Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.4 Методика обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах

  • Дипломная работа студента Бакшаевой Ксении Михайловны курс4 группа до специальность 44. 02. 01


    Скачать 314.24 Kb.
    НазваниеДипломная работа студента Бакшаевой Ксении Михайловны курс4 группа до специальность 44. 02. 01
    Дата27.11.2019
    Размер314.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDiplom 100500.docx
    ТипДиплом
    #97276
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    1.3 Классификация и характеристика детских музыкальных инструментов

    Рассмотрим классификацию и характеристику детских музыкальных инструментов, предложенную Кононовой Н.Г. в книге «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Классификация детских музыкальных инструментов представлена в приложении №5 [13, с. 20].

    Все детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать по видам: неозвучные музыкальные игрушки— это игрушки, изображающие музыкаль­ные инструменты, такие инструменты помогают детям создать игровые ситуации. К ним относятся балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами.

    Озвученные музыкальные игрушки – инструменты Н.Г.Кононова делит на:

    1) Игрушки – инструменты с нефиксированным звуком, то есть звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, коробочки, музыкальные молоточки);

    2) Игрушки – инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки) применяются при создании игровых ситуаций. 3) Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики). Используются для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового сосредоточения. 4) Игрушки – инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты саксофоны, баяны, гармоники, губные гармошки, колокольчики, цитры, домры, балалайки, цимбалы, гусли и др).

    Педагоги используют эти инструменты для создания игровых ситуаций, при которых дети, представляя себя играющими на музыкальных инструментах, напевают. Таким образом, на неозвученных игрушках и инструментах малыши уп­ражняются в правильном воспроизведении мелодии.

    Рассмотрим ударные инструменты, к которым относятся:

    1) Деревянные ложки это русский народный музыкальный инструмент, похожий, в сущности, на кастаньеты. В детском саду ложки используют в ансамблях, а также во время музыкальных занятий, праздников. Звук извлекается путем ритмичного постукивания спаренных ложек о ладонь левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок. Детей учат свободно держать обе ложки за концы ручек между пальцами правой руки. У ребят развивается чувство ритма, умение согласованно играть в ансамблях.

    2) Трещотки представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста в шумовом оркестре, ансамбле ложкарей, а также могут применяться во время подыгрывания знакомых песен, особенно русских народных. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко ее украшают цветными лентами и цветами.

    3) Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении детьми отдельных песен. По форме инструмент представляет собой равносторонний треугольник. Сделан он из стального прута. Звук извлекается путем легкого прикосновения к инструменту металлической палочкой. Звук получается высокий (неопределенной высоты), звонкий и нежный, а при сильном ударе пронзительный, напоминающий колокольчики.

    4) Колотушка – небольшая продолговатая деревянная рама, под верхней стенкой на шнуре закрепляется деревянный шарик, который при колебании ударяется о боковые стенки. К нижней стенке прикрепляется ручка. Шарик может очень быстро и громко ударять по стенкам корпуса. Здесь нужна некоторая сноровка. Кисть руки не надо зажимать. Ручка колотушки в руке должна максимально быть свободной.

    5) Бубенцынавешиваются на деревянную палочку или кожаный ремешок (10 – 12 шт.). Детей учат извлекать звук путем легкого, ритмичного встряхивания. Бубенцы используются в качестве дополнительной тембровой окраски в ансамбле народных инструментов и оркестре детских музыкальных инструментов.

    6) Коробочка - небольшой продолговатый, обструганный и отшлифованный со всех сторон деревянный брусок с полостью под верхней частью корпуса. Звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками. Назначение то же, что и бубенцов.

    7) Музыкальные молоточки - цветные пластмассовые, с полой ручкой, которая заканчивается двухсторонним основанием молоточка. На основании гофрированной цветной набалдашник из мягкой, гибкой тонкой пластмассовой ткани. При ударе по основаниям молоточка издаются разные по высоте звуки. Игрушки успешно используется в младших группах при выполнении игровых заданий для восприятия ритмических отношений, а также с детьми старшего дошкольного возраста для передачи ритма мелодии.

    8) Колокольчики имеют несколько видов колокольчиков; они помогают развить у детей звуковысотный слух. Все колокольчики со звуками разной высоты. Набор «валдайских колокольчиков» используется на музыкальных занятиях, во время проведения музыкально – дидактических игр. Три различных колокольчика по величине и звучанию, находящиеся на стойке, помогают детям закрепить знания о низких, высоких и средних звуках. Для массовых игр и упражнений нужно иметь колокольчики по числу играющих. Для оркестра существуют большие колокольчики, имеющие одинаковое звучание. Они используются в тех случаях, когда нужно выделить фон той или иной музыкальной фразы. Звук извлекается путем удара по колокольчику металлической палочкой.

    9) Металлофон бывают диатонические и хроматические. Звук извлекается ударом палочек по металлическим пластинкам, расположенным на деревянной подставке.

