Главная страница
Навигация по странице:

  • Методическое пособие в помощь воспитателям детского сада и родителям «Игра на детских музыкальных инструментах как средство музыкального развития дошкольников»

  • Бакшаевой Ксении Михайловны

  • Список используемых источников

  • Приложение Введение

  • Объект исследования

  • Исследовательская стратегия создания методического продукта

  • II этап - исполнительный (январь - апрель)

  • Теоретическая значимость исследования

  • Практическая значимость исследования

  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Взаимосвязь музыкального развития, воспитания, обучения детей.

  • Характеристика музыкальных способностей

  • Дипломная работа студента Бакшаевой Ксении Михайловны курс4 группа до специальность 44. 02. 01


    Скачать 314.24 Kb.
    НазваниеДипломная работа студента Бакшаевой Ксении Михайловны курс4 группа до специальность 44. 02. 01
    Дата27.11.2019
    Размер314.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDiplom 100500.docx
    ТипДиплом
    #97276
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Министерство образования и науки Республики Марий Эл

    Государственное бюджетное профессиональное

    образовательное учреждение Республики Марий Эл

    «Оршанский многопрофильный колледж им И. К. Глушкова»

    ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей


    Методическое пособие в помощь воспитателям детского сада

    и родителям «Игра на детских музыкальных инструментах

    как средство музыкального развития дошкольников»


    Дипломная работа


    студента

    Бакшаевой Ксении Михайловны

    курс-4

    группа «до»

    специальность -44.02.01

    Дошкольное образование

    Научный руководитель:

    Шубенкина

    Ирина Александровна,

    преподаватель

    МДК 02.05 Теория и методика

    музыкального воспитания

    с практикумом

    Рецензент:

    __________________________

    __________________________

    __________________________
    Дата:________________

    Оценка:______________ Руководитель:_________
    п. Оршанка



    2018

    Содержание




    Введение……………………………………………………………………………………….

    3

    1

    Теоретические аспекты использования музыкальных инструментов в процессе музыкального воспитания дошкольников……………………………………………...


    6




    1.1 Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей……………

    6




    1.2 Характеристика музыкальных способностей……………………………………..

    8




    1.3 Классификация и характеристика детских музыкальных инструментов……….

    15




    1.4 Методика обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах……………………………………………………………………………..


    18




    1.5 Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах……………………………………………………………………………..


    26




    1.6 Музыкальные инструменты в повседневной жизни ребенка…..………………..

    29




    1.7 Требования к оформлению методического пособия……………………………..

    30

    2

    Разработка методического пособия для воспитателей дошкольного учреждения и родителей «Игра на детских музыкальных инструментах как средство музыкального развития дошкольника»… …………………………………………….



    32




    2.1 Методическое пособие «Игра на детских музыкальных инструментах как средство музыкального развития дошкольника»……………………………………..


    32




    2.1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………

    32




    2.1.2 Методика обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах ……………………………………………………………………………


    33




    2.1.3 Классификация детских музыкальных инструментов…………………………

    37




    2.2 Практические материалы в помощь воспитателю и родителям………………..

    39




    2.2.1 Перспективное планирование………………………………………………..

    39




    2.2.2 Конспекты музыкальных игр в самостоятельной деятельности детей………

    42




    2.2.3 Музыкальные игры с использованием детских музыкальных инструментов….

    46




    2.2.3.1 Вторая группа раннего возраста ………………………………………………..

    46




    2.2.3.2 Младшая группа………………………………………………………………….

    48




    2.2.3.3 Средняя группа…………………………………………………………………..

    50




    2.2.3.4 Старшая группа …………………………………………………………………

    53




    2.2.3.5 Подготовительная группа………………………………………………………..

    58




    2.3 Заключение методического пособия ………………………………………………

    62




    2.4 Список используемых источников методического пособия……………………...

    63







    2.5 Выводы и рекомендации……………………………………………………………..

    65




    Заключение……………………………………………………………………………………

    67




    Список используемых источников………………………………………………………..

    68




    Приложение






    Введение



    «Игра    развивает      индивидуальность;

                                                     играя,   ребёнок учится   воспроизводить

                                                       свои впечатления и идеи,  поэтому игра –      могущественное  орудие  для укрепления

    способностей   мыслить и    для развития

    сознания»                

     (Э. Жак-Далькроз).

    Актуальность. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) подчеркивается необходимость воспитания ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми музыкального искусства, что является главным ориентиром в развитии природных способностей средствами разных видов музыкальной деятельности, включая игру на детских музыкальных инструментах. [20]

    Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, стимулирует интерес к инструментальной музыке. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности.

    Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Детям надо помочь услышать «саму музыку».

    С помощью обучения игры на музыкальных инструментах можно развивать такую музыкальную способность, как умение представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков и мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияют не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

    Цель исследования: разработать методические пособие для воспитателей ДОУ и родителей «Игра на детских музыкальных инструментах как средство музыкального развития дошкольника».

    В соответствии с объектом, предметом, целью поставлены следующие задачи исследования:

    1.Изучить и систематизировать доступную информацию по проблеме:

    - Методика обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах

    - Классификацию детских музыкальных инструментов

    2.Разработать методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений «Игра на детских музыкальных инструментах как средство музыкального развития дошкольника»

    3. Подготовить материалы в соответствии с требованиями к оформлению методического пособия.

    Объект исследования: методическое оснащение музыкального воспитания в детском саду и семье.

    Предмет исследования: методическое пособие воспитателям детского сада и родителям «Игра на детских музыкальных инструментах как средство музыкального развития дошкольников».

    Исследовательская стратегия создания методического продукта: методическое пособие в помощь педагогу и родителям

    I этап – подготовительный (сентябрь - декабрь):

    Задачи:

    - осуществление поиска анализа и систематизации доступной информации по проблеме, использование детских музыкальных инструментов в дошкольном возрасте, в ее рассмотрении по частичным вопросам: классификация и характеристика детских музыкальных инструментов; методика обучения игре на ДМИ, роль воспитателя в обучении дошкольников игре на ДМИ; музыкальные инструменты в повседневной жизни детей.

    - обоснование актуальности проблемы исследования;

    - формирование научного аппарата исследования;

    - определение содержания практической части исследования, подготовка необходимых материалов для ее осуществления.

    II этап - исполнительный (январь - апрель):

    Задачи: - разработка методического пособия для воспитателей дошкольных учреждений «Игра на детских музыкальных инструментах как средство музыкального развития дошкольников», включающее в себя: методику обучения детей игре на детских музыкальных инструментах; классификацию детских музыкальных инструментов в соответствии с программой, перспективное планирование для всех возрастных групп, игры на детских музыкальных инструментах для всех возрастных групп.

    II этап - исполнительный (январь - апрель):

    Задачи:

    -разработка методического пособия для воспитателей дошкольных учреждений «Игра на детских музыкальных инструментах как средство музыкального развития дошкольников», включающее в себя: методику обучения детей игре на ДМИ; классификацию ДМИ в соответствии с программой, перспективное планирование для всех возрастных групп, игры на ДМИ для всех возрастных групп.

    Теоретическая значимость исследования

    -в изучении, обобщении и систематизированной информации по проблеме использование детских музыкальных инструментов в дошкольном возрасте;

    - практическое оформление методического пособия для воспитателей и родителей;

    - в составлении и описании в подборках материальных средств по изучению из числа имеющихся, который, также может быть представлен в виде публикации.

    Практическая значимость исследования

    • в разработке методического пособи

    • я в помощь воспитателям детского сада и родителям «Игра на детских музыкальных инструментах как средство музыкального развития дошкольников», которое может быть взято за основу работы воспитателями при решении проблем музыкального воспитания детей дошкольного возраста

    - в подборе игр для детей дошкольного возраста;

    - в подборе рекомендации родителям по музыкальному развитию детей дошкольного возраста;


    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

      1. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания, обучения детей.

    Воспитание, обучение, образование — базовые педагогические процессы. Их трактовка различается в соответствии с тем, понима­ются эти процессы как формирование или как развитие. Чем же они отличаются?

    Сформировать — придать определенную, нужную форму, т.е. привнести извне. Механизмы формирования включают осознанное (или неосознанное, стихийное) воздействие на ребенка с помощью факторов и средств, не определявших вначале его естественного хода развития. Развитие — разворачивание вовне изначально при­сутствующих в структуре человеческого существа свойств в соответствии с естественными закономерностями их роста. Нельзя развивать то, чего пока нет внутри, что не стало компонентом струк­туры человеческого существа. [5, с. 5].

    Традиция понимания воспитания как воздействия на ребенка себя изживает. А. С. Макаренко в «Книге для родителей» дал блестящую но своей ироничности иллюстрацию такого воспитания: «Берем ребенка, закрепляем его в трех метрах от себя и начинаем воспитывать». Гуманитарная педагогическая традиция всегда ориентироваться на воспитание нравственности. Специфика воспитания заключяется в воспроизводстве, развитии, поддержке подлинно человеческого в человеке, в становлении Образа Человека, развитии его призвания быть Человеком, понимании воспитания как «ухода за духовной жизнью ребенка» (М.Монтессори).

