Дипломная работа студента Бакшаевой Ксении Михайловны курс4 группа до специальность 44. 02. 01
Скачать 314.24 Kb.
|
1.5 Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментахУспехи музыкального развития дошкольников, по мнению Н. А. Ветлугиной, во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах. Последнему виду музыкальной деятельности в детском саду можно уделять больше внимания. Постоянно увеличивая ассортимент озвученных игрушек и детских музыкальных инструментов, с учетом возрастных особенностей детей оснащать музыкальные уголки в группах. Первоначальные навыки игры на музыкальных инструментах дети получают в процессе музыкальных занятий. И если воспитатель с радостью ждет этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение. [9, с. 12]. Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках. Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей еще неустойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обыгрывает на занятиях музыкально-дидактические игры. Например, при знакомстве детей с музыкально-дидактической игрой «Птичка и птенчики» Е.И.Тиличеевой воспитатель играет на металлофоне, а музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент. Вместе с детьми он выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушку). В средней группе педагог вместе с музыкальным руководителем знакомит детей с музыкальными инструментами — металлофоном, треугольником и др. При этом обязательно исполняет мелодию с ребенком, так как музыкальный руководитель играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает ребенку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Если тот затрудняется, проигрывает мелодию на своем инструменте (однотипном с инструментом ребенка). Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идет ее закрепление. [10, с. 6]. Часто, знакомясь с новыми пьесами, дети слушают игру на музыкальных инструментах в исполнении музыкального руководителя и воспитателя. Музыкальная деятельность детей вне занятий очень разнообразна. Она проходит по чьей-то творческой инициативе, бывает различна по форме. И очень важно в этой деятельности определить роль взрослого. Воспитатель направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, в прогулку, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал, при необходимости подсказывает детям, как можно развернуть игру. На музыкальных занятиях дети получают задания позаниматься в музыкальном уголке, конкретно указывается попевка, которую они должны выучить на каком-то музыкальном инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии, помогают друг другу. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь [5, с. 25]. В свободное от занятий время воспитатель может проиграть знакомую мелодию на инструменте. Это сближает его с детьми, создает доброжелательную, непринужденную атмосферу. Педагог, хорошо зная индивидуальные особенности детей, внимательно следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя в обучении своих товарищей. Процесс обучения доставляет удовольствие тем и другим. Дети-«учителя» испытывают большую радость, научив играть товарища, а дети-«ученики» довольны, что их научили сверстники. Особо необходимо участие воспитателя, когда дети начинают играть ансамблем. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачей ритмического рисунка, если необходимо, приходит детям на помощь. По мнению Н. А. Ветлугиной, судить о полноте и глубине восприятия детьми музыки можно на основании наблюдений за их непосредственными двигательными реакциями в процессе так называемых свободных плясок, игр-упражнений, где движения выбирают сами дети[5, с. 21]. Часто воспитатели делятся своими впечатлениями после посещения концерта, театра. Дети же рассказывают о музыкальных передачах, услышанных или увиденных по телевидению. Воспитатель, хорошо зная каждого дошкольника, должен вовремя заметить его интерес к музыке, поддержать тех детей, которые стремятся выразить свое творчество в самостоятельной деятельности, делают первые шаги в игре на музыкальных инструментах. Мнение Н.А.Ветлугиной пересекается в данном вопросе с А.Г.Гогоберидзе по поводу участия воспитателя в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах, так как его умение исполнять знакомые детские песни, попевки, программные произведения дают возможность педагогу обыгрывать музыкально-дидактические игры. В начале мы разучиваем их на занятии, а воспитатель продолжает играть с детьми в группе. В этих играх он может исполнить как главную, так и - второстепенную роль. [3, с. 6]. Играть можно не только на металлофоне, но и на других детских музыкальных инструментах. Их применение дает возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности. Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого мы планируем целый ряд мероприятий. Во-первых, это индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели учатся играть на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле. Во-вторых, проведение консультаций, во время которых они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок песен. Обязательно проводить консультации в предпраздничные дни: заниматься с ведущими, обыгрываем различные игры, в том числе и музыкально-дидактические, которые требуют от ведущего владения несколькими детскими музыкальными инструментами. Хорошо, если кто-либо из воспитателей может играть на каком-то инструменте: аккордеоне, баяне и аккомпанировать на утреннике вместе с музыкальным руководителем. Опыт показал, что если регулярно и систематически заниматься с воспитателями, т. е. последовательно расширять и углублять их знания и умения, то они будут активными участниками в музыкальной работе с детьми, хорошими помощниками [3, с. 17]. В детском саду музыкальное воспитание рассматривается как одно из звеньев гармонического развития детей дошкольного возраста. Нужно отметить, если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках, с удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное от занятий время. Таким образом, взрослым следует обращать больше внимание на музыкальное развитие ребенка ведь только благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной. 1.6 Музыкальные инструменты в повседневной жизни ребенка Кабалевский Дмитрий Борисович считал, что «Музыка, как всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывать детей, причем воспитывать не, только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, к человеку, к природе, любовь к своей Родине, интерес и чувство дружбы к народам других стран» Поэтому музыка должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей, отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формировать внутренний духовный мир ребенка, побуждать к творчеству. В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. [13, с. 14]. Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре. Педагог стремится, прежде всего, с помощью инструментов побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и т. д. Кроме того, некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников, знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты. В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький орке Детские инструменты должны чисто звучать, иметь определенный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными; инструменты, требующие настройки, ремонта,— приведены в порядок до начала занятий. В производстве и продаже сейчас имеется целый ряд музыкальных игрушек и инструментов. Чтобы знать, как ими пользоваться, надо быть знакомым с их конструкцией, способами звукоизвлечения и приемами игры на них. Названия «музыкальные игрушки», и «детские музыкальные инструменты» весьма условны. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном музыкальными игрушками пользуются дети самого младшего возраста. Но и позже некоторые игрушки могут участвовать, в оркестре как равноправные инструменты. Детские инструменты нередко являются как бы маленьким подобием настоящих. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков. Таким образом, дети, играя на музыкальных инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные запросы, интересы и привыкают действовать в коллективе согласованно. Кроме развития у детей слуха, ритма, дыхания, игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей. [13, с. 16]. 1.7 Требования к оформлению методического пособия Единых требований к оформлению методических пособий нет, в разных источниках можно найти разные варианты требований к их оформлению. Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, при необходимости приложения [24, с. 1]. На титульном листе методической разработки приводится наименование учреждения (вверху страницы); название работы (в центре листа; сведения об авторе (Ф. И. О., должность, квалификационная категория, педагогический стаж работы) (справа внизу); год написания разработки (по центру внизу). В аннотация указываются: Проблема, которой посвящена методическая разработка; Вопросы, которые она раскрывает; Потенциальные пользователи (кому может быть полезна разработка). Рекомендуемый объем – до 10 предложений. В введение раскрываются: Актуальность данной работы (автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и какого ее место в содержании образования); Новизна методической разработки; Цель методической разработки; Условия применения (что нужно для того чтобы методическая разработка была реализована в практике образования); Трудоемкость, ограничения, риски. Рекомендуемый объем – до 2 страниц машинописного текста. В основной части указываются замысел автора и логика разработки (на усмотрение автора основная часть может, структурирована и разделена на составляющие части). Рекомендуемый объем – не менее половины общего объема работы. В заключение приводятся основные выводы по теме разработки. Рекомендуемы объем – до 1 страницы машинописного текста. Список литературы оформляется в стандартной форме в соответствии с библиографическими требованиями. Список использованных источников должен содержать 10-15 наименований (включая Интернет – ресурсы). Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить. Приложения формируются на усмотрение автора методической разработки. В случае принятия автором решения об иллюстрации разработки приложениями рекомендуется: Приложения пронумеровать; Указать название каждого приложения; Каждое приложение начинать с новой страницы. Справа страницы пишется слово «Приложение», которое обозначается соответствующей арабской цифрой, например «Приложение 1» Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте не обязательны) [24, с. 2]. Таким образом, проанализировав в пункты, можно сказать что музыкальное развитие имеют важную роль в жизни общества и личности любого человека. Развиваются в первую очередь звуковысотный слух, чувство ритма и музыкальная память, что безусловно важно. При обучении детей игре на детских музыкальных инструментах следует придерживаться методических указаний, с помощью них обучение детей в первую очередь пройдет грамотно, содержательно, поэтапно у ребенка возникнет интерес к музыке. Различные виды и группы музыкальных инструментов только помогут в обучении детей. Все выше перечисленное должно даваться детям как в детском саду так и дома в кругу семьи, но важнее роль в музыкальном развитии конечно воспитателя, ведь он из дня в день проводит с детьми больше времени. 