Среднестоговская культура. дипломная среднестоговская. Дипломная работа Допустить к защите зав кафедрой отечественной истории и археологии д и. н профессор
Скачать 204.72 Kb.
|
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕСТОГОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Выделение среднестоговской культуры как отдельного культурно-исторического явления тесно переплетается с пониманием вопросов ранних звеньев ямной культуры. Большинство исследователей считает, что в основе сложения этой культуры лежало несколько компонентов, в числе которых основными были памятники среднестоговского типа.1 Средний Стог I также как и стоки Стрильча Скеля, Вовнигские, Каменная Могила, могильники Вовнигский, Левобережный, Никольский, Лысогорский относится к позднему этапу азово-днепровской культуры. «Сейчас известно свыше 100 памятников среднестоговской культуры: поселений и могильников, рассеянных на обширной территории от Поднепровья, включая Правобережье и южную часть лесостепи левобережной Украины (Средний Стог, Валашское, Молюхов Бутор, Дереивка и др.) до Приазовья, Нижнего Дона (Константиновское, Бессергеневка, Койсути др.), лесостепного Дона (Черкасская, Дрониха, Университетская-3, Копаяященские стоянки и др.)»2 (Рис.1) Несколько десятков местонахождений со среднестоговской керамикой было открыто в процессе работ экспедиций Института археологии НАН Украины в зоне сооружения Каневского, Кременчугского, Каховского водохранилищ в 60-70 гг., а также в результате раскопок под руководством И.Ф.Ковалевой в Надпорожье и междуречье Орели и Самары и др. Довольно выразительные материалы среднестоговского типа выделены В.П.Левенком, А.Т.Синюком (1971) и др. в Воронежском Подонье. Поселения среднестоговской культуры неукрепленные, расположены обычно на низкой надпойменной террасе реки. Могильники находятся вблизи поселений (Дереивка), или на территории поселений (Александрия), либо отдельно от поселений (Кодачек, Игрень). Благодаря систематически проводимым Д.Я.Телегиным исследованиям в Дереивке определилось реальное место в процессе развития древнеямной культуры верхнего слоя Миневского Яра, уточнилось хронологическое положение некоторых материалов из Александрии, определилось стадиальное положение энеолитического материала о с.Виноградный, выделилась особая группа находок на Скеле-Каменоломне и др.1 Общие черты, свойственные этим памятникам, позволяют относить их к одной и той же культуре.2 § 1.1 Поселения cреднестоговской культуры. Сохранившаяся часть коллекции второго слоя поселения Средний Стог включает остатки 45 сосудов. А.Д.Добровольский отмечал, что посуда с перевитым шнуром отмечена только в верхнем горизонте второго культурного слоя. К сожалению, сосуды прошифрованы так, что невозможно соотнести их с нижним или верхним горизонтом. Коллекция четвертого слоя Стрильчей Скели включает остатки 19 сосудов, из которых три венчика и две стенки украшены отпечатками перевитого шнура. Особый вариант памятников стоговской фазы развития древнеямной культуры существовал, как выяснилось, и на Среднем Днепре. Именно его в свое время мы именовали типом Сунка. Этот тип культуры представлен всего четырьмя памятниками: исследованной автором безочаговой землянкой из нижнего энеолитического слоя Молюхов Бугор, отличающейся органическим сочетанием остродонных горшков, украшенных гребенкой и гусеничной композицией, с плоскодонными сосудами и большим количеством костей лошади в остеологическом комплексе, тремя целыми сосудами из сел Сунка, Веселый Кут и Мокрая Калыгорка, обнаруженными в разрушенных погребения. Сосуд из с.Веселый Кут, как оговорено в публикации, происходит из любительских раскопок кургана.1 Отличительной чертой керамического комплекса рассматриваемого типа памятников является наличие в нем подчеркнуто остродонных горшков с плечиками, расположенными на середине высоты тулова, с высоким, почти цилиндрическим венчиком, а также с орнаментом почти исключительно в границах зоны венчика. В настоящее время хронологические различия обоих типов памятников достаточно очевидны, а их сходство, по-видимому, следует объяснить наличием генетических связей. Например, весьма правдоподобно, что на этапе продвижения в Надпорожье населения с собственно стоговской культурой племена с чигиринско-квитянским типом культуры переселились на Средний Днепр, в частности в Днепро-Бугорское междуречье, и обитали на протяжении таких этапов развития локального варианта древнеямной культуры: Чигирин—Тетянчино — Сунка — Молюхов Бугор.1 Так, например, только с позднейшим горизонтом Стрильчей Скели, представленным, в частности, редкими (всего четыре экземпляра) находками фрагментов керамики, украшенных гусеничным орнаментом, можно синхронизировать найденный здесь фрагмент трипольского сосуда со следами монохромной росписи.2 Одно из наиболее важных мест, несомненно, занимает