Главная страница
Навигация по странице:

  • Народные корни дидактической игры

  • Дидактические игры в педагогических системах

  • Фридрих Фребель

  • Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.

  • Виды дидактических игр Дидактические игры с предметами

  • Настолько-печатные игры

  • Структура дидактической игры Обучающая (дидактическая) задача

  • Детей

  • Правила

  • Педагогическое руководство дидактическими играми

  • Глава XX ИГРУШКА Характеристика игрушки

  • Педагогические требования к игрушке Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребенка

  • Козлова дошкольная педагогика. козлова дошкольная педагогика. Допускается использовать исключительно в образовательных целях. Запрещается тиражирование информационных ресурсов


    Скачать 3.06 Mb.
    НазваниеДопускается использовать исключительно в образовательных целях. Запрещается тиражирование информационных ресурсов
    АнкорКозлова дошкольная педагогика
    Дата20.10.2022
    Размер3.06 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлакозлова дошкольная педагогика.pdf
    ТипЗакон
    #745607
    страница23 из 30
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   30
    Глава ХIХ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
    Сущность дидактических игр
    Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
    Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм»,
    представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности,
    интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Приведем примеры обучающих задач: научить детей различать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»), уточнить представления о столовой посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет на прогулку»), формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве («Что изменилось», парные картинки),
    развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»). Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.
    Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
    Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия,
    добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета.
    Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать
    цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.
    Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным,
    запоминать,
    сравнивать,
    классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма.
    Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них
    деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным
    продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача
    (как это бывает на занятиях), а игровые действия - для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш - для детей старшего дошкольного возраста).
    Народные корни дидактической игры
    Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ,
    подметивший удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки,
    ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Но можно проследить и нечто общее, свойственное всем дидактическим играм и игрушкам независимо от того, в каком уголке земного шара они возникли. В них отчетливо прослеживается сложившийся в представлениях разных народов взгляд на ребенка как на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в познании окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном общении с окружающими близкими ему людьми, в активных действиях, движениях, позволяющих раскрыться,
    проявить себя. С полным основанием можно считать народные дидактические игры воплощением гуманного, уважительного, бережного отношения к силам, возможностям,
    тенденциям развития ребенка.
    Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и
    обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для народных дидактических игр характерно четко выраженное обучающее эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности,
    динамичности игровых действий. Содержание игры событийно, т.е. отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающее определенный эмоциональный отклик у ребенка и обогащающее его социальный опыт.
    Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры, как
    «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки», «Фанты», «Барыня», «Краски» и многие другие. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений,
    формирования представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из ярких цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки). В содержании и конструкции дидактических игрушек нашло выражение свойственное русской народной педагогике представление о воспитании у детей самостоятельности как важнейшей черты национального характера. Во многих игрушках заложена возможность самообучения ребенка через игровые действия, их повторность, поиск правильного решения задачи, достижение успешного результата.
    Способ игрового действия часто подсказывается самой конструкцией народной дидактической игрушки, что отвечает задаче воспитания самостоятельности в игре.

    В русской народной педагогике имеются дидактические игры и
    игрушки,
    предназначенные для детей разных возрастов: от раннего до школьного. Они входят в жизнь ребенка очень рано - на первом году жизни. Мать, играя с ребенком 7-9 мес от роду,
    привлекает его внимание к окружающим предметам, учит первым игровым действиям. Так,
    слушая «Сороку-белобоку», малыш перебирает пальчики своей руки, трясет мизинчик,
    которому не досталось каши за то, что он «мякинку не принес», «за водицей не ходил, дров не носил, кашку не варил», поднимает ручки к голове при словах «Шу, шу! На головку села!». А 2-летний малыш, охотно включаясь в игру-перекличку, учится говорить,
    участвовать в диалоге, приобретает первые конкретные представления о нормах поведения.
    Простые рифмованные тексты, которые вызывают у слушающих желание их проговаривать,
    стимулируют несложные игровые действия, создают у малыша радостное настроение,
    удовлетворяют потребность в активном познании окружающего мира.
    Для детей постарше русская народная педагогика предназначает дидактические игры, в которых заложена возможность развития активности, сноровки, инициативы, смекалки.
    Здесь находят выражение присущая дошкольникам потребность в движении, в общении со сверстниками, заключается обильная пища для работы ума, воображения. Выдумка, шутка,
    юмор, оптимистический характер - отличительные особенности русских народных игр.
    Они приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу.
    В
    каждой народной игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач. Так, игра «Барыня», в которой много запрещающих правил («да» и «нет» не говорить, не смеяться, не улыбаться, черное с белым не выбирать),
    ненавязчиво учит ребенка выдержке, умению подчинять чувства рассудку; развивает память, гибкость мышления.
    С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал).
    Варианты игр творят педагоги-практики. Опираясь на идеи, заложенные в народных играх,
    ученые создают новые дидактические игры, предлагают целые системы таких игр.
    Дидактические игры в педагогических системах
    Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.
    Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих
    Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом,
    кубиками, шарами, цилиндрами, лучинами и пр.), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.
    Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи,
    песни,
    рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр.
    В помощь детским садовницам (воспитателям) издавались пособия с подробным описанием дидактических игр Ф.Фребеля, с иллюстративным материалом, наглядно представляющим всю последовательность игровых действий, с текстами и нотами словесного и песенного сопровождения.
    Сам Ф. Фребель, его ученики и последователи сначала в Германии, а затем и в других странах высоко оценивали предложенную им систему дидактических игр. Но жесткая регламентированность деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб занимательности;
    методика проведения игр, основанная на подражании детей действиям, словам садовницы,
    - все это вызвало критические замечания известных педагогов, познакомившихся с работой фребелевских детских садов (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е. И. Тихеева).
    Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Последнее, по мнению Монтессори, составляет основу обучения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Эти материалы
    (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы-вкладыши и др.) были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки,
    развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность.
    Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания
    Е. И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в предлагаемых Е. И.
    Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация,
    обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов,
    составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени,
    пространстве. Решение этих и ряда других задач (развитие памяти, внимания,
    коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е. И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (посуда, мебель и др.), настольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики.
    Задания
    1. В сборниках дидактических игр познакомьтесь с сюжетно-дидактическими играми с дидактической куклой («Новоселье куклы», «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает» и др.). Определите их педагогическую ценность. Разработайте свой вариант игры и проведите ее с детьми.
    2. Обратите внимание на развивающий характер предлагаемых игр. На практике в дошкольном учреждении поинтересуйтесь у педагогов, какие из них используются в работе с группой детей, с одним ребенком.
    3. Познакомьтесь со сборниками игр:
    Богуславская З.М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М., 1991.
    Чего на свете не бывает? / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л, Агаевой. -М., 1991.
    В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последнее время поиски
    ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Б. Веракса, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно - дидактическими.
    В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.
    Виды дидактических игр
    Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам,
    содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы
    (предметы обихода,
    орудия труда,
    произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки,
    листья,
    семена).
    Игры с
    предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции
    (анализ,
    синтез,
    сравнение,
    различение,
    обобщение,
    классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них;
    правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти,
    внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы и их отдельные признаки, дети среднего возраста - определять предмет на ощупь, старшие дошкольники - составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать предметы по заданным признакам.
    Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли,
    например продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в игре «Пекарня»,
    закройщицы и швей в игре «Ателье» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях («Кукла Наташа заболела», «Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо», «В гостях у куклы Маши»).
    Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Для малышей
    используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками.
    Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению.
    Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за этими движениями - важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. В таких играх воспитываются осторожность, терпение,
    настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.
    Настолько-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам,
    оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок,
    подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока).
    Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из
    которых одна легковая, другая грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов,
    отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.
    В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото»,
    «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др.
    В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода.
    Тематика домино охватывает разные области действительности:
    «Игрушки»,
    «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов» и др.
    В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста,
    используются игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети
    «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий.
    Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей.
    Эти игры способствуют развитию логического мышления,
    сосредоточенности, внимания. Чтобы сложить картинку из отдельных частей, ребенок должен догадаться, что «это длинное ушко» - от картинки с зайчиком, а кончик пушистого хвоста - от картинки с лисой, т.е. увидеть целое (зайчика, лису) раньше частей. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить. В настоящее время популярны пазлы (от англ, puzzle - игра на выдержку), где картинки разного содержания (изображения сценок из мультфильмов, животных, замков)
    разделены на множество частей (от 32 до 250).