    10) Ксилофон представляет собой набор деревянных брусочков различной величины. В ксилофоне звук извлекается при помощи деревянных палочек.

    11) Музыкальная лесенка – восьмиступенчатая лесенка с музыкальным звукорядом. Выполняется из деревянной или пластмассовой основы и съемных ступеней с закрепленными на них металлическими пластинами, которые при ударе по ним молоточком издают звук определенной высоты[1, с. 9].

    Рассмотрим ударно – клавишные инструменты, к ним относятся такие инструменты как:

    1) Пианино, рояль – это озвученная модель музыкальных инструментов, их дают детям старших и подготовительных к школе групп для самостоятельной музыкальной деятельности. Пианино, рояль используются в процессе групповых и индивидуальных занятий, для организации различных музыкально – дидактических игр, упражнений. В самостоятельной деятельности дети переносят имеющийся навык игры на металлофоне, подбирая простейшие мелодии.

    Духовые инструменты классифицируются на:

    1. Флейты -  духовой деревянный музыкальный инструмент. Кларнет, саксофоны и используются для индивидуального обучения и для музыкально – дидактических заданий.

    2) Триола - детский духовой язычковый инструмент с цветными клавишами. Извлечение звука в ней происходит путем вдувания воздуха с одновременным нажатием клавиатуры. У триолы очень приятное мягкое звучание. Инструмент используется для индивидуального обучения и для игры в ансамбле, состоящем только из этих инструментов.

    Струнные инструменты классифицируются на:

    1) Гусли – струнный щипковый инструмент с трапециевидным плоским корпусом и несколькими струнами, построенными диатонически.

    2) Цимбалы (белорусский народный инструмент) – это небольшой, низкий ящик в форме трапеции, над которым натянуты струны. Дети играют на инструменте при помощи медиатора.

    3) Цитры – струнный щипковый инструмент с десятью струнами, под каждой из них цветной кружочек. Звукоизвлечение то же, что и у цимбал.

    4) Арфа –  многострунный щипковый музыкальный инструмент древнего происхождения, озвученная модель музыкального струнного инструмента. Предназначена для исполнения различных мелодий (песен, танцев и т.д.). Арфа звучит поэтично, она применяется как оркестровый, ансамблевый и сольный инструмент.

    Таким образом, все детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать по видам. Каждый вид дает краткую характеристику музыкальных игрушек и инструментов.
    1.4 Методика обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах

    Н. Метлов и Л. Михайлова говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. Начав с обучения детей игре на ударных инструментах (бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др.), Н.А. Метлов вскоре оставляет за ними право только аккомпанирующих, дающих определенную окраску произведению. Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон. Музыкальные инструменты и задачи обучения детей игре на детских музыкальных инструментов представлены в приложении №2 [13, с. 20].

    Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки [2, c.23].

    Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально - дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

    Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем с первой младшей группы (от 2 до 3 лет). Дети должны научиться различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепьяно); знать и различать звучание бубна и погремушки.

    В работе с малышами так же используются музыкальные игрушки: дудочка, органчики, которые помогают заинтересовать их, побуждают к активности. [13, c.21].

    Следует помнить, что знакомство с музыкальными инструментами мы проводим постепенно, усложняя задания от занятия к занятию.

    Используя металлофон и фортепиано в игре «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой, дети учатся различать высокие и низкие звуки.

    На каждом занятии стараемся создать у детей радостное настроение от общения с музыкой. Знакомить детей с новым музыкальным инструментом или игрушкой следует через игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают, щупают, учатся общаться с инструментами, извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру "Погремушки" муз. М.Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают ее вверх и встряхивают с большей силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание. На каждом занятии создается атмосфера радостного настроения от общения с музыкой. На следующем занятии дети встречаются с мишкой. Он приносит бубен, он хочет танцевать. Но танцует он медленно вперевалочку муз. М Раухвергера, а воспитатель ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с мишкой.

    На следующем занятии все дети превращаются в мишек, медленно переваливаясь с ноги на ногу они танцуют вместе с мишкой (воспитатель играет на бубне). Затем мишка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно. Конечно, не у всех это получаются ритмичные удары, но все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры детей. Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идет по залу редкие удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом обращается внимание на разное звучание бубна.

    Таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки. Развивать чувство ритма, а также слышать смену двух частей пьесы, умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию помогает игра "Ходим-бегаем" муз. Е.Тиличеевой и пляска "Бубен" Г. Фрида. [13, с. 22].

    Для развития тембрового слуха уже в 1 мл. гр.проводим музыкально-дидактическую игру "Угадай на чем играю?". Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала дается только 2 контрастных по звучанию инструмента, а затем количество их увеличивается до 4. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те которые лежат перед ширмой (те на которых играет воспитатель лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием.

    Во второй младшей группе закрепляются знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаем знакомить с новыми - добавляем музыкальный молоточек и металлофон. Мы заметили, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития ритма мы предлагаем детям такое упражнение. Всем детям раздаем по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход - дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд останавливается и вместе с мелодией и замолкают и кубики. Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрешка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет.