многослойное поселение на Стрильчей Скеле. Материалы этого памятника, где представлены горизонты двух неолитических и двух энеолитических культур, уже довольно широко используются при решении вопросов относительной хронологии неолита и энеолита юга Украины. Стрильча Скеля представляет собой скальный остров, расположенный под правым берегом Днепра, немного правее с. Волошское Днепропетровского р-на Днепропетровской обл.3 До затопления порогов размеры острова были значительно больше; сейчас сохранилась лишь небольшая гранитная скала размером 60Х50 м, которая поднимается над уровнем озера им. Ленина на 10—12 м. В восточной части острова имеется котловина длиной около 2.5 м и при ширине 15—17 м, окруженная с трех сторон скальными выступами. Лишь в восточной части уровень западины понижается, образуя спуск к воде. На площади котловины имеется мощный культурный слой эпохи неолита—энеолита. Всего на поселении в раскопе 1946 г. и зачистках 1986 г. вскрыта площадь около 200 м2. Мощность культурного слоя здесь достигает 1,2—1,3 м. Наиболее поздним на поселении было кострище В, которое обнаружено прямо над кострищем А, в верхней части скопления раковин, на глубине 0,7—0,8 м. т. е. на уровне, где сосредоточивалась керамика среднестоговского типа.1 Следует отметить хорошую сохранность культурного слоя поселения, его большую насыщенность материалом, особенно керамическим. Местами отмечаются развалы сосудов, форма которых в большей или меньшей степени реконструируется или реставрируется. На разных уровнях наслоений найдено также пять небольших фрагментов трипольской керамики. Культурные остатки обнаружены по всей толще наслоений. Состав находок на разной глубине был, однако, различный, хотя заметных стерильных прослоек между разновременными и разнокультурными археологическими слоями не отмечается. В раскопе 1946 г. каждая из этих глубин членилась еще на две равные половины.2 Всего в наслоениях поселения собрано около 2 тыс. находок, в том числе кремневые и костяные орудия труда, керамика и фаунистические остатки. Среди кремневых изделий довольно хорошо представлены ножи (20 экз.), изготовленные из крупных ножевидных пластин.3 Из таких же пластин, а чаще из крупных отщепов, изготавливались скребки (60 экз.), среди которых преобладают концевые, а некоторые из них имеют почти круговую ретушь. В коллекции имеются также орудия с двусторонней обработкой. Среди них три наконечника дротика и небольшой топорик. Наконечники подтреугольной формы, лезвие топорика хорошо пришлифовано.1 Есть несколько обломков таких топоров. Почти весь комплекс кремневых изделий Стрильчей Скели имеет поздненеолитическо-раннеэнеолитический облик. Костяных и роговых орудий обнаружено сравнительно немного — 10 экз., но они весьма выразительны. Среди них поворотный гарпун прекрасной работы из рога животного, гарпун с одним крупным зубом, рыболовный крючок и обломок такого же изделия, какая-то лопаточка с отверстием на конце, а также несколько шильев. Для определения культурной принадлежности материалов Стрильчей Скели и выяснения вопроса стратиграфии в их залегании, несомненно, главное значение имеет керамика. Всего здесь обнаружено более 1300 фрагментов глиняных сосудов, которые типологически относятся к четырем культурам: сурской, или сурско-днепровской, днепро-донецкой в ее надпорожском проявлении, среднестоговской и ямной. На основании проведенного анализа и условий залегания материалов на поселении Стрильча Скеля выделяется четыре культурных слоя: I — сурской, II — надпорожский, III — среднестоговский и IV — ямный. Третий слой, со среднестоговской керамикой, залегал в основном в нижней и средней частях слоя серого песка на глубине 0,5—7,0 м, где собрано подавляющее количество керамики этой культуры, в том числе все крупные фрагменты. Всего в комплексе более 400 черепков глиняных сосудов, которые по ряду признаков резко отличаются как от надпорожской, так и от сурской керамики. Это обычно высокогорлые остродонные горшки с желобчатым венчиком.2 В глиняном тесте примесь толченой ракушки, обычно в большом количестве. Орнамент покрывает, как правило, лишь венчик и верхнюю половину сосуда. Среди орнаментальных элементов — мелкая или крупнозубая гребенка, ямки- наколы, врезанные линии, насечки, отмечено присутствие перевитого шнура и др.1 Узоры включают горизонтальные ряды, шевроны, фестоны, зигзаг, геометрические фигуры и др. В зоне строительства Днепродзержинской ГЭС у с. Дереивка обнаружены крупное поселение и могильник, датируемые заключительной порой архаического периода древнеямной этнокультурной области. Дереивское поселение раскопано на значительной площади (более 2000 кв. м), где обнаружены остатки одного «дворика» площадью около 0,3 га, по периферии которого исследованы два слегка углубленных жилища подпрямоугольной формы. Вблизи жилищ отмечены открытые