Для сдачи окончательный. Допущена к защите
Скачать 139.24 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина» Факультет филологии и журналистики Кафедра русской и зарубежной литературы, журналистики ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой _________________Н.Ю. Желтова «___» _________________2021 г. Никулина Елена Александровна Богородичные мотивы в сказаниях, летописных и житийных произведениях древнерусской литературы Бакалаврская работа Студент 4-го года очной формы обучения направления подготовки 45.03.01 Филология,профиль «Отечественная филология (русский язык и литература)» Научный руководитель: к. филол. н., доцент Буянова Галина Борисовна Тамбов – 2021 РЕФЕРАТ Никулина, Е.А.Богородичные мотивы в сказаниях, летописных и житийных произведениях древнерусской литературы: бакалаврская работа / Никулина Елена Александровна, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина», фак-т филологии и журналистики, каф.русской и зарубежной литературы, журналистики. – Тамбов, 2021. – 65 с. Ключевые слова: Богородица, памятник литературы, мариологический культ, мотив, икона, молитва, летопись, житие, повесть, сказание. Объектом исследования являются разножанровые памятники древнерусской литературы, созданные в X - XVII веках: «Повесть временных лет», фрагменты Ипатьевской и Лаврентьевской летописей, «Житие Феодосия Печерского», «Житие Кирилла Белозерского», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Повесть о нашествии Едигея», «Повесть о Темир-Аксаке», «Повесть о стоянии на Угре», сказания о Владимирской, Казанской, Тихвинской, Иверской Божьей матери и др. произведения. Предмет исследования – основные богородичные мотивы, представленные в древнерусских произведениях X - XVII вв.: явления, знамения, перенесения иконы Богородицы, чудесного события, связанного с Божьей матерью или ее иконой, мотивы помощи и исцеления, божественной защиты и спасения, а также специфика культа Богородицы в средневековой отечественной литературе. Цель работы состоит в том, чтобы на материале литературных произведений Древней Руси проследить жанрово-стилевые особенности возникновения богородичного культа в древнерусской литературе и исследовать основные богородичные мотивы в памятниках отечественной словесности X – XVII вв. Задачи: Выявить особенности репрезентации богородичных мотивов в произведениях разных древнерусских жанров (летопись, житие, сказание, повесть); Исследовать процесс формирования культа Богородицы, отраженный в литературе древнерусского государства и отдельных его княжеств (Киевская Русь, Смоленское, Владимиро-Суздальское, Тверское княжества, Новгородская республика и Московское государство); Рассмотреть стилистические средства, при помощи которых в литературных памятниках создается образ Богородицы и описываются богородичные мотивы (видения, знамения, явления, чуда, помощи, защиты, спасения и др.). Методология работы сочетает сравнительно-исторический, историко-литературный и сопоставительный методы исследования. Новизна работы обусловлена тем, что в ней проводится систематизация богородичных мотивов в хронологическом порядке, рассматриваются особенности представления богородичных мотивов в произведениях древнерусской литературы X-XVII вв., раскрываются некоторые особенности литературного воплощения богородичного культа. Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее материалы и выводы могут быть использованы при чтении курсов по истории древнерусской литературы, на практических занятиях в вузе, а также могут быть включены в учебно-методические пособия по соответствующей проблематике. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 5 Глава 1.Образ Пресвятой Богородицы в древнерусских литературных памятниках X-XIVвв…………………………………………………………10 1.1 Мариологическая тема в произведениях летописного и житийного жанров……………………………………………………………………………10 1.2 Сказания об иконах Божьей Матери: мотивы, образность, язык………..21 1.3 Богородичные эпизоды в древнерусских воинских повестях…………… 25 Глава 2.Богородичная тема в литературных произведениях XV-XVII вв.………………………………………………………………………………... 29 2.1 Укрепление Богородичного культа в жанре сказания об иконе………… 29 2.2 Мариологические традиции в сказаниях, преданиях и повестях…………………….…………………………………………………….47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..59 ВВЕДЕНИЕ Мотив как важнейшая единица литературного текста изучался в XIX-XX веках и исследуется в настоящее время. А. Захаркин полагал, что «мотив (от франц.motif – мелодия, напев) – выходящий из употребления термин, обозначающий минимальный значимый компонент повествования, простейшую составную часть сюжета художественного произведения. Термином «мотив» пользовались при изучении произведений устного народного творчества, в частности, при восстановлении первоначальных форм сюжета былин, сказок и других жанров, чтобы проследить переход их из одной страны в другую» [64, c. 226-227]. Л.В. Чернец отмечает, что понятие «мотив» использовалось для характеристики составных частей сюжета еще И.В. Гете и Ф. Шиллером, которые выделяли пять видов мотивов: ускоряющие действие, отдаляющие действие от его цели, задерживающие действие, обращенные к прошлому и обращенные к будущему («Об эпической и драматической поэзии», «Об искусстве») [73, c. 230]. В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дается такое определение мотива: «Мотив - это проходящие через художественное произведение, творчество художника или через целое направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения» [45, с. 1335]. Историк литературы Александр Николаевич Веселовский стал первым из ученых, кто начал серьезно заниматься исследованием такого понятия, как мотив. Он выдвинул основополагающие идеи, которые послужили источником дальнейшего развития для изучения мотива в литературоведении. Под мотивом А. Н. Веселовский понимал «простейшую повествовательную единицу» и считал, что он занимает главенствующую роль в сюжете произведения [11, с. 304]. Этот термин он использовал впервые в своем труде «Историческая поэтика». Определение мотива у Веселовского созвучно с тем, которое дается в словаре литературоведческих терминов С. П. Белокурова, только к нему добавляется мысль, что мотив – это так же и небольшая часть сюжета. По мнению Веселовского, необходимо признавать ту идею, что мотив и сюжет - это не одно и тоже. Сюжет заключает в себе целую совокупность мотивов, а сам мотив нельзя расчленить. Ученый приводил аргумент в пользу того, что мотив не может быть разложимым потому, что он несет в себе «образный одночленный схематизм», т.