Главная страница
Навигация по странице:

  • Методология и философия науки

  • Социальная философия и философия истории

  • 29. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как основные философские направления.

  • Материализм

  • В процессе взаимодействия материализма

  • Однако большинство из них

  • Эта форма материализма возникла

  • Оставаясь в целом на позициях

  • М. Фейербаха

  • Буржуазные философы обвиняют М. в аморализме

  • 2. Идеализм.

  • Тейяр де Шарден

  • Развитие теоретического мышления

  • В противоположность буржуазным философам

  • Веданта

  • Начиная с Декарта

  • У самих буржуазных философов

  • философия. Философия. Древнегреческая философия стихийный материализм и наивная диалектика. Космоцентризм


    Скачать 237.18 Kb.
    НазваниеДревнегреческая философия стихийный материализм и наивная диалектика. Космоцентризм
    Анкорфилософия
    Дата19.10.2021
    Размер237.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #251192
    страница10 из 16
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16

    7Философская теория культуры - слово культура предполагает два смысла. Первый оценочный, когда культура понимается как система личностных свойств то есть система общезначимых принципов, определяющих направленность и мотивацию человеческой деятельности, поведения и поступков человека. Более широкий смысл - это философский смысл, которым пользуются также культурологи, этнографы и другие учёные - культура - это человеческий способ действия, всё то, что появилось благодаря деятельности человека. Таким образом философия культуры - это особый раздел мировой философии, исследующий культуру как целостную определённость, и её типологические особенности и закономерности развития. Кроме проблем этнических культур, то есть культур разных народов, философия культура занимается также вопросами элитарной и массовой культуры, культурным наследованием, культурной самобытностью и т.д..

    8.Методология и философия науки - если гносеология решает проблемы можно ли познать окружающий мир, то методология непосредственно решает задачи каковы должны быть способы познания, чтобы познание было адекватным, то есть знания, полученные в процессе познания, являлись истинными. Методология формулирует принципы, способы, методы и формы познания. Философия науки является продолжение традиционной методологической проблематики, но ареал её интересов шире.

    Она рассматривает место и роль науки и ученых в современном мире. Хотя наука - это не такое уж давнее явление в жизни людей, поскольку как важный социальный она возникает только в 17 веке, но с тех пор ее значение в жизни общества постоянно возрастает. Вопросы, рассматриваемые философией науки таковы:

    - коммуникационные отношения между учеными;

    - интеграция и дифференцирование различных отраслей научного знания;

    - современные научные модели мира;

    - соотношение естественнонаучного и гуманитарного знания;

    - философские проблемы физики, химии и так далее.

    9. Социальная философия и философия истории - социальная философия, близкая к теоретической социологии, рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношение, существующее между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме. Философия истории изучает проблемы движущих сил истории, ее источника, целей, начала и конца.. Особой проблемой здесь выступает вопрос о соотношении субъективного и объективного в историческом процессе, о соотношении исторической свободы и необходимости, а также вопрос о том, носят ли законы общественного развития объективный характер или представляют собой хаотическое случайное нагромождение исторических событий и фактов.

    10. Философия религии - сама религия не теоретична. Это вид мировоззрения, предполагающий Бога или богов как создателей и устроителей действительности. Для религии обязательно характерен культ, то есть практические действия для установления контакта с высшими силами реальности. Однако религия не сводится только к культу и обрядности, она имеет идейную собственно мировоззренческую сторону, вокруг которой ведутся философские дебаты. Кроме религиозной философии (христианской, мусульманской, буддистской) существует также эзотерическая философия.

    11. Этика - это философская наука о нравственности, которая изучает нравственные критерии развития личности и то, как соотносятся реальные человеческие поступки с этическими нормами и представлениями о должном. Это теория нравственности.

    12. Эстетика - это теория прекрасного, наука о сущности и формах творчества по законам красоты.

    29. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как основные философские направления.

    Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
    Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
    Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
    Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
    Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
    В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
    При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

    • объективный идеализм;
    • субъективный идеализм;
    • материализм;
    • вульгарный материализм;
    • дуализм;
    • деизм;
    гносеологической (познавательной) стороны:
    • гностицизм;
    • агностицизм;
    • эмпиризм (сенсуализм);
    • рационализм.

    1. Материализм.

    Материя была всегда. На определенном этапе ее развития у высокоорганизованной материи появля­ется способность чувствовать и мыслить, т. е. возникает иде­альное (Ф. Бэкон, Л. Фейербах. К. Маркс. Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

    Вульгарный материализм: «Идеальное не существует, мозг продуцирует мысль, как печень желчь». (Конец 18 века, Бюхнер, Фохт, Милишотт).