очаги, производственные площадки («точильщика», «гончара»). На поселении, главным образом, в зольном слое, смешанном с ракушками, собрано более 12 000 находок, в т. ч. развалы сосудов, орудия труда, предметы пластики. Для определения взято также несколько тысяч костей животных. Данные археологические находки являются наиболее значительными памятниками, обусловливающими правильное понимание процесса сложения и развития степного энеолита.2 В результате раскопок дериевского комплекса стало очевидным, что представляемый им и перечисленными выше памятниками вариант архаической древнеямной культуры характеризуется особенно интенсивным развитием коневодческой формы пастушеского хозяйства, а также созданием поистине пастушеского комплекса материальной культуры. Несмотря на то, что в ходе раскопок дереивского поселения уже получено свыше 10000 археологических предметов, среди которых доминируют фрагменты глиняной посуды, на раскопанной площади были найдены следы только двух долговременных жилых сооружений. Все это говорит о поселении-стойбище, возникшем, скорее всего, неподалеку от пойменных пастбищ и для которого были характерны легко снимающиеся наземные жилища. О предположительно пастушеском образе жизни свидетельствует и характер комплекса глиняной посуды этого времени. Преобладают глубокие, плечистые, подчеркнуто остродонные горшки с очень высокими, раструбленными, вертикальными и даже несколько стянутыми венчиками, содержащие в глине неизменную и обильную ракушечную примесь. Второй, несравненно более редкой, формой являются небольшие плоскодонные или со слегка уплощенными доньями чашечки, функционально близкие, вероятно, к бокалам. Украшались орнаментом преимущественно горшки — обычно венчик и верхняя часть плечиков. Доминируют зональные композиции, выполненные различными штампами, среди которых преобладает гребенчатый, а также оттискам местной антропоморфной пластики с трипольской. Исключение составляют некоторые статуэтки усатовской этнокультурной группы.1«Для точного определения хронологического положения дереивской фазы развития древнеямной культуры данных немного. Отдельные трипольские импорты (например, мисочка в дереивском могильнике) позволяют думать, что памятники этого времени синхронны с Трипольем В2 (по Т.С.Пассек) и, что они непосредственно предшествуют времени памятников усатовского типа».2 По костям животных получена серия радиоуглеродных дат. Из них, видимо, следует использовать даты Калифорнийской лаборатории и сделанные по новой методике даты Киевской лаборатории. Наиболее древняя дата, скорее всего, относится к неолитическому слою памятника. Остальные даты показывают, что энеолитическое поселение существовало здесь около 4230-3700 до н.э. Судя по большому временному интервалу, можно предположить, что основная часть поселения, включая постройки, видимо, существовала на отрезке 4150-4050 до н.э.1 Яснее обстоит дело с другими категориями инвентаря Дереивки, например, с изделиями из рога оленя. Речь идет о довольно многочисленной группе топоров и, так называемых, мотыг, изготовленных из рога оленя, имеющих сверлины или вырезанные металлическим орудием прямоугольные отверстия для насаживания рукояти. Учитывая подчеркнуто скотоводческий характер культуры, следует думать, что эти орудия не были связаны с обработкой земли и представляют собой одну из наиболее ранних разновидностей боевых топоров или клевцов.2 На Дереивском могильнике найдена группа инвентаря, до сих пор не встречавшаяся в комплексах других хронологически и культурно близких памятников. Это довольно многочисленная группа культовых терракот. Из их числа выделяется натуралистическая статуэтка кабана, а также фрагменты нескольких плоских антропоморфных статуэток так называемой скрипичной схемы с коротким или длинным выступом шеи-головы.3 В полном соответствии с воссоздаваемой картиной поселения находится, прежде всего, состав фаунистических остатков, где около 80% остеологических материалов составляют кости коня. О культурном осмыслении последнего свидетельствует интересная находка - захоронение целого черепа коня. К проблеме доместикации лошади неоднократно обращался и Н. Бенеке. По его мнению, в Восточной Европе она была доместицирована на несколько веков раньше, чем в Центральной Европе.1 На прямой вопрос, заданный Н.