е со стороны его «образности» он обладает целостной структурой [75, с. 251]. Советский филолог, выдающийся фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, в отличие от Александра Николаевича Веселовского, который использовал семантический подход в изучении мотива, указывал на логический критерий. А. Н. Веселовский предлагал для рассмотрения несколько примеров неразложимых мотивов, но В. Я. Пропп считал, что даже эти примеры подвергаются членению и с этой стороны нельзя считать мотив «целым». Совершенно иное мнение в отношении мотива имел советский филолог-медиевист Борис Исаакович Ярхо. Он не рассматривал мотив со стороны семантики, а, также, не признавал, в отличие от А. Н. Веселовского, мотив в качестве повествовательной единицы. Мотив Б. И. Ярхо считает «образом в действии». По его мнению, мотив делит сюжет и в установке его границ часто встречаются трудности [77, с. 221]. Тему нередко связывают с мотивом и на взгляд этого ученого, тема может заключать в себе только один мотив. Среди современных исследователей мотива можно выделить В. И. Тюпу, И. В. Силантьева, Е. К. Ромодановскую и других. В настоящий момент создается словарь сюжетов и мотивов. Наибольшее признание среди исследований современного литературоведения в рассмотрении теории мотива получили труды И. В. Силантьева. Этот ученый, как и историк литературы А. Н. Веселовский, называет мотив повествовательной единицей. И. В. Силантьев связывает понятие мотива с событиями. Мотив в его концепции представлен событиями, которые являются единицами повествования, т.е «мотив есть единица языка повествования» [60, с. 8]. «Мотив, - отмечает И.В. Силантьев, - собственно действие, своего рода предикат, организующий потенциальных действующих лиц и потенциальные пространственно-временные характеристики возможных событий. Так, можно говорить о «мотиве погони» или «мотиве поединка», имея в виду, что в различных фольклорных и литературных произведениях эти мотивы выражаются в форме конкретных событий погони или поединка, связанных с конкретными персонажами (героями и обстоятельствами)»[56, с.130]. Идеей связи мотива и события занимались также такие ученые, как А. Л. Бем, А. И. Белецкий, В. Я. Пропп, О. М. Фрейденберг, Е. М. Мелетинский, Н. Г. Черняева, Н. Д. Тамарченко, Ю. В. Шатин. Многие ученые сходятся во мнении, что самая важная черта мотива – повторяемость; он может развиваться не только в одном произведении, но и - в зависимости от жанра, стиля автора - в нескольких произведениях. А.Н. Веселовский поддерживал эту идею и рассматривал мотив «интертекстуально» [12, с. 89 ]. В древнерусских памятниках используется множество литературных мотивов. Мотивы, связанные с Богородицей, содержатся в летописных источниках, житиях святых, сказаниях об иконах Божьей Матери. Больше всего богородичных мотивов встречается в сказаниях об иконах Богоматери. Из самых известных сказаний можно выделить сказания о Казанской, Владимирской, Тихвинской, Иверской, Смоленской иконах Богоматери. Если рассматривать происхождение культа Богородицы, то следует отметить, что он начал зарождаться еще в глубокой древности, когда у славян закрепился «архетип Матери-Земли» [28, с. 112].Земля в народных представлениях - одна из основных стихий мироздания (наряду с войной, воздухом, огнем). «Земля осмысливалась как всеобщий источник жизни, мать всего живого, в том числе и человека, - отмечает А.Л. Топорков. – Представления о Земле тесно связаны с понятиями рода, Родины, страны, государства. В православии «образ Матери-Земли сблизился с образом Богородицы, что привело к формированию культа Богородицы» [63, с. 192]. С укреплением христианства на Руси культ Богородицы, сформировавшийся в XII веке, становился все более значительным. Объектом исследования являются разножанровые памятники древнерусской литературы, созданные в X - XVII веках: «Повесть временных лет», фрагменты Ипатьевской и Лаврентьевской летописей, «Житие Феодосия Печерского», «Житие Кирилла Белозерского», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Повесть о нашествии Едигея», «Повесть о Темир-Аксаке», «Повесть о стоянии на Угре», сказания о Владимирской, Казанской, Тихвинской, Иверской Божьей матери и др. произведения. Предмет исследования – основные богородичные мотивы, представленные в древнерусских произведениях X - XVII вв.: явления, знамения, перенесения иконы Богородицы, чудесного события, связанного с Божьей матерью или ее иконой, мотивы помощи и исцеления, божественной защиты и спасения, а также специфика культа Богородицы в средневековой отечественной литературе. Цель работы состоит в том, чтобы на материале литературных произведений Древней Руси проследить жанрово-стилевые особенности возникновения богородичного культа в древнерусской литературе и исследовать основные богородичные мотивы в памятниках отечественной словесности X – XVII вв. Задачи: 1. Выявить особенности репрезентации богородичных мотивов в произведениях разных древнерусских жанров (летопись, житие, сказание, повесть); 2. Исследовать процесс формирования культа Богородицы, отраженный в литературе древнерусского государства и отдельных его княжеств (Киевская Русь, Смоленское, Владимиро-Суздальское, Тверское княжества, Новгородская республика и Московское государство); 3. Рассмотреть стилистические средства, при помощи которых в литературных памятниках создается образ Богородицы и описываются богородичные мотивы (видения, знамения, явления, чуда, помощи, защиты, спасения и др.). Методология работы сочетает сравнительно-исторический, историко-литературный и сопоставительный методы исследования. Новизна работы обусловлена тем, что в ней проводится систематизация богородичных мотивов в хронологическом порядке, рассматриваются особенности представления богородичных мотивов в произведениях древнерусской литературы X-XVII вв., раскрываются некоторые особенности литературного воплощения богородичного культа. Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее материалы и выводы могут быть использованы при чтении курсов по истории древнерусской литературы, на практических занятиях в вузе, а также могут быть включены в учебно-методические пособия по соответствующей проблематике. Глава 1. Образ Пресвятой Богородицы в древнерусских литературных памятниках X-XIV вв. 1.1 Мариологическая тема в произведениях летописного и житийного жанров Культ Богородицы на Руси начал формироваться еще в XII веке во Владимирском княжестве, а основа его, мариологическая тема, возникла в Византии и на Балканах. Следует уточнить, что понимается под «мариологией». В «Библиографическом словаре» А. Меня читаем: «Мариология Библейская -свидетельства Священного Писания о Пресвятой Деве, Матери Христа Спасителя» [44, с.176]. Мариология не выделяется как отдельное самостоятельное учение, она является разделом христианского богословия. Мариологическая тема характерна для разных жанров древнерусской литературы: летописи, жития, патерика, воинской повести и целого ряда других. Мариологические обращения и мотивы читатель видит в древнейшей из дошедших до нас летописей – «Повести временных лет». Существуют разные мнения по поводу автора и места создания данного произведения. Большинство исследователей древнерусской литературы полагают, что автором «Повести временных лет» был летописец Нестор, а продолжателем его труда стал игумен Сильвестр. В Ипатьевской летописи подтверждается, что автор «Повести временных лет» - это монах Нестор. Существует и такое предположение, что автором «Повести….» мог являться неизвестный монах Киево-Печерского монастыря. В Ипатьевской летописи дается такой заголовок «Повесть временных лет черноризца Федосьева монастыря Печерьскаго…» [25, с. 274]. Многие ученые и исследователи сталкивались в полемике по поводу даты создания и авторства; порой мнения были несовместимыми [38, c. 101-113 ]. Одним из сражений, изображенных в повести, становится поединок князя Мстислава и князя касожского Редеди. Редедя условился с Мстиславом, что будут они биться «не оружием, но борьбою» [42, с.44]. Они сошлись в бою, и поединок был настолько тяжелым, что Мстислав обратился к Богородице со словами: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое» [42, с.44]. После этого Мстислав смог одолеть своего соперника, и затем воздвиг церковь в честь Пречистой Богоматери в Тмутаракани. В тексте Богоматерь предстает в образе заступницы, милостивой помощницы. Этот образ характерен для многих древнерусских жанров, где изображена Богородица. В «Повести временных лет» встречаются такие речевые формулы, как «Владычица Богородица» и «святая Богородица» [42, с.70,73 ]. Как и во многих других памятниках Древней Руси, в этом произведении указывается церковь святой Богородицы, а также говорится о божественной ризе Богородицы: «Цесарь же одва в городъ вниде, и с патриарьхом Фотиемъ къ сущий церкви святий Богородици Вълахерни всю нощь молитву створиша, такоже божественую ризу святыя Богородица с песьнеми изнесъше, в реку омочиша» [50, с. 35]. Ипатьевская летопись была предположительно написана в конце XIII - начале XIV веков; автор ее неизвестен; Лаврентьевская летопись была создана монахом Лаврентием в 1377 году). В летописных памятниках Богородица предстает в образе защитницы, спасительницы народа от врагов. В начальных летописях – Ипатьевской и Лаврентьевской - появляются «чудеса предупреждения от икон». Андрей Боголюбский отправляет свое войско на Новгород, чтобы изгнать оттуда сына князя Романа. В это время в трех храмах замироточили иконы Божьей Матери. Архиепископ Илья молился непрерывно за Новгород. Были открыты все церкви, и люди тоже усердно молились. Преблагая Богородица не оставила людей в беде и предупредила архиепископа, чтобы он вознес ее икону наверх стены Новгорода и тогда город спасется. Это чудо описывается таким образом: «…видЂ вшибо Мати Божия пагубу хотящюю бытии надъ Новымъ городомъ и надъ его волостью, моляше ть бо сына своего со слезами абы ихъ отинудь не искоренилъ, якоже преже Содома и Гоморра, но яко Ниневь гитяны помилова якоже и бысть видомо» [68, с.74]. Часто прослеживается в летописных источниках помощь Богородицы в сражениях Руси с внешними врагами - например, в описании знаменитого стояния на Угре 1480 года. Когда русский князь узнал, что на него идет царь Ахмет и его орда, он решил преградить ему путь и встал со своим войском вдоль берега реки Оки. Царь Ахмет в свою очередь обошел реку и стал ждать подкрепления. Русский князь понял, что у него есть только один выход и поехал за помощью к братьям-христианам. Там собрал он на совет митрополита, своего духовного отца, своих родственников и бояр. Они попросили великого князя встать против врагов за христианство. Когда шел бой, в Москве люди молились Богу и Пречистой Богородице. Она услышала людские молитвы, и русская дружина одолела орду царя Ахмета. Летопись сообщает: «Тогда бысть преславное чюдо святыя Богородица: егда отступиша отъ берегу наши, тогда Тотаровѣ страхомъ обдержащимъ побѣгоша…<…>…князь же велiкии посла по братiю свою, дву князевъ Андрѣевъ, и услышаша Тотарове и побѣгоша, и тако избави Богъ и Пречистая Рускую землю отъ поганыхъ» [8, с.181-182]. В этой летописи татары пугаются того напора, той русской силы, с которой на них идет великий русский князь, и отступают. У исследователей данного памятника есть мнения, что «летопись исключает победу как русских сил, так и ордынского воинства, присваивая разрешение этого конфликта божественной силе» [14, с. 652]. Соответственно, можно сделать вывод о том, что русская дружина победила, благодаря помощи Бога и Пресвятой Богородицы– это традиционный богородичный мотив. В иных летописях описываются похожие события, в которых народу помогает Владычица Богородица. Например, в летописи о Почаевской лавре описывается нападение татар в 1675 году на Почаевскую обитель. В самом начале люди полагались на свои земные силы в борьбе против врагов, но в конце концов игумен Иосиф Добромирский понял, что своими силами не удастся справиться с противником. Он усердно молится Божьей Матери. Как только все начали петь кондак «Взбранной Воеводе», как вдруг появилась Богородица, которую окружали ангелы. Татары, увидев ее, начали пускать в нее стрелы, думая, что это привидение, но были наказаны: стрелы полетели назад, на них же. В этой летописи, как во многих других, Богоматерь снова предстает в образе заступницы земли русской. Помимо помощи Богородицы русскому народу в военных действиях, изображается и другая ее помощь. В летописи о житии преподобного Михея Радонежского Богоматерь является святому Сергию, когда он совершает службу перед ее иконой. При виде Божьей Матери он падает на колени, но она, коснувшись его рукой, говорит о том, чтобы он не боялся. Богородица обещает ему, что теперь в обители святого все будет под ее покровом и просит его не скорбеть о братьях своих. Ученые-медиевисты (В.В. Кусков, С.Н. Азбелев, В.А. Кучкин и др.) отмечают, что культ Богородицы ярко отразился в житиях и воинских повестях. Монашеский мариологический культ характерен для житийных памятников. Чтобы придать житиям достоверность, историзм, авторы включали в них реальные исторические лица, топонимику. Среди житийных произведений выделяются жития-мартирии (от лат. мученические акты) - такие, сюжет которых был связан с борьбой святых с язычеством за веру, и жития, в которых говорилось о святых, ушедших в затворничество [10, с.26]. Обратимся к «Житию Авраамия Смоленского». Оно было написано предположительно в 1237 году Ефремом, учеником Авраамия. В данном памятнике упоминания о Богородице можно разделить на четыре самые важные группы. В целом, обращение к мариологическим мотивам встречается в этом житии в видениях, похвалах, в названиях храмов. Произведение начинается с молитвы: «Господи, благослови…<…>прежде чем я начал писать, молю тебя, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами пресвятой и пречистой Девы-матери и всех небесных сил, и мольбами всех святых,— дай мне разум, просвещенный Божьей благодатью, дай мне, человеку дурному и грешнейшему из всех грешников, начать рассказ о светлом подвиге жизни и терпения, рассказ о житии блаженного Авраамия, бывшего игуменом этого монастыря нашей святой владычицы Богородицы, память которого мы отмечаем, празднуя день его успения» [21].Ефрем просит помощи у Богоматери: «Прошу милости, помощи отъ Господа и все упование има, надежу и помощь възлагаю на пресвятую и пречистую дву и Богородицю Марию» [1, с.13]. В произведении изображается вся жизнь святого: его рождение, детство, место обучения, духовный путь, окончание жизни. Местом, в котором постригается в монахи преподобный Авраамий, становится монастырь пресвятой Богородицы: «И утаився всѣхъ, богу наставляющу, отшедъ отъ града далее 5 поприщъ, острижеся, яко же мнози вѣдятъ святые Богородици монастырь, къ въстоку, Селища нарицають» [47, с.70].Там он читает учения преподобного Ефрема, Феодосия Печерского, Иоанна Златоуста. Много претерпел искушений и поношений Авраамий Смоленский в обители, труден был его духовный рост. Люди, приходящие в монастырь оскорбляли его и всячески обижали: «И сице же и сему бысть отъ дияволя научениа, ибо нѣции отъ ерѣи, друзии же отъ черноризець како бы на нь въстати, овии же отъ града потязати и укорити исходящее, друзии спиру творяще, яко ничто же свѣдуща противу насъ глаголааху, и тако посрамлении съ студомъ отхожааху» [47, с.74]. В переводе на современный русский язык: «И по наущению дьявола и с Авраамием то же произошло, ибо некоторые из священников, а другие из числа иноков помышляли, как бы восстать на него, и некоторые приходили из города, чтобы оскорбить и обидеть его, другие же лиходействовали и утверждали, что он ничего не знает по сравнению с ними, но уходили со стыдом, посрамленные. И снова не переставали они воздвигать на него крамолу в городе и повсюду, говоря: «Вот уже он обратил к себе весь город»[21]. Весь город встал против блаженного Авраамия, его хотели судить, но позже поняли, что он ни в чем не виноват. Через блаженного Лазаря Авраамий был защищен, и тех людей, которые клеветали на Авраамия и осуждали его, постигла смерть. Епископ, который поначалу был неблагосклонен к святому, стал уважать его. В «Житии Авраамия Смоленского» автор использует важнейший содержательный и композиционный фрагмент житийных памятников – видение, о специфике которого речь пойдет далее. В «Житии Авраамия Палицына» видение изображается два раза. В первый раз видение было во сне у инокини. Ей снилось, что ее разбудил стук в дверь и голос, который звал ее крестить Авраамия. Затем она увидела в доме матери Авраамия Марии много священников, которые крестили младенца и саму Богородицу: «и нѣкая жена вельми пресвѣтласияющи, предстоящи и одежу бѣлу, яко подобнуснѣ губѣлѣиши, дръжащи» [5, с.13]. В переводе на современный русский язык этот фрагмент звучит так: «По Божьему промыслу однажды в воскресенье, когда она сладко спала поутру, к ней ударили в дверь и позвали ее: «Быстро вставай и иди, так как Мария родила сына, а ты будешь его крестить». «И было это со мной,— рассказывала она,— как будто наяву. Когда же я вошла в дом его матери, многие святители благоговейно омывали отрока, как бы крещением благодати освящали его, и некая женщина, сияющая ярким светом, стояла рядом и держала одежду белую, как самый белый снег. А когда слуги спросили: “Кому, госпожа, дать этого ребенка?” — то повелела принести его себе. И, как будто в свет, одела она его в светлую одежду, и отдала матери»[21]. Автор не называет Божью Матерь, но рисует характерные ее черты: исходящее от нее сияние света, участие в таинстве крещения. Богородица не сразу отдает ребенка его родителям, она просит сначала слуг принести его к ней, а потом передает его, как Божий дар, родителям и оповещает их о будущем служении Авраамия Богу. Вторым видением становится Феодосий Печерский, идущий с иконой Пресвятой Владычицы Богородицы, и его видят несколько людей: «…бысть яко дуга въ образъ отъ верха церковна, а другый холмъ конець еа, и преподобнаго отца Феодосия идущасъ иконою пречистыя Богородица и братьи въ слѣдъ идуща и поюща» [5, с.14]. В переводе на современный русский язык: «Подобает здесь вспомнить также о жизни преподобного отца всей Руси Феодосия Печерского. Когда Бог хотел показать веру своего раба и с одного места переселить его на другое, чтобы он создал более светлую и просторную церковь, поскольку умножилась братия, тогда, как говорят, Бог показал ночью чудо: появилась как бы дуга от верха церкви, а другой ее конец был на холме, и видели преподобного отца Феодосия, идущего с иконой пречистой Богородицы, и братия шла за ним вслед и пела, как потом и случилось. Так и теперь вспомним о преподобном Авраамии, и о молитве пресвятой Богородицы, и о братии, идущей за ним и поющей, что и было потом, поскольку нужно было показать место, где блаженный и многие другие, что спасутся с ним, станут жить в Боге»[21].Преподобный Феодосий упоминается в этом произведении Ефремом для того, чтобы показать его богоизбранность - как и богоизбранность Авраамия Смоленского. Следует отметить интересную особенность в обращении автора к образу Богоматери в житии «Авраамия Смоленского». В основном обращение к Богородице происходит с употреблением таких языковых конструкций, как «Пречистая Дева Матерь», «Пречистая девица Богородица», «святая Богородица». В своей заключительной молитве Ефрем обращается к Деве Марии: «А се конець блаженаго и преподобнаго отца нашего Авраамиа и похвала граду сему, и заступление пречистѣй Богородици приснодѣвѣ, и похвала» [1, с.13]. Этот фрагмент имеет сходство с начальной молитвой жития. В конце жития автор обращается с воззванием к Божьей Матери: «Радуйся пречитаядѣво, Мати Божия, иже градъ Смоленескъ всегда свѣтло радуется о тебѣ, хвалится тобою, избавляемъ отъ всякыя бѣды! Радуйся, граде Смоленескъ, отъ всѣхъ находящихъ золъ избавляемъ молитвами пресвятыя Богородица и всѣхъ небесныхъ силъ, и всѣхъ святыхъ его!» [1, с.15]. Богородица, по мысли автора, избавляет град Смоленск от всякого зла и беды. Одним из первых монашеских житий в древнерусской литературе является «Житие Феодосия Печерского». Это произведение было написано монахом Нестором. По поводу даты написания этого жития ведутся споры. А. А. Шахматов считал, что оно было написано в 1088 году, Л. В. Черепнин и С. А. Бугославский склонялись к началу XII века. В этом древнерусском памятнике Богоматерь связывается с бытием Киево-Печерского монастыря, описывается участие Божьей Матери в его жизни. Житие начинается с молитвы и обращения к Богу. В этом памятнике не встречаются события, конкретно посвященные Богородице, но упоминаются мариологические наименования Богоматери, такие как: «святой Владычицы нашей Богородицы», «святой и преславной Богородицы и Приснодевы Марии», «святой Богородице», «Пресвятой Матери» и т. д [19, с.33, 42, 45, 53 ]. Данный памятник сопоставим с «Житием Авраамия Смоленского». Здесь также рассказывается о жизни святого от рождения до смерти. У благочестивых родителей рождается сын, повзрослев, он пытается покинуть свою страну со странниками, но мать Феодосия отправляется в погоню за ним и наказывает его за непослушание. В дальнейшем юноша начинает приобщаться к церкви, к молитве. Его мать всячески не дает ему это делать, но позже Феодосия постригают в монахи. Он удивляет людей тем, что он стал таким трудолюбивым и смиренным. Феодосий, «как и подобает святому, творит чудеса: одолевает бесов, по молитве его пустой сусек в монастырской кладовой наполняется мукой, он приносит золотую гривну в тот момент, когда братии не на что купить еду. Феодосий заранее знает день своей кончины, успевает наставить братию и попрощаться с ней»[27, с. 51]. Святой набирается духовного опыта, становится прозорливым, пытается осуществить постройку церкви Богородицы, но совершить этот план у него не получается перед смертью. С течением времени завершает постройку церкви игумен Стефан. В «Житии Феодосия Печерского» Пречистая Богородица предстает в образе иконы. Некий боярин, вступая в бой с врагом, подумал: «Если вернусь домой невредимым, то пожертвую святой Богородице в монастырь блаженного Феодосия две гривны золота и оклад прикажу сковать на икону святой Богородицы» [40, с.401]. Боярин победил в битве и вскоре забыл о своем обещании. Во сне ему явилась Божья Матерь и напомнила об обещанном. Боярин пришел в храм и исполнил все, о чем он говорил, что обещал. Привидевшаяся во сне боярину Богородица - важнейший композиционный элемент «Жития…» в данном случае. Ученый Н.И. Прокофьев выделяет пять основных компонентов видений, связанных с Богородицей: «1) молитва или раздумье видящего, после чего он обычно впадает в «сон»; 2) появление чудесных сил, которые, сообщая видящему «откровение» разрешают какой-либо вопрос и призывают к действию; 3) испуг видящего; 4) смысл «откровения»; 5) приказание о проповеди среди народа «откровения» [67, с.71]. В произведениях Древней Руси о Богородице, в которых изображается видение, встречаются почти все из этих пяти пунктов. Например, в «Житии Кирилла Белозерского» во время чтения акафиста Богородице святой вдруг слышитее голос, который указывает ему пойти в то место, где он сможет спастись: «И в одну из ночей, глубокой ночью, когда он молился и по обыкновению пел Акафист Пречистой перед ее образом, случилось, что, дойдя до места в икосе: «Чудесное рождество видя, отстранимся от мира и мысль обратим к небу», он услышал вдруг голос, говорящий: «Кирилл, уходи отсюда и иди на Белоозеро, ибо я приготовила там тебе место, на котором ты сможешь спастись». И тогда же, разом с этим голосом, засиял яркий свет. Отворив оконце кельи, Кирилл увидел свет, указывающий на север, в сторону Белоозера. И тем голосом, словно перстом, ему было показано то место, где ныне стоит монастырь. Святой Кирилл исполнился от этого голоса и видения великой радостью. Понял он по этому голосу и видению, что не отвергла Пречистая его прошения, и всю ночь удивлялся случившемуся видению и голосу, и была для него эта ночь не ночь, а словно пресветлый день» [22]. Святой не испытывает страха или испуга перед увиденным и услышанным. Он ощущает только чувство ликования и радости. В этом житии Богородица не просит преподобного Кирилла о проповеди видения среди народа. В «Житии Кирилла Белозерского» встречается много упоминаний о Божьей Матери. Это произведение было написано Пахомием Логофетом во второй половине XV века. В житии можно выделить три большие части: в первой части говорится о рождении и юности святого, во второй игумен Кирилл принимает священнический сан и повествуется о дальнейшей его жизни, в третьей Кирилл Белозерский служит последнюю литургию и отходит к Богу. Образ Богоматери включен во многие события, происходящие в житии, - прежде всего в видения и чудеса. Произведение начинается с молитвы, что характерно для жанра жития. В житии есть момент, когда к святому Кириллу приходит болеющий тяжким недугом Феодор и просит помощи у него. Кирилл Белозерский обращается за помощью к Богородице: «Святый же начят Бога молити и Пречистую Его Матерь о злостражущем Феодоре. Готовый же къ услышанию молящихся Богъ и Пречистая Непорочная Мати Его не презрѣ молениа святаго своего угодника Кирила. Тѣмже исцѣление получивъ, тотъ Феодоръ к тому не хотяше из манастыря прочь изыти» [41, с.166]. Божья Матерь помогает Феодору, она исцеляет его. Помимо рассказа о жизни святого, в этом памятнике описываются чудеса, происходившие со святым при помощи Богородицы. В части жития под названием «О боярине Феодоре, хотевшем причинить святому зло» идет речь о следующих событиях. Боярин Феодор подумал, что святой Кирилл имеет богатства, и решил послать к нему разбойников, чтобы те ограбили его, но сколько ни ходили они к монастырю, не смогли туда попасть из-за воинов, охранявших обитель. Вскоре все узнали, что в эти дни не было никаких людей у монастыря, и Феодор понял, что это Божья Матерь защитила преподобного. Он раскаялся в своем грехе святому Кириллу: «Слышав же сиа, Феодоръ в чювство прииде и раскаася о съгрѣшении. Разумѣ бо святаго человѣка Божиа суща его быти, и яко Пречистая покрывает его от находящих золъ, и сего ради бояся, да не паче месть приимет от Бога, заеже такова мужа хотяше оскорбити. Тѣмъже скоро течет къ святому, каясясъ слезами о съгрѣшениих и исповѣдуа ему бывшее: како послалъ бяше разбойникы на нь, и видѣние, иже видѣша, прьвое и второе» [41, с.156]. Тот же простил боярина и утешил его. Вторым чудом стало «Чудо святого с церковным вином». В один из дней во время службы не хватило вина, и преподобный Кирилл спросил, есть ли оно у них еще, но братия сказали ему, что его нет. Тогда святой попросил Нифонта принести ему недостающее вино в сосуде, в котором оно обычно хранилось. Обнаружив сосуд переполненным, монахи стали славить Бога и Пресвятую Богородицу: «И о сем въ удивлении бышавси, вѣдях убо, яко вина не бяше: токмо единъ съ суд и тъй сухъ. Тѣмже вси прославиша Бога и Пречистую Его Богоматерь, тѣмже съ суд тъй с вином на время много къ церковной службѣ не умалися, но паче изъобиловаше, дондеже иное вино принесено бысть» [41, с.166]. Прославляется Богоматерь и во фрагменте жития «Чудо с правителем Афанасием». Правитель волости Афанасий заболел тяжелой болезнью и не мог даже пошевелиться. Афанасий слышал о чудесах, которые совершает Бог и Пречистая его Матерь, и попросил святого Кирилла молиться за него. Происходит исцеление Афанасия от воды, которую ему передает святой. Тут же говорится о том, что Пречистая Богородица и сам Бог помогли правителю волости исцелиться: «И абие помощию Божиею и Пречистыя Его Матере чисто воды священныа, от святаго принесеной, вкусивъ и от нея покропився по всему тѣлу, исцѣление получи и бысть здравъ молитвами преподобнаго Кирила» [41, с.172]. Описываются в житии и другие чудеса, связанные с Матерью Божьей. 1.2 Сказания об иконах Божьей Матери: мотивы, образность, язык Культ Богоматери отразился в различных памятниках древнерусской литературы. Наиболее почитаемыми из памятников Древней Руси стали сказания об иконах Божьей Матери. Перечислить все чудотворные иконы сложно, выделим некоторые из них. В Древней Руси насчитывалось около шестисот икон, все они делились на три типа: Оранта, где Богородица изображена с воздетыми руками вверх, Елиосте умиление и Одигитрия (Путеводительница). Самыми известными и интересными являются сказания о Казанской, Владимирской, Тихвинской, Иверской, Смоленской иконах Богоматери. Большинство из сказаний об иконах Богоматери насыщены разнообразными богородичными мотивами. Самыми популярными извстречающихся мотивов являются мотив защиты Богородицей человека или народа, мотив спасения, мотив исцеления, мотив явления, мотив видения, мотив милости Богородицы. В сказании об иконе Богоматери «Живоносный источник»лик Матушки Божьей обнаруживают на камне, где в дальнейшем возводится храм. По преданию икона «Живоносный источник» была найдена в лесу, где протекал родник. Здесь, в свою очередь, отражен мотив возвышения при помощи «камня, горы или леса». В соответствии с легендой воин Лев встретил слепого человека, который попросил у него воды. Перед взором воина предстала Богородица, которая указала ему