Главная страница
Навигация по странице:

  • Представители органистической школы проводили аналогию с живым организмом и обществом

  • Заключение

  • Список использованной литературы

  • социология пз 1. пз1соц. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи


    Скачать 21.69 Kb.
    НазваниеДля достижения указанной цели поставлены следующие задачи
    Анкорсоциология пз 1
    Дата06.12.2022
    Размер21.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапз1соц.docx
    ТипЗакон
    #831777

    Введение
    Такое направление социологии, как органицизм, сложилось на базе идей европейских социологов, его сторонниками были Лилленфельд П., Новиков К.А., Стронин А.Н. Концепция органицизма основана на таких понятиях, как организм и организация. Организм – это, прежде всего упорядоченное целое. Сущность органицизма состоит в том, что определенные биологические понятия и закономерности переносятся на общественные явления.
    Внутри организма существуют иерархия частей, функциональная специализация, управление, а также кооперация, дополнительность и т. д. Здесь присутствуют не только простая обусловленность, но также генетическая преемственность. Они сочетаются с различного рода естественными программами и алгоритмичностью на сигнальной основе, а также с адаптивностью, агрессией в среду, самоорганизацией, самосовершенствованием, саморазвитием и др. Согласно концепции органицизма отождествляется живой организм, человека, общество (с его разного рода организациями) и смешанные системы.
    Актуальность исследуемой темы заключается в том, что социология в настоящее время занимает ведущее место среди других наук. Знание истории органицистского направления в российской социологии необходимо т. к. без этого невозможно проследить весь процесс становления науки социологии.
    Целью данной работы является формирование понятия об органицистском направлении в российской социологии.
    Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
    Рассмотреть причины формирования органицистского направления в российской социологии.
    Проанализировать основные положения взглядов П. Ф. Лилиенфельда и А.И. Стронина.
    Причины формирования органицистского направления в российской социологии
    Органицизм начал развиваться в России с началом индустриализации России в 60-х годах XIX века. Бурное промышленное развитие, разрыв традиционных связей в обществе, урбанизация, появление новых социальных слоёв вело к усложнению общественного строя.
    Росла социальная напряжённость, усиливалось расслоение и, соответственно, усиливались экстремистские настроения в обществе. Все эти проблемы нуждались в скорейшем разрешении, причём ни одну из них нельзя было решить саму по себе, без решения всех остальных.
    Напряжённость заставляла людей и прежде всего учёных, общественных деятелей искать комплексное решение и общий принцип, но которому можно будет действовать.
    На фоне этих исканий и вырос русский органицизм. Органицизм развивался в России практически одновременно с западным. В то время как первый труд органициста П. Ф. Лилиенфельда «Мысли о социальной науке будущего» вышел в 1872 году, первый труд Г. Спенсера «Социальная статика» вышел в 1850 году. Как видно разница небольшая, поэтому русская органистическая мысль обогащалась западной на всём протяжении её становления. Однако русские социологи-органицисгы тоже в свою очередь оказывали сильное влияние на западных. Так П. Ф. Лилиенфельд оказал сильное влияние на таких видных западных социологов как Рене Вормс и Альберт Шеффле.
    Оганицизм как явление социологической мысли развился из естественных наук (биология, геофафия). Середина – конец XIX века ознаменовалась расцветом естественных наук, важнейшие научные открытия того времени были сделаны в естественнонаучных областях, а научные труды таких учёных как Ч. Дарвин, Д. Менделеев, А. Сеченов, К. Тимирязев перевернули представления людей об окружающем мире. Открытия учёных способствовали интефации естественно-научного и социального знаний.
    Представители органистической школы проводили аналогию с живым организмом и обществом:
    1. Они считали, что основные законы развития одинаковы как для живой природы, так и для общества. Тем самым органицисты ещё больше приблизили человека к его среде обитания, в то время как традиционалисты и марксисты считали человека высшим существом, стоящим гораздо выше природы.