Бенеке на международной конференции в 1995 г., была ли дереивская лошадь доместицированной, Н. Бенеке ответил утвердительно. В отличие от выводов исследователей, приведенных выше, М. Левине пришла к заключению, что в Дереивке мы имеем дело не с домашней лошадью, а с дикой, что не может не вызвать недоумения. Ведь наличие костей домашней лошади в Поднепровье установлено специалистами-палеозоологами уже для неолитического времени (Собачки, Средний Стог 1), она присутствует в додереивское раннесреднестоговское время (Средний Стог II) на многих поселенных раннего Триполья (Сабатиновка, Лука Врублевецкая, Карбуна) и в комплексах культуры Гумельница.2 «Исходя из приведенных выше выводов специалистов - палеозоологов по вопросу доместикации дереивской лошади, которые взаимоисключают друг друга, приходится, к сожалению, констатировать, что либо методика определения принадлежности лошади к дикому или доместицированному виду у палеозоологов еще далека от совершенства, либо в отдельных случаях в решении этого вопроса присутствуют случаи ничем не контролируемого субъективизма.»1 С проблемой доместикации дереивской лошади тесно связан вопрос об использовании ее в качестве верхового животного. При этом обсуждались два основные аспекта: о наличии в дереивском комплексе псалиев и о находке на юге Восточной Европы, и на Балканах, так называемых, конеголовых скипетров медного века. Из истории древнейшего коневодства известно, что доместицированная лошадь может быть использована в качестве верховой и в упряжке только при наличии в уздечке двух приспособлений: удил или, так называемого, капцуга, т. е. тугой петли, которая сжимает переднюю часть челюстей лошади. Уздечка же с удилами имела в древности, так называемые, псалии, которые предотвращали скольжение удил во рту лошади при натягивании поводка в одну или другую сторону. Уздечки с капцугом известны на фрагментах фресок из Микен. Псалии же находят обычно при археологических раскопках. В пределах Восточной Европы известно несколько типов псалий.2 Древнейшими среди них были псалии, изготовленные из отростков рога оленя, которые, впрочем, использовались затем довольно долго, вплоть до скифского времени и средневековья. Известны однодырчатые, двудырчатые и трехдырчатые псалии этого типа. Наиболее совершенными считаются трехдырчатые, но в Пазырыкском кургане скифского времени у скелета лошади найдены и двудырчатые псалии.3 По аналогии с этими находками шесть псалий из отрезков рога оленя были выделены и среди материалов Дереивки. Важной особенностью комплекса материалов Дереивки является то, что здесь впервые для культуры степных скотоводов Восточной Европы обнаружен интересный набор глиняной пластики, включающий антропоморфные, зооморфные и другие изображения.1 § 1.2 Погребения Среднестоговской культуры Поднепровья. Одним из объединяющих признаков памятников среднестоговской культуры является погребальный обряд. Изучено около 80 погребений. К грунтовым захоронениям среднестоговского типа относятся в погребения Мариупольского могильника, относящиеся к раннему периоду восточного варианта среднестоговской культуры, а также погребения широко известного Новоданиловского могильника (на левом берегу р. Конки у с. Новоданиловка, в 2 километрах к юго-востоку от Орехова).2 Вычленение и характеристика погребений так называемого «Новоданиловского типа» в последнее время приобретает все большую значимость в связи с изучением степного типа культур на самых ранних этапах их становления. Тем более что ряд исследователей видят в них соответствие протоиндоевропейской культуре.3 Поэтому анализ археологических памятников, связанных с погребальным обрядом такого типа скотоводческих племен представляется своевременным. Наличие устойчивых элементов для погребений этой общности: - грунтовая могила на возвышенном месте или под небольшой насыпью, в основном неправильно-прямоугольной формы яма; - погребенный в позе скорченно на спине с согнутыми ногами (коленями вверх), преимущественно восточная ориентация; - в инвентаре - кремневая или обсидиановая ножевидная пластина; - обилие охры в могиле.1 Среднестоговскими захоронениями подкурганного типа являются энеолитические погребения в кургане № 1 севернее Каменных Могил(рис) и кургане №2 у с. Вишневатого. Оба упомянутых кургана возведены именно среднестоговцами, все другие погребения, обнаруженные в них, относятся к более позднему времени и являются «впускными», т. е. сделанными (впущенными) в уже построенный курган. Очень похоже на то, что обычай возведения курганов, ставших со временем настоящим символом нашей степи, возник впервые в среднестоговской культуре и поддерживался позднее сменявшимся степным населением целые тысячелетия. Курган – это не просто земляная насыпь, а разрушенное от времени сложное архитектурное сооружение из дерева, камня и дерновых «кирпичей».2 Погребальные ямы удлиненно округлой формы. Изредка могильники перекрывались каменными закладками. Захоронения одиночные, парные. Умершие лежат на спине с подогнутыми в коленях ногами. Преобладает восточная и северо-восточная ориентация. Погребения часто сопровождались охрой и инвентарем.3 Первые курганы появляются у них только в поздний период среднестоговской культуры, а широкое распространение обычая насыпать курганы над могилами происходит уже у ямников, хотя устройство погребения остается тем же. Могилы выкапывались в земле и покрывались каменными плитами или бревнами. Камышом, корой деревьев, стены и дно могилы обкладывались ветвями. Покойника укладывали на спину с ногами, согнутыми в коленях, лицо посыпалось охрой, а рядом клали каменный нож, топор, керамическую посуду с едой. Судя по более богатому оформлению некоторых могил, уже выделялась племенная знать. Об этом, в частности, свидетельствует необычно большой курган, найденный в с. Васильевка Новотроицкого р-на Херсонской обл.1 В могиле под курганом рядом с покойником лежал кремниевый скипетр, который мог быть одновременно и знаком власти, и религиозным символом. Девять погребений среднестоговской культуры имеют символы власти. Семь из них исследованы вне основной территории распространения культуры и, вероятно связаны с обменными экспедициями. По данным этнографии, во главе таких экспедиций стояли лидеры общин, и, судя по обнаружению в этих захоронениях оружия, можно предположить, что такие лидеры у среднестоговского населения исполняли функции военных предводителей.2 В.Н.Даниленко считает скипетры, изображающие верховых и боевых коней, атрибутом патриархальной власти вождя-всадника.3 Скипетры появляются одновременно с другими знаками власти, в том числе булавами, и символизируют черты общественной, военной и духовной жреческой власти вождей. Знаки власти свидетельствуют об утвердившемся имущественном и социальном расслоении общества. Распространение скипетров связывается с миграциями степных скотоводческих племен в середине - второй половине IV тыс. до н.э. Среди памятников ямной культуры широко распространены женские украшения – подвески, перстни, серьги. Если такие украшения имели распространение в быту, то должны были быть и слова для их обозначения, и эти слова должны быть общими если не для всех, то хотя бы части языков одной группы, принимая во внимание тесное соседство их носителей в те давние времена.1 Особый вариант памятников стоговской фазы развития древнеямной культуры существовал, как выяснилось, и на Среднем Днепре. Исключительно интересные данные, раскрывающие характер погребального обряда этого периода, дает курган высотой 4 м., исследованный Н.И.Веселовским в 1902 г. у станицы Кубанской. Здесь отрыто несколько впускных погребений, среди которых есть катакомбное, сопровождающееся жаровней. На уровне древнего горизонта было исследовано кострище (жжение) с обломками черепа и фрагментами горшка, а под ним – обширная грунтовая яма с двумя вытянутыми скелетами, ориентированными головами на запад. На костях ног одного из них – следы медной окиси. 2 Погребенные сопровождались тремя сосудами овоидной формы с короткими отогнутыми венчиками. Глина без примеси ракушки. Один из сосудов украшен линейно-вырезанной вертикально-зигзагообразной композицией, другой украшен по венчику короткими вертикальными линиями, а по плечикам - пятью вырезанными горизонтальными линиями, ниже двойным зигзагом.1 Следы могильника, относящегося к этой фазе, были обнаружены на расстоянии около 10 км к северу от Среднего Стога, у, так называемой, Гадючьей балки над Вольным порогом. Могильник состоял из нескольких круглых насыпей, перекрывающих грунтовые ямы или гробницы из каменных ящиков.2 Важное место среди них занимает расположенный в средней части Днепровского Надпорожья Никольский могильник, исследованный Д.Я.Телегиным.3 Основная часть материалов этого памятника, включая и плоскодонные сосуды с подтреугольными наколами, отвечает поздней поре Мариупольского могильника. О том, что Никольский могильник пережил несколько последовательных этапов, свидетельствуют следующие стратиграфические данные: развал уникального амфорообразного плоскодонного сосуда, сопоставимого по ряду признаков с позднейшими изделиями буго-днестровской и сурско-днепровской культур, залегал несколько глубже развалов обычных среднестоговских сосудов (Средний Стог I), и в то же время импортный сосуд, относящийся к рубежу раннего и развитого Триполья, залегал выше последних.4 О синхронности основной части могильника с заключительным периодом развития Мариупольского могильника говорит наличие в первом металлических вещей, поздних пластинок мариупольского типа, а также обломка булавы, имеющего аналогию в инвентаре раннего скорченного погребения Мариупольского могильника. В этом плане большой интерес приобретает вопрос о культурно–хронологическом соотношении «основных» и «впускных» погребений Мариупольского могильника. Видимо, зарождение обряда скорченности следует относить к концу самого мариупольского периода.1 Подобное распределение памятников стоговского типа в границах Днепровского Надпорожья не случайно. Создается впечатление, что в целом довольно четко обрисовываются территориальные границы локальной среднестоговской культуры. Изучение материалов показало своеобразие среднестоговских памятников в рамках двух территориальных групп (западной и восточной), которые можно рассматривать как варианты культуры. Граница между ними проходит по р.