|
Доклад А зори здесь тихие
Кировский политехнический техникум.
Доклад
«А зори здесь тихие…»
Выполнила работу: Гущина Диана Группа П-121к1 Проверила: Ольга Михайловна
Сведения об авторе
Борис Львович Васильев - Годы жизни: 21 мая 1924 — 11 марта 2013.
В семнадцать лет Борис Васильев ушел на фронт. Великая Отечественная война на долгие годы определила творчество писателя, его произведения «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Великолепная шестерка» стали классикой фронтовой литературы.
«В школе мне было невыносимо скучно»: детство писателя
Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Его отец, Лев Васильев, в молодости выбрал военную карьеру и незадолго до начала Первой Мировой войны поступил в школу прапорщиков. В мемуарах «Век необычайный» Борис Васильев вспоминал: «В нашей семье никогда не упоминали о прошлом. Его как бы вообще не существовало, а отсчет шел только с Гражданской войны. О том, что было раньше, стали рассказывать мама и, в особенности, тетя Таня уже после смерти отца, в 70-х годах — и то по моим настойчивым просьбам». Мать будущего писателя, Елена Тихонова, принадлежала к знатному дворянскому роду. Ее отец был народником и участвовал в студенческих демонстрациях. Воспитанием Васильева занималась мать. Она дала сыну хорошее домашнее образование: учила писать и читать, знакомила с законами арифметики, физики и химии, занималась языками. В 1934 году будущий писатель пошел в школу в Воронеже, куда по службе перевели его отца. Учеба давалась Борису Васильеву легко, он уже знал программу на несколько классов вперед. Васильев вспоминал: «В школе мне было невыносимо скучно, по крайней мере, до восьмого класса. Я знал почти все, что там преподавали, а потому маялся, делал домашние задания на уроках и в конце концов начал убегать». Когда Борис Васильев закончил девятый класс, началась война.
Семнадцатилетний боец на фронте
На фронт Борис Васильев попал в 17 лет. Вместе с другими добровольцами из комсомола он поехал на прифронтовую полосу в Смоленск вывозить ценные исторические бумаги. Но через несколько дней после их приезда немцы сбросили десант. Об архивах сразу забыли: группу отправили оборонять деревянный мост, ведущий в соседнюю деревню. 3 июля 1941 года Борис Васильев попал в окружение, из которого выходил практически четыре месяца.
«Это [окружение] — голод, голод и еще раз — голод, потому что ты без снабжения, без связи, без поддержки, без медицинской помощи, наконец, и любая рана может оказаться для тебя смертельной. А еще это усталость и чувство обреченности, это — сон урывками, когда спишь-то вполуха и вполглаза. А дороги патрулируются немцами, и наш путь должен проходить через непроходимое. Тогда есть шанс уцелеть. Крохотный, но — есть».
Борис Васильев, «Век необычайный»
В октябре 1941 года Васильев добрался до советских частей. Несовершеннолетнего бойца хотели вернуть домой, в Воронеж. Но будущий писатель попросил отправить его на курсы военного дела. Командование пошло навстречу, и Борис Васильев стал курсантом кавалерийской полковой школы под Липецком.
Обучение длилось два года. В 1943 году Васильева определили в воздушно-десантный полк и отправили на передовую. Через несколько месяцев он попал на мину во время боевого задания под Вязьмой. Будущего писателя доставили в костромской военный госпиталь. Ранение было тяжелым — врачи запретили Васильеву возвращаться на фронт.
Театральные пьесы и киносценарии
В конце апреля 1953 года Борис Васильев получил ответ от Театра Советской армии. Заведующий литературной частью Антон Сегеди просил его приехать в театр.
В 1955 году постановка была готова. Незадолго до премьеры Политуправление Советской Армии без объяснения причин запретило спектакль — он так и не увидел свет. С печати сняли и тираж журнала «Театр», в котором должны были опубликовать пьесу под новым названием — «Офицеры».
«А может быть, это-то и хорошо, что запретили без всякого объяснения? Если бы надавали замечаний, я бы растратил уйму времени, пьесу все равно бы угробили (в этом ведомстве своих мнений не меняют), а я бы привык доделывать да переделывать по указаниям, слухам, мнениям… Я слушаю только редакторов, устраняю их замечания или принимаю к сведению, но никогда ничего не переделываю во имя, так сказать, сиюминутного момента».
Борис Васильев, «Век необычайный»
История создания повести Васильева «А зори здесь тихие…» «А зори здесь тихие...» - повесть, которую Борис Васильев опубликовал еще в 1969 году. Но она до сих пор трогает сердца читателей.
Сам автор признавался в том, что в основу произведения положил реальную историю. Речь шла о героическом поступке семерых солдат, которые не дали прорваться немецкой диверсионной группе на охраняемую территорию. Если бы не они, то врагам бы удалось уничтожить важный стратегический участок железной дороги Кирова. Событие произошло во время Второй мировой войны. К сожалению, из семерых героев остался в живых только их сержант, которому потом и вручили медаль «За боевые заслуги».
История отважных ребят вдохновила Васильева написать повесть. Но написав первые страницы, он понял, что сюжет хоть и героический, но не новый. Поэтому автор размышляет о том, как придать ему новое дыхание. И тогда к писателю приходит потрясающая идея – заменить героев на героинь. Так в повести появляются пять прекрасных молодых девушек.
Сюжет и Герои
Главные герои:
Васков (Старшина, 32 года) - Федот Евграфович был женат, но супруга сбежала с другим, а их сын умер. Старшина необразованный, окончил 4 класса. Он долго пишет письма командованию с просьбой прислать непьющих бойцов. В итоге получает отряд девушек. Они молоды, неопытны, постоянно нарушают устав, несерьёзно относятся к Васкову, подсмеиваются над ним. Старшина отправляется с «бабьим» отрядом на задание, где постепенно погибают все девушки, несмотря на его отцовское отношение и заботу. Он патриот, стоит до последнего, но совесть мучает старшину. Он выживает, потеряв руку. Рита Осянина (Командир взвода, 20 лет) - Сразу после школы вышла замуж и родила сына. Она серьёзнее и «взрослее» других девушек. Её муж погиб на второй день войны, он был пограничником. Сначала работала санитаркой, потом окончила зенитную школу. Ненавидит немцев и чётко понимает, что такое война. Девушка словно окаменела от своей беды, от разлуки с сыном, от войны и смерти. Серьёзная, спокойная, настойчивая, редко улыбается. Лиза Бричкина (Тихая, застенчивая, 19 лет) - Лиза рано стала хозяйкой, ухаживала за лежачей мамой, помогала отцу-леснику. Она жила в ожидании жизни, ждала, что завтра начнётся настоящая жизнь… Толковая, умная, понятливая девушка. Хорошо разбирается в лесах, приметах, природе, птицах. Ей нравится старшина, он чем-то близок Лизе. Он очень доверяет ей, считает самой ответственной. Лиза погибает в болоте, по дороге к заставе за подкреплением. Это происходит тихо и спокойно, как и всё в жизни девушки.
Соня Гурвич (Городская девушка, 20 лет) - Всего год Соня учится в университете в Москве, посещает театры, любит стихи. Она отличница во всём, очень старательная, исполнительная и незаметная среди других девушек. Она не отличается красотой, девушка еврейской национальности. Худенькая, похожая на воробушка. Погибает во время слежки за немцами из-за собственной исполнительности. До конца не понимает, что значит война, не чувствует угрозы, опасности.
Галя Четвертак (Самая младшая из зенитчиц) - Девушка выросла в детдоме. Она на четверть ниже среднего роста. Училась на библиотекаря, когда началась война. Девушка ждёт от войны романтики, красоты, подвигов. Она не готова ни морально, ни физически к опасности и смерти. Много врёт, выдавая свои мечты и желания за действительность, девчонки относятся к ней снисходительно. Девушка боится настоящей войны, не отличается смелостью и внутренним стержнем. В первом же бою глупо умирает, выбежав в панике к немцам.
Женя Комелькова (Дочь офицера, отважная и весёлая девушка) - Её присылают на разъезд вместо убитой разносчицы. Её отец был офицером. Всю семью расстреляли на её глазах (её укрыла в доме напротив соседка), девушка осталась в живых. Она очень красива: рыжие волосы, зелёные глаза, высокий рост, стройная фигура. Горе не сломало её. Она улыбчива, озорна. Смелая и ловкая девушка до войны ездила на мотоцикле, разбивала сердца парней, ничего не боялась. Она умеет танцевать, театрально читать стихи, рассказывать истории, петь. Она опытный боец, не ищет в войне романтику. Героически защищая Риту и Васкова, она погибает. Умирая, раненая Женя, не верит в происходящее… Её всего 19, смерть не приходит так рано… Немцы добивают её и смотрят на красивое мёртвое лицо.
Сюжет Глава 1 В мае 1942 года на 171 железнодорожном разъезде, оказавшемся внутри идущих вокруг военных действий, уцелело несколько дворов. Немцы прекратили бомбежки. На случай налета командованием были оставлены две зенитные установки. Жизнь на разъезде была тихой и спокойной, зенитчики не выдерживали искушения женским вниманием и самогоном, и по рапорту коменданта разъезда старшины Васкова один «опухший от веселья» и пьянства полувзвод сменял следующий…Васков просил прислать непьющих. Прибыли «непьющие» зенитчики. Бойцы оказались совсем молоденькими, и были они… девушками.
На разъезде стало спокойно. Девушки над старшиной подтрунивали, Васков чувствовал себя неловко в присутствии «ученых» бойцов: образования у него было всего 4 класса. Главное же беспокойство вызывал внутренний «беспорядок» девушек – они все делали не «по уставу».
Глава 2 Потеряв мужа, Рита Осянина, командир отделения зенитчиц, стала суровой и замкнутой. Однажды убили подносчицу, и вместо нее прислали красавицу Женю Комелькову, на глазах которой немцы расстреляли близких. Несмотря на пережитую трагедию, Женька открытая и озорная. Рита и Женя подружились, и Рита «оттаяла».
Их подругой становится «заморыш» Галя Четвертак.
Глава 3 Возвращаясь из самовольной отлучки через лес, Осянина обнаруживает двух незнакомцев в маскировочных халатах с оружием и пакетами в руках. Она спешит рассказать об этом коменданту разъезда. Внимательно выслушав Риту, старшина понимает, что она столкнулась с немецкими диверсантами, двигающимися в сторону железной дороги, и решает идти на перехват противника. В распоряжение Васкова выделены 5 девушек-зенитчиц. Беспокоясь за них, старшина старается подготовить свою «гвардию» к встрече с немцами и подбодрить, шутит, «чтоб засмеялись, чтоб бодрость появилась». Глава 4 Федот Евграфыч благополучно проводит своих бойцов через болота, минуя топи, к озеру (только Галя Четвертак теряет в болоте сапог). Здесь тихо, «как во сне». «И до войны края эти не очень-то людными были, а теперь и вовсе одичали, словно и лесорубы, и охотники, и рыбаки ушли на фронт». Глава 5 Рассчитывая быстро справиться с двумя диверсантами, Васков все-таки «для подстраховки» выбирает путь отступления. В ожидании немцев девушки пообедали, старшина дал боевой приказ задержать немцев при их появлении, и все заняли позиции.
Галя Четвертак, промокшая в болоте, заболела.
Немцы появились только наутро: «из глубины все выходили и выходили серо-зеленые фигуры с автоматами наизготовку», и оказалось их не двое, а шестнадцать.
Глава 6
Понимая, что «пятеркой смешливых девчат да пятью обоймами на винтовку» с фашистами не справиться, Васков посылает «лесного человека» Лизу Бричкину на разъезд, сообщить, что нужно подкрепление.
Стараясь спугнуть немцев и заставить их идти в обход, Васков с девушками делают вид, что в лесу работают лесорубы. Они громко перекликаются, палят костры, старшина рубит деревья, а отчаянная Женька даже купается в реке на виду у диверсантов.
Глава 7 Лиза «летела через лес как на крыльях», думая о Васкове, и пропустила приметную сосну, возле которой нужно было повернуть. С трудом двигаясь в болотной жиже, оступилась – и потеряла тропу. Чувствуя, как трясина поглощает ее, в последний раз увидела солнечный свет. Глава 8 Васков, понимающий, что враг хоть и скрылся, но может напасть на отряд в любую минуту, идет с Ритой в разведку. Выяснив, что немцы остановились на привал, старшина принимает решение поменять расположение группы и отправляет Осянину за девушками. Васков расстраивается, обнаружив, что забыл кисет. Увидев это, Соня Гурвич бежит забрать кисет. Глава 9 Васков с яростью преследовал диверсантов, чтобы отомстить за смерть Сони. Незаметно подобравшись к идущим без опаски «фрицам», старшина убивает первого, на второго сил не хватает. Женя спасает Васкова от гибели, убивая немца прикладом. Федот Евграфыч «печалью был полон, по самое горло полон» из-за гибели Сони. Но, понимая состояние Женьки, которая мучительно переносит совершенное ею убийство, объясняет, что враги сами нарушили человеческие законы и потому ей надо понять: «не люди это, не человеки, не звери даже – фашисты».
Глава 10 Отряд похоронил Соню и двинулся дальше. Выглянув из-за очередного валуна, Васков увидел немцев – те шли прямо на них. Начав встречный бой, девушки с командиром заставили диверсантов отступить, только Галя Четвертак от страха отбросила винтовку и упала на землю. Глава 11
Галя Четвертак шла вслед за Васковым. Она, всегда жившая в своем выдуманном мире, при виде убитой Сони была сломлена ужасом реальной войны.
Разведчики увидели трупы: раненых добили свои же. Диверсантов оставалось 12.
Спрятавшись с Галей в засаде, Васков готов расстреливать идущих немцев. Вдруг наперерез врагам кинулась ничего не соображающая Галя Четвертак и была сражена автоматной очередью.
Глава 12
С тяжелыми мыслями о том, что «проиграл он вчера всю свою войну», но с надеждой, что живы Рита и Женька, Васков отправляется на поиски диверсантов. Набредает на заброшенную избу, оказавшуюся убежищем немцев. Наблюдает, как прячут они взрывчатку и уходят на разведку. Одного из оставшихся в ските врагов Васков убивает и забирает оружие.
Глава 13
Немцы вышли на берег, и бой начался. «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать». Казалось Федоту Васкову, что он последний сын своей Родины и последний ее защитник. Отряд не давал немцам перейти на другой берег.
Риту тяжело ранило в живот осколком гранаты.
Глава 14
Понимая, что умирает, Рита рассказывает Васкову о сыне Альберте и просит о нем позаботиться. Старшина делится с Осяниной своим впервые появившимся сомнением: стоило ли беречь канал и дорогу ценой гибели девочек, впереди у которых была вся жизнь? Но Рита считает, что «Родина не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал».
Васков направился навстречу врагам. Услышав слабый звук выстрела, вернулся. Рита застрелилась, не желая мучиться и быть обузой.
Какой итог?
Васков — единственный из всего отряда выживает, потеряв руку.
Рита — после ранения в живот осколком гранаты застрелилась, чтобы не мучиться и не быть обузой.
Лиза Бричкина — погибает в болоте по дороге к заставе за подкреплением.
Соня Гурвич — погибает во время слежки за немцами из-за собственной исполнительности.
Галя Четвертак — погибает в первом же бою, выбежав в панике к немцам.
Женя Комелькова — погибает, героически защищая Риту и Васкова.
Проблематика
Проблемы в повести Б. Васильева "А зори здесь тихие":
военная проблема. Война - это настоящий хищный зверь, который без разбору забирает жизни людей. проблема народной памяти. Важно помнить, чем жил твой народ, отчего страдал, о чем переживал. Один из мужчин произведения устанавливает плиту в честь погибших женщин, тем самым увековечивая память. проблема отваги. Галя Четвертак не обладала храбростью, не могла найти в себе мужества. Автор не осуждает героиню, наоборот, он показывает, что пройти все тяготы дано не всем.
Девушки показывают себя как наилучшие представители мужественного советского народа. Они храбры и готовы идти к своей цели до конца. Даже возможность смерти не может остановить по-настоящему смелых девушек.
Это и есть первая проблематика произведения. Мы видим, что даже девушки способны на по-настоящему мужественные поступки. Перед читателем возникают образы самых обычных девушек, которых мы видим постоянно. Они кажутся нам хрупкими и чувствительными, однако про наших героинь так сказать нельзя. Они с первых страниц предстают нам как действительно сильные духом персонажи.
Вторая же проблематика показывает нам истинную сущность этого мира — спокойствие. Природа всегда существует в идеальном равновесии. В ней нет войн или разрушений — только мир и спокойствие. Именно поэтому произведение носит подобный заголовок. Зори тихие — это привычное для природы состояние, которое война полностью уничтожает.
|
|
|