    Для любознательных
    Родина пазлов - Англия, год рождения - 1763. Автор - английский гравер Д. Спилсбари,
    который изготовил из красного дерева географическую карту, разрезанную по границам стран. Карта использовалась в качестве дидактического пособия в школе. Первые пазлы были очень дорогие (ручной труд, трудоемкий материал). Во второй половине XIX в. пазлы появляются в Европе и Америке. Их начинают делать из картона. Революционным открытием стало изобретение особой техники пазлов, а именно: отдельные элементы сцеплялись друг с другом и составляли компактный рисунок, чем пазлы отличаются от мозаики. Расширился тематический диапазон рисунков: много сюжетов, в том числе и по мотивам художественных произведений.
    Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных,
    связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге,
    близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой,
    совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.
    Для детей 4-6 лет создаются новые виды словесных игр. Интересны игры, в которых дети решают игровую задачу (узнают время года и различают его признаки в игре «Какое время года?»; называют профессии в игре «Кем быть?», определяют то или иное событие в
    игре «Когда это бывает?» и т.п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А.С. Пушкина, И. Никитина, И. Сурикова, С. Маршака, Д. Родари),
    которые читает (наизусть) воспитатель или ребенок. Подобные игры ценны тем, что учат слушать поэтический текст, воспитывают эстетические переживания, развивают образное мышление.
    Не меньшее педагогическое значение имеют игры-загадки,
    игры-предположения («Что было бы, если бы?..»), разработанные А. И. Сорокиной: они стимулируют воображение, развивают логическое мышление, речь. В книге «Чего на свете не бывает?» (под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. - М., 1991) представлены словесные игры, которые помогут ребенку научиться сочинять сказки («Шкатулка сказок», «Про что сочиним?»), разбираться в реальных и нереальных ситуациях («Бывает - не бывает?»).
    Задание
    Познакомьтесь с книгой А. И. Сорокиной «Дидактические игры в детском саду» (М., 1982);
    составьте схему видов словесных игр; разработайте свой вариант словесной игры.
    Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.
    Рассмотрим эти компоненты.
    Структура дидактической игры
    Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры,
    которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагают следующую игровую задачу: прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по звуку; отмечать фишками правильные ответы. Таким образом,
    в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Поймай рыбку», «Сложи картинку» и т.п.
    Игровые действия - это способы проявления активности ребенка в игровых целях:
    опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим (растительным) узором и др. Детей
    раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны:
    разобрать и собрать матрешку; отгадать по звукоподражанию, кто кричит (кошка, собачка,
    петушок, корова); самому изобразить, как кричит то или иное животное; узнать и назвать предмет и др.
    Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. Так,
    в некоторых играх дети выполняют, как и малыши, имитационные движения, но последние предполагают уже воссоздание образа, а не показ какого-либо отдельного признака, как раньше («Что мы делали не скажем, но что сделали, покажем», «Угадай, из какой я сказки»).
    Дети 5-6 лет, участвуя в сюжетной дидактической игре, выполняют комплекс игровых действий, связанных с реализацией определенной роли (продавец, покупатель, почтальон,
    бабушка Загадушка, экскурсовод в играх-путешествиях). В 4-5 лет дети выполняют игровые действия поочередно (настольно-печатные игры типа «Лото», «Домино», «Лабиринт»). В
    играх старших дошкольников преобладают игровые действия умственного характера:
    проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т.д.
    Итак, в зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия
    в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог (как и родители) должен всегда следовать при организации дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам (расставляет предметы, меняет их местами; называет, что делают игрушки и т. п.), а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, ее воспитательно-образовательная ценность пропадает.
    Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими.
    Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи (закрыть глаза, пока педагог переставляет игрушки; при игре в бильбоке держать игрушку только в правой или только в левой руке). В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание (пропуск хода, фанты). Запрещающие правила усиливают контроль ребенка за своим поведением, что повышает произвольность последнего (в игре
    «Молчанка» запрещается говорить, в игре «Скажи наоборот» - бросать мяч, пока не сказано слово). В играх для старших дошкольников правила указывают, как выбирать и сменять водящего, кого считать выигравшим и проигравшим, что влекут за собой проигрыш и выигрыш.
    Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь.
    Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
    Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей. Наличие готового содержания и фиксированных правил облегчает объединение в игре. Этому же служат и считалки, с помощью которых дети настраиваются на игру, выбирают водящего,
    учатся быть справедливыми.
    Педагогическое руководство дидактическими играми
    В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать. Рассмотрим их. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выносить на прогулку.
    Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Особого внимания педагога требуют настольно-печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты.
    Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками,
    выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей
    («Витя, научи Алешу складывать домик!»). Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).