    Соответственно, музыкальное воспитание — питание музыкой — направлено, говоря словами В.А. Сухомлинского, не на воспитание музыканта, а прежде всего на воспитание Человека, на «воспитание доброго ума и мудрого сердца».

    Музыкальное обучение, как формирование, направлено на овладение ребенком знаниями, умениями, навыками в сфере музыкального искусства. Музыкальное обучение, как развитие, направлено на создание условий для становления музыкального мышления, музыкального сознания и пр. [5, с. 6].

    Музыкальное образование является одной из традиционных культурных ценностей, определяющих развитие общества и каждой личности. Развитие ребенка в человеческой культуре есть процесс, который организуется взрослым, так как ребенок не знает способы употребления культурных средств. Именно взрослый раскрывает ребенку способы их использования. Образование в Законе РФ трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» (схема 1).

    Именно воспитание и обучение создают содержательно-смысло­вую основу развития, становясь ого факторами и средствами. [5, с. 8].

    Образование в области искусств, особенно музыкальное образование, обладает большими возможностями. Начиная с древних времен, наука накопила об этом огромное количество сведений. Выделяется три основных направления музыкального влияния на организм человека: на физическое тело; на духовную сущность; на интеллект.

    К XX в. накопились научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка — источник мощнейшего влияния на человека. Для античности, например, показательна глубокая связь музыки с медициной. Так, Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценнаназывал мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.

    Начиная с XIX в. наука накопила немало сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы. В XX в. интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека возрос во всем мире. Медики, психологи, педагоги стараются донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом.

    Доказано, что даже внутриутробный период очень важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. Большинство медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи,вычислительные навыки. В результате музыкального воздействия: повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов; улучшаются психические процессы внимания, восприятия, за­поминания; регулируются обменные процессы; снижается уровень тревожности.

    Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать установленными следующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минут­ный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также изменение мышечного тонуса и появление эмоций. [5, с. 10].

    Исследователи формулируют «интеллектуальные выгоды» от музыки: повышение уровня читательских, речевых навыков; улучшение навыков решения временных и пространственных задач; улучшение вербальных и арифметических способностей; улучшение концентрации внимания, памяти; улучшение моторной координации.

    Вместе с этими «выгодами» от занятие музыкой все же основное направление методических поисков в музыкальном воспитании связывается, как определяет Л.В. ШкоАяр, с приближением музыки к ребенку и проживанием им детства в музыке.

    Таким образом, как уже доказано ранее все педагогические процессы взаимодействуют друг с другом. Музыкальное развитие стоит на одной из первых ступень развития человека, музыкальное развитие является культурной ценностью общества в целом и раздой личности отдельно. Познавать музыку мы начинаем с самого раннего детства, поэтому очень важно закреплять музыкальные навыки с первых лет жизни каждого человека.


      1. Характеристика музыкальных способностей

    В настоящее время ученые утверждают, что музыкальные способности не сводятся к умению точно воспроизводить мелодию (как считалось ранее), что отсутствие музыкального слуха и памяти — это скорее некий дефект, а их наличие — не особая способность, а лишь отсутствие дефекта слуха.

    Звуковысотный слух, чувство ритма и музыкальная память являются первичным условием музыкального развития, но не определяют предрасположенность к музыкально-творческой деятельности (схема 2). [5, с. 15].



    В ряду работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимают труды крупнейшего отечественного исследователя данной проблемы Б. М. Теплова, ставшие основой для продолжения разработок в этом направлении и не потерявшие своего значения и в настоящее время.

    Комплекс музыкальных способностей, необходимых для осущест­вления всех видов музыкальной деятельности, определяется им как «музыкальность». Кроме музыкальности Б.М.Теплов указывает и на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней):богатство воображения; эмоциональное погружение в музыкальное переживание; обилие зрительных образов; внимание; волевые и другие особенности человека. [5, с. 17].

    Качественное индивидуально своеобразное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое понятие — музыкальная одаренность. К ее показателям относят: блестящие музыкальные слух и память; пластичный, скоординированный двигательный аппарат; необычайную обучаемость; работоспособность в музыкальной деятельности.

    Музыкальные способности Б.М.Теплов делит на основные (без которых невозможен ни один вид музыкальной деятельности) и неосновные (необходимые для занятий конкретным видом музыкальной деятельности).

    К. Главным признаком музыкальности, вслед за Б. М. Тепловым ученые считают способность сопереживать содержанию музыки, эмоционально отзываться на нее, являющуюся проявлени­ем универсального свойства человека — эмоциональной отзывчивости. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален.