    2. Представители органистического направления объективно считали человека неразрывно связанным с природой общими законами развития и существования. В конце концов, человек является таким же биологическим видом, как и вес живые существа на этой планете, значит и законы его существования такие же.
    3. Органическое направление отождествляет в определённом смысле общество с природным живым организмом, однако, как многие считают, органицисты не лишают общество людей его сверхъестественной «свободно-разумной воли». Разумно-свободная воля является неотъемлемой частью общественного организма, но, как и у любого другого организма у неё есть собственные законы развития и функционирования, сходные с природными.
    Основные положения взглядов П. Ф. Лилиенфельда и А.И. СтронинаЛилиенфсльд-Тоаль Павел Федорович (1829-1903) – социолог; окончил курс в Александровском лицее, был мировым посредником в Петербургской губернии, председателем петергофской земской управы, курляндским губернатором и сенатором. В 1860 г. издал под псевдонимом Лилисва «Основные начала политической экономии», а в 1872 г. – «Мысли о социальной науке будущего» под инициалами П. Л. (появилось также и на немецком языке, в значительно дополненном виде).
    Исходной точкой развития своих взглядов Лилиенфельд видит разграничение источников знания, из которых человек черпает его на протяжении всей своей жизни. «Для духа человеческого существуют только 2 источника познания. Он может вникать в самого себя, делая собственное «я» предметом своих наблюдений и исследований... или же дух человеческий обращает исследования свои на окружающую природу». Тем самым он подразделяет и науки на два типа: «умозрительные» – математика, метафизика, психология и естественные – естественная история, химия, физика, медицина, геология. С другой стороны, Лилиенфельд говорит о том, что никакое исследование окружающей, естественной среды не возможно без «умозрения», а каждое умозрение обязательно основывается на чём-то реальном.
    Общество как организм высшего порядка. «Взаимодействие и напряжение, которые предстают перед нами в неорганическом мире как бесцельная и бесплодная борьба вещества и силы, а в органической природе как целесообразное, равномерное, последовательное развитие, имеющее результатом постепенное усовершенствование организма, в человеческом обществе предстают перед нами как постоянное взаимодействие сил под влиянием разумно-свободной воли человека. Человеческое общество – организм, высший в сравнении с организмом человеческим; оттого взаимодействие и напряжение сил в обществе целесообразнее и разумнее развития каждого отдельного человека, а следовательно, и всех органических веществ природы». Так Лилиенфельд видит себе аналогию между природой и обществом. Он также подразделяет органическую природу на три различные стороны: физиологическую, преследующую цель питания растений и животных, морфологическую, обуславливаемую внешним и внутренним складом организма, и, наконец, индивидуальную, как результат единства органической жизни, представляемого особью, индивидом личностью. Он предполагает, что если общество есть организм, то он должен иметь те же стороны развития. И действительно он приводит три стороны общественной жизни: экономическую, юридическую и политическую.
    1) Общество питается через посредство окружающей среды, распределяя, подобно всем прочим организмам, различные произведения между отдельными индивидами – клеточками; это экономическая сторона: собственность – добытая пища, экономическая свобода – напряжение, стремление к добыванию пищи.
    2) Общество, подобно прочим организмам, слагается в различные формы посредством разграничения в известных пределах, действия отдельных клеточек; это юридическая сторона. Право обозначает разграничение действия, юридическая свобода обусловливается пределами взаимодействия.
    3) Общество приводится к единству посредством подчинения, путём власти одних индивидов, одних общественных органов, над другими, так же, как организмы слагаются в одно целое посредством подчинения действия одних клеточек действию других. Это политическая сторона развития. Политическая свобода определяет условия взаимодействия и напряжения отдельных клеточек в виду органического единства.