    Материализм - научное философское направление, противоположное идеализму. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенноеть мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая таким образом познаваемость природы. В истории философии материализма, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что в свою очередь оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил.

    В процессе взаимодействия материализма и специальных наук изменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китая и Греция - за несколько вв. до н. э. - в связи с прогрессом в области астрономии, математики и других наук. Общая черта древнего, во многом еще наивного, материализма (Лаоцзы, Ян Чжд, Ван Чун, школа локаята, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.) состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего (Элемент). Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Многие древние материалисты были стихийными диалектиками.

    Однако большинство из них еще не проводили четкого различения между физическим и психическим, наделяя свойствами последнего всю природу (Гилозоизм). Развитие материалистических и диалектических положений сочеталось еще в древнем материализме с влиянием мифологической идеологии. В средние вв. материалистические тенденции проявлялись в форме номинализма, учений о «совечности природы и бога» и раннепантеистических ересей. В эпоху Возрождения материализма (Телезио, Вруна и др.) часто был облечен в форму пантеизма и гилозоизма, рассматривал природу в ее целостности и во многом напоминал материализм античности. Дальнейшее свое развитие М. (материализм) получил в 17-18 вв. в странах Европы (Бэкон, Галилей, Гоббс, Гассенди, Спиноза, Локк).

    Эта форма материализма возникла на почве зарождающегося капитализма и связанного с ним роста производства, техники, науки. Выступая в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии, материалисты вели борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращались к опыту как учителю и к природе как объекту философии. М. 17-18 вв. Связан с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило его механистический характер. В отличие от натурфилософов-материалистов эпохи Возрождения материалисты 17 в. стали рассматривать последние элементы природы как неодушевленные и бескачественные. Другой особенностью М. этой эпохи было стремление к анализу, к разделению природы на более или менее обособленные, не связанные друг с другом области и объекты исследования и рассмотрение их вне развития, среди представителей материалистической философии этого периода особое место занимают фр. материалисты 18 в. (Ламетри, Дидро, Гельвеции я Гольбах).

    Оставаясь в целом на позициях механистического понимания движения, они вслед за Толаендом рассматривали его как универсальное и неотъемлемое свойство природы, полностью отказались от деистической непоследовательности, присущей большинству материалистов 17 в. много элементов диалектики свойственно материализму Дидро. Органическая связь, существующая между всяким М. и атеизмом, у французких материалистов 18 в. выступила особенно ярко. Вершиной в развитии этой формы М. на Западе был «антропологический» М. Фейербаха. Вместе с тем у Фейербаха наиболее ярко проявилась присущая всему домарксовскому М. созерцательность.

    В России и других странах восточной Европы во второй половине 19 в. дальнейшим шагом в развитии М. явилась философия революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Маркович, Вотев и др.), опиравшаяся на традиции Ломоносова, Радищева и др. и в ряде отношений поднявшаяся над узким горизонтом антропологизма и метафизического метода. Высшей и самой последовательной формой М. стал созданный Марксом и Энгельсом к середине 19 в. диалектический М. Он не только преодолел указанные выше недостатки старого М., но и присущее всем его представителям идеалистическое понимание человеческого об-ва.

    В дальнейшей истории М. (материализм) уже резко обозначились две принципиально различные линии: развитие диалектического и исторического М., с одной стороны, и ряд упрощенных и вульгаризованных разновидностей М. Среди последних наиболее типичным был вульгарный М., приближавшийся к позитивизму; к последнему тяготеют и те разновидности М., которые возникли на рубеже 19-20 вв. как искажение диалектического М. (механистическая ревизия марксизма и др.), а также так называемый «научный материализм» (Дж. Смарт, М. Бунге и др.). Во второй половине 19 в. М. в его зрелых формах оказался несовместимым с узкоклассовыми интересами буржуазии.

    Буржуазные философы обвиняют М. в аморализме, непонимании природы сознания и отождествляют М. с примитивными его разновидностями. Отвергая атеизм и теоретико-познавательный оптимизм М., нек-рые из них вынуждены были тем не менее в интересах развития производства и естествознания допускать отдельные элементы материалистического мировоззрения. Иногда идеалисты изображают свои учения как «подлинный» и «наиболее совр.» М. (Карнап, Башляр, Сартр). Затушевывая в ряде случаев противоположность М. и идеализма, буржуазные философы прибегают не только к позитивизму и неореализму, но и к таким аморфным и двусмысленным построениям, как совр. американский натурализм.