2 РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И РОДИТЕЛЕЙ «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА» 2.1 Методическое пособие «Игра на детских музыкальных инструментах как средство музыкального развития дошкольника» Методическое пособие представлено в приложении №1 2.1.1 Пояснительная записка В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость воспитания ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми музыкального искусства, что является главным ориентиром в развитии природных способностей средствами разных видов музыкальной деятельности, включая игру на детских музыкальных инструментах. Актуальность данной темы заключается в том, что обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, стимулирует интерес к инструментальной музыке. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности. С помощью обучения игре на музыкальных инструментах можно развивать такую музыкальную способность, как умение представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков и мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, таким образом, влияют не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Цель методического пособия: помочь воспитателям и родителям в организации повседневной деятельности детей дошкольного возраста в использовании детских музыкальных инструментов. Задачи: 1. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо - высотный слух, чувство ритма и динамического слуха 2.Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений. 3. Развивать творческую активность в играх с музыкальными инструментами. 4. Воспитывать интерес к музыке 2.1.2 Методика обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности. Работу по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах проводиться организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляем как на музыкальных занятиях, уделяя обучению 5-7 минут, в индивидуальной работе с детьми в детском саду и дома. Формы работы по обучению детей на музыкальных инструментах различны: индивидуальные занятия, занятия с ансамблем и оркестром. Первая младшая группа ( 2-3 лет) Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем с первой младшей группы. Дети должны научиться различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепиано); знать и различать звучание бубна и погремушки. В работе с малышами так же используются музыкальные игрушки: дудочка, органчики, которые помогают заинтересовать их, побуждают к активности.[1, c.21]. В обучение детей игре на детских музыкальных инструментах необходимо использовать разнообразные методы и приемы обучения, такие как: показ инструмента, слушание издающих звуков, чтение детям художественного слова о музыкальных инструментах, рассказ о инструменте, и.т.д. Очень важно помнить и родителям и воспитателям, знакомство детей с новым музыкальным инструментом или игрушкой следует через игровую ситуацию. С каждым взаимодействием ребенка с музыкальным инструментом следует больше делать уклон на какое то одна качество (ритм, слух и.т.д.). Родителям на заметку При знакомстве с новым музыкальным инструментом, следует преподнести его ребёнку в интересной форме, расскажите о нём, загадайте загадку, сыграйте на нём, так чтобы ребёнок не смог его увидеть, а только смог его услышать Чтобы обыграть новую музыкальную игрушку послушайте звуки разных музыкальных инструментов. Постарайтесь найти слова, чтобы дать характеристику каждого звука. (Звонкий, лёгкий, резкий и т.д.). Чтобы закрепить у детей знания о новом музыкальном инструменте, поиграйте с ним в игру. (см. раздел музыкальные игры) Вторая младшая группа (3-4 года) Во второй младшей группе продолжаем знакомить с новыми инструментами музыкальным молоточком и металлофон. При знакомстве с этими инструментами следует закрепить их упражнениями. Так же используется игровая деятельность в использовании детьми инструментов, следует вводить инструменты через сюрпризные моменты. В этом возрасте дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары, дети спокойно без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика. Начинаем развивать динамическое восприятие. Далее начинаем знакомить детей с новым музыкальным инструментом - металлофоном. Стараемся, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме. Игры для развития тех или иных качеств смотрите в разделе «Музыкальные инструменты». Во второй младшей группе дети должны уже уметь играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике и иметь представления о музыкальном инструменте металлофоне. Лучше всего проводить занятия по обучению игре на металлофоне индивидуально с каждым ребенком. Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии, знакомые мелодии используются при изучении на любом инструменте. Родителям на заметку Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, вам следует самостоятельно проиграть мелодию, дети должны услышать правильно звучание мелодии. Запомнить всю мелодию детям трудно, поэтому разучивать мелодию нужно в несколько этапов: выучить запев песни, после освоения ребенком запева, показать припев, затем последнюю часть песни. Для закрепления можно чередовать игру со взрослым:: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне – припев, или наоборот. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Следует знать, что у дарив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить. Средняя группа (4-5 лет) В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры. Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху. Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Для удобного и быстрого овладения детьми игрой на инструментах, можно использовать определенные цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком, реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии. Дети при таком, обучении не имеют развивающего эффекта - слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии. Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху, начиная с младшего возраста. Методы, используемые в обучении детей в средней группе: - Словесный (рассказ, объяснение) - Наглядный (показ приемов игры педагогам или ребенком) - Стимулирующий (показ перед детьми или взрослыми) - Практический (повторение и закрепление приемов игры) -Самостоятельная музыкальная деятельность(игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате) - Изготовление музыкальных игрушек Родителям на заметку В этом возрасте детям следует предлагать методические пособия. Так же обращать внимание на развития слуха, ритма и.т.д. с помощью игр и упражнений (см.раздел музыкальные игры ) Старшая группа В старшем возрасте начинается более сложный процесс обучения детей игре на детских музыкальных инструментах, дети начинают знакомиться и осваивать навыки игры на ксилофоне. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты, такие как треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты. Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. В старшей группе предусмотрена игра детей на музыкальных инструментах индивидуально и небольшими группами. После простых попевок, переходим к более сложным заданиям – игре на двух близлежащих звуках. При развитии у детей слуха, при разучивании песен с первых занятий поем попевку с показом рукой высоты. Во время обучения игре на детских музыкальных инструментах стараемся развивать творчество детей, побуждать их к активной самостоятельной деятельности. В старшей группе переходим к мелодиям построенным на трех звуках. При разучивании этой мелодии на металлофоне вначале указываем знакомые пластинки цветными кружками, затем дети исполняют мелодию на слух. Музыкальные инструменты стараемся использовать не только во время исполнения попевок, но и при пении программных песен, что доставляет детям немало радости, развивает их творчество и активность. Родителям на заметку Учитывайте то, что обучение на музыкальных инструментах происходит систематически как на занятиях, так и в повседневной жизни. Цель родителей на этом периоде как никогда очень важна, учите детей держать инструмент без напряжения, но в тоже время крепко. Учите правильным движения кисти руки. Приучайте детей к постоянному слуховому контролю. (см. игры в разделе «Музыкальные игры») Подготовительная группа Обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе так же нужно уделять особое внимание. К этому времени дети хорошо владеют такими инструментами, как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, колотушки, треугольники, бубны, барабаны, коробочки и др. В подготовительной группе ставятся новые задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками. В подготовительной у школе группе можно познакомить детей с аккордеоном. Играть на аккордеоне может не каждый ребенок. Из всех музыкальных инструментов этот является самым сложным. Поэтому на музыкальных занятиях нужно только знакомить с аккордеоном, а обучать их во время индивидуальных занятий. Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение. Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с припевками, на втором - подбирают попевки, на третьем - исполняют их по своему желанию. Родителям на заметку Существуют разнообразные методы обучения детей в этом возрасте. Родителям следует заострить внимание на методе: «Я и мама» Этот метод используется во время проведения дидактических игр дома. Родителям предлагаются дидактические игры на дом для совместной деятельности с ребенком в домашних условиях. После проведения игр дома, игры закрепляются в группе. 2.1.3 Классификация детских музыкальных инструментов Духовые инструменты Флейты – духовой деревянный музыкальный инструмент. Кларнет, саксофоны и используются для индивидуального обучения и для музыкально – дидактических заданий. Триола - детский духовой язычковый инструмент с цветными клавишами. Извлечение звука в ней происходит путем вдувания воздуха с одновременным нажатием клавиатуры. У триолы очень приятное мягкое звучание. Инструмент используется для индивидуального обучения и для игры в ансамбле, состоящем только из этих инструментов. Струнные инструменты Гусли – струнный щипковый инструмент с трапециевидным плоским корпусом и несколькими струнами, построенными диатонически. Арфа – многострунный щипковый музыкальный инструмент деревянного происхождения, озвученная модель музыкального струнного инструмента. Предназначена для исполнения различных мелодий (песен, танцев и т.