    При этом отмечается (В.П.Анисимов и др.), что эмоциональная сторона музыкальности не исчерпывается эмоциональным реагированием на музыку, а проявляется в более общих характеристиках личности: тонкости эмоциональных переживаний, творческом воображении, художественном восприятии мира и др. Она также связана с интеллектуальной стороной музыкальности, отражающейся в памяти, слухе, и ее логической стороной — умении анализировать структуру музыкального произведения, его выразительные •средства и т. д.

    Кроме музыкального переживания, музыкальность, по мнению ученых (Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов и др.), предполагает также тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки, т. е. развитый музыкальный слух. Поэтому в структуре музыкальности выделяют две взаимосвязанные стороны — эмоциональную и слуховую. Взятые отдельно одна от другой, они не имеют смысла. [5, с. 20].

    Выделяют несколько видов музыкального слуха. Звуковысотный (различение высоты звуков): его разновидности — мелодический (восприятие одноголосной мелодии) и гармонический (восприятие созвучий, многоголосия); тембровый (различение окраски звуков) и динамический (различение силы звука) слух

    Существует также понятие абсолютный слух — способность человека различать звуки, не прибегая к сравнению их со звуком музыкального инструмента. Абсолютный слух является по­лезным качеством, но и без него возможно успешное занятие музыкой, поэтому его не включают в структуру музыкальности.

    Поскольку основными носителями содержания в музыке являются звуковысотные и ритмические движения, эмоционально воздействующие на слушателя, Б. М. Теплов в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, выделяет те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения.

    Это — музыкальный слух, в основе которого лежат две способности: ладовое чувство (восприятие мелодического движения), названное перцептивным, или эмоциональным, компонентом му­зыкального слуха; способность музыкально-слухового представления, или зву­ковысотный слух, которую ученый называл репродуктивным, или слуховым, компонентом музыкального слуха. [5, с. 15].

    В детском возрасте характерное проявление ладового чувства —любовь и интерес к слушанию музыки. Третья способность в структуре музыкальности — музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность му­зыкального ритма и воспроизводить в движении временные отношения в музыке.

    Чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Эта способность проявляется в двигательной реакции ребенка на музыку, возможности координи­ровать различные движения в соответствии с ее эмоциональной окраской.

    К. В. Тарасова отмечает, что чувство ритма — сложная по структуре способность. На основании работ по музыкальной психологии (Е. В. Назайкинский и др.) автор выделяет также следующие его компоненты.

    Ритмические Длительность отдельных звуков и пауз и более единицы в крупные элементы — ритмические рисунки музыке крупного плана: мотивы и др.

    Музыкальный Система соотношений акцентируемых и метрнеакцентируемых долей (метр обозначается в нотной записи в виде размера в начале нотоносца и тактовых черт)

    Темп - скорость музыкального исполнения, которая определяется частотой чередования основных метрических долей

    Основные музыкальные способности

    Таким образом, Б.М.Теплов выделяет три основные спо­собности в структуре музыкальности: ладовое чувство, музыкальную память, эмоциональную сущность музыкального искусства и слитность эмоционального (ладовое чувство) и слухового компонентов (музыкально-слуховые представления) обусловили объединение Н.А.Ветлугиной ладового чувства и звуковысотного слуха. Таким образом, в структуре музыкальности ею выделяются две основные музыкальные способности: ладовысотный слух и чувство ритма.

    Музыкальность как комплекс способностей, по мнению ученых, включает также: владение исполнительскими средствами; волевые процессы; инициативу; творческие замыслы технические данные, — т.е. те способности, которые необходимы ребенку для выполнения конкретной деятельности — слушания, исполнения, творчества. Такими способностями являются:

    Импровизация проявляются при восприятии музыки, (сочинение) музыки, в

    песенных, музыкально - игровых, способности творческого танцевальных, инструментальных воображения импровизациях

    Таким образом, приведенная выше характеристика музыкальности свидетельствует о том, что в ее структуре можно выделить комплекс специальных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма и способности к различным видам музыкальной деятельности) и общих способностей, проявляющихся как в музыкальной, так и в других видах деятельности (воображение, воля, внимание, логическое мышление и т. д.). [5, с. 27].

    В связи с этим В.П.Анисимов отмечает, что музыкальность как специальная способность и эмоциональная отзывчивость как ее главная составляющая имеют универсальное проявление в человеческой деятельности в виде реакций человека на интонационно-слуховые воздействия. Музыкальность свойственна практически всем. Кроме того, музицирование понимается им как универсальный вид деятельности, в котором задействованы все психические свойства личности. Поэтому развитие музыкальности становится актуальным не только при освоении навыков музицирования, но и в укреплении психоэмоционального здоровья человека, развития его адаптивных возможностей и т. п.