Кальмиус.2 Однако вначале необходимо указать общие черты, свойственные всем ее памятникам, которые и позволяют относить их к одной культуре. § 1.3 Антропологический облик представителей Среднестоговской культуры. Основным памятником, представляющим эту фазу, является средний слой поселения — Средний Стог «Носители среднестоговской культуры были потомками неолитических кроманьонцев и уже имели протонордические признаки. По современным данным антропологии и археологии, именно среднестоговцы заложили антропологический тип североевропейской нордической расы кордидов. (Культура боевых топоров или Культура шнуровой керамики)».3 Среднестоговское и близкое к нему население, оставившее памятники новоданиловского типа, имеет признаки, характерные для протоевропейского типа. У них крупные, в основном долихокранные мозговые коробки большой высоты и широкие и среднеширокие (редко узкие) лица, часто весьма уплощенные в верхней части и сильнее профилированные на уровне зигомаксиллярного угла.1 Орбиты низкие, реже средневысокие (п. Игрень), нос чаще широкий, резко выступающий. Нижняя челюсть массивная. 2 Синхронное среднестоговскому трипольское население обладало совсем иным комплексом признаков, имеющим прежде всего сильную средиземноморскую основу. Такие признаки, как узкое, сильно профилированное лицо, небольшая, умеренно долихокранная невысокая черепная коробка, сразу же позволяют исключить их носителей из круга близких антропологических типов среднестоговцев. О реальности различий между ними по системе признаков с большой долей уверенности позволяет говорить проведенный количественный анализ. Процесс генезиса среднестоговцев, очевидно, следует связывать с племенами днепро-донецкой культуры, населявшими в неолите территорию Надпорожья – Приазовья и выделенными И.И.Гохманом в надпорожско-приазовский вариант протоевропейского типа.3 Среднестоговские черепа обладают такими же крупными размерами мозговой коробки, развитым рельефом. При этом у них наблюдается тенденция к уменьшению широколицести и общей массивности, а также к ослаблению профилировки в области назомалярного угла по сравнению с черепами носителей днепро-донецкой культуры. Следует добавить, что круг близких среднестоговцам форм не ограничивается территорией Украины. Сходным комплексом признаков обладало также ранненеолитическое население Восточной Прибалтики, представленное краниологической серией могильника Звейниевки. Однако отмеченное сходство, по мнению Р.Я.Денисовой, недостаточно для вывода о генетическом родстве племен раннего неолита Восточной Прибалтики и среднестоговской культуры. Большой интерес представляет вопрос о дальнейшем развитии среднестоговской популяции. Среди населения, сменившего среднестоговское и частично синхронного ему, наиболее близкими антропологически являются носители древнеямной культуры.1 Стоговцы, родственные им ямники и предшествующие племена днепро-донецкой культуры - это и есть предки ариев (индоевропейцев), от которых во второй половине III тысячелетия до н.э. произошли культуры шнуровой керамики, заселившие центр и северо-запад Европы и давшие начало праславянам и др. современным арийским народам Европы. При сравнении объединенной краниологической серии из погребений новоданиловской культуры (Мариуполь, Луганск) с суммарной серией черепов из могильников среднестоговской культуры с помощью коэффициентов обобщенного расстояния отмечается средняя степень связи. Среднестоговские черепа в целом отличаются резкой долихокранией, у них более высокое и узкое лицо, а орбиты относительно более низкие, сильнее выражена горизонтальная профилировка лица. Видимо, эти различия обусловлены смешанным характером среднестоговской серии. Это предположение подтверждается при сопоставлении новоданиловских черепов, с одной стороны, с сериями из Александрии и Игрени - с другой, поскольку различия между ними носят еще более выраженный характер, что можно объяснить ощутимой долей мезоморфного компонента в составе этих среднестоговских серий. Вместе с тем, комплекс признаков протоевропеоидного компонента среднестоговцев морфологически идентичен таковому новоданиловских черепов, что выражается в совпадении групповых средних большинства основных признаков.1 При сопоставлении с сериями относительно синхронных культур Украины и смежных территорий нам не удается найти полных аналогий антропологическому типу новоданиловского населения, за исключением, возможно, черепов постмариупольской культуры. Однако мы располагаем пока только одним хорошо сохранившимся постмариупольским черепом и фрагментами еще четырех. При сопоставлении черепа из Тернов с новоданиловскими по формуле Гейнке получаем очень малую величину расхождений между ними по комплексу признаков. Возможно, круг антропологически близких новоданиловцам культур расширится при накоплении материалов из подкурганных энеолитических погребений (и окончательной их культурной интерпретации). Один из черепов, открытых в погребении со скорченным на боку скелетом, характеризовался даже более выраженной гиперморфностью, чем новоданиловские черепа.2 Но в целом по своим пропорциям он довольно близок последним, на что указывает минимальная степень расхождений между ними. Что касается других близких по времени групп населения, то можно отметить лишь среднюю и слабую степень связи между ними и краниологической серией новоданиловского типа. По отношению к ней несколько ближе других энеолитических материалов оказывается серия из бассейна Северского Донца, в составе которой большинство черепов принадлежит долихокранному массивному протоевропеоидному типу.1 Более сложным представляется вопрос о происхождении носителей среднестоговской культуры. Исходя из наличия в антропологическом составе ее населения ощутимого протоевропеоидного компонента, который хорошо представлен, как это было показано выше, материалами могильников Александрия, Каменные Потоки и Дереивка II, можно и в этом случае говорить о преемственности антропологического типа среднестоговцев и неолитического населения Надпорожья—Приазовья.2 Коэффициенты суммарных расстояний между среднестоговской серией и суммарной неолитической указывают на сильную степень связи. Причем, более близкое сходство наблюдается между среднестоговскими черепами и материалами раннего и заключительного этапов, чем с черепами позднего этапа. Предположение об участии носителей днепро-донецкой культуры в формировании антропологического состава среднестоговцев впервые высказала Т. С. Сурнина (1963), и на новых материалах оно получает полное подтверждение. Действительно, среднестоговские черепа обладают такими же крупными размерами мозговой коробки, развитым рельефом, как и неолитические. Однако такие особенности этого типа, как массивность, большая ширина лица несколько ослабели на черепах носителей культуры Средний Стог II. Это могло произойти, видимо, в результате участия в их сложении более грацильного компонента.1 § 1.3 Хронология и проблемы периодизации в исследовании среднестоговской культуры. Для более глубокого понимания процесса исторического развития первобытного населения юго-запада Восточной Европы важное значение имеет рассмотрение вопросов хронологии и периодизации этого времени. В этом плане уже проделана большая работа по накоплению радиоуглеродных определений возраста памятников. Только за последнее десятилетие в Киевской, Оксфордской, Берлинской и друг их лабораториях получено более 300 дат, которые в основном опубликованы в различных изданиях. Обобщенные данные об этом недавно подведены коллективном труде авторов — Д.Я.Телегина, И.Д.Потехиной. Н.Н.Ковалюх, М.Лилли.2 В 1999 году опубликовано еще около 40 новых дат памятников региона. Хронология Среднестоговской культуры построена на впервые полученной серии радиоуглеродных дат, которая была дополнена синхронизацией с поселениями Трипольской культуры.3 В основу периодизации легла стратиграфия поселений, и соотнесение с ними погребальных памятников на основании радиоуглеродного датирования и сопоставления погребального инвентаря с материалами поселений. В.Н.Даниленко относит среднестоговскую культуру во второй период развития древнеямной культуры - среднистоговский подразделяется на четыре фазы: бережсковскую, скелянскую, стоговскую и дереивскую. Н.С.Котова используя термин "Среднестоговская культура", не включает в ее рамки памятники развитого энеолита типа поселения Дереивка, как это делает Д.Я.Телегин и другие авторы «Мне представляется более обоснованным рассматривать последние в рамках отдельной Дереивской культуры». Хронологическое положение памятников стоговской фазы определяется целым рядом фактов. Так, например, только с позднейшим горизонтом Стрильчей Скели, представленным, в частности, редкими (всего четыре экземпляра) находками фрагментов керамики, украшенных гусеничным орнаментом, можно синхронизировать найденный здесь фрагмент трипольского сосуда со следами монохромной росписи.1 Памятники стоговской фазы развития древнеямной культуры синхронны с памятниками второй половины развитой поры Триполья, что, с учетом радиокарбонного метода, должно означать первую половину III тысячилетия до н.э.2 В настоящее время хронологические различия обоих типов памятников достаточно очевидны, а их сходство, по-видимому, следует объяснить наличием генетических связей. Например, весьма правдоподобно, что на этапе продвижения в Надпорожье населения с собственно стоговской культурой племена с чигиринско-квитянским типом культуры переселились на Средний Днепр, в частности в Днепро-Бугское междуречье, и обитали на протяжении таких этапов развития локального варианта древнеямной культуры: Чигирин—Тетянчино—Сунка —Молюхов Бугор. В области хронологии и периодизации неолитических и энеолитических культур региона большой материал, получен также чисто археологическими методами, в том числе при изучении стратиграфических данных на поселениях. Ряд важнейших наблюдений по стратиграфии сделан на поселениях бассейна Дон в Ракушечном Яре.1 Учитывая сказанное выше и опираясь на новые радиоуглеродные датировки, можно сказать, что переход от неолита к энеолиту произошел на рубеже IV-III в. до н.э.2 В пределах распространения среднестоговских памятников Д.Я.Телегин выделил три локальных варианта - днепровский, осколо-донецкий или александрийский и нижнедонской, или константиновский.3 По наличию некоторых особенностей среднестоговской культуры выделяются два ее основных локальных варианта: Днепропетровский и Осколодонецкий. Первая группа представлена основными поселениями Дереивка, Стрильча Скеля, Средний Стог, Молюхов Бугор, могильниками Поднепровья. Она характеризуется высокогорлой остродонной керамикой с примесью ракушки в тесте. Кремневые орудия крупных и средних размеров. Известна пластика. Обнаружено большое количество роговых изделий типа молотов, мотыг, клевцов. Две территориальные группы памятников среднестоговской культуры различаются также развитием своего кремневого комплекса. Для западных поселений характерно использование, в основном, пластин для изготовления орудий на протяжении всего периода существования. Население восточной группы со временем перешло к изготовлению орудий на отщепах, а также широко применяло деревообрабатывающие орудия из мягких пород камня, не получившие распространения у населения западного варианта. Могильники, как правило, бескурганные, погребения залегают в простых ямах в положении на спине с подогнутыми в коленях ногами, посыпанные охрой. В могилу иногда ставили сосуды, клали кремневые ножи. Так, например, на многослойном поселении Стрильча Скеля в Надпорожье установлена такая стратиграфия слоев: позднесурской, надпорожский, среднестоговский и ямный. Залегание надпорожского слоя под среднестоговским установлено А.В.Добровольским в 1929г. и на стоянке Средний Стог, там же, в порожистой части Днепра. 1 Важные стратиграфические данные получены и при исследовании известного Михайловского поселения на Нижнем Днепре, где ранний нижнемихайловский слой перекрывался раннеямным, а последний — позднеямным.2 Что касается радиоуглеродных определений верхних слоев Ракушечного Яра, то они либо дают очень большой разброс во времени и по ним ориентироваться трудно, либо часть из них очевидно надо считать ошибочными, так как в ряде случаев определения, полученные для слоя, лежащего ниже, оказались более поздними, чем для слоя, лежащего выше.3 В основе периодизации восточного варианта лежит стратиграфия поселения Раздорского, где прослежены три последовательно залегавшие среднестоговских слоя. Древнейшими памятниками, относящимися к первому периоду, можно считать четвертый слой Раздорского поселения и близкие к нему по керамике Цимлянскую стоянку и среднестоговский слой поселения Раздольное из раскопок 1991 г. Как полагает Н.С. Котова, некоторая керамика среднестоговской культуры стоянок Черкасская, Копанище и Университетская-3 типологически близка к керамике четвёртого слоя поселения Раздорское I на Нижнем Дону (прежде всего по низкому горлу сосудов). Материалы четвёртого слоя Раздорского I поселения относятся исследователем к первому периоду среднестоговской культуры восточного варианта, который датируется ею 6400—5900 лет ВР или 5300—4800 лет ВС. Но пока каких-либо веских оснований для столь раннего датирования материалов среднестоговской культуры бассейна Верхнего и Среднего Дона у нас нет. Заметим, что некоторая керамика среднестоговской культуры стоянок Университетская-3 и Черкасская по орнаментальным мотивам и орнаменту из прочерченных линий и наколов близка к среднестоговской керамике третьего слоя поселения Стрильча Скеля. Третий слой, в свою очередь, отнесён Н.С.Котовой ко второму периоду среднестоговской культуры западного варианта, возраст которого определяется около 5900-5450/5400 лет ВР или 4800—4350/4300 лет ВС. 1 Вероятнее всего, вторым периодом среднестоговской культуры (время которого одинаково для западного и восточного вариантов), по периодизации Н.С.Котовой, и следует датировать появление на Верхнем и Среднем Дону первого среднестоговского населения. Всесторонний анализ различных категорий материальной культуры и погребального обряда позволил проследить локальные особенности памятников в пределах основного ареала распространения культуры и выделить два ее варианта: западный - в степном Поднепровье и западном Приазовье и восточный - в Подонье, Подонцовье и междуречье Дона и Кальмиуса.2 Вопрос о времени появления населения среднестоговской культуры на Среднем и Верхнем Дону ещё ждёт своего решения. |