д.). Арфа звучит поэтично, она применяется как оркестровый, ансамблевый и сольный инструмент. Цитры – струнный щипковый инструмент с десятью струнами, под каждой из них цветной кружочек. Звукоизвлечение то же, что и у цимбал. Ударно – клавишные инструменты Пианино, рояль – это озвученная модель музыкальных инструментов, их дают детям старших и подготовительных к школе групп для самостоятельной музыкальной деятельности. Пианино, рояль используются в процессе групповых и индивидуальных занятий, для организации различных музыкально – дидактических игр, упражнений. В самостоятельной деятельности дети переносят имеющийся навык игры на металлофоне, подбирая простейшие мелодии. Ударные инструменты Деревянные ложки это русский народный музыкальный инструмент, похожий, в сущности, на кастаньеты. В детском саду ложки используют в ансамблях, а также во время музыкальных занятий, праздников. Звук извлекается путем ритмичного постукивания спаренных ложек о ладонь левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок. Детей учат свободно держать обе ложки за концы ручек между пальцами правой руки. У ребят развивается чувство ритма, умение согласованно играть в ансамблях. Трещотки представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста в шумовом оркестре, ансамбле ложкарей, а также могут применяться во время подыгрывания знакомых песен, особенно русских народных. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко ее украшают цветными лентами и цветами. Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении детьми отдельных песен. По форме инструмент представляет собой равносторонний треугольник. Сделан он из стального прута. Звук извлекается путем легкого прикосновения к инструменту металлической палочкой. Звук получается высокий (неопределенной высоты), звонкий и нежный, а при сильном ударе пронзительный, напоминающий колокольчики. Колотушка – небольшая продолговатая деревянная рама, под верхней стенкой на шнуре закрепляется деревянный шарик, который при колебании ударяется о боковые стенки. К нижней стенке прикрепляется ручка. Шарик может очень быстро и громко ударять по стенкам корпуса. Здесь нужна некоторая сноровка. Кисть руки не надо зажимать. Ручка колотушки в руке должна максимально быть свободной. Бубенцы навешиваются на деревянную палочку или кожаный ремешок (10 – 12 шт.). Детей учат извлекать звук путем легкого, ритмичного встряхивания. Бубенцы используются в качестве дополнительной тембровой окраски в ансамбле народных инструментов и оркестре детских музыкальных инструментов. Коробочка - небольшой продолговатый, обструганный и отшлифованный со всех сторон деревянный брусок с полостью под верхней частью корпуса. Звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками. Назначение то же, что и бубенцов. Музыкальные молоточки - цветные пластмассовые, с полой ручкой, которая заканчивается двухсторонним основанием молоточка. На основании гофрированной цветной набалдашник из мягкой, гибкой тонкой пластмассовой ткани. При ударе по основаниям молоточка издаются разные по высоте звуки. Игрушки успешно используется в младших группах при выполнении игровых заданий для восприятия ритмических отношений, а также с детьми старшего дошкольного возраста для передачи ритма мелодии. 2.2Практические материалы к исследованию 2.2.1 Перспективное планирование
2.2.2 Конспекты музыкальных игр в самостоятельной деятельности детей Тема: Лесная полянка мелодий Группа: младшая Цель: развитие звуковысотного и ритмического слуха, умение импровизировать мелодии на заданный текст. Задачи: 1. Образовательные 1.1 Формирование навыков воспроизведения певческих интонаций; 2. Развивающие 2.1 Развитие звуковысотного слуха детей; 2.2 Развитие речи, слуха, памяти, мышления, эмоционального восприятия музыки; 2.3 Развитие умения детей различать тихое и громкое звучание музыки 3. Воспитательные 3.1 Воспитание дружеского отношения к друг другу; 3.2 Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие. Основной метод: практический Частные методы: беседа Приёмы: вопросы, показ, указания, поощрения Демонстрационный материал: шапочки медведей, деревянные ложки, платочки, модель радиоприемника Ход игры: -Здравствуйте ребята, я госпожа Мелодия и приглашаю вас на лесную полянку мелодий. Хотите со мной?-Да -Давайте закроем глаза и поднимемся на носочки как будто взлетам вверх на воздушном шаре. -Вот мы и очутились на полянке мелодий, и что я слышу кто это?-Кукушка -А как вы догадались?-Потому что поет ку-ку -Давайте вместе будем петь ку-ку-ку, когда я подниму руку вверх вы громко поете а когда опущу вниз вы кукушки будете петь тихо тихо -Пока мы пели песенку, кукушка спряталась и решила с нами поиграть. Давайте ее позовем на слог «Ау» -Давайте по очереди сначала в одну сторону будем звать, а потом в другую -Хорошо молодцы, но на наш зов откликнулись совсем не птицы, а медведи. Они наверно подумали ,что Машенька их зовет. - Живут в лесу три медведя- Михаил Иванович, Марья Петровна и их сынишка Мишутка. Вечерами они садились на лавочке у дома и слушали радио, откуда лилась красивая музыка. Мишутка очень любил плясовые мелодии, Марье Ивановне очень нравились хоровые песни, а Михаил Иванович любил слушать задорные, отважные марши. Жили они весело и дружно. Давайте побываем у них в гостях и послушаем их любимые мелодии. -Давайте с вами распределимся кто будет Михаилом Ивановичем, кто Марьей Петровной а кто Мишуткой -Ага вот и распределились, а теперь давайте сядем на «пенечьки» и включим радио, Мишутки у нас пляшут под задорные песни, Марья Петровна под хоровые, Михаил Иванович под марш. Слушаем радио внимательно -Ну что же какая песня у нас звучит? - Веселая. Задорная -Кто у нас будет танцевать? - Мишутка -При звуках хороводных песен танцует Марья Петровна - При звучании маршевых мелодий мальчики маршируют во главе с Михаилом Ивановичем. -Вот и закончилось наше путешествие на полянку мелодий, но мы даже и в лесу побывали. -Теперь вернемся обратно закроем глазки и наклонимся ручки к полу вот так. -И я Мелодия с вами прощаюсь, до новых встреч, мне очень понравилось с вами играть и надеюсь вам тоже. Тема: Клоун Бим Группа: старшая Цель: развивать звуковысотный слух, музыкальную память у детей дошкольного возраста Задачи: 1. Образовательные 1.1 Формирование навыков воспроизведения певческих интонаций; 2. Развивающие 2.1 Развитие звуковысотного слуха детей; 2.2 Развитие эмоционального восприятия музыки; 2.3 Развитие умения детей различать тихое и громкое звучание музыки и играть на инструменте в соответствии 2.4 Развивать психические процессы: речь, память, мышление 3. Воспитательные 3.1 Воспитание дружеского отношения к друг другу; 3.2 Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально – коммуникативное, познавательное, художественно – эстетическое развитие. Основной метод: практический Частные методы: беседа Приёмы: вопросы, показ, указания, поощрения Демонстрационный материал: шапочки для медведей, деревянные ложки, платочки, модель радиоприемника Ход игры: (захожу в группу с куклой бибабо Клоун) Я клоун! Я к зрителям буду спешить.Я клоун! Я зрителей буду смешить. - Эй, клоун! Смотрите, какой он растяпа! - Какая смешная у клоуна шляпа! - И нос как картошка! - И уши как груши! - И щёки как плошки! - И бант на макушке! Пожалуйста, смейтесь И громче кричите, И все надо мною до слёз хохочите! Пускай у вас слёзы От хохота льются!Я очень люблю, когда люди смеются. -Здравствуйте ребята, сегодня я буду играть с вами мне очень хочется. -Здравствуйте -меня зовут Бим, посмотрите какой у меня есть колокольчик, он маленький и звенит тихо -Сейчас я достану другие колокольчики, один звенит тихо, другой громко и умеренное громко, слушайте внимательно. Если звенит колокольчик тихо то вы приседаете, если умеренно громкое стоите, если громкое поднимаетесь на носочки, так глазки закрыли и я начинаю звенеть -Молодцы, замечательно никто не ошибся -А теперь опять закройте глаза, а я буду бегать по комнате и вы покажете в какой же стороне звучит колокольчик. -Какие вы сообразительные все отгадали! -Смотрите я принес с собой матрешки какие же они красивые -Давайте научим маленьких матрешек танцевать -Вот у меня есть большая матрешка, а я вам раздам маленькие -Я буду отстукивать матрешкой по столу, а вы повторяйте движение большой матрешки -Да верно станцевали, научили маленьких матрешек танцевать. -Мне понравилось с вами играть, мне было весело, а теперь мне пора домой в цирк. -До свидания Бим! Тема: Группа: средняя группа Вид игры: музыкально-дидактическая Цель: Закреплять знания о музыкальных инструментах Задачи: 1.Образовательные: 1.1. Формирование навыков определять инструмент по звуку; 1.2. Формирование знаний о музыкальных инструментах; 2.Развивающие: 2.1.Развитие речи, слуха, памяти. 2.2. Развитие психических процессов: мышление, воображение, память. 2.3. Развивать мелкую моторику рук, умение складывать различные картинки с помощью подготовленных деталей. 3.Воспитательные: 3.1.Воспитывать желание слушать и выполнять те или иные задания. 3.2.Воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками. Интеграция образовательной деятельности: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Основной метод: практический Частные методы: беседа Приемы: вопросы, показ, указание, поощрение Раздаточный материал: кубик Демонстрационный материал: ширма, дудочка, колокольчик, бубен, барабан, погремушка, свисток. Карточки с изображениями музыкальных инструментов. Разрезанные карточки с изображение музыкальных инструментов. Ход: - Ребята, я для вас, что – то приготовила, садитесь на ковёр полукругом. - Ребята, а что это у меня в руках? -Бубен - Правильно, ребята, а сейчас давайте с ним поиграем. Я буду стучать в бубен тихо, затем громко, затем – очень громко. Когда я буду стучать тихо, вы будете стучать пальчиком о пальчик. Когда я начну стучать громко, вы начнете хлопать в ладоши, а когда застучу очень сильно, громко вы будете топать ногами. - На первый раз я вам помогу, а потом постарайтесь сами. - Стучу тихо, идет легкий тихий дождик, значит нужно стучать пальчиком о пальчик. Примечание: Если дети не могут самостоятельно оценить силу звука им следует на первых этапах подсказывать: «Пошёл лёгкий дождик», «Полил сильный ливень», Началась гроза!». Впоследствии дети сами научатся «подсказывать» себе. А затем выполнять задание без подсказки. -Молодцы, у вас очень хорошо получается. 