ОПА. Домашнее задание Мораль Обществознание. Домашнее задание Мораль Параграф 12, вопросы (устно) Письменные задания
Скачать 21.06 Kb.
|
Домашнее задание «Мораль» 1. Параграф 12, вопросы (устно) Письменные задания «На 3» 1. Поработайте с текстом Автор текста — Карл Густав Юнг (1875—1961), швейцарский психоаналитик, философ, основатель «аналитической психологии» (цюрихской ветви психоаналитической школы). Справка об авторе В отличие от 3. Фрейда — своего бывшего коллеги по психоанализу, К. Юнг признает важную роль вдуховной жизни каждого человека не только личного бессознательного, но иколлективного бессознательного. Истоки индивидуальной духовности, поЮнгу, находятся в коллективном бессознательном, которое выступаетотражением опыта прежних поколений, запечатлевшимся в структурахголовного мозга. Содержание коллективного бессознательного составляютобщечеловеческие первообразы-архетипы (образ матери-земли, героя-богатыря, мудрого старца и т. д.). Главная мысль ученого сводится кследующему: «Все, что люди единодушно расценивают как всеобщее, — коллективно (выделено ред.), так же как и то, что всеми понимается, всемприсуще, всеми говорится и делается». Развитие личности — это такое счастье, за которое можно дорого заплатить ... Ведь личность никогда не может развернуться, если человек не выберет — сознательно и с осознанным моральным решением — собственный путь. Не только каузальный (от лат. causalis — причина, т. е. причинный. — Прим. ред.) мотив, необходимость, но также сознательное моральное решение должно дать свою силу процессу личностного развития. Если первое, т. е. необходимость, отсутствует, то так называемое развитие будет простой акробатикой воли; если отсутствует последнее, а именно сознательное решение, то развитие увязнет в тупом бессознательном автоматизме. Однако решиться на собственный путь можно только в том случае, если он представляется наилучшим выходом. Если бы лучшим считался какой-нибудь другой путь, то вместо пути, подобающего личности, проживался бы и вместе с тем развивался этот другой путь. Эти другие пути суть конвенции (от лат. conventio — договор, соглашение. — Прим. ред.) моральной, социальной, политической, философской и религиозной природы. Тот факт, что неизменно процветают конвенции какого-нибудь вида, доказывает, что подавляющее большинство людей выбирает не собственный путь, а конвенции, и вследствие этого каждый из них развивает не самого себя, а какой-нибудь метод, а значит, нечто коллективное за счет собственной целостности. Как душевная и социальная жизнь людей на первобытной ступени — это исключительно групповая жизнь при высокой степени бессознательности индивида, так и последующий процесс исторического развития, по существу, есть коллективное творчество и таковым, вероятно, останется. Поэтому я думаю, что конвенция есть коллективная необходимость. Она — паллиатив (полумера. — Прим. ред.), а не идеал ни в нравственном, ни в религиозном отношении, потому что подчинение ей всегда означает отречение от целостности и бегство от собственных окончательных выводов. <...> Величие исторической личности всегда состояло не в ее безоговорочном подчинении конвенции, но, напротив, в спасительной для нее свободе от конвенции. Они, как вершины гор, возвышались над массой, которая цеплялась за коллективные страхи, убеждения, законы и методы, и выбирали собственную стезю. Юнг К. Г. Становление личности / К. Г. Юнг // Хрестоматия. Психология личности в трудах зарубежных психологов. — СПб.: Питер, 2000. — С. 73— 74. Вопросы и задания. 1) Законспектируйте основные положения фрагмента, найдите и выпишите главную мысль автора и выделите ключевые понятия. 2) Какой смысл автор вкладывает в понятие «собственный путь»? Какой смысл в это понятие вкладываете вы? 3) Почему выбор собственного пути обязательно сопряжен с сознанием (разумом) и осознанным моральным решением? В чем, по-вашему, состоит принципиальная разница между: а) обычным выбором (которым пронизаны все наши поступки) и моральным выбором? б) моральным выбором и моральным выбором собственного пути? 4) Что подразумевает автор под конвенциями моральной, социальной, политической, философской и религиозной природы? 