на источник и тину. После этого он приложил к глазам слепого тину и слепец прозрел. На месте этого свершившегося чуда воин Лев, уже будучи императором, воздвиг церковь. Сказание об иконе «Живоносный источник» было написано в X веке неизвестным автором. В этом памятнике отражен также мотив явления и исцеления. Император Юстиниан Великий страдал от болезни, которую немогли излечить врачи. Он уже отчаялся, когда услышал голос Богородицы: «Ты неможешь вернуть себѣ здоровья, если не напьешься изъ моего источника» [55, с. 229]. Юстиниан не мог понять, о каком источнике идет речь и отчаялся. Тогда ему явилась Богородица и повелела: «Встань, царь, иди на мой источникъ, выпей изъ него воды и будешь, какъ прежде, здоровъ» [55, с. 229]. Он выполнил просьбу Богоматери: выпил воду и исцелился. Еще одним памятником Древней Руси, который представляет немалый интерес, является «Сказание о чудотворной Смоленской Седмиозерной иконе Божией Матери». Автор данного памятника неизвестен, точная дата создания тоже остается под вопросом. Предание говорит, что в городе Устюге жил монах Ефимий, которому от родителей досталась Смоленская икона. Примерно в период с 1615 по 1646 годы Ефимий пришел в Казань с иконой Седмиозерной (Смоленской). Он начал искать себе в окрестностях жилье и выбрал пустынь Седмиозерную. Это место имело такое название по причине того, что вокруг пустыни располагались семь озер. Старец построил себе шалаш и уснул. Проснувшись, он увидел чудо – огненный столб, простиравшийся от земли до неба. Здесь реализуется мотив «огненной стихии» - мотив, который встречается в древнерусских памятниках о постройке храмов на месте, указанном иконой. Ефимий понял, что сам Господь указал ему место будущей обители: он поставил крест, а недалеко построил себе келью. Вернемся к повести о Седмиозерной иконе. Спустя 12 лет пребывания Ефимия в пустыне, вырос на месте чудного явления монастырь Вознесенский. Благодаря чудотворной иконе, которую привез с собой монах Ефимий, прославился монастырь. Икона стала ценной еще и потому, что спасла однажды людей от чумы. В повести о Смоленской иконе Богоматери описываются около восемнадцати чудес, сотворенных святыней. Прежде всего, это исцеления людей от различных болезней и недугов. Например, один крестьянин имел искривленную голову. Он пришел в церковь, где находилась икона, и во время молитвы к Богородице у него выпрямилась голова. В сказание включены исцеления Божьей Матери от слепоты: дочь крестьянина была слепой шесть лет, ее родители стали молиться чудотворному образу, и она прозрела. Описываются в сказании два других необычных случая. Первым таким событием стало наказание Василия, «эконома соборного», который во время службы в церкви вырвал крест из рук иеромонаха Седмиозерной пустыни Сергия и наговорил ему много грубостей. По окончании службы Василий пришел домой, заболел и на другой день умер. Вторая история напоминает первую, но только здесь священник из-за своей зависти к монахам впал в тяжелейшую болезнь, спастись он смог только молитвой к Смоленской иконе Богоматери: «Скоро иерей впал в телесный недуг и так изнемог, что едва был жив. Сознавшись в своем грехе, он попросил принести святую икону Смоленской Богоматери, и, будучи не в состоянии встать с постели, молился лежа, дал обещание списать копию со святой иконы и послать в пустынь, и внезапно исцелился, славя Пречистую Деву Матерь Божию, и свое обещание исполнил» [18, с.20]. Среди большого количества сказаний об иконах Богородицы выделяются произведения, авторы и даты написания которых точно неизвестны. Такими произведениями являются: «Сказание о чудотворной Смоленской Седмиозерной иконе Божией Матери», «Сказание о Чолнской (Челнской) иконе Божьей Матери», «Сказание об иконе Божьей Матери «Знамение», «Сказание об Озерянской иконе Богоматери», «Сказание о Тобольской иконе Богоматери», «Сказание о Ватопедской иконе Богоматери» и другие. Мотив «огенной стихии» встречается также и в повести об иконе Божьей Матери «Знамение». По легенде «дворянин Воейков, знаменитый безбожник», ехав на лошади, увидел мерцание огня впереди [4, с.3].Он сошел с коня и обнаружил вместо огненного видения икону «Знамение». Он уверовал в Бога и построил церковь в честь Богородицы. Существуют разные сказания об иконах «Знамение»: «Знамение»-Новгородская, «Знамение»-Абалацкая, «Знамение» Серафимо-Понетаевская, «Знамение» в Московском Златоустовском монастыре, «Знамение» во Владимире, «Знамение» в Соловецком монастыре, «Знамение» в Туле и ряд многих других. Все предания об иконах Пресвятой Владычицы разнообразны по своему строению: какие-то дают краткую информацию о чуде, произошедшем от иконы, другие же имеют развернутое повествование об исцелениях, чудесах, знамениях. В сказаниях иконы обнаруживаются на дереве, у источника или реки, на горе, в лесу и даже в земле. Предания имеют общие черты, так как в них отразились «исторические события и специфические особенности жизни древнерусского общества в целом: например, борьба с иноземными завоевателями, основание монастырей – «сторожей» Русской земли, междоусобные столкновения, избавление «от глада и мора», нравственно-интеллектуальные искания и общественно-политические тенденции» [29, с.60]. 1.3 Богородичные эпизоды в древнерусских воинских повестях Воинская повесть – один из самых ранних литературных жанров Древней Руси. Воинские повести начали появляться в XIII – начале XIV вв. Они включались как в сборники исторического содержания, так и в летописи XVI-XVII веков. Авторы многих воинских повестей, как и житийных памятников, неизвестны. Медиевисты употребляют определение «воинская повесть», но определение «воинское сказание» также вполне возможно. По мнению профессора Я.