Главная страница
Навигация по странице:

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Для сдачи окончательный. Допущена к защите


    Скачать 139.24 Kb.
    НазваниеДопущена к защите
    Дата05.10.2022
    Размер139.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДля сдачи окончательный.docx
    ТипРеферат
    #716770
    страница3 из 3
    1   2   3

    2.2 Мариологические традиции в сказаниях, преданиях и повестях

    Мариологические традиции нашли свое отражение в произведениях, посвященных Куликовской битве. В сентябре 1380 года на Куликовом поле, близ Дона, произошла знаменитая Куликовская битва, имевшая для Руси ни с чем не сравнимое значение. Поход против Мамая имел общерусский характер и завершился полной победой объединенной русской дружины, которой руководил князь Дмитрий Иванович Московский (после битвы получивший имя Донской). Куликовской битве посвящено несколько произведений древнерусской литературы, среди которых важное место занимают«Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».

    «Задонщина» была создана вскоре после Куликовской битвы. Повесть очень схожа со «Словом о полку Игореве» (этому факту посвящено много исследований: В.П. Адриановой-Перетц, ВФ. Ржиги, С.К. Шамбинаго, Р.П. Дмитриевой, Г.Н. Моисеевой, А.А. Зимина и мн. др). Автор «Задонщины» противопоставлял и сравнивал события Куликовской битвы с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве», использовал композиционные приемы, речевые обороты, устойчивые словесные формулы, фразы из этого произведения. В «Задонщине» есть упоминания о Богородице, выделим несколько фрагментов:

    1. Русская рать билась с татарами: «А билися из утра до полудни в суботу на Рожество святей Богородицы» [23].

    2. Об исходе битвы:«Того же дни в суботу на Рожество святыя Богородицы исекша христиани поганые полки на поле Куликове на речьке Непрядве»[23]. В переводе на современный русский язык: «В тот же день, в субботу, на Рождество святой Богородицы, разгромили христиане полки поганых на поле Куликовом, на речке Непрядве»[24].

    «Сказание о Мамаевом побоище» - самый обширный из всех памятников Куликовского цикла. Дата его написания остается неизвестной, но у исследователей (Араловец Н.А., Пронина П.В., Дмитриев Л.А., Бегунов Ю.К.) есть мнение, что некоторые особенности изображения исторических событий указывают на первую половину XVвека. Произведение описывает события 1380 года, сообщая такие подробности, которых нет в других памятниках о Куликовской битве: обстоятельный рассказ о действиях засадного полка, паломничество князя Дмитрия Ивановича в Троицкий монастырь, выезд князя в ночь перед сражением на поле боя и др.). Следует заметить, что в «Сказании…» нашел отражение текст повести «Задонщина». Некоторые из эпизодов, использованных в сказании, взяты из преданий и легенд - это поединок Пересвета с татарским богатырем, обмен одеждой Дмитрия Ивановича с Михаилом Бренком. В сюжетном действии описаны чудесные видения (помощь святых князей Бориса и Глеба, князя Александра Невского и их небесного воинства русской дружине), есть в тексте важные свидетельства укрепления Богородичного культа.

    1. Князь собирает войско, назначая встречу на праздник Успения святой Богородицы: «А сам князь великий по всей Русской земле быстрых гонцов разослал со своими грамотами по всем городам: «Будьте же все готовы идти на мою службу, на битву с безбожными агарянами, татарами; соединимся все в Коломне на Успение святой Богородицы»[62].

    2. Дмитрий Донской обращается с молитвой к Господу и госпоже Богородице: «Когда же наступил четверг 27 августа, день памяти святого отца Пимена Отшельника, в тот день решил князь великий выйти навстречу безбожным татарам. И, взяв с собою брата своего, князя Владимира Андреевича, стал в церкви святой Богородицы пред образом Господним, сложив руки на груди, потоки слез проливая, молясь, и сказал: «Господи Боже наш, Владыко великий, твердый, воистину ты — царь славы, помилуй нас, грешных, когда унываем, к тебе единому прибегаем, нашему спасителю и благодетелю, ибо твоею рукою созданы мы. Но знаю я, Господи, что прегрешения мои уже покрывают голову мою, и теперь не оставь нас, грешных, не отступи от нас. Суди, Господи, притесняющих меня и оборони от борющихся со мною; возьми, Господи, оружие и щит и стань на помощь мне. Дай же мне, Господи, победу над моими врагами, пусть и они познают славу твою». И затем приступил к чудотворному образу госпожи Богородицы, который Лука-евангелист написал, и сказал: «О чудотворная госпожа Богородица, всего создания человеческого заступница, — ибо благодаря тебе познали мы истинного Бога нашего, воплотившегося и порожденного тобою. Не отдай же, Госпожа, городов наших в разорение поганым половцам, да не осквернят святых твоих церквей и веры христианской. Умоли, госпожа Богородица, сына своего Христа, Бога нашего, чтобы смирил он сердца врагам нашим, да не будет рука их над нами. И ты, госпожа наша пресвятая Богородица, пошли нам свою помощь и нетленною своею ризою покрой нас, чтобы не страшились мы ран, на тебя ведь надеемся, ибо твои мы рабы. Знаю же я, Госпожа, если захочешь — поможешь нам против злобных врагов, этих поганых половцев, которые не призывают твоего имени; мы же, Госпожа пречистая Богородица, на тебя надеемся и на твою помощь. Ныне выступаем против безбожных язычников, поганых татар, умоли же ты сына своего, Бога нашего» [62].

    3. Дата Куликовской битвы тоже связана с именем Богородицы: «Когда же настал, месяца сентября в восьмой день, великий праздник Рождества святой Богородицы, на рассвете в пятницу, когда всходило солнце и туманное утро было, начали христианские стяги развеваться и трубы боевые во множестве звучать. И вот уже русские кони взбодрились от звука трубного, и каждый воин идет под своим знаменем. И радостно было видеть полки, выстроенные по совету твердого воеводы Дмитрия Боброка Волынца» [62].

    4. Мотив святого дара: «В это же время пришел к нему посланный с грамотами от преподобного старца игумена Сергия, а в грамотах написано: «Великому князю, и всем русским князьям, и всему православному войску — мир и благословение!» Князь же великий, прослушав писание преподобного старца и расцеловав посланца с любовью, тем письмом укрепился, точно какими-нибудь твердыми бронями. А еще дал посланный старец от игумена Сергия хлебец пречистой Богородицы, князь же великий принял хлебец святой и простер руки свои, вскричав громогласно: «О великое имя всесвятой Троицы, о пресвятая госпожа Богородица, помоги нам молитвами той обители и преподобного игумена Сергия; Христе Боже, помилуй и спаси души наши!» [62].

    Из наиболее известных повестей Древней Руси выделяется повесть о Темир-Аксаке. Предположительно, она была написана в XV веке. В самом начале произведения повествуется о том, как Темир Аксак пришел на русскую землю и поднял бунт. Дается также небольшой рассказ о его молодости. Он был голоден и украл у людей овцу. Узнав об этом, люди избили его и бросили умирать. Когда его рана зажила, он оковал свою ногу железом и с тех пор стал хромать: «Единаче бо ему тогда младу сущу, во убожьствѣ крадый ядяше, иже у нѣкого да украде овцю, они же абие очистиша его. Он же мняшеся убѣжати, но скоро многими постриженъ бысть и ятъ бысть, и удержанъ крѣпко, и биша его нещадно по всему тѣлу, и умыслиша ему дати язву смертную, яко да убиють и; и перебиша ногу и бедру его на полы, и абие повергоша его яко мертва, недвижющася и не дышюше; мняху убо, уже умре, и оставиша его псомъ на снѣдение. Едва уздравися от таковая смертоносныя язвы, вѣста, перекова себѣ желѣзомъ ногу свою перебитую, таковою нужею храмаше»[48, с. 230-231]. По этой причине его прозвали Темир Аксак. Темир означало железо, а Аксак - хромой. После выздоровления к Темир Аксаку прибились разбойники, которые были такими же злыми и страшными, как сам он.

    В тексте дается название большого количества земель и государств, которые покорил Темир Аксак: «Чагатай, Хоросан, Голустан, Китай, Синяя Орда, Шираз, Исфаган, Орначь, Гилянь-Сиз, Шебран, Шемаху, Сивас, Арзрум, Тифлис, Тавриз, Гурзустан, Грузия, Багдад, Темир-Кабы, Ассирию, Вавилонское царство» [48, с. 233].

    После похода Темир Аксака на Тохтамыша он направляет свое войско к Рязанской земле, берет Елец. Князь Василий Дмитриевич, вспомнив, что Богородица спасла город от нашествия царя Хозроя, распорядился послать за иконой людей. Киевский митрополит Киприан посылает служителей церкви за Спасительницей. Владимирскую икону Божьей Матери несли из города Владимира в Москву. Люди встречали ее со слезами, с честью, с верою и с любовью: «И бысть тогда, мѣсяца августа въ 15 день, въ самый праздникъ честнаго Успения пречистыя владычица нашея богородица, приснодѣвица Марья, изыдоша на провожение чюдныя тоя иконы, юже проводиша честно, с вѣрою и любовию, съ страхомъ и желаниемъ, съ плачемъ, далече шествующа, от великия вѣры многия слезы изливаше» [48, с. 236]. Когда икону донесли до Москвы, то люди стали выходить навстречу, среди них были митрополит Киприан, епископы, архимандриты, игумены и дьяконы, монахи и монахини, женщины, юноши, дети, старики. Когда икона уже была перенесена в Москву, то «в той день Темир-Аксак царя убояся и устрашися, и ужасеся, и смятеся, и нападе на нь страх и трепет, и вниде страх во сердце его, и ужас в душу его, вниде трепет в кости его» [10, с. 183].

    Главной идеей повести о Темир Аксаке является мысль о великой силе Небесной Покровительницы и Защитницы. Митрополит Киприан и князь Василий Дмитриевич поступили мудро, обратившись к могущественной помощи Владимирской иконы Божьей Матери.

    Еще одним памятником древнерусской литературы периода XV-XVII веков, представляющим интерес, является «Повесть о стоянии на Угре». Время написания произведения - 1518 год. Автор остается неизвестным. По мнению исследователей, данный памятник был связан с другим произведением – посланием архиепископа Вассиана на Угру.

    Произведение начинается с того, что князь узнает о том, что царь Ахмет выступает в военный поход на Русскую землю, но доходит только до устья реки Угры. Битва длится несколько дней между татарами и русскими. В это время вся Москва находилась в страхе, людей некому было защитить. Единственное, что оставалось делать – это молиться Богу и Богородице: «Во граде же Москвѣ всѣм во страсѣ пребывающим и долгъ общедательный во ум приимающе, ни от кого же помощи ожидающе, токмо ко вседержителю Спасу и богу господу нашему Исусу Христу и пречистей его матери преславные богородицы со слезами и воздыханми молящееся непрестанно»[49, с. 516]. Конечно же люди не остались без помощи Божьей Матери: «Тогда же бысть преславное чюдо пречистыя богородица: егда отступиша от брегу наши, татарове страхом обдержими побѣгоша, мнящее, яко берег даяху им русь и хотят с ними битися» [49, с. 516].

    В произведениях древнерусской литературы, помимо богородичных мотивов, встречаются словесные богородичные формулы. Чаще всего Богородица величается при помощи таких словесных формул, как«святая богородица», «пресвятая Богородица», «приснодева Мария», «пресвятая госпожа», «госпожа Богородица», «молитвами святыя Богородица», «милость Божия и Пречистыи Богородици» (то есть «милостью Божиею и пречистыа его Матери») [6, с. 75].Большинство таких формул встречаются в воинских повестях, а также в житиях святых. Например, в «Житии Феодосия Печерского» изображен такой фрагмент, в котором святой молится перед своей смертью: «Вься святыя призывая на помощь и наипаче же – святую владычицю нашю Богородицю, и тою Господа Бога Спаса нашего Исус Христа моля о стаде своем, и о месте том» [6, с. 77]. В «Житии Авраамия Смоленского» такой фрагмент можно обнаружить, где Авраамий становится игуменом «Блаженый же радоваашеся и хваляше Бога, таку даровавшаго благодать рабу своему молитвами святыя Богородица» [6, с. 77].

    В «повести о стоянии на Угре» можно выделить такие словесные богородичные формулы, как «Пречистой богородицы», «господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой его матери», «Преславной Богородице», «чудо пречистой», «молитвами Богородица».

    «Повесть о Меркурии Смоленском» была написана в XVI веке московскими книжниками. Это произведение является одним из наиболее значимых древнерусских памятников Смоленского княжества. Многие ученые-медиевисты глубоко исследовали данный памятник. Например, Ф. И. Буслаев считал, что у повести существуют три редакции, он выделял: «1) «народную» (по единственному списку XVII века); 2) «лирическую» (являющаяся переходным звеном между народной легендой и ее литературной обработкой); 3) «литературную» редакция, которую «сделал какой-нибудь монах в целях поучения»» [2, с. 58]. Этот памятник считается одним из самых первых произведений, которые прошли путь развития жанра повести в XV—XVI вв. Его относят «к повестям, стоящим на грани агиографического и исторического жанра, связанным с народной сказкой и преданием, также отразившим политические идеи времени» [15, с. 142].

    В начале произведения говорится о благочестивом юноше Меркурии, который соблюдал пост, молился, был смиренным и примерным человеком. И вот на Русь пришел Батый для того, чтобы убить христиан. Царь поджег много церквей, убил христиан. Его целью было – захватить город Смоленск. Люди впали в отчаяние и уныние, они постоянно находились в «соборном храме святой Богородицы», где неустанно молились и взывали с помощью к Богу и Богоматери [47, с. 205].

    После молитв людей одному пономарю в Печерском монастыре явилась Богородица. Она сказала ему: «О человѣче божий! Скоро изыди ко оному кресту, идѣ же молится угодник мой Меркурей, и рцы ему: «Зовет тя божия мати!»[47, с. 204].Пономарь передал Меркурию послание Божьей Матери и Меркурий отправился в ту церковь. Когда он вошел в церковь он увидел «пречистую богородицу, на злате престоле сѣдяща, Христа в нѣдрехъ имуща, обстоима аггельскими вои» [47, с. 204]. Он упал к ее ногам и с благоговением поклонился ей, но Богородица подняла его и велела ему отомстить за кровь христиан, чтобы он победил Батыя и его войско. Она предупредила его, что к нему подойдет красивый человек и отрубит ему голову, но он должен будет взять свою голову в руки, отправиться в город и там достойно принять смерть. Меркурий сдерживает все свои обещания. Тело святого хочет похоронить архиепископ, но обряд упокоения совершить не получается. Архиепископ три дня молится без сна и просит Богородицу открыть ему тайну. В один из дней он видит, как из церкви выходит Богоматерь с архангелами Михаилом и Гавриилом. Богородица берет тело святого и хоронит в церкви в гробнице. На следующее утром прихожане и сам архиепископ видят святого, который лежит на своем месте и как будто бы спит. Люди, увидев это, воздали хвалу Богу и его Пречистой Матери.

    Еще одним произведением древнерусской литературы, которое необходимо рассмотреть, является «Повесть о нашествии Едигея». Дата создания произведения и автор неизвестны. Существуют рассказы о нашествии Едигея, которые являются вариантами повести. Исследователь Л. В. Черепнин считал, что самый ранний рассказ содержится в «Ермолинской, Львовской и Софийской II летописи» [34, с. 90].

    В повести описываются события нашествия хана Едигея по указу царя Булата на Русь. С Едигеем на Русь отправляются татарские князья: «Бучак-царевич, Тегриберди-царевич, Алтамырь-царевич, князь Махмет, Юсуп Сюлименев-сын, князь Тегиня Шихов-сын, князь Сарай Урусахов-сын, князь Ибрагим Темирязев-сын» и другие [48, с. 245]. Узнав обо всем этом, князь Василий Дмитриевич очень огорчился, ведь ранее был заключен договор о примирении сторон, но он оказался ложным. Едигей обманывает князя Василия Дмитриевича, сказав ему, чтобы тот встретил с честью царя, который, по его словам, мстил тем врагам, кто причинил вред его земле: «Вѣдый буде, Василие, – се идет царь на Витовта да мстить, колико есть сътворилъ земли твоей. Ты же въздажь честь цареви,аще не сам, да сынъ твой посли к цареви, или брата, аще ли то единаго отъ велможь посли,ничто же бояся» [48, с. 250].

    Князь Василий, поверив Едигею, направил к нему вельможу Юрия и не стал даже собирать войско против него, а Едигей захватил его и продолжил наступление на Русскую землю. Василий еще не успел собрать войско, как Едигей был уже в городе, стал жечь церкви, убивать христиан, брать их в плен. Захватчики сожгли Переяславль, Ростов, Нижний Новгород, Городец. Едигей захотел зимовать в Москве. Русичи пришли в уныние и не знали, как спастись. Они стали молиться Богу и Богородице «Не предажь звѣрем душа рабъ твоих, владыко! Аще и съгрѣшихом ти, но за имя твое святое еще пощади нас, господи! О заступнице наша неотступимая, еще не предай же нас в руцѣ врагом нашим!» [48, с. 252, 254].После молитв людей православных Едигей забеспокоился, вдруг тронулся с места и покинул город. Такую великую силу имеет Богородичная молитва.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Данная бакалаврская работа написана на основе памятников древнерусской литературы, авторы которых (известные и неизвестные современным исследователям и читателям) обращаются к одному из самых почитаемых художественных образов – к образу Богородицы, особенностям его изображения в произведениях русской литературы X- XVII вв. Особое внимание было акцентировано на происхождении, формировании культа Богоматери, а также на происхождении богородичных мотивов в литературных памятниках разных жанров (летописях, житиях, сказаниях, воинских повестях). В работе проанализированы богородичные мотивы, представленные в древнерусских произведениях X - XVII вв.: явления Богородицы, знамения, чудесного события, связанного с Божьей матерью или ее иконой, мотивы помощи и исцеления, божественной защиты и спасения.

    Культ Богородицы начал свое формирование еще в пору раннего Средневековья – сначала в Византии, а потом на Руси. На Руси культ Богородицы начал распространяться с момента появления первого праздника в ее честь – Покрова Пресвятой Богородицы. С принятием христианства Русь признает и перенимает византийские традиции, одна из которых – почитание Богородицы. Следовательно, византийский культ Божьей Матери значительно повлиял на процесс укрепления его в древнерусской литературе.

    Объем произведений периода X-XVII веков очень велик, поэтому мною были выбраны основные, самые значительные произведения Древней Руси. Культ Богородицы изучен современной медиевистикой мало, поэтому тема имеет научную перспективу - глубокий анализ образа Богородицы и связанных с ней мотивов. Обратившись к теоретическому понятию «мотив» и изучив историю понятия в литературоведении, мы пришли к выводу, что, богородичные мотивы воспринимаются как действо: «Мотив, - отмечает И.В. Силантьев, - собственно действие, своего рода предикат, организующий потенциальных действующих лиц и потенциальные пространственно-временные характеристики возможных событий». Широкое распространение получили богородичные мотивы в сказаниях об иконах Богородицы, в летописях и житиях. Богоматерь выступает в древнерусской литературе в образе сочувствующей, милосердной женщины-матери, в образе защитницы Руси от врагов. В летописных памятниках Богоматерь – заступница, милостивая помощница (такова она в «Повести временных лет»). От ее икон происходят исцеления в сказаниях об иконах, в житиях она наставляет святых на благие дела и спасает города Руси от захватчиков. В сказаниях об иконах Богоматери Пресвятая спасает Русь от нашествий и набегов врагов («Сказание о Казанской иконе Божьей матери», «Сказание о Владимирской иконе Божьей матери»). Вера в силу исцеления людей Божьей матерью от недугов и от телесных и душевных болезней так велика, что мотивы исцеления и чудотворного спасения становятся самыми популярными в сказаниях об иконах в XV- XVII вв.

    Особое место богородичные мотивы занимают в произведениях воинской тематики, в воинских повестях. Становление Руси и развитие государства проходило в постоянной борьбе с внешними врагами. Неудивительно поэтому, что древние русичи стремились заручиться поддержкой Бога, церкви. Старая пословица гласит: «Идя на битву – молись….». В древнерусских произведениях много словесных формул, свидетельствующих о важности обращения за благословением к отцам церкви: «приняти благословение», «благословение получити», дать мир и благословение», особенно усиливается религиозная стихия в XIV-XV вв. Победа над врагом одерживалась при помощи небесных сил - в этом наши предки были уверены, поэтому в качестве причины бегства неприятельского войска с поля боя называется, как правило, Божий гнев и помощь Матери Божьей. В сказаниях XV - XVII вв. широко распространен мотив богородичной молитвы, реализующийся в коротком или пространном (как в «Сказании о Мамаевом побоище») монолог – обращение героя к Матери Божьей за советом или помощью. В древнерусских памятниках разных жанров закрепляются устойчивые словесные формулы, связанные с Богородицей: «Пречистая Дева Матерь», «Пречистая девица Богородица», «святая Богородица», «Святая и Пречистая приснодева Мария», «Преславная Богородица» и др. В произведениях житийного жанра и жанра воинской повести отразился воинский и монашеский культ Богородицы: в житиях она является святым (иногда обычным людям) и приносит им наставления в благом деле, сообщает о важных событиях, предостерегает.

    Наиболее распространенными богородичными мотивами памятников Древней Руси исследуемого периода, помимо названных выше, являются

    1. Мотив мироточения икон Божьей матери;

    2. Мотив парения иконы по воздуху;

    3. Мотив святого дара, связанный с Богородицей или ее иконой;

    4. Мотив явления Богородицы во сне;

    5. Мотив явления «огненной стихии»»;

    6. Мотив перемещения иконы (когда она движется самостоятельно - как живое существо);

    7. Мотив перенесения иконы Матери Божьей, свидетельствующий, как правило, о важных, значительных для всего народа событиях.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Бахтина, О.Н. Жития-автобиографии в древнерусской литературе конца XVI – начала XVII вв. / О.Н. Бахтина //Православие и Россия: канун третьего тысячелетия. Материалы Духовно-исторических чтений. – 2000. – С. 74-76.

    2. Бахтина, О. Н. Жанровые определения повести о Меркурии Смоленском/ О.Н. Бахтина//Проблемы метода и жанра. – Томск, 1994. – С. 58-68.

    3. Бегунов, Ю.К. Куликовская битва и сказания об иконах Пресвятой Богородиц. «Богословские труды» / Ю.К. Бегунов. – М.: Московская Патриархия, 1993. – Т. 31.