    В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности,
    навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Следует поддерживать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Организуя знакомую детям игру,
    целесообразно предлагать одному из них напомнить остальным игровую задачу, правила.
    Учитывая своеобразие дидактической игры как переходной формы к неигровой, учебной деятельности, следует избегать прямого обучения. Так, объяснение новой игры педагог начинает с создания игрового образа. Например, перед игрой «Айболит» предлагает вспомнить сказку К.Чуковского, ее персонажей, их приключения, поступки. Затем приглашает поиграть в знакомую сказку и на протяжении всей игры поддерживает игровой настрой, избегая замечаний, оценивающих реплик и, тем более, реплик негативного характера. По окончании игры необходимо повысить эмоциональный настрой детей,
    подчеркнув, как интересно им было играть вместе, подбодрив проигравших, отметив тех,
    кто добился выигрыша.
    Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
    Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.
    Задания
    1. Объясните, какие воспитательные задачи решаются с помощью дидактических игр.
    2. Составьте схему «Виды и структура дидактических игр».
    3. Выберите 2-3 дидактические игры, определите их обучающие и игровые задачи; продумайте методику использования этих игр, варианты усложнения.
    Глава XX ИГРУШКА
    Характеристика игрушки
    Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия. Например, кукла - обобщенный образ человека. Играя с ней, дети выполняют действия, свойственные образу жизни человека: укладывают спать, кормят, купают, катают в коляске, переодевают и др. В
    детских играх кукла поет песни, танцует, принимает гостей. Таким образом, игрушка необходима для того, чтобы ребенок мог выполнять реальные действия.
    В игрушке присутствует условность изображения предмета, которая также позволяет выполнять с ней разнообразные действия (коня на колесиках можно возить за веревочку, на нем можно покатать мишку). И наоборот, натуралистическая, «приземленная» игрушка не дает простор воображению ребенка, тормозит развитие игрового замысла, ориентирует на определенный набор действий. По наблюдениям К. Д. Ушинского, «...дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии...» (Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. - М., 1954. - Т. 2. - С. 476). Динамика в игрушке обеспечивается конструкцией, материалами, подвижностью частей, звучанием.
    Девочке намного интереснее играть с куклой, которую можно посадить за стол, поводить за ручку, искупать в тазике, причесать, переодеть в платье по сезону и т.п.
    Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Вот девочка взяла куклу - малыша на руки, начала ее качать, говорить ласковые слова, баюкать, т. е. вести себя «как мама», подражая ее действиям, отношению к ребенку.

    Таким образом, игрушка, как справедливо отмечала Е.А. Флерина, «учит ребенка жить и действовать».
    Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав,
    игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению.
    Основа развития маленького ребенка - крепкое здоровье, жизнерадостность. Любимые детские игрушки (мяч, вожжи, кегли, серсо, обруч и др.) побуждают малышей бегать,
    бросать, метать, прыгать, ловить, т. е. развивают движения, удовлетворяют потребности в двигательной активности, общении. Игрушки с сюрпризом, звучащие, заводные вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее.
    Игрушки для маленького ребенка - своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор,
    пробуждают любознательность. Многие предметы входят в жизнь ребенка через игрушки,
    изображающие животных, утварь, технику и др. Есть игрушки, с помощью которых ребенок решает проблемные задачи, учится самостоятельно мыслить, экспериментировать.
    Например, как сделать из конструктора тележку, чтобы ее колеса крутились, «как настоящие», как собрать башенку?
    К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало» (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1954.
    - Т.2. - С. 477). Новая игрушка не сразу завоевывает сердце ребенка. Все зависит от тех игр,
    жизненных ситуаций, в которые малыш включит ее в качестве партнера. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.
    Игрушка наряду с детской книгой - первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические переживания,
    прививает художественный вкус.
    Признавая большое значение игрушек для развития детей, взрослые культивируют их:
    создают, мастерят, производят на фабриках, вносят в жизнь ребенка. Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.
    История игрушки
    Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, с помощью которых дети осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности.
    Археологические исследования, литературные источники донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ткани.
    Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера пытались
    «оживить» игрушку, передать в ней характерные движения, присущие реальному предмету:
    игрушка-крокодил с открывающейся пастью, тигр, заносящий лапу над предполагаемой жертвой, и др. Некоторые игрушки дают представление о социальной структуре Древнего
    Египта: телесные наказания раба или работающий раб.
    В античные времена в Греции, Риме игрушки считали важным средством воспитания.
    Сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы,
    фигурки животных). Было развито ремесленное производство игрушек, которые стали предметом торговли в разных странах. Для развития силы, ловкости производились мячи,
    волчки, серсо. По свидетельству греческого философа Плутарха, среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров.
    На территории Восточной Европы древнейшие игрушки, которые найдены археологами,
    относятся ко II в. до н. э. Это скифские всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обнаружены погремушки, глиняные фигурки, относящиеся к VI-VIII вв. н.э.
    Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки)
    найдены в ходе археологических исследований в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны.
    Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохранились игрушки, предназначенные для представителей знати и их детей. Много игрушек военного содержания (кони в рост ребенка, доспехи, шлемы,
    щиты, мечи). Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которой придавалось магическое значение как хранительнице домашнего очага. От тех времен сохранились кукольные дома с полной обстановкой, выполненной из дорогих материалов,
    часто с украшениями из драгоценных металлов, камней. Кукольные дома, так же как и заводные игрушки, предназначались для украшения интерьера, увеселения гостей. Такие игрушки мастер обычно делал в единственном экземпляре. Многие их них - настоящие произведения искусства. Неудивительно, что они хранились как фамильные ценности,
    передавались по наследству.
    Существовали игрушки и для детей бедноты, но они не дошли до наших дней из-за недолговечности материала, из которого их мастерили (солома, кора деревьев, глина).
    На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.
    Смысл народной игрушки - развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты,
    трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, кубарики, дудки, свистульки,
    куклы...
    В летописях, относящихся к XII в., содержится первое упоминание о игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки. Центрами гончарной игрушки стали село Гжель, Дымковская слобода, Каргополь, Тула и др. Крупный промысел деревянной резной игрушки сложился в селе Богородское, вотчине Троице-Сергиева монастыря. Первые упоминания о нем относятся к 1663 г. Для детей вырезали фигурки лошадок, птичек, медведей и др. В Сергиевом Посаде, получившем известность как центр игрушечного царства в России, изготовляли токарные деревянные расписные игрушки, а также игрушки из папье-маше (кони, ярко расписанные утки, петухи). Отсюда же начала свое шествие по городам и весям России матрешка. Это случилось в 90-е гг. XIX в. Резными деревянными игрушками славилось село Городец (коньки, козлы, быки).
    Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в.
    Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию.
    Известными центрами производства игрушек стали французские города Страсбург и Лимож.
    Игрушки оказались «чувствительными» к изменениям, происходящим в человеческом обществе. С развитием промышленности, средств передвижения, техники в целом меняется содержание игрушек, появляются новые виды. Конец XIX - начало XX в. - время развития технических игрушек.
    Появились разнообразные модели транспортных средств
    (автомобили, поезда и др.). Механизмы движения этих игрушек претерпевают изменения и дополняются по мере развития науки и техники. Очень скоро наряду с механическими устройствами появляются пневматические, магнитные, электрифицированные игрушки.
    Со времен Ф.Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускалось очень много - разнообразных размеров, конструкций. В 1901 г.
    в Великобритании создали первый металлический конструктор.



    Для любознательных

    Более 50 лет назад датская фирма LEGO выпустила конструктор нового поколения.
    Основу конструктора составили кубики разных размеров и форм с выступающими цилиндрическими кнопками. С самого своего появления датские конструкторы привлекли к себе внимание педагогов и стали широко использоваться в детских садах, начальной школе,
    коррекционных заведениях. Первые наборы для детского сада были выпущены в 1961 г.
    Сотрудничество фирмы LEGO с педагогами разных стран (Великобритании, Франции,
    США, Австрии, Голландии и др.) дало возможность выпустить специальные образовательные наборы с методическими материалами по их применению. Сегодня в наборе к прочным, сочно окрашенным кубикам предлагаются человечки, колесики,
    различные дополнительные специальные детали. Все материалы рассчитаны не на сборку одной, пусть даже очень интересной модели, а на регулярную тематическую проектную работу. Несколько десятков элементов позволяют соорудить бесчисленное количество конструкций, к тому же любую из них можно создать различными способами. В мире не осталось стран, где не используются в яслях, детских садах, школах LEGO-конструкторы,
    поэтому сегодня говорят о существовании мирового сообщества LEGO-педагогики. Причем это педагогика, гуманистически направленная: фирма LEGO запрещает вводить элементы и детали антигуманного, милитаристского содержания в свои конструкторы.
    Войны, прокатившиеся по Европе в XX в., повысили интерес к созданию военной игрушки. Военная техника, разные виды оружия стали производиться в широком ассортименте и большом количестве. Военная игрушка, вошедшая в жизнь детей, особенно мальчиков, стимулировала игры соответствующей тематики, утверждая культ силы,
    разрушая представления о ценности человеческой жизни. Развитие электронной промышленности открыло новые горизонты в создании сложной детской игрушки.
    Появились электронные игрушки (на микропроцессорах) с дистанционным управлением, с программируемыми эффектами. Так, в Японии родились и быстро завоевали мировой рынок новые, так называемые виртуальные игрушки. С небывалой скоростью распространяются различные телеигры, компьютерные игры.
    Какой должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку развиваться, активно проявлять себя в игре, жить радостной жизнью?
    Педагогические требования к игрушке
    Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучать окружающую действительность, стимулируют коллективные игры.
    Особое требование предъявляется к
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   30


    написать администратору сайта