    Тогда воспитатель просит детей сыграть матрешке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками. В игре "Мишка ходит в гости" муз. М. Раухвергера (мелодия им знакома с первой мл. гр.) предлагается играть на барабане. Воспитатель водит медведя, а ребенок медленно ударяет в барабан. В игре "Кто по лесу ходит?" задание усложняется. Здесь дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары - ходит мишка, слон, и быстрые - прыгает зайчик, бежит ежик. Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию 2 разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх "Капельки большие и маленькие", "Какая птичка поет?", дети различают до 1 и до 2 октавы. Продолжая развивать динамическое восприятие, мы используем такие игры как "Тихие и громкие ладошки", "Тихие и громкие звоночки" муз. Рустамова, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки на первом ряду - тихие звоночки, а мальчики на втором громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание. В игре " Гулять-спать" муз. М. Красева дети реагируют на тихое и громкое звучание игрой на колокольчиках, выполняя упражнение, связанное с двухчастной формой музыки. Далее начинаем знакомить детей с новым музыкальным инструментом-металлофоном. Стараемся, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме[13,c.10].

    Во второй младшей группе дети должны уже уметь играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном.

    Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, по мнению Н.Метлова взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать ее частями, например выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем – вторую. Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне – припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с воспитателем (на двух металлофонах). Занятия по обучению игре на металлофоне ведутся с детьми индивидуально. Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить. Другое важное условие при выборе произведений – строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.

    В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры.

    Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.

    Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

    Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически [1, c.10].

    Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.). Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н.А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

    Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта - слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии. Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте) [1, c.25].

    Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления. Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты. Молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты – пониже. Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов. Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые – слогом ти. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

    После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры. Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона: ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию. В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно. Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой. По мере того как дети научатся играть на металлофонах, можно показать им, как пользоваться цитрами. Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, также используем цифровую систему – в нижнюю часть цитры подкладываем под струны бумажную полоску с цифрами, причем цифра 1 соответствует звуку до1 и т. д. На цитре играют медиатором – пластмассовой пластинкой с заостренным концом. Держать медиатор надо тремя пальцами – большим, указательным и средним, делая движение кистью руки вправо. Для удобства игре на цитре и лучшего резонанса инструмент кладут на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребенок не наклонял слишком низко голову и чтобы ему было видно цифровое обозначение струн. Иногда цитры не держат строя, колки ослабевают. В таком случае надо закрепить колки кусочками фанеры. Лопнувшие струны заменяют тонкими балалаечными струнами [3, с. 21].

    Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок сидит на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого предплечья, другой – на середину левого. Первый ремень длиннее, короткий ремень на левом предплечье придает инструменту устойчивость. Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левая часть корпуса аккордеона и мех во время игры поддерживались левой рукой. Освоив игру сидя, ребенок сможет играть и стоя.

    В детском саду учим играть только правой рукой, которая свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем. Для каждой мелодии указывается удобное расположение пальцев (аппликатура). Играть двумя руками дошкольникам трудно.

    Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырех пальцевой системой игры: большой палец под клавиатурой в естественном положении, как на баяне. При обучении игре на аккордеоне пользуемся цифрами, как и на металлофоне, цитре. Цифры наносят на верхнюю часть белых клавиш. Постепенно дети перестают смотреть на цифры, играют не глядя, пользуясь мышечным ощущением. На аккордеоне могут играть не все дети; некоторых ребят затрудняет одновременное исполнение мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой. Когда дети научатся играть на аккордеоне, более способных можно учить игре на духовом инструменте [1, с. 17].

    Из духовых инструментов рекомендуется брать духовую гармонику «Мелодия-26». У духовой гармоники с фортепианной клавиатурой 26 клавиш с диапазоном си малой октавы – до 3. Инструмент держат левой рукой, четыре пальца охватывают ручку, большой палец упирается в инструмент с обратной стороны снизу. Мундштук берут в рот. Инструмент надо держать слегка наклонно вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает то же положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре. Играют пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно пользоваться четырех пальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети освоятся с клавиатурой, цифры можно снять. Звук, извлекаемый во время игры, зависит от струи воздуха. Дуть нужно без напряжения. По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном: нажимают кнопку на обратной стороне инструмента и легко дуют в мундштук.

    Освоение нового инструмента рекомендуется начинать с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках), которые дети подбирают по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения. Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.

    Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию. Кроме развития музыкального ритма у детей, в круг задач педагога по совместному музицированию входит и развитие музыкальных способностей, звуковысотного, ритмического, тембрового слуха, творческой активности, художественного вкуса, а также забота о расширении музыкального кругозора детей, об их певческих голосах и дикции, о психологической готовности к выступлениям и воспитание художественной отзывчивости, эстетического отношения к природе, окружающему миру. 
    1   2   3   4


    написать администратору сайта