    4. Белинская, Н. И. Легенды о знамениях от икон при выборе мест для храмов и часовен в Орловской губернии: система мотивов в контексте древнерусской письменной традиции/ Н.И. Белинская //
    Ученые записки Новгородского государственного университета.–2018. – № 2 (14). – С. 4.

    5. Богатырева, Т.А. Отражение культа Богородицы в «Житии Авраамия Смоленского» / Т.А. Богатырева // Актуальные вопросы изучения духовной культуры. Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» XI Кирилло-Мефодиевских чтений. – М. –Ярославль, 2010. – С. 12-15.

    6. Богатырева, Т. А. Богородичные формулы в древнерусской литературе/ Т.А. Богатырева //Русская речь. – 2009. – № 1. – С. 75-79.

    7. Богатырева, Т. А. Именования Богородицы в древнерусских житиях / Т. А. Богатырева // Русская речь. – 2011. – № 3. – С. 70-72

    8. Буланин, Д.М. Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Археографическою комиссиею/ Д.М. Буланин // Ермолинская летопись. – СПб.,1841. – Т. 23. –239 с.

    9. Буслаев, Ф.И. Сочинения. Т. 1. Сочинения по археологии и истории искусства / Ф.И. Буслаев; предисл. Н. Кондакова. – СПб.: Императорская Академия Наук, 1908. – 561 с.

    10. Бушмин, А.С. История русской литературы. Том 1. Древнерусская литература. Литература XVIII века / А.С. Бушмин. – Л.: Наука, 1980. – 782 с.
    11. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика /А.Н. Веселовский. – М.: Высшая школа, 1989. – 404 с.

    12. Волкова, Е. В. Концепции мотива в современном литературоведении / Е.В. Волкова // Преподаватель XXI века. – 2008. – № 1. – С. 89-94

    13. Выжлецова, Н. Е. Киево-Печерский патерик «О содержании и творцах древнерусской духовности (XIXIIIвв.) / Н.Е. Выжлецова// Инновационное образование и экономика. – 2010. –№ 7. – С. 114-120.

    14. Галимов, Т.Р. К вопросу о трактовке «Стояния на Угре» / Т.Р. Галимов//Золотоордынское обозрение. – 2019. – Т. 7. – № 4. – С. 652-662.

    15. Демкова, Н. С. Основные пробелы в изучении оригинальных древнерусских повестей/ Н.С. Демкова//ТОДРЛ.–  Т. 20. –  Л, 1965. –  С. 142.

    16. Демин, А. С. История древнерусской литературы/ А.С. Демин // : монография – Москва : Языки славянской культуры, 2008. – 814 с.
    17. Десятников, В. А. С крестом и без креста : В 2 кн. / В.А. Десятников// – М. : Кренов, 1997. Кн. 1: От основания до века 19-го. М. : Новатор : Кренов. 430 с.
    18. Дубровин, А. А.Сказание о чудотворной Смоленской Седмиозерной иконе Божией Матери и бывших от неё чудесах: с кратким описанием ежегодной встречи сей иконы, бываемой в г. Казани 26 июня: с изображением иконы Смоленской Божией Матери / А.А. Дубровин. – Казань, 1868. – 24 с.

    19. Ермолай-Еразм. Древнерусская литература. Библиотека русской классики. Том 1. – М., 2008. – 580 с.

    20. Еремин, И. П. «Повесть временных лет» как памятник литературы / Еремин И. П. // Литература Древней Руси (этюды и характеристики). – М.; Л., 1966. – С. 42–97.

    21. Житие Авраамия Смоленского. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4949(дата обращения 20.04.2021).

    22. Житие Кирилла Белозерского. [Электронный ресурс]. URL:http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5061(дата обращения 22.04.2021).

    23. Задонщина (оригинал). [Электронный ресурс]. URL:http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/zadonschina/zadonschina-original.htm(дата обращения 27.04.2021).

    24. Задонщина (перевод). [Электронный ресурс]. URL: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/zadonschina/zadonschina.htm(дата обращения 27.04.2021).

    25. Зиборов, В. К. Монах Григорий – автор Повести временных лет/ В.К. Зиборов//Объединенный научный совет по общественным игуманитарным наукам. – Санкт-Петербург, 2015. – С. 272-278.

    26. Иванова, И. А. Икона Тихвинской Богоматери и ее связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери» / И.А. Иванова // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 22. – М.; Л.: Наука, 1966. – С. 419-436.

    27. История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.), А. С. Бушмин , Е. Н. Куприянова , Д. С. Лихачев , Г. П. Макогоненко , К. Д. Муратова . — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980—1983. Т. 1. Древнерусская литература. Литература XVIII века / Редкол. тома: Д. С. Лихачев , Г. П. Макогоненко . — 1980 . — 814 с.

    28. Квитко, А. А.Христианский архетип Богоматери в изобразительном искусстве: примеры художественных решений в творчестве сибирских художников/А. А. Квитко//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – № 2. – С. 109-113.

    29. Кириллин, В. М. Жанрово-тематические особенности древнерусских сказаний об иконах XI-XVI ВЕКОВ / В.М. Кириллин //Вестник славянских культур. – 2009. – №2(12). – С. 60-68.

    30. Кириллин, В.М. Повесть о чудотворной Казанской иконе Богоматери в свете древнерусской литературной традиции / В.М. Кириллин //StudiaLitterarum. –2017. – Т. 2. – № 1. – С. 150-183.

    31. Кириллин, В. М. Предание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия»: текстологическое и историко-литературное исследование (журнальный вариант книги) / В.М. Кириллин//Герменевтика древнерусской литературы. – 2005. –№ 12. – С. 13-185.

    32. Ковалева, Т.И. Видения и их функция в Сибирском сказании о явлении и чудесах Абалацкой иконы Богородицы в Тобольске/ Т.И. Ковалева //Сюжетология и сюжетография. – 2018. – № 1. – С. 24-36.

    33. Комова, М. А. Устойчивые мотивы и влияние общерусской книжной традиции в «Предании о явлении Чолнской иконы Божией Матери» / М.А. Комова// Ученые записки Новгородского государственного университета. – 2018. – № 3 (15). – С. 3.

    34. Конявская, Е. Л. Повесть о Едигеевом нашествии в Тверском летописании/ Е.Л. Конявская//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – 2006. –№ 4 (26). – С. 37-39.

    35. Котов, В. В. Предание о чудотворной иконе Холмской Божией Матери / В.В. Котов// Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. – 2009. – № 31. – С. 3-8.

    36. Кузнецов, С. А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. – СПб., 1998. – 1536 с.

    37. Кучкин, В.А. Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери/ В.А. Кучкин, Т.А. Сумникова // История философии. – М., 2011. –С.19-34.

    38. Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь//Сост. Л.В. Соколова; Под ред. О.В Творогова. М.: «Просвещение», 1996. — 240 с.

    39. Лихачев Д.С. Литература – Реальность – Литература. Л., 1984.— 271 с.

    40. Лихачев, Д. С. Библиотека литературы Древней Руси /Д.С. Лихачев. – СПб.: Наука, 1997. – Т. 1: XI–XII века. – 548 с.

    41. Лихачев, Д. С. Библиотека литературы Древней Руси. Житие Кирилла Белозерского / Д.С. Лихачев. –РАН. ИРЛИ; СПб.: Наука, 1999. – Т. 7: Вторая половина XV века. – 581 с.

    42. Лихачев, Д. С. Повесть временных лет / Д.С. Лихачев. – СПб.: Наука, 1999. – 93 с.

    43. Лютов С. Н. От дружинной летописи – к воинской повести: отражение начальных этапов развития военного дела в древнерусской литературе XI-XVI веков/ С. Н. Лютов// Библиосфера. –2010. – № 2. – С. 33-37

    44. Мень, А.В. Библиографический словарь / А.В. Мень. – М., 2002. – Т.2. – 558 с.

    45. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 2007. – 267 с.

    46.Охотникова, В.ИИстория Мирожской иконы Богоматери и литературных текстов о ней / В.И. Охотникова // ТОДРЛ. – СПб., 1996. – Т. 50. – С. 739-746.

    47. Памятники литературы Древней Руси: XIII век. /Вступит.статья Д. С. Лихачева; Общ. ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. – М.: Худож. лит., 1981. – 616 с.

    48. Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. /Вступ. статья Д. С. Лихачева; Сост. и общая ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. – М.: Худож. лит., 1981. – 606 с.

    49. Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века. /Вступит.статья Д. С. Лихачева; Сост. и общая ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. – М.: Худож. лит., 1982. – 688 с.

    50. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века./ Вступит.статья Д. С. Лихачева. Сост. и общая ред. Д. С. Лихачева и Л. А. Дмитриева. – М., «Худож. лит.», 1978. – 413 с.

    51. Памятники литературы Древней Руси: XII век. /Вступит.статья Д. С. Лихачева; Сост. и общая ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева; Оформл. худож. В. Вагина. – М.: Худож. лит., 1980. – 704 с.

    52. Повесть о разорении Рязани Батыем. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4956(дата обращения 22.04.2021).

    53. Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы. [Электронный ресурс]. URL: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/o-chudesah-kazanskoj-bogorodicy/o-chudesah-kazanskoj-bogorodicy-original.htm(дата обращения 25.04.2021).

    54. Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы, написанная святителем Гермогеном. [Электронный ресурс]. URL:https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/?id=65276(дата обращения 27.04.2021).

    55. Поселянин, Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон / Е. Поселянин // Православный журнал «Отдых христианина». – М: АНО, 2002. – 704с.

    56. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий //Гл. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной, 2008.357 с.

    57. Романова, А. А. Сказание о иконе Успения Богоматери Семигородной / А. А. Романова // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – СанктПетербург, 2004. – Вып. 3. – С. 627-628.
    58. Рыжова, Е.А. Архитектоника русской агиографии: композиционный эпизод «выбор места основания монастыря или храма» (Мотив «плавание святого» в контексте устной традиции) / Е.А. Рыжова // Труды Отдела древнерусской литературы. – СПб., 2009. – 34 с.

    59. Семен, А. Сказание о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирскою / А. Семен. – М., 1849. – 53 с.

    60. Силантьев, И. В. Повествовательный мотив и литературный сюжет / И.В. Силантьев // Universum Humanitarium.– 2016. –№ 1. – С. 6-24

    61. Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. [Электронный ресурс]. URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/hp/hp16/2.pdf (дата обращения 23.04.2021).

    62. Сказание о Мамаевом побоище. [Электронный ресурс]. URL:http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/skazanie-o-mamaevom-poboische/skazanie-o-mamaevom-poboische.htm(дата обращения 29.04.2021).

    63. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. — 416 с.

    64. Словарь литературоведческих терминов //Ред-сост. Л.И. Трофимов и С.В. Тураев. М.: «Просвещение», 1974. — 509 с. 

    65. Слово о полку Игореве (оригинальный текст). [Электронный ресурс]. URL:https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/slovo-o-polku-igoreve/#1(дата обращения 20.04.2021).

    66. Слово о полку Игореве (дословный перевод Д. С. Лихачева). [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/slovo-o-polku-igoreve/#2(дата обращения 24.04.2021).
    67. Трофимова, Н. В. Видения в трех повестях об осадах/ Н.В. Трофимова //Вестник славянских культур. – М., 2009. – № 4 (XIV).– С. 71-81.
    68. Трофимова, Н. В. Чудеса в древнерусском воинском повествовании / Н.В. Трофимова //Вестник Рязанского гос. ун-та им. С.А.Есенина. –  2011. – №4 /33. – С. 72-79.

    69. Трофимова, Н. В. Автор в древнерусских воинских повестях/ Н.В. Трофимова// Вестник славянских культур. – 2011. – №2 (20). – С. 56-65

    70. Трофимова Н.В. Поэтика древнерусского воинского повествования/ Н.В. Трофимова//: Монография. – Москва. МПГУ, 2017. – 276 с.

    71. Ужанков, А. Н. О времени написания «Жития Феодосия Печерского» / А.Н. Ужанков // Герменевтика древнерусской литературы. – 2000. – № 10. – С. 70-79.

    72. Филатов М.В. Эсхатологические традиции русского народа/ М.В. Филатов //Лесной вестник. – М.,1999. – С. 31-37

    73. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М.: «Высшая школа», 2004. — 680 с.

    74. Чугреева, Н. Н. О явленном в 1579 году в Казане образе Богородицы, ранних списках с него и позднейших воспроизведениях / Н.Н. Чугреева // Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации. Сборник материалов. – 2016. – С. 184–186.
    75. Шалыгина, С. Г. Понятие «мотив» и его интерпретация в теории литературы и музыки / С.Г. Шалыгина // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 1. – С. 250-254.

    76. Щенникова, Л. А. Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» как «Одигитрия евангелиста Луки» / Л.А. Щенникова // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси.– М.: Мартис, 1996. – С. 252-302.

    77. Ярхо, Б. И. Методология точного литературоведения (набросок плана) / Б.И. Ярхо // Контекст. – М., 1983. – С. 197-236

    78. Bertnes, J. «The Literature of Old Russia, 988-1730» in The Cambridge History of Russian Literature /J. Bertnes. – Cambridge, 1989. – Pp. 1-44.

    79. Picchio, R. «The Impact of Ecclesiastic Culture on Old Russian Literary Techniques» in Medieval Russian Culture: Volume I, eds H. Birnbaum and M. S. Flier / R. Picchio // California Slavic Studies, XII, Berkeley, – California, 1984. – Pp. 247- 279.
    1   2   3


    написать администратору сайта