2.2.3 Музыкальные игры с использованием детских музыкальных инструментов 2.2.3.1 Вторая группа раннего возраста (2-3 года) 1. Дидактическая игра «Тихо – громко - очень громко» Цель: Закреплять знания о музыкальных инструментах Оборудование: бубен. Руководство игрой: -Ребята, сейчас мы поиграем с вами в одну игру. Я буду стучать в бубен тихо, затем громко, затем – очень громко. Когда я буду стучать тихо, вы будете стучать пальчиком о пальчик. Когда я начну стучать громко, вы начнете хлопать в ладоши, а когда застучу очень сильно, громко вы будете топать ногами. На первый раз детям следует помочь, показать образец. 2. Дидактическая игра «Определи по ритму» Цель: Формировать у детей чувство ритма Оборудование: бубен Ход: Педагог исполняет на бубне различные ритмические рисунки, передающие движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птицы. Дети отгадывают предложенные им загадки и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (Например: медведя на нижнюю, зайчика на среднюю, птичку на верхнюю). Затем медленными ударами ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ зайчика – быстрым постукиванием указательным пальцем, птички- легким потряхиванием бубна над головой Дидактическая игра «Узнай колокольчик» Цель: развивать тембровый слух Материал: карточки с изображением большого колокольчика с одной стороны и маленького с другой, два колокольчика разного тембрового звучания. Ход: детям раздаются картинки с изображением колокольчиков. Педагог показывает два колокольчика и предлагает детям запомнить, как они звучат. Затем прячет колокольчики за небольшую ширму, звенит ими и просит дете отгадать, показывая карточку с изображением этого колокольчика. Подвижная игра «Музыкальные прятки» Цель: закреплять знания о музыкальных инструментах Оборудование: любые музыкальные инструменты Ход: Дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами, воспитатель в это время прячет музыкальные инструменты в группе. После дети открывают глаза и идут искать тот кто нашел играет на этом инструменте мелодию и называет его. Игра «Прохлопай, как я» Цель: Развивать чувство ритма Оборудование: деревянные ложки Ход: Воспитатель прохлопывает любую знакомую мелодию, предлагает детям прохлопать так же. Примечание: Некоторым детям предложить проиграть мелодию на музыкальном инструменте. Игра «Мама и детки» Цель: развивать у детей звуковысотный слух Оборудование: металлофон Ход: Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут узнавать, где идет большая кошка, где большая собака, а где щенята, где прыгают большие зайцы, а где зайчата. Ударяет по пластинке металлофона определенного звука. Дети определяют высоту звучания 2.2.3.2 Младшая группа (от 3 – 4 лет) 1. Дидактическая игра «Наш оркестр» Цель: Развитие чувства ритма Оборудование: Детские музыкальные игрушки и инструменты (колокольчики, бубны, треугольники и т. д.), большая коробка. Ход игры. Педагог сообщает детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает детям (предварительное знакомство с каждым инструментом приводилось на музыкальном занятии). Все по очереди играют на этих музыкальных инструментах так, как им хочется. Дидактическая игра «Птицы и птенчика» Цель: Упражнять детей в восприятии и различии звуков. Оборудование: Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика). Ход: Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: Узнавать пьесы, различать звучание высокого, среднего, низкого регистров. Оборудование:Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией, в нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра, записи песен: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Ход игры: Участвует вся группа. «Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку, и узнаем, кто там». Воспитатель включает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем. Игра «Узнай и спой песню по картинке» Цель: развитие памяти Оборудование: Металлофон, карточки с картинками к песне. Ход игры: На столе лежат карточки с картинками. Дети сидят полукругом за столом. Воспитатель на металлофоне играет музыкальную фразу из песни. Дети должны взять карточку с картинкой к песни, которую проиграл воспитатель, и спеть всем вместе. Игра «Веселые молоточки» Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок. Оборудование: Металлофоны или музыкальные молоточки, или ритмические кубики, палочки и тд. По числу играющих. Ход игры: Воспитатель поёт песенку, задаёт ритмический рисунок, ребёнок его повторяет: Воспитатель: Возьмём молоточки мы , Вова , с тобой Я первой сыграю, а ты вслед за мной. 1. Над дубравой сильный град: тук-тук-тук (Ребёнок повторяет) тук-тук-тук С дуба жёлуди летят: тук-тук-тук (ребёнок повторяет) тук-тук-тук Повтор песенки – запевки 2. Дятел жил в дупле пустом: туки-туки-тук. Дуб долбил, как долотом: туки-туки-тук. Повтор песенки – запевки . Строят хату два бобра: тук-тук-да-тук. Без гвоздей. Без топора: тук-тук-да-тук. Игра «Слушаем внимательно» Цель: развитие тембрового слуха Оборудование: Проигрыватель с пластинками инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т.