    В соответствии с этим можно говорить об осознании тесной взаимозависимости общих и специальных способностей и личностных особенностей человека, из чего следует, что развитие музыкаль­ных способностей становится актуальным не только для детей, готовящихся к профессиональной музыкальной карьере, но и для каждого ребенка. Кроме того, общие способности могут успешно раз­виваться в процессе специальных занятий музыкальными видами деятельности. Музыкальные сенсорные способности как основа музыкально-эстетического развития дошкольников

    Основными носителями содержания в музыке являются звуко-высотные и ритмические движения. Их сенсорная основа заключается в узнавании, сопоставлении движущихся звуков (различных по высоте, динамике, длительности, тембру) и их воспроизведении.

    По мнению психологов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др.), сенсорные способности (ощущение, восприятие предметов и их свойств) — это перцептивные ориентировочные действия, опосред­ствованные сенсорным эталонами. При восприятии формы такими Iэталонами являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — решетка цветов спектра и т. д. Свои виды эталоны имеют в слуховом восприятии — это фонемы родного языка, звуковысотные отношения.

    Различение свойств звуков составляет основу простейших, сенсорных музыкальных способностей, на основе которых формируются более сложные образования. Так, длительность лежит в основе музыкального ритма. Высота, тембр и динамика — основа звуковысотного, тембрового и динамического слуха.

    Таким образом, под сенсорными музыкальными способностями понимаются качества, которые развивают слуховое восприятие, лежащее в основе познания музыки (В. П. Анисимов, О. П. Радынова и др.). [5, с. 30].

    Это выражают следующие характеристики: различение свойств музыкальных звуков; различение их выразительных соотношений; качество обследования музыкальных явлений, предполагающее узнавание свойств музыкальных звуков, сравнение их по сход­ству и контрасту; выделение из комплекса других звуков; различение их выразительного звучания; воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.

    В соответствии с этим музыкально-сенсорное воспитание предполагает (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.):формирование слухового внимания детей; концентрацию внимания на разнообразных звуковых сочетаниях; умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых комплексов.

    Музыкальное сенсорное развитие наиболее успешно осуществляется, по мнению ученых, при специальной организации процесса воспитания и обучения — в восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. В то же время ни один вид музыкаль­ной деятельности не обходится без сенсорного опыта. В музыкальной деятельности, как и во всех видах детской деятельности, все начина­ется с познания предмета через чувственное начало, т. е. без участия анализаторов, в частности слуховых, ребенок не сможет развивать­ся и получать знания о звуковом составе слышимого. Поэтому в музыкальной деятельности, как и в любой другой, чувственный, т. е. сенсорный, опыт является основой всех ее видов. Сенсорный музыкальный опыт — это наличие развитых • слуховых ощущений, представлений, как действенно-наглядной ориентировки в звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических соотношениях, связанных с выразительными средствами музыки. Результатом сенсорного музыкального воспитания детей является определенный уровень их развития, обеспечивающий качество эмоционального и сознательного переживания музыки, а посредством этого и эмоциональное, сознательное отношение к явлениям окружающей жизни.



    Обобщая, отметим, что ученые указывают на важность и значи­мость музыкально-сенсорного развития, в процессе которого про­исходит:

    • целостное развитие органов чувств ребенка;

    • формирование сенсорных процессов, лежащих в основе всестороннего развития ребенка;

    • побуждение к эмоциональным эстетическим переживаниям, что ведет к преобразованию по законам красоты окружающего мира, к активному мышлению, т. е. развитию личности ребенка. [5, с. 39].

    Это связано с тем, что все перечисленные свойства звука присущи не только музыкальным звукам, но и звукам речи, шумам, голосам птиц и т. д. Поэтому благодаря сформированности звуковых ощущений, тонкости различения звуков ребенок понимает не только музыку, но и звучащий мир вокруг (Ю. Б. Алиев, О. П. Радынова и др.). Если же развития сенсорных способностей к восприятию звуков не происходит, у детей оказываются слабо развиты слуховое внимание и слуховая память. Кроме того, они немузыкальны, у них нет желания и умения слушать музыку, получать от этого удовольствие, они не понимают, что с помощью музыки, с помощью звуков можно выразить свои собственные чувства. [5, с. 40].

    Таким образом, звуковысотный слух, чувство ритма и музыкальная память являются первичным условием музыкального развития, но не определяют предрасположенность к музыкально-творческой деятельности. Все характеристики способностей безусловно важны в развитии личности.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта