композициям из гребенчатых оттисков и наколов.1 Они состоят из горизонтальных линий, сочетания горизонтальных и диагональных линий, горизонтальных линий и свисающих треугольников.2 Выделяется группа посуды, украшенная отпечатками длинных гребенчатых штампов, образующих горизонтальные линии и геометрические композиции. Она включает несколько типов горшков: с кососрезанным внутрь венчиком и желобчатым горлом, с прямо срезанным венчиком и слегка выпуклым снаружи горлом и горшки с прямым горлом. Орнамент наносился на верхнюю половину горшка и по срезу венчика, редко спускаясь на нижнюю часть тулова или покрывая всю поверхность. В орнаментальных композициях преобладают горизонтальная зональность, распространенье "паркетные" узоры и немногочисленны свисающие фигуры, представленные, преимущественно, треугольниками. По мнению Н.С.Котовой,3 появление первой глиняной посуды в междуречье Дона и Волги наиболее вероятно в результате заимствования навыков ее изготовления у населения Малой и Передней Азии. Она предполагает не просто заимствование отдельных навыков, а проникновение в восточное и северное Приазовье отдельных групп южного населения по восточному побережью Черного моря. Затем из северного Приазовья началось распространение первой керамики и земледелия на юге Восточной Европы.4 2.3.2 Кремневые изделия восточного ареала среднестоговской культуры. Кремневый комплекс Среднестоговской культуры восточного направления, характеризуется широким использованием пластин, полученных в результате раскалывания одноплощадочных или двуплощадочных нуклеусов кругового и одностороннего скалывания.1 Известны большие, средние и микролитические пластины, часто без вторичной обработки. Среди изделий с вторичной обработкой, кроме пластин, наиболее многочисленны концевые и концебоковые скребки. Из отщепов делали двусторонне обработанные наконечники копий, дротиков и стрел. Для среднестоговской культуры характерны каменные, роговые, костяные, а также медные изделия. Наконечники копий и стрел двухсторонне обработанные, обычно треугольной формы.2 Встречаются кремневые топоры и сделанные из мягких пород камня. Из рога и кости делались боевые молоты, клевцы, мотыги, тесла, псалии, рыболовные крючки, гарпуны. Довольно многочисленны скребки из пластин и отщепов. На пластинах делали концевые скребки иногда с ретушью на боковых сторонах. Реже встречаются двойные концевые скребки. Если в погребениях встречены скребки на длинных пластинах, то на поселениях найдены орудия на укороченных пластинах. Не исключено, что часть из них приобрела такую форму в результате реутилизации поломанных скребков на длинных пластинах. Преобладают узкообушные овального профиля топоры и короткие, с подобным обушком, но с широкой рабочей частью, плоскоовальные в сечении тесла. Очень интересны настоящие каменные узкообушные рубанки с небольшими скошенными против рабочего хода выступами и шишечками-цапфами. Довольно обычны маленькие подшлифованные кремневые орудия с узким обухом, которые, судя по сбитостям на рабочей и на обушковой частях, использовались без рукоятей в качестве долот. Для раннего периода пока известен лишь трапециевидный кремневый топорик, изготовленный с помощью одностороннего ретуширования и подшлифовки. В памятниках более позднего периода орудия обработки дерева более многочисленны: присутствует двусторонне обработанный подтреугольный топор из кремня и разнообразные по форме топоры из мягких пород камня. 1 Последние представлены трапециевидными топорами. К более поздним периодам относятся также треугольный и трапециевидный топорики из пятого слоя Раздорского. Интересно, что в вариациях размеров деревообрабатывающих орудий поселений и погребений наблюдается также закономерность, что и в изделиях из кремня: крупные топоры происходят из погребений, маленькие топорики - из поселений. Вероятно, на бытовых памятниках топоры также подвергались реутилизации, как и остальные орудия, тогда как в погребения клали новые изделия. Важной отраслью хозяйства также являлась металлообработка, сформировавшая, по мнению Н.Б.Рындиной, под влиянием традиций культуры Варна. Среднестоговская металлообработка фиксирует самый ранний этап формирования этого ремесла, и можно предположить, что она носила сезонный характер, а кузнецы занимались изготовлением металлических изделий в свободное от земледелия и животноводства время.2 Немногочисленны орудия из меди. Они представлены в памятниках второго периода шильями с ромбическим, квадратным и круглым сечением. Костяные изделия пока известны в памятниках первого и второго периодов. Наиболее древними являются костяной молоток из Раздорского поселения, проколка из захоронения у ст. Старонижестеблиевской.3 Вместе с тем, главным традиционным атрибутом в инвентаре выступает кремневая ножевидная пластина с ретушью или без обработки, в качестве мясного ножа, которая наличествует в большинстве нижнедонских погребений.1 Кроме пластин, в нижнедонской подгруппе представлены также другие кремневые орудия и оружие. После исследований автора данной статьи на Черкасской стоянке в 2009-2010 гг. и сборов местных жителей в окрестностях памятника были выявлены изделия из кости и клыка кабана. Это обломанная зооморфная костяная поделка, стилистически близкая к мелкой костяной пластике, изображающей фигурки лошадей, встречающейся на поселенческих и погребальных памятниках позднего неолита - раннего энеолита степного и лесостепного Поволжья: Виловатое, Варфоломеевка, Съезжее и Липовый Овраг. Интересны находки украшений из клыков кабана, представленные пластинкой мариупольского типа и обломанным с одной стороны изделием, наиболее вероятно, изначально имевшим симметричную форму.2 Новые достижения в изготовлении каменных орудий свидетельствуют о высоком уровне обработки дерева, применявшегося при изготовлении челнов и строительстве жилищ. |