5) Как вы понимаете излагаемое философом соотношение между уровнем индивидуального сознания и степенью коллективного бессознательного? 6) Что имел в виду автор, говоря о «тупом бессознательном автоматизме»? 7) Согласны ли вы с утверждением мыслителя, что выбор собственного пути в равной степени зависит и от обстоятельств, и от сознательного морального решения? 8) Разделяете ли вы точку зрения, согласно которой в подавляющем большинстве люди выполняют все то, что предписано им обществом, и тем самым ограничивают свою собственную индивидуальность? Свою позицию аргументируйте. (Дате развернутый ответ) 9) Является ли осознанный моральный выбор собственного пути непременным условием развертывания личности, как это утверждает Карл Юнг? 10) Подумайте и назовите несколько исторических или литературных имен (персоналий), которые, с вашей точки зрения, обрели «собственную стезю» и стали образцом для подражания. В чем проявилась их необычность? 2. Сопоставьте следующие утверждения: 1. Человек свободен в своих действиях и выборе своего пути. 2. Человеческая деятельность подчинена объективным социальным законам. Нет ли здесь противоречия? Ответ аргументируйте. (Дайте развернутый ответ) «На 4» 3. Наблюдатели отмечают явную рассогласованность моральной и правовой сфер российского общества. Мораль оказывается бессильной в своем противостоянии культу денег — золотому тельцу, околдовавшему большую часть общества. Политики хотя и используют активно моральную риторику и аргументацию, тем не менее в своей основной массе живут отнюдь не по моральным законам и очень далеки от насущных нужд тех, кто их избрал. Значительная часть чиновничества представляет собой замкнутую касту, рассматривающую государственную службу как разновидность бизнеса. Попытки правительства усилить роль правовой сферы за счет укрепления силовых ведомств ощутимых результатов пока не принесли. Законодательство в малой степени заботится о торжестве общественной морали. Страну захлестнула волна насилия, цинизма, порнографии, откровенной лжи, чему в немалой степени способствуют СМИ. Законы и язык зоны все активнее вторгаются в образ мыслей и жизни россиян. Складывается впечатление, что все слои российского общества живут по своим моральным правилам: политики по своим (отмечались даже их попытки создать свой моральный кодекс), национальная элита — по своим, бюджетники — по своим, предприниматели — по своим и т. д. Так ли это? Не слишком ли сгущены краски? Выскажите свое отношение к этим вопросам. (Дайте развернутый ответ) 4. 1) Как отмечается в научной литературе, общество, заботясь о сохранении своей устойчивости и стабильности, применяет по отношению к личности такие испытанные средства, как закон, общественное мнение и совесть. Какое из них представляется вам наиболее действенным? Почему? Ответ аргументируйте. 2) Чем опасны разрывы отношений: политики и морали; права и морали; науки и морали? Ответы подкрепите примерами. 3) Оказывают ли влияние на общественную мораль процессы глобализации? Если да, то в чем это проявляется? Дайте развернутый ответ. 4) В чем, по-вашему, состоит предназначение золотого правила нравственности («поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой»): а) чтобы сделать нравственным того, кто таковым не является; б) чтобы помочь найти нравственно точное решение тому, кто хочет его найти? Ответ обоснуйте. 5. Приведите примеры высказываний взрослых и ваших сверстников о роли моральных ценностей и морального выбора в повседневной жизни. Насколько они совпадают с вашими нравственными представлениями и принципами? Как вы их оцениваете с точки зрения знаний, полученных вами при изучении этой темы? (Дайте развернутый ответ на вопрос) «На 5» 6. Напишите обществоведческое эссе по одной из предложенных тем 1. «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы» (Джордж Бернард Шоу (1856—1950), английский драматург). 2. «Нравственность не упала. Нравственность изменила позицию» (Казимеж Сломиньский, современный польский поэт и филолог). |