д.). Ход игры: Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе. Здравствуй, музыкант! Цель: закрепить названия музыкальных инструментов и приемы игры на них. Перед игрой выбрать ведущего – музыканта! Дети выстраиваются в шеренгу, к ним лицом встаёт музыкант. Ведущий за спиной музыканта показывает картинку знакомого музыкального инструмента– дети имитируют игру на нём. Музыкант должен угадать инструмент, подойти найти его на столе и проиграть на нем любую мелодию. Здравствуй, добрый музыкант! Посмотри на наш талант. Да смотри, не зевай – Инструмент наш угадай! 2.2.3.3 Средняя группа (от 4- 5 лет ) 1. Игра «Сыграй, как я» Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок. Игровой и музыкально-дидактический материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, кубики, ритмические палочки и т. д. Ход игры: Воспитатель предлагает прослушать, а затем исполнить на любом из предложенных инструментов ритмический рисунок из пяти – семи звуков. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей. 2. Игра «Угадай колокольчик». Цель: Развивать у детей звуковысотный слух . Игровой и музыкально-дидактический материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соотвётствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика Ход игры: Ребенок- ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый на верхней, если звенит маленький колокольчик. Играют несколько детей. 3. Игра «Повтори звуки. Бубенчики» Цель: учить детей чувствовать изменение темпа от медленного к умеренному и быстрому, а затем от быстрого к умеренному и медленному. Игровой и музыкально-дидактический материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый –«динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному) или кружочки любого цвета; металлофон. Ход игры: Воспитатель - ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): «дан-дан-дан». Зелёный бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон.» Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке. Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку( или кружочек), и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке. Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне). Вариант беседы (вариант игры). Воспитатель рассказывает: «Жили были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик. Динь пел тоненьким голоском. «Динь-динь» – звучала его песенка. Дан пел песенку средним голоском: «Дан-дан». А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже чем у его братьев. «Дон-дон» - грозно звучала его песенка. Посмотри на эти линеечки. На каждой из них нарисован бубенчи, .бубенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звучит выше всех, а какой ниже? Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно покажите рукой бубенчики, изображённые на разных линейках. ( Используется фланелеграф, на котором три линеечки и бубенчики должны быть в своих домиках). 4. Дидактическая игра «Нам игрушки принесли» Цель: Закреплять у детей знания о музыкальных инструментах. Оборудование: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек, кошка (мягкая игрушка), коробка. Ход: Игра начинается с сюрпризного момента, с появления кошечки и коробки с игрушками. Получить эти игрушки дети смгут в том случае если отгадают их звучание. За небольшой ширмой педагог играет на музыкальных игрушках. Дети отгадывают знакомые им уже звуки. Далее игрушка передается одному из детей ,тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудке). Затем кошка передает игрушку другому (одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько). Эта игра подводит детей к самостоятельным действиям с музыкальными игрушками и инструментами. 5. Подвижная игра «Передача бубна» Цель: Развивать чувство ритма, координацию движения, целевую точность и пластику движения. Оборудование: бубен, магнитофон с музыкой. Ход: Дети стоят в кругу. У одного из них в руках бубен. Под первую часть музыки бубен передается по кругу. Во время сильного такта, ребенок в чьих руках бубен ударяет по нему, при возвращении к слабой доле такта продолжает передавать буден. Под вторую часть музыки дети танцуют, используя по своему желанию любые танцевальные движения, а ребенок с бубном, подыгрывая на нем, выбирает наиболее понравившегося ему в танце ребенка и передает ему бубен. Игра может усложняться, за счет увеличения количества передаваемых бубнов Дидактическая игра «Покажи!» Цель: Продолжать развивать чувство ритма, музыкальное творчество. Оборудование: любой музыкальный инструмент. Ход: Дети сидят на коврике полукругом, выбирается по считалочке один ребенок, ему даеться музыкальный инструмент. Под текст дети выполняют задания по очереди, передавая инструмент друг другу, ребенок у кого останется музыкальный инструмент придумывает свою мелодию, дети повторяют мелодию хлопками. 7.«Волшебный кубик» Цель: Формирование творческой личности ребенка через игру на музыкальных инструментах. Оборудование: кубик с изображением музыкальных инструментов. Ход: Детям задаются вопросы, о том что лежит на столе (ложки, барабан, бубен, погремушка, дудочка, колокольчик). После детям показывают кубик, на котором изображены все перечисленные музыкальные инструменты. Дети встают в круг, начинают передавать кубик друг другу под музыку когда музыка затихает, ребенок у которого остался кубик называет инструмент, проходит к столу и играет любую мелодию на нем. Игра «Громко — тихо» Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. Оборудование: Парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки. Ход игры: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот. |