С. Лурье: «Русь знала жанр повести, близкий к соответствующему жанру в литературе нового времени, повесть как один из видов сюжетной прозы» [43, с.5]. Чаще всего воинские повести в Древней Руси не имели автора – ведь большинство древнерусских произведений анонимны. Воинская тема занимала центральное место в древнерусской литературе. Д. С. Лихачев утверждал, что «она очень для нее характерна и важна, а для русской истории значительна» [43, с.33]. Это не случайно: становление Руси и развитие русского государства проходило в постоянной борьбе с внешними врагами. Большинство древнерусских произведений на воинскую тему рассказывает не о победоносных завоевательных походах русских князей в чужие земли, а об обороне русских земель от внешних врагов, о защите родины. Как отмечал Д.С. Лихачев, «дело тут не только в том, что походы в чужие земли становятся реже, а оборонительные чаще, но и в моральной стороне дела. Создаются высокие этические представления об истории, войнах, сражениях. Все чаще встречаются в русской литературе описания героической гибели храбрых воинов, защищающих русскую землю, а не нападающих на другие страны» [39, с.11-112]. Жанр «Слова о полку Игореве» определяется исследователями по-разному: «слово», «лиро-эпическая песнь», «повесть». Несомненно, в этом произведении есть элементы воинской повести, так как в центре памятника – изображение воинского похода и сражения. Основные этапы подготовки к битве: обращение князя к князьям-единомышленникам, сбор войска, совет организатора похода с ближайшими соратниками, изображение битвы и ее результатов – присутствуют в «Слове о полку Игореве», как и изображение доблести князей и их дружин. «Слово…» - одно из немногих произведений древнерусской литературы, повествующих о походе в чужую землю (хотя город Тмуторокань, к которому устремлены мысли автора, еще в XI веке принадлежал Руси, хотя управляли им черниговские князья). Поход Игоря не был победоносным - напротив, он завершился поражением русского войска, гибелью большей части дружины, пленением русских князей. Подчинившись чувству, а не рассудку, не согласовав своих действий с великим киевским князем, Игорь, его брат Всеволод и молодые князья Владимир и Святослав повели «свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Изображая воинские события – как это и должно быть в эпическом произведении, неизвестный автор «Слова…» создает произведение глубоко лирическое: он любит своих смелых и мужественных героев, творит над ними свой суд, так как главным идеалом для него остается благо его родной земли и народа. Автор сочувствует Ефросинье Ярославне и другим русским женщинам, мужья и сыновья которых погибают в этом походе - боль этих утрат и надежду на чудесное спасение передает лирический плач Ярославны. В других древнерусских воинских повестях отразятся в той или иной степени узнаваемые черты «Слова о полку Игореве» - доблесть воинов, их самопожертвование, отвага и самоотверженность, сочувствие горю женщин и матерей, печаль о людских судьбах. В финале «Слова о полку Игореве» автор сообщает: «Солнце светится на небесе, Игорь Князь в Руской земли. Девици поют на Дунаи. Вьются голоси чрез море до Киева. Игорь едет по Боричеву к Святей Богородици Пирогощей. Страны ради, гради весели, певше песнь старым Князем, а по том молодым. Пети слава Игорю Святъславлича. Буй туру Всеволоде, Владимиру Игоревичу. Здрави Князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки. Князем слава, а дружине Аминь»[65]. В переводе на современный русский язык: «Солнце светится на небе, а Игорь князь в Русской земле. Девицы поют на Дунае, – вьются голоса их через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей. Села рады, грады веселы. Певши песнь старым князьям, потом и молодым петь: «Слава Игорю Святославичу, Буй туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Здравы будьте, князья и дружина, Борясь за христиан против нашествий поганых! Князьям слава и дружине! Аминь»[66] . Автор не случайно упоминает в финале о Богородице. С момента принятия Русью христианства ко времени написания «Слова о полку Игореве» (вскоре после похода 1185 года) прошло немного времени – если мыслить в историческом масштабе, но почитание Богородицы уже было непререкаемым. Воинскую «Повесть о разорении Рязани Батыем» исследователи называют шедевром древнерусской литературы Повесть несет в себе элементы летописного повествования, устные рассказы о нашествии Батыя, «историческую песню» (Д.С. Лихачев) о богатыре Евпатии Коловрате, а также плач и искусную литературную похвалу. Основной пафос произведения заключается в словах рязанского князя Юрия Игоревича, который считает, что лучше смертью победить врагов, чем быть в их власти. В «Повести о разорении Рязани Батыем в 1237 году» есть эпизод обращения князя Юрия Федоровича Рязанского за помощью к иконе Богородицы: «И сказал князь своим братьям: «О господа мои и братья! Если мы от руки Господней приняли доброе, то не стерпим ли и злое? Лучше нам смертью вечной жизни достигнуть, чем быть во власти язычников. И я, брат ваш, прежде вас изопью чашу смертную за святые Божий церкви, и за веру христианскую, и за отчину предка нашего Игоря Святославича!» И пошел в церковь — в церковь славного Успения пресвятой владычицы Богородицы. И плакал много и молился пред образом пречистой Богородицы, и великого чудотворца Николы, и сродников своих Бориса и Глеба. И совершил обряд прощания с великой княгиней Агриппиной Ростиславовной и принял благословение от епископа и от всего священного собора» [52]. Судьба Рязанского княжества, разгромленного первым в ряду русских земель, встречавших «врага незнаемого», открыла скорбную галерею памятников древнерусской литературы, повествующих об уничтожении татаро-монгольскими полчищами городов и сел, массовой гибели населения, уводе в плен мужчин, женщин и детей. Глубоко патриотичная «Повесть о разорении Рязани» говорила о невозможности примирения с монголо-татарскими захватчиками, призывала к самоотверженной борьбе с врагом. Художественная сила «Повести…» - в ее христианской вере, в искренности, с которой автор описывает героизм рязанцев, в том сочувствии, с каким он рассказывает о бедах Рязанской земли. |