    С другой стороны, среди ученых в прошлом было немало таких, которые, декларативно признавая идеализм или по-позитивистски чураясь «всякой философии», в специальных научных исследованиях фактически занимали позиции М. (естественноисторический М. Геккеля, Больцмана и др.). Для совр. передовых ученых характерна эволюция от естественнонаучного к сознательному, а в конечном счете к диалектическому м. (Лан-жевен, Жолио-Кюри и др.).

    Одна из особенностей развития диалектического М. - обогащение его новыми идеями. Совр. развитие науки требует, чтобы ученые-естественники становились сознательными сторонниками диалектического материализма. Вместе c тем развитие общественно-исторической практики и науки требует постоянного развития и конкретизации самой философии М. Последнее происходит в постоянной борьбе М. с новейшими разновидностями идеалистической философии.

    2. Идеализм.

    а) Объективный идеализм: «Первичной была идея. Из нее все произошло, в том числе и эволюционным путем» (Пла­тон, Гегель).

    Современный французский философ Тейяр де Шарден:

    «Во всем было психическое начало, но в неживом оно не получило развития».

    б) Субъективный идеализм (Беркли, Юм). «Существуют только я и мое сознание. Оно порождает ок­ружающий мир. Явления мира — это комплексы наших ощущений».

    Идеализм - философское направление, противоположное материализму в решении осн. вопросе философии. И. исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его о догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его Богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный И. противопоставляет телеологическую т. зр. (Телеология). Буржуазными философами термин «И.» употребляется во многих смыслах, а само это направление рассматривается подчас как подлинно философское. Марксизм-ленинизм доказывает несостоятельность этой т. зр., однако в противоположность метафизическому и вульгарному материализму, рассматривающему И. только как нелепость и чепуху, подчеркивает наличие гносеологических корней у любой конкретной формы идеализма (Ленин В. И., т. 29, с. 322).

    Развитие теоретического мышления приводит к тому, что возможность И. (идеализм) - отрыв понятий от их объектов - дается уже в самой элементарной абстракции. Эта возможность становится действительностью только в условиях классового общества, где И. возникает как наукообразное продолжение мифологических, религиозно-фантастических представлений. По своим социальным корням И. в противоположность материализму выступает, как правило, в качестве мировоззрения консервативных и реакционных слоев и классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия, в коренной перестройке общественных отношений. При этом И. абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе о тем отдельные представители И., ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьезно стимулировали разработку ряда важных философских проблем.

    В противоположность буржуазным философам, насчитывающим множество самостоятельных форм И., марксизм-ленинизм все разновидности его подразделяет на две группы: объективный И., принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный И., сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным И. не абсолютно. Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного И.; с другой стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят на позиции объективного И. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (ВедантаКонфуцианство).

    Классической формой объективного И. была философия Платона. Особенность объективного И. Платона, свойственная древн. И. вообще, - тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале н. э., в эпоху кризиса античного общества, когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с крайним мистицизмом. Эта особенность объективного И. еще сильнее выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного И., произведенная прежде всего Фомой Аквинским, основывалась на искаженном аристотелизме. Основным понятием объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее волю внеприродного Бога, который мудро распланировал конечный во времени и пространстве мир.

    Начиная с Декарта в буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов все больше развивался Субъективный И. Классичским проявлением субъективного И. стала гносеологическая часть системы Верили и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а с др.- объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера этих форм. Субъективно-идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а объективно-идеалистическая - в философии Шеллинга и особенно Гегеля, который создал всеобъемлющую систему диалектического И. Эволюция И. после распада гегелевской школы определялась утратой буржуазией прогрессивной общественной роли и борьбой ее против диалектического материализма.

    У самих буржуазных философов понятие «И.» стало отождествляться только с его наиболее откровенной, спиритуалистической формой. Появилось мнение якобы «промежуточных» и даже будто бы «возвышающихся» над И. и материализмом учений (позитивизм, неореализм и др.). Усилились агностические и иррационалистические веяния, мифологизация философии как «необходимого самообмана», неверие в человеческий разум, в будущее человечества и т. д. Получил развитие реакционный псевдоатеизм (ницшеанство, фашистские философские концепции, некоторые виды позитивизма и др.). В период общего кризиса капитализма распространились такие формы И., как экзистенциализм и неопозитивизм, а также ряд школ католической философии, прежде всего неотомизм. Три названных течения - главной разновидности И. середины 20в., но наряду с ними и внутри них во второй половине века продолжался процесс расщепления И. на мелкие эпигонские школки.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16


    написать администратору сайта