    Александр Иванович Стронин (1827-1889 годы) – сын крепостного князей Юсуповых, выпускник историко-филологического факультета Киевского университета. В свое время был сослан в Сибирь. Поступил на службу Министерства путей сообщения, был юрисконсультом и членом Совета министров. Основные труды: «История общественности» (1885 г.), «История и метод» (1869 г.), книга для детей «Природа и рассказы о земле и небе» (1886 г.).
    Стронин придерживается механической теории общества. По его взгляду, строение общества есть чисто пирамидальное: для удобнейшего рассечения пробегаемой среды по закону механики требуется, чтобы тело было обращено в сторону движения наименьшей своей поверхностью, а для сообщения телу наименьшей или наиболее заостренной поверхности геометрия не знает иной фигуры, кроме пирамидальной. С другой стороны, без широкого и неподвижного основания внизу нет, по законам физики, устойчивости предмета. Рассмотрев в подробности вертикальное строение общества, какое необходимо по законам механики, Стронин находит, что горизонтальное строение есть круговое; он даже чертит схему этого всеобщего механизма, к которой, кроме геометрического соображения, ведет и физическое, так как перемещение центра тяжести на периферию грозит нарушением равновесия. Географический механизм совершенно гармонирует с историческим. Стронин строит круговую теорию общества, по которой одна и та же особь может одновременно входить в состав нескольких общественных союзов; эти союзы представляют из себя концентрические круги (семья, община, государство).
    Заключение
    Итак, можно сделать вывод о том, что органическое направление – стержень и идейная сердцевина всего русского органицизма. Общество – это самый сложный природный организм. Ему свойственна не только единая разумно-свободная воля, но комбинация из многих разумов, которая ещё более усложняет процесс понимания общества.
    Наиболее яркими представителями органицизма в российской социологии были П. Ф. Лилиенфельд, А. И. Стронин. Павел Фёдорович Лилиенфельд (1829-1903), рассматривал общество («социальное тело»), его функционирование и развитие по аналогии с биологическим организмом. П.Ф. Лилиенфельд приписывал обществу следующие черты организма – единство, целесообразность, специализацию органов. Он, анализируя функции общественного организма, выделял три основные: физиологическую или экономическую; морфологическую или юридическую; объединяющую или политическую. Сферы общественной жизни он уподобляет различным биологическим системам. Однако в трактовке общественного прогресса П.Ф. Лилиенфельд выходил за рамки классических аналогий между обществом и организмом. С его точки зрения политический прогресс заключается в усилении власти и расширении политической свободы, экономический прогресс – в увеличении собственности и расширении экономической свободы, а юридический прогресс – в упорядочении права и развитии юридической свободы.
    Александр Иванович Стронин (1827-1889 годы) был близок к механицистам. Он считал, что политической производительной силой общества является союз воли и разума, а тело общества – это поле для экспериментов воли и разума. Здоровье общества зависит от правильного соотношения наследственности и приспособления, т.е. консервативного и либерального направления. Смерть общества наступает по тем же причинам, что и у любого организма, т.е. в результате распада и разложения частей. Классовая борьба и революция – это катаклистические явления (катаклизмы) в обществе.
    Наиболее часто органицисты обращались к категориям порядка, структуры и системы. Социальная эволюция не отрицалась, но интерпретировалась как восстановление равновесия между отдельными элементами общества.
    Таким образом, в органицизме как направлении социологии рассматривалось развитие человеческого общества по аналогии с развитием единичного организма.
    Список использованной литературы
    Волков Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 224 c.
    Голосенко И.А., Козловский В.И. История русской социологии XIX - XX вв. Учебное пособие. – М.: Онега, 2016. – 288 с.
    Горделадзе К.Г. Органицистское направление в социологии. – Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 2013. – 111 с.
    Кареев Н.И. Основы русской социологии. – СПб., 2015. – 368 с.
    Немировский В.Г. Социология. – М.: Проспект, 2017. – 